Символика плодородия в мегалитических гробницах Западной Европы
Как мы уже видели, западноевропейские мегалитические гробницы не были могилами в современном понимании этого слова, но представляли собой священные памятники, в которых происходили ритуалы, связанные с регенерацией и с поклонением предкам. Вырезанные на стенах гробниц изображения являются символами регенерации.
На камнях входа, ортостатах, камнях свода и насыпях были выдолблены, вырезаны и, порой, нарисованы разнообразные символы. Однако на протя-
tma VII , Религия Бооини
325
жении почти ста лет мегалитическое искусство считалось чисто орнаментальным, а его религиозное значение игнорировалось. Меж тем эти символы не менее значимы для расшифровки верований строителей мегалитов, нежели для христианства - скульптуры и иконы.
Большой вклад в изучение мегалитического искусства внесла Э.Туиг, собрав в одном томе практически все символы, которые только были вырезаны или нарисованы на камнях от Португалии до Ирландии56. Хотя она не предложила какой-либо собственной интерпретации, ее работа сделала доступными важные материалы по мегалитическому искусству.
|
Ключ к расшифровке мегалитического искусства дал М.Бреннан, который разглядел связь между расстановкой памятников и их символикой, с одной стороны, и точками солнцестояния, равноденствия, солнечных и лунных восходов, а также лунных циклов, сдругой57. Важность этого наблюдения сомнению не подлежит. Однако не следует видеть в этих символах лишь отражение астрономических и математических знаний, не имеющих никакого отношения к религии. Мегалитические памятники необходимо рассматривать в контексте ритуалов. Мы не много выиграем, если будем знать чтоГавринис Нью-Грейндж Маэс-Хоу и другие гробницы были ориентированы на восход солнца в момент зимнего солнцестояния. Вопрос втом почему они были так ориентированы. И ответ на него может дать лишь анализ символики мегалитов.
|
|
За резными или рисованными знаками, которые появляются во всех регионах распространения мегалитического искусства, безусловно стоит некий символический язык. Эти единичные или сгруппированные вместе изображения нельзя считать случайными «макаронами» или граффити: они являются частью древней системы религиозной экспрессии. Можно выделить следующие категории:
Схематические изображения Богини: сюда относятся холмообразные фигуры с выступом вместо головы (порой с волосами) или без него, совинообразные менгиры и стелы, а также изображения глаз и грудей. Ее жизнеродящая вульва обозначается треугольником, двойным треугольником, ромбом и «песочными часами».
|
|
Водные знаки: зигзаги, волнистые линии, многочисленные дуги и чашевидные знаки.
Змеи: свернувшиеся клубком или извивающиеся. Одна свернувшаяся змея идентична изображению солнца, удвоенная — изображению глаза и бараньих рогов.
Солнце с лучами и солнечные часы с чашевидным знаком посередине — символы жизненной энергии.
Деревья жизни или жизненные столпы: вертикально составленные дуги или вертикально ползущие змеи и другие изображения сходного типа.
Спирали, крюки, рога, топоры и «гребни» — стимуляторы жизненных сил.
Быки или бычьи рога - символы утробы Богини.
Ладьи - мостки в потусторонний мир и катализаторы возрождения.
Эти образы поддаются расшифровке только в контексте всей символической системы древне-европейского неолита. Однако изучение тех или иных мотивов и их сочетаний на примере отдельно взятых памятников, таких как Гавринис в Бретани или Нью-Грейндж и Наут в Ирландии, также может быть весьма плодотворным.
Важно задаться вопросом, почему на мегалитах бывают только строго определенные символические изображения — треугольники, вульвы, чашевидные знаки, концентрические дуги, глаза, свернувшиеся змеи и солнце? Почему на погребальных памятниках фигурируют дерево жизни и жизненные столпы? Существенное значение имеет взаимосочетаемость знаков. К примеру, есть отчетливая связь между водными знаками, змеями и женскими изображениями. Чашевидные знаки взаимозаменяемы с треугольниками; они либо ассоциируются с водными знаками, либо окружены ими, а также концентрическими дугами или кругами и волнистыми линиями. Можно также говорить о внутренней связи между свернувшейся змеей и солнцем или глазом. Спирали, полумесяцы Dora kdiokh и топоры сопровождают сим-волические обозначения жизненного источника и выступают в качестве стимулятооов жизненных сил Все они - «символы становления».
|
|
Сперва обратимся к символам, которые можно обозначить как общепринятые знаки образа Богини. В человеческом обличий она почти не появляется, за исключением антропоморфных менгиров, схематизированных изображений человеческой фигуры (рис. 7-117, 7-П8) и гибридов женщины-птицы. Да и для них бывают характерны не столько антропоморфные, сколько совиные очертания, как это можно видеть по изображению на стеле из западного коридора Наута (рис. 7-119) и по пластинам аспидного сланца и костям из Португалии, Испании и Южной Франции. Чаще всего встречаются символические изображения Богини в виде глаз, клюва и бровей (рис. 7-120.7 8) или свернувшихся змей, солнечных дисков пзтаи и ожерелий (см tmc 7-41) или же в виде геометрических форм -треугольников ромбов и «песочных часов». У входа в мегалитические гробницы иногда стоят огромные камни треугольной (Ьормы: не исключено, что они представляют собой Богиню (рис. 7-121).
|
|
Тесную связь между Богиней и ее знаками можно также наблюдать на примере трапециевидных пластин аспидного сланца, коровьих костей и сосудов, которые находят в коридорных гробницах. На некоторых имеются схематические изображения лица или одних глаз, на других вырезаны ряды треугольников,
326
Ihunyrihw М. Нчеи.шмияя Веткой Богат
зигзагов, ромбов, дуг, чашевидных знаков, порой - знаков «X» и «песочных часов» (см. рис. 7-120).
Теперь обратимся к некоторым наиболее значительным мегалитическим гробницам.
Нью-Грейндж
Для Нью-Грейнджа характерна высокая концентрация символов либо на самых заметных, либо на самых важных с точки зрения культа участках58. Таковыми здесь являются стоящий при входе камень насыпи № 1, камень свода восточного алькова и камень насыпи № 52. Все они отличаются виртуозностью орнамента и техническим совершенством отделки.
На камне насыпи № 1 можно видеть типичное для Нью-Грейнджа сочетание символов (рис. 7-122). Большую часть его поверхности покрывают одинарные, двойные и тройные изображения свернувшихся змей. Два верхних завитка образуют характерный для коридорных гробниц Ирландии мотив глаза. К ним присоединен третий, так что вместе они складываются в тройную спираль: этот знак повторяется не только в Нью-Грейндже, но и на других памятниках. Богиня являет
Рис. 7-118 План коридорной гробницы Ле-Пьер-Плат, Локмарьякер, Бретань, с расположенным под углом коридором (верхний рисунок), и схематические изображения - возможно, Богини-совы, — выгравироаанные на внутренней стороне камней коридора (нижние рисунки). У всех изображений имеется вертикальная линия в центреи по три-четыре круга или дуги с каждой стороны. Кроме того, на всех можно видеть множество вырезанных в разное врем кругов. Вероятно, начало IV тыс. до н.э.
Рис. 7-117
Рис. 7-117 (а) Плита из коридорной гробницы, найденная у внешнего входа в коридор: на ней вырезано омфаличе-ское изображение («холм с шишкой»). Что касается камеры (Ь), то она имеет очертания улья (что, скорей всего, символизирует могущество Матери-земли), вздымающегося, как холм или беременное чрево.
Я см
Рис.7-119 Изображение Богини в обличий совы, выгравированное на камне, стоящем справа от камеры в западном коридоре гробницы Наут, Ирландия. В верхней части различимы круглив глаза совы вся оставшаяся поверхность покрыта орнаментом с мотивами лабиринта и водной стихии В центре выделена вульва Ок 3500 г до н э ' высота 48 1 см
Рис. 7-120 Изображения глаз Богини-совы на трапециевидной сланцевой пластине, на коровь костях из коридорных гробниц Португалии и Испании, на сосудах из коридорных гробниц Северной Европы. Их поверхность покрыта рядами зигзагов, треугольников, дуг, штриховым и сетчатым узором. (1) Кинта-Фариньейра; (2) Лос-Милья-рес, Южная Испания; (3-6) Альмисарак, Испания; (7) Кинделёсе, Кирке-Хил-линге; (8) Хильдехёй, Дания. Ок. 3000 г. до н.э.
Глава VII. Религия Богини
327
Рис. 7-118
^^'iPi
Рис. 7-119
Рис. 7-120
▼.▼.▼▼▼ ▼.▼.▼▼
■▼▼..▼.▼▼▼▼▼▼▼▼
▼ ▼▼▼▼▼.▼-▼■ У
▼ ▼▼▼▼▼-▼^
328
Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини
I
себя в единичности, двойственности и тройственности, Она - все вместе взятое. Если свернувшаяся змея символизирует источник жизненных сил, то в тройной спирали заключено максимальное могущество. Внешняя линия третьего, нижнего завитка выходит за пределы тройной спирали, поворачивает в другую сторону и образует фигуру из нескольких дуг с треугольником посередине. Пространство между свернувшимися змеями заполнено ромбами, а по левую сторону тройного клубка ромбы окружены концентрическими дугами.
Камень насыпи № 52 имеет два регистра, отделенные друг от друга вертикальной полосой (рис. 7-123). Слева доминируют свернувшиеся змеи, из которых складывается глазковый мотив. Несколько клубков сходятся в центре, намечая клюв и надбровные дуги. Справа к ним примыкает свернувшаяся змея меньшего размера, над ней — два чашевидных знака и концентрические дуги. Пространство снизу заполнено треугольниками, ромбами и зигзагами. В правом регистре имеется три картуша, в каждом из которых по три круглые чашевидные впадины, перемежающиеся треугольниками или «песочными часами». К картушам примыкают концентрические дуги с треугольником посередине. Можно предположить, что дуги с тре-
Рис. 7-121
угольниками обозначают увеличение жизнеродной вульвы Богини. Подчеркнутое использование тройных отпечатков можно истолковать как символ тройственности источника жизни: скорей всего, существует смысловая связь между тремя чашевидными знаками и тройным змеиным клубком левого регистра.
Символические изображения, которыми покрыта внутренняя сторона плиты свода восточного алькова Нью-Грейнджа, состоят из круглых совиных глаз, тройных (или более) клювов и учетверенного мотива надбровных дуг. В совокупности они образуют рисунок в виде розетки с прямоугольником посередине, крупные змеиные клубки и узор из концентрических овалов с двумя взаимообращенными полукругами посередине. Большой змеиный клубок в центре связан с утроенным мотивом глаз и клюва. К этим основным символическим изображениям примыкает полоса зигзагов; между ними рассыпаны знаки «V» шевроны ромбы зигзаги и dhcvhkh из-вивающихсязмей (рис 7-124).
Как можно видеть, основной целью этих символов было обозначить присутствие Богини-совы и Богини-змеи. К этому выводу нас подводит подчеркнутое выделение мотива совиных глаз, сочетающегося с мотивом свернувшейся змеи, причем оба образа являются
Рис. 7-121 Большой камень треугольной формы у входа в камеру гробницы. Вильдесхау-зен, район Ольденбурга, Шлезвиг-Гольштейн; высота ок. 1,3 м.
[.№ш VII . Религия Богини
329
Рис. 7-122
См
_)
Рис. 7-122 Поразительно виртуозный символический орнамент, вырезанный на камнях при входе в гробницу Нью-Грейндж. Тройные и двойные свернувшиеся змеи перемежаются с ромбами и обрамлены шевронами (справа) и ромбами (слева). Два наибольших змеиных клубка образуют «глазковый» мотив, а их внешнее шес-тислойное продолжение окружает треугольник (внизу в центре). Ок. 3200 г. до н. э.
Рис. 7-123
Рис. 7-123 Символический орнамент на камне керба № 52, Нью-Грейндж, вертикально поделенном на две части. Слева: крупный «глазковый» мотив, образованный двумя двойными свернувшимися змеями; к нему примыкают змеиный клубок поменьше и многослойная дуга; нижняя часть покрыта узором из треугольников, ромбов и зигзагов. Справа: три картуша с тремя чашевидными знаками в каждом; треугольники (вульвы) или чашевидные знаки внутри концентрических кругов. Ок. 3200 г. до н.э.
330
Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини
могучими символами регенерации. Более отдаленные связи соединяют эти символы с чашевидными знаками, треугольниками или ромбами и тройками.
Наут
В Науте на некоторых камнях насыпи вырезаны изображения змей или лунных циклов. Согласно Бреннану, мотив извивающейся змеи мог использоваться для времяисчисления: их изображения нередко имеют 14—17 изгибов, что соответствует периоду прибывания луны. Не исключено, что изображенная на камне керба № 5 (Наут, участок 1)59 свернувшаяся змея, по бокам которой находятся С-образные дуги, представляет лунный цикл от новолуния к полнолунию и к убыванию луны (рис. 7-125). Не вызывает сомнений, что свернувшаяся змея - поливалентный символ, способный одновременно обозначать полно-луние, источник энергии спираль вечности во вре-меннбй плоскости, а также саму Богиню.
Часто повторяющийся в Нью-Грейндже мотив змеи с нередко сопутствующими ему рядами ромбов или зигзагов в Науте можно видеть на камнях западного алькова, в главной камере, на четырех ортоста-тах и на нескольких камнях керба. Как уже отмеча-
лось, угловые мотивы являются не просто декоративным узором, но развитием темы живородного треугольника Богини. Состоящие из двух треугольниш «песочные часы» представляют саму Богиню; а если, как на ортостате № 48 (восточная часть Наута, сбок) от центральной камеры), они оказываются заключены в картуш, то это еще более оттеняет их значимосп (рис. 7-126).
Мотивы, украшающие свод и перемычки над ор-тостатами, всегда имеют «угловой» характер - ромбы в обрамлении отдельных зигзагов или несколькю рядов зигзагов (рис. 7-127). Эта закономерной! встречается во всех значительных гробницах, такю как Нью-Грейндж, Наут и Форнокс. Резьба на узко! наружной стороне камней предполагает, что на ню следовало смотреть с острия. Эти узоры наносил» заранее, а затем укладывали камни на предназначенное им место. Хотя они вполне декоративны, однакс и в них есть элементы регенерационной символики Мотивы повторяются в абстрактно-геометрическое порядке, напоминая медленное пение, литанию ил» зримую ворожбу.
Окружности, точка в окружности, солнце и чашевидные знаки нередко обнаруживаются на утопленных в землю поверхностях или на нижней част!
Рис. 7-124
|
Рис. 7-124 Группа взаимосвязанны) символов на внутренне стороне плиты свода и: восточного алькова Ныа Грейнджа: учетвереннъй «глазковый» мотив, тройной мотив глаза и дуги большие змеиные клубю и концентрический ом; с двумя противопостаВ' ленными полукружиям в центре, перемежаю щиеся знаками «V», шев ронами, кругами, ромба ми и извивающими^ змеями. Частичная ре конструкция.
Г.ша VII. Религия Богини
331
Рис.7-125 |
ортостатов. Эти резные узоры не предназначались для людских взоров, но были средством ритуального контактирования с божественным, заклинания скрытых в камне жизнеродных сил Богини. Это - символы сердцевины, источника и средоточия, где зачинается и откуда бьет жизнь, расходясь концентрическими кругами и дугами. Если бы было возможно подсчитать все чашевидные знаки (искусственные и естественные) круги (концентрические и незамкнутые) и все проявления мотива «точки в круге» то стало бы очевидно что эти символы ЯВЛЯЮТСя наиболее многочислен -НЫМИ а пОТОМУ сЭ.мыМИ важными,
Гавринис
Традиция заклинания жизнеродных сил Богини путем вырезания символических рисунков лучше всего представлена в Гавринисе, одном из богатейших мегалитических памятников Бретани, славящемся совершенством своих рельефов (рис. 7-128, 7-129). Хронологически он совпадает с поздненеолитическим периодом коридорных гробниц и датируется приблизительно концом IV тыс. до н.э.; его перестали использовать ок. 2500 г. до н.э..0 Гавринис со всех сторон окружен водой, первоисточником жизни; он стоит на южной оконечности небольшого островка в заливе Морбиан (когда-то это был полvoctdoв северной сто-роной примыкавший к континенту) Он ориентирован на восход во время зимнего солнцестояния, то-гдэ как основное направление его кооидора указывает на мэксималь-ную точку потьема луны
Во внутренней части святилища резной узор полностью покрывает поверхность 23 ортостатов, что создает впечатление символического единства. Широкое использование мотива волнистых и концентрических дуг напоминает о присутствии вокруг водного элемента. Среди символов доминиру-
Рис.7-125 Свернувшаяся змея, обрамленная круглыми дугами с черточкой в центре: не исключено, что это — изображение лунного цикла. Северо-восточная часть Нау-та (ИЕ 6), 3500-3200 гг. до н. э.
Рис. 7-126 В центре этого ортостата — изображения трех взятых в рамки «песочных часов» (особый знак Богини, состоящий из двух соединенных вершинами треугольников). Над ними - ряды зигзагов и ромбов. Восточная часть Наута, ортостат № 48.
Рис.7-126
332
mm |
Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини
Рис. 7-127.1
25 фт |
Рис. 7-127.2 |
Рис. 7-127
(1) Планы святилища-гробницы Форнокс I; значком «х» отмечено местоположение декорированных ортостатов, ступенчатого свода и перемычек между нишами, 3500-3000 гг. до н.э.
(2) Деталь перемычки при входе с орнаментом в виде зигзагов.
Глава VII. Религия яогини
Гяш
ет изображение круга с точкой или вертикальной линией посередине, обозначающее вульву. Вокруг них -многочисленные волнистые линии и змеевидные дуги, составленные в вертикальные колонны (рис. 7-129). Эти жизненные столпы как будто говорят о том, сколь неисчерпаема жизнеродная сила Богини, вздымающаяся и текущая, подобно волнам. Эта вздымающаяся жизненная сила также проявляется в виде завивающихся линий, которые, возможно, следует интерпретировать как изображения змей. На внешней каменной плите в Гавринисе вырезано несколько быков и топор, что усиливает символику лона — воспроизводства рис. 7-130).
Мегалитическое искусство являет собой символическое утверждение и прославление чередования циклов жизни и смерти на космическом уровне. Гробница уподоблена телу Богини, ориентирована на солнечный и лунный восход, украшена образами регенерации: это изящная метафора неизбежности вселенских циклов. Вселенная и есть тело Богини, внутри которого происходят смерть и озрождение. Свет который во время зимнего солнцестояния про-никает в мегалитические гробницы и освещает их внутренние покои, имеет и метафорическое значение. Это первое шевеление плода: утроба смерти об-новой жизнью.
333
Богиня как могила и утроба
Как мы видим, очертания и символика мегалитических гробниц безусловно связаны с грозной Богиней смерти и возрождения. Ее символические обозначения варьируются от оголенных костей до яйца и матки, от столбообразно условных изображений, грифов-падальшиков, кабанов и собак до возрождающих глаз и змеиных клубков. Некоторые мегалитические гробницы по сей день считаются «пещерами» Богини. Так, коридорная гробница в Нокмери (графство Тайрон', Ирландия) и сейчас зовется «Пещерой Аннайи». Действительно ли это Ее имя? Для ТОГО, чтобы найти ответ, следует обратиться к фольклору и к историческим источникам. В народных сказках Она является в виде старой ведьмы или великанши а именуют ее Ана Аннайа Ahv и Ahkv Из древних литературных источников известно что бретонская Ahkv или Маро и есть Смерть А ирландская Морриган идентифицируется с Аной которая считается хранительницей мертвых и матерью богов Можно предположить что эти имена - наследие строителей мегалитических гробниц
Богиня смерти и возрождения — Богиня зимы и мрака. В фольклоре всех стран Европы она является в виде ведьмы на костяных ногах, белой или снежной
Рис. 7-128
Рис. 7-128 Ортостаты с выгравированным орнаментом из святи-лшла-гробницы Гавринис. Основной повторяющийся мотив - знак вульвы, окруженный концентрическими дугами, волнистыми линиями и змеевидными формами. Поздний неолит, Бретань. IVтыс. до н.э.
334
Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богини
Рис.7-129
Рис. 7-130
Рис. 7-129 Концентрические дуги расходятся от центрального вульво-подобного отверстия, в их верхних частях — омфаличе-ские выступы. Орнамент, выгравированный на ортостате из Гавриниса. Начало IV тыс. до н.э.
женщины. Пора ее власти и мощи приходится на зиму, в особенности на конец декабря — начало января. В Скандинавии этот период называется «рождеством» («jol», а по-английски - «yule»), что не имеет ни малейшего отношения к Рождеству Христову. Как можно предположить, в доисторическую эпоху именно в этот период происходила большая часть ритуалов, необходимых для пробуждения природы и умиротворения Богини зимы. Ранней весной испуганная ведьма-Зима оборачивается прекрасной обнаженной девушкой. Она появляется у ручьев, потоков, озер и рек, расчесывая золотые волосы или качаясь на ветвях ивы. А ее сексуальная привлекательность говорит о том что зима перешла в период регенерации Этот мотив до сих пор существует в европейском фольклоре а его символический ряд имеет близкие параллели в характерных для погребальных памятников ЭПОХИ неолита обозззх смеПТИ и DCГЕНСОЭЦИИ
Рис. 7-130 Гигантский топор и быки с огромными рогами, выгравированные на покровной плите камеры в Гавринисе.
Глава VIII
Священные знаки-письмена
Вотивные приношения -дары божеству
во исполнение обета, воли или пожелания — культовые предметы с сакральными знаками, которые обычно находят группами или рядами, являются характерной чертой неолита и медного века, особенно в Восточной и Центральной Европе. Сам факт изобретения письменных знаков более восьми тысяч лет назад представляется настолько немыслимым, что до сих пор эта возможность никем всерьез не рассматривалась, а имеющимся свидетельствам уделялось мало внимания. В мои намеренья не входит детальный анализ этих знаков или их «чтение», предпринятое некоторыми любителями, которые пытались опереться на индоевропейские языки. Древнеевро-пейские письмена не принадлежат к группе индо-европейских языков так же как критская иеро-глифика, линейное письмо А или кипро-минойская письменность котсшые поэтому и не удается рас-шифровать. Остается лишь надеяться, что когда-нибудь будет найден сше один Розеттский KtlMCнь с ГШ-раллельным текстом на одном из индоевпопейских языков - в принципе ничего невероятного тут нет Пока же просто приглядимся к этому удивительному достижению Древней Европы.
Честь изобретения письменности традиционно приписывается шумерам, однако в Центральной и Восточной Европе письменные знаки появились за две тысячи лет до всех известных нам примеров. В отличие от шумерского, древнеевропейское письмо не имело хозяйственного, юридического или административного назначения. Его развитие было обусловлено длительным использованием графических символов, существовавших в рамках все более усложнявшегося культа Великой Богини. Поскольку письмена встречаются лишь на культовых предметах, их, по всей видимости, следует интерпретировать как свя-щенные иероглифы.
История
Первые археологические находки со священными знаками были сделаны в 1874 г. при раскопках Турдаша (Тордоша), раннего поселения культуры винча на территории Трансильвании. Однако лишь в 1961 г.. после того как в жертвенной яме ранней культуры винча в окрестностях Клужа (также в Трансильвании) были найдены так называемые «тартарские таблички», они пробудили настоящий интерес. М.С.Ф.Худ и другие ученые сочли их производной от известного шумерского письма и охарактеризовали таблички как «бессмысленную имитацию письмен-
ных записей более цивилизованного народа...»'. С тех пор были обнаружены сотни священных предметов с «письменами», однако, даже несмотря на хорошо документированную стратиграфию, их несомненно важное значение по-прежнему игнорируется.
Согласно калиброванной радиоуглеродной хронологии, они появились в первой половине VI тыс. до н.э. и использовались на протяжении двухтысячелетий. Не вызывает сомнения, что эти значки намного старше шумерской письменности Месопотамии или письменности цивилизации хараппы; что же касается критской иероглифики и кипро-минойского письма, то они появились на несколько тысячелетий позже. Следует полностью отвергнуть идею месопотам-ского заимствования, поскольку это очевидным образом противоречит хронологическим данным.
Наличие священного письма вполне соответствует уровню развития древнеевропейских культур. Его использование приходится на то время, когда обитатели Центральной и Восточной Европы обладали металлургией, достаточно развитой архитектурой, широкой сетью торговых связей, удивительным мастерством и значительной степенью специализации при производстве разных изделий, а также сложной и отчетливо выраженной системой религиозных практик и представлений.
Распространение
Этот древнейший вид письма не был случайным явлением, зафиксированным в одном месте; напротив, перед нами феномен самого широкого распространения. К настоящему времени известно около сотни мест, при раскопках которых были обнаружены предметы с «письменами». Большая их часть относится к культурным группам винча и тиса (бассейны Моравы, Дуная и Тисы в Югославии, Восточной Венгрии, Северо-Западной Болгарии и Западной Румынии), а также к культуре караново (Центральная Болгария и Южная Румыния). Кроме того, написанные или нарисованные знаки, ранее таковыми не считавшиеся, были опознаны на керамике культур димини, кукутени, петрешти, бутмир, бюкк и линейно-ленточной керамики. Поэтому неуместно име-новать их «письмом культуры винча»: данный феномен не был единичным. Напротив, он был характерен для всех развитых культур Древней Европы VI-V тыс. до н.э. Отдельные значки порой встреча-ются на керамике и изделиях из кости в Южной Италии эпохи неолита и в мегалитической культуре Западной Европы.
5 огит |
338
Гимбутас М. Цивилизация Великой Богин
44 |
Рис. 8-1 |
Внутренний анализ
Внутренний анализ надписей из 29 поселений культуры винча представлен в диссертации Ш.М.М.Уинна «Знаки культуры винча» (1973), позже опубликованной под названием «Предписьмен-ность Юго-Восточной Европы: знаковая система культуры винча» (1981)2. Каталог Уинна включает 210 опознаваемых знаков, в том числе простые и модифицированные символы, линии, точки и кривые. Как считает автор, все они состоят из 5 базовых элементов, куда входят: 1) прямая линия; 2) две прямых линии, пересекающиеся в центре; 3) две линии, соединенные с одного конца; 4) точка; 5) кривая. Уинн не задавался целью проводить одзличие между сиМВОЛАМИ и письменами. Его классификация представляет гипотетический процесс развития графики от простых форм к более сложным.
В этом корпусе из 210 знаков культуры винча около трети — символы, использовавшиеся по всей Европе. Обычно они стоят отдельно и не вписаны в ряды знаков: исключение составляют символы «V», «М», «X» (или «+»), а также 2-4 вертикальные черточки или точки, которые входят в состав письма Всего насчитывается около 30 базовых знаков (рис. 8-1), остальные образовывались путем добавления к ним одной, двух или трех линий или благодаря комбинированию двух базовых знаков — удвоению, инверсии, противоположению (рис. 8-2).
Базовые знаки в корне отличаются друг от друга; обособились они чрезвычайно рано. Я не считаю, к примеру, что «V» ведет происхождение от диагонали, поскольку этот знак был в ходу с верхнего палеолита. Также не похоже, чтобы знак «М» возник из удвоения перевернутого знака «V», поскольку с самого начала он имел вид зигзага. Как и египетский иероглиф воды, ^^^, ти, «М» в качестве идеограммы воды мог обрести фонетический эквивалент
VAMA//W
ХтУ
П D<0> А
Рис. 8-1 Основные знаки древнеевропейского «письма», 5300-4300 гг. до н.э.
Sma VIII . Священные знаки-письмена
339
Рис. 8-2
V
X
^ Tv 7 ^ f > z \ ^ ^ ^ » / $ Ф
xxi ^4 tX X X ) -Х- ix i их !'# х Х> К
ни
^i^^+'+jfrJ-
м
/^ / v \ W >\ лдл , v ^ д ^ / у \ ^ ч рА /- Л /^
( (:( С С - H С I 3 СС - ДОС» )
г + + Н Т Y S *1 I -
п
П я «п n m н
Рис. 8-2
Базовые знаки (слева) и их производные (справа), образованные с помощью добавления одной или двух черточек, точки, изогнутой линии или при удвоении или перевертывании базовых знаков.
340
Гимбутас М. Цивилизация Великой Богж
*** |
Рис. 8-3
Рис. 8-3
Мадонна из Раста, Западная Румыния, со знаками на спине и по бокам. На спине ясно различима полоса с «письменными» знаками; есть они и на так ребенка. Культура винча. Начало Vтыс. до н.э.; высота 12см.
Рис. 8-4 Терракотовая статуэтка из кургана в Тангыру, бассейн Нижнего Дуная, Румыния, с полоаами знаков спереди и сзади (см. рисунки под изображением статуэтки). Культурная группа боян, фаза Па. Конец VI тыс. до н.э.; высота 9 см.
|
Рис. 8-4
^ N <] v 5)»^
- Чч < И ) Г ^
Рис. 8-5 Глиняная статуэтка с вырезанными на маске знаками. Винча; высота 5 см.
Рис. 8-6 Полосы знаков вокруг ножек антропоморфного сосуда куль туры тиса. Кёкеньдомб, Сегвар, Юго-Восточная Венгрия. Ок. 5300-5000 гг. до н.э.
Рис. 8-7
Горизонтальные и вертикальные ряды знаков на миниатюрны) сосудах, м.б. вотивного характера. (1) Винча, средний периш культуры винча; (2) Сегвар-Тюз-кёвеш, Сентеш, Венгрия, культура тиса; (3) Дая-Романа (Дал-лендорф), район Альба, Западная Румыния. Высота (1)5 см: (2) 8 см; (3) ширина 6,4 см.
!та аШ, Священные енаки-письмена
341
Рис. 8-5 |
Рис. 8-6 |
|
Рис. 8-7 |
|
|
342
Пш бутас М. Цивилизацяя Великой Богш
Рис. 8-8
Рис. 8-8 Глиняная модель святилища из Градешницы с символическим орнаментом на фасаде, стенах и кровле. На фронтальных колоннах тто обеим сторонам от входа — вертикальные полосы «письменных» знаков. Культура винча. Начало Утыс. до н.э.; выссутэ 14 5 см
Рис. 8-9 Глиняный фаллос со знаками на пьедестале. Культура старчево-криш, Окна-Сибиулуй, район Сибиу, Центральная Румыния. Ок. 5500 г. до н. э.; высота 10 см.
Рис. 8-11
Рис. 8-9 |
Рис. 8-10
^
У"\
Рис. 8-10 Пряслице с «надписью» из знаков (ниже — она же в развернутом виде). Фафос, поселение культуры винча в Косовска-Митровице, Южная Югославия. Ок. 5000-4500 гг. до н.э.; длина 8,2 см.
Рис. 8-11 Овальная терракотовая пластина (символ священного каравая?) с вырезанным в центре меандром, вокруг которого располагаются «письменные» знаки. Вид сверху и сбоку. Ранний период культуры винча. Ок. 5200-5000гг. до н.э., Баница, Белград; длина 15 см.
Рис. 8-12 Мелкий сосуд из Градешницы, Враца (поселения культуры винча в Северо-Западной Болгарии), с обеих сторон покрытый «письменными» знаками.
(1) Внешняя сторона: знаки окружают символическую фигуру;
(2) внутренняя сторона: четыре полосы знаков. Начало Утыс. до н.э.; длина 12,5 см.
У 4*
Рис. 8-12
bam VIII, Священные знаки-письмена
еще в глубокой древности. В классической слоговой азбуке Кипра знак /\/\ обозначает слог mi. Аналогичные знаки существовали в VI тыс. до н.э. Поскольку некоторые знаки оставались неизменными стаких давних времен, как эпоха верхнего палеолита, их фонетический эквивалент также мог не меняться.
Возникшие после середины VI тыс. до н.э. значки-символы, модифицированные благодаря добавлению прямых и кривых черточек, а также точек. Сгруппированные или выстроенные в ряд символы в сочетании с линейными знаками встречаются на статуэтках, антропоморфных сосудах, пряслицах и грузиках, моделях святилищ, сосудах для возлияния, емкостях для приношений и других культовых предметах. Скажем, знак «V» встречается в следующих комбинациях: с добавлением черточки или линии сбоку, наискосок или сверху; в связке с перевернутым знаком «V»; с одной, двумя или тремя линиями внутри; с двумя или тремя паралельными линиями, повторяющими его контур; в сочетании со знаком «М»; с удлинением в виде кривой Чаще всего встре-чаются сочетания одной или двух линий со знаками «V» «X» (или «+») и «М» Некоторые надписи представляют собой настоящие лабиринты из повторяющихся знаков «V» или «V» и «М» или же «V» и «У» По всей видимости их значение напрямую связано со смыслом повторяющегося символа
Надписи образовывают горизонтальные или вертикальные ряды, крути или отдельные, не имеющие особого порядка группы. У статуэток полосы знаков могут быть спереди и сзади, наискосок пересекать грудь или располагаться ниже живота (рис. 8-3, 8-4). Порой надписи также фигурируют на их масках (рис. 8-5) и опоясывают ноги (рис. 8-6). На сосудах полосы надписей появляются у основания или у края, на блюдах — у основания или на нем, рядом с центральной частью или в виде вставок (рис. 8-7). В виде вставок их также можно видеть на моделях святилищ — с обеих сторон и над входом (рис. 8-8) — или на подставке для фаллоса (рис. 8-9). На пряслицах они окружают отверстие в середине (рис. 8-10), а на вылепленных из глины миниатюрных караваях ими покрыта вся поверхность (рис. 8-11). Временами надписи могут располагаться четырьмя горизонтальными рядами, как на мелком сосуде из Градешницы, раннего поселения культуры винча (рис. 8-12).
Насколько можно судить, эти группы знаков заключали в себе некие послания. А предметы, на которых они встречаются, - статуэтки, пряслица, грузики, подвески, сосуды для возлияний, миниатюрная посуда и модели святилищ, — по-видимому, имели вотивный характер. В таком случае надписи могли содержать формулы посвящения или имя или один из эпитетов, относящихся к Богине. Похожие группы знаков повторяются на статуэтках и на моделях святилищ (ср. рис. 8-3 и 8-8). Не исключено, что
343
надписи вокруг отверстия в пряслицах обусловлены тем, что Богиня — «пряха, выпрядающая нить жизни», определяющая ее качество и продолжительность, или же тем, что она - Богиня ремесел.
Снабженные надписями статуэтки, пряслица, грузики, горшки и даже таблички в более поздние эпохи выступали в качестве вотивных приношений миной-ским, древнегреческим, этрусским, венетским и римским богиням. Среди вотивных даров венетской Ретин, этой родственной Артемиде Родительнице VI-IV вв. до н.э., надписями снабжены грузики и свинцовые алфавитные таблички. В дар греческой Афине приносили пряслица с надписями. Если древ-неевропейские знаки действительно являются иероглифами, то традиция украшать вотивные дары надписями зародилась за пять тысяч лет до Ретии, Артемиды или Афины.
Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!