Богиня-смерть: провозвестники смерти в образе хищных птиц и ядовитых змей



Богиня-смерть часто является в виде одной даже трех женщин в белом (цвет костей), нередк сопровождает белый пес. Когда она выступает провозвестница кончины, то в большинстве слу имеет вид хищной птицы, совы или вороны. Ei пейский фольклор по сей день призывает остерег ся хищных птиц: сова, ворона, ворон, сойка, яа и чайка внушают страх; их крики, предвещаю] беду или смерть, заставляют нас содрогаться. Ои ется, что псы белой масти, в особенности бор: наделены волшебными способностями. Кроме г, с Богиней-смертью ассоциируется еще одно опас животное: это вепрь, чья щетина будто бы столг ядовита как укус змеи.

В местах палеолитических и неолитических ш лений были найдены захоронения целых скеле хищных птиц или их крыльев. В этом нет ничего) вительного, поскольку основными воплощеш Богини-смерти эпохи неолита были гриф и сова, торые присутствуют как в святилищах, так и в гильниках. Обычай оставлять покойников дляз карнации, чтобы их плоть уничтожили птицы, I существовал в Западной Европе вплоть до бронзов века".

Самые яркие изображения Богини в образе г фов украшают стены Чатал-Хююка, где эти та представлены набрасывающимися на обезглам ные тела (рис. 7-26.1). Голову, обитель души, по смерти человека отделяли и помещали рядом с го вой быка (символом возрождения). Появление! гини в виде грифа, с материнской заботой принте щей в себя останки умершего, безусловно восход древнейшим временам (рис. 7-26.2). Ряд поразите ных стенных росписей, реконструированных Дже! сом Меллартом, показывают, как могли варьиром ся мотивы Богини и грифа (рис. 7-26.3). Подобг узоры, только в еще более схематизированном вв можно до сих пор встретить на турецких килю (безворсовых коврах).


 


Змея воплощала зло у кочевников, но далеко не у всех: у туркмен змея семейной четы кобр. - Прим. ред. '" Этот обычай был и у зороастрийцев. - Прим. ред.


оберег. В индуизме существует культ Нгс


т VII . Религия Бооини


261


 


Рис. 7-26.1

 


К      га ^Vr-N »(


 



Рис. 7-26 1(I)Грифы с огромными метельчаты-|шкрыллями спускаются на обез-шленные тела. Стенная роспись из |ра(уровень VII, 8) Чатал-Хюкжа, Ьтральная Анатолия, конец |\11тыс.дон.э.

5 Набросок реконструкции стенной I реписи из Чатал-Хююка с изображе­ны башен, на которых выставлены I «отеческая голова и обезглавлен-|птсло, и грифов-падалыциков. (тлище Е.V1B/3. I )абросок реконструкции стенной иписи из Чатал-Хююка, на которой |«реддются изображения красных и I иных фифов и богинь Святилище ЕМ.


Рис. 7-26.3


 


262


Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Бо


 








Рис. 7-27


..1

ш


 

Рис. 7-27

 

Богиня-сова (полуженщина-полусо-ва) на менгирах из Португалии, Ис­пании и Южной Франции. Обычно на них обозначены только ее глаза и нос (клюв), реже - груди. Иногда бывает рельефно изображен крюк (4, 6). Поздний неолит, IV — начало III тыс. до н.э. (1) Аскероса, Гранада, Испа­ния; (2) Центральная Португалия; (3) Крату, Алентежу, Центральная Порту­галия; (4) Ма-де-Л'Авёгль, Коллерг, Гар, Южная Франция; (5) Тригуерос, Уэльва, Южная Испания; (6) Аван-Менье I, Южная Франция. Размеры: (1)60,2 см; (2) 50,9 см; (3)50,3 см; (4) 163 см; (5) 2 м; (6) 164,1см.

Рис. 7-28 Неолитические и минойские i бражения Богини с поднятой I рукой, другая рука указует bi (1) Нарезное изображение на с де культуры караново I, нач VI тыс. до н. э. (2) Нарезное изо жение силуэта в форме «песоч часов» с головой в виде соли поднятой вверх птичьей лапо ним соотнесены изображения вей. Культура оциери (Конка-лонис), Сардиния, конец Vm н.э. (3) Узор в виде Богини-пт со змеевидным хохлом на рас: ной керамике из Фаистоса, К начало II тыс. до н. э. (4) Орна тальный рисунок на стеатите призме из Маллии, Крит, сери IIтыс. до н.э.

 


'та VII. Религия Богини


263


 



.7-28


На территории Европы грифы-падалыцики встречаются только в Средиземноморье, между Испанией и Турцией. На севере Богиня никогда не является в обличий грифа; его заменяет сова и дру­гие породы хищных птиц. В Западной Европе изо­бражения Богини в обличий совы бывают выреза­ны на менгирах, стоявших перед входом в мегали­тические гробницы, а порой и внутри них (рис. 7-27). Круглые глаза этой богини, которые иногда дополняют клюв и брови, можно видеть в таких святилищах, как Нью-Грейндж, Наут и некоторые другие; меж тем как в Юго-Восточной Европе Бо­гиня в образе совы имеет очертания урны. Но где бы она ни встречалась ей сопутствуют спирали змеи букрании треугольники топоры треугольной формы и крюки. Две последние категории — час­тые атрибуты Богини в образе совы, которая быва­ет изображена на менгирах Британии Франции и Португалии: они играют роль могущественных символов возрождения.

Богиня в образе птицы известна также по изо­бражениям на печатях и сосудах минойской куль­туры (Крит). Одна из ее рук или крыльев поднята вверх, другая опущена (рис. 7-28.3, 4): возможно, что этот жест утверждает ее власть или вынесение приговора. Он начинает появляться также у ее рез­ных или рельефных изображений на ранненеоли-тической керамике (7-28.1, 2).

В историческую эпоху Богиня в облике грифа или совы продолжила свое существование как гре­ческая Афина или ирландская Морриган, обора­чивавшаяся вороной или вороном. Под влиянием индоевропейской культуры оба образа были мили­таризированы: противоборствующие стороны во время битвы видят в них вестников победы или поражения.




Белая Богиня-смерть: столбообразные могильные скульптуры

Основные характеристики этой Богини - за­стывшая поза, нагота; как правило, отсутствие гру­ди, руки сложены на животе или вытянуты вдоль тела (или вообще отсутствуют); большой лобковый треугольник — повторялись на протяжении тыся­челетий от верхнего палеолита вплоть до конца бронзового века во всех культурах Европы. Но если неолитические столбообразные фигуры отличают­ся округлостью форм, то изображения медного и начала бронзового века (ГУ—III тыс. до н.э.) более худы и схематичны. Их ноги, как правило, редуци­рованы до конуса, а сложенные руки превращают-ся в прямоугольник. Другие еще более схематич­ны: у них уже нет ни рук, ни ног, только вытянутые шеи (рис. 7-29). Их находят в местах захоронений, по одиночке или сразу по три: это и есть Белая Бо-гиня, поскольку смерть виделась людям белой как


 


264


Гимбутас М. Цивилизация Великой &


 





Рис. 7-29.1

Рис. 7-29.2


Рис. 7-30.1

Рис. 7-30.2


ваII . Религия Богини


265


 


Рис. 7-31


Рис. 7-29 Мраморные статуэтки с Киклад i условно-абстрактном стиле: большая вульва, цилиндриче­ская шея или большая маска, знаки «V» и группы параллель­ных горизонтальных линий, которые опоясывают ее тело. Раннекикладская I культура. II) Из коллекции Нориджско-го унивеоситетэ' (2) о Делос исотаПсм.

Рис. 7-30 Скальная гробница яйцевидной формы со скелетом в скорчен­ной позе, рядом с грудью лежит (I(статуэтка Белой Богини смерти и возрождения. Еще около него стояло блюдо с рас­крытой раковиной, наполнен­ной красной пастой, и другие сосуды. Куккуру-С'Арриу, Ори-

СТЭНО 116НТОДЛ ЬНЙЯ ЧАСТЬ Запад-

шйСаштинии серелина V тыс юн э (2) СашижГкая тучная

«вном vfionе найденнм в ne-

™!! u ? v ™? Л„,"™™

вредина Утыс. до н.э., высота

Рис. 7-31 Мраморные и костяные изо-акения Белой Богини смер­ти и возрождения, середина V тыс. до н.э. Углубления в облас­ти рта напоминают зубы; широ­кие маски, в ушах проделаны отверстия для медных серег, I Культура караново IV. (1) Бла-гоево, Разград, Северо-Восточ­ная Болгария; (2) Кэшиоареле мровное поселение на Ниж-кем Дунае Южная Румыния Высота 33 см (в оригиналь' вмвиде); (2) ок 20 см.


шч

% ~:

оголенные кости. Ее изображения почти всегда вырезаны из кос­ти, мрамора или алебастра, а если этих материалов не было под рукой, то вылеплены из светлой глины или изготовлены из свет­лого камня. Наибольшую известность, с точки зрения истории искусства, получили мраморные Белые Богини, найденные на Кикладах: некоторые из них достигают 1,5 м в высоту. Они восхи­щают изяществом работы и гармонической пропорциональностью фигуры. Не меньшего внимания заслуживают статуэтки VI—V тыс. до н.э., обнаруженные в скальных гробницах Сардинии, а также в Греции и в некоторых других местах (рис. 7-30). Части их тел гар­монически сочетаются с треугольником, который расположен практически в середине фигуры; руки у них опущены, а лица (или маски) безмятежны.

В болгарской и румынской культуре караново Белую Богиню-смерть изготавливали из глины или вырезали из кости, снабжая ее пугающей маской - круглые глаза, большой рот, зубы (рис. 7-31). А вот в Эгейском и Средиземноморском регионе ее маски, как правило, лишены рта, зато имеют большой нос, как маски Богини-птицы.

В Варнском могильнике (черноморское побережье Болгарии) были найдены захороненные отдельно глиняные маски, выполнен­ные в натуральную величину. У них те же атрибуты, что у стату-


 


266


Гимбутас M. Цивилизацяя Великой Боя


 


Рис. 7-32


Рис. 7-32 Глиняная маска в натуральн величину, могила № 2 Варна го могильника. Золотая кора рот, зубы, серьги и закрепи ные на подбородке две выщ лые кольцевидные подвеси «глазками». Подобного ро маски помещали в кенотафь засыпали дарами. В этой грс нице помимо перечислит предметов были еще золот серьги и пластины, больи количество бусин из эгейи раковин, медная игла, костя веретено, фрагмент кости статуэтки, маленький cocyj крышкой и большое блюдо графитовым орнаментом ич тырехвитковых завитков. Cej дина Vтыс. до н.э.


 


эток культуры караново, только золотые - круглые глаза, большой зубастый рот. Каждая маска увенча­на диадемой, а у подбородка подвешены круглые украшения с отверстием посередине и парой глаз в верхней части (рис. 7-32). В захоронениях позднего периода кукутенской культуры были обнаружены костяные статуэтки Белой Богини смерти, всегда сра­зу по три, безрукие, с пустыми глазами.

В европейском фольклоре Белая Богиня смерти также имеет двойное обличив, являясь то хищной птицей, то ядовитой змеей. В Ирландии предвест­никами смерти издавна считались птицы с пугаю­ще заунывным криком, а в Литве считается, что смерть подползает, как ядовитая змея. Многозначи­тельно и имя литовской Богини смерти: Гильтине, от «gilti», «жалить». Слова «galas» («конец») и «geltonas» («желтый» - цвет кости) относятся к это­му же семейству. В народных сказах ее называют се­строй богини Лаймы, которая определяет судьбы человека.

Тот факт, что всех столбообразных изображают с укрупненным лобковым треугольником в середине тела, имеет глубочайший смысл. Даже в смерти в них сохраняется обещание возрождения, ибо их чрево — вечный промежуток между небытием и новой жиз­нью.

Богиня смерти и возрождения

Всякая жизнь в природе зиждется на смерти, и наоборот. Это особенно хорошо заметно в раститель­ном мире, где для новой поросли совершенно необ­ходимы распад и гниение когда-то живого растения.


срс-

Это осознание взаимозависимости и взаимоперя кания жизни и смерти стало для доисторической м фологии Таинством бытия. Не удивительно, I жизнь древних народов, судя по всему, была сконца трирована на созерцании и переживании сезоння цикла смерти и возрождения.

В древнеевропейской религии смерть и возря дение представали как два взаимосопряженных I пекта единого божества. В нашей линейной дуал стической культуре рождение и смерть — противош ложные полюса, тогда как Великая Богиня каменна века объединяла в себе и то, и другое, олицетвощ собой единый постоянно повторяющийся цикл,л жащий в основании всего видимого мира. Имни ей подчинены смерть, холодный зимний мрак, пещ ры, гробницы и могилы, однако она же принт плодоносное зерно, свет зимнего солнцестоян оплодотворенное яйцо, благодаря которому моп превращается в утробу, где зарождается новая жиз Этим объясняется большое количество могил яй видной формы, над которыми порой бывает водг жен треугольный камень или насыпь камней. Men литические гробницы Западной Европы довол] часто имеют очертания вагины или матки или нек торое сходство с антропоморфным телом Бога (рис. 6-15-6-20).

Стоит упомянуть ряд представлений о Бон смерти, которые сохранились до нашего время Память о ней продолжает жить в волшебных сказк ритуалах, обычаях и в языке. В таких фольклор! сборниках, как, например, немецкие «Сказки», мс но отметить большое количество доисторичеси мотивов, связанных с богиней зимы и смерти. Эг


 


Та VII . Религия Богини


267


 


тарая уродливая ведьма с длинным носом, больши-и зубами и всклокоченными волосами, известная мд именем фрау Холле (или Хелл, Хольда, Перхта и :?.). Ее сила заключена в зубах и волосах; по ее воле дет снег, восходит солнце и происходит возрожде­ние природы. Раз в году она является в виде белой лубки, как благословение, приносящее плодоро-ie. В виде лягушки эта самая Холле достает из ко-озиа закатившееся туда во время сбора урожая крас­ке яблоко, символ жизни. Она обитает на холмах и пещерах (имя «Холле» может быть связано со сло-о\(«H6hle», «пещера») Ей, как Матери мертвых на Шество пекли «Hollenzopf», т.е. «хлеб Холле». Бу-да, которую именовали «Holler» или «Holunder», ыла священным деревом Богини. Считалось, что она бладает целебными свойствами и что под ней оби-тшумершие18. Эта могуществснняя богиня отнюдь е была вычеркнутз. из миоз мисЬологических поел-ставлений, но продолжает жить как прибалтийская

\ Рагана сербская Мора или Морава баскская Мари

| ирландская Морриган, польская и русская баба-яга! Баба-яга может оборачиваться птицей или змеей;

I она высока ростом, тоща, у нее большой нос крюч­им и костяная нога, а живет она в избушке на курь-

[иножках. Анализ происхождения этого имени вы-ляет характерные черты доисторической Богини, |древнерусском и сербскохорватском языках «баба» ачает «женщина», «старуха» и «пеликан», а «яга» нуееа») - «болезнь», «страх» и «гнев», что как раз

(указывает на Богиню смерти. В протосамоедском

|шке «nga» означает «Богиня смерти» или «Бог»19.

[Чтокасается Западной Европы, то Богиня смерти на

[бретонском именовалась «Анку», а на древнеирланд-ком - «Ahv» что означало «хранительница мертвых»

|ш «матерь богов»20.

Существует также лингвистическая связь между

[Богиней смерти, наводящей морок, и недолговечным иогыльком или бабочкой. Ирландское «Маго» и ли­товское «More» означают «Богиня смерти» и «старая вдьма»; а греческое, славянское и германское •тога», «тага» и «morava» — «ужас», «кошмар» и

Кночная бабочка или мотылек». Германское слово <Mahг» и французское «cauchemar» также связаны

lдругс другом. Пугающая смерть превращается в ба­бочку, символ возрождения. Принижение Богини во всех ее формах и прояв-

I лениях началось с индоевропеизации Древней Евро­пы в IV и III тыс. до н.э. и было продолжено в исто­рическую эпоху; этот процесс в значительной мере юпенсифицировала вся совокупность иудео-христи-анских традиций. Несмотря на попытки полностью «уничтожить, в особенности в Средние века, когда европейская инквизиция отправила на костер мно-щ мудрых и уважаемых женщин, — она не вполне утратила свое место как в жизни, так и в устной тра-шии. Богиня смерти и возрождения подверглась

I кмонизации и, деградировав, превратилась в при-


вычную нам ведьму. В рамках сравнительно новой дуалистической мифологии она стала воплощением всего недозволенного и «злого». Эта система верова­ний представляла собой полную противоположность древнеевропейской религии, для которой жизнь и смерть, как и полюса природного цикла, были свя­щенны и неделимы. Но теперь земля перестала быть нашей Божественной Матерью, которой мы обяза­ны рождением и к который мы, умирая, возвраща­емся. Божество перекочевало на небеса, а земля пре­вратилась в край изгнания.

Фольклорная ведьма/Богиня все еще имеет власть над рождением и смертью, лунными циклами и сол­нечной энергией, бурей и молнией или обладает способностью на них влиять. Она знает целебные травы и умеет гармонизировать жизненные силы че­ловека, животных и растений так, чтобы грань меж­ду ними не нарушалась, а жизненная энергия не рас­трачивалась попусту. Она контролирует человеческую сексуальность, поэтому ее особенно страшатся муж­чины. Ведьма губит новорожденных, поскольку и младенец, и темная утроба остаются в ее власти на протяжении 40 дней. У некоторых народов до сих пор существует обычай уничтожать плаценту, чтобы вы­свободить новорожденного из-под ее влияния. На Мальте принято при этом приговаривать: «Я хороню не тебя плацента но ведьму (Zagas)»21. Эти представ­ления о ведьмах содержат в себе обрывки древних традшшй связанных с богиней вперемежкусихде-монизированными иудейскими и христианскими

Идентификация Богини с утробой является одним из центральных мотивов и важным ключом к пони­манию целой серии доисторических символов. От­нюдь не случайно, что ведьма в основном превраща­ется в тех же животных, что и доисторическая Боги­ня, — в жабу, лягушку, ежа или рыбу.

Символы возрождения

Богиня, воплощающая регенерацию, являет себя в формах, ассоциирующихся с женскими половы­ми органами: лобковый треугольник передается тре­угольниками или «песочными часами» (двойным треугольником); вульва - овалом с точкой и лини­ей посередине, а также в виде зерна, бутона и дру­гих аналогичных образов; матка предстает в виде рыбы или ежа, а зародыши — в виде лягушек или зайцев. В сочетании с фаллопиевыми трубами мат­ка напоминает очертания головы быка, увенчанной рогами, — что, возможно, и объясняет тот факт, что идею регенерации чаще всего выражает именно этот мотив. Кроме того, Богиня может быть изображена в виде пчелы, бабочки, мотылька или другого насе­комого к туловищу которого порой оказывается приставлена ее антропоморфная голова Насекомые могут представлять не только саму Богиню, но и


268


Пш бутас М. Цивилизацяя Великой Sea


 




Рис. 7-33 Каменный амулет в виде ж( щины-лягушки. Ахиллейор ок. 6300-6200 гг. до н.э. Ч( ный камень; высота 3,2 см.


Рис


души, оставляющие тело после смерти или во время сна. Такого рода ассоциации зафиксированы как в исторических, так и в архео­логических материалах, и продол­жают существовать в европейском фольклоре.

Большие каменные скульптуры из Лепенски-Вира (их описание см. ниже в разделе «Погребальные практики») являются типичным примером совмещения Богини и рыбы или же рыбы, женщины и хищной птицы. Они были обнару­жены у изголовья алтарей в тре­угольных/трапециевидных святи­лищах. Здесь, как и в других свя­тилищах в окрестностях дунайских Железных Ворот, во время погре­бения в жертву Возрождающей Богине приносили рыб, собак, ко­суль и вепрей. В мальтийских свя­тилищах и в подземных гробницах яйцевидной формы были найдены возлежавшие на ложе скульптур­ные изображения рыб (см. рис. 7-107). Подземное или ночное ложе равно указывает на переход к но­вому рождению.

Чаще всего в святилищах при­сутствуют изображения Богини в облике лягушки или жабы: они, как и аналогичные амулеты из мрамора, алебастра, зеленого кам­ня, слоновой кости или глины, встречаются на протяжении всего неолита и бронзового века, а затем и в историческую эпоху (рис. 7-33). Представление о «блуждающей матке», которая имеет вид лягуш­ки, было широко распространено от Египта, Греции и Рима вплоть до Северной Европы уже вполне исторического периода, а в неко­торых местах оно сохранилось по сей день. Этот образ уходит в глу­бокую древность: вырезанные из кости изображения полуженщи­ны-полулягушки появляются в эпоху верхнего палеолита. В эпо­ху неолита и в более поздние пе-риоды изображения лягушек не­редко имели антропоморфные черты и были снабжены вульвой или человеческой головой. Време-нам и вместо голов ы мо г быть бу-тон


Рис. 7-34

Рис. 7-36


 

W 7 tt ~.!4>-!


Рис. 7-35 Женские репродуктивные opi ны: рисунок из медициной учебника, обнаруживают удивительное сходство с очерч ниями бычьей головы.

Рис. 7-34 Изображение Богини-ежихи на крышке большого сосуда. Куль­тура караново-гумельница. Кэ-шиоареле, островное поселение на Нижнем Дунае, Южная Ру­мыния. Ок. 4500-4300 гг. до н. э.

 

Рис. 7-36 Бычья голова с большими рога­ми: рельефное изображение на антропоморфном сосуде, пред­ставляющем женскую матку. Раннекикладская культура, приблизительно конец IV тыс. до н.э.; высота 10,5 см.

 



i VII . Религия Бооини


Начиная с V тыс. до н.э. частью европейской ико-юграфии становятся изображения ежей. В Румынии нБолгарии были найдены сосуды в форме ежей куль-пры караново; их крышки имеют антропоморфные чфты Богини (рис. 7-34). Если брать более поздний криод, то ежеобразные сосуды и статуэтки этих жи-ютнш были обнаружены в микенской культуре XIV-Ш вв. до н.э., а также в греческих и этрусских гроб­ницах IX-VI вв. до н.э. Среди находок были и боль­ше ежеобразные сосуды (пифосы) со скелетами ищенцев: это своеобразный синтез трех взаимосвя-анных символических образов: могилы, утробы и аа. В альпийских землях вплоть до XX столетия су­ществовал обычай класть в могилу колючий шарик, окрашенный в красный цвет. Такие же шары прино­сили в церковь Деве Марии, чтобы испросить помо­щи при проблемах с маткой. В записанном всереди-неХХ вв литовском фольклоре есть уппминание о ста­вок, которая в коровьем хлеву оборачивается ежом.

Еще более эзотерическим символом утробной ре­генерациииожно считать бычью голову или череп (бу-Чшию). Сходство между букранией и формой жен­кой матки в сочетании с фаллопиевыми трубами было шечено художницей Д.Кэмерон, когда она вместе с Дж.Меллартом работала на раскопках Чатал-Хююка


269

(рис. 7-35). Это можно рассматривать как вполне воз­можное, хотя и эзотерическое объяснение важной роли данного мотива в символической системе Древ­ней Европы, Анатолии и Ближнего Востока. На неко­торых антропоморфных сосудах втом месте, где долж­на находиться матка, изображена воловья голова (рис. 7-36). Некоторые сведения о символической роли бычьих голов можно почерпнуть из настенных роспи­сей Чатал-Хююка. На многих из них букрания либо изображена прямо на теле Богини в том месте, где должна быть матка, либо расположена прямо под изо­бражением Богини в обличий лягушки.

От начала неолита до конца минойской культуры в керамическом искусстве прослеживается постоян­ная связь между букраниями и символикой силы и регенерации. Мотив бычьей головы встречается на расписной керамике кукутенской культуры (рис. 7-37); ее небольшие рельефные изображения можно часто видеть на керамике культуры бутмир. В святи­лищах культуры винча археологи находят букрании, обмазанные слоем глины (см. рис. 3-16).

В подземных гробницах Сардинии бычьи головы являются доминирующим мотивом, символически передавая идею регенерации. Они - или, вернее, мат­ка - изображались над входом или поблизости от него, а в некоторых пещерах сам вход имел форму воловьей головы с большими рогами (см. рис. 7-112, 7-113). Чтобы попасть в это подземное святилище, надо в символическом смысле пройти через священ­ную утробу. То, что между головой коровы, быка или вола и женской утробой имеется тесная связь, также подтверждает наличие ассоциации между волом и водой, источником жизни. Согласно литовским ле­гендам, вол появился из воды, и волами созданы об­лака и озера. Неолитические, минойские или микен­ские скульптурные изображения крупного рогатого скота были украшены узором в виде сетки или яиц, покрытых сеткой. Этот сетчатый мотив являлся сим­волическим обозначением жизненной влаги или око­лоплодной жидкости. «Священные рога», которые начинают появляться в III и II тыс. до н.э. и особен­но характерны для минойской культуры Крита, про­должали служить символическим обозначением ут­робы и регенерации.

С античных времен между «священными рогами» изображали цветы и растения, живые деревья. От бычьих голов поднимались пчелы и бабочки, порой снабженные антропоморфными головами, -таковы, во всяком случае, изображения на минойских сосу­дах и храмовых фресках (рис. 7-38). Благодаря Ови­дию, Вергилию и Порфирию мы знаем, что в Риме мотыльки и пчелы считались душами людей, порож­денных волом. В рамках кукутенской культуры нача­ла IV тыс. до н.э. найден вырезанный на костяной пластине абрис воловьей головы, в которую вписано изображение богини с воздетыми руками и с силу­этом «песочных часов» (рис. 7-39). В данном случае


 


270


Гимбутас М. Цивилизация Великой Бот


 



Рис. 7-37


она представляет не смерть, но возрождение. На одном из пещер­ных рисунков из Испании богиня также имеет силуэт «песочных ча­сов», птичьи лапы вместо ног и рук, пчелиные глаза и усики, а так­же три линии на лице, что являет­ся отличительным признаком Бо­гини-птицы (рис. 7-40). Иначе го­воря, это одновременно хищная птица, женщина и пчела, символ смерти и возрождения.

Богиня-птица также является участницей процесса регенерации. Изображения ее самой, ее груди и ожерелий можно видеть в мегали­тических гробницах (рис. 7-41). При этом ее грудь функционирует не как источник питания и земно­го благоденствия для живых, но как залог воскрешения мертвых. Именно такую роль она играла на 3 ООО лет ранее в святилище Чатал-Хююка, где изображения грудей были рельефно вырезаны на сте­нах поверх черепа грифа: иначе говоря, губительный характер Бо­гини был перекрыт символом жиз­ни. Ее жизнедарительные функ­ции всегда одерживают верх в то время как ее гибельное воплоще­ние, имеющее обличие хищной птицы есть неизбежная но вре-менная, переходная фаза,.

Вездесущая Богиня-змея как в благодетельной, так и в ядовитой ипостаси имеет отношение не только к миру живых, но и к цар­ству регенерации. Она выступает как символ воскресения и бес­смертия, что, конечно,объясняет­ся ее способностью пробуждаться от зимней спячки и сбрасывать старую кожу. Змей часто изобража­ют в свернувшемся виде, причем порой в обратном направлении, тем самым напоминая о приливах и отливах жизни, смерти и возро­ждения, о циклической непрерыв­ности времени. Эти извивающие­ся обитатели темной влажной зем­ли посланники таинственного подземного мира владеют тайной конечного парадокса: смерть пере-ходит в жизнь


Рис. 7-37 Сосуд с протомом в виде бычьей головы. Роспись из змеевидных спи лей и яиц указывает на ее связь с регенерационной символикой. Класси­ческий период кукутенской культуры, Пойнешти. Ок. 4200-4100 гг. до ] н.э.; высота 19см.

Рис. 7-39 Пунктирный силуэт Богини !| виде «песочных часов» на кос-1 тяной пластине с резным изо-1 бражением головы быка. Куку-1 тенская культура, Западна Г Украина. Ок. 3700—3500гг.| до н.э.; высота 17 см.


Дим VII. Религия Богини


271


 




Гк.7-38

foe. 7-39


Рис. 7-38

(1) Богиня, восстающая из головы быка. Деталь росписи на сосуде позднеминой-ской I культуры (Псейра, Восточный Крит): возрождение новой жизни предстает как появление бабочки между рогами быка, который символизирует матку.

(2) Богиня в короне и с крыльями бабочки поднимается между рогов. Оттиск печати, Закрое, Восточный Крит, среднеминойский период III.

Рис. 7-40

Рис. 7-40 Богиня с силуэтом «песочных часов», птичьими лапами, пчелиными гла­зами и усиками. Тройные линии - отличительный признак Богини-пти­цы. Поздний неолит, Южная Испания; высота 11,2 см.


272


Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Бот


 



 


к -'Х' У? '"".-" • ■-■■■".''.'


Рис. 7-41


■^■^•^^^ -v \


Рис. 7-41 В мегалитических галерей»! фобницах Богиня часто бы» ет представлена изображай! фудей и ожерелья, по котор­му ее и можно опознать. (1) Г нитная статуя-менгир из мй литического комплекса а< рейной гробницы. Кейте. о Гернси Великобритания 3000-2500 гг. до нэ ; выа 153 м (2) Изображение соке* лий и фудей из мегалитически гробнииы Белле уBvddh Уа. Франция., приблииитёльв! 3000 г до н э


 


1


2


 


Мужские божества

Малое число мужских скульптурных изображений в местах неолитических поселений и в могильниках не означает, что они имели менее божественный ха­рактер или представляли обычных смертных. Я не буду называть их «героями», как это делает в своем важном исследовании «Богиня и ее герой» (1983) Х.Геттнер-Абендрот, поскольку вижу в них партнеров, супругов и братьев богинь. Хотя мужское начало не расценивалось как источник жизнепорождающей энергии, а представления об отцовстве в древние вре­мена просто не существовало, тем не менее считалось, что мужская физическая и сексуальная сила магиче-ским образом преумножает производительные спо­собности женщины. В эпоху неолита между мужским и женским полом не было дихотомии: напротив, было представление, что их слияние производит энергию, необходимую для умножения жизненных сил приро-ды. Так, некоторые регенерационные изображения богинь наделены мужскими гениталиями или фал­лическими шеями.

Можно выделить как минимум пять категорий мужских божеств, за которыми на протяжении всего их существования была закреплена одна и та же поза. Некоторые из них восседают на стуле или на троне, что говорит об их безусловно важном положении. Однако, в отличие от женских божеств, в чьей утробе зарождается жизнь, они не являются порождающи-


ми божествами; кроме того, они не относятся ни домашним, ни к храмовым божествам: исключи составляет фаллический бог, чьи изображения чрре­дуются с изображениями змеи или Богини-змеи. Oi-сутствие их в святилищах и жилищах можно объсс­нить тем, что мужские божества ассоциировались дикой природой и растительностью. Вероятно, а культ имел место на лоне природы, а потому от нет практически ничего не осталось.

Могучее и умирающие боги растительности

Лучше всего в неолитическом искусстве Юго-Вое точной Европы представлен тип «горестного стрцца» который спокойно сидит на стуле, положив руки колени или подпирая ими подбородок. Эти скульптур­ные изображения зрелого или стареющего божс характерны для ряда культурных групп VII-IVтыс до н.э. Одно из них было найдено вместе с женскс* статуэткой неподалеку от Черного моря на кладбшш Чернаводэ культуры хаманджия (Румыния). Обе фи­гуры представлены в сидячей позе. Мужчина сидитн стуле и, поставив локти на колени, руками подпирая голову: его положение напоминает «Мыслителя» k дена. Поскольку он был захоронен вместе с женкш божеством, которое, по всей вероятности, представ­ляет древнюю Мать-землю, то можно предположил, что этот горестный бог олицетворяет умирающую рас­тительность (рис. 7-42). Должно быть, это - доист*


 


!ш VII. Религия яогини


273


 




рический аналог льняного бога Лина, который проводит зиму в вдесемени, весной рождается, ле­том умирает и снова возвращается 11 землю.

Итифаллические изображения I юношей (рис. 7-43) скорее всего представляют оплодотворяющее могущество весны. Этот Могучий Бог мог быть супругом-консортом | Богини. Как мы знаем по истори­йки зафиксированным мифоло-|гиям, у целого ряда богинь были супруги-консорты: у Деметры — Дионис, у Артемиды - Актеон, у |Геры - Геракл, у Афины - Эрех-й, у Кибелы - Аттис. Не исклю-JitHO, что за пять тысяч лет до IДревней Греции богини также | мели супругов-консортов. Указа­ния на существование священно-обрака - изображения обнимаю-| щихся пар — восходят к раннему | неолиту.

Фаллическое ббжество ми Змей

Фаллосы и изображения стоя-хитифаллических божеств (рис. М4) - возможные прототипы гре-жких герм и Гермеса, который крвоначально был фаллосом или |неем. В последнем качестве он залогом плодородия, вся­кого преумножения и здоровья. ческий Гермес был богом уда-, приносящим богатство и умно-стада. Судя по всему, важ-|ш роль фаллических божков, (шических конструкций и змей ■ Ьерет начало в доисторических ременах затем она прошла через ечекую и римскую историю и лась вплетена в современный ьклор.

Кентавры

Кентавры с туловищем быка и

повой йеловека (цветная яклей-

и22) были существами, стимули-

ашими жизненные силы. Они

им хорошо известны по древне-

ческим сосудам, на которых их

|юоббржали рядом с древом жиз-

|и. На Кипре периода халколита


Рис. 7-42

Рис.7-43


 


Рис. 7-42 Сидящие в задумчивых позах женское и мужское божества в масках; найдены в могиле. Возможно, что это- пред­шественники умирающих и воскресающих богов расти­тельности, хорошо извест­ных по историческим мифо­логиям. Культурахаманджия, Чернаводэ, черноморское побережье Румынии. Ок. ХLVIII-XLVIIвв. до н.э.; высота 12 см.

Рис. 7-43 Итифаллическая статуэтка юного могучего бога, сидя­щего на табурете. Поро­дин, Южная Югославия. Ок. 6000 г. до н.э.; высота 5,25 см.


274


Гимбутас М. Цивилизация Великой fewj


 





Рис. 7-45


Рис. 7-44


 


Рис. 7-44 Итифаллическое изо­бражение юного бога, возможно — предшест­венника эллинского Гер­меса. Терракота. Культу­ра сескло, Сескло, Фес­салия; высота 9 см.

Рис. 7-45

(a) Сидящий бог в мас­ке с крюком в руках, на­ручным браслетом и поясом с росписью в виде зигзагов. Культура тиса, Сегвар-Тюзкёвеш, Венгрия. Начало V тыс. до н.э.; высота 25,6 см.

(b) Деталь.


(ок. 3500-3000 гг. до н.э.) ио жения кентавров клали в моп чтобы помочь возродиться уме*-шему.

Хранители дикой природы

Не исключено, что у мужсш божеств была еще одна фнв> ция - функция хранителей леса диких животных, поскольку № добный мотив можно видеты фольклоре и обычаях Северно! Евразии. Фигура Хозяина леса! повелителя зверей до сих пopcj-: ществует в фольклорных преда» ях, распространенных от Ирлан­дии до России. Этот тип божеса трудно идентифицировать на нове археологических данньц| поскольку его культ насколыэ можно судить, происходил «I домах или святилищах, а налов природы. Я полагаю, что протон пом этого божества был тот сами! получеловек-полузверь которого изображали на стенах палеолит

ческих пеЩСр ряДОМ со СТЙДЗ.Щ!

животных. На одной из стеннш росписей Чатал-Хююка мои» видеть мужскую палкообоазнга фигуру которая держит грифи! считается что этеГ- изображеи Повелителя зверей СнимчегГ ется аналогичное изображен»| женской rtmrvnbi идентиЛини-Г отемой[каГповелительницаТ вотных. Возможно что это был парные божества.

В Венгрии была найдена ж имеющая аналогов скульптур культуры тиса, которая обычно именуется изображением «Взрос­лого мужчины, держащего крюв возможно, что это предшествен­ник божеств, известных в истори­ческую эпоху под именами Сил> вана, Фавна и Пана (рис. 7-45). Все они считались духами лесая защитниками животных, а крои того, — охотниками, которыхта*-же изображают с крюком в руке


Ш УН. Религия яогини


275


 



Рис. 7-46


Священные изображения И их происхождение

Все святилища можно разделить на

| ж основных категории по типу культа Богини: в одних поклонялись богиням, оберегавшим жизненную энергию, и

Хранительницам рода (Богине-птице, Богине-змее, Роженице, Кормилице или донне), в других осуществлялись ри-туалы, связанные со смертью и возрож-книем: Богиня здесь могла быть пред­ставлена разными воплощениями — в

|ичестве грифа, рыбообразной или ля-кообразной Богини регенерации, в

I вде регенерирующей матки, имеющей форму бычьей головы, треугольника или иойного треугольника («песочных ча­яв» или «бабочки»). Ранненеолитиче-сюй Беременной Богине поклонялись во дворе у хлебных печей.

Мы рассмотрим несколько раскопан­ных ранненеолитических поселений, в вторых были найдены следы поклоне-ш различным божествам или разным Е ипостасям, которое могло происхо-шьвсвятилище или во дворе. Большая петь материалов была получена из свя­тилищ Ахиллейона (Фессалия), дати­рующихся 6400-5600 гг. до н.э., и Чатал-Хюкжа (Центральная Анатолия), чьи шгочисленные храмы восходят к VII тыс. до н.э.

Ахиллейон

Это расположенное неподалеку от | Фарсалы (Южная Греция) поселение от­носится к неолитической культуре сеск-I ло: в 1973 и 1974 гг. его раскопки были осуществлены автором этих строк, со-| иестно с Шейном Уинном и Дэниэлом лабуку22. Его существование охваты-нет период с середины VII до середины VIтыс. до н.э.: эта хронология основана и 42 радиоуглеродных датировках и достааочных стратиграфических и типо­логических данных. В Ахиллейоне было найдено несколько святилищ, 200 ми-шторных статуэток и церемониальных платформ с ямами, в которых разжига­ли огонь для жертвоприношений. Все зти находки имеют важное значение с точки зрения изучения данной религии. Более того исследование Ахиллейона ■шало, что культы имели разную ло-шизацию, и каждое место было посвя-


 

 

0


Святилише


Мастерская

Очаг

О .

О      1 м

I ____________ I

Е — вероятный вход


N

Рис. 7-46 Двухкомнатные святилища Ахиллейона, Фессалия: более про­сторная комната — собственно святилище, та, что поменьше, — мастерская. Культурасескло. (1) 6000-5900 гг. до н.э., Ахиллей­он IV, ранний слой; (2) 5900-5800 гг. до н.э., Ахиллейон ^сред­ний слой.


276


Гимбутас А/ . Цивилизация Великой &уи т


 



Рис. 7-47


Рис. 7-47 Головы с клювами (фрагменты разбитых статуэток) и ста­туэтки с клювообразными носами, сложными прическами, головными уборами и большой грудью. Найдены в святи­лищах Ахиллейона, на алтарях и возле них (см. рис. 7-46). Культура сескло, Ахиллейон IV. 6000-5800 гг. до н.э.


щено той или иной богине. Тем самым было устан<*| лено важное различие между богинями, чьим изорра-1 жениям поклонялись в святилищах, и богинями, чк(1 культ отправлялся снаружи — во дворе, рядом с печыо I для выпечки хлеба, на специально приготовлен™ | платформах и алтарях.

Святилища Ахиллейона имеют вид двухкомнатни! помещений. При раскопках было найдено два храм! позднего периода (соответственно 6000-5900 гг. ДО и [ и 5900-5800 гг. до н.э.), располагавшихся один ни I другим (рис. 7-46). Собственно святилищем была боль-шая комната с алтарем, а в меньшей находилась мас­терская, где происходила подготовка к религиозных ритуалам: лепка статуэток, украшение керамически изделий и т.п. На алтаре были установлены скульптур-1 ные изображения Богини-птицы, Богини-змеи, Бога-ни-роженицы и кормилицы. В каждом святилище ш-дено не менее 30 скульптур, считая и те, что были вы-1 брошены в близлежащую мусорную яму. Рядомс алтарями мы обнаружили наиболее качественную ке­рамику, в том числе огромные сосуды для возлиннийс! воронковидным верхом, миниатюрные чаши для воз-1 лияний, черпаки и керамические диски (вомоожно,! грузики). В этом же месте был найден шедевр Аил-лейона: удивительное керамическое изобоажеж! человеческой головы с открытым ртом - без сомне-1 ния «поильник» сосуд для возлияний (рис. 2-12.2),

Керамическая скульптура, тем более крупная, ре* I ко доходит до нас в неповрежденном виде. Статуэш. о которых здесь речь, были изготовлены восемь тыщ I лет назад: в качестве основы мастера брали гальку ига I кусок глины, причем отдельно лепили голову и шею, [ отдельно — живот и бедра. Головы, которые удлою обнаружить в святилищах Ахиллейона, в основжж имеют цилиндрическую форму и снабжены клюш (торчащими носами), но лишены человеческого ра (см. рис. 7-16, 7-47). В нижней части рис. 7-47 можно видеть некоторые реконструированные или частччно реконструированные образцы скульптуры более высо­кого качества.

Поклонение Беременной Богине происходило во I дворе, рядом с печью для выпечки хлеба. Здесь было I обнаружено около сотни ее статуэток разных перио- [ дов существования Ахиллейона. Некоторые изображе­ния представляют Богиню восседающей на троне, дру­гие — стоящей, откинувшись назад, причем опоройев I служат собственные непомерно огромные ягоиииы, [ третьи наделены плоским основанием (рис. 7-48). Спе­реди или сбоку от печей для приготовления хлеба стоя­ли платформы, которые отчасти напоминали скамье: [ на них были расставлены статуэтки. От Ахиллейона III (6100-6000 гг. до н.э.) осталась покатая платформас ямами по углам, выложенная скрепленной гли оot | галькой. Следы угля говорят о том, что на ней рззжи­гали жертвенный огонь, возможно, в пору посева йш сбора урожая ( dhc 7-49) Раскопии этого удивиеель­ного церемониального места с печью, каменной



Рис. 7-48 Беременная Богиня из Ахил-лейона с руками на животе: она восседает на троне, полулежит или стоит на плоском цоколе. Ее изображения найдены во дворах, у хлебных печей или у специаль­ных платформ с ямами для при­ношений П 4) Ахиллейон ТТ ок6200гдонэ-(2 3)Ахиллей' он. IV, ок 6000-5800 гг^нэ. Масштаб 1:10.


277

мьей и платформой с ямами для огня дали ряд пора­зительных находок: в частности, крупные, приземи­стые сосуды с высокими антропоморфными ручка­ми и массу фрагментов расписной керамики. Среди них — фаллические шеи с масками (и с характерны­ми, не столько птичьими, сколько человеческими носами и ртами), которые, возможно, были частями более крупных скульптурных изображений Беремен­ной Богини. Что касается обнаруженных здесь же ке­рамических масок (периоды Ахиллейон II и III, 6300-6100 гг. до н.э.), то их изготовляли отдельно и, как можно предположить, крепили к цилиндрическим шеям (рис. 7-50). Из изделий данного типа эти — са­мые древние в масштабе всего доисторического пе­риода Европы.

Из двух сотен найденных в Ахиллейоне статуэток только две являются изображениями мужских бо­жеств. Одна из них была найдена во дворе возле оча­га: это заставляет предположить, что она каким-то образом связана с Беременной Богиней, поскольку Богине-птице и другим божествам поклонялись в святилищах. Она представляет бога, спокойно сидя­щего на стуле, руки на коленях. Происхождение вто­рой мужской статуэтки остается неясным, к тому же она была сильно повреждена.

Чатал-Хююк

Раскопки познакомили нас лишь с частью этого древнейшего города, однако сделанные там находки имеют огромное значение с точки зрения реконст­рукции неолитической религии". Многие из расчи­щенных построек — не обычные жилища, а храмы, посвященные смерти и возрождению. Стенные рос­писи и рельефы на внутренней поверхности стен, возвышавшихся над захоронениями под полом, пред­ставляют две ипостаси Богини: как смерть она пред­стает в облике грифов, как возрождение - в образе лягушек, причем изображения последнего типа пе­ремежаются с Богиней в позе роженицы. Богиня в виде грифов с антропоморфными атрибутами и боль­шими простертыми крыльями была идентифициро­вана на нескольких фресках, где она набрасывается на обезглавленные тела (см. рис. 7-26). Не исключе­но, что голова считалась вместилищем души, поэто­му после смерти ее отделяли от тела; поэтому в свя­тилищах под лепными изображениями бычьих голов были обнаружены черепа Эти стенные росписи сви-детельствуют о существовании не только практики экскарнации (намеренного отделения плоти от кос-тей) но и связанной с ней веры в то что умерших поглощает Богиня Регенерационные,ритуалы про­ходили в храмах украшенных рельефными или ри­сованными изображениями Богини-роженицы и бычьих голов (рис. 7-51).

Любопытно, что, изучая головы грифов на стенах храмов Чатал-Хююка, Джеймс Мелларт обнаружил,


278


Гимбутас М. Цивилизацяя Великой БотШ


 


Рис. 7-49


Рис. 7-49 Участок двора, обустроннные для поклонения Беременно!! Богине, матери хлеба. (1)Пп| для выпечки хлеба; (2) камеи алтарь; (3) наклонная глинян платформа с 4 ямами для прнно I шений, с каменной обложкой оl углам; пятая яма для приношу-1 ний расположена сбоку; (4) о (5) найденный на алтаре антро-1 поморфный сосуд красного! узODHOrO лошсния с поднятый! ручками;

в l 1 j"» ("чта 3 1 см A YifT*-1

лейон ШЬ Ок 6000





 


Рис.7-50


1ша VII . Рмигия Богини


279


 




Рис. 7-51 Храм Чатал-Хююка с изо-!ражением Богини-лягуш-и<центральная часть, вы-юта 1,2 м). Под ним -бы­чья голова с широко расставленными рогами, и ше одна сбоку. На проти-кшоложной стене - ряд 5иьих рогов. Святили-щeVI 13.8. Конец VII тыс. я н.э.

Рис. 7-52 Взтом храме Чатал-Хюю-ка над бычьими головами найдены изображения ленских фудей, под кото­рыми были скрыты симво-мсмерти — ччрепа грифоо ш нижние челюсти каба-на. Северная и восточная стена святилища VII 35. Конец VII тыс. до н.э.

Рис. 7-50

I Маски на фаллических шеях статуэток: некоторые из них можно было сни­мать, у них вогнутая задняя часть, соответствующая ко­нической форме шей. (1)Съемные маски из Ахил-жйона датируются перио­дм 6300-5700 гг. до н.э.; (2, 3) маски с раскосыми глаза-и, носом и ртом, найден­ные в Ахиллейоне 1MЬ, 6100—6000 гг. до н. э., в мес-

| ш, отведенных для культа Беременной Богини.


Рис. 7-51


 


280


Гимбутас М. Цивилизацяя Вешкой Боли!


 


что рельефные изображения женских грудей (рис. 7-52) - символы пропитания и регенерации — закрывали символы смерти — черепа грифов и ниж­ние челюсти кабанов. Не исключено, что таким об­разом была выражена идея неизбежности цикла «об­ратного поглощения» первородной сущностью, ко­торая порождает и питает все живое.

Во многих святилищах Чатал-Хююка были обна­ружены скульптурные изображения бычьих голов и стенные фрески с большими быками и букраниями. Конечно, необходимо пояснить, как эти образы свя­зан ы с идеей регенерации и почему именно под ними находят человеческие черепа. Как уже гово­рилось, символический смысл букраний был угадан художницей Д.Кэмерон, которая заметила, что бы­чья голова имеет сходство с маткой, а рога — с фал­лопиевыми трубами (см. рис. 7-35). Это проливает некоторый свет на характер и связи между образом быка и Богини возрождения. Голова или череп быка были символом регенерации на Ближнем Востоке: в этом же качестве они широко использовались древнеевропейским искусством. Не исключено, что это символическое значение закрепилось за ними в эпоху палеолита, когда экскарнация человеческих останков была общепринятой практикой*. Обнаже­ние органов человеческого тела давало возможность заметить это сходство. Все прочие символические фигуры из святилищ Чатал-Хююка, которые так или иначе связаны с Богиней и с бычьими ГОЛОВЗ.МИ нацелены на стимуляцию жизненной энепгии и De-генерации: это треугольники двойные треугольни­ки соты куколки и бабочки вульвы и фаллосы кисти и опечатки рук растения и животные влага жизни и околоплодные воды Само количество свя­тилищ фресок и рельефов свидетельствуето посто­янной заботе о поддержании преемственности бы-тия.

В усыпальницах придунайского поселения Ле-пенски-Вир (Югославия) 6500-5500 гг. до н.э. (см. раздел «Погребальные практики») есть весьма убе­дительные доказательства того, что гробницы мог­ли играть роль святилищ Богини смерти и возрож­дения. Главное божество Лепенски-Вира имело вид женщины-рыбы или гибрида женщины, рыбы и хищной птицы (см. рис. 7-102); его изображения помещали у изголовья алтаря. Святилища более позднего времени функционировали сходным обра­зом и соответствовали либо типу Ахиллейона, либо Чатал-Хююка.


Захоронения

Столбообразные статуэтки и скульптуры являк ся изображениями могильных божеств. Начинал Утыс. до н.э. и на протяжении всего IV и III тыс. н.э. они присутствуют в Эгейском и Средиземному ском регионах в скальных гробницах, гипогеях, щ-лективных или одиночных захоронениях в эя могильниках (см. рис. 7-29—7-32). Их помет; могилы по одной или по три штуки, а иногда и в боль-шем количестве. В случае западноевропейских мел-литических гробниц Богиня в виде совы можетбыл представлена на менгирах (вертикально стоящи камнях) или стелах; ее достаточно условные иоббр­жения или изображения одних ее глаз или ррун бывают вырезаны на каменных стенах, на косщ цилиндрических камнях и на плоских кусках аппщ-ного сланца.

Святилища

Я называю святилища «храмами» (temples), по­скольку так принято именовать некое строение т место, отведенное для служения или поклонения од­ному или нескольким божествам. Именно ткково было назначение древнеевропейских и анатолий­ских святилищ эпохи неолита и медного века. Дру­гой термин, который используется в специально! литературе, «shrine», имеет более узкие смысловы! рамки, поскольку обозначает вместилище священ­ной реликвии (ковчег или раку), алтарь или часов­ню какого-либо святого или божества. Святилищ* эпохи неолита и медного века были в первую оче­редь местами для поклонения и проведения ритуа­лов, а отнюдь не только местами хранения священ­ных реликвий.

Святилища и их модели, УП-Утыс. до н.э. Глиняные модели святилищ

Первые глиняные модели, способные дать доста­точную информацию об архитектуре и назначении святилищ, появились ок. 6000 г. до н.э. Обычно они имеют 25—50 см в длину и позволяют составить бо­лее полное представление о конструкции храма. Кро­ме того, их поверхность, как правило, испещрена символическими рисунками, а над входом или на кровле красуются бюст и маска Богини, ее священ­ное животное или просто рога. Благодаря раскопкам были обнаружены сотни подобных моделей разной степени сохранности. Не исключено, что это были дары богине того или иного святилища или же сим­волические изображения той или иной богини: впо-


Насколько можно судить, экскарнация все же не была ни повсеместной, ни общепринятой практикой. Захороненияв позе эмбриона встречались уже у неандертальцев в эпоху верхнего палеолита, что исключает экскарнацию. - Прим . ред .


Ш VII . Религия яогини


281


 


следнем случае их изготовление следует считать ана­логом создания ее статуэток. Одни модели были най-дены вблизи от алтарей или под полами святилищ, другие - в могилах (см. рис. 3-39: данная модель была найдена в могиле девочки).

Археологи рассматривают их как миниатюрные «копии жилищ». Такого рода интерпретации - след­ствие превалирующей тенденции при изучении куль­турных памятников держаться в стороне от вопросов религии. Я считаю, что все эти модели являются уменьшенными репликами храмов и поистине бес­ценным источником информации для реконструкции неолитической религии24.

Значительная их часть связана с культом Богини-птицы. Одни, с торчащими над кровлей головами, своими очертаниями напоминают птиц; у других имеется круглое входное отверстие, которое говорит отом, что их использовали в качестве птичьих доми­ков. Особенный интерес представляют модели из поселения Породин конца VII тыс. до н.э. (прибли­зительно 6000 г. до н.э.), находящегося в Пелагонии, неподалеку от Битолы (Южная Югославия); в 1952 г. там проводил раскопки М.Грбич и др.25 При этом были обнаружены многочисленные модели святи­лищ, имеющие форму дома с «дымоходом» — полым цилиндром, в верхней части которого можно видеть маску Богини-птицы. Рельефный рисунок вокруг дымохода - воротник или ожерелье Богини (рис. 7-53). У ряда породинских миниатюрных святилищ входные отверстия были в форме перевернутой бук­вы «Т» а в одном из них имелся алтарь с треуголь­ным углублением. Еще одна модель святилища из Южной Югославии представляет собой бюст Боги­ни стоящий на прямоугольной koнctdvkuии с ДВУМЯ округлыми отверстиями. На лице Богини обозначе-ныТ-образныенадбровные дуги глаза большой нос (клюв), но нет рта. Кроме того, у нее обозначены пшь и пупок и по два браслета на обеих согнутых и огшенных вниз руках (рис 7-54) Не исключено что шчоугольная crown™ поставляет собой храмо-в™мастерскую(со соис 7-57 на котором представ -юна модель из Кэшиоареле , Южная Румыния с большим основанием в котором проделаны круглые отверстия). Поселение в Породине относится к кон-

IIу VI I TFJtf * ПО н 'Ч    оПНЯ1^П МОЛРТТН f * RCTTH Т¥И1ТТ K * VTTiVFV —

г винчТпоиолизительно 5300-5000 гГлонэ так и имеют ^т^^и^шГтяк миниатюо ^^ lS ^^ т^^^яТ^т^п^кя

Kwmmrt укпашена o ^ ZtZ ^ urZ ^ x ^ rZ в Гс 7 55) А вот мопелькул™ винча из Вэлэстоы


прямоугольной модели святилища из поселения культуры винча в Градешнице (Северо-Западная Бол­гария) нет кровли, но ее стенки богато украшены меандрами, ромбами и параллельными линиями и инкрустированы белым цветом, а по углам располо­жены изображения божества. У главного - крылья и три черты посередине (рис. 7-56.2).

Одна из самых крупных моделей была обнаруже­на при раскопках поселения середины V тыс. до н.э. на дунайском острове (Кэшиоареле, Южная Румы­ния). Ее длина равна 51 см, а ширина — 24,2 см, к тому же у нее два этажа. На первом уровне несколь­ко рядов круглых окон, а на втором — четыре неболь­ших святилища с распахнутым входом, каждое из которых украшено либо рогами, либо стилизован­ным изображением звериных голов (рис. 7-57). Это зенит древнеевропейской культуры - тот период, когда архитектура и керамика достигли настоящего совершенства и предела изощренности. Перед нами модель не какого-то одного святилища, но целого комплекса. Скорее всего, эти четыре святилища принадлежали четырем семьям или группам родст­венников. На нижнем этаже находилась огромная мастерская в которой как можно предположить изготовляли церемониальные сосуды и сотни дру-гих предметов необходимых при совершении тех или иных ритуалов.

О том, что в Vтыс. до н.э. действительно суще­ствовали двухэтажные святилища, свидетельствует значительное число моделей, принадлежащих раз­ным культурным группам. Так, под Киевом, в Ро-жочуватке была найдена модель святилища кукутен-ской культуры. Ее нижний уровень представлял мас­терскую, а верхний - собственно святилище, состоявшее из двух помещений. Вокруг храма была терраса, так что люди могли обойти его кругом: за­метим, что на модели из Кэшиоареле мы тоже ви­дим террасу, которая соединяет все четыре святили-ща (рис 7-58).

Святилища как таковые

Полноценное двухэтажное святилище приблизи­тельно 5000 г. до н.э. было найдено и раскопано в Ра-динграде в окрестностях Разграда (Северо-Восточная Болгария)26. Благодаря ему стало очевидно, что ми­ниатюрные модели храмов были весьма точны. На его нижнем уровне был обнаружен полный набор инст­рументов, характерный для керамической мастер­ской: на платформе были разложены инструменты для нанесения орнамента, стояли небольшие тарел­ки, в которых измельчали охру, палитры для красок, а также большая печь. На верхнем уровне распола-гался алтарь, рядом с ним — ткацкий станок для из­готовления церемониальных одеяний, что, возмож­но, указывает на сакральный смысл самого ткачест­ва. Эта практика изготовления священных одеяний в


I


282


Гимбутас М. Цивилизация Великой Боя»



Рис. 7-53


Рис. 7-54


Рис. 7-53

(1) Глиняная модель святилища в виде тела Бо­ гини. Породин, неподалеку от Битолы, Западни Македония. В каждой стене - широкий вход! виде перевернутой буквы «Т», на цилиндриче­ ской трубе дымохода - маска Богини, на кры­ ше — ее ожерелье. Высота ок. 35 см.

(2) Еще одна модель святилища с цилиндриче­ ским «дымоходом» с маской Богини; выотт! 20,8 см. Породин. Ок. 6000 г. до н.э.

 

Рис. 7-54 Модель святилища с бюстом Богини на крыше цокольного этажа (или мастерской) с круглыми окнами. Нос и брови, возможно, должны напо­минать букранию, один из регенерационньа символов. Македония, Южная Югославия. При­близительно 5500 г. до н. э.; высота ок. 30 см.

.


Гию VII. Религия Богини


283


 



77


Рис. 7-55


Рис. 7-55 Глиняная модел ь святилища с имитирующи м птичье оперение узором, схематически обо­значенной головой, под которой расположе­но круглое отверстие: возможно, что оно предназначалось для птичьей ипостаси Бо­гини. Ранний период культуры винча, Тур-даш у г. Клуж, Западная Трансильвания. Ок. 5200—5000 гг. до н. э.; высота 20 см.


стенах самого храма продолжала оставаться акту­альной в классическую эпоху, меж тем как самые ранние свидетельства ее существования восходят к VII тыс. до н.э.: к ним относятся дискообразные грузила для ткацкого станка, обнаруженные в свя­тилищах Ахиллейона.

Некоторые святилища были посвящены Боги­не-змее: одно из хорошо сохранившихся найдено в поселении Сабатиновка (Молдавская ССР) ку-кутенской культуры, приблизительно 4800-4600 гг. до н.э. Это конструкция в форме дома пло­щадью около 70 кв. м. У одной из ее внутренних стен находился алтарь в виде скамьи, на котором обнаружено 16 статуэток со змеиными головами, сидящих на стульях с рогатыми спинками. Только у одной из них есть руки: она держит то ли змее­подобного младенца, то ли фаллос (рис. 7-59). Рядом с алтарем стоял стул со спинкой, украшен­ной рогами. Скорей всего, он предназначался для жрицы, которая руководила церемониями. Непо­далеку находилась печь для выпечки хлеба, сбоку от нее — горшки, в одном из которых были кости сожженных животных. Кроме того, статуэтки были обнаружены возле печи и на мощеном полу рядом с входом. В общей сложности — 32 статуэт­ки в одном святилище, все без исключения пред­ставляющие Богиню-змею.

Совсем другой характер был у святилищ, в которых проводились регенерационные ритуалы. Так, при раскопках поселения Кэшиоареле, в более раннем слое, нежели уже упомянутый, было обнаружено святилище с двумя колоннами, приблизительно 5000 г. до н.э. Колонны были сделаны из дерева, покрыты слоем глины и рас­писаны символическим узором из квадратных меандров, а стены украшены орнаментом из красных яиц, концентрических кругов и спира­лей27. Все перечисленные мотивы связаны с иде­ей регенерации.

Особый интерес представляют деревянные ко­лонны, поскольку они, по-видимому, символизи­руют древо жизни. Как известно, жизненный столп может быть представлен растением, дере­вом (или деревом, обращенным в колонну, как это произошло в святилище Кэшиоареле), поднимаю­щейся вверх змеей или фаллосом, или же сталаг­митом, таинственным образом произрастающим в пещере. Многие сталагмитовые пещеры на бе­регах Греции, Югославии и Италии использова­лись в качестве святилищ: на протяжении многих веков там совершали регенерационные обряды и мистерии. Что касается вышеперечисленных стран, то их пещеры-святилища восходят к эпохе неолита, а критские — к медному веку.

В 1980-1985 гг. Г.Лазаровичи провел раскоп­ки поселения Парца в 15 км к юго-западу от Ти-мишоары (Западная Румыния). При этом было


284


Гимбутас М. Цивилизация Великой Бона


 





 

Рис. 7-56.2


Рис. 7-56Л

 

 


Рис. 7-56

(1) Глиняная модель святилища, представляют царство Богини в виде водной сферы, символ. чески обозначенной меандрами; внизу - вил него, наверху — три ожерелья, голова реконстру!-рована. С задней стороны модели — круглое Ш' верстие (для Богини, являющейся в образе ш цы?). Поверхность покрыта выемчатым орнамен-том и белой инкрустацией. Группа вэдэстш ранней культуры винча Вэдэстра Юго-Загташ Румыния. 5200-5000 гг. до н.э. (2) Открытая(fa BCDX3.1 модель святилишэ. с головами божеств и

ЧСТЫОСМ VTJ1ам И нИСКОЛЬКО мОЖНО СУЛИТЬ изо-

бражением верховного божества с коылъя» клювом и тоемя линиями на каждом 6okv Все*

Болгария Ок 5000-4500t^rn до н э" ; вПл

14,5 см.

Рис. 7-57 Глиняная модель храмовой постройки из Кэш№ ареле, островного поселения к западу отОлте-ницы, Южная Румыния. Модель представляя большую цокольную конструкцию с круглыш отверстиями, на которой стоят четыре храма. Ка можно предположить, в нижней части была 01-1 ромная храмовая мастерская. Артефакт датир^ ется серединой V тыс. до н. э. и так же постраи от пожара, как и святилище, в котором он бш | обнаружен; высота 24,2 см, длина 51 см.


Ime VII. Религия Богини


285


 




Рве. 7-57


Рис. 7-58


Рис. 7-58 Глиняная модель двухэтажного святилища, най­денная к югу от Киева в Рожочуватке. У обоих эта­жей просторные входы, а перед большим порта­лом и по периметру второго этажа — балкон. На зашей стенке - маленькое круглое окошко. Вы­сота ок. 30 см. Кукутенская (трипольская) куль­тура, ок. 4300-4000 гг. до н. э. Раскопки двухэтаж­ных святилищ культур кукутени, петрешти и ка-раново показали, что они похожи на эту модель.


 

 


найдено несколько святилищ приблизи­тельно 5000 г. до н.э. с колоннами из дерева и глины, скульптурные изображения в на­туральную величину и связанные с ними бычьи головы28. Заключительный отчет об этих раскопках еще не опубликован. Одна­ко известно, что в комплекс построек цен­тральной части поселения последовательно входили два святилища: оба были выстрое­ны из вертикальных бревен, переплетенных прутьями и покрытых глиняной обмазкой. Внутри них находились земляные и глиня­ные столообразные алтари, передвижные очаги на трех или четырех ножках, а также монументальные скульптуры, стоявшие во внутренних углах, отделенных низкими пере­городками. Размеры более раннего святили­ща равнялись 12,5 м на 7 м, а более поздне­го — 11,6 м на 6 м. Колонны шли по западной и восточной стороне храма группами по ЛВС"— тdh В перBOM по времени храме глиняный постамент крупной статуи имел 60 см по диаГОНДЛ и Сама статуя сгорела, однако со­хранилась женская глиняная статуя ИЗ вто-рого более позднего храма с двумя голо-вами и двумя плечами. Она,стояла на воз-вышении из земли и песка гтокрытом счоем глинкг Возле одного гтдрмя была ппикпёгт ­ленГбычьяТоловГе^ ей Сбою enнее стоял ^овородообразный коооё1дпГпо7ношений На, одном из тоёх ™ейТ1иной более5м нмо^съпепе-лвижныГочаги чаши исо™ с ™п«ан ньш нГгорловине ликом Богини напол ненные костями животныхнТлт^гом ал

IТоипвГзепнами^ ГампТвя^пишё пыло попепено пепегопопкой^

п^^пчаг™^Хопые^пГ,иг^еж^ гS чгпрЛпугпор mяе^гти^I™

п^^тпп«мгтояпГч^иГ^гев^

Sm nr^^r ™пJS,„ 15 Ы сI

pS Зернотерокобмазанных глиной

Есть много поселений, особенно в Се­верной Греции, Пелагонии и Македонии, в которых были обнаружены следы построек с алтарями, огороженными коробами для приношений, моделями святилищ, миниа­тюрными столами, треножниками, керно-сами, антропоморфными и зооморфными статуэтками, а также сосудами. Одни из них не считаются святилищами, другие были обнаружены в результате слишком локаль-


286


Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Боат\


 


 


Рис. 7-59


 


Рис. 7-59 (а) Святилище в Сабатинови,] Молдавия, первая полоиит! V тыс. до н. э. Его общая плои»! 70 кв. м, а среди деталей обета-1 новки стоит отметить (1) вымо-1 щенный камнем пол, (2) печь I (3) платформу, (4) глиннный стул, (5) статуэтки и (6) некооль-1 ко сосудов у печи. (Ь) Несколш статуэток из святилища Сб(й- I тиновки (всего их найдено 32).1 Средняя в нижнем оялу држикт i змею или фаллос остальные!»

DVKU ( ВОзмоЖНО ЧТО ЭТО — ПОЛО-1

 


бия Богини-змеи).


Ham VII . Религия Бооини


287


 


ных раскопок, не дающих достаточно материала для реконструкции. Обычно места, где делают подобные находки, описывают как «место поклонения» или «место для приношений»29.

Из всего того, что уже известно, ясно, что на про­тяжении VT-Vтbic. до н.э. святилища действитель­но существовали по всей Юго-Восточной и Цен­тральной Европе. В них приносили подношения и совершали ритуалы при рождении, смерти и по мно­гим другим случаям.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!