Эмоционольная травма дочери , присущая ее отношениям с отцом 19 страница
Для меня эта сказка имела очень большое значение, когда я осознала опасность и защитную силу своего «панциря амазонки». Я осознала, что все попытки моего Эго достичь сверхуспешности и власти, чтобы компенсировать слабость моего отца, в конечном счете, оказались бесполезными. Неожиданно оказавшись безруч-кой, я должна была удалиться в лес своего одиночества и депрессии и научиться ждать и верить. В течение этого времени у меня не переставали течь слезы. Иногда ко мне возвращалась горькая обида за мое непрожитое детство, за то, что отец бросил меня, как затем бросали возлюбленные, а затем слезы застыли и превратились в острые и агрессивные сосульки. А иногда я начинала тонуть в потоках слез как бессильная жертва. Но вместе с тем приходили и тихие слезы, которые открыли мне доступ к инстинктивным, природным чувствам - тем настоящим чувствам, которые я долго вытесняла и подавляла. Как только слезы смягчили «панцирь амазонки» и открыли мое сердце, я начала ощущать исцеляющую силу природы. Я все больше и больше раскрывала свою ранимость, не пытаясь себя оправдать общепринятым коллективным мнением. Чем более открыто и спонтанно я стала выражать свои чувства по отношению к другим, тем меньше была моя тревога и мои контролирующие защиты и тем больше мне открывались другие люди. Я стала осознавать, что мои страдания, мои открытые раны были самой важной частью моей связи с людьми. Мое непрофессиональное освобождение не включало в себя никаких особенных действий. Оно произошло через принятие исцеляющих сил природы и умение ждать и быть открытой тому, что спонтанно поднимается из глубин. Для той «сверхуспешной меня» это было очень нелегко. Вместе с тем, у меня продолжали литься слезы - вплоть до завершения работы над этой книгой - и постепенно стали вырастать руки. И, наконец, я смогла начать писать и говорить так, что слова лились из внутреннего источника.
|
|
Иногда мне кажется, что в неудаче Психеи в выполнении четвертого задания, - когда она, поддавшись искушению, нарушила запрет, открыла склянку с бальзамом красоты и сразу крепко
заснула (стала бессознательной), - кроется определенный смысл. Психея выполняла эти задания, чтобы вернуть себе возлюбленного - Эроса. По мнению Нойманна, взяв запретный бальзам красоты, она признала великую силу маскулинного Эроса, и, отдавая предпочтение красоте перед знанием, она воссоединилась с феми-нинностью в своей сущности104. Многие современные женщины оскорбляются, если им говорят, что фемининность - это в первую очередь красота. По моему мнению, интерпретация Нойманна отражает расщепление между пуэллой и «амазонкой», сводя женственность к красоте. Когда я смотрю на «неудачу» Психеи как на аспект трансформации и считаю ее уступившей, сдавшейся на милость великих сил психики, то тем самым допускаю ее человеческую слабость и человеческие ограничения. Такое признание необходимо всем людям, и не только женщинам, хотя его ценность чаще всего раскрывает именно фемининность.
|
|
Вместе с тем плодоносные слезы часто связывают с неудачей. Однако они смягчают землю для новых возможностей роста и защищают человека от дьявольской одержимости, мстительной активности и от погружения в беспомощную пассивность. Активное ожидание и принятие страданий, которое приносят слезы Девушки-безручки, спасают ее и от пассивности пуэллы, и от контроля «амазонки», позволяя ей активно верить, надеяться и строить доверительные отношения, которые ведут к исцелению. Это слезы трансформации. Таков образ женщины, имеющей эмоциональную травму. Сначала приходят боль и ярость по отношению к своей травме, а затем с ее принятием приходят слезы трансформации и природного исцеления, которые могут принести любовь и сочувствие.
104 Neumann, Amor and Psyche, p. 123.
178
Глава 7
|
|
Исцеление
Часть третья
Лишь бы мне, хоть на исходе угрюмого знанья
Ангелов, как подобает, восславить в согласии с ними.
Лишь бы звучные молоты сердца не отказали
Из-за хрупкой струны, неуверенной или
Сорванной. Лишь бы струящийся лик мой
Ниспослал мне сияние; лишь бы плач мой невзрачный
Цвел. Как бы, ночи, тогда вас любил я,
Удрученные. Не на коленях бы мне, безутешные сестры,
Вам предаться. В косах ваших текучих
Не растечься бы. Мы расточители мук.
Грустную длительность оглядываем, предвкушая
Их кончину. А ведь они - наши зимние листья,
Вечнозеленые листья, наш темный барвинок,
Одно из времен потаенного года, не только
Время, но и место, селенье, ложе, почва, жилище.105
Райнер Мария Рильке «Дуинские элегии»
105 Рильке P.M. Дуинские элегии // Рильке P.M. Часослов. - Пер. В. Ми-кушевича. - М.: ACT; Харьков: Фолио, 2000. - С. 301. - Примеч. пер.
Грани фемининности
Глава 8
Ежедневно, ежечасно мы должны сохранять чистоту кристалла, чтобы цвета могли обрести свой порядок. Я умоляю: не дайте мяе ускользнуть, позвольте мне выполнить мое предназначение во имя спасения моей души. Я должна жить так,
чтобы эта чистота создавала
порядок в разнообразии. Выдержать это - минимум того, что можно сделать, чтобы изменить сознание.
|
|
Флорида Скотт-Максвелл
Описав разновидности паттернов «вечной девушки» и «амазонки в панцире», я поняла, что в разные моменты жизни испытала их все на себе и каждая разновидность не только несет в себе ограничения, но и имеет положительные стороны. К тому же я поняла, что каждая из них что-то дает остальным.
У меня родился образ кристалла. Ограненный кристалл, если его разными гранями поворачивать к солнцу, по-разному играет и сверкает. То же самое относится к женщине. Поворачивая разными гранями кристалл Самости, она в нужный момент может проявить в себе нужное качество.
Например, преимущество «куколки-милашки» заключается в умении что-то получать от других. Многие женщины отказываются от эмоционально насыщенной жизни, потому что стесняются что-либо принимать от окружающих. «Куколка-милашка» может давать, одновременно принимая, она легко адаптируется и подлаживается к другим людям, таким образом поддерживая диалог в межличностных отношениях. Кроме того, она способна успешно вписаться в коллектив, чем приносит большую пользу обществу. Когда же она жертвует своей идентичностью ради того, чтобы приспособиться к желаниям другого человека, она страдает из-за потери связи с Самостью.
Грани фемининности 183
Сила «девушки из стекла» - в ее чувственной связи с внутренним миром, миром фантазии и воображения. Хотя она может бояться реальности, во внутреннем мире она бывает не менее авантюрной и способной на героизм. Обладая такой способностью, она может вдохновлять других людей на занятия творчеством и творить сама, если не будет уступать своей склонности прятаться от жизни.
Преимущество «парящей в вышине» состоит в том, что она бросает вызов косности и ищет приключений, которые заставляют ее меняться, исследовать и открывать новые горизонты. Она обладает смелостью пробовать что-то новое, исследовать неизвестное. Если она в своей нелюбви стоять на месте не позволит себе разбрасываться, то может стать лидером, ведущим различные исследования и преобразования в обществе.
Сила «никчемной» заключается в ее способности подвергать сомнению устоявшиеся коллективные ценности. Поскольку она склонна проживать свою Тень, т.е. неприемлемую социальную сторону своей личности, она находится в контакте именно с такими качествами, которые нужны культуре, но при этом отвергаются ею. Если ей удастся преодолеть свою склонность быть жертвой и отверженным изгоем, то она может стать успешной, вписавшись в одну из социальных сил, ведущих к позитивным преобразованиям.
Как различные стили жизни пуэллы вносят свой вклад в целостную личность женщины, так и стили жизни «амазонки» обладают своими особыми чертами, которые способствуют развитию женщины. «Суперзвезда» с ее дисциплинированностью и способностью добиваться успеха демонстрирует миру возможности женщины и ее компетентность. Если эти качества исходят из ее фемининного ядра, а не из защитного панциря Эго, она будет получать наслаждение от результатов своей деятельности и творчества и сможет принести пользу обществу.
Способность «покорной, преисполненной долга дочери» быть ответственной и терпеливой несмотря ни на какие трудности -важное качество для сохранения стабильности в жизни, а также в работе и в межличностных отношениях. Ее терпимость и законопослушность - необходимые качества для плодотворной деятельности в обществе и в организации, где она работает. Если долг и послушание строятся на внутреннем фундаменте и не отчуждают
женщину от ее непосредственных чувств, то терпение и обязательность могут стать необходимыми гранями в создании целостного фемининного образа.
Склонность «мученицы» отдавать и жертвовать очень важна с точки зрения творческой жизни и межличностных отношений. В истории мученицы всегда служили примером женского героизма, например Жанна д'Арк. Но жертва не должна наносить вред фемининной Самости. Если «мученица» сможет научиться радоваться жизни и не забывать о себе, то ее способность отдавать и жертвовать собой ради других, не отказываясь от себя, будет источником вдохновения и избавит от чувства вины.
«Королева-воительница» умеет справляться с гневом и знает, что она хочет. Она умеет бороться, чтобы выжить, и может о себе позаботиться. Это качество необходимо любому человеку, но в особенности - современной женщине. Отчуждение «королевы-воительницы» происходит, когда она забывает о своих фемининных чувствах и мягкости, и тогда ее борьба превращается в перестрелку. Если «королева-воительница» сможет достичь своего фемининного ядра и быть напористой, когда это уместно, то она может стать образцом развития фемининной силы и в индивидуальной жизни женщины, и во всей нашей культуре.
У каждого из этих стилей жизни есть что позаимствовать. Глория, которая в основном была «куколкой-милашкой», научилась использовать упорство «королевы-воительницы», чтобы отвечать требованиям общества, и страсть к приключениям «парящей в вышине», чтобы научиться делать что-то новое. Она использовала способность «никчемной» сказать «нет» порабощавшим ее коллективным нормам. «Девушка из стекла» научила ее лучше относиться к своему внутреннему «Я», а «суперзвезда» добавила уверенности в своих способностях.
Грэйс была «девушкой из стекла». Ей нужно было уверенно взлететь вверх и продемонстрировать свои внутренние ценности миру, как это свойственно «парящей в вышине» и «суперзвезде», проявляя особое отношение к фантазии и душевной жизни. Позволив себя обожать, как «куколка-милашка», она открыла себя для любви и признания, которых она заслуживала. У «никчемной» она научилась оставаться самой собой, не обращая внимания на возможное осуждение со стороны окружающих. А «королева-воительница» дала ей силу самоутверждения. «Покорная, преис-
184
Глава 8
Грани фемининности
185
полненная долга дочь» наделила ее стабильностью, позволяющей претворять в жизнь свои фантазии. А «мученица» дала необходимое ей ощущение героического самооправдания.
Хуанита, «парящая в вышине», стала развивать свою интуицию и желание идти на риск, чтобы использовать различные возможности,* а также ответственность «обязательной дочери», упорство и силу «королевы-воительницы» и способность «мученицы» к самопожертвованию. Путем познания «девушки из стекла» ей удалось углубить связь с фемининной душой. А признав достоинства «куколки-милашки», она научилась быть более преданной своему партнеру.
Проживать паттерн «никчемной» оказывается для пуэллы в каком-то смысле тяжелее всего. Вместе с тем из-за отсутствия связи с социумом она ставит под сомнение его устои и в таком случае может их изменить с помощью силы «королевы-воительницы», терпения «обязательной дочери» и способности к самопожертвованию «мученицы». Такой женщиной была Джин. У «куколки-милашки» она позаимствовала более терпимое отношение к коллективу, дающее ей контакт с обществом, необходимый, чтобы его изменить. У «парящей в вышине» она взяла положительное отношение к возможности подняться над циничным пессимизмом, который ее мучил и вводил в заблуждение. А «девушка из стекла» дала ей свою чувствительность, душевность и внимание, которые позволили ей бережней относиться к другим и к самой себе.
Так как «суперзвезда» имеет склонность постоянно устремляться во внешний мир, Пэт нужно было развить способность удаляться от него в свое внутреннее пространство, что естественно для «девушки из стекла». Кроме того, она нуждалась в способности принимать, присущей «куколке-милашке», не обращать внимания на требования общества к ее поведению, как это могла делать «никчемная», и, подобно «парящей в вышине», быть выше стремления к успеху. Я пришла к выводу, что стили жизни «амазонки» оказываются ближе друг к другу, чем стили жизни пуэллы. Поэтому довольно часто «суперзвезда» может быть обязательной, способной на самопожертвование и борьбу. Но если она сможет признать, что эти качества для нее важнее, чем ее потребность в успехе, то они могут дать ей силу, превосходящую амбиции Эго.
Констанс, «покорная, преисполненная долга дочь», не умела расслабляться и радоваться жизни. Чтобы противостоять ригидной покорности, ей было бы полезно отыгрывать некоторые свои фантазии, как это бы сделала «парящая в вышине», а также периодически протестовать, подобно «никчемной». Способность «куколки-милашки» быть в центре внимания ей необходима именно для того, чтобы развить в себе игривость в противоположность исполнительности. А «девушка из стекла» показала ей, как превратить свою покорность другим в сосредоточенное внимание к потребностям своего внутреннего мира. «Обязательная дочь» тяготеет к связям с социумом, поэтому уверенность в себе «королевы-воительницы» помогла Констанс ограничить ее склонность ставить потребности общества выше своих собственных.
Мэри как «мученице» было свойственно самоотречение. Развив в себе умение «куколки-милашки» пользоваться любовью окружающих, способность «парящей в вышине» жить со вкусом и искать приключений и присущий «никчемной» дух протеста, она смогла скинуть тяжелое бремя самоотверженности, которое так стоически несла на себе. Связь «девушки из стекла» со своей фантазией открыла перед ней глубину внутреннего мира и возможность радоваться жизни. Поскольку она имела склонность отрицать свою агрессию и защищала ее, заставляя других почувствовать себя виноватыми перед ее жертвенностью, ей нужно было почувствовать себя уверенной в своих силах, как это делает «королева-воительница». Способность «суперзвезды» добиваться успеха уравновесила склонность Мэри отрицать результаты своей деятельности.
Джеки, имевшая жесткую, агрессивную установку «королевы-воительницы», было необходимо развивать некоторую мягкость и восприимчивость «куколки-милашки», чтобы научиться принимать любовь. Чувствительность «девушки из стекла» открыла ей ее внутреннюю жизнь, а интерес к жизни «парящей в вышине» смог побороть ее серьезность. У протестующей против коллективных ценностей «никчемной» она научилась отстаивать свою уникальную ценность. Борец по характеру, Джеки обладала терпением «покорной, преисполненной долга дочери» и способностью «суперзвезды» добиваться успеха, но ей следовало менее явно выражать эти качества. А благодаря «мученице», жертвующей желаниями Эго ради чего-то более важного, «королева-воительница»
186
Глава 8
Грани фемининности
187
ощущает позитивную сторону смерти Эго во имя высшей фемининной самости.
Поиск связей с разными гранями внутренней фемининно-сти - это часть странствия женщины в направлении достижения целостности. Кроме того, это исцеляющий процесс. Недавно ранней весной вместе с любимой подругой мы совершили восхождение в Скалистые Горы. Мы двинулись в путь, когда светило солнце и было тепло, мы наслаждались красотой осин, у которых только-только начали распускаться почки. Затем нас ожидал долгий и трудный подъем. Проходя через лес, где деревья были похожи на гоблинов, мы устремились к вершине, преодолевая страх высоты, от которого кружилась голова и душа уходила в пятки. Затем мы карабкались по скалам и тащились по заснеженным горным долинам. Наконец, мы оказались на круглом плато, где озеро, небо и вершины гор сливались в одно, так что эта необыкновенная, величественная и прекрасная картина, которую мы видели перед собой, вызывала благоговение и страх. Это чувство хорошо выразил Рильке: «С красоты начинается ужас»106. Итак, мы несколько часов двигались к цели, постоянно забираясь все выше и выше. Но едва мы достигли волшебного озера, окруженного со всех сторон величественными горами, неожиданно началась буря. Солнце скрылось, небо заволокло тучами, и вдруг появилось ощущение страшной, неминуемой опасности.
Усталые и измученные восхождением по скалам, покрытым камнями и снегом, мы только там, стоя на вершине, поняли, что это место священно. Но мы не могли здесь оставаться, если хотели вернуться домой целыми и невредимыми. Поэтому мы снова устремились в путь: тащились по снежным долинам, спускались по скалам, пересекали альпийскую тундру, затем шли через тот же лес с деревьями-гоблинами, пока наконец не вернулись к трепещущим осинам. Завершив поход под дождем и градом, мы в конце концов вернулись домой. И вместе с тем, уже оказавшись внизу, мы знали, что снова вернемся сюда и в другой раз совершим это восхождение. Мы также знали, что каждая следующая наша прогулка не будет похожа на предыдущую.
Странствие в пространстве различных граней фемининности для меня имеет много общего с этим восхождением. Некоторые пути оказываются легкими и приятными, как, например, в начале нашего пути, когда мы наслаждались хрупкой прелестью трепещущих осин. Другие ведут через заколдованный лес, в котором обитают гоблины. А некоторые требуют напряжения всех сил, чтобы карабкаться по скалам, скользить по снегу и льду и не поддаваться головокружению. Чтобы достичь мистического озера, чтобы добраться до кристалла самости, нужно пройти через все.
На мой взгляд, то же самое относится к стремлению женщины обрести целостность. Ни одну сторону нельзя оставлять без внимания. Какой-то женщине покажется привлекательным один путь. Другая женщина будет наслаждаться, идя другим путем. При этом в конечном счете мы должны преодолеть все препятствия. Но в данном случае я говорю о пути женщины, который мне лучше всего известен и который больше всего связан с нашим культурным наследием.
Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!