Некоторые аспекты современного состояния



Департамент культуры Краснодарского края

Государственное научно-творческое учреждение

«Кубанский казачий хор»

Научно-исследовательский центр традиционной культуры

 

 

К 200-летию Кубанского казачьего хора

 

Вторичные формы традиционной народной культуры

 

Материалы научно-практической конференции

(Краснодар, 26-27 ноября 2010г.)

 

 

Краснодар. 2010.

 

 


Н.И.Бондарь

Вместо предисловия

Проблема вторичных формв традиционной народной культуре имеет свою историю и насчитывает не один десяток лет. В первую очекредь за рубежом, а затем и в СССР уже в начале и первой половине ХХ века все большее количество антропологов, фольклористов, этнографов в своих исследованиях стало обращаться к проблеме «фольклоризмов», «этнографизмов», «постфольклору».

В отечественной науке в середине прошлого века под вторичными явлениями традиционной народной культуры (ТНК), уже — фольклора, понимали неаутентичные (нетрадиционные) ее формы: сценические, в т.ч. самодеятельные, фестивали, а так же литературные и аудиовизуальные (радио, кино, видео).

Сходные позиции прдставлены и в трудах западноевропейских исследователей, в которых к вторичным формам отностся любые виды коммерческого использования фольклора и народных традиций в профессиональном искустве, туризме, массовых зрелищных и развлекательных мероприятиях и акциях, и т.п. [1]. Или, как образно выразился Г.Мозер, вторичным в культуре является любая передача и демонстрация элементов народной культуры «из вторых рук» [2], т.е. не создателем и носителем традиции, а посредником, в широком смысле этого слова (творческие коллективы, музеи, теле-радиокомпании, или что-либо другое).

Возрастающий интерес к этой теме со стороны ученых и «практиков» вполне объясним теоретической и практической стороной вопроса.

Роль культуры в формировании человека/личности и общества является определяющей. Не случайно Лесли А. Уайт, дабы подчеркнуть это, образно сравнил ее с одеждой, которую человек одевает при рождении и снимает после смерти. Однако он же, как и многие другие авторы, отмечал и доказывал динамику, изменчивость культурной традиции во времени [3]. Следствием развития и является появление ее вторичных форм. Происходит это в рамках если и не четких законов, то уж, по крайней мере, закономерностей. Например, переход к промышленному капитализму ведет к усложнению социально-профессиональной структуры общества. Это в свою очередь приводит к появлению вторичных форм в виде разного рода субкультур (рабочих разных професий, молодежных, разного рода «элит», и т.п.). ТНК из доминирующей, превращается, по сути дела, в одну из субкультур или, как пишет С.Ю.Неклюдов, её «диалектность», (имеется в виду культурыне диалекты), сменяется «социолектностью» [4]. Однако с наступлением финансового капитализма,человечество, научное сообщество столкнулись с процессами, которым в большинстве своем, убедительных объяснений пока не найдено.

Вопрос не столько в резком увеличении субкультур, многообразии «вторичностей», контркультур, сколько в десоциализации, а следовательно биологизации человека и общества. Происходит это через «уничтожение» культуры и, прежде всего ТНК, в том числе и многих ее вторичных конструктивных форм. С другой стороны многие вторичные формы ТНК выступают в качестве деструктивного механизма. В итоге, если в системе классической ТНК с рождения средствами культуры начиналось уподобление индивида человеку, «одевание» его в одежды культуры, то в лоне массовой, потребительской культуры, практически с рождения начинается его расподобление, «снятие» одежд культуры. Причем «раздевание» осуществляется как в переносном смысле (кризис духовности, духовное опустошение человека), так и в прямом. Современный «стиль — минимум одежды», утрачивается функционально и семантически значимая многослойность костюма, нижняя одежда, в т.ч. белье, становится верхней, максимально открытое тело. Это не случайно. Одежда, костюм, это один из важнейших элементов культуры, который является, помимо прочего, внешним символом, указывающим на ценностные ориентиры, состояние души ее владельца.

Видеть в этом только дань моде — наивно. Кристоф Вульф, отмечая наличие большого количества исследований, посвященных человеческому телу, пишет: «В исторической перспективе обнаруживается широкий спектр, демонстрирующий сколь сильно социальное и культурное распространение образов тела связано с властью, экономикой и биополитикой». [4]

В этом вечном противостоянии духовного и телесного ТНК, впрочем как и любой подлинной культуре, отведена одна из главных ролей.

Тотальное, угрожающее вымывание аутентичных форм ТНК из современной жизни побудило ЮНЕСКО перейти от политики охраны отдельных памятников культуры к политике защиты и сохранения фольклора/ТНК как целостной системы. Итогом работы явилось принятие в 2003 году Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия с последующими дополнениями к ней [5]. В России, несмотря на то, что отсутствует федеральный закон, в ряде областей и краев, в т.ч. в Краснодарском крае, приняты Законы, направленные на сохранение и развитие ТНК [6].

Конференции подобной тематики направлены на выявление состояния различных элементов аутентичной культуры, факторов, влияющих на появление «вторичностей» и их роли (конструктивной, деструктивной)в сохранении и функционировании ТНК в современных условиях.

Участники данной конференции затронули такие важные вопросы, как роль глобализации и информатизации, СМИ и книгоиздательской деятельности в сохранении, трансляции ТНК и рождении вторичных ее форм. А также затронули тему неоднозначности современных молодежных, в том числе казачьих движений, роли и возможности сценических фольклорных коллективов, музеев-мастерских в художественной жизни, образовательных процессах, сохранении и использовании культурного наследия. Культура, как отмечалось ранее, не остается неизменной. Об этом красноречиво свидетельствуют и та часть материалов конференции, которые можно объеденить в блок традиции и инновации в устной истории, материальной (жилище, растения, ремесла), и духовной (верования, вербальные формы фольклора, медицинские практики) культуре.

Конференция посвящена приближающемуся 200-летию самого первого в России, известного во всем мире певческого коллектива Государственного академического ансамбля «Кубанский казачий хор», являющегося приемником Войскового Певческого и Музыкантского хоров Кубанского казачьего войска, ведущего таким образом свою историю с 1811 г. [7].

История Кубанского казачьего хора, проходящая через разные политические и социально-экономические эпохи, дореволюционную, советскую и постсоветскую, разнообразные виды деятельности, наглядно иллюстрируют крайне непростые процессы, связанные с взаимодействием аутентичных / первичных, вторичных форм фольклора, создателем которых часто выступает коллектив, руководимый д.иск.наук, профессором, композитором В.Г.Захарченко, и профессионального искусства.

Деятельность Кубанского казачьего хора, после того как его возглавил В.Г.Захарченко, демонстрирует уникальные возможности таких коллективов в сохранении аутентичного фольклора и, вместе с тем, в генерировании ими его разнообразных вторичных форм. Достаточно сказать, что многие сценические, аудио- и видеоверсии фольклорных текстов из репертуара Кубанского казачьего хора возвращались «в народ» и принимались жителями бывших черноморских и линейных станиц как свои. Это, безусловно, формировало у жителей Кубани, и не только, чувство историко-культурного единства.

Однако эта важная и непростая тема пока еще ждет своего исследователя. Что касается открывающегося многообразия «вторичностей», можно отметить следующее — не все, что вторично по времени возникновения является вторичным по качеству и содержанию.

 

 Примечания

1. Свод этнографических понятий и терминов. Вып.4. Народные знания, фольклор, народное искуство. М., 1991. С.150-151.

2. Цитировано по: Чистов К.В. Фольклор, текст, традиция. М., 2005. С.130.

3. Лесли А. Уайт. Энергия и эволюция культуры// Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб., 1997. С.463.

4. Кристоф Вульф. Антропология: история, культура, философия. Спб., 2008. С.115 и др.

5. http//www.librarium.ru

6. Закон Краснодарского края «О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае// Закон «О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае». Мир материнства и детства этносов и этинических групп ЮФО и Кубани. Краснодар, 2007. С. 3-14.

7. Из истории Кубанского казачьего хора. Материалы и очерки. Краснодар, 2006.

 


 Матвеев О.В.

(Краснодар)

Некоторые аспекты современного состояния


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!