М.А.Булгаков довёл свой замысел до логического завершения



Тем не менее в исторически сложившихся обстоятельствах жизни нашего общества главное и решающее достоинство экранизации “Мастера и Маргариты” В.Бортко состоит в раздражающей неадекватности стенограммы, подтекста и видеоряда фильма лежащему в его основе литературному произведению — наиболее значимому произведению Русской литературы, написанному в эпоху сталинизма.

А.Кураев в упомянутой книге сообщает[45]:

«… в литературной сводке ОГПУ от 28 февраля 1929 говорится: “…Булгаков написал роман, который читал в некотором обществе, там ему говорили, что в таком виде не пропустят, так как он крайне резок с выпадами, тогда он его переделал и думает опубликовать, а в первоначальной редакции пустить в качестве рукописи в общество, и это одновременно с опубликованием в урезанном цензурой виде”».

Т.е. ОГПУ-НКВД и соответственно лично И.В.Сталин были в курсе того, что М.А.Булгаков пишет явно не марксистский философско-богословский роман, практически с того момента, как в 1929 г. была завершена его первая редакция. И надо понимать, что содержание романа — хотя бы в пересказе некоего «барона Майгеля» — не могло представлять собой тайну ни для ОГПУ, ни для И.В.Сталина лично. До 1940 г., когда М.А.Булгаков умер, оставалось почти 11 лет.

Мы живём в обществе, в котором множество людей почитают богословие — не наукой, изучающей наиболее значимые для жизни людей, культур[46], человечества в целом аспекты Жизни, а беспочвенными фантазиями людей, возведённых в ранг науки, с каковой традицией общество свыклось, но без которой может и обойтись. Другие, высказывая мысли о том, что в богословии «что-то есть», всё же считают его отраслью науки куда менее значимой нежели фундаментальные науки (отрасли естествознания и математика), технические науки и медицина.

Однако есть основания полагать, что И.В.Сталин придерживался иных взглядов по вопросу о роли философии и богословия в жизни общества:

· во-первых, он получил систематическое (пусть и не высшее) богословское образование;

· во-вторых, будучи не бесчувственным к течению жизни и думающим человеком, он видел то влияние, которое вероучения оказывают на жизнь обществ;

· в-третьих, даже если предположить, что в некоторые периоды его жизни он всё же впадал в материалистический атеизм[47], то жизненную состоятельность ленинской формулировки «идеи становятся материальной силой, когда овладевают массами» он видел на практике на протяжении многих лет.

Всё это даёт основания утверждать, что И.В.Сталин был заинтересован в том, чтобы такой выдающийся художник слова, каким был М.А.Булгаков, довёл свой творческий замысел до завершения. Именно поэтому И.В.Сталин, хотя он и не был полновластным диктатором, каким его изображают троцкисты прошлого и настоящего, насколько это было возможно для него в тех обстоятельствах, оградил М.А.Булгакова и от поползновений ОГПУ-НКВД и от травли со стороны «левой» интеллигенции.

Так И.В.Сталин, будучи главным государственным литературоведом[48] в СССР, работал на историческую перспективу… Теперь настали те времена, когда роман должен съиграть свою роль в жизни страны и человечества.

Жизнь и творчество М.А.Булгакова протекали в тот период времени, когда человечество переходило из одного режима жизни в другой:

· В древности через технологически неизменный мир проходили множества поколений, вследствие чего, единожды овладев какими-либо знаниями и навыками, на их основе можно было бездумно жить на протяжении всей жизни и передавать их детям, которые на их же основе смогут жить так же бездумно.

· В наши дни на протяжении активной жизни взрослого человека успевает смениться несколько поколений техники и технологий и необходимых для пользования ими знаний и прикладных навыков. Поскольку владение знаниями и навыками во все времена определяло если не юридический, то фактический социальный статус (положение в обществе), то это означает, что в условиях современности, когда знания и навыки устаревают и обесцениваются в течение нескольких лет, поддерживать своё положение в обществе можно только, осваивая вновь появившиеся социально значимые знания и навыки и производя их творчески самостоятельно по мере возникновения в них потребностей.

Переход от режима бездумной жизни человечества к режиму обязывающему думать всех и каждого свершился во второй половине XIX — первой половине ХХ веков. При этом интеллектуальная активность обществ выросла, хотя культура интеллектуальной деятельности по-прежнему оставляет желать много лучшего.

Если человек, выросший в исторически сложившейся культуре, всё же начал думать, то он уже не остановится: в том числе и потому, что интеллектуальная мощь скрыта в бессознательных уровнях психики, а большинство людей, выросших в исторически сложившейся культуре, не способны волевым порядком ни остановить интеллектуальную деятельность на бессознательных уровнях психики, ни перенацелить её с одной проблематики на другую. Для того, чтобы научиться произвольно входить в бездумье[49] и перенацеливать интеллектуальную мощь с решения одних задач на решение других, они должны в личностном организционно-психи­чес­ком развитии достичь определённых качественных рубежей.

И активизировавшийся бессознательный интеллект человека реагирует на любой раздражающий фактор. После того, как по телевидению прошёл[50] сериал В.Бортко, в результате чего объёмы продаж романа “Мастер и Маргарита” выросли более, чем в 30 раз, — одним из таких раздражающих факторов стали расхождения стенограммы, видеоряда и подтекста сериала с его литературной первоосновой. Вследствие этого большее количество людей задумается о философско-богословской проблематике как таковой, и некоторые из них выразят свои мнения по ней.

Интернет поможет многим людям ознакомиться с мнениями других, подумать над ними определиться в своих собственных убеждениях по вопросам религии, атеизма и сатанизма. И Бог поддержит тех, кто стремится к праведности, а те кто упорствует в искренних заблуждениях или лицемерии, будут приведены в ситуации, в которых Языком жизненных обстоятельств Бог уведомит их о неадекватности их мнений. Так, что всё свершается наилучшим возможным образом при той нравственности и этике, которые свойственны людям.

Поздравляем всех со светлым Рождеством Христовым и желаем всем придти к осознанию Правды-Истины и не противиться Промыслу.

30 декабря 2005 г. — 6 января 2006 г.
Внутренний Предиктор СССР


[1] Идеалистический атеизм провозглашает, что Бог — Творец и Вседержитель — существует, но возводит на Него столько напраслины, что в его вероучениях нравственно-этическая разница между Богом и дьяволом исчезает.

[2] В отличие от идеалистического атеизма материалистический атеизм прямо провозглашает, что Бога нет, а все вероучения о Боге — выдумки людей, не имеющие под собой объективной основы.

[3] Все материалы КОБ в изложении ВП СССР опубликованы в интернете на сайтах www.mera.com.ru, www.vodaspb.ru, www.globalmatrix.ru, а также распространяются на компакт-дисках в составе Информационной базы ВП СССР.

[4] Самый простой пример роли умолчаний, неоднократно осмеянный юмористами: если в тексте речь идёт о человеке в галстуке, то по умолчанию подразумевается, что галстук — это не единственный предмет одежды на человеке, что на нём кроме галстука есть некое нижнее бельё, сорочка, костюм, обувь и т.п. да и сам галстук несёт в себе некоторую детальность, оставшуюся в умолчаниях.

[5] Такого рода подтекст поэт Андрей Белый ещё в начале ХХ века назвал «вторым смысловым рядом».

[6] В качестве средств кодирования информации подтекста в данном случае выступает текст литературного произведения.

[7] Сергей Витальевич Безруков — актёр Московского Театра-студии Олега Табакова. Лауреат Государственной премии РФ и премии Мэрии Москвы. Закончил Школу-студию МХАТ в 1994 г. (курс О.П.Табакова). В театре-студии — с 1993 года.

[8] «Его принцип: “правду говорить легко и приятно”. Никакие практические соображения не остановят его на том пути, к которому он считает себя призванным. Он не остережётся даже тогда, когда его правда становится угрозою для его же жизни. Но мы впали бы в заблуждение, когда отказали бы Иешуа на этом оснований хоть в какой-то мудрости. Тут-то как раз он достигает подлинной духовной высоты, ибо руководствуется не практическими соображениями рассудка, но стремлением более высоким. Иешуа возвещает свою правду вопреки так называемому “здравому смыслу”, он проповедует как бы поверх всех конкретных обстоятельств, поверх времени — для вечности. Поэтому он не только надздравомысленно мудр, но и нравственно высок.

Иешуа высок, но высота его — человеческая по природе своей. Он высок по человеческим меркам. Он человек. В нём нет ничего от Сына Божия. Божественность Иешуа навязывается нам соотнесённостью, несмотря ни на что, его образа с личностью Христа. Однако если и сделать вынужденную уступку, вопреки всей очевидности, представленной в романе, то можно лишь признать условно, что перед нами не Богочеловек, а человекобог. Вот то главное новое, что вносит Булгаков, по сравнению с Новым Заветом, в своё “благовествование” о Христе» (М.М.Дунаев “Истина о том, что болит голова”, — статья с одного из библейски-“право­слав­ных” сайтов в Интернете: http://ouspenie.geralt.yaroslavl.su/ — адрес по состоянию на 2000 г.).

М.М.Дунаев приверженец библейски православной традиции миропонимания. Он не разделяет воззрений, выраженных в романе, а порицает их. Но и он, будучи противником неправославных воззрений, в приведённом отрывке признаёт за персонажем романа Иешуа Га-Ноцри принципиальную правдивость и неспособность ко лжи ни в каких обстоятельствах.

[9] Цитированное издание, стр. 295.

[10] Деяния апостолов, гл. 9.

[11] Коран об этом говорит прямо: «Они не убили его (Иисуса) и не распяли, но это только представилось им; и, поистине, те, которые разногласят об этом (т.е. не согласные с кораническим свидетельством), — в сомнении о нём; нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением (Саблуков: «они водятся только мнением»). Они не убили его (Хрис­та), — наверное (Саблуков: «это верно известно»), нет, Бог вознёс его к Себе: ведь Бог могущественен (Крачковский: «велик»), мудр! И поистине, из людей писания нет никого, кто бы не уверовал в него прежде своей смерти, а в день воскресения он будет свидетелем против них!» (сура 4:156, 157, все выделения сделаны нами).

Опровергнуть это кораническое утверждение со ссылками на Библию невозможно, поскольку Матфей, Марк, Лука передают, хотя и несколько разными словами один и тот же смысл: Иисус в Гефсиманском саду перед взятием его под стражу, призывая избранных им апостолов к молитве, предупредил их о том, что, не молясь совместно с ним, они неизбежно впадут в искушение:

«Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Марк, 14:38).

Но и после этого прямого и не двусмысленного предостережения, после двукратной просьбы хотя бы бодрствовать в то время, как сам он молится, возвращаясь к ним, Иисус застал апостолов спящими. После этого он, по сообщению Матфея, оставил их — по существу в сонных грёзах, в полудрёме — и отошёл в сторону, чтобы помолиться в третий раз.

Соответственно словам самого Христа, апостолы Пётр, Иаков, Иоанн, с чьих слов описания событий в Гефсиманском саду, попали в канонические тексты Нового Завета, после взятия Христа под стражу пали жертвой искушения как и все прочие “очевидцы” вследствие того, что уклонились от предложенной им молитвы. Уклонившись от молитвы, к которой были призваны, они на какой-то период времени выпали из религии Бога, который есть.

Не участвуя в молитве, избранные Христом апостолы, не перешли совместно с ним некий рубеж, который в молитве перешёл он; они остались по своему мировоззрению частью общества, в котором выросли, отстав от Христа на его пути и потеряв его.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!