РАСЦВЕТ СИРЕНИ КУЛЬТИВИРОВАННОЙ 29 страница
Они еще живут.
2
Знакомы с детства мне великие созданья
Земных художников в надземном звездном сне
И вы, гуманные, высокие заданья,
Знакомы мне…
И таинство лесов, утопленных в луне,
И просветленных вод осенних трепетанье,
И брат мой соловей, поющий о весне…
Знаком и ты, восторг любовного свиданья,
И, как финал, всегда печаль наедине…
Очаровательные разочарованья
Знакомы мне…
3
(1905 – 1 февраля – 1925)
В мой юбилей все девушки и дамы,
Кем я любим (что может быть светлей!),
Подумают: “Наш Игорь, этот самый…”
В мой юбилей!
На людных улицах, среди аллей
Безлиственных, ход повоенной драмы
Забыв на миг, зардеются алей…
И посетят с молитвой Божьи храмы,
И захотят восторг уснувших дней
Вложить в приветственные телеграммы
В мой юбилей!
25 дек. l924 г.
ТРИОЛЕТЫ
1
Как не любить мне слова “истый”,
Когда от “истины” оно,
Когда в нем смысл таится чистый?
Как не любить мне слова “истый”,
Хотя бы всяческие “исты”
Его и портили давно?
О, истинное слово “истый” -
От истины самой оно!
2
Мне снится книга без ошибок -
О корректуры идеал!
За этот сон сказать спасибо,-
Когда поэзы без ошибок,
Мне хочется. Как сон мой гибок,-
Сон в смокинге, – без одеял:
Ведь в нем – и книги без ошибок,
И корректуры идеал…
3
Могло б не быть и альманаха,
Когда бы не было имен…
Тащи пирата иль монаха
Для заполненья альманаха,
Где имя есть одно… Без страха
|
|
Издатель ловок и умен,
Даст денежки для альманаха,
Где имя в группе не имен…
4
Издатель злого современья -
Невежда, жулик, хам и жох.
Шлю мысленно ему ремень я…
Издатель злого современья
Искусству предпочел поленья
И крыльям грез – припрыжку блох…
Издатель злого современья -
Невежда, жулик, хам и жох.
5
Казалось бы, во время ваше,
Когда все меньше с каждым днем
Поэтов с Божеским огнем,-
В такое время, время ваше,-
Беречь бы редкостные чаши,
А критик: “В турий рог согнем!..”
И эта гнусь во время ваше,
Когда нас меньше с каждым днем…
6
Так называемый “поэтик”-
На шубе гения лишь моль…
Любой из Ванек и из Петек -
Теперь художник и поэтик.
И что ж мы видим? Петьки эти
Коронную играют роль,
И каждый норовит поэтик
Испортить шубу, точно моль.
7
Как смеет жалкая бездарность
О даровитости судить
И брызгать грязью в светозарность?
Как смеет жалкая бездарность
Вносить в собор свою базарность
И лик иконный бороздить?
Как смеет жалкая бездарность
О даровитости судить?
8
Какая-то сплошная хлыстань
Вокруг: везде одни хлысты…
Укрой меня от них, о пристань,-
Объяла, обуяла хлыстань,
Ее назойливая свистань,
|
|
Ее газетные листы…
Вселенная – сплошная хлыстань,
Где хлест, хлестанье и хлысты!
9
Служить двум божествам не может
Единого Искусства жрец
И оттого свой палец гложет,
Кто двум богам служить не может,
И свой талант нуждой убожит,
Не покидая грез дворец,
Да, прозе услужать не может
Поэзии единой жрец!
10
Искусство или повседневность,-
Да, что-нибудь одно из двух:
Рык прозы или грез напевность,
Искусство или повседневность,-
Дворцовость чувства или хлевность,
Для духа ль плоть, для плоти ль дух…
Искусство или повседневность -
Решительно одно из двух.
11
Художник, будь художник только,
Не умещай в себе дельца,
Не раздробляй себя нисколько.
Художник, будь собою только,-
Пусть ни одна иная ролька
Не исказит тебе лица.
Художник, будь художник только:
Не совмещай с собой дельца…
12
Когда берет художник в долг
У человека развитого,
Тот выполняет лишь свой долг,
Художнику давая в долг,
Оберегая, чтобы толк
Не тронул музника святого,
Берущего в несчастье в долг
У человека развитого.
13
Остерегайся, музарь, брать
Поддержку для себя от хама:
Тебя измучит хамья рать
Упреками, что смел ты брать.
Хам станет так тебя карать,
Что заболеешь ты от срама.
|
|
Остерегись, художник, брать
Что-либо для себя от хама.
14
Интеллигентный человек
Гордится музарю подмогой:
Ведь музарь озаряет век.
И всякий чуткий человек,
Живых оберегатель рек,-
Стремится, чтоб своей дорогой
Текла река. Тот – человек,
Кто горд возможною подмогой.
15
Теперь, когда “телятся луны”
И бык “лунеет” от тоски,
Мне хочется порвать все струны,-
Теперь, когда “телятся луны”,
И трупами смердят лагуны,
И вместо гласов – голоски…
О век, когда “телятся луны”
И бык “лунеет” от тоски!..
1923 г.
ПОСЛАНИЕ БОРИСУ ПРАВДИНУ
О ЕГО КОТЕ “БОДЛЭР”
Прекрасно озеро Чудское…
Языков
Ваш кот Бодлэр мне кажется похожим
На чертика, на мышку и крота.
Даст сто очков всем смехотворным рожам
Смешная морда Вашего кота.
Нет любознательней и нет ручнее,
Проказливей и веселей, чем он.
Моя жена (целуется он с нею!)
Уверена, что он в нее влюблен…
О нем мы вспоминаем здесь с тоскою
И лишь о нем поэтова мечта…
О, как прекрасно озеро Чудское,
Создавшее подобного кота.
Двинск, 1927 г.
ШЕЛКОВИСТЫЙ ХЛЫСТИК
ПАРИЖСКИЕ ЖОРЖИКИ
Два Жоржика в Париже
С припрыжкой кенгуру,-
Погуще и пожиже,-
Затеяли игру.
Один, расставя бюсты
|
|
Поэтов мировых,
Их мажет дегтем густо,
Оплевывает их.
Другой же тщетно память
Беспамятную трет,
И, говоря меж нами,
Напропалую врет.
Полны мальчишки рвенья,
Достойного похвал,
Из вздора нижут звенья
И издают журнал.
“Звено” мальчишек глупо,
Как полое звено,
Но все ж тарелку супа
Приносит им оно.
Зане есть зритель, падкий
До мыльных пузырей.
Ах, знает мальчик гадкий,
У чьих шалит дверей!
Ведь в том-то все и дело,
Таков уж песни тон:
В столице оголтелой
Живет один Антон.
Его воззренья крайни
На многие дела,
Мальчишек любит втайне,
Их прыть ему мила.
А так как не без веса
Сей старый господин,
Антону льстит повеса
И друг его – кретин.
За это под защиту
Мальчишек взял Антон,
И цыкает сердито
На несогласных он:
Не тронь его мальчишек,-
И жидких, и пустых,
Отчаянных лгунишек,
По-новому простых.
Их шалости глубинны
Их пошлости тонки.
Мальчишки неповинны
За все свои грешки…
“Погуще” и “пожиже”
За старца пьют вино.
Вот почему в Париже
И нижется “Звено”.
1927
Toila
ШЕЛКОВИСТЫЙ ХЛЫСТИК
1
Маленькая беженка
(Род не без скуфьи!..)
Молвила разнеженно:
– Знаете Тэффи?
Катеньке со станции
Очень потрафил
Сей француз из Франции -
Господин Тэффи.-
…Вот что, семя лузгая,-
В-яви, не во сне,-
Дама архи-русская
(Дура петербургская)
Говорила мне.
2
Я от здешней скуки
До того дошла,
Что, взяв книгу в руки,
Всю ее прочла!..
Ничего такого…
Типов никаких…
Как его?… Лескова!
Про Карамзиных…
(На щеках румянец)
Про каких-то пьяниц…
3
От визитов Икса
Хоть в окошко выкинься -
Просит: “Дайте Дикса”…
(Это значит – Диккенса!)
А “эстет”, понятно,
Стал каким-то “эстиком”…
Икса мне приятно,
Стукнув в темя пестиком,
Очень аккуратно
Уложить под крестиком.
4
В первые годы беженства
Тятенька ее был слесарем,
Драматург назывался “пьесарем”…
А теперь своеобразное бешенство:
Поважнела, обзавелась детектором
И – наперекор всем грамматикам -
“Пьесаря” зовет “драматиком”,
А слесаря – архитектором…
5
Сижу на подоконнике
И думаю: что такое поклонники?
Поклонников-то изобилье,
А у поэта – безавтомобилье.
Вокруг “восторги телячьи”,
А у поэта – бездачье!
Паломнические шатанья,
А у поэта – бесштанье!
И потому хорошо, читатели,
Что вы не почитатели,
А то было бы вам очень стыдно,
А поэту – за вас обидно…
1929 г.
ТРИ ЭПИГРАММЫ
Зинаида Гиппиус
Всю жизнь жеманился дух полый,
Но ткнул мятеж его ногой,-
И тот, кто был всегда двуполой,
Стал бабой, да еще Ягой.
Марина Цветаева
Она цветет не Божьим даром,
Не совокупностью красот.
Она цветет почти что даром:
Одной фамилией цветет.
Борис Пастернак
Когда б споткнулся пастор на ком,
И если бы был пастырь наг,
Он выглядел бы Пастернаком:
Наг и комичен Пастернак.
ЭПИГРАММА
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!