Экзистенциальная топология городской среды



Феноменологический подход к построению экзистенциальных моделей предполагает как выявление структур жизненного мира, так и своеобразной “карты души”, выстраивающей параметры оптики восприятия[xc]. Особого внимания заслуживает моторика движения в городском пространстве и изоморфность ее структурам ландшафта ментального. Последний выступает как интенциональный продукт работы сознания. В. Беньямин в работе “Париж, столица девятнадцатого столетия” выделяет устойчивые типы движения в городском пространстве – фланер, наблюдатель, зевака, искатель приключений, бунтарь, – соответствующие ментальной карте среды. Психологический тип фланера формируется под воздействием возведения пассажей, наблюдателя – панорам, зеваки – развития выставочной деятельности, искателя приключений – на городских улицах, бунтаря – на баррикадах.

Петербургу в большей степени соответствует исторически сложившийся тип спешащего на работу служащего. Днем город наполнен “отсутствующей толпой” и только вечером проявляются замеченные Беньямином в Париже фланеры (большинство новых торговых комплексов строятся по типу пассажей), зеваки, готовые воспринимать любое предложенное зрелище, наблюдатели, выбирающее зрелище сами и искатели приключений, знатоки ночного города. Тип движения соответствует типу душевной жизни, городской ландшафт влияет на качество и направление топики движения души. Это последнее получает выражение в специфическом “темпе жизни”. Архитектура непосредственным образом влияет на формирование оптики зрения, точек и типов “наблюдений”, выстраивает “периоды движения”. Маршрут движения становится и парадигмой опыта и выражением “памяти места”. Витальная топология превращается в мир смыслов, где текст и событие равны друг другу[xci].

Особенное

Попытка выявить то особенное, что присутствует в каждом из городов, неизбежно приводит к необходимости поиска неповторимых и уникальных архетипов, лежащих в основе ментальной топологии ландшафта. Архетипы трансформируются в мифы и мифологемы, периодически извлекаемые из коллективного подсознания города событиями истории. Специфика Петербурга заключается в стремлении превращать историю в миф. Будучи задуманным как выражение силы человеческого духа, идущего наперекор стихиям, Петербург осознал себя как город-миф, город-идея. Укрепившись в культурном сознании, образ города-проекта начал обрастать собственной мифологией.

Одной из устойчивых мифологем является “бытие между”, – между жизнью и смертью, страшным прошлым и великим будущим, центром и периферией, водой и камнем, бунтом и традицией, грехом и покаянием. Развитием этой мифологемы является образ Петербурга как “окна в Европу”, европейского лица России, носителя западного менталитета в российском евразийском сознании. В этом образе сочетаются настойчивое воление, дисциплина духа, и трагедия отсутствия аутентичности национального начала – главного козыря Москвы в архетипическом для русской культуры споре двух столиц.

Событийно-случайное

Событийно-случайный слой жизненного горизонта города связан со спецификой момента и актуальной жизнью места. Этот уровень ментальной топологии служит своеобразным фоном, “гулом повседневности”, в котором всплывают отдельные события, складывающиеся в жизненный горизонт. Опыт событийно-случайного складывается из совокупности психо-моторных раздражителей, мимолетных впечатлений, острых, но кратковременных переживаний дорефлективной реальности, еще не успевших сложиться в ясную картину или образ. Опыт повседневности мозаичен, условием вхождения каких-либо его компонентов в картину мира является повторяемость или яркость событий.

В современном Петербурге событийно-случайный уровень опыта определяется совокупностью феноменальных слоев различного порядка. Историческое прошлое, старая архитектура, персонажный пантеон культуры соединяются с современной технологичностью опыта, поддержанного новыми средствами коммуникации и медиатехнологиями. Увеличивающаяся скорость перемещения, меняющая внутреннюю топологию ландшафта, рассчитанного на неспешное движение, световая реклама, закрывающая “психологические маяки” исторической архитектуры, электронные табло на зданиях и над проезжей частью, виртуализирующие опыт, создают специфическую психологическую топику момента[xcii]. Происходит разрушение сформированного историей культуры психологического горизонта города. В то же время, открывается возможность адекватного чувствования современного ритма жизни. Город поддерживает конфигурации опыта, отвечающие обновленным параметрам жизненного мира.

В целом актуальный ментальный ландшафт Петербурга представляет собой выражение современного чувства жизни, мироощущения, основанного на множественности опыта и качественной однородности его составляющих. Город раскрывается как чистая возможность, приглашение к топонимическому приключению, в котором определяемые городским ландшафтом структуры жестко не детерминированы, но открыты для реконструкции и достраивания. Петербург воспринимается сегодня как вместилище неоднородных опытов мира, поддержанных сложной ментальной топонимикой среды. Он дает возможность путешественнику или местному жителю открыть собственный горизонт, выстроить неповторимый экзистенциал жизненного мира. В этом заключается вновь обретаемая ценность Петербурга как исключительного события современной культуры.


 

 

И.К. МОСКВИНА

(Санкт-Петербург)

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 322; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!