Велимир Хлебников (поэма) ТРИ СЕСТРЫ



Как воды полночных озер
За темными ветками ивы,
Блестели глаза у сестер,
А все они были красивы.
Одна, зачарована богом
Старинных людских образов,
Стояла под звездным чертогом
И слушала полночи зов.
А та замолчала навеки,
Душой простодушнее дурочки,
Боролися черные веки
С глазами усталой снегурочки.
А та — золотистые глины
Любила весною у тела,
На сене, на стоге овина
Лежать — ее вечное дело.
Внезапный язык из окошка на птичнике —
Прохожего дразнит цыгана,
То, полная песен язычника,
Стоит на вершине кургана.
И, полная неба и лени,
Жует голубые цветы,
И в мертвом засохнувшем сене
Плывет в голубые пути.
Порой, быть одетой устав,
Оденет ночную волну,
Позволит ветров табуну
Ласкать ее стана устав.
И около тела нагого
Холодная пела волна
Давно позабытое слово
Из мира далекого сна.
Она одуванчиком тела
Летит к одуванчику мира,
И сказка великая пела, —
Глаза человека — секира.
И в сказку вечернего неба
Летели девичьи глаза,
И волосы темного хлеба
Волнуются, льются назад.
Умчалися девичьи земли
В молитвенник дальнего неба,
И волосы черного хлеба
Волнуются, полночи внемля.
Она — точно смуглый зверок,
И смуглые блещут глазенки;
Небес синева, точно слабый урок,
Блеснет на зарницах теленка.
Те волосы — золота темного мед,
Те волосы — черного хлеба поток,

То черная бабочка небо сосет
И хоботом узким пьет синий цветок.
Поверили звезд водоему
Ее молодые лета,
Темнеет сестрой чернозему
Любимая сном нагота.
И кротость и жалость к себе
В ее разметавшихся кудрях,
И небо горит голубей
В колосьях священных и мудрых.
И неба священный подсолнух,
То золотом черным, то синим отливом
Блеснет по разметанным волнам,
Проходит, как ветер по нивам.
Идет, как священник, и темной рукой
Дает темным волнам и сон и покой,
Иль, может быть, Пушкин иль Ленский
По ниве идет деревенской;
И слабая кашка запутает ноги
Случайному путнику сельской дороги.
Глазами зеваки, иль, может быть, боги
Пришли красивыми очами
Все на земле благословить.
Другая окутана сказкой
Умерших недавно событий,
К ней тянутся часто за лаской
Другого дыхания нити.
Она величаво, как мать,
Проходит по зарослям вишни
И любит глаза подымать,
Где звезды раскинул всевышний.
Дрожали лучи поговоркою,
И время столетьями цедится,
Ты смотришь, задумчиво-зоркая,
Как слабо шагает Медведица.
Платка белоснежный ковер,
Одежда бела и чиста;
Как пена далеких озер.
Ее колыхались уста.
И дышит старинная вольница,
Ушкуйницы гордая стать.
О, строгая ликом раскольница,
Поморов отшельница-мать.
Лоск ласк и хитрости привычной сети
Чертили тучное лицо у третьей,
Измены низменной она
Была живые письмена.
И темные тела дары,
Как небо, светлы и свободны;
На облако черной главы
Нисходит огонь благородный.
И голод голубого холода
Оставит женщину и глину,

И вновь таинственно и молодо
Молилась глина властелину.
И полумать и полудитя,
И с мглой языческой дружа,
Она уходит в лес, хотя
Зовет назад ее межа.
Стонавших радостно черемух
Зовет бушующий костер.
Там в стороне от глаз знакомых
Находишь, дикая, шатер.
Сквозь белые дерева очи
Ты скачешь товаркою ночи,
И в черной шубе медвежонок
Своих на тело падших кос, —
Ты, разбросавший волосы ребенок,
Забыв про яд жестоких ос,
Но помнишь прелести стрекоз.
И ловишь шмелей-медвежат,
Хоть дерева ветки дрожат,
И пьешь цветы медовой пыли,
И лазаешь поспешней белки, —
Тогда весна сидит сиделкой
У первых дней зеленой силы.
И, точно хохот обезьяны,
Взлетели косы выше плеч,
И ветров синие цыгане
Ведут взволнованную речь.
Она весна или сестра,
В ней кровь весенняя течет,
И жар весеннего костра
В ее дыхании печет.
Она пчелиным божеством
На службу тысячи шмелей
Идет, хоть трудно меж ветвей
Служить молитву божеством.

30 марта 1920, 1921

 


Примечания

209. "Мир и остальное". Баку, 1920, с. [54] (первонач. ред.); "Маковец". М., 1922, № 2, с. 18 (сокращ. ред., без загл.); I, 160. Печ. по бел. автографу — ЦГАЛИ. Посвящена сестрам Синяковым — Марии (1890 — 1984), Надежде (1889? — 1975) и Вере (1895? — 1973), к-рые жили в дачной местности под Харьковом — Красной Поляне, куда часто наезжал Хл. в 1916, 1917, 1919 и 1920 гг. См. также тексты 94, 95, 99, 104, 112, 114, 208, 217, 220, 245 и др. Ср. в неизд. письме Хл. к Е. Г. Шаблееву из Харькова весной 1919 г.: "Денег совсем нет, но живу я весело. <...> Обнимаю. Велимир. Чудная весна" (частное собр.). В тексте поэмы уже намечены анаграмматические построения, связанные с фамилией "Синяковы", ставшие ключевыми образами поэмы 220. В "Трех сестрах" прослеживается связь отд. фрагментов с адресатами.

  1. Одна, зачарована богом... и Другая окутана сказкой...— М. М. Синякова-Уречина.
  2. А та замолчала навеки... и Лоск ласк и хитрости привычной сети...— Н. М. Синякова (Пичета).
  3. А та — золотистые глины... и И полумать и полудитя... — В. М. Синякова.
  4. Полная песен язычника // Стоит на вершине кургана — уподобление "молчащей" каменной бабе.
  5. Зовет бушующий костер и И жар весеннего костра — по свидетельству Г. Н. Петникова, Хл. в 1916 г. написал посвященное Синяковым ненайденное стих. "Сестер костер".

 


ЗНАМЕНИТЫЕ ЗМИЕВЧАНЕ.
ХУДОЖНИЦА МАРИЯ МИХАЙЛОВНА СИНЯКОВА-УРЕЧИНА
(1890 или 1898 † 1984)
____________________________
Магистр истории
Ю. А. Коловрат
Лицей № 1 г. Змиева, методическая кафедра учителей истории и географии
Историко-краеведческий музей лицея № 1 г. Змиева

 

Синякова-Уречина (в девичестве Синякова) Мария Михайловна родилась в 1890 (или 1898) г. в с. Красная Поляна Змиевского уезда Харьковской губернии в семье ювелира церковных предметов Синякова [1;2]. В семье было ещё две сестры: Вера и Надя.

Несколько слов о семействе Синяковых, в котором родилась Мария Михайловна. Оно было большим, талантливым, пёстрым по характерам, острым на язык и экстравагантным, — короче, таким, мимо которого пройти было невозможно. Когда умерла мать, то они так её в гробу расписали — нарумянили, накрасили губы, подвели ресницы, — что всё православное село (у них было имение в Красной Поляне под Мохначем) сбежалось посмотреть на это кощунство [2].

 

Рис. 1. Розы (1950-е гг.)
© Худ. М. М. Синякова-Уречина

 

Около 1910-го г. училась у Агафонова — в его студии «Голубая лилия», входила в одноимённую группу молодых харьковских художников-авангардистов. Около 1913 — 1914 гг. недолго жила в Москве и училась там в художественной студии. М.М.Синякова-Уречина была экспонентом выставок Союза молодёжи (1913 — 1914 гг., Петербург) и «Союза Семи» (1918 г., Харьков) [1].

К 1919 г. была замужем за упоминаемым в рассказе Косарева Уречиным (биографических сведений о нём разыскать пока не удалось). Весной того же года участвовала в Первой совместной выставке-продаже, на которой были представлены работы профессиональных художников, самоучек и детей. Отчёт о выставке был напечатан в журнале «Пути творчества» за 1919 г., № 3., С. 47 — 53 [См.: 3].


К М.М.Синяковой-Уречиной обращено стихотворение Велимира Хлебникова «Сегодня строгою боярыней Бориса Годунова», первоначальный вариант которого был написан в 1916 г. в принадлежавшей Синяковым усадьбе в с. Красной Поляне под Харьковом. Слова из поэмы В. Хлебникова «Три сестры» (1920): «Одна, зачарована богом... и Другая окутана сказкой...» — также относятся к М.М.Синяковой-Уречиной [1].

 


Рис. 2. Баня (1910 г.)
© Худ. М. М. Синякова-Уречина

 

Единственная персональная выставка М.М.Синяковой-Уречиной состоялась в 1969 г. в киевском отделении Союза писателей [1].

Как профессиональная художница М.М.Синякова-Уречина оформляла книги, в том числе стихотворные — взрослые и детские: Григория Петникова «Поросль солнца» (1918), Алексея Кручёных «Разбойник Ванька-Каин и Сонька-Маникюрщица» (1925), «Четыре фонетических романа» (1927), Николая Асеева «Про заячью службу и лисью дружбу», (1927), «Цирк» (1929), «Песенник» (1935), «Маяковский начинается» (1940), П.Незнамова «Звери на свободе» (1927), Л.Остроумова «Птичий переполох», 1928), Надежды Павлович «Весёлая пчёлка» (1930), «Барабанщик совхоза» (1931, 1932), Н.Саконской «Витрины» (1930), М.Соловьёвой «Кораблики» (1930), Елизаветы Тараховской «Где овечка без хвоста?» (1930), Софьи Федорченко «Добрый сон» (1930), Корнея Чуковского «Новые загадки» (1930), Р.Энгель «Про дырочку и про хвостик» (1930), Владимира Маяковского «Облако в штанах» (1937). Как видим, чрезвычайно плодотворным для М.М.Синяковой-Уречиной был 1930 г.: проиллюстрировано 8 книг! [1]


Умерла М.М.Синякова-Уречина в Москве в 1984 г.

 

ИСТОЧНИКИ

1. Синякова-Уречина Мария Михайловна // Artru.info. [Электронный документ. Режим доступа: http://artru.info/ar/13192/]. Доступ – 16.02.2010 г.
2. Яськов В. Хлебников. Косарев. Харьков // Русский Журнал. [Электронный документ. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/volga/1999/11/yaskov.html]. Доступ – 16.02.2010 г.
3. Пути творчества. – 1919. – № 3. – С. 47 – 53.

© Ю. А. Коловрат, 16 лютого 7518 г.
(16 февраля 2010 г.)


 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 288; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!