Механизм психической деятельности 3 страница



Презентативное знание, опыт, становясь тонким, превращается в санскары (впечатления). Эти впечатления, будучи вновь оживлены, становятся воспоминаниями, репрезентативным знанием. Обретение нового опыта связано с координацией предыдущего опыта, с памятью. Иначе говоря, настоящий опыт является результатом прошлых психодинамических сил и впечатлений. Будущий опыт будет причинно обусловлен нынешним опытом и впечатлениями. Таким образом, имеется непрерывная причинная взаимосвязь между подсознательными процессами и сознательными явлениями. Существует неразрывная последовательная цепочка, связывающая сознательные идеи с подсознательными психическими процессами. Даже сотни биологических видов, различных воплощений, большое расстояние или сотни тысяч мировых периодов не могут нарушить причинную взаимосвязь психических явлений и их систематическое и математически точное проявление в сознательных процессах согласно причине, следствию, пространству и времени. Это объясняет, почему люди иногда не замечают никакой взаимосвязи возникшей идеи с ходом своих мыслей, не понимают, как сон связан с бодрствованием. Иногда, из-за какого-то чрезвычайного события, могут проявиться впечатления предыдущей жизни.

Вследствие психического детерминизма имеется неотвратимая и не знающая исключений причинная взаимосвязь между сознательными идеями и подсознательными психическими процессами. Прошлый опыт, память и нынешний опыт тесно связаны между собой. Прошлый опыт подкрепляет нынешний процесс обучения, а обучение укрепляет память о прошлом и становится причиной будущего опыта. Повторные впечатления закрепляются в памяти, а память способствует легкости усвоения новых впечатлений.

Рождение и смерть, переезд из одной страны в другую и власть времени не могут разорвать непрерывную последовательность психических процессов в проявлении их психодинамических сил. Куда бы человек ни отправился – в ад или на небеса, на открытую равнину или в горную пещеру, – его ум будет сопровождать его. Смерть кажется прекращением страдания и несчастья, и она такова для тех, кто не просветлен. Но для просветленного человека смерть означает только конец одной главы, а рождение – начало другой главы книги психических процессов, которые по своей причинной взаимосвязи безначальны и бесконечны.

Например, если благодаря исключительно хорошим кармам сущность, которая жила в теле собаки, рождается в теле человека88, то у нее будет проявляться человеческая психодинамика. Однако если имеются в наличии причины, благоприятствующие собачьему поведению, то эта сущность (из-за вынесенных из своей предыдущей собачьей жизни скрытых отпечатков) снова будет психологически вести себя как собака.

Допустим, что какой-то человек испытывает постоянные трудности из-за неумения ладить с друзьями и семьей. Он думает, что только он прав, а его семья и окружающие ошибаются. Тогда он уезжает в другое место, но и там вскоре оказывается в аналогичной ситуации. Это пример непрерывной последовательности привычек, которую не смогло прервать изменение окружения и места жительства.

Допустим, что какой-то безнравственный человек умер и родился снова. В детстве все его порочные кармы и впечатления скрыты в подсознательном уме. Если этот ребенок попадает в дурное окружение, то дурные васаны (впечатления) проявятся несмотря на явный разрыв во времени и пространстве. Еще один пример – старые люди. Они уже не могут удовлетворять свои желания и поэтому выглядят святыми, но их желания попросту уснули.

Если кто-либо, имеющий человеческие васаны (привычки), проходит через серию рождений, отличных от человеческих, то спящие в нем человеческие привычки проявят себя там, где и когда появятся благоприятные человеческие условия. Вследствие непрерывности, соответствия и тождественности прошлого и настоящего опытов, подсознательных и сознательных процессов, уснувшие привычки проявятся согласно условиям.

Крик новорожденного ребенка свидетельствует о наличии у него страха. Это указывает на присутствие непрерывной последовательности связанного со страхом опыта, идущего из предыдущей жизни. Даже формирование инстинктов не происходит без участия подсознательного ума. Если ребенка (или взрослого человека) ведет инстинкт и заставляет действовать определенным образом, то этот инстинкт указывает на наличие памяти, являющейся результатом соответствующих ему и неотделимых от него васан, психодинамических сил, отпечатков, оставленных в предыдущей жизни какими-то событиями. Таким образом, имеется неразрывная последовательность психических процессов и детерминизм, который не в состоянии разорвать рождение, смерть, смена биологического вида, пространство или время.

* * *

Вечная непрерывная последовательность карм и васан.

10. тисам, анадитвам чашишо нитьятват

ча – и

на – нет

адитвам – начало

тисам – впечатлений, привычек и психодинамических сил

нитьятват – из-за вечности

ашишо – влечений

И нет начала этому процессу, так как жажда жизни вечна.

Имеется безначальный и бесконечный поток психических процессов, подсознательного психического детерминизма и их следствий. Этот поток вызван вечным существованием васан, психодинамических сил, карм и влечений.

У влечений нет начала. Желания присутствуют всегда. Желание "Да буду я жить вечно"89 есть у каждого человека. Нельзя доказать наличие инстинкта жизни, противостоящего инстинкту смерти, если нет вечности. Логические, космологические и моральные аргументы указывают на наличие чего-то большего, чем конечное. Стремление человеческого сознания преодолеть конечные пределы указывает на то, что конечное не является окончательной реальностью. Ощущение жажды жизни заставляет нас допустить наличие Абсолютной Реальности. Желание жить вечно и инстинкт жизни – вечны и всеобщи. Ошибка состоит в том, что считают, будто этот инстинкт жизни означает продление существования в материальном состоянии. Вечное не может быть невечным, и наоборот. "Я" не может быть "не-я", и "не-я" не может превратиться в "Я".

Каким образом мог бы существовать страх смерти, инстинкт смерти, желание жить, инстинкт жизни и стремление избежать страданий в существе, брошенном в самую первую свою жизнь, существе, которое еще ни разу не испытало смерти? Непрерывность психодинамики и психических процессов свидетельствуют о наличии предыдущей жизни или жизней. Если предыдущая жизнь является фактом, значит, должен быть и реальный опыт смерти и жизни, породивший инстинкт жизни, противостоящий инстинкту смерти. Как Вселенная безначальна и бесконечна, так и васаны и кармы не имеют конца. Васаны сопутствуют влечениям и желаниям. Поэтому их нельзя отделить от субстанции разума. Они называются психодинамическими, так как становятся динамическими силами, приводящими в движение психику (читту). Таким образом, они воплощают в себе систематизированное познание, законы ума, человеческое поведение и его далеко идущие последствия и мотивировку.

Читта (субстанция разума) в сочетании с подсознательными впечатлениями и инстинктивными влечениями являет собой картину индивидуальности. В процессе роста человека эта индивидуальность становится личностью. Развитая индивидуальная личность является не только самым сложным известным типом организации, но и наивысшим продуктом эволюции.

Достичь нирваны – значит преодолеть все васаны. Субстанция разума состоит из склонностей и впечатлений, вынесенных из всех существований. "Мы, подобно всем животным, несем в себе рудиментарные следы наших предков, и не в последнюю очередь – в наших психических процессах. Чтобы развиться психологически, мы обязаны разобраться в самих себе, а сделать это сможем, если сумеем найти пути исследования тех скрытых глубин в наших умах, из которых появляются наши импульсы".

Читта – всепроникающая. Она сужается и расширяется в зависимости от разрушительных и созидательных влечений. В состоянии порабощенности субстанция разума кажется локализованной в сердце и сушумне (центральной нервной системе). Кажется, что идеи и мысли исходят от нее, как лучи от солнца. В действительности же весь организм со своей протоплазменной жизненной силой есть центр проявления Космической Субстанции Разума. Таким образом, тело является передатчиком и приемником Космической Читты. Индивидуальное проявление Космической Субстанции Разума в отдельном организме называется индивидуальной читтой. Индивидуальная субстанция разума является отражением Космической Субстанции Разума – точно так же как в зеркале возникает отдельное отражение солнца. В зависимости от сокращения и расширения органических сил, субстанция разума подвергается сокращению и расширению.

Причина расширения органических качеств и субстанции разума двояка:

1.внешняя, физическая;

2.внутренняя, психическая.

Внешние причины – это те, которые зависят от физиологических сил: например, физические упражнения, молитва, доброжелательность, целомудрие и честность. Внутренние причины – это те, которые зависят непосредственно от психических сил: например, самадхи. Из этих двух причин психическая более могущественна.

* * *

Пока разрушительные васины (желания) не преодолены, будет иметь место безостановочный поток жизни и смерти в сфере относительности. Закон кармы действует без исключений, и он определяет следующее воплощение, рождение, будущее жизненное существование, жизненное состояние и жизненный опыт. В этой деятельности карм подсознательные психические процессы играют определяющую роль. Хотя люди не помнят свои прошлые жизни, они могут сделать выводы о частных деталях этих жизней на основе привычек, склонностей и влечений настоящей жизни. Васаны прекратят свое существование с исчезновением причины (хету), мотивации (пхалы), субстрата (ашраи) и объекта (аламбаны). Здесь описываются причина, мотивация, субстрат, и объект. Установив контроль над ними, человек получает власть над васанами и кармами.

11. хету-пхалашраяламбанаи сангрихитатвад эшам абхаве тад-абхава

сангрихитатват – из-за удержания вместе (всех васан и карм)

 

хету – причиной

пхала – мотивацией

ашрая – субстратом

аламбанаи – (и) объектом

абхаве – в отсутствии

эшам – этих

абхава – (наступает) отсутствие

тат – тех (т.е. карм и васан)

Все васаны и кармы обусловлены причиной, следствием, субстратом и наличием объекта. Если их нет, то нет также васан и карм.

1.Хету (причина). Правильный образ жизни приносит счастье. От неправильного образа жизни проистекает страдание. Удовольствие и счастье порождают страсть и привязанность. Боль и страдание вызывают отвращение, ненависть и отторжение. Как следствие, возникают усилие, борьба, стремление избежать страдания и найти счастье, наслаждение и объект любви. Эти усилие, борьба и стремление действуют на трех планах: физическом, словесном и психическом. Стремясь найти физические, словесные и психические наслаждения, счастье и любовь и избежать физических, словесных и психических обид, страданий и ненависти, человек помогает другим или вредит им. В результате снова возникают правильный и неправильный образ жизни, наслаждение и боль, счастье и страдание, любовь и ненависть. Наслаждение, счастье и любовь приводят в результате к инстинкту жизни. Страдание, боль, несчастье и ненависть приводят в результате к инстинкту смерти. Так вращается мировое колесо сансары, цикла рождения и смерти. Основной движущей силой этого колеса является незнание, авидья. Она – корень всех напастей и бед. Именно авидья является причиной (хету).

2.Пхала (мотив) – это человеческий замысел, в связи с которым все условия вовлекаются в деятельность. Психология изучает не только то, что люди делают, но и выясняет, почему они делают это. Это "почему" каждого человеческого поступка называется мотивом. Без мотивов нельзя было бы исследовать действия и судить о них. Вещи не всегда таковы, какими кажутся. Различие мотивов влечет различие результатов, хотя действие может быть тем же самым. Например, за предумышленное убийство обычно назначают тяжелое наказание. Если убийство совершено в состоянии аффекта, вместо смертной казни могут присудить несколько лет тюремного заключения. Если солдат убьет врага или блюститель закона застрелит опасного преступника, то их наградят. В каждой из этих ситуаций намеренно убивают человека, однако оценка убийства непосредственно зависит от мотива, лежащего в основе намерения.

Развитие личности зависит от мотивирующих сил, которые действуют с самого детства на протяжении молодости до зрелого возраста. Движущие силы и мотивирующие силы действуют ради развития личности. Влечение есть упорный стимул (обычно физиологического и инстинктивного происхождения), который требует соответствующей реакции. Мотив определяется как склонность к деятельности, основополагающая цель деятельности, начинающейся влечением и заканчивающейся удовлетворением. Результатом мотива является удовлетворение.

Есть два главных вида мотивов:

1. положительные – то, что необходимо (например, объект любви);

2. отрицательные – то, что нежелательно (например, объект ненависти).

Тело имеет определенный резерв "нервной" энергии, который может быть привлечен в особом непредвиденном случае. Когда этот резерв исчерпывается, то индивид становится истощенным и больше уже не может совершать никаких произвольных усилий.

3.Ашрая (субстрат) – это ум, охотящийся за объектами; в нем обитают васаны и кармы. Их нет в уме, наполненном сознанием Брахмана. В таком уме подсознательные впечатления васан и карм не могут оставаться, так как сознание Брахмана подобно солнцу, а кармы и васаны – тьме.

4.Аламбана (объект) – это то, что возбуждает в подсознательном уме потенциальные васаны и кармы и выводит их на сознательный уровень. Таким образом, объект является хранилищем стимулов.

Итак, все психические процессы, подсознательные васаны и кармы удерживаются вместе с помощью причины (хету), мотива (пхалы), субстрата (ашраи) и стимулирующего объекта (аламбаны). Если эти четыре фактора контролируются посредством концентрации, созерцания, медитации и самадхи или же сублимируются в процессе самоанализа, то васаны и кармы исчезают из подсознательного ума. Любая психическая деятельность, будь она низкого или высокого плана, управляется этими четырьмя факторами. Всякая правильная или неправильная деятельность должна иметь причину, следствие, мотив, опору и объект. Если все эти факторы направлены к самоанализу, то обязательно придет самопознание и освобождение.

* * *

В предыдущем афоризме утверждается, что васаны и кармы исчезают, если отсутствуют причина, мотив, субстрат и стимулирующий объект. Поскольку то, что не существует, не может возникнуть, а то, что существует, не уничтожается90, то как же васаны и кармы, существующие в подсознательном уме, могут исчезнуть?

12. атитанагатам сва-рупато'стьядхва-бхедад дхарманам

атита – прошлое

анагатам – (и) будущее

асти – существуют

сва-рупата – в своей собственной реальной природе

адхва-бхедат – из-за превращения

дхарманам – космических сил

В настоящем присутствует прошлое и будущее, но они не воспринимаются, так как пребывают в латентном состоянии.

Прошлое, настоящее и будущее существуют в своей собственной реальной природе. Материя и энергия, васаны и кармы, не уничтожаются. Они только подвергаются превращению.

Если васаны и кармы вечны, то как они могут быть уничтожены? Они вечны не в том смысле, в каком вечен Пуруша, Брахман. Вечно их течение, но они постоянно видоизменяются – от одного существования к другому, каждый момент, в прошлом, настоящем и будущем. Они подвергаются превращениям. Следовательно, они уничтожаются с уничтожением причины, мотива, опоры и стимулирующего объекта.

Ничто само по себе не является причиной неприятностей и страданий. Счастье или несчастье обусловлены нашим отношением. Например, один человек считает другого своим врагом и ведет себя по отношению к нему враждебно. Начинаются страдания и проблемы. Если он изменяет свое отношение и начинает считать его другом, то завязываются дружеские отношения и проблемы приходят к концу.

Сексуально озабоченный человек рассматривает каждую особу противоположного пола как объект полового влечения, и из-за этого отношения в его жизни присутствует охота за этими особами и все с этим связанное91. Тот, кто работает над самопостижением, рассматривает каждый предмет и каждого человека как проявление Всевышнего; благодаря этой перемене отношения к нему приходит счастье и всё, что с ним связано. В приведенных примерах нет никакого уничтожения объектов; изменяется лишь отношение.

Аналогично, васаны и кармы не уничтожаются, – но меняется отношение, из-за которого они присутствуют в человеке. Вместо того чтобы жить ради осуществления низких желаний, человек теперь стремится к высшей цели и действует соответственно. Самопостижение само по себе является высшим желанием, а самадхи – высшей кармой, без которой невозможно никакое совершенство. Дело не в том, что нужно уничтожить васаны и кармы. Суть дела в отношении к ним и в мотивах, которые ведут ум от света к тьме, от бессмертия к смерти, от праведности к неправедности. Иначе говоря, в самадхи все васаны и все кармы сублимируются и превращаются в энергию Пуруши и пракрити.

Феномен проявляется во времени и пространстве согласно причине и следствию. Прошлое явление – то, что уже было испытано. Нынешний опыт – это то, что испытывается в текущий момент. Будущему явлению еще только предстоит проявиться.

Эти прошлые, настоящие и будущие проявления зависят от причинной цепи. Если устранены причины, вызывающие явление, то оно уходит в прошлое. Если имеются действующие причины, то феномен проявляется в настоящем. Если причины, вызывающие явление, еще только должны будут появиться, значит, явление проявится в будущем.

Таким образом, путем изменения цепи причинности можно изменить весь механизм васан и карм. объектом познания психических процессов является именно эта тройственная субстанция – прошлое, настоящее и будущее. Эти процессы проходят через непрерывную цепь постоянного развития. Разве может быть знание без рассмотрения прошлого, настоящего и будущего? В этом заключается разница между человеком и животным: человек черпает опыт из прошлого, выстраивает настоящее и планирует будущее.

Нельзя выполнить психологический анализ без рассмотрения прошлого, настоящего и будущего. Прошлое и будущее связаны с настоящим. Это тройственное время является объектом интуитивного познания йога. Далее. Результат карм и васан, – как тот, что ведет к материальному опыту и услаждению, так и тот, который влечет за собой духовный опыт и освобождение, – существует в связи с временем и пространством, причиной и следствием. Поэтому умудренный человек может преодолеть их. В противном случае, если бы они не существовали в какой-либо форме, их нельзя было бы устранить и они не могли бы порождать несчастье и страдание.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!