Механизм психической деятельности 2 страница



Великий комментатор Вьяса объясняет этот афоризм следующим образом: "Когда земледелец, желающий полить свои посевы, направляет воду из уже орошенного участка в неорошенный, он не производит воду, а лишь устраняет помехи на пути воды, вследствие чего вода сама собой течет на другой, более низкий участок поля. Крестьянин не владеет способностью преобразовывать землю, воду, климат в корни, стебли, ветви, листья, прекрасные цветы и плоды посевов. Когда посевы прополоты, орошены и надлежащим образом защищены, творческие силы (химические, биохимические и биологические) вызывают рост посевов. Аналогично этому, добродетель есть лишь инструментальная причина устранения порока, так как чистота абсолютно противоположна нечистоте. Таким образом, добродетель и порок являются не материальными причинами счастья и страдания, а только инструментальными причинами".

Как электрик устраняет плохой контакт (т.е. преграду на пути электрического тока) и позволяет току свободно течь, так и добродетели, хорошие кармы, устраняют влияние плохих карм – и благодаря этому автоматически начинает течь вечная природа "Я".

В каждом человеке потенциально присутствует весь прогресс, могущество и нирвана. Совершенство не создается. Оно является истинной внутренней природой "Я". Однако его развитию препятствуют плохие кармы. Если человек устранит барьеры, созданные плохими кармами, он обретет могущество и нирвану, которые являются его собственной истинной природой. После устранения этих барьеров грешник становится святым, а "обезьяна ума" превращается в монаха. Движитель природы влечет каждого человека к совершенству, и каждый человек в конечном счете обретет его, если сможет устранить преграды на пути природы.

* * *

Когда в ходе эволюции пракрити устранены все помехи, йог обретает способность образовывать бесчисленное множество читт – субстанций разума. С помощью их он может проникать одновременно в столько умов, во сколько пожелает.

4. нирмана-читтаньясмита-матрат

читтани – субстанции разума

нирмана – (могут быть) созданы

матрат – из энергии

асмита – Космической Читты

Бесчисленные субстанции разума могут быть созданы посредством неисчерпаемой энергии Космической Читты.

Когда благодаря взращиванию добродетели и практике медитации устраняются помехи (кармы), то в субстанцию разума начинает течь творческая сила (пракрити). Так индивидуальная субстанция разума приходит в непосредственное единение с Космической Читтой (Асмита-матрой – умом, эго и сверхсознанием), и благодаря могущественной силе Асмиты (Космической Субстанции Разума) йог может произвести столько субстанций разума, сколько пожелает.

Психологическое применение этих бесчисленных субстанций разума состоит в познании бесчисленных объектов и обретении опыта пребывания в разных биологических видах, опыта, не связанного с прохождением через процессы физического рождения и смерти.

Цель философии и психологии – достижение истинной природы "Я". Плохие поступки задерживают проявление природы "Я". Хорошие деяния устраняют помехи, в результате чего проявляется высшая природа "Я", Пуруши, Брахмана. Кармы не могут реально повлиять на "Я", но они скрывают его совершенство. Чтобы получить полное освобождение, йог должен преодолеть все свои кармы. Поэтому он и создает столько субстанций разума, сколько ему нужно для отработки его кармы.

Создание множества субстанций разума не представляет собой для человеческого ума ничего нового. Студент посещает лекции многих профессоров и согласно им формирует свой ум. Если из-за тугодумия он не сможет трансформировать психическую энергию в структуры, подобные умам своих профессоров, то он ничего не выучит. Но только йог обретает высшую способность формирования субстанций разума. Уму внутренне присуща способность изменяться согласно времени, пространству, личности и ситуации.

Асмита – это Космическая Читта. Достигнув состояния Космической Читты, йог может создать сколь угодно много субстанций разума, позволяющих проникнуть во столько тел, во сколько он пожелает.

* * *

Хотя созданные умы занимаются разными видами деятельности, все они находятся под контролем одной исходной субстанции разума.

5. правритти-бхеде прайоджакам читтам экам анекешам

бхеде – многообразны

правритти – виды деятельности

анекешам – бесчисленных умов

экам – одна

читтам – (исходная) субстанция разума

прайоджакам – (является) руководителем (их всех)

Многочисленные созданные умы действуют многообразными путями, но все они находятся под контролем одной исходной субстанции разума.

* * *

Каждая деятельность как-то влияет на формирование тела, чувств и ума. Материальное влияние создает материальный покров. Духовные влияния способствуют духовному подъему тела, чувств и ума. Согласно пяти типам совершенств есть пять классов субстанции разума: джанма (рождение), аушадхи (химические средства), мантра (образование, тренировка и обучение), тапас (самодисциплина) и самадхи (Космическое Сознание). Среди этих пяти классов субстанций разума та, которая рождается в самадхи, абсолютно совершенна и свободна от всех карм.

6. татра дхьянаджам анашаям

татра – там (среди классов субстанции разума)

дхьянаджам – (то, которое) рождено из самадхи

анашаям – не (является) хранилищем карм

Из числа этих различных читт та, которая рождена в самадхи, не содержит никакого латентного отложения карм.

Следовательно, страсть, любовь и ненависть не могут нарушить равновесие этой субстанции разума. Она не имеет отношения к мирским достоинствам и недостаткам, так как образовалась уже после того, как все кармы исчезли. Другие виды субстанции разума не являются абсолютно свободными от латентного накопления карм. Эффективность действий йога зависит от того, насколько его субстанция разума свободна от аффектов и своекорыстных действий и насколько она отличается от умов обычных людей.

* * *

Кармы йогов и кармы обычных людей.

7. кармашуклакришнам йогинас три-видхам итарешам

карма – действия

йогина – йогов

ашукла – не белые

акришнам – не черные

итарешам – в случае других

три – они бывают трех видов

Кармы йогов ни белые, ни черные; у других людей они трех видов (белые, черные и смешанные).

Белые кармы принадлежат тем, кто поглощен изучением философских книг, самодисциплиной и медитацией. Этот тип кармы зависит только от субстанции разума. Поскольку он не зависит от внешних средств, он не приносит вреда другим.

Черные кармы отягощают злодеев и порочных людей. Эти кармы зависят от внешних средств. Они приносят вред другим.

Черно-белые кармы зависят частично от внутренних средств и частично – от внешних Соответственно этому они не приносят – и в то же время приносят вред другим. Они свойственны всем людям.

Карму, не являющуюся ни белой и ни черной, имеют те, кто достиг просветления, чьи аффекты уничтожены, кто достиг единения со Всевышним. Эта четвертая группа карм принадлежит только йогам. Их кармы ни белые и ни черные, так как они отреклись от плода своих действий и не совершают недостойных или своекорыстных поступков. Закон кармы единодушно принимают все философы. Он действует во всех без исключения сферах жизни. Формы его различны.

Индивидуальность обусловлена кармой, которая является продуктом авидьи – неведения относительно индивидуального сознания и Космического Сознания. Все желания, стремления, влечения и инстинкты составляют карму. Карма – это другое наименование совокупности желаний, инстинктов и влечений индивидуальности.

Жизнь индивидуального организма похожа на жизнь лифтера, который постоянно, но без какого-либо реального прогресса движется вверх-вниз. Он проезжает на лифте много тысяч миль, но совершенно не продвигается вперед.

Индивидуум рождается в мире, который уготовил себе своими предыдущими действиями. В деятельности карм имеет место непрерывность прошлого, настоящего и будущего.

Индивидуальный организм – это действующий механизм, действия которого вызывают последствия. Результатом деятельности являются материальные страдания и наслаждения. Иногда человеку приходится искупать поступки одной своей жизни в нескольких следующих существованиях И даже когда прошлое полностью искуплено, накапливается новая карма, "так что часовой механизм искупления, исчерпав свой завод, всегда заводится снова".

Существует вечно-деятельная энергия, которая проявляет себя в жизненной деятельности. Это – жизненный принцип; он никогда не истощается. Согласно кармам он переходит в потенциальную форму; он принимает множество форм, соответствующих разнообразию требований жизненных условий. Этот процесс без остановок продолжается до тех пор, пока не будет обретено совершенное знание. Совершенное знание уничтожает семя кармы и освобождает существо из круга перевоплощений, подчиненного естественному инстинкту. Свобода от закона кармы означает конец страданий и эгоистической жизни. Поэтому следует подвергнуть анализу авидью.

До тех пор, пока индивидуум ограничен, он находится во власти закона кармы. Моральная и этическая жизнь, общественная и международная деятельность, филантропические и гуманитарные воззрения, служение всем существам – всё это ступеньки на пути самоанализа. Они не должны быть камнями преткновения для идущего. Все действия, совершенные ради ожидаемого вознаграждения, приносят свои плоды согласно закону кармы. Действия, совершаемые как служение Всевышнему, в духе преданности космической творческой силе, ради очищения ума и без всякого эгоистического интереса, приводят индивидуума к раскрытию "Я".

Человек, пребывающий в неведении, движется как марионетка, которую тянут нити его прошлых карм; однако с помощью самоанализа человек берет эти нити в свои собственные руки. Человек рожден не только для того, чтобы плясать под дудку кармы; он должен осознать, что сам является творцом карм. Он может направлять свои кармы.

Индивидуум несет ответственность за свои действия. Творческие силы – это только посредник, сохраняющий плоды его деяний. Эти силы не в состоянии вынудить нас сделать что-либо или страдать так или иначе. Человек страдает из-за своих собственных поступков. А творческие силы лишь сохраняют результаты его деятельности.

Даже те склонности и кармы, которыми человек опутан, можно преодолеть при помощи силы воли. Человек способен разорвать держащую его в рабстве цепь кармы. Необузданная читта (человеческое сознание) имеет импульсивную и принудительную природу. Ей свойственны симпатии и антипатии. Согласно своим заслугам и недостаткам она проходит в жизни через взлеты и падения. Необузданный человек, которым руководят инстинктивные и влекущие силы, полностью зависит от влияния естественных импульсов. До тех пор, пока его деятельность определяется этими природными импульсами, инстинктами и влечениями, человек не свободен.

Но индивидуум не сводится лишь к совокупности своих импульсов. Бесконечность – вот что является его фундаментальной основой. Посредством самодисциплины можно постичь имманентное и трансцендентное "Я" и разорвать порочный круг карм.

"Я" как сила причины лежит за пределами эмпирического ряда. "Я" находится вне влияния пространства, времени, причины и следствия. Оно определяет и контролирует их Драма человеческой жизни – это не кукольное представление; она является творческой эволюцией.

Только познавший Истину знает вечную жизнь, которая отличается от жизни в относительном мире. Циклы рождений-смертей длятся согласно кармам до тех пор, пока человек не обретет вечную жизнь. Жизнь в мире относительности является продуктом причинности, выражением времени и пространства. Если индивидуумы не поднимутся посредством самоанализа от жизни относительной к жизни вечной, они обречены на продолжение существования в этом нескончаемом цикле.

Вечное время пребывает за пределами непрерывного круга относительного времени. Время – движущийся посредник вечности.

Когда физическое тело, являющееся проявлением Жизненного Принципа, умирает, то семя, Жизненный Принцип, остается. Из этого семени согласно кармам рождается новый организм. Индивидуальное "я" есть не просто тело, центр сенсорного и моторного аппаратов. Оно – их сущностная основа.

При распаде тела принцип "Я" не погибает. Тело есть проявление принципа "Я". Приобретенное человеком знание и нажитый им характер будут сопровождать его в будущей жизни. Более высокая будущая жизнь зависит от возвышенных поступков, сделанных в прошлом и настоящем. Рождение и смерть означают лишь отделение индивидуального "я" от старого тела и соединение с новым.

* * *

Формирование психодинамики согласно кармам.

8. татас тад-випаканугунанам эвабхивьяктир васанам

тата – отсюда (из карм)

абхивьякти – проявление

эва – только

васанам – тех психодинамических сил

тат – (какие) их

випака – плоды

анугунанам – позволяют

Из этих карм проявляются только те васаны (психодинамические силы), которые соответствуют плодам карм.

В подсознательной субстанции разума все кармы находятся в состоянии равновесия (авьякта). Здесь между ними нет никакого конфликта. Их равновесие нарушается на сознательном плане субстанции разума, где возникают конфликтующие силы, впечатления и влечения. Проявление конкретных психодинамических сил зависит от нарушающей равновесие движущей силы, каковой является преобладающая в данное конкретное время карма. Другие психодинамические силы будут удерживаться в равновесии в подсознательной субстанции разума, пока это равновесие не нарушат другие влекущие кармы. Когда приносят плод кармы, относящиеся к состоянию богов, то другие кармы, являющиеся причинами низшего существования (адского или в виде птиц и животных), будут удерживаться в равновесии в подсознательном состоянии субстанции разума. В этом случае проявляются только те психодинамические силы, влечения и подсознательные впечатления, которые соответствуют состоянию богов.

Тот же закон действует в отношении карм, психодинамических сил, ведущих к животному, птичьему и другим низшим формам существования. Если низшие влекущие силы преобладают, то высшие движущие силы будут удерживаться в равновесии в подсознательном состоянии субстанции разума.

Всем известно, что когда человек гневается, то любовь не проявляется. Когда материальные силы преобладают, духовные силы удерживаются в равновесии и не проявлены. Таков вечный закон Природы (пракрити).

Это объясняет, почему медитация подавляет низшую природу. Во время медитации начинают преобладать духовные силы; из подсознательного ума поднимаются только духовные силы. Материальные силы удерживаются в состоянии равновесия (в потенциальном состоянии) в подсознательном уме.

Когда человек фокусирует свое внимание (читту) на неправильном мышлении, в нем поднимаются разрушительные влекущие силы. Они выходят из подсознательного состояния на сознательный уровень субстанции разума и принуждают человека действовать согласно им. Когда же он медитирует, то высвобождаются духовные силы (находившиеся в подсознательном уме в потенциальном состоянии) и проявляется "Я". В психических процессах нет разрыва непрерывности. Закон причинности в отношении психических сил действует без исключений. То, о чем вы думаете проснувшись, зависит от того, о чем вы думали перед отходом ко сну, и от того, что приходит из подсознательного ума во время сна. Этим объясняются пять фундаментальных законов психологического анализа:

1.Психический детерминизм. Всё определяется законом причинности.

2.Наличие подсознательных и сверхсознательных психических процессов и большое их значение.

3.Сознательная жизнь есть систематическое и математически точное проявление подсознательных процессов.

4.Подсознательные процессы могут быть изменены посредством концентрации, созерцания, медитации и самадхи, так как подсознательное содержит в себе итог сознательной деятельности прошлой жизни.

5.Не существует четкой разграничительной линии между подсознательным, сознательным и сверхсознательным. Сознательное и подсознательное можно трансформировать в сверхсознательное состояние посредством самоосознания.

Если дурной нрав не допускать на сознательный уровень и если практикуется самопознание, то дурной нрав и недоброжелательность исчезнут, как с восходом солнца исчезает темнота.

Скрытые кармы и желания не исчезнут из подсознательного ума до тех пор, пока не будут поняты и разрушены самопознанием. Допустим, что человек, у которого исключительно хорошие кармы, становится богом. К нему будут приходить только божественные желания, а небожественные желания останутся подавленными в подсознательном уме. Будут появляться только те желания и влечения, которым благоприятствует окружение. В божественном существовании будут приходить только свойственные ему желания, так как только для них есть подходящее окружение. В животном существовании будут подниматься только животные влечения и желания, а возвышенные желания остаются потенциальными в подсознательном уме. Благодаря хорошему окружению и хорошим связям разрушительные влекущие силы могут быть пресечены, а созидательные психодинамические силы проявляются.

Каждый поступок оставляет какой-то отпечаток, и эти отпечатки собираются и записываются в озере подсознательного ума. Они накапливаются один за другим, и к ним добавляются новые. Данные накопления побуждают сознательный ум двигаться согласно этим кармам и впечатлениям. Они называются васанами, психодинамическими силами, так как они движут умом.

Этот афоризм объясняет, как, почему и в каком порядке проявляются разнообразные психодинамические силы. Проявляются только те, для которых имеются в наличии благоприятные условия и причины.

* * *

Имеется непрерывная связь подсознательного и сознательного состояний субстанции разума. Познав состояние сознательного и подсознательного ума, человек может понять и выстроить психодинамику для более высокого существования.

9. джати-деша-када-вьявахитанам апьянантарьям смрити-санскарайор эка-рупатват

эка-рупатват – из-за однородности, тождества

смрити – репрезентативного знания

санскарая – (и) презентативного знания

анантарьям – (имеет место) неразрывная последовательность психодинамических сил

апи – хотя

вьявахитанам – (они) разделены, прерваны

джати – классом

деша – пространством

кала – временем

Ввиду тождества и соответствия репрезентативного знания (памяти) и презентативного знания (санскар) в психодинамике субстанции разума имеется неразрывная причинная взаимосвязь подсознательных и сознательных процессов, хотя кажется, что они раз делены по классу, пространству, времени и т.п.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!