УПРАЖНЕНИЕ 99 ЮГ-СЕВЕР Ученики в полукруге.



                         

- Представьте себе, что сейчас жаркое лето. Вы сидите на морском берегу в Сочи.

Не были? Неважно. Ваша фантазия не раз бывала в подобных местах. Окружайте себ поочередно всеми предлагаемыми обстоятельствами,-перед вами море (вспомните!), жаркое солнце, легкий ветерок с моря (вспомните его дыхание), ряды кипарисов, шум волн ('вспомните звуки прибоя!). Как ведет себя тело в такой жаре? А как в одеты? Да, безрукавка, шорты, сандалеты... Солнце печет. Взгляните на свои рук - вы не сожгли их?

- Переезжаем вместе со скамейкой в другое место. Берег Волги у Жигулей. Теплы летний вечер. От близкого леса веет прохладой. Внизу, далеко у поворота, маленький белый пароходик, словно игрушечный... Поживите минуты три в это месте, пусть поработают и внутренние видения и память тела.

- Поехали дальше. Ленинградский осенний день. Набережная Невы у Адмиралтейства.

Университет напротив. Серые тучи, свинцовые невские волны. Пожелтевшие жестки листья падают на вас, на скамейку, на гранитный парапет набережной.

Ленинградский "фирменный" невидимый дождичек чуть моросит... Как .вы одеты? Чт вспоминает тело?

- Берег Лены. Сибирь. Январское утро в Якутске. Холоднее не придумаешь! Ка одеты? Что вы тут делаете? Что вокруг? Как живется телу?

- Проведите теперь это путешествие из Сочи в Якутск и обратно самостоятельно, без подсказок. По моему стуку переезжайте в другой город.

- Вернулись в Сочи? Поедем обратно. Теперь переключаться надо еще быстрее.

Слушайте. Каждый мой стук-новое переключение.

                         

УПРАЖНЕНИЕ 100 СЛУШАТЬ-СМОТРЕТЬ-ВСПОМИНАТЬ-ОСЯЗАТЬ

                         

Это индивидуальное, "круговое" упражнение на переключения органов чувств. Он может выполняться и как групповое.

По команде, или без нее, ученик попеременно:

1) слушает реальные звуки (см. № 80), 2) смотрит на знакомые предметы, стараясь увидеть в них что-то новое, н замеченное до сих пир (см. № 34), 3) вспоминает какой-нибудь недавний жизненный эпизод, с мысленной речью вслу или про себя (см. № 71), 4) осязает (см. № 91), 5) слушает и т. д.

Такое упражнение хорошо настраивает "творческий инструмент" к работе, поэтом его целесообразно проводить в самом начале урока.

С каждым днем надо сокращать время на переключение от одного вида восприятий другому. Можно сказать, что упражнение это как бы формирует кнопки: нажал одну и мгновенно увидел (то есть стал активно действовать, а не безучастн смотреть). Нажал другую - и мгновенно погрузился в активное воспоминание, отключившись от всего, что окружает. Нажал третью- и воспоминания как не бывало, а я осязаю, тщательно исследую предмет, лежащий возле меня. Активность каждог действия-обязательное условие в этом упражнении. Можно слушать, смотреть, вспоминать и осязать с мысленной речью (вслух или про себя). Тренируя логику последовательность мысли-видения, нужно при каждом возобновлении однородны восприятий продолжать мысль-видение с того момента, на каком их прервал переключение.

                         

УПРАЖНЕНИЕ 101 ВОЛШЕБНЫЙ ТАЗИК

                         

Присоединим к известным нам видам памяти восприятий еще два: память обонятельны и память вкусовых восприятий.

Ученики в полукруге.

- Представьте себе, что на полу перед вами стоит тазик. Он волшебный, потому чт по нашему желанию сам наполняется чем угодно. Теперь в каждом тазике перед нам мед. Вспоминаете.? Золотистый, прозрачный. .. Слегка качните тазик, убедитесь, какой густой мед. А запах его, запах цветущих липовых деревьев, вспоминаете?

Окуните палец, подденьте немного меду. Видите, как он стекает по пальцу, тяжело струйкой льется в тазик? Попробуйте его на вкус.

Не торопясь, помогая воспоминанию мысленной речью, добиваемся четкой памяти все ощущений.

- А теперь в тазике бензин!

Что еще может быть в тазике? Чередуются самые разнообразные и неожиданные вещи:

Сметана, а потом одеколон.

Нефть, а потом малиновое варенье.

Какао, а потом клей.

йод, а потом молоко.

Кетовая икра, а потом лягушки.

- Почему ваши тазики полны лягушек? Для чего вам приходится их перебирать?

Сортируете? Для чего? Ах, для биологического опыта? Отбираете самых больших?

                         

УПРАЖНЕНИЕ 102 ТАЗИК ПАРТНЕРА

                         

Занимаемся волшебным тазиком.

- Наполните 'свои тазиии чем хотите, но не говорите соседям, что в них.

Рассчитайтесь на первый-второй. Задание каждой паре-догадаться, что в тазике партнера.

- Приглядитесь по пальцам, которые партнер .погружает в тазик, по тому, как о смотрит, нюхает, пробует на вкус,-что это?

- Не надо стараться, чтобы партнер поскорее угадал. Не наигрывайте, н преувеличивайте своих реакций. Действуйте так, как если бы перед вами и на само деле стоял тазик с тем, чем вы его наполнили. Действуя, вы должны знать, дл чего вы это делаете, для какой вымышленной цели?

                         

УПРАЖНЕНИЕ 103 СТАКАН ЧАЯ

                         

Упражнение индивидуального тренинга на переключения.

- Возьмите воображаемый стакан с горячим чаем. Какие виды памяти, каки воспоминания, какие действия могут помочь вашей вере в то, что вы действительн держите в руке стакан чая?

Вот какие:

1) зрительные воспоминания-внешний вид стакана, цвет чая, пар над колеблющейс поверхностью жидкости;

2) осязательные воспоминания - ребристое стекло, его гладкие грани;

3) температурные воспоминания-жар горячего стекла;

4) мышечно-двитательные воспоминания - вес стакана, усилия руки и пальцев, удерживающих стакая, чтобы те уронить и поддерживающих равновесие стакана, чтоб не расплескать чай;

5) обонятельные воспоминания-запах чая;

6) вкусовые воспоминания-вкус сладкого, горячего чая, если мы отхлебнем немног из воображаемого стакана.

Из всех этих следовых рефлексов, неразрывно связанных друг с другом, складывается общее воспоминание. Мы представляем -себе стакан чая в руке, и и глубин памяти тянутся вместе со зрительным образом и осязательные, обонятельные, и другие воспоминания. Одно цепляется за другое, все связано единый клубок. Нам то ясно видится стакан, то рука вспоминает, как она держи его горячие грани, то вспоминается запах чая,-все является нам само собой,' беспорядочном смешении.

Потренируем механизмы переключения. Волевым усилием станем "переводить рычажо переключения" с одного аппарата на другой, в том порядке, какой мы .сам определим. Нам не удастся добиться "чистых" воспоминаний, мы не в сила разорвать неразрывное и отделить зрительную память, например, о кинестетической. Да это и 'не нужно. Действуя с воображаемым стаканом, мы .може в каждый данный момент выделить доминанту, первый план общего воспоминания, одн -из воспоминаний, оставив все остальные как бы на втором плане. Итак, строи "круговую" ленту следовых рефлексов: зрительный образ - осязательный - температурный - мышечно-двигательный - обонятельный - вкусовой - снов зрительный и т. д. .

- Начали!

                         


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!