УПРАЖНЕНИЕ 86 СОНОСКОП СОБЫТИЙ



                         

- По нескольким разным звукам нарисуйте себ картину. Слушайте...

Один из учеников (он устраивается в таком месте комнаты, чтобы его не был видно) "задает звуки", остальные-оправдывают. Сначала ученики слышат, например, тихое насвистывание какой-нибудь мелодии, затем-резкий стук. Маленькая пауза.

Громкий возглас:

"Что тут такое?"

- Что происходило?

- Шел человек по лесу, насвистывал. Вдруг-выстрел. ..

- Человек вошел в свою квартиру, ищет 'выключатель, чтобы свет зажечь, выключателя нет. Споткнулся о детскую коляску. Понял, что в чужую квартир забрел.

                         

УПРАЖНЕНИЕ 87 ЧТО ПРОИСХОДИТ?

                         

Ученики делятся на две группы. Усаживаются так, чтобы одна группа не видел другой, - спинами.

Первая группа "задает звуки", вторая-оправдывает. В первой группе может быт ведущий, который дирижирует звуками. Группе дается две минуты на то, чтоб сговориться о характере звуков.

Варианты этого упражнения:

1. Педагог задает общую тему обеим группам. К примеру: "Действие происходит н карнавале". По звукам первой группы (какие бы ни были эти звуки!) каждый и учеников 'второй группы рисует в своем воображении картины событий, происходящи на карнавале.

2. Педагог задает тему только слушающим из второй группы. Первая группа, производящая звуки, не знает, что задано. Допустим, педагог предупреждает втору группу, что все звуки, которые они услышат, будут раздаваться на пароходе, идущем по морю глубокой ночью. Какие бы звуки теперь ни услышали ученики, он должны оправдать их появление заданными обстоятельствами.

                         

УПРАЖНЕНИЕ 88 ТРИ ДОКЛАДЧИКА

                         

Три ученика садятся лицом ко 'всем остальным. Педагог дает им по газете отмечает статью. По команде трое одновременно, в течение двух-трех минут, читаю вслух свои статьи. Все слушающие должны понять, что читает каждый. Каждый и читающих должен слышать и понимать двух остальных докладчиков.

Для начала делается облегченный вариант-педагог говорит, кого именно из тре докладчиков должен слушать каждый из учеников. Докладчики тоже получают задани - каждый из них должен будет в конце упражнения рассказать о содержании стать одног из своих соседей.

Другой вариант этого упражнения регулирует переключения слуховых восприятий тренирует навыки отключения. Педагог дирижирует слушателями, включая их н слушание то одного, то другого из читающих непрерывно докладчиков. В этом случа докладчиков лучше усадить спинами к слушателям, чтобы видимая артикуляция н облегчала задачу. Включать можно двумя способами: или указывая то на одного, т на другого, или командуя: первый! второй!.

                         

УПРАЖНЕНИЕ 89 ШУМОВОЙ КВАДРАТ

                         

Ученики делятся на четыре группы, каждая из них становится у одной из сте комнаты. Лица учеников обращены к стене, и они не видят учеников других групп.

Каждой группе дается по стихотворению, и по команде все одновременно начинаю читать вслух.

- Стоп! Пауза. Еще одну строчку. Начали!.. Стоп! Всем нужно слышать все.

                         

УПРАЖНЕНИЕ 90 ХОР

                         

Один ученик, отгадчик, выходит из комнаты. Оставшиеся берут две-три строчки все известного стихотворения, и каждый ученик получает по одному слову.

Отгадчик входит. По команде педагога все ученики произносят хором каждый сво слово.

- Какие строчки? Из какого стихотворения? Не поняли? Послушайте еще раз.

                         

УПРАЖНЕНИЕ 91 ВИДЯЩИЕ ПАЛЬЦЫ

                         

Займемся осязательными, тактильными восприятиями.

- Закройте глаза. Проведите подушечками пальцев по ткани ваших брюк, рубашки, блузки. Слегка, чуть-чуть, едва касаясь-водите подушечками. Сделайте то же само с открытыми глазами, взгляните, как подушечки поглаживают ткань, присмотритесь, какая она, ткань. Снова-с закрытыми. Теперь вы вспоминаете вид ткани? Погладьт поочередно ткань брюк и ткань рубашки. Уловите осязательное отличие одяо фактуры от другой. Проверьте глазами.

Если ученики сидят в полукруге:

- Коснитесь одежды ваших соседей, правого и левого. Слегка поглаживая ткан подушечками пальцев, установите разницу в осязательных ощущениях обеих рук, запомните эти ощущения. Сравните с тканью вашей одежды. Чем легче вы будет касаться ткани, тем вернее и тоньше будут ощущения.

- Видеть пальцами! Этому можно научиться! Длительная тренировка поможе установить постоянные связи между ощущениями в пальцах и зрительной памятью.

Недаром осязание считается чувством, параллельным зрению. Конечно, .нам не чему заходить так далеко в тренировке тактильных восприятий. Давайте воспитае пусть не всевидящие, но чувствительны пальцы! Как часто приходится видеть руки-лопаты с деревянными пальцами! Как неуклюже, как неловко они касаются предметов! Ка по-медвежьи обнимают нас Такие мертвые руки! Они не "видят" нас, не "чувствуют" нас! А какими умницами кажутся нам тренированные огромным опытом видящие пальц хирурга, трепетные руки пианиста, мудрые руки опытного токаря!

Тренируя тактильные восприятия, мы совершенствуем и зрительную память, двигательные механизмы рук. Мы совершенствуем, кроме того, наше внимание окружающему миру.

                         

УПРАЖНЕНИЕ 92 УЗНАЙ ТОВАРИЩА!

                         

Ученики разбиваются на группы по четыре человека.

- Познакомьтесь осязанием с шевелюрами ваших товарищей из четверки. Нет, не над ощупывать всю голову и перетирать в пальцах волосы. Достаточно несколько ра легонько провести подушечками пальцев по одной прядке. Исследуйте так тр шевелюры и найдите различия в фактуре волос. Вначале помогите себе зрением.

Потом вы должны будете это делать не глядя на волосы, только осязая их.

- Теперь отвернитесь и угадывайте по очереди - на чьи волосы опускают товарищ ваши пальцы?

- Познакомьтесь осязанием с ладонями своих товарищей.

- С тыльной стороной ладони.

- Со щекой.

-- Со лбом.

- Угадайте товарища одним прикосновением.

- Следите, достаточно ли легки ваши пальцы при этом заяятии? Не напряжены л они?

                         

УПРАЖНЕНИЕ 93 ПАМЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

                         

- Познакомьтесь осязанием с этим графином. Действуйте двумя руками, пусть пальц запомнят его фактуру, пусть руки запомнят его форму. Отвернитесь. Продолжайт осязать графин. Не упускайте ни одного ощущения, запоминайте, какой он гладкий, какой прохладный. Вспоминайте ощущения в пальцах, когда они не касаются графина.

Дотроньтесь, зафиксируйте ощущение, отведите руку, вспомните... Гладкие, холодноватые грани, насечка... Проверьте воспоминание-коснитесь графина. Еще еще раз - коснитесь и проверьте.

- Попробуйте теперь вспомнить пальцами форму графина. Отвернитесь от графина представьте себе, что он перед вами. Прикоснитесь к воображаемому графину.

Обрисуйте его форму... А пальцы помнят при . этом, какой он холодноватый, гладкий?

- Сделайте то же самое с раскрытой книгой, лежащей на столе.

- С настольной лампой.

- Со стулом.

Упражнения на тактильную память предваряют цикл упражнений на действие воображаемыми предметами. Мы помещаем здесь это первое упражнение для того, чтобы подчеркнуть необходимость воспитания осязательных навыков. Без ни действие с воображаемыми предметами часто превращается в формальное бесполезное изображение действия, которое не может возбудить творчеств органической природы актера.

                         


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!