Здравый смысл и структурное мышление



Одна из самых больших бед современных астрологов — отсутствие здравого смысла и логики.

Помнится, как астрологи рассматривали однажды вопрос о пропаже кольца некой женщины. Она обронила на пол кольцо и не могла его найти. Карта показывала, что кольцо находится в месте, обозначаемом знаком Весов. Технически это указывает на возвышенное место. И большинство астрологов склонились к этой версии! Они предлагали самые невообразимые варианты — телевизор, окно, полка и т.д. Проблема заключается лишь в том, что кольцо не умеет прыгать на такую высоту само по себе. Исходя из элементарной логики следовало, что карта показывает нечто другое — а именно, что кольцо находится у дочери, которая подобрала его недавно. Так оно и было.

Отсутствие здравого смысла и логики отягощается также отсутствием структурного мышления. Часто для нахождения ответа на вопрос необходимо разбить его на более мелкие подвопросы. Найдя несколько ответов и соединив их, можно сделать общий вывод. Например, в вопросе «Стоит ли мне устраиваться на эту работу?» надо рассмотреть более простые вопросы, ответы на которые можно найти в одно действие: «Как сложатся мои отношения с коллективом?», «Хороша ли будет работа сама по себе?», «Как будут складываться отношения с шефом?», «Какая будет заработная плата?», «Есть ли перспектива карьерного роста?» и т.д. Структурное мышление подразумевает разбиение задачи на мелкие подзадачи, ответ на которые можно найти в один-два технических приёма. Идея объять сразу всё, творчески блуждая взглядом из угла в угол карты, на практике приводит к тому, что астрологи вычленяют в карте совершенно нерелевантные детали, которые не только не имеют отношения к сути поставленного вопроса, но и уводят в сторону.

Например, на вопрос «Поступит ли моя дочь в университет?» астролог, творчески подходя к карте и доверяясь своей волшебной интуиции, цепляет взглядом совершенно ненужные детали. Так, он может начать с рассмотрения человека, задавшего вопрос, или его отношений с дочерью. Заметив интересное положение планет рядом с планетой дочери, астролог попутно выявит проблемы в общении дочери с её парнем. Затем он также творчески сложит все эти нерелевантные на самом деле показатели и в итоге сведёт всё суждение к чему-то вроде: «У вашей дочери проблемы с парнем — это мешает ей поступить в университет. Постарайтесь удержать её от ненужных увлечений, тогда она сможет в спокойной обстановке подготовиться к экзаменам — это даст ей шанс поступить». И, как обычно, много слов и никакого чёткого ответа. Так и не ясно, поступит она или нет. Слишком часто приходилось наблюдать подобную картину среди современных астрологов, чтобы не упоминать об этой проблеме. Но, как вы понимаете, подобный неструктурированный подход не имеет ничего общего с прогностической астрологией.

Джона Фроули как-то спросили, что, на его взгляд, нужно изменить в нынешнем образовании, чтобы подготовить сильных астрологов. И он ответил: «Заново вводить элементарную логику в школах». Я бы добавил к этому — развивать чувство здравого смысла и культуру структурного мышления.

 

Виды астрологии

 

Вот основные виды предсказательной астрологии (это далеко не полный список астрологических дисциплин):

I. Хорарная астрология (от латинского слова hora — пора, урочный час) является базовой. Это самая простая из астрологических дисциплин. Она позволяет ответить практически на любой вопрос за считанные минуты. Её безусловный плюс — возможность увидеть детали, которые просто нельзя прочесть в книге судьбы. Например, вы не узнаете, как вам лучше играть свадьбу — на природе или в доме (если пойдёт дождь), по карте вашего рождения.

II. Следующим видом является натальная астрология (от латинского слова natus — предначертанный, суждённый, рождённый). Она рассматривает гороскопы рождений и предначертанную судьбу. Что уготовлено человеку? Быть королём или рабом? Палачом или шутом? Суждено ли ему создать крепкую семью? Суждено ли ему умереть в старости, или его ждёт нелепая смерть в молодости? И в какие сроки развернутся основные вехи его биографии? Астролог может читать книгу судьбы по карте рождения. Но вряд ли он в силах что-либо изменить, хотя бы свою собственную судьбу. Астрология (здесь не рассматриваем астрологию Нового времени) всегда была фаталистична. С натальной астрологией по сложности можно сравнить медицинскую астрологию, в частности астрологию декумбитур (от латинского слова decumbo — cлечь больным) — специальную прикладную ветвь астрологии.

III. Более сложным видом предсказательного искусства является элективная астрология (от латинского слова electus — выбор), позволяющая выбрать самый подходящий момент для начала нового дела: строительства прочного моста, основания преуспевающей организации, выбора президента, успешно правящего страной, и т.д. Элективная астрология стоит над натальной астрологией и использует карту рождения в качестве базиса для выбора. Нельзя выбрать то, чего нет в натальной карте. Нельзя выбрать то, чего нет в судьбе. Например, нельзя подобрать благоприятный период для зачатия мальчика, если человеку суждено быть бездетным.

IV. Наивысшим по сложности и мастерству видом предсказательного искусства является мунданная астрология (от латинского слова mundanus — мировой), рассматривающая суждённую судьбу государств, народов и даже целых цивилизаций.

Все эти виды астрологии от базовой (хорарной) до наивысшей по сложности (мунданной) говорят лишь о предначертанной судьбе, о суждённом, поэтому прогностическую астрологию часто называют юдициальной (или астрологией суждённого) от латинского слова judicium — приговор.

В нашем самоучителе мы сосредоточимся на изучении базового искусства астрологического прогнозирования — хорарной астрологии.

 

Хорарная астрология

 

Это астрология суждённого времени, когда наступает урочный час вопроса и к астрологу приходит вопрошающий. Астролог рассматривает карту звёздного неба, построенную на момент задания вопроса, чтобы найти в звёздах ответ на него. По сути, хорарная астрология рассматривает гороскоп рождения самого вопроса.

Самая распространённая ошибка — думать, что вопрос может родиться в любое время. «Что, если я пойду к астрологу завтра, и карта покажет мне другой ответ?» Но вы пришли именно сегодня. Не вчера и не завтра, а именно сегодня. И именно в этот час. Древние верили, что побуждающие мотивы, движущие человека к заданию вопроса астрологу, являются не его свободной волей, а следствием движения его тела, подвластного велению самих звёзд. Кто-то будет нерешительно вынашивать свой вопрос неделями, кто-то осмелится задать его сразу, кому-то сложится дорога к астрологу, кому-то будет явлена преграда — всё это лишь следствия более могучих причин. Таким образом, звёзды сводят неведомыми путями человека с его вопросом и астролога, могущего дать ответ, в предначертанном месте в урочный час, чтобы раскрыть ответ астрологу. Ответ, который предназначен для вопрошающего.

Космос очень тонкий механизм, и та удивительная точность, с которой звёзды описывают события прошлые, настоящие и будущие своим расположением в момент рождения вопроса, потрясает не меньше, чем сам факт сбывшегося прогноза. При этом чем более выношен вопрос, тем более чёткую картину показывает звёздная карта. Тем меньше вероятности ошибиться в суждении. Таково устройство Космоса.

Хорарная астрология позволяет ответить на любые вопросы, как сиюминутные, так и глобальные: «Где моё кольцо?», «Где и когда я встречу будущего мужа?», «Какая будет погода в эти выходные?» или «Будет ли тот-то и тот-то президентом?». Важно, чтобы вопросы были искренними. Если к вам приходят любопытствующие и спрашивают: «Скажи мне, астролог, женат я или нет?» — то истинный вопрос, с которым к вам пожаловали: «Скажи мне, астролог, а работает ли твоя астрология? Давай проверим: скажи мне, женат я или нет?» Или, отбрасывая всё лишнее: «Работает ли астрология?» Это один из тех глупых вопросов, на которые карта даёт вразумительный ответ — она показывает фигу. Если же к вам приходит человек с действительно искренним вопросом «Женат я или нет?», то такого клиента надо с нежностью отправить к другому специалисту.

 

Звёзды и судьба

 

1.

2.

3.

Влияют ли звёзды на судьбу?

Идея о том, что звёзды непосредственно воздействуют на нас, дабы свершить своё правосудие, тешит человеческое самолюбие. Планеты действуют на планеты, и это видно хотя бы из физических наблюдений, микротела же действуют на микроуровне — и это тоже понятно. Подобное действует на подобное.

Все мы лишь микроорганизмы на поверхности Земли. Мысль, что планеты могут непосредственно воздействовать на микроорганизм, именуемый человеком, имеет ту же ценность, что и мысль о том, что астролог может непосредственно воздействовать на отдельно взятый микроб на теле своего клиента.

Уже не раз писалось о том, что мы неразрывно связаны с той средой, в которую погружены [10]. А эта среда, в свою очередь, неразрывно связана с космическими процессами — Земля несётся в океане космических бурь. Планеты влияют на Землю, а Земля на нас — эта мысль выглядит куда разумней. А главное, она совсем не нова.

Уже одного этого будет вполне достаточно, чтобы понять, что звёзды не формируют судьбу отдельно взятого человека — они лишь могут влиять на те пространственные условия, в которые он погружён. Но достаточно обратиться к работам древних — в письмах того же Марсилио Фичино Флорентийского [25] вы сможете найти вполне убедительные рассуждения на эту тему. О том же говорит Платон [3, кн. X «Государства»], о том же повествует индийский эпос [5], о том же говорит герметическая традиция [7].

Звёзды являются лишь орудиями времени, отмеряя положенные сроки. Они лишь создают условия, пригодные для наступления событий. Время наступления этих условий хорошо известно в силу гармоничности движения планет.

Так что звёзды не влияют на судьбу и не формируют её, они лишь отмеряют сроки. Они последовательно расставляют те события, которые уже суждены к наступлению. Они подобно прялке, раскручивающей веретено Ананке, превращают общий клубок судьбы в нить последовательных событий. Об этом уже писалось, и не раз [3].

 

Судьба в философии древних

Виды кармы

Итак, судьба не формируется звёздами. Судьба — это порождение своего хозяина. Это порождение человека, с которым она неразрывно связана.

Платон в книге Х «Государства» [3] достаточно образно объясняет понятие судьбы. Судьба — это то, что выбирается самим человеком согласно его природе ещё до его рождения. Однажды врученная человеку судьба уже не подлежит изменению: влекомый силой неизбежности, человек рождается в определённой эпохе и в определённых условиях. Вся его дальнейшая жизнь — это развёртывание во времени клубка его судьбы до тех пор, пока не кончится нить. Звёзды лишь устанавливают время, разматывая клубок судьбы в нить судьбы и отмеряя её длину. Они не создали этот клубок, они не влияют на состав этой нити.

Более подробно идею судьбы раскрывает восточная мудрость. Индусы говорят о карме как о продукте деяний человека. Выделяют три вида кармы [5].

Санчита -карма — это результат всех предыдущих деяний во всех прошлых жизнях человека. Это та самая природа человека, согласно которой, как пишет Платон, человек выберет свою судьбу ещё до воплощения [3, с. 485–493].

Прарабдха -карма — это часть санчиты, которой необходимо реализоваться в данном воплощении. Прарабдху-карму нельзя изменить, её нельзя избежать. В действительности она уже реализована, пока младенец в утробе матери. Она уже с неотвратимостью отдана к исполнению — вопрос теперь лишь в сроках, когда именно раскроются её цветки. Поясним на примере такого события, как смерть: пока ещё младенец находится в утробе матери, ему уже суждено умереть просто в силу законов изменчивого мира, где всё живое рано или поздно умирает, чтобы возродиться вновь. Смерть будущего человека — вопрос решённый, дело за сроками. А сроки установят звёзды. Прарабдха-карма соответствует судьбе в философии Платона. Она соответствует веретену Ананке эллинов. Её называли неизбежностью. Неотвратимые повороты нашей жизни, условия нашего существования, создание семьи или безбрачие, большое потомство или одиночество, жизнь на вершине власти или на дне общества — всё это наша судьба. Натальная астрология позволяет увидеть «клубок» судьбы, или, как говорят астрологи, «паттерны судьбы», отведённой на данное воплощение, а также, зная движение планет, может указать последовательные сроки её проявления (пряжу нити судьбы). Астролог может предвидеть собственную судьбу, но ничего не может изменить в ней — он даже не в силах повлиять на сроки.

Прарабдха-карма — это не только то, что происходит с человеком, воздействуя на него извне, но также и то, что производит сам человек. Большинство тех вещей, которые мы наивно принимаем за свободную волю, в действительности являются элементами большого пазла, исход которого уже заранее известен. Если Берлиозу суждено сегодня попасть под трамвай, он пойдёт именно по этому переулку и ни по какому другому, хотя внешне это всё похоже на его собственный выбор.

Крийаман -карма — это небольшая часть нашей жизни, в пределах которой мы свободны действовать. Съем я с утра чёрный хлеб или белый — это мой собственный выбор. Он не изменит течения моей жизни — я так и останусь сапожником и не стану королем. Если мне суждено сегодня отравиться, то я съем именно несвежий чёрный хлеб, само тело подскажет мне, что делать, — это будет уже действие прарабдхи. Не умея на практике ориентироваться в вопросах судьбы (то есть не имея возможности чётко предвидеть будущие события), современный западный человек крайне тяжело понимает, где заканчивается неизбежность, а где начинается свободная воля в рамках неизбежного русла судьбы.

Одна из самых страшных вещей, которыми больно общество, — это привычка к беспокойству. Она происходит от незнания будущего, которое неизбежно.

Как формируется карма?

Прекрасный индийский астролог д-р Рао писал [5], что древние индусы учили спокойно проживать свою прарабдху. Она всё равно наступит, а борьба с собственной судьбой лишь затянет узлы накопленной кармы. В то время как спокойное проживание неизбежного способствует утоньшению узлов санчиты. Есть замечательная фраза: «Глупо бороться с собственной судьбой». Вы можете иметь судьбу сапожника с хорошей женой и детьми. Но вы можете по-разному распорядиться ею, так и не изменив ничего в этой жизни. Вы можете всю жизнь бороться со своей судьбой и пытаться стать королём. Но вы так и останетесь жить в маленьком городе с женой и детьми, потратив жизнь на бесполезную борьбу. Вы можете принять судьбу, жить в семейном уюте и быть счастливым в своей маленькой мастерской и с любящей женой. Родитесь ли вы бунтарем или домоседом — тоже предопределено, но тем-то человек и отличается от животного, что он может влиять на собственные реакции силой своего разума. Как говорили древние, человек может влиять на «желания своего тела». Если вы родились бунтарём, ваша жизнь в любом случае не будет лёгкой, но вы сможете смягчить узлы санчиты и попробовать найти счастье в семье, просто усмиряя своё желание стать королём, — вы всё равно им не станете, вы не измените поток вашей жизни, но вы сможете по-разному пережить этот поток. Так, учась переживать прарабдху, человек может влиять на карму будущих воплощений.

Также человек имеет свободу действий в рамках неотвратимой судьбы. Каждое зерно, посеянное в рамках крийаман-кармы, даст свои неизбежные всходы. Вы можете творить добро или зло — вы не измените своей судьбы, но всходы добра или зла могут проявиться в дополнении к вашей судьбе уже в этой жизни, а могут смягчить или затянуть узлы санчиты — тогда вы пожнёте урожай в будущих воплощениях. Сроки всходов зёрен, посеянных в области крийаман-кармы, тоже устанавливают звёзды.

А как же быть с моральной ответственностью? Значит, можно всё списать на звёзды? Нет, нельзя. Звёзды не формируют судьбу. Они не предписывают человеку совершить убийство. Это делает сам человек. Однако делает он это не в ходе своей жизни, а ещё до рождения. Но выбор предопределён им самим. Звёзды лишь отмеряют сроки.

Платон приводит пример в своём «Государстве» [3, с. 491], как некто, стремясь к воплощению «из-за своего неразумия и ненасытности… произвёл выбор [будущей жизни], не поразмыслив, а там таилась роковая для него участь — пожирание собственных детей и другие всевозможные беды. Когда он потом, не торопясь, поразмыслил, он начал бить себя в грудь, горевать, …винил в этих бедах не себя, а судьбу, божества — всё, что угодно, кроме себя самого». Однако даже выбор будущей судьбы зависит от привычки прошлых жизней — от багажа санчиты. Вот цитата из Платона [3, с. 491]: «Стоило взглянуть, рассказывал Эр, на это зрелище, как разные души выбирали себе ту или иную жизнь. Смотреть на это было жалко, смешно и странно. Большей частью выбор соответствовал привычкам предшествовавшей жизни».

Астрология и судьба

Натальная астрология видит только неотвратимую судьбу и сроки её проявления. Хорарная астрология видит также крийаман-карму. К вам пришёл человек и спросил: «Стоит ли мне покупать этот дом?»  Вы отвечаете ему: «Нет, в этом доме протекает труба в подвале — вы обнаружите это через три дня, и вам придётся платить за ремонт». Человек покупает не этот, а другой дом и не тратит деньги на ремонт. Ничего не изменилось в жизни человека — он всё равно будет жить в отдельном доме, как и положено его судьбой, потратил бы он деньги на ремонт или нет. Но вы, как астролог, увидели сценарий «что, если» и дали свой совет. По сути, вы увидели всход зерна, которое ещё не было посеяно. Вы заглянули в область крийаман-кармы.

К вам мог бы прийти человек и задать тот же вопрос. Сделав ошибку в анализе карты, вы не предупредили бы о сбое в системе газоснабжения. Человек купил бы этот дом, а через три дня произошёл бы взрыв и он бы погиб. Это действие слепой судьбы. Человека подтолкнуло его тело обратиться именно к вам, к астрологу, который не очень силён в этих вопросах. А может быть, силён, но именно в этот день вы были не в духе и просто совершили человеческую ошибку. В принципе, вместо вас на пути этого человека мог бы встать его друг, который порекомендовал купить именно этот роковой дом. Судьба хитро сплетает воедино различных людей, чтобы реализовать то, что неизбежно.

Со временем, когда вы научитесь видеть будущие события и у вас уже не будет вопросов о том, есть судьба или нет, вы просто будете наблюдать за действием фатума, вы можете даже исключить всякую возможность повлиять на будущее для чистоты эксперимента — оно всё равно наступит именно так, как показали вам звёзды. Раз вы видите судьбу, значит, она существует.

Иллюстрации

Позвольте привести несколько цитат, иллюстрирующих идею судьбы.

В «Махабхарате» сказано [5, с. 34–35]:

«Подобно плодам и цветам, появляющимся без постороннего указания в нужное время, карма, созданная в прошлых жизнях, не может нарушить законов Времени, и её плоды проявляются, когда они должны появиться».

«Карма человека — как сокровище, которое до времени охраняется согласно предписанному закону. В нужный момент Время притянет к нему его хозяина — человека, создавшего эту карму».

«С того момента, когда человек попадает в материнскую утробу, он начинает испытывать действия кармы».

«Когда приходит время проявиться благим результатам и когда приходит время проявиться дурным — все это показывают планеты».

В «Рамаяне» Вальмики сказано [17, кн. II, песнь XXII]:

«Каждая вещь в любом состоянии есть результат работы Судьбы. Даже самые устремленные духовные подвижники, однажды испытав удар Судьбы, оставляют свой строгий обет и совершают падение, порабощенные похотью и гневом».

В 12-й книге «Герметического корпуса» Меркурий задает Тоту вопрос [12, с. 44]:

«— Если кому-то суждено Судьбой свершить прелюбодеяние, святотатство или же иное злодеяние, как может он быть наказан, если действовал по воле Рока?

 — Всё есть действие Судьбы, сын мой, и нет ничего вне её в этом материальном мире. Ни плохое, ни хорошее не возникает просто так. И даже тот, кто свершает благое, понуждаем Судьбой — он действует, чтобы пережить результаты своего деяния».

 

Свобода воли и смертная душа

Самонадеянно верить, что воля наша всегда свободна, пока решениями нашими руководят тысячи внешних факторов: мораль современности, советы друзей, настроения, страх потери. Когда кто-то говорит о том, что он абсолютно свободен в своих решениях, я обычно задаю встречный вопрос: «Чего бы вам больше хотелось сейчас — быть в душном городе, в суете, вертеться и зарабатывать на жизнь или лежать на берегу острова, есть бананы и наслаждаться шумом океана?» — «Конечно, быть на острове!» —  «Так поезжайте! Поезжайте прямо сейчас, я куплю вам билет прямо сейчас». И тут же человек впадает в ступор. Выясняется, что есть тысячи внешних факторов, которые держат его, — семья, дети, обязательства на работе и так далее. Человек не едет, потому что его страхи не позволяют ему принять то решение, которое он хотел бы. Мы не свободны в своих решениях. Мы не властны прежде всего над собой. Поэтому, когда нас что-то ведёт как раз в тот переулок, где мы встретим свою будущую судьбу, нашим выбором свернуть именно направо, а не налево руководит очередной внешний фактор, хоть мы и тешим себя иллюзиями насчёт безграничности нашей свободной воли.

Позвольте привести здесь выдержку из работ Успенского «Четвёртый Путь» [6]:

«...Этот сон человека, и отсутствие единства, целостности в нём, вызывают другую особенность в его поведении, то есть полную машинальность действий человека, их автоматизм. Человек в таком состоянии... предстаёт машиной, управляемой внешними воздействиями; он не способен противодействовать этим внешним влияниям, он не способен различать их между собой, не способен изучать себя вне всего этого. Он видит себя находящимся всегда в движении, и у него создаётся устойчивая иллюзия того, что он свободен в своих действиях, что может идти, куда хочет, что способен двигаться по собственному желанию, и что может идти направо либо налево. Но он не может делать это; если он двигается направо, это означает, что он не мог двигаться налево. „Воля“ оказывается превратно понятым представлением; её как таковой не существует».

В тексте «Герметического корпуса» говорится о том, что были времена, когда человек не имел материальной формы. Оттого он не был подвластен законам рождения и смерти — просто нечему было рождаться и умирать. Но в неизбежной дуге инволюции человек однажды слился с материальной природой, обретя впервые своё тело. Платон говорит [3, с. 523–524], что от смешения бессмертной сущности человека и материального тела появилась третья субстанция, именуемая животной (или растительной) душой, или демоном-искусителем [7].

Как повествует текст «Герметического корпуса», через множество воплощений, когда человечество на дуге эволюции начнёт терять свою смертную оболочку, оно также начнёт терять и третью субстанцию, образовавшуюся благодаря материальному телу. Поэтому третья субстанция не является вечным атрибутом человека: она однажды образовалась, однажды в будущем она рассеется — так учит нас философия древних. Платон называет эту душу «смертной» или временно данной человеку душой [3, диал. «Тимей»]. Эта душа обладает определенными несовершенствами, заставляющими нас бороться с ними [7].

Эта смертная душа называется по латыни anima в противоположность бессмертной сущности человека spiritus. Анима — это то, что заставляет человеческое тело двигаться, то что «анимирует» его, наполняет его движением. Именно её мы обычно называем «душой» человека, его психикой, его личностью.

Древние учили нас, что анима неразрывно связана с телом, говоря современным языком — движения психики и движения тела (физиологические процессы) тесно взаимосвязаны. Древние учили также, что звёзды побуждают тело (и связанную с ним смертную душу) к определённым поступкам. Выражаясь современным языком, движение звёзд и побуждения нашей психики взаимосвязаны. Приходит время — и что-то в нас просыпается к жизни и толкает нас к действию. Для нас — это наш собственный выбор. Для астролога — это часть судьбы человека, проявляющаяся через него самого.

Когда вы научитесь предвидеть то, какой именно выбор сделает человек и в какие именно сроки, у вас отпадут всяческие иллюзии насчёт безграничной воли человека: люди будут действовать именно так, как предписано звёздами. А вы заранее будете об этом знать. Вы научитесь никому ничего не говорить без необходимости и не влиять ни на чьё решение, вы просто будете наблюдать за работой Великого Творящего Разума, который в равной степени вызывает движение как вокруг человека, так и внутри его собственной животной души, ибо всё это части подлунного мира.

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 536; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!