Открытие самого крупного острова в Индийском океане и его заселение



В начале I тысячелетия до нашей эры на просторах Индийского океана с востока на запад началось продвижение представителей высокой мореходной культуры — мореплавателей с индонезийских островов. Эти мореплаватели — малайцы высадились в конце своего пути на берегу самого крупного острова Индийского океана — Мадагаскара.

То, что малайцы первыми достигли Мадагаскара и основали там свои колонии, общепризнанный факт. А ведь с точки зрения элементарной географии Мадагаскар должны были открыть африканцы, отделенные от острова Мозамбикским проливом. Но «логика истории» перечеркнула, казалось бы, очевидную «логику географической карты». В чем же дело? Мозамбикский пролив по своей ширине, конечно же, не может сравниться с просторами Индийского океана, но стремительное Мозамбикское течение, усиливающееся к тому же в период с октября по февраль, достигает 5 узлов (до 10 км/ч). Африканцы же никогда не славились своими судами и своим навигационным искусством и не смогли преодолеть этот бурный пролив.

Другое дело — индонезийские мореходы, хорошо приспособленные к длительным и трудным плаваниям. Впрочем, не будем полностью отвергать определенную возможность высадки отдельных групп банту — язычного населения черного континента на Мадагаскар (рис. 5).

 

Рис. 5. Индонезийские морские суда

 

В наши дни этнографы и антропологи точно определили, что современные жители Мадагаскара — малагасийцы принадлежат по своему физическому типу к южной ветви монголоидной расы. Малагасийцы говорят на языке, который относят к группе малайско-полинезийских языков. Что касается связей материальной культуры малагасийцев с их заокеанскими родственниками, то тут налицо много общего: один и тот же тип жилища на Мадагаскаре и в далекой Индонезии, поразительно совпадают способы обработки земли и т. д. В некоторых районах Мадагаскара и сегодня можно встретить лодки с балансиром, подобные тем, на которых индонезийские предки малагасийцев пересекли океан.

Более того, среди малагасийцев существуют отдельные группы людей, которые как бы по традиции сохранили морской образ жизни. Например, французский ученый Ж. Фобле описывает таких морских скитальцев: «У темнокожих, но с прямыми волосами жителей юго-западного побережья в ходу суда с балансирами, типичные для Юго-Восточной Азии и Океании. Языком и внешностью они мало отличаются от других малагасийцев, но всю жизнь проводят в море, на лодках».

Каждая семья ведзо имеет свою лодку, и отделение сына от семьи начинается еще до свадьбы со строительства лодки. Для этого сначала договариваются с дружественным племенем микеа (лесные собиратели) о заготовке в лесу толстого, прямого дерева с легкой древесиной. Лодка из куска дерева в пять метров будет весить всего двадцать килограммов. Ствол дерева обтесывают ножами и острыми раковинами и оставляют в лесу сушиться. Потом микеа приносят его на берег в условленное место, где причаливают лодки ведзо. Там каменными теслами[1] выдалбливают ствол. К лодке крепится балансир[2] из короткого, но тяжелого дерева. Вес балансира достигает примерно 5–10 килограммов. Двумя шестами соединяют балансир с лодкой, к ним же крепится мачта для паруса из пальмовых листьев. Лодка готова. Сыну вручают гарпун и багор, и новая семья морских кочевников готова жить на просторах Мозамбикского пролива.

По преданию, предки ведзо были порабощены сильным горным племенем и у них остался единственные способ сохранить свободу — это жить в утлой пироге на просторах бурного и опасного моря, но не чувствовать никакого угнетения (рис. 6).

 

Рис. 6. Арабское дау с косым парусом

 

Когда и какими маршрутами происходило переселение индонезийцев на Мадагаскар? Малайский ученый доктор Джамал Удин писал автору фундаментальных трудов по истории географии Р. Хеннингу: «Наверняка мы знаем то, что заселение Мадагаскара малайцами произошло еще в начале нашей эры. До IV века включительно постоянно происходило переселение на Мадагаскар, а позже, в IX веке, под руководством малайского вождя Рамини поднялась новая волна эмиграции с Суматры и Явы на Мадагаскар индуизированных малайцев» [см. 1].

Значительная часть специалистов считает, что маршрут индонезийских мигрантов был проложен по самой северной части Индийского океана. Скорее всего, он шел к Андаманским островам, затем к Шри-Ланке, а далее к Мальдивским и Сейшельским островам. Попробуем представить, как могло происходить это многоэтапное плавание, прежде всего, как упомянутые выше острова располагаются в пределах «моря муссонов» и как мореходы должны были использовать благоприятную навигационную обстановку: попутные ветры и течения. Предположим, что на запад вышла большая флотилия мореходных лодок с балансирами и из этой массы парусных суденышек был выделен авангард с особой ролью поиска затерянных в океане земель. Выполнив задание, т. е. открыв землю, разведчики возвращались к остальным судам. Однако возвратиться сразу из-за противодействия встречных ветров они не могли. Шли долгие месяцы ожидания, когда ветер станет попутным, юго-восточным. Зимой же суда авангарда, подгоняемые попутным северо-восточным муссоном, плыли на запад, туда, где за горизонтом скрывается солнце и где лежала открытая прежде земля. Так, шаг за шагом продвигались они к Мадагаскару. На вновь открытых островах индонезийские переселенцы, видимо, задержались на какое-то время, прежде чем выйти в океан на поиск новых земель. Почему же археологи не обнаружили никаких следов великой миграции? Может быть, малайские мореходы избрали другой путь в открытом океане? В 1883 году после бурного извержения вулкана Кракатау[3] на восточный берег Мадагаскара океан выбросил огромное количество легкой пемзы, уничтожившей следы миграции.

В Южном полушарии существуют благоприятные условия для плавания на запад. Ровный пассат наполняет парус плывущего на запад парусника, а попутное постоянное течение помогает пересечь океан. Здесь, южнее «моря муссонов» существуют постоянные центры атмосферного давления: Южно-Индийский минимум в субтропических широтах и Антарктический максимум над ледяным континентом. В связи с таким размещением барических центров в тропических и субтропических широтах круглый год дуют устойчивые юго-восточные пассаты.

Пассатное течение находится фактически за пределами зоны муссонной циркуляции в атмосфере. Название этого течения говорит о том, что его происхождение связано с системой пассатных ветров.

Направленное с востока на запад Пассатное течение составляет 25–30 см/с (1,5 км/ч).

В восточной части океана до 85° в. д. Пассатное течение прослеживается в виде одного потока. Далее к западу его направление несколько изменяется под влиянием островных дуг и подводных хребтов. Особенно заметно влияние рельефа дна на течение в центральной части океана, по мере приближения основного потока к Аравийско-Индийскому и Центрально-Индийскому хребтам.

У берегов острова Мадагаскар Пассатное течение разделяется на две ветви: северную и южную. Северная ветвь, достигая восточных берегов Африки, поворачивает на восток и дает начало Экваториальному противотечению. Южная ветвь, известная под названием Мадагаскарского течения, идет в юго-западном направлении со средней скоростью 25–30 см/с (1,5 км/ч). Огибая Мадагаскар с юга, Мадагаскарское течение переходит затем во вдольбереговое течение Агульяс, скорость которого может достигать 80 см (3 км/ч) и более. Вблизи южной оконечности Африки течение Агульяс резко поворачивает на восток и сливается с Антарктическим круговым течением. Расчеты показывают, что от индонезийских островов до Мадагаскара незамысловатое каноэ должно было находиться в пути чуть больше месяца. К тому же мореплаватели могли бы получить передышку на конечном отрезке этого пути: на Маскаренских островах или коралловых островах Каргадос-Карахос. Впрочем, на последних отсутствует пресная вода. Что касается проблемы утоления жажды во время морского путешествия, то, скорее всего, мореплавателей могли выручать кокосовые орехи.

На островах Каргадос-Карахос, посещаемых только в сезон лова рыбаками с острова Маврикий, моряки мне рассказывали о неоднократных случаях невольного дрейфа рыбаков в западном направлении. Иной раз нерасторопных рыбаков, оказавшихся вне обширной межостровной лагуны в открытом океане, увлекало сильное течение. Спустя неделю их прибивало к скалистым берегам Мадагаскара. Лишь через месяц-два они с попутным пароходом возвращались на Маврикий. Любопытно, что все вынужденные дрейфы рыбаков с Каргадос-Карахоса оканчивались примерно в одном и том же месте мадагаскарского побережья.

На происходившей несколько лет назад в столице Кении — Найроби — Международной антропологической конференции большой интерес вызвало выступление английского ученого Энтони Кристи. Он высказал свою гипотезу о заселении Мадагаскара. События, о которых говорил Кристи, возможно, имели место в IV веке нашей эры… На индийском парусно-гребном судне, отплывшем от берегов острова Ява, взбунтовались рабы (индонезийцы), среди которых были и женщины. Захватив корабль, повстанцы доверились ветрам и течениям, которые понесли его на запад. Через шесть недель на горизонте показалась земля с гористыми берегами. Это был Мадагаскар. Благополучно высадившись на остров, бывшие невольники основали поселение. Потомки первых поселенцев постепенно расселились по всему Мадагаскару.

 

Рис. 7. Индийский корабль (рельеф на храме Боробудур)

 

Что застали переселенцы с индонезийских островов, высадившись на Мадагаскаре? Был ли остров обитаем или предки малайцев составили его первое население?

Имеется предположение, что к X веку Мадагаскар заселялся выходцами с соседнего африканского континента негроидными племенами, все же сумевшими преодолеть коварный Мозамбикский пролив. Но то предположение не имеет никаких документальных доказательств. В фольклоре же жителей Индонезии до сих пор бытуют легенды о негроидных пигмеях, обитающих в чаще индонезийских джунглей (племя кубу на Суматре). Негроидные племена встречались и по пути следования индонезийских мореходов на Мадагаскар, например, они и до сих пор живут на острове Шри-Ланка (ведды) и на Андоманских островах.

Трудную задачу выяснить, имеет ли под собой реальную основу предположение о негроидных предшественниках, взяла на себя австрийский этнограф Лотта Гернбек. Она установила, что самым древним племенем на Мадагаскаре считается племя вазимба. Оказалось, что вазимба не отличаются от остальных малагасийцев ни по антропологическому типу, ни по языку, ни в культурно-бытовом отношении. Вполне возможно, что вазимба принадлежат к первой индонезийской волне переселенцев на Мадагаскар. Прибывшие позже индонезийцы постепенно стали оттеснять их из прибрежных районов все дальше в глубь острова.

 

 

Арабы — народ синдбадов

В ноябре 1981 года от берегов Аравийского полуострова отправилась в далекий путь старинная арабская дау. На борту дау хорошо было видно слово «Сохар» — так назывался некогда оживленный арабский порт, находящийся на берегу современного Омана. Дау была построена по рисункам и чертежам, найденным в старинных арабских рукописях известным ирландским исследователем и писателем Тимом Северином. Решив построить копию арабского судна «Ушвека», Тим Северин хотел повторить путь через Индийский океан, традиционный для арабских моряков. Такой путь связывает Ближний и Дальний Восток, он проходит параллельно проложенному через азиатский материк знаменитому сухопутному «шелковому пути».

Ученые, специализирующиеся по древней арабской истории, полагают, что плавания по морскому «шелковому пути» нашли отражение в сказках «Тысячи и одной ночи» и особенно в семи путешествиях Синдбада-Морехода. Известный русский ученый академик И. Ю. Крачковский отмечает, что смотреть на «Путешествие Синдбада» только как на волшебную сказку, действие которой развивается вне времени и пространства, неправильно. Это совпадает и с точкой зрения Тима Северина, который провел предварительный анализ старинных арабских рукописей и нашел указания на конкретные географические объекты, животный мир, а также реальные события тысячелетней давности. Он попытался на этой основе соединить воедино все детали путешествия Синдбада, а затем и доказать возможность плавания на дау к берегам Индонезии.

Чтобы найти соответствующий материал для строительства корпуса и мачт дау, Тим Северин отправился в юго-западный штат Керала на полуострове Индостан. Там, в глубине джунглей, индийские лесорубы свалили ему несколько стволов тикового дерева, обтесали и доставили их с помощью слонов на побережье. Бревна погрузили на судно, направлявшееся в оманский порт Сур. Не забыли прихватить и бамбук, из которого древние арабские моряки изготовляли корабельные гвозди. Был заказан опытным арабским морякам и знаменитый косой треугольный парус.

Почему такой парус, скорее всего изобретенный арабами, называется латинским? Западногерманский ученый О. Хефнер приводит следующее соображение. Мореплаватели из Италии, Испании, Португалии, т. е. «латинских» стран, способствовали распространению в Европе этого паруса, именно потому он и получил название «латинского». Историк О. Хефнер также проводит лингвистический анализ этого названия и приходит к более сложному выводу о том, что название «латинский» могло означать также «парус для использования ветра, дующего сбоку» (латеральный — боковой). Как бы то ни было, косое парусное сооружение позволяет ходить круто к ветру и лавировать там, где для этого есть необходимость. Во всяком случае, такая способность парусных судов впервые проявилась на просторах Индийского океана.

Добавим, что Тим Северин для определения широты места с помощью звезд захватил в плавание камаль — старинный арабский навигационный инструмент, представляющий собой деревянную дощечку, прикрепленную к концу шнурка, — разновидность секстанта.

На борту «Сохара», кроме Тима Северина, собрались опытные моряки, в основном арабы, а также несколько европейских ученых. Покинув оманский порт Маскат, дау взяла курс к берегам полуострова Индостан, приноравливаясь к северо-восточному муссону, «Сохар» пересек Аравийское море и достиг одного из южных индийских портов — Кочин (см. рис. 2).

Плавание «Сохара» реконструирует арабский морской путь на восток. Этот путь существовал в Индийском океане в эпоху арабского халифата. Роль арабских гаваней Персидского залива в торговле стран Индийского океана в те века исключительно возросла. Она сохранилась и в средние века.

Город Сохар, в честь которого названа дау, процветал в X веке, но затем уступил свое значение Маскату. Добавим также, что на берегу Шатт-эль-Араба в VII веке арабы основали Басру — опорный пункт их владычества в Южной Месопотамии, а в 762 году на берегах Тигра была заложена столица халифата — Багдад.

Арабские моряки хорошо знали страны Индийского океана. Они называли Страной перца западный берег полуострова Индостан, где завершил первый этап своего плавания «Сохар».

Сезон северо-восточного муссона не самый благоприятный для плавания на восток, тем не менее этот ветер при наличии косого парусного оснащения арабских дау использовался для пересечения Аравийского моря в юго-восточном направлении. Другое дело в этот ветровой сезон плавания из Персидского залива или от Аравийского полуострова к берегам Восточной Африки, когда ветер становится попутным.

Торговый арабский путь из Персидского залива к странам Восточной Африки сохранился и в наши дни. Несмотря на то что теперь дау обязательно снабжены мотором, арабские моряки надеются, как и прежде, на парус.

В кенийском порту Момбаса мы обратили внимание на арабские дау. Подойдя к капитану одного из парусников, мы спросили, когда он собирается покинуть порт. Капитан ответил: «Как установится летний муссон, подниму парус». И действительно, через пару суток мы увидели целую флотилию арабских парусников, направляющихся к родным берегам.

Известно, что арабское влияние на Восточную Африку было весьма значительным. Частые гости на побережье африканского континента, арабские купцы нередко оставались здесь навсегда. Складывались тесные отношения арабов с местным населением и прежде всего с народом суахили. В настоящее время они населяют узкую береговую полосу Кении, а также острова Занзибар, Пемба, Мафия и др. Живут суахили также в Танзании. Когда-то они были прилежными и способными учениками арабов в мореплавании и в морской торговле. Разделить вклад в мореходное искусство арабов и суахили весьма трудно. Поэтому правильнее говорить об арабо-суахилийском судоходстве и их морской торговле в западной части Индийского океана.

Широко известны арабские достижения в области астрономии, математики, географии, а следовательно, в мореходной навигации. Следует отметить и заслугу арабов в применении в морской практике китайского изобретения — магнитного компаса.

Китайцы еще в III веке до нашей эры открыли свойства магнитного железняка. Судовой компас китайских мореходов состоял из намагниченной стрелки, укрепленной в середине камышинки, которая плавала в сосуде с водой. Спустя некоторое время компас стал известен арабам. Автор морской энциклопедии XV века Ахмад Ибн-Маджит — лоцман португальской эскадры Васко да Гамы — называл компас «домом иглы», утверждая, что магнитная игла сделана из куска камня. После крестовых походов компас, так же как и другие навигационные приборы, бывшие в ходу у арабов (астролябия, угломерная линейка, квадрант), стали известны европейцам.

Арабские мореплаватели еще в древние времена освоили в Индийском океане различные маршруты в пределах «моря муссонов», продолжили трансокеанский путь в Китай и Индонезию, а также к странам Восточной Африки и плавали на Мадагаскар, Коморские, Мальдивские острова.

Ну а теперь вернемся к плаванию Тима Северина.

По пути на восток «Сохар» пересек оживленную морскую дорогу, по которой плыли гигантские супертанкеры, контейнеровозы, лайнеры. Приходилось непрерывно нести вахту, чтобы не попасть под киль огромного судна. В свою очередь, штурманы и рулевые провожали удивленным взглядом дау с треугольным парусом — ожившие кадры из приключенческого фильма о Синдбаде-Мореходе.

Следующей остановкой дау был остров Шри-Ланка. У путешественников и купцов Арабского Востока остров был известен под именем Серендиб. Здесь купцы из халифата имели свои фактории. В XIV веке на Шри-Ланке побывал крупнейший арабский географ и путешественник Ибн Баттута. Перед этим он также посетил Мальдивские острова.

Археологические изыскания Тура Хейердала на Мальдивском архипелаге позволили утверждать, что до прихода туда арабов между Шри-Ланкой и архипелагом существовали постоянные связи. Тур Хейердал откопал на архипелаге немало скульптурных изображений, связанных с влиянием культуры Шри-Ланки на культуру Мальдивов.

Дальнейший маршрут «Сохара» предполагался на Суматру, которая хорошо была известна арабским мореходам. Завершил свой рейс «Сохар» в Гуанчжоу (современный Кантон), где в IX–X веках существовала постоянная фактория мусульманских купцов. Заметим, что значительную часть своего пути после Шри-Ланки «Сохар» плыл в межмуссонье, когда не наблюдалось преобладающих ветров (см. рис. 2).

Плавание «Сохара» заняло семь месяцев. Из арабских источников известно, что на такой же по протяженности маршрут у арабских купцов уходило не менее трех лет. Но на то они и купцы: ведь в каждом портовом городе они занимались торговлей.

Цель Т. Северином была достигнута. Он доказал, что синдбады-мореходы, т. е. арабы, на своих дау плавали к берегам Индонезии.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!