Северная часть Индийского океана



Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.com

Все книги автора

Эта же книга в других форматах

 

Приятного чтения!

 

Войтов Виталий Иванович

Океанские дороги человечества

 

Ответственный редактор

Доктор геолого-минералогических наук, профессор А. М. Городницкий

Рецензенты

Кандидат исторических наук Г. И. Анохин,

Кандидат географических наук Н. С. Сперанский

The book vividly describes discovery of continents in different historical periods. The routes of acient navigators are restored most successfully. The author is a personal acquaintance of the remarkable Norwegian T. Heyerdahl and has had a number of scientific disputes with him. Oceanographer the author has taken part in many sea research expeditions. In the book he realizes artfully his experience and wide knowledge of the ocean nature. Several hypotheses and fascinating scientific indications of constant interest of all ocean investigators in the history of development and studies of the world are advanced.

 

Предисловие

 

История мирового мореплавания существует не менее 6–8 тысяч лет.

На основании известных фактов восстановлены древнейшие морские пути в трех крупных океанах планеты: Индийском, Атлантическом и Тихом. Мы попытались собрать сведения о наиболее реальных мореходных маршрутах, которые всегда служили человечеству для сообщения между материками.

В книге использованы материалы выдающегося норвежского ученого и талантливого писателя Тура Хейердала. Его роль в исследованиях путей миграций человечества и в происхождении цивилизации исключительно велика. Он не только выполнил ряд блестящих работ по этнографии и археологии, но и создал предпосылки для развития исторических теорий о древних цивилизациях.

Материал, собранный автором, позволяет ему предложить читателям реконструкции древних морских путей в трех океанах планеты.

Наша планета неудачно названа Землей, ее следовало бы с гораздо большим основанием назвать «планета Океан». В самом деле, три четверти ее поверхности заняты водами океанов и морей, соединяющихся между собой и образующих единый гигантский водоем — Мировой океан. Континенты можно рассматривать как крупные острова, лежащие в этом океане.

На заре истории океан был враждебной для человека стихией. Племена, населявшие побережья, занимались лишь сбором даров моря: съедобных водорослей и моллюсков. Однако шли века, и океанский горизонт все шире открывался человечеству. Постепенно возник морской промысел, а затем и морская торговля. Тур Хейердал в своей книге «Древний человек и океан» пишет: «Человек поднял паруса раньше, чем оседлал коня… Первым транспортным средством были суда. Идя под парусом или просто плывя по течению, древний человек смог заселить острова. Земли, которых по суше можно было достичь только постепенным расселением, из поколения в поколение преодолевая препятствия в виде болот и безжизненной тундры, голых гор и непроходимых лесов, ледников и пустынь, достигались в какие-нибудь недели случайным дрейфом или на управляемых судах. Суда были первым важным орудием человека, осваивавшего земной шар» [10].

Сложную и длительную эволюцию прошло судостроение. По-видимому, на самом первоначальном этапе человек отправился в море верхом на бревне. В одной из финикийских легенд об этом говорилось так: «Буря неистовствовала над Тирским лесом. Пораженные молниями, сотни деревьев вспыхивали, как факелы, или с треском лопались. В паническом страхе схватил Осоуз один из древесных стволов, очистил его от сучьев и, крепко уцепившись за него, первым решился броситься в волны» [10].

Трудно сказать, сколько веков древний человек использовал такое примитивное средство передвижения. Но, очевидно, что человек, чтобы увеличить устойчивость этого средства, попытался связать вместе два, а может быть, и несколько стволов. Так появился плот, не потерявший значения и в наши дни.

Скорее всего, плот стал первым искусственным средством передвижения по океану. Следует отметить, что плоты в разных прибрежных странах сооружались из различных подручных материалов, например, из бальсы у древних перуанцев или из бамбука у народов Индокитая.

Здесь несколько отвлечемся от изложения истории развития судостроения и обратим внимание на нетрадиционный взгляд Тура Хейердала на древнейшее судостроение. Главной задачей при создании судов было обеспечение плавучести. Эта цель, считает Хейердал, достигалась двумя способами: первый — сборка пропускающей воду конструкции из плавучих элементов, вместе обеспечивавших достаточную плавучесть, чтобы нести команду и груз; второй — изготовление водонепроницаемого корпуса, плавучесть которого зависела не от рода материала, а от вытеснения воды воздухом. Хейердал приходит к выводу, что главным направлением мирового судостроения был первый способ, а не изготовление долбленки, как принято считать.

Развивая эту мысль и основываясь на многочисленных источниках, Хейердал формулирует концепцию о важнейшей роли в древнем мире как в Новом, так и в Старом Свете, камышового судостроения, считая, что на камышовых ладьях были совершены выдающиеся океанские плавания еще в бронзовом веке, а может быть, даже и в неолите.

Анализ конструкций первых деревянных судов показывает, что их предшественниками были более древние камышовые ладьи. Они, судя по наскальным изображениям, были широко известны в прилегающих к Средиземному морю областях — от Двуречья до Кипра, Крита, Мальты.

В Атлантическом океане у берегов порта Кадис найден финикийский сосуд с реалистичным изображением камышовых судов.

«Для многих исследователей активное мореплавание начинается с Колумба, — говорит Хейердал. — Пора расстаться с представлениями, будто в средние века все было лучше, чем в древности. Лично я убежден, что камышовое судно древних превосходило деревянные суда со шпангоутами колумбовых времен» [10].

По мнению Хейердала, имелось по крайней мере три крупных центра камышового судостроения. Читатели «Экспедиции на Кон-Тики», безусловно, помнят о колебаниях норвежского исследователя перед началом его «тихоокеанской одиссеи»: на чем плыть — на солидном и надежном внешне бальсовом плоту или на хрупкой на вид камышовой ладье, которая не менее широко использовалась для мореплавания в древней империи инков? Предпочтение было отдано плоту, но отвергнутая тогда лодка из южноамериканского камыша тотора не осталась забытой и была использована позднее.

Помимо американского и африканского центров камышового судостроения, существовал и третий, вероятно, самый древний центр на Азиатском материке. И если Хейердалу пришлось в Африке искать материал для сооружения копий древних камышовых судов, поскольку в низовьях Нила папирус больше не растет, то на этом континенте все решалось просто. В Южном Ираке существуют целые заросли местного камыша берди, из которого жители этих мест — «болотные арабы» — строят плетеные жилища и серповидные лодки, напоминающие древнешумерские ладьи. Хейердалу удалось выяснить, что для строительства таких лодок наиболее пригоден камыш, срезанный в августе, когда его плавучесть наибольшая.

Любопытно, что форма египетских, месопотамских или древнеперуанских камышовых судов в общем-то однотипна: загнутые вверх нос и пружинящая корма, специфические морские обводы с обеспечивающими гибкость конструкции снастями, двуногая мачта, опирающаяся на два одинаковых бунта, трапециевидный парус, рулевые устройства, включающие «предохранитель» для защиты от сильной волны.

Еще раз вспомним утверждения Хейердала о более раннем возникновении и распространении камышовых судов. Суда с дощатым полым корпусом стали служить человечеству позже. Они появились лишь около 3000 года до нашей эры и постепенно вытеснили камышовые, ладьи, правда, в наши дни камышовые ладьи классического типа еще можно встретить, например, на горном озере Титикака в Центральных Андах.

Одним из достоинств деревянных судов перед камышовыми была их значительно большая долговечность. Немаловажно также и то, что скорость деревянных судов выше, чем камышовых. Однако, как писал Тур Хейердал, у камышовых ладей были и свои достоинства: они намного надежнее в море и берут больше груза.

Умение строить мореходные суда является одним из основополагающих элементов искусства мореплавания. Однако, помимо строительства судов, в понятие «искусство мореплавания», безусловно, включаются такие элементы, как навигация и лоция.

Очевидно, что в первое время человек предпочитал плавания вблизи берегов с надежными ориентирами. В открытое море или океан его могли отнести только случайным штормом или бурей. В эту «младенческую эпоху» совершались плавания вдоль так называемых островных мостов, т. е. цепочки островов, разделенных сравнительно узкими проливами.

Плавания в открытом океане, имеющие главную цель — открытие неведомых земель, стали возможны позднее, когда люди научились ориентироваться по светилам и звездному небу, а также накопили определенный опыт. Однако умение определять свое место в океане еще не исчерпывает всей суммы знаний и навыков, которые были необходимы мореплавателю.

Осваивая природу океана, наблюдая ветры и течения, мореплаватель постепенно научился находить в океане оптимальный путь к достижению цели. Описание таких путей передавалось из уст в уста, из поколения в поколение, в основном в виде легенд и мифов. Примером таких устных «лоций» являются арабские легенды или исландские саги. Впрочем, последние дошли до нас в виде письменных источников.

Заметим, что существование конкретных морских путей связано с продолжительностью и устойчивостью ветров и течений. Надежное плавание в определенном направлении могут обеспечивать лишь так называемые постоянные ветры и течения. Обычно постоянные течения отличаются большой длиной, мощностью и устойчивостью. В качестве примера назовем Южное и Северное Пассатные течения в Тихом и Атлантическом океанах, а также Южное Пассатное течение в Индийском океане.

Муссонные течения в северной части Индийского океана относятся к периодическим, или сезонным, меняющим свое направление по сезонам. Напомним, что «муссон» — слово арабского происхождения, означающее «сезон».

Отметим также, что перечисленные течения являются ветровыми, или дрейфовыми, по своему происхождению. Они возникают в результате продолжительного воздействия ветра примерно одного направления, каковыми являются пассаты и муссоны.

В книге рассмотрены и такие морские пути, о существовании которых нам сообщают легенды и мифы, а океанографическая и метеорологическая информация логически увязывается с ними.

Упомянуты также и те морские пути, которые приводятся в исторических источниках, но подтвердить их с точки зрения океанографии или режима ветров весьма затруднительно. Однако существуют неопровержимые доказательства (скажем, антропологические или лингвистические) в пользу таких путей.

При анализе вероятных морских путей, помимо навигационных условий (ветры и течения), нельзя забывать и об уровне мореходства того или иного народа. Под уровнем мореходства мы понимаем фактор наличия мореходных судов, знания и мореходную практику, пожалуй, можно сказать, мореходную репутацию данного народа.

Обзор морских путей, которые служили человечеству в древности, начнем с Индийского океана. Скорее всего, именно в Индийском океане, на побережье которого появились в глубокой древности морские цивилизации, возникло мореплавание.

 

Северная часть Индийского океана

 

Индийский океан обладает неповторимым природным своеобразием. Прежде всего обратим внимание на меридиональную асимметрию Индийского океана. В отличие от Тихого и Атлантического океанов акватория Индийского океана в Северном полушарии простирается только в тропических широтах. Огромный Азиатский материк, ограждающий океан с севера, создает над северной тропическо-экваториальной частью океана меняющийся по сезонам режим ветров (муссоны), который, в свою очередь, вызывает изменяющийся по сезонам режим течений. Северная часть океана имеет межматериковый характер и образно называется морем муссонов. Большая же часть акватории океана лежит в южном полушарии и полностью открыта в сторону Антарктиды.

Нас, конечно же, в первую очередь интересует именно акватория северной части Индийского океана, которая, вероятно, много тысяч лет назад уже была ареной оживленного мореплавания. В известной степени приоткрывает завесу над этой проблемой экспериментальное плавание Тура Хейердала на большой камышовой ладье, названной «Тигрисом» в честь одной из двух рек, на берегах которых некогда существовала древнейшая цивилизация. «Тигрис» — по латыни название великой реки Тигр, появилось в нашей печати «по вине» известного журналиста и телекомментатора Ф. Сейфуль-Мулюкова, который первым проинформировал советскую прессу о предстоящем плавании камышовой ладьи, выполненной по образцам судов древнего населения Двуречья — шумеров. В дальнейшем я и постоянный переводчик произведений Тура Хейердала Лев Жданов пытались бороться с применением латыни, но безуспешно, поскольку название «Тигрис» уже фигурировало в наших наиболее авторитетных газетах.

«Тигр», или, как принято называть, «Тигрис», отправился из иракского городка Эль-Курна 23 ноября 1977 года в далекий и нелегкий путь. В состав экспедиции под руководством Тура Хейердала входили ветераны хейердаловских плаваний в Атлантике: врач Юрий Сенкевич из СССР, штурман Норман Бейкер из США и итальянский альпинист и путешественник Карло Маури, а также еще семь членов экипажа, представлявших ФРГ, Японию, Данию, Норвегию, Мексику, Ирак и США.

Прототипами при постройке «Тигриса» послужили наскальные рисунки, в частности, найденные в руинах Ниневии (Северный Ирак), где изображен морской бой ладей с высоко поднятыми носом и кормой.

 

Рис. 1. Ладья «Тигрис»

 

В первом томе «Всеобщей истории искусств» (М.: Искусство, 1956. Т. I. С. 51–52) говорится: «Лучше других сохранился много раз перестраивавшийся зиккурат в Уре, воздвигнутый в XXII–XXI веках до нашей эры. Он состоял из трех массивных башен, сооруженных одна над другой образующих широкие, возможно озелененные, террасы, соединявшиеся лестницами. Нижняя часть имела прямоугольное основание 65 на 43 м, стены доходили до 13 м высоты. Общая высота сооружения достигала в свое время 21 м».

Влияние шумерской цивилизации огромно. Во всяком случае, зиккураты, так характерные для этой цивилизации, находят далеко от Двуречья. Например, четырехступенчатая башня типа вавилонских зиккуратов из сырцового кирпича, возраст которой оценивается в четыре тысячи лет, обнаружена в ста тридцати километрах юго-восточнее Ашгабада близ городка Каахка. Руины зиккурата найдены также в Омане, а по непроверенным данным — даже на острове Сокотра.

Итак, зиккураты находили и в глубине азиатского материка, и вблизи океана. Нас, конечно же, интересует прежде всего шумерское мореплавание. Среди предметов материальной культуры шумерской цивилизации обнаружены цилиндрические торговые печати, а также множество прямоугольных печатей с изображением животных, никогда не обитавших в Двуречье, а типичных, например, для Индии: слона или гевиала — остромордого крокодила. В расшифрованных шумерских текстах определенно говорится о морской торговле со страной Мелухха (так у шумеров вероятно называлась древняя Индия). В текстах встречаются и фразы о судах, доставляющих из Мелуххи в Шумер рис, хлопок, лес, бусы из сердолика.

Кроме того, шумерские торговые печати находят на полустрове Индостан, а также на территории древнего Египта. По-видимому, культурное влияние городов-государств Двуречья распространилось и на Египетское государство. Во всяком случае, на стенках высохших русел рек в Нубийской пустыне обнаружены изображения шумерских серповидных ладей. Около местечка Габель-эль-Арака найден нож из клыка бегемота, на котором искусный египетский резчик изобразил морской бой шумерских и египетских ладей [10].

Но вернемся к «Тигрису». «Самые первые дни плавания по Шатт-эль-Арабу, — писал Тур Хейердал, — дни освоения нрава камышовой ладьи и постижения азов судовождения».

В первые же дни плавания в заливе «Тигрис» столкнулся со многими трудностями, в частности, с «навигационными опасностями», которых, конечно же, не было в шумерскую эпоху: множество огромных судов и искусственных сооружений — нефтяных вышек, эстакад. Путь «Тигриса» между вышками напоминал извилистый путь слаломиста. В то же время столкновение с судном в ночное время грозило катастрофой: ведь «Тигрис» не был оборудован радарным отражателем и мог легко оказаться под килем корабля. Моряки называют гибель парусного суденышка и экипажа после столкновения со встречным кораблем ночью или в густом тумане весьма выразительно — «молчаливая смерть» [10].

Чтобы избежать столкновения, приходилось маневрировать. К счастью, секрет древних мореходов по управлению камышовой ладьей был разгадан уже в первые дни плавания. В Персидском заливе экспедицию «Тигриса» поджидал и другой неприятный сюрприз.

Вместо северо-западного ветра «шамала» задул из иранских пустынь ветер «наши», постепенно сносивший ладью к противоположному аравийскому берегу. До последнего было достаточно далеко, и можно было ожидать, что ветровая обстановка еще изменится, однако неумолимо надвигался окруженный мелями и рифами остров Файлак. Пытались задержать дрейф постановкой обычных якорей, а затем и плавучего якоря — большого парусинового мешка. Но было уже так мелко, что мешок ложился на дно, зарываясь в песок.

Наступила ночь. Ветер крепчал, вспенивая черную воду, яростно трепал ладью, волны перехлестывали через борта. Хейердал приказал посылать прожектором сигналы бедствия в сторону берега, надеясь, что сигналы будут замечены в прибрежных селениях или на находящихся поблизости торговых судах и танкерах. На призыв о помощи откликнулось только советское торговое судно «Славск», которое, несмотря на все уменьшающуюся глубину, направилось в сторону «Тигриса», но вынуждено было остановиться, чтобы не сесть на мель.

Спущенный с борта «Славска» мотобот подошел вплотную к камышовой ладье. Подали конец, пытаясь буксировать «Тигрис», но слабосильный мотобот не справился с дрейфом. «Тигрис» был отброшен еще ближе к пенящимся рифам.

Вдруг из тумана выскочила большая арабская лодка — дау. Неподалеку от дрейфующего «Тигриса» дау заглушила мотор, и арабы начали ставить сети.

Далее к Бахрейнским островам «Тигрис» шел на буксире огромного «Славска». Почему экспедиция Тура Хейердала направлялась на эти острова? Хейердал знал об археологических раскопках, проведенных датским ученым Джеффри Бибби. Эти результаты очень интересовали норвежского ученого. Юрий Сенкевич приводит его высказывание: «Представляете, он (речь идет о Бибби. — В. В. ) отодвинул истоки мировой цивилизации более чем на тысячу лет!»

В документальных источниках Двуречья часто упоминается Дильмун — богатая заморская страна, с которой торговали шумеры, в частности обменивая шерсть на металлы. По авторитетному мнению Бибби, Бахрейн и является легендарным Дильмуном.

Бибби специально прилетел в столицу Бахрейна Манаму, чтобы повидать Хейердала и осмотреть его камышовую ладью. Бибби был твердо убежден, что дильмунская цивилизация не менее древняя, чем цивилизации шумеров. Более того, экспедиция Бибби нашла в Бахрейне следы еще более древней цивилизации. Некоторые сооружения были построены из каменных блоков, которые, несомненно, доставлялись на острова морским путем [10].

В припортовом районе Бибби при раскопках было обнаружено много торговых печатей (относящихся к цивилизациям Двуречья и долины Инда), слитков меди, рыболовных крючков.

Дильмунские находки наталкивают на мысль, что древнейшие сооружения Бахрейна воздвигнуты еще в дошумерскую эпоху, во время существования так называемой убейдской цивилизации. Такое название было дано древнейшей цивилизации Двуречья, открытой при раскопках холма Эль-Убейд. Этот прибрежный холм соседствует с руинами морского порта убейдцев Эриду. По некоторым источникам, именно здесь некогда обосновались «полурыбы-полулюди», приплывшие с юга. Именно, здесь, на берегу залива бог Энки научил их ремеслам, градостроению, кораблестроению. Считают, что это «ядро» протошумерской цивилизации распространилось вверх по Тигру и Евфрату [5].

В захоронениях протошумеров были найдены глиняные копии орудий труда, а также модели лодок, как весельных, так и парусных. Одним словом, протошумеры были народом-мореплавателем.

Именно протошумеры, или убейдцы, как считают некоторые ученые, доставили с Бахрейнских островов саженцы финиковой пальмы, столь типичной для Двуречья. Существует и более смелое предположение, что приплывшие с юга убейдцы отступали на север в поисках новых земель… под натиском моря.

По этой же версии протошумеры были связаны не столько с Дильмуном (Бахрейном), а, возможно, просто с плодородными долинами Тигра и Евфрата, которые несли свои воды непосредственно в Оманский залив, иными словами, они жили на дне современного Персидского залива. Положение русел этих рек легко угадывается на современных батиметрических картах Персидского залива.

Полагают, что в послеледниковый период, примерно шесть с половиной тысяч лет назад, когда уровень Мирового океана поднялся на 14 м, были затоплены почти все прибрежные районы, где начиналось развитие человеческих цивилизаций. По мнению американского ученого Рода Фейербриджа, это и был легендарный всемирный потоп, нашедший отражение в мифах и сказаниях. Возможно, затопление отлогих берегов мелководного Персидского залива и наступление моря вдоль русел великих месопотамских рек привело к необходимости переселения предков шумеров на новые земли. Скорее всего, люди, пришедшие с юга, где плескалось море, казались для окружающих племен «полулюдьми» — «полурыбами».

Однако продолжим описание плавания Хейердала и его спутников на камышовой ладье «Тигрис».

Плавание в Персидском заливе было первым этапом плавания «Тигриса». Можно ли как-то оценивать его однозначно? Тур Хейердал считал первый этап самым трудным, подчеркивая, что экспедиция ставила цель испытать камышовое судно на морской волне, убедиться в его устойчивости и непотопляемости, выяснить, что конструкция рулей в принципе верна.

Надо также учесть, что роль случайностей на этом экспериментальном этапе рейса была очень велика. Возьмем хотя бы такой факт: выйди «Тигрис» неделей раньше или неделей позже, когда над акваторией залива господствовал попутный ветер «шамала», скорее всего, не было бы таких отклонений от курса, как вынужденный дрейф к острову Файлака.

Что касается шумерских плаваний в Персидском заливе, то, безусловно, они имели двусторонний характер. Разумеется, древние мореходы знали ветры Персидского залива, знали признаки смены этих ветров и, конечно же, владели секретом управления своими камышовыми судами и искусством маневрирования.

Проход через Ормузский пролив был, наверное, высшей точкой испытания мореходности шумерской ладьи. С одной стороны, приходилось зорко следить, чтобы не наскочить на прибрежные скалы, а с другой — уклоняться от встречных судов. «Как между Сциллой и Харибдой», — шутил Хейердал. Люди облегченно вздохнули, когда «Тигрис» вышел на безмятежные просторы Оманского залива, оставив восточнее судоходный фарватер пролива.

Следующий заход предполагался в оманский порт Матрах. «Тигрис» плыл на запад, придерживаясь берега Аравийского полуострова. Посещению Омана Тур Хейердал придавал большое значение: Оман является частью территории древнего Макана, о котором сообщали шумерские источники. Расположенный на ключевых позициях африкано-азиатских путей, он торговал с шумерами и их индийскими партнерами, но, главное, поставлял им медь, лес. В районе прибрежных медных рудников возвышалась знаменитая медная гора, она хорошо была видна с проплывающих судов. Очевидно, по ней сверяли курс капитаны камышовых шумерских судов. Рудокопы врубались в гору, прорывая в ней глубокие туннели. Породу переплавляли в слитки, которые грузились на ладьи и доставлялись в страны, расположенные на берегах Индийского океана.

Среди шлаков и кусочков посторонней породы Туру Хейердалу посчастливилось найти небольшой слиток меди.

Из Омана «Тигрис» сначала взял курс на северо-восток, но непрерывная смена ветров заставляла снова менять курс. Что касается генерального направления плавания, то оно было выбрано не сразу. Карло Маури предлагал плыть к полуострову Индостан, известному еще в далекие шумерские времена. Норман Бейкер предлагал южное направление, чтобы достичь Мадагаскара, а там, если повезет, — обогнуть мыс Доброй Надежды и выйти в Атлантику.

Хейердал отмалчивался, считая, что оба маршрута, вероятно, были реальны для шумерских мореходов, но какой путь выбрать? И неожиданно для всех он приказал рулевому сделать поворот и взять курс вместо Африки на Пакистан.

Попутный ветер нес «Тигрис» вдоль пакистанского побережья. Наверное, так же целеустремленно плыли древнешумерские торговые ладьи, направляясь в страну Мелухху. Неподалеку от полуострова Ормара «Тигрис» сделал остановку, затем направился дальше и отшвартовался в Карачи. Участники экспедиции отправились в Мохенджо-Даро, один из центров исчезнувшей чуть ли не тысячи лет назад могущественной протоиндийской цивилизации, существовавшей в долине реки Инд. Цивилизацию эту называют также хараппской, поскольку впервые раскопки, свидетельствующие о существовании этой цивилизации, были произведены вблизи поселка Хараппа. Открытие произошло случайно, сооружая железную дорогу, наткнулись на развалины древнего города. Каменные блоки древних строений пошли на строительство железнодорожного полотна. Когда в Хараппу устремились археологи, от сооружений древнего города осталось совсем немного. Но и то, что осталось, свидетельствовало о высоком уровне развития древней цивилизации.

Кстати, в Пакистане французской экспедицией недавно найдены следы еще более древней цивилизации, чем хараппская, из которой, по-видимому, последняя и возникла. Эта древняя цивилизация может датироваться VI тысячелетием до нашей эры. Она безусловно более низкая, неолитическая. Но вот что любопытно: ее обнаружили в районах гималайского предгорья, где, как полагают, жили предки дравидов, а последние, как считают многие ученые, были строителями Хараппы и Мохенджо-Даро.

В Мохенджо-Даро Тур Хейердал увидел на одном из стендов музея под стеклом печать с изображением плетеной лодки с хижиной на палубе, с загнутыми кверху носом и кормой — вылитый «Тигрис». Хейердал выпросил у сотрудников музея разрешение сфотографировать печать.

Кроме того, участники экспедиции на «Тигрисе» обнаружили по пути в Мохенджо-Даро болотца, заросшие камышом:

— Узнаете? — заулыбался Хейердал. — Совершенно феноменально: иракский берди, один к одному!

Способность Тура натыкаться на нужные доказательства поистине внушала всем мистический трепет.

— А, может, камыш здесь исконный житель?

— То-то и оно, что нет. Берди, насколько помню, в долине Инда не растет.

— Что ж, ты хочешь сказать, что…

— Именно! Его сюда завезли. Высеяли ненароком или намеренно, и он прижился [10].

Действительно, ботаники говорят о камыше берди как о пришельце, считая его родиной заболоченные земли Двуречья.

Как же это растение — основа древнего судостроения — «перешагнуло» пустыню, отделяющую Месопотамию от полуострова Индостан? Не такая ли загадочная ситуация, как и с камышом тотора в кратерном озере острова Пасхи, каким-то образом переселившимся из Южной Америки? Обошлось ли в обоих случаях без участия человека? Вряд ли!

Несколько десятков лет назад к северу от Бомбея были найдены руины древнейшего порта хараппской цивилизации. В восточной его части обнаружена выложенная кирпичной кладкой верфь внушительных размеров (218 × 36 м). Таких крупных верфей не знали ни в Древней Элладе, ни в Финикии. Хорошо развитой речной системой Лотхал некогда был связан с Камбейским заливом. Однако в результате неразумной многолетней деятельности человек свел леса, что привело к обмелению рек. От многих полноводных рек остались лишь сухие долины.

Известный индийский ученый Ш. Р. Рао пишет: «Лодки, напоминающие древнешумерские, и по сей день применяются на озере Нал близ Лотхала» [10].

Есть веские доказательства, что через Лотхал шла торговля с Аравией, а также с Египтом.

Три великие древние цивилизации: шумерская, протоиндийская и египетская — образовали грандиозный треугольник, который, как сказал Ю. Сенкевич, возвращал нас в современность: «волшебнее Бермудского: если в Бермудском, по слухам, кое-что кое-когда исчезает, то здесь — наоборот: весьма многое возникло с тем, чтобы остаться достоянием человечества навсегда» [8].

Итак, логическим завершением одиссеи «Тигриса» должно было стать плавание к африканским берегам, где родилась великолепная цивилизация Древнего Египта.

8 февраля 1978 года «Тигрис» был снова в пути. Курс взят на запад. «Тигрису» предстояло пересечь Аравийское море.

В зимнее время на просторах Аравийского моря господствует холодный и сухой континентальный мусонный воздух. Задача исследователей — проводить наблюдение в море муссонов в разные времена года, ибо летний сезон муссонов совсем не похож на зимний. Во время летнего сезона со стороны моря дует насыщенный влагой юго-западный муссон. Естественно, жители стран северной части Индийского океана приспособлены к такому режиму. Дело, конечно, не в резкой смене жары или холода, влажности или сухости воздуха: очень важно, с нашей точки зрения, резкое изменение направления и силы ветра, что сказывается на характере мореплавания. Полуострова Индокитай и Индостан, а также юго-запад Аравии попадают под воздействие юго-западного муссона. Действие муссонов в северной части океана усиливается в летнее время юго-восточными пассатами Южного полушария. В связи с этим летний муссон Индийского океана более устойчивый, чем зимний.

Как сообщают римские источники, греческий купец Гиппал использовал муссоные ветры для плавания в Индийском океане (ветры Гиппала). Безусловно, закономерная смена преобладающих ветров над океаном была известна народам, населяющим побережья Индийского океана еще задолго до этого упоминания. Действие муссонов в северной части Индийского океана ограничивается примерно 10° ю. ш. (рис. 2, 3).

 

Рис. 2. Маршруты мореходов в Индийском океане в сезон зимнего муссона

Маршруты: 1 — «Тигриса»; 2 — шумеров; 3 — арабов и судна «Сохар»; 4 — индонезийцев; 5 — течения; 6 — преобладающие ветры

 

Рис. 3. Маршруты мореходов в Индийском океане в сезон летнего муссона

Маршруты: 1 — арабов; 2 — индонезийцев; 3 — средиземноморских народов. Остальные условные обозначения см. на рис. 2

 

Зимой преобладают северо-восточные ветры — зимний муссон. Он отчетливо просматривается в северной части океана. Также в этой части следует отметить направленный на запад поток Муссонного течения.

Что касается ветров в южном полушарии, то они как в зимнее, так и в летнее время примерно на 20° ю. ш. имеют западное направление. Океанские течения на этих широтах того же направления, хотя оно может меняться в зависимости от рельефа дна океана.

Расположенный на меридиане 75° в. д. Мальдивский подводный хребет, увенчанный коралловыми островами, играет роль препятствия для направленного на запад Муссонного течения, «натолкнувшись» на которое поток резко поворачивает на север.

Летом под воздействием юго-западного ветра Муссонное течение резко изменяет свое направление и следует на восток, достигая 6–8° ю. ш. Скорее всего мореходы на камышовых ладьях из Персидского залива именно в этот сезон плавали на Мальдивские острова. Отметим также, что летом у северо-восточного побережья Африканского континента зарождается мощное Сомалийское течение, которое, по существу, продолжает Пассатное течение (рис. 3). Оно направлено на северо-восток и усиливается летним Муссонным течением. Вполне вероятно, что Сомалийское течение использовали арабские мореходы в плаваниях к Африканскому континенту. По данным океанографии, Сомалийское течение подобно Гольфстриму или Куросио.

В западной части Индийского океана, возможно, плавали мореходы из Средиземного моря, используя упомянутые нами течения. Если прав древнегреческий историк Геродот, именно здесь проходили финикийские моряки во время своего легендарного плавания вокруг Африки.

Полагают, что шумерские и протоиндийские купцы в Аравийском море плавали вдоль берегов, не теряя ориентиров. Путь в открытом море был, пожалуй, более безопасным, поскольку у аравийского побережья ветровой режим гораздо сложнее. Например, между мысом Рас-Саджир и островом Масир, особенно в бухте Куриа-Муриа, частым гостем бывает порывистый ветер «белат», приносящий песчаную пыль и нередко переходящий в жестокий шторм. Известно также, что у побережья Омана иногда случается весьма неприятный ветер, обрушивающийся на побережье и омывающие его воды, напоминающий знаменитую новороссийскую бору.

Итак, «Тигрис» плыл в Аравийском море далеко от берегов. Море буквально было наполнено жизнью. «Из опыта предыдущих плаваний через Тихий океан и Атлантику у меня сложилось впечатление, что Индийский океан представляет собой переполненный рыбой аквариум, — говорит Хейердал, — множество летучих рыб, выпрыгивая из воды, оказывались на палубе „Тигриса“, пополняя наш рацион» [10].

Весьма соблазнительно было задержаться у входа в Аденский залив на острове Сокотра. Однако после размышлений и споров решили продолжить рейс. К тому же поднялся попутный ветер. Он нагнал волну, белая пена оконтурила остров, затрудняя высадку. Далее «Тигрис» следовал через Баб-эль-Мандебский пролив в Красное море.

28 марта 1978 года «Тигрис» прибыл в порт Джибути. К сожалению, из-за военных действий невозможно было плыть в Красное море. Тур Хейердал, собрав членов экспедиции, сказал: «Мы совершили большой путь, чтобы доказать, что в древние времена люди могли плыть из Месопотамии в Дильмун, Макан, долину Инда и оттуда в Африку, и готовы этот путь продолжить» (рис. 4).

Конечно, жаль, что экспедиция не получила логического завершения в «красноморских водах», но это, впрочем, не имеет принципиального значения: в Джибути был сожжен «Тигрис».

 

Рис. 4. Маршрут «Тигриса»

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 386; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!