ИСТОРИЯ «ЛЁТА» : РОЖДЕНИЕ - РАСЦВЕТ - ЗАБВЕНИЕ



«Прямые» прыжки были на протяжении десятилетий главенству­ющими. Их делали не только мужчины, но и женщины. От простей­ших упражнений вроде прыжков ноги врозь через козла они дошли до очень сложных и трудных элементов типа прыжков лётом с пово­ротом на 360°.

Очень показательна и поучительна эволюция техники упражне­ний этого ряда (рис. 122).

Когда-то простейшие прыжки ноги врозь исполнялись с более или менее высоким замахом (136). На фиг. «показан такой «солид­ный» прыжок, хотя разведение ног в нем позволяло сделать его го­раздо более упрощенным, низким.

На смену «разножке» у старших гимнастов пришел прыжок «со­гнувшись», «схилка» (б). Геометрия этого движения заставляла в лю­бом случае использовать достаточно высокое движение, а значит и более интенсивные действия, так как в противном случае удовлетво­рительное приземление было бы невозможным. Забегая вперед, ска­жем, что по всей логике вещей дальнейшее развитие «схилки» долж­но было бы лежать в направлении прыжка прогнувшись — будущего «лёта», ибо структура прыжков согнувшись и прогнувшись принци­пиально одинакова, различаются лишь рабочие углы и мощность действий; уменьшение сгибания в тазобедренных суставах при одно­временном повышении мощности этого действия должно было логи­чески привести к тому, что позднее стало грамотным «лётом».

Но мысль тренеров и гимнастов внезапно перескочила сразу, как всем казалось, на более «чистую» форму прыжка прогнувшись (в). Гимнаст наскакивал с легким замахом на коня (к. Г), а затем — сохра­няя прогнутое положение или чуть выпрямляясь (к.к. 1—2) — как бы проталкивал опору прямыми руками под себя, резко подавая плечи вперед и вверх. Это действие призвано было играть важнейшую роль «контртемпа», необходимого здесь для перемены вращательного движения с вращения вперед (в наскоке на руки) на вращение назад (перед доскоком). Таким образом, контрдействия поручались здесь

328


329


ПРЫЖОК


История переворотов : рождение


— расцвет ...


 


в основном рукам и плечевому поясу, чего было явно недостаточно для выполнения мощного движения. В результате даже лучшие ис­полнители прыжка были вынуждены как-то компенсировать в поле­те недостаток «крутки», который здесь всегда ощущается. На фиг. в показан прыжок лётом образца 50-х годов: гимнаст вылетает после толчка руками, сразу сильно прогибается и делает круг руками назад-вверх-вперед (к.к. 2—4). Эти признаки лёта воспринимались тог­да как стилевое завершение, оправдывающее название прыжка «прогнувшись». В действительности и гипертрофированное проги­бание (если гимнаст вообще был на него способен), и круг руками служили цели поддержания вращения назад в полете до приземле­ния. Без этих действий даже лучшие прыгуны не были способны справиться с «лётом».

Но прогресс не дремлет. Прошло время, и на рубеже 50—60-х го­дов в практику вошла передовая техника «кипы» (г): после невысо­кого, жесткого наскока (к. 1) гимнаст дополнительно, очень быстро и коротко прогибался (движение почти непроизвольное, возникаю­щее как результат инерционного напора при возникновении опоры рукам о снаряд). При этом мышцы передней поверхности тела натя­гивались, и можно было выполнить мощное, ударное сгибание в та­зобедренных суставах, которое как бы «пресекало» замах (к.к. 1—2). Синхронно с этим должны были работать руки и плечевой пояс — на выталкивание вверх. Таким образом, отталкивание получало харак­тер генерализованного действия, в которое (в отличие от «ласточки» на фиг. в) включаются все основные суставные сочленения и группы мышц, что сразу резко повышало мощность отталкивания. Индика­торным положением для такого «лёта» было горизонтальное положе­ние ног гимнаста конце «кипы» (к. 2).

По поводу новой техники «лёта» в свое время было много споров (ср. с описанием техники соскока лётом с перекладины, 46,47). Тра­диционалисты утверждали, что это профанация «классического» движения, но реальная жизнь победила. Скоро стало ясно, что техни­ка «кипы» не только дает несравненно более высокий, легкий вылет вверх, но и возможность полета в совершенно прямом положении, а это, в свою очередь, означало, что возможен «лёт» с поворотом. И такой прыжок вскоре появился. Технически он совершенно сходен в основных своих действиях с аналогичным соскоком с перекладины (46,47).

Казалось, что теперь прыжкам лётом, которые освоили даже гим­настки, суждена долгая и славная биография. Были даже проекты освоения суперлёта с сальто назад (48). Но всему этому не суждено

330


было сбыться. Новое, бурное развитие получили прыжки переворо­том вперед, и звезда «лётов» закатилась. А жаль! Лучшие современ­ные прыгуны могли бы делать лётовые движения на вполне достой­ном уровне сложности и качества. Действительно, объективные трудности прыжков лётом выше, чем у большинства модных ныне переворотов вперед и «цукахар». Но если бы в технических комите­тах ФИЖ заседали люди, несколько больше интересующиеся вопро­сами структуры, техники и реальной трудности гимнастических дви­жений, они составляли бы оценочные таблицы с учетом истинной ценности упражнений, а не шли бы на поводу у моды.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!