КЛЮЧЕВЫЕ ПОЗИЦИИ «ВОСЕМЬ БЕССМЕРТНЫХ»



 

ПОЗИЦИЯ ГОТОВНОСТИ

Хотите знать, почему цапля не устает, часами стоя на одной своей тощей ноге? — Ответ неинтересный — в птичьей коленке просто нечему уставать. Там есть несложный «замок» — защелкнув его, пернатая лентяйка может спокойно спать, нисколько не опасаясь сесть в лужу — ни в прямом, ни в переносном смысле. А вы все — цигун да цигун.

У вас тоже есть такие замки — во всех восьми основных несущих суставах — в локтях и коленях их действие наиболее заметно. Вот солдат стоит по стойке «вольно» — одна нога расслаблена, чуть согнута в колене, а вторая? — Тоже расслаблена! Хоть и выпрямлена так, как ни на одном параде. В ней включен замок — и солдат доволен. А солдат, как известно, куда ленивее цапли. Уж он-то силы зря не тратит.

Когда вы стоите, вы попеременно пользуетесь замками колен. Когда вы опираетесь на что-нибудь ладонью или, к примеру, толкнете шкаф, вы включаете локтевой замок. Это исходит из неосознанного желания сэкономить энергию.

В бою наша постоянная опора на замки неожиданно оборачивается против нас. Чтобы сделать шаг, мы: а) выключаем замок; б) опускаем центр тяжести, в) шагаем. Три движения. А теперь вспомните, как стоит собака перед прыжком, бегун перед стартом? Да что далеко ходить — любой мало-мальски опытный борец перед схваткой — колени подогнуты, плечи опущены, руки разведены в стороны и согнуты в локтях. Что это ему дает?

Мобильность!

Ему не нужно выполнять движения а) и б). Он сделал их ЗАРАНЕЕ. Теперь простофиля, торчащий перед ним на прямых ногах, похож на чучело на колу — он прикован к месту до тех пор, пока не выполнит их. А этим ему теперь придется заниматься «под огнем противника», имеющего полную свободу действий. Представьте себе роту, которую ненормальный командир посылает на окопы противника атаковать их в походной колонне. Ну и как, есть у вас желание покрасоваться впереди на белом коне?

Есть! Я уверен в этом на 99,9%. Каждый «мужчина» считает, что выглядит недостаточно круто, если подходит к противнику хоть мало-мальски подготовившись. Возможность «потерять лицо» кажется ему гораздо опаснее перспективы потерять зубы. Даже наш умница-борец на улице скорее всего окажется таким же идиотом, как и остальные. Его навыки работают только на ковре, будто условный рефлекс профессора Павлова: свет горит — слюна бежит. Есть ковер — есть борец. А нет ковра?

Поведенческие стереотипы, сохранившиеся в нашем сознании то ли от детских «разборок», то ли от брачных поединков наших сиволапых предков, заставляют нас идти на необоснованный риск, обещая сомнительное преимущество во внешнем виде ПЕРЕД дракой, хотя лучше бы позаботиться о внешности ПОСЛЕ нее, когда кулаками уже не машут. Не стоит путать трусость и предусмотрительность. Стойте прямо, но вместе с тем выключите замки в коленях, тазовых суставах, локтях и плечах. ПОЗИЦИЯ ГОТОВНОСТИ (рис. 94) не так откровенна, как поза борца. Ее скорее можно назвать прозой усталости — плечи опущены, ни один сустав не выпрямлен — всюду есть какой-то запас движения. Этот тихий запас вдвое расширяет ваши двигательные возможности, так как каждый сустав может двинуться не только «туда», но и «сюда». Обратите внимание вот на что — наш «старик» согнут, но не сутул! Его спина не выгнута назад — она прогнута. Это очень важный момент. Половые органы как бы «втянуты» кзади, как матушка-природа и рекомендовала миллионы лет назад. Поэтому брюшной пресс свободен, хотя тело и наклонено вперед. В подготовительной позиции (или в стойке «старика», если вам так больше нравится) вы способны без особых усилий рухнуть вниз, прыгнуть вверх, в сторону, вперед, назад — теперь для этого вам будет достаточно сделать только движение в).

 

 

Рис . 94.

 

РАВНОВЕСНАЯ ПОЗИЦИЯ

«Ноги должны быть согнуты, ноги должны быть под туловищем», — сказал Брюс Ли — и был прав. Тогда перенос веса с ноги на ногу будет менее заметен. Человек расставляет ноги пошире, если не чувствует себя уверенно, он жертвует подвижностью в пользу устойчивости. Широкая стойка подобна окопу. Брюс был достаточно быстр, чтобы таскать свой «окоп» с собой. А вышеприведенные слова сказал для нас. Да-цзе-шу обгоняют противника за счет того, что «экономят» движения, где делая их заранее, где «срезая» углы. Чтобы увеличить устойчивость, как можно меньше ограничивая подвижность, раздвинем ноги, не раздвигая колен. Это РАВНОВЕСНАЯ ПОЗИЦИЯ (рис. 95). Узнаете? Ступни расставлены довольно широко, повернуты носками внутрь. Колени сведены вместе. Смотрим прямо перед собой. Эта стойка называется в каратэ «сантин-дати». В стиле кунг-фу Вин Чун она является базовой — и Брюс Ли в пору своего ученичества имел достаточно времени, чтобы оценить ее возможности в ближнем бою — «коньке» Вин Чун. От ударов снизу пах прикрыт коленями, согнутыми наподобие мощных пружин и чутко реагирующих на малейшее желание поворота. «Сворачиваясь», боец легко уходит в сторону, пропуская атаку мимо себя, и, столь же легко и внезапно бросая тело вперед, «вклинивается» между рук противника, нанося град прямых ударов. Это уже не просто «окоп» — это неплохой «дот».

 

 

Рис . 95.

 

Тренируя техники рук в этой позиции, вы получите хорошие навыки работы с разворотами. Кроме того, равновесная позиция очень хорошо укрепляет колени и бедра. Единственное отличие от Вин Чун — это уже знакомое нам «втягивание» паха.

Равновесная позиция хороша в тесном бою — например, в лифте. Если же противник имеет возможность играть дистанцией, то «сидеть в доте» вам тоже невыгодно. Чего ждать-то? Того и гляди грянет тяжелая артиллерия — удары ног. Неплохо было бы подобраться поближе, но без особого риска Значит нам нужен «подвижный дот», а еще лучше — «танк».

ПОЗИЦИЯ «ХРОМОГО»

Этот «танк» очень похож на знакомую каратэкам стойку «хангецу» — полумесяц. С той разницей, что задняя нога стоит на носке, ее пятка поднята вертикально вверх; бедро задней ноги направлено прямо вниз, чего нельзя добиться, не развернув таз перпендикулярно базовой линии позиции. Таз, как обычно, отведен назад — поэтому передняя стопа, повернутая внутрь под прямым углом к базовой линии и согнутым коленом «прикрывающая» пах, лежит всей плоскостью на полу, а не упирается в него ребром ступни. Тело наклонено вперед, так, что голова находится прямо над передней стопой. Тело принимает такое положение, как будто вы толкаете шкаф (рис. 96).

 

 

Рис . 96.

 

В отличие от стойки, распространенной в каратэ дзенкупу, здесь возможен внезапный прыжок в любом направлении простым толчком любой ноги. Это возможно и потому, что база стойки — расстояние между ступнями — обычно около 1,5 ширины плеч. Вес за счет наклона тела смещен на переднюю ногу. Позиция «хромого» дает прекрасную маневренность и, вместе с тем, надежно защищена со всех сторон — что прекрасно демонстрирует ее вариант-близнец, зачастую изучаемый как самостоятельная позиция — ПОЗИЦИЯ «ТРУСА».

Перемещения в стойке «хромого» весьма своеобразны. Так как на данном этапе хромой будет проработан наиболее детально, мы даем несколько вариантов перемещений, относящихся к разным техникам.

«Шаг хромого»

Напоминает его дергающуюся походку, когда «пустая нога» волочится сзади. Представляет собой последовательные прыжки вперед за счет толчков задней ноги, которая тут же подтягивается следом, сохраняя стойку неизменной. Очень похож на фехтовальный атакующий шаг-скачок (рис. 97).

 

 

Рис . 97.

 

«Шаг лошади»

Упругое движение вперед, напоминающее атаку таиландского боксера. Ноги движутся по очень тесным вогнутым линиям, тело поочередно поворачивается к противнику то левым, то правым боком. Действительно, напоминает цирковую лошадь, идущую на задних ногах (рис. 98).

 

 

Рис . 98.

 

«Шаг тигра»

Перескок вперед, где первой от земли отрывается пустая нога, заносясь вперед, как для прыжка через заборчик. Она едва начинает опускаться, когда от опоры отталкивается передняя нога и летит вперед. Очень часто ею наносится удар. Опускающаяся нога в этот момент принимает на себя вес тела. Передняя нога, опускаясь, образует позицию «хромого». Положение рук и тела по возможности не менять (рис. 99).

 

 

Рис . 99.

 

«Ходьба через ручей»

Напоминает ходьбу через ручей с камня на камень, причем ноги поджимаются вверх, «чтобы не замочить». Переднее колено прикрывает пах от атаки противника. «Ходьба через ручей» прекрасно подходит для того, чтобы неожиданно сменить направление атаки или же совершить уход от подсечки (рис. 100).

 

 

Рис . 100.

 

«Толчок хромого»

Выполняя шаг «хромого», толкаем партнера в плечи выпрямленными (локти подогнуты!) руками. Добиться того, чтобы сброс энергии происходил вместе с подтягиванием вперед задней ноги (рис. 101).

 

 

Рис . 101.

 

«Рывок хромого»

То же самое, только двигаясь назад. Рвануть партнера на себя одновременно с подтягиванием ноги — на этот раз передней. Всегда первой начинает двигаться дальняя от противника нога, куда бы вы ни шли. Впоследствии можно добавить одновременный удар коленом пустой ноги (рис. 102).

 

 

Рис . 102.

 

«Рывок за руку»

Развитие предыдущего движения. Одна рука держит запястье или рукав партнера, а вторая верхней третью предплечья накладывается поверх локтевого сгиба партнера. При отскоке руки резко дергают вниз — на себя. Если голова партнера запрокинулась, прием прошел удачно (рис. 103).

 

 

Рис . 103.

 

«Рывок-нажим с разворотом»

Еще одно использование стойки «хромого».

1. Прыжок вперед передней ногой.

2. Передняя нога выполняет роль иглы циркуля, задняя, продолжая прыжок, описывает дугу, опускаясь позади— сбоку партнера. Ваши лица теперь смотрят в одну и ту же сторону.

3. Во время прыжка-разворота ваши руки совершали рывок. Теперь, обкатав руку противника вы нажимаете своим предплечьем на его трицепс, выполняя болевой прием (рис. 104).

 

 

Рис . 104.

 

ПОЗИЦИЯ «ТРУСА»

Здесь все тоже самое — но мы стоим как бы «задом» к противнику, будто собираясь убегать, «оглядываясь» назад через плечо. В такой стойке по голове вас ударить трудно — мешает плечо, да и уклониться проще простого. Бок надежно прикрыт рукой. «Опустошенная» нога готова уйти из под любой атаки противника и тут же контратаковать. Здесь же «запасен» мощный разворот вперед. В позиции «труса», если противник вдруг решит атаковать спину, передняя рука скрыта за туловищем и может атаковать совершенно непредсказуемо. О таких «трусах» и говорят: «Глаза боятся, а руки делают».

Отличие от позиции «хромого» здесь в том, что таз развернут не поперек, а вдоль базовой линии, иначе вы действительно подставите спину врагу (рис. 105).

 

 

Рис . 105.

 

«Челночный шаг»

Совершается переходами из стойки «хромого» в стойку «труса». У стойки «труса» есть такая особенность — шаг в ней сперва делает задняя наполненная нога, что создает характерное раскачивающееся движение (рис. 106). Переход в стойку «хромого» не обязателен — на иллюстрациях даны варианты выполнения базовых толчков как с разворотом, так и без него (рис. 107).

 

 

Рис . 106.

 

Рис . 107.

 

В толчке следует помнить, что сброс силы происходит в момент, когда пустая нога почти опустилась, так что момент ее приземления и толчок совпадают. Для хорошего толчка необходимо волнообразное движение от ног к рукам толкающего и перенос веса тела на переднюю, пустую ногу.

ПОЗИЦИЯ «ВОРА»

Представляет собой улучшенный вариант каратэистской нэко-аси-дати. Вес тела находится на «задней» ноге. Передняя нога опирается на носок, вывернув пятку вертикально вверх. Эта стойка прекрасно подходит для контратак ногами, внезапных разворотов и уходов. В ней очень легко использовать длинные проникающие удары передней ногой (рис. 108).

 

 

Рис . 108.

 

«Вор» дает возможность держаться дальше от противника, оставаясь в то же время в непосредственной близости от него, а также опрокидывать противника через коварно подставленную «пустую» ногу.

Корпус опять-таки согнут в направлении противника. Основным перемещением в позиции вора является «Шаг кота» (рис. 109). Две ноги одновременно отталкиваются от пола, причем передняя пружинящим движением взлетает вверх, — и все тело летит вперед. Передняя нога зачастую наносит удар в прыжке. Положение торса даже в воздухе не меняется, рук тем более — они направлены на противника. Вы видели, как прыгает на противника разозленный кот? — хвост трубой, спина дугой.

 

 

Рис . 109.

 

«Шаг обезьяны»

Выполняется враскачку, как и шаг «труса». Падая в нижнюю стойку, «обезьяна» выставляет вперед ногу — это может быть ударом — и опирается на землю руками.

Опершись на руки, «обезьяна» подтягивается к передней ноге и, приземлившись на заднюю ногу, снова выбрасывает ту же самую (рис. 110).

 

 

Рис . 110.

 

«Толчок вора»

Выполняется с заступанием за ноги противника, как описано выше (рис. 111).

 

 

Рис . 111.

 

ПОЗИЦИЯ «ГУЛЯКИ»

Тоже похожа на каратэистскую «кошку», но в «гуляке» пустая нога находится сбоку или сзади. Действительно, вы как бы перегибаетесь небрежно к собеседнику: «Вы что-то сказали?» Применяется для длинных выпадов руками, уклонов, уходов, переходов на удары ногами из-за спины. Дает большую подвижность торса, что затрудняет противнику атаку. Та же подвижность раскачивает таз для нанесения ударов ногами. Иногда пустая нога зависает в воздухе, как балансир (рис. 112).

 

 

Рис . 112.

 

ПОЗИЦИЯ «СТАРИКА»

Аналогична каратэистской шико-дати, но ширина стойки не превышает 1,5 ширины плеч. Корпус наклонен, руки часто упираются в колени, с целью усыпить бдительность врага или спровоцировать его на преждевременную атаку, а заодно, может быть, и отдохнуть. Здесь все распределено поровну между ногами, что в Да-цзе-шу встречается довольно редко. Это в известной степени компенсируется небольшим расстоянием между ногами. Используется в основном как выжидательная позиция (рис. 113).

 

 

Рис . 113.

 

«СКРЕСТНАЯ ПОЗИЦИЯ»

Ноги перекрещены, одна из них опустошена. Хорошая позиция для разворота, внезапной атаки ногой. Корпус может быть скручен в сторону пустой ноги, которая в этом случае направлена на противника, или же развернут в сторону ноги наполненной, и тогда позиция напоминает позицию «хромого», с той разницей, что передняя нога повернута к противнику внутренним ребром ступни (рис. 114).

 

 

Рис . 114.

 

Заканчивая описание базовых позиций, я хотел бы еще раз напомнить: В СТОЙКАХ НЕЛЬЗЯ СТОЯТЬ — В НИХ НУЖНО ХОДИТЬ И ДАЖЕ БЕГАТЬ. Рывковое, «зомбиподобное» движение, которое так любят демонстрировать каратэки и тэквондоины во время формальных упражнений, в бою абсолютно неприменимо.

 

КЛЮЧЕЙ К РАБОТЕ РУК

 

Положение ног в учебниках различных боевых искусств обычно описывается достаточно подробно. Положение рук нигде, как правило, не описывается, но имеет гораздо более важное значение, чем положение ног. Например, некоторые боксеры умудряются, практически не меняя положения ног, прыгать на них, как на пружинках, из боя в бой, но никому еще не удавалось обойтись без изменения положения рук. В случае, если руки связаны, вы, конечно, можете попытаться обойтись одними ногами, но я считаю, что по доброй воле никто не поставит себя в такие условия.

Важность правильного положения рук обусловлена тем, что они должны быть способны как в атаке, так и к перехвату атаки противника. Так как в реальной боевой ситуации мы зачастую не в состоянии определить с первого взгляда ни стиль конкретного бойца, ни его коронные приемы, мы стремимся расположить руки так, чтобы доставка их в любое место нашей сферы действия занимала приблизительно одинаковое время. Таков традиционный подход к решению этой проблемы (рис. 115).

 

 

Рис . 115.

 

С другой стороны, это положение будет иметь и свои недостатки: вы не сможете точно определить вероятное направление атаки, а значит, вам придется быть готовым к гораздо большему количеству вариантов защиты, чем вы в состоянии перебрать за те доли секунды, которые вам на это выделены противником. При таком подходе «защита» всегда будет проигрывать «нападению» — ведь нападающему выбирать не надо, уж он-то точно знает, как будет бить. Ему достаточно простейшим финтом разрушить симметрию вашей позиции, чтобы безбоязненно вложиться и ударить наповал (рис. 116).

 

 

Рис . 116.

 

Правильно принятая позиция рук сама по себе обеспечивает достаточно эффективную защиту — кому охота наткнуться голенью или даже кулаком на ваш локоть или кулак, оказавшийся на пути сокрушительного удара? — Не спорю, вам тоже будет неприятно, но его это мало утешит. Поэтому никто и не будет пытаться наносить удары, на пути которых стоят какие-либо преграды, — атака все равно не достигнет цели, а конечность может быть повреждена или перехвачена. Оговорюсь сразу: то, что бесспорно против безоружного, не всегда годится против оружия. Оно боли не чувствует, но руку вам отхватит в момент (рис. 117а, б).

 

 

Рис . 117 а .

 

Рис . 117 б .

 

Таким образом, агрессор будет рассчитывать свою атаку, стараясь избежать встречи с препятствиями, обогнуть, обойти вашу позицию. Это и следует использовать, заранее располагая руки так, чтобы скрыть за ними наиболее уязвимые зоны тела. В этом случае можно будет какое-то время вообще обходиться без блоков, поскольку ни один удар не сможет нанести ощутимый вред и тем самым закончить бой.

Нужно считать, что противник сильнее, быстрее и опытнее вас, и, следовательно, вашей задачей является не победить, а как можно дороже продать свою шкуру, испортив противнику все, к чему вы сможете прикоснуться; создать ему максимум неудобств.

Естественно, это все относится к самым первым вашим шагам в искусстве боя — потом наступит время и для перехватов и для собственных встречных атак — но все ваши действия должны опираться на правильно выбранную позицию. Зная, что неожиданный, незамеченный вами удар не сможет застать вас врасплох, вы сможете уделить основное внимание собственно планированию боя, а не латать прорехи в Тришкином кафтане.

Из множества возможных положений рук в бою следует особо выделить четыре основных. Остальные можно считать лишь вариантами этих четырех.

Первое базовое положение. Параллельная позиция.

 

 

Рис . 118.

 

Рис . 119. Параллельная позиция и ее применение .

 

Самое простое положение рук, зачастую принимаемое инстинктивно. Руки подняты вверх и согнуты в локтях под углом, близким к прямому. Кисти «подвешены» на уровне висков, локти опущены вниз. Такое положение рук очень любят боксеры.

Это положение позволяет достаточно надежно прикрывать лицо и горло, причем опущенные локти могут предохранить и от ударов в грудь и живот. Руки в этой позиции находятся фактически в положении замаха и готовы в любой момент обрушиться сверху на атакующую конечность противника.

Более опытные бойцы могут применять «торчащие» локти для нанесения активных ударов, при этом зачастую опираясь кистью руки на голову, что придает ударной конструкции большую жесткость и позволяет вложить в удар еще и силу головы (рис. 119).

Вторая позиция — «угловая».

 

 

Рис . 120.

 

Рис . 121. Атака из угловой позиции .

 

Принимая ее, необходимо поднять переднюю руку приблизительно на уровень лица, чуть подогнув к себе запястье, чтобы кисть не перекрывала поле зрения. В это время вторая рука находится приблизительно у солнечного сплетения, готовая защитить живот и пах. Эта позиция характерна для хапкидо.

Локоть передней руки в угловой позиции слегка выставлен вперед — в сторону, что делает его опасным для атак ногами сбоку и в то же время дает возможность внезапной атаки простым разгибательным движением руки в локте (рис. 121).

Третье положение рук — диагональная защита.

 

 

Рис . 122.

 

В та время как верхняя рука, согнутая в локте, страхует лицо, нижняя, распрямленная рука прикрывает живот и пах. Локти сведены друг к другу напротив солнечного сплетения и не покидают этого положения, какая бы техника ни выполнялась. Эта позиция — одно из основных в агрессивном стиле Да-цзе-шу чаньтун, славящемся неотразимыми расклинивающими атаками. Она также сплошь и рядом встречается в каратэ — но правильный способ ее использования там во многом утерян.

Четвертая позиция — «крестообразная ловушка».

 

 

Рис . 123.

 

Она редко принимается заранее — ее выгоднее формировать прямо «на месте», подхватывая атаку противника одним из углов креста. Очень эффективно действует против прямых атак и быстро усваивается в обучении. Часто встречается в у-шу, является одной из основ тэквондо — но, опять-таки, почти не используется по своему первоначальному назначению.

 

 

Рис . 124.

 

В различных вариациях эти четыре закрытых позиции применяются практически везде — способов повредить человека не так уж много, значит, и защит не будет больше.

Четыре закрытых позиции дают наибольшую защищенность активных и пассивных частей тела. Начинающему бойцу необходимо стараться постоянно придерживаться их в боевой ситуации, удерживая руки как можно ближе к уязвимым местам. Как только ваши руки перестанут страховать друг друга, тут же образуются бреши в обороне, и противник получит прекрасную возможность перехвата инициативы.

Позиции рук, называемые «закрытыми», выгоднее всего применять в бою с одним противником. В бою с несколькими противниками придется маневрировать так, чтобы все равно бить их по одному (рис. 124).

Если же вас окружили так, что прорвать кольцо нет возможности, вам просто не хватит рук, чтобы «загородить» со всех сторон — придется работать в открытых позициях — но для этого необходимо быть классом повыше.

Открытых позиций тоже четыре: это «отданная рука»,

«вертикальная», «раскрытая» и «упор».

 

 

Рис . 125.

 

Открытые позиции чаще встречаются в бою с использованием оружия и более заслуживают названия ловушек. Они предназначены для того, чтобы контролировать наибольшее пространство вокруг бойца, одновременно давая возможность сильного размашного удара. Далеко отставленные руки можно использовать также и для создания невидимых ступеней, облегчающих уклоны и перемещения в процессе боя (рис. 126).

 

 

Рис . 126 а .

 

Рис . 126 б .

 

Рис . 126 в .

 

Рис . 126 г .

 

Использование открытых позиций имеет для опытного бойца свои преимущества — с их помощью можно спровоцировать атаку в необходимом направлении и форме, полагаясь на свой навык встречной атаки (рис. 127).

 

 

Рис . 127. Провокация .

 

Начинать обучение необходимо с надежных закрытых позиций. Человек, освоивший их, легко может освоить и открытые, основываясь на полученном опыте. Мы же более подробно опишем их в книгах, посвященных работе с оружием.

 

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ И УДАРЫ. ПРЫЖКИ

 

И перемещения и удары выполняются ничем иным, как движениями нашего тела. Исходя из принципа кругового движения, мы видим, что действия, необходимые как для нанесения ударов, так и для перемещения, практически аналогичны. Поэтому вначале мы стараемся овладеть именно действиями ног, изучая таким образом и удары и перемещения.

Перемещения включают в себя перенос веса тела с одной ноги на другую — удары тоже имеют в процессе выполнения подобную фазу вложения веса тела, или «сброса силы», именуемую в терминологии каратэ «КИМЭ». Выше мы описали недостатки жесткого, застревающего сброса на примере сравнения различных стоек и позиций. Из этого следует закономерный вывод, что как позиция должна быть мимолетной и гибкой, так и сброс силы должен быть молниеносным и скользящим.

Представьте, что вы перебегаете весеннюю речку, отталкиваясь ногами от плывущих льдин. Если вы будете долбить ногами жестко, то льдины будут разбиваться, и вы утонете. Если же вы будете касаться льда слишком мягко, то ваши ноги не смогут служить вам опорой. Правильным будет резкое, упругое отталкивание ногой, одновременно и жесткое и мягкое. Так теннисный мяч ударяет в стену — и тут де отскакивает назад, используя ее как опору.

Удары — самый простой способ нанести противнику вред, поэтому обучение целесообразно начинать именно с них.

Удар может состоять из разного количества элементов, но среди них обязательно присутствуют:

— доставка;

— формирование боевой части;

— вложение тела;

— перевод в новое положение, который зачастую превращается в доставку нового удара.

Аналогично, в перемещениях действия тоже можно разделить на эти же составляющие:

— доставка;

— формирование опорной части, причем для перемещения может служить не только нога, но и рука;

— вложение тела, т.е. перенос его веса на новую опору;

— перевод тела в новое положение, т.е. завершение шага или прыжка,

Каждый из элементов удара должен одновременно являться и хорошей защитой. Это может быть:

— нарушение траектории удара противника — подставка боевых частей на пути возможных атак (рис. 128, 129) или гашение удара вскользь (рис. 130).

 

 

Рис . 128.

 

Рис . 129.

 

Рис . 130.

 

— сохранение энергии конечностей и продолжение движения как защиты (рис. 131);

 

 

Рис . 131.

 

— использование энергии уклона для усиления удара (рис. 132).

 

 

Рис . 132.

 

Исходя из общности принципов, любое перемещение может выполнять те же задачи. Не стоит рассматривать его как только движение по плоскости — объемное решение ситуации дает вам неоспоримое преимущество перед представителями спортивных единоборств, привыкших к плоскости ринга или ковра.

И несомненно, любое движение бойца должно причинять вред противнику и разрушать его планы.

Движение руки или ноги должно быть использовано наиболее полно, поэтому движение на себя чаще всего используется как захват, а движение от себя — как удар. Возможно и обратное использование — удар на себя и захват от себя (рис. 133).

 

 

Рис . 133.

 

Обучаясь боевому искусству, мы должны рассматривать любое движение прежде всего как перемещение — все равно, идет ли речь обо всем теле или об отдельной руке или ноге. Перемещаться нужно, «опираясь» не только на пол, но и на противника, на его удары — это в дальнейшем позволит преодолеть разрыв между движениями рук и ног, увязать их в единую систему.

 

ЧТО ТАКОЕ ПРАВИЛЬНЫЙ УДАР

 

Правильный удар представляет собой кратковременное нажатие на какую-либо точку. Для того, чтобы нанести правильный удар, вовсе не обязательно замахиваться издали. Более того, траектория и скорость доставки удара к поражаемой точке, т.е. ударной части, почти не сказывается на эффективности. Главным здесь является направление вектора сброса силы и обусловленная им форма сложения кисти или ударной части.

Существует два основных вида ударов — жесткий и хлыстовой. Жесткий изучается первым. Для его выполнения необходимо, чтобы, выпрямляясь, конечность превращалась в жесткую конструкцию, через которую, как через бильярдный кий, передается ударный импульс — волновой сброс энергии.

Айкидоки хорошо знают эту форму на примере упражнения ОРЭНАИ-ТЭ — «несгибаемая рука». По условию упражнения, в этот момент через руку производится «выдох КИ». Такая рука — или нога, принципиальной разницы нет — является достаточно надежным оружием, способным практически без потерь передать импульс на цель и поразить ее; но при этом необходимо сохранять подвижность соединения этого «оружия» с телом.

Подвижность нарабатывается постепенно. Из конечности формируется «оружие» нужной конфигурации, и им выполняются все атаки, при которых оно будет наиболее эффективным. В процессе отработки полезно чередовать удары рукой-«оружием» и атаки настоящим оружием, аналогичным этой форме руки. Так, кулаку соответствует булава, ладони — сабля, пальцам — нож и т.д. Это позволяет наиболее полно вжиться в образ и выставить оптимальную траекторию удара, не травмируя рук.

Наработке жесткой конструкции способствует упражнение «железная статуя», где поэтапно прорабатывается напряжение всего тела — от пяток до кончиков пальцев — смотря чем вы решите опереться на стену. Далее — поэтапно:

1. Займите необходимое вам положение перед каким-либо упором, например стеной и, сформировав «оружие»,

2. Упритесь «оружием» в препятствие так, чтобы вектор сброса силы соответствовал траектории вашего удара.

3. Давите на упор, пытаясь сдвинуть его с места. Никакого движения и изменения положения тела быть не должно — статуя не может шевелиться, — тем не менее вы трудитесь изо всех сил. Обратите внимание на то, какая система растяжек и распорок создается в вашем теле, как перераспределяется вес тела, какие мышцы напряжены. Следует добиться максимального напряжения: потом это парадоксальным образом облегчает вам расслабление «ненужных» мышц. Следующим этапом является «Пружина» (рис. 134).

 

 

Рис . 134.

 

1. Выставив свою «конструкцию» в полуметре — метре от упора,

2. «Падайте» на стену, сохраняя конструкцию и стараясь удерживать вектор силы на необходимой траектории. Сброс происходит в момент контакта с упором. Удар не должен нарушать жесткости конструкции — она же металлическая. Постепенно можно переходить к падению на пол.

«Пружинное» отжимание, часто демонстрируемое Джекки Чаном в своих фильмах, является одним из вариантов этого упражнения.

3. «Прыгайте» от стены, как пружина. Конструкция прогибается, но остается жесткой — нельзя определить, в каком именно суставе происходит изгиб. Со стеной может соприкасаться любая часть тела, через которую вы можете сделать сброс — кроме кулака или ступни это может быть плечо, спина, бедро, голова (рис. 135).

 

 

Рис . 135.

 

Следующим этапом является уменьшение величины жесткой конструкции. Теперь ваши ноги будут достаточно гибкими — жесткость сохраняется только выше пояса. Добейтесь нанесения сильного удара торчащей рукой за счет наклонов и поворотов корпуса.

Потом граница жесткости отодвигается еще дальше. Гибкими становятся спина и живот. Это не значит, что ноги, спина и живот должны трястись как холодец. Гибкость и вялость — не одно и тоже. Ваша расслабленность — это готовность к мощному сбросу энергии в момент контакта с целью. Далее — в активную работу включается плечо, что позволяет работать прямыми руками как палками. Затем мы вводим в действие локоть и получаем уже знакомую по каратэ и боксу дубинку в виде кулака, насаженного на предплечье. Но на этом не следует останавливаться — включайте запястье, идите дальше, до самых кончиков пальцев. Все тело должно стать гибким — но готовым моментально вонзиться в точку контакта.

Тело бойца не должно оставаться неподвижным. Силу движению дает именно корпус, конечности лишь «доставляют» ее к цели и там «сбрасывают», «проводят» или другими способами воздействуют на противника. Подвижный корпус дает еще и преимущество в защите, затрудняя прицеливание и, с другой: стороны, облегчая уходы и гашения (рис. 136).

 

 

Рис . 136.

 

Вы как бы «сваливаетесь» с бьющей конечности противника, «падая» вперед, на него — НА-ПАДАЯ, и вкладываете силу этого на-падения в удар (рис. 137).

 

 

Рис . 137.

 

В отличие от бокса, вложение силы в удар происходит не по среднему кругу, я по малому, что затрудняет использование вкладывания бойцом силы против него (рис. 138).

 

 

Рис . 138.

 

Поэтому направление удара редко оказывается перпендикулярным цели, а форма сброса[11] может быть самой разной — от простой черпающей до сложной спирально-восьмерочной формы «мытья кувшина».

1. Секуще-режущая форма.

 

 

Рис . 139.

 

Воздействие производится вскользь, прорезая поверхность цели подобно полозу саней, возникающая сила направления от себя, под углом к направляющим движения.

2. Раскрывающаяся форма.

 

 

Рис . 140.

 

Ударная часть как бы взрывается, распускается под действием огромного сброса энергии. 3. Рвущая форма. Движение направляется по касательной к цели, как и секущая, но, в отличие от нее, «зачерпывает» поверхность цели боевой частью, т.е. не режет, а зачерпывает, рвет.

 

 

Рис . 141.

 

4. Хватающая форма.

 

 

Рис . 142.

 

Воздействие производится под углом, близким к прямому, боевая часть резко напрягается, как бы захватывая поверхность цели. Лучше всего это видно на примере кулака (рис. 143).

 

 

Рис . 143.

 

5. Сверляще-штопорная форма.

Похожа на хватающую, но сопровождается спиральным закручиванием руки, ввинчивающей удар в цель. Сверлящая форма — при центре силы, двигающемся вдоль вектора удара. При сверлящей форме вектор силы проходит точно через руку, а в штопоре — нет, центр силы находится вне оси руки.

 

 

Рис . 144.

 

Эффект, ожидаемый от удара, может быть 4-х видов:

1. Дробящий эффект.

 

 

Рис . 145.

 

Полностью уничтожается пораженный участок, иными словами, после прямого удара такого типа в лицо человек оседает на месте, кости в точке удара ломаются.

2. Секуще-режущий эффект.

 

 

Рис . 146.

 

Ощущение резкой боли в месте контакта, поражение поверхностное, иногда страдает только кожа и близлежащие мышцы.

3. Проникающий эффект.

 

 

Рис . 147.

 

Повреждаются непосредственно внутренние органы за местом контакта, поражение сходно с компрессионно-гидравлическим — будто этот самый несчастный орган положили в полиэтиленовый пакет и с размаху шлепнули о стену. Этот эффект особенно популярен в Син-И.

4. Таранный эффект.

 

 

Рис . 148.

 

Энергия сбрасывается сквозь цель — это то, что так любят в американском кино, когда пятки подлетают выше головы, а сам прилипает к стенке метрах эдак в 5-ти от вас, т.е. удар является также и очень мощным толчком, воздействующим на противника как на единое целое.

Удар не должен уходить от цели по той же траектории, по которой он пришел. Вместо этого он должен проноситься дальше, замыкая круг. Такой способ позволяет сохранить инерцию удара и использовать ее для нанесения следующего. Нанесение удара по малому кругу и по большому[12], на первый взгляд существенно различаются, хотя форма воздействия и эффект могут быть одним и тем же (рис. 149).

 

 

Рис . 149.

 

Если мы будем делать ставку на одну форму удара или добиваться какого-либо определенного эффекта, мы обязательно будем проигрывать, потому что невозможно сказать, почему один удар лучше или хуже другого, без учета ситуации, в которой он был нанесен. К тому же, аналогичные ситуации могут быть решены самыми разными способами. Если бы существовал строго определенный ответ на каждое действие, невозможно было бы существование такого количества разных стилей, ни такого количества разных приемов.

Особо хотелось бы остановиться на использовании в качестве основного разрушительного оружия локтей, наносящий наибольшее количество таранных ударов. Удары и защита локтями присутствуют почти во всех системах боевых искусств, но могут быть использованы с большим трудом, так как, согласно их требованиям, корпус требуется держать вертикально, а стойку сохранять широкой и приземистой, что сильно затрудняет их применение (рис. 150).

 

 

Рис . 150.

 

Активные действия локтями требуют мобильной, прыжковой работы ног и включение в удар рукой всего корпуса (рис. 151).

 

 

Рис . 151.

 

Это позволяет локтю действовать очень широко и активно охотиться за прорывающимися сквозь первые линии мощными атаками противника. Так, в американском футболе нападающий легок и быстр, а защитник мощен и массивен. От него только требуется выполнить быстрый и короткий рывок, что локоть с успехом и выполняет (рис. 152), поражая короткими поперечными атаками те цели, которые оказываются в пределах его досягаемости. Ему нет нужды гоняться за целями, противник «дает» ему их сам (рис. 153).

 

 

Рис . 152.

 

Рис . 153.

 

Одновременно с этим удары локтем развивают мускулатуру торса и используются как база для наработки движений рук. Включая в движение корпус, локти используются также для бросков и перемещений (рис. 154).

 

 

Рис . 154.

 

Большой простор фантазии дает работа локтем и кистью по принципу «наматывания-разворачивания», когда локти и кисть рассматриваются как два конца деревянного портновского метра, на который наматывается ткань (рис. 155).

 

 

Рис . 155.

 

Используя локти наравне с остальными частями и трезво отдавая себе отчет в их возможностях, мы, по принципу «родственных связей», можем довести количество одновременных угроз до 6-ти или 7-ми[13] (рис. 156а, б).

 

 

Рис . 156 а .

 

Рис . 156 б .

БАЗОВЫЕ УДАРЫ

 

Здесь мы предлагаем вам те удары, на основе которых, применяя разные способы сброса, мы можем разработать технику выполнения практически любой атаки руками. При отработке следите за правильным развитием атаки и переводите ее в захват или другой удар, стараясь максимально использовать вложенную в удар силу и положения, возникающие в его процессе.

Верхний прямой удар.

1. Поднимите руку вверх, как школьник, задающий вопрос.

2. Локоть начинает разгибаться, рука падает вперед.

3. Тело подхватывает движение руки, совершая выпад вперед в позицию «хромого».

4. Когда кулак уже направлен прямо в цель, происходит резкое выпрыгивание вперед «Шагом хромого».

5. Опусканием тела и его наклоном удар досылается в цель.

6. Все эти движения, начавшиеся в разное время, заканчиваются в едином мгновении — ударе.

 

 

Рис . 157.

 

В целом удар выглядит так, как будто кто-то ставит на двойку пустую пивную кружку, одновременно двигая ее вперед. В Да-цзе-шу стараются не применять прямые удары, поражающие цель горизонтально, так как при этом энергия используется недостаточно полно: выгоднее бить либо сверху Вниз, либо снизу вверх, используя естественные дуговые движения. Если же удар не наносится как единое движение, он уже будет слишком медленным для хорошего боя.

В момент контакта кисть бьющей руки делает добавочное движение, досылая в цель костяшки пальцев. Форму сброса следует выбирать в зависимости от делаемого эффекта.

Обратный прямой удар.

 

 

Рис . 158.

 

Обратный удар получится, если вы продолжите ту же дугу до крайней точки сзади, как у знаменитой статуи «Дискобол». Этот удар лучше всего выходит в стойке «труса». В солнечное сплетение, в пах, в подбородок — «донышком» кулака.

Нижний прямой удар.

 

 

Рис . 159.

 

Движение руки то же самое, которым вы протягиваете руку для рукопожатия, разница лишь в скорости и в резкости подачи тела вперед. Удар врезается в тело снизу вверх под углом 25° к горизонтали, используя против партнера вес его собственного тела, как бы поддевая его. Движение в плече совпадает с разгибанием локтя.

Удар наносится с доталкиванием вперед — вверх трех нижних костяшек вертикального кулака.

Нижний поддевающий удар.

 

 

Рис . 160.

 

Модификация предыдущего, с той разницей, что вместо трицепса, разгибающего руку, здесь работает бицепс, активнее сгибающий. Это движение напоминает уже описанный нами подъем руки школьником для вопроса.

Такой удар наносится опять же вертикальным кулаком почти вертикально вверх на очень короткой дистанции — в солнечное сплетение, подбородок, подреберье.

Обратный нижний удар.

 

 

Рис . 161.

 

Наносится, в основном, из стойки «труса» по косой поднимающей-опускающей дуге. Начинаясь как стандартный нижний удар, он выворотом передней опустошающей ноги превращается в некое подобие боксерского бокового. Сила может быть сброшена как в боковом, так и в прямом ударе. Обратите внимание на силу подворота на носке передней ноги без него удар будет слабым.

Внутренний штопорный удар.

 

 

Рис . 162.

 

Несколько напоминает каратэистский цуки, с той разницей, что идет в цель не прямо с бедра, а описывает вогнутую дугу, и только когда локоть выходит на среднюю линию тела, от солнечного сплетения наносится мощный выталкивающий тычок вперед. Вкручивание кулака сопровождается зачерпывающим движением кисти, что досылает костяшки в цель. Кисть не «застревает» в ударе, а как бы отталкивается от цели, что обеспечивает быстрый возврат кисти назад.

Траектория удара имеет форму восьмерки, где один сегмент находится снаружи, а второй проворачивается внутри противника. Таким образом, течение КИ бьющей конечности не прерывается, сила не уходит из рук, не зажимается, а проносится дальше по траектории практически без потерь.

Сложная траектория удара обеспечивает выполнение на возвратной фазе удара либо загребающего действия, либо натягивающего действия на верхнем уровне.

Внешний штопорный удар.

Обычно изучается первым, но мы решили немного изменить традиционный порядок подачи, учитывая, что человек, читающий эту книгу, скорее всего, стоит на классической базе типа каратэ.

 

 

Рис . 163.

 

Движение совершается по той же траектории — восьмерке, но в обратную сторону. Рука вводится в бой сбоку — вперед, а сбрасывает силу прямо вперед, причем кулак в ударе проворачивается ладонью вверх, в отличие от цуки. Такой поворот обеспечивает практически одновременное с ударом выполнение страхующего движения «давящий локоть».

Упражнение-медитация «Ивовая корзина».

Представьте, что грудная клетка это корзина из тонких ивовых прутьев, в которой лежат разные плоды. Вы видите дыру в этой корзине, и быстро, чтобы никто не заметил, выхватываете плод из корзины. Кулак-горсть сжимается внутри корзины. Такой удар летит в цель очень быстро, поскольку рука расслаблена и буквально «взрывается» внутри цели. Миллионами лет эволюции тела всех животных, живущих на земле, приспособлены противостоять давлению и ударам снаружи — это же удар «взрывается» изнутри. Защиты практически нет — внутренние органы поражаются даже сравнительно слабым ударом.

Не забывайте, что в ударах рук огромную роль играет подача корпуса вперед с одновременным подскоком задней ноги к передней. Все вместе взятые, эти элементы обеспечивают поистине пушечный удар.

Подводя итоги по базовым ударам, можно отметить следующие стилевые особенности:

1. Конечность никогда не возвращается тем же путем, которым пришла в цель.

2. Она производит боевые действия как во время ввода в бой, так и во время ее вывода оттуда.

3. Удар выполняется естественно, единым движением ненапряженной руки, с вложением в момент проворота силы всего тела и проносным моментом сброса силы, что использует до 80% возможного вложения силы вместо каратэистских 10–15%.

 

ИСКУССТВО ЗАХВАТА

 

Рис . 164 а .

 

Рис . 164 б .

 

Рис . 164 в .

 

Любая боевая система, если она претендует на звание универсальной и истинно боевой, обязательно должна нести в себе способы эффективной нейтрализации на любое внешнее или внутреннее воздействие, с которым сталкивается ее сторонник. Ведь ангина — это тоже угроза здоровью и жизни бойца, так же, как столкновение с начальником на работе или словесная перепалка в очереди. Душевное здоровье тоже здоровье, не так ли? А универсальная система должна базироваться на единых принципах, гарантирующих неуязвимость в любой ситуации. Даже если не выходить за рамки собственно кулачного боя, — подумайте, как, например, айкидока сможет эффективно противостоять хлесткому удару пальцами по глазам или сложному по траектории мастерскому удару ногой, если он сам так бить не умеет и ранее с этими видами атак не встречался? Посмотрите сами — разве кто-нибудь атакует так, как принято атаковать во время демонстрации техники айкидо? Лишь очень немногие люди из тех, кто, кроме айкидо, ничем не занимались, в состоянии будут правильно прореагировать на такую атаку. Для этого необходим хотя бы солидный опыт каратэ. Сами айкидоки признают, что противостоять атакам каратэиста уровня первого дана возможно, только имея не ниже второго или третьего дана айкидо.

Да, очень трудно научиться защищаться, не умея нападать, — разве такая система может быть названа истинно боевой? Это тихая и безобидная игра, которой упитанные дяденьки занимаются в элитных, комфортабельных залах. Это даже модно, как и теннис, но, в отличие от этой игры, не требует таких усилий.

… Вот так и думает какой-нибудь молодой микбоксер, от души посылая в цель набитый кулак. Но удар проваливается в пустоту, неожиданно жесткие пальцы больно впиваются в предплечье, и он с досадой отмечает, что теряет равновесие. Надо бы сделать шаг — вон туда, и следующий удар расставит все по своим местам. Но нет, одного шага вроде недостаточно, нужен второй… и поднявшаяся для него нога вдруг не находит опоры. При судорожной попытке сохранить равновесие руку пронзает острая боль, и перехватывает дыхание, вышибает искры и слезы из глаз жесткий удар затылком об асфальт.

Нельзя надеяться на успех в бою, имея в своем арсенале только удары или только броски, как нельзя будет есть, только открывая или закрывая рот. Не спорю, профессор Уэсиба с легкостью опрокидывал своего противника, это несложно, владея, кроме айкидо, еще четырьмя джиу-джитсу. Как можно научиться реальной защите от реального удара, если в твоей школе он считается «грубым», и вследствие этого твой спарринг-партнер из той же школы не умеет его правильно нанести? Нет неправильных ударов — есть люди, неправильно и не к месту их выполняющие. Намеренно сужать свои рамки — все равно, что играть Бетховена на балалайке, какими бы высокими материями это не объяснялось.

В этой главе речь пойдет о захватах как о древнейшем и надежнейшем способе воздействия. Захват коренным образом преображает любую схватку, препятствуя разрыву дистанции и давая возможность реагировать на мельчайшее движение противника. Старинное окинавское каратэ исповедовало принцип ИККЭН ХИСАЦУ — удар наповал, и его неотразимые удары действительно несли смерть. Сегодня же мы видим каратэистов третьего, четвертого и даже пятого данов, часами нещадно избивающих друг друга на потеху публике. Что же произошло с каратэ, куда делась эта молниеносная неотвратимость, откуда взялся такой FOOL-контакт? Очень просто — из каратэ убрали захват. Раньше одна рука тянула на себя, а вторая била. Сила удара удваивалась за счет рывка на себя, и противник почти не мог уклониться, не говоря уже о защите захваченной рукой (рис. 165).

 

 

Рис . 165.

 

Захват руки и удар соседствуют друг с другом и неразрывно связаны между собой. Ни один удар не будет достаточно эффективным, если его не подстраховать захватом, ни один захват не удастся, если по скорости будет уступать удару. Если движение бойца выставлено правильно, то захват в удар и удар в захват переходят плавно и не заметно для самого бойца. Ему не нужно решать предварительно — хватать или бить. На руке или любой другой конечности имеются участки, которые наиболее подходящи для нанесения удара. Как правило, эти же участки используются для совершения захвата. Сжимая руку в кулак, мы можем истолковать это движение и как удар кулаком и как захват. Каждой ударной зоне соответствует зона захвата (рис. 166).

 

 

Рис . 166.

 

Захват можно сделать не только кистью, но и локтевым и подколенным сгибом, подмышкой, зубами и даже животом или шеей.

Несколько уйдя в сторону, чтобы пустить вскользь удар, мы тут же сковываем противника захватом, не давая ему возможности ударить другой рукой или ногой. Сделать такой захват — это и есть основная цель боя. Теперь вы стоите в более выгодном положении и без помех наносите свой удар, как по макиваре.

О важности боевых захватов свидетельствует то, что в любом из сотен стилей китайского у-шу присутствуют разделы цинь-на и фаньцинь-на (искусство боевых захватов и борьбы с ними), которые зачастую изучаются как надстилевая дисциплина.

Ведь, что ни говори, способов сломать человеку сустав без особого труда не так уж много, так же, как, впрочем, и ударов, которые в состоянии нанести человек. Приемы напоминают слова, их составляющие элементы, т.е. удары и захваты напоминают звуки нашей речи. Боевые стили не более чем манера человека говорить. Вы можете переставлять слова, в разных языках слова могут звучать по-разному, но значить они будут одно и тоже, как бы ни произносились. Нельзя требовать от человека, чтобы он как попугай разговаривал цитатами из

«Войны и мира», или пользовался только теми словами и оборотами, которые там содержатся. Человек пользуется языком, чтобы говорить, а не чтобы передавать традицию от отца к сыну, как говорится в легендах о всяких «боевых мастерах», которые сами эти легенды и придумывают, — ведь все было когда-то придумано, и не имеет значения, вчера или две тысячи лет назад. О каком прогрессе может идти речь, если древний стиль считается лучше современного. Неужели кому-то хочется идти на танк с рогатиной? Современные боевые стили ни в коем случае не утратили ничего, что было полезным в старину, — только ненужное отмирает за ненадобностью. Руки и ноги людей сгибаются так же, как и пять миллионов лет назад, сердце стучит слева, единственное, что изменяется — это объем мозга. Неужели современному врачу не под силу придумать, куда ткнуть человека, чтобы причинить ему боль? Неужели не удастся выбрать оптимальные способы нанести удар из нескольких сотен возможных движений руки? Современный диверсант подготовлен ничуть не хуже средневекового ниндзя, и в его арсенал входят приемы ничуть не менее смертоносные.

 

ЧТО ТАКОЕ БРОСОК

 

После того, как мы изучили методику нанесения удара, необходимо рассмотреть боевое использование возвратного движения руки. На начальной стадии все удары наносятся от себя, но на более высоких ступенях часто применяют движение руки на себя, которые используют инерцию покоя нашего тела. Для того, чтобы нанести такой удар, нужно освоить другое движение — рывок.

Рывок — это захват одежды, волос, кожи или конечности противника. Если захватить противника за кожу, органы и т.п., и сильно, как при перетягивании каната, дернуть на себя, это, как правило, приводит к резкой боли, потере равновесия, потере инициативы или даже к серьезным травмам внутренних органов и смерти. Так, например, бойцы стиля «Вин Чун» резким рывком за руку могут вырвать ее из плечевого сустава, при этом порой в результате резкого удачного рывка ломаются шейные позвонки, так как голова, «не успевающая» за движением туловища, всем своим весом откидывается назад. Грозную славу заслужили орлиные когти стиля «Инь-Чжао», с помощью которого императорские гвардейцы-маньчжуры вырывали внутренности противника. Человек, владеющий стилем «тигра», войдя в боевую ярость, тоже был способен на это.

Но чтобы поразить человека рывком, вовсе не обязательно прикладывать такую большую силу — например, широко применяемое во вполне современном хапкидо вырывание дыхательного горла при помощи захвата большим и указательным пальцем, без особого труда способна сделать каждая вторая женщина (рис. 167).

 

 

Рис . 167.

 

Удары в большинстве своем направлены от себя, сочетание удара и последующего рывка делает КПД движения максимальным, а в сочетании со встречной работой другой руки сила удара может быть увеличена вдвое. Мы как бы натаскиваем противника на кулак. Таким образом создается два направленных в противоположные стороны движения, которые затрудняют противнику уход от удара. В данном случае эти движения направлены вдоль одной линии, но если их направить вдоль двух разных линий, а еще лучше пустить по воображаемой окружности, как на рис. 168, то получается мощный опрокидывающий момент, который именно и представляет собой бросок. Итак, бросок — это сочетание одного или более ударов или толчков с одним или более захватом. Исходя из этого, мы сейчас можем выделить только два типа бросков: первый — сваливание, второй — подсечка, подножка, подбив. Первый заставляет противника как бы «споткнуться» о препятствие либо удар, второй, наоборот — выбивает опору из-под ног противника, первый — голова двигается — ноги стоят, второй — голова на месте — ноги бегут.

 

 

Рис . 168.

 

В любом виде борьбы и в любом броске мы видим две силы — толкающую и ведущую, причем в качестве ведущей, как правило, употребляется захват руками или изгибами конечностей, прочно удерживающих одежду или тело противника, тогда как в качестве инструмента для приложения толчковой силы могут быть использованы спина, бедро, грудь, колено, стул, ограда и т.п. Самый простейший способ бросить противника — это придать его телу вращение по одному из трех базовых кругов или их производным. Такие броски используются в дзю-до, вольной борьбе, самбо и других спортивных стилях.

Траектории сброса в форме восьмерки и так называемых узлов практикуются в несколько более сложных бросковых системах типа айкидо, хапкидо, дзю-дзюцу, багуачжан и некоторых формах тайцзицюань.

 

ЕДИНАЯ ФОРМА

 

В мире существует несколько тысяч видов и направлений боевых искусств. Это сотни тысяч приемов и техник, но, рассматривая более подробно каждую из систем, мы быстро убеждаемся в том, что большинство приемов, описанных ими, практически идентичны, и различия, которые мы можем замечать, обусловлены скорее не каким-то древним секретом этих школ, а скорее национальными обычаями, обычаями, особенностями одежды и оружия, применяемыми в данном регионе. Поэтому, одевая японские хакама или индонезийский сарон, мы, тем самым, видоизменяем свою технику, формируя в своем сознании образ боевого искусства, который мало вяжется с реальной жизнью. Костюм-тройка и туфли на кожаной подошве лишают вас возможности полноценно действовать в критической ситуации. Поэтому я считаю, что белое кимоно умнее будет сохранить для публичных показов и торжественных церемоний, а тренировочную одежду постоянно менять, так же, как и место занятий. Единой должна быть не форма одежды, а форма движения.

Например: хапкидо часто называют искусством тысячи ударов ногами. На самом деле их можно насчитать не более 250 с небольшими вариациями. Этого достаточно, чтобы почти любое движение ноги классифицировалось как удар, или то, что практически любое движение ногой можно использовать как удар.

Но пойдем дальше. При дальнейшем рассмотрении этих ударов ногой мы сможем убедиться в том, что это опять-таки вариации нескольких основных движений, возникающие в результате разных способов сброса энергии (рис. 169а, б).

 

 

Рис . 169 а .

 

Рис . 169 б .

 

Это прямые удары вперед и назад, удары по дуге внутрь и наружу и веерные удары внутрь и наружу, снабженные усилениями в виде прыжков, разворотов, падений и подкатов (рис. 170).

 

 

Рис . 170.

 

ВНИМАНИЕ!

Наступает волнующий миг. Сейчас вы получите ключ ко всем ударам ног, которые только могут быть выполнены в любой школе на любом уровне подготовки. Обратите внимание на двух бедных родственников, незаслуженно обделенных вниманием — это ВЕЕРНЫЕ ПИНКИ внутрь и наружу или, согласно общепринятой классификации каратэ, микацукигэри.

Из них можно вывести практически любой удар, поскольку они включают в работу наибольшее количество мышц ноги и тела (рис. 171).

 

 

Рис . 171.

 

Выполняя веерные удары, вы создаете основу для практически любого удара ногой.

Рассмотрев таким образом все возможные удары руками и их взаимопревращения, мы можем выделить два основных удара, из которых производятся ВСЕ удары, захваты, подставки и уводы руками. Это внутренний и внешний штопорный удары (рис. 162, 163 в главе «Базовые удары»).

Количество их вариаций безгранично. Любое движение рукой можно совершить с их помощью.

Круги ног не являются застывшей канонической формой, их можно вытягивать (рис. 172), довивать восьмерками и спиралями, сворачивать узлами. Промежуточной формой между всеми ударами рук и ног является восьмерка, выполняемая одинаково как руками, так и ногами (рис. 173а, б, в, г).

 

 

Рис . 172.

 

Рис . 173 а .

 

Рис . 173 б .

 

Рис . 173 в .

 

Рис . 173 г .

 

Используя разные сбросы энергии, можно практически любой удар превратить в какой угодно другой (рис. 174) и выполнять с его помощью самые разные действия. Значение имеет только вид энергии, который вы решили применить.

 

 

Рис . 174.

 

Теперь вы видите, что движения, которые нужно отрабатывать и на которых нужно строить свою одиночную тренировку, действительно можно пересчитать по пальцам (рис. 175а — 175к).

 

 

Рис . 175 а .

 

Рис . 175 б .

 

Рис . 175 в .

 

Рис . 175 г .

 

Рис . 175 д .

 

Рис . 175 е .

 

Рис . 175 ж .

 

Рис . 175 з .

 

Рис . 175 и .

 

Рис . 175 к .

 

Опирайтесь на эти движения в выставлении силы и точности удара, выполняйте с их помощью дыхательные упражнения и формы Нэйгун, и ваше мастерство будет неуклонно расти, поскольку нет движений, корнем которых не являлись бы эти «пять пальцев».

Движения с оружием выполняются точно так же, как и без оружия, поэтому действия, направленные на вооруженного противника, принципиально ничем не отличаются (рис. 176а, б, в).

 

 

Рис . 176 а .

 

Рис . 176 б .

 

Рис . 176 в .


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!