ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ , ОБЩИЕ ДЛЯ ЛЮБОГО БОЯ



 

1. Ваш противник тоже человек. Ему тоже больно, если его ударить, он также боится стать калекой или погибнуть. Он идет в бой не за этим. Учитесь, если противник зол, быть более злым, если он жесток — быть более жестоким, чтобы его страх стал вашим союзником.

2. Длина его руки или ноги ненамного отличается от вашей, поэтому простой вывод — ударить человека можно лишь на той дистанции, на которой он может ударить вас. Конечно, можно имитировать движения боксера на ринге, выгадывая удобный момент, но не стоит забывать о том, что чем дольше вы это делаете, тем больше шансов, что он разгадает ваш боевой почерк, и тем больше риск, что вас ударит кто-нибудь еще. Рукопашный бой молниеносен. Превратив его в возню, мы только оттягиваем неизбежный финал — а, как говорится, «перед смертью не надышишься».

3. Реагируя на финты противника, проявляя неуверенность и нерешительность в действиях, мы позволяем противнику навязывать нам его правила, его принцип боя. Поэтому необходимо сразу же перехватить инициативу, держать руки и ноги постоянно наготове, прикрывающими, по возможности, самые уязвимые части тела. На угрожающие движения отвечать решительной атакой.

4. Не раздумывать долго, как именно атаковать противника, — чем проще, тем лучше, тем быстрее. Он будет вынужден прореагировать и тем самым предоставить вам гораздо более выгодную возможность для решающей атаки.

5. Не выбирайте, чем бить, — чем ближе, тем лучше. Короткий удар почти неотразим, а по силе навряд ли уступает размашному.

6. Не делайте ставку на один удачный удар, чем больше, тем лучше — в брови, в глаза, в нос, по рукам, по коленям, в пах — чем больнее, тем лучше.

7. Не воздействуйте на противника однотипно, атакуйте с разных сторон, дергайте за волосы, за одежду, наступайте на ноги, рвите ногтями, хлещите пальцами. Ваша атака должна быть подобна проливному дождю, который все равно достигнет тела, как ни размахивай руками. Противник должен находиться в непрекращающемся психологическом шоке.

8. Бой — это тяжелая изнурительная работа, на пределе возможностей. Лучше перебить, чем недобить.

9. Никогда не стремитесь посмотреть, какое воздействие оказывает на противника ваш удар. Продолжайте бить дальше, как по мешку.

И еще раз, как вывод из всего предыдущего — противника надо бить, а не драться с ним. Поменяйте местами «жертву и охотника», и победа будет в ваших руках. Драться с человеком — значит принимать его как равного, соревноваться с ним. Бить человека означает наносить ему вред, конкретный, ощутимый вред, буквально каждым своим, даже самым мелким движением, не обращая внимания на то, в чем он силен, ускользая. Атаковать его слабости. Естественно, позволить себе так разойтись, как это описано выше, можно далеко не всегда. Если вы уговорились с человеком о бое один на один, т.е. пошли у него на поводу или собираетесь таким образом избежать драки с группой, то тогда уже ничего не поделаешь, придется драться по более или менее спортивным правилам, постоянно оставаясь начеку, чтобы успеть среагировать или удрать в критический момент, но есть здесь и свои преимущества — нет лимита времени и вы уже знаете, что вам предстоит. Если же вам предстоит драться с группой, вы можете избрать одну из трех тактик, в зависимости от сравнительного анализа возможностей:

— прорваться сквозь линию и бежать дальше;

— мгновенно «вырубить» основного бойца и деморализовать противника, взять главаря в опасный захват, использовать его как заложника, требуя, чтобы вас пропустили;

— атаковать первым, разметав группу в стороны. Естественно, стратегию боя вы выберете исходя из конкретной ситуации.

Работая в драке с группой, следует помнить, какие средства может применить группа против одиночного бойца:

1. Побуждение. Когда человека либо окриком, либо жестом заставляют отвлечься от того, кто будет наносить удар, сделать неосторожное движение, например шаг назад, чтобы споткнуться о присевшего сзади человека. Т.е. неосторожное движение, которое может быть использовано против него.

2. Управление. Один из нападающих, не обращая внимания ни на что, захватывает вас и валит наземь, либо ставит в положение, удобное для удара, и держит мертвой хваткой, не давая защищаться.

3. Включение. Нападающие наносят удары с расчетом на то, что, защищаясь от одного, вы дадите возможность действовать второму или, уклоняясь от удара, налетите на другой, подготовленный загодя тем, кто до этого держался в тени.

4. Выключение. Одновременное нанесение нескольких жестоких ударов со всех сторон, ведущих к потере координации, потере способности сопротивляться.

В ситуации, которая грозит разразиться боем, нужно быть все время настороже, никому не следует доверять. Человек, подошедший с целью якобы разнять, может нанести жестокий удар, неожиданный и беспощадный. Согнувшийся с криком боли человек может распрямиться как пружина, и невесть откуда взявшийся нож вонзится вам в живот, а обвисший якобы без сознания «раненый» вдруг сдавит ваше горло воротником вашего же костюма. Не справляйте свою победу над телами врагов, не ожидайте никаких разбирательств, немедленно бегите оттуда. Не оказывайте своим противникам никакой помощи, в каком бы состоянии они ни были — если не поняли, почему, перечитайте то, что написано выше. Для вас важно только одно — вы к этому не должны иметь никакого отношения, вас здесь не было, и чем более жестокие приемы вы применяете, тем строже действует этот принцип. Не сдавайте хулиганов в милицию, и тем более не называйте в их присутствии свое имя и адрес. Если вы поняли меня — вы никогда не попадете в тюрьму по ошибке.

…P. S. А вы что думали? Драться опасно не только в физическом, но и в социальном смысле. Именно поэтому высшим искусством является умение избегать боя, ускользать от опасных ситуаций, поскольку бой, независимо от того, как он для вас кончится, даст толчок нескончаемой цепи мытарств по судам и больницам, поэтому:

1. трижды подумайте ДО ТОГО, нужно ли драться в данной ситуации,

2. какие силы вам противостоят,

3. как скажутся на вас окружающие условия, если драка все-таки произойдет.

 

СИСТЕМА КООРДИНАТ

 

Теперь необходимо рассказать о двух системах координат: одна, которой пользуется, например, каратэ, неподвижна, и точка отсчета — на полу, прямо под центром тяжести неподвижно стоящего бойца (рис. 78).

 

 

Рис . 78.

 

Такой способ ориентации хорошо позволяет правильно распределить свои силы, если речь идет о бое без захватов, которые могут «сорвать» бойца с курса. Хорошая в бою с несколькими противниками классом не ниже, такая система ориентации легко подводит хозяина, если он ведет бой с мастером школы, подобной «ладони восьми триграмм», «потерянному следу», «пьяному», хапкидо или айкидо, где вся тактика строится на уходах по кругу в сторону, заходах за спину и резких переменах направления движения. С этим можно было бы как-то сладить, если бы вышеупомянутые школы не применяли управление движением противника. Вот при этом условии «незыблемость» системы отсчета прямо оборачивается против своего поклонника — враг «исчезает» из-под носа и возникает за спиной, его удары возникают из ниоткуда, а ваши проваливаются в никуда, вас подхватывает неожиданная сила и швыряет по немыслимой

(для вас) траектории, и когда вы встаете, вам очень трудно понять, где в данный момент находится противник.

Только воин очень высокого уровня может пройти через это испытание с честью. Вы, наверное, видели, как такие люди с завязанными глазами наносят уверенные удары мечом под разными углами по целям, которые расположены вокруг них в произвольном порядке. Иногда их перед выполнением этого опасного упражнения даже вращают вокруг оси, всячески пытаясь сбить с толку, и они с честью выдерживают испытание, мгновенно разрубая яблоки, используемые в качестве мишеней, и совершенно не задевая при этом руки, держащей их. Такое искусство достижимо только при условии десятилетней упорной тренировки. Само собой, понятно, что не всякий человек сможет посвятить этому столько времени. Подготовка бойца должна быть достаточно быстрым делом.

Есть способ избежать этой проблемы — поместить точку отсчета в свой даньтян — центр в низу живота, который используется в большинстве стилей как средоточие силы, или в солнечное сплетение, которое является боевым центром в таких стилях, как, например, Вин Чун, Чаньтун или Син-И. Считается, что центр солнечного сплетения — средоточие воли человека, с помощью которого он «строит» свой мир, «связывается» с ним. В этих боевых системах все удары и движения направляются солнечным сплетением, постоянно прикрывая его и «связываясь» через него в единую схему атаки (рис. 79).

 

 

Рис . 79.

 

Имея точкой отсчета самого себя, вы, как бы вас ни трепало и ни бросало в сумятице боя, будете иметь возможность спокойно управлять своим телом.

На использовании этой системы отсчета «от себя» основана методика нанесения ударов Да-цзе-шу. Это не означает отрицания неподвижной системы: отрицать — значит отказываться. Отказываться от возможностей в бою — значит проигрывать. Обе системы, дополняя друг друга, дают человеку, сумевшему их совместить, неисчислимые преимущества. Но необходимо, прежде всего, освоить «внутреннюю», подвижную систему (рис. 80).

 

 

Рис . 80.

 

Сперва человек изучает себя и свои возможности. Он должен научиться хорошо управлять своим телом, в каком бы положении оно ни находилось. Потом он изучает работу с предметом (рис. 81) и с его помощью осваивает окружающее пространство. И лишь освоив обе системы, он может, сочетая их по своему желанию, мгновенно угадать возможные действия противника и полноценно на них прореагировать.

 

 

Рис . 81.

 

Соответственно, исходя из внутренней системы отсчета, существует лишь два направления ударов и захватов — от себя и на себя, вперед и назад. Эти движения естественно присущи нашему телу и обеспечиваются соответствующими мышцами и суставами, в отличие от движения вбок, где само строение конечностей не может обеспечить достаточно полного вложения силы мышц. Строение плечевого и тазобедренного сустава позволяет рукам и ногам двигаться относительно свободно, что несколько расширяет понятия «вперед» и «назад», давая нам достаточно широкий «сектор обстрела», ограниченный двумя силовыми линиями, расположенными под углом 45° к направлению прямого движения (рис. 82).

 

 

Рис . 82.

 

Силовыми они называются, так как сила удара конечности здесь максимальна. Опять же, нет нужды доказывать, что нанести удар можно практически в любую точку пространства, куда только ни дотянется ваша рука или нога. Но ударяя прямо в сторону, вы убеждаетесь в том, что не в состоянии подстраховать бьющую руку другой, что может привести к захвату противником локтя и полному контролю за вашим телом, да и удар ваш не особо силен (рис. 83).

 

 

Рис . 83.

 

Чаще всего удар направляется вперед. Заднее направление используется гораздо реже: руки здесь наносят лишь несколько ударов локтем и кулаком, призванных лишь обеспечить возможность развернуться к врагу передом (рис. 84).

 

 

Рис . 84.

 

Существует, однако, несколько оригинальных способов атаковать назад, которые, изгибая тело, попросту совмещают на какое-то время заднюю и переднюю зоны (рис. 85).

 

 

Рис . 85.

БОЕВАЯ ПАУТИНА

 

Существует такое понятие, как силовые линии движений. Вы неоднократно встречались с ними, когда перехватывали поудобнее тяжелую коробку, искали точку опоры, чтобы передвинуть тяжелый шкаф, на тренировке методом проб и ошибок подбирали наиболее удобное положение руки для удара. Удобно двигаться тогда, когда движение совершается по этой самой силовой линии. Если вы учились танцевать или выполнять ката каратэ, вышивать, рисовать, делать сальто — словом, любому делу, требующему точно выверенного движения, — вы всегда сталкивались с тем, что поначалу не можете справиться со своим телом, совершаете множество неуклюжих движений. Это происходило потому, что тело, не имея определенной силовой линии — накатанной дороги — для качественно нового движения, пытается решить поставленную задачу с помощью уже готовых силовых линий, которые не вполне ей соответствуют. По мере обучения ваше движение становится все более простым и естественным. Вы перестаете напрягаться и уставать. Это нельзя объяснить только развитием соответствующих мускулов — сплошь и рядом в новом движении задействованы те же мышцы, что и в привычной работе, а прогресс занимает гораздо меньше времени, чем требуется обычно для «накачки» мышц. Здесь происходит прокладка нового пути, установление новой силовой линии. Боевое искусство, в отличие от спорта, требует прокладки наибольшего количества силовых линий, поскольку в нем присутствует слишком много неожиданностей, которые невозможно контролировать механическими повторениями типа «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», которые являются преобладающими для обычных видов спорта, например, легкой атлетики.

Если мы нарисуем воображаемыми зелеными линиями вокруг бойца кунг-фу траектории всех его возможных ударов, мы увидим, что они образуют замысловатую сеть. У каждого человека она индивидуальна, как отпечатки пальцев. Не только индивидуальна, но и неповторима. Это вызвано тем, что на каждого человека накладывает отпечаток его жизнь, — чем он занимался в детстве, чем питался, как привык сидеть и ходить, когда и насколько сильно ушиб коленку или локоть. Все это существенно влияет на структуру силовых линий, включая и выключая некоторые из них (например, походка у одной и той же женщины в узкой юбке и на каблуках отличается от походки в кроссовках и джинсах). Привычный вид деятельности развивает определенные силовые линии, и при равной степени физического развития у молотобойца наиболее сильным будет вертикальный удар, а у косаря — поперечный. Таким образом, система индивидуальных силовых линий практически неповторима. Возможно лишь более или менее приблизительное подражание ей. В этом и заключается тот секрет, который многие мастера уносят с собой в могилу. Найдя наиболее выигрышный для себя способ боя, отработав его тактику и выстроив соответствующий силовой каркас — «боевую паутину», — они становятся объектом для подражания многих наивных людей, пытающихся механически скопировать эту сложную систему и, соответственно, повторить форму боевой паутины.

Никогда и никто не сможет делать какое-либо движение естественнее чем тот, чьей внутренней природой оно является. Поэтому во многих школах мастера стоят вне системы данов. Единственный способ научиться искусству боя — это искать средство противостоять, а затем победить своего учителя. Попытка превзойти его в его же технике лишена всякой надежды на успех. Обучение заключается в том, чтобы понять природу мастерства своего учителя и, найдя ее слабые места, ИЗОБРЕСТИ соответствующее противоядие.

Парадоксальным образом получается, что техника ученика в таком случае зачастую зеркально отражает технику учителя. Так, например, произошло и у меня с человеком, обучавшим меня основам Син И Цюань. Но, зачастую, «новоизобретенная» техника буквально противоречит приемам учителя; против стремительных, кинжальных атак Чаньтуня «помогали» захваты и уклоны Хапкидо и Хоуцюань, положенные на технику перемещений Багуачжан.

Таким образом, то, что получится у ученика, не обязательно повторяет учителя, но в построении боевой паутины мы вынуждены пользоваться определенным набором базовых, «несущих» элементов, которые нам преподает учитель. Это избавляет нас от необходимости «изобретать велосипед» и существенно сокращает срок обучения. Полная свобода творчества так же абсурдна, как и слепое следование каноническим догмам. Догматик легко предсказуем и менее реактивен, тогда как «вольный художник», формируя силовые линии по принципу «я так вижу», создает самые дикие перекосы и бреши, которые так же легко заметны и уязвимы. Иными словами, техника, эффективная против Васи, Пети и других товарищей по секции, за ее пределами не срабатывает или оказывается более опасной для самого бойца, чем для его противника.

Создавая боевую паутину, необходимо исходить из того, что человек обладает определенным потенциалом и способен вложить в него лишь ограниченное количество энергии, поэтому, если линий будет чрезмерно много, то сила движений по ним будет во столько же раз меньше, совсем как сила тока в параллельной цепи.

Если мы будем исходить из неподвижной системы координат, мы уподобимся средневековому кораблю, вдоль бортов которого во все стороны торчали пушки. Поступим проще — оставим только несколько пушек огромной мощи и скорострельности и разместим их во вращающейся башне, т.е. из множества возможных движений выберем наиболее универсальное, одинаково действующее в любой ситуации, против любого противника, и компенсируем их малочисленность перемещения, уклонами и вращением тела, «наводя» свои пушки в любом, угодном нам, направлении.

Таким образом можно достичь огромной мощности и скорости удара, поражая цели во всех направлениях с помощью нескольких, постоянно отрабатываемых движений, легко трансформирующихся в любую форму воздействия.

Натянув в постоянных тренировках нити своей паутины, вы сможете быть спокойными — как только какая либо цель попадет на силовую линию паутины, ваша рука или нога сама собой рванется по накатанному пути, зачастую даже прежде, чем вы успеваете осознать опасность. Вам не придется более выверять дистанцию и прицеливаться — тело будет действовать само.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!