Много ошибок возникает из-за неправильного применения



    

 

 

Сознательная Вселенная

 

Дин Радин,

Профессор Стэнфордского университета

 

                                   

 

 

                             

 

Г

                                    

 Благодарности

Я обязан  многочисленным друзьям и коллегам, которые помогли мне выполнить мою задачу. Давид Вальц и Клаус Витц дали мне возможность получить диплом специалиста. Позже меня ободрили слова и дела Стэнли Криппнера, Чарльза Тарта, Уильяма Брауда. Хал Путхофф и Эдвин Мэй служили мне примером. Роберт Джан и Бренда Дунн помогали мне в Принстонском университете. Роберт Моррис и Дебора Деланой были моими хорошими друзьями и коллегами в университете Эдинбурга, Шотландия, а Алан Салисбури и Стюарт Бродски сильно помгли мне в технологическом центре Контел. Я искренне благодарен всем им.

Я также благодарю Джессику Утц, Роджера Нельсона, Джерри Солфвина, Мэрилин Шлиц, и Дика Биермана , которые помогли мне обсудить эту книгу, наметить ее содержание и характер; Дональд Баеплер сильно поддержал работу моей лаборатории в университете штата Невада, Лас-Вегас; Роберт Бигелоу помогал определить стратегические цели; Жанна Ребман и студенты университета  Лас-Вегаса участвовали в моих экспериментах. 

Я благодарен всем организациям и фондам, которые финансировали наши исследования. Мы получили гранты от фонда Бигелоу (Лас-Вегас, штат Невада), фонда Парапсихологии (Нью-Йорк), института Психологии (Фрайбург, Германия), общества исследования Психики (Лондон, Англия) и Фандакао Биал (Порто, Португалия). Я благодарю также моего редактора Эмона Долана и менеджера Сандру Марти, которые помогли мне не запутаться в лабиринтах издательского мира. Наконец, я благодарен моей подруге Сьюзи и моему маленькому пуделю Холли, которые иногда отвлекали меня от этой работы.

 

 

От переводчика

 

 

На основе строгих экспериментальных методов, принятых в традиционной науке, автор показывает реальность «психических феноменов» - телепатии, психокинеза, ясновидения и полевого сознания. Естественно, выявленные закономерности носят статистический характер, но если они на самом деле существуют в природе, то они должны в корне изменить наше существующее научное мировоззрение. Дину Радину удалось обобщить тысячи и тысячи опытов в области psi -феноменов, причем во многих экспериментах он был сам исследователем и участником. Полученные результаты чрезвычайно интересны и заставляют задуматься даже самых отъявленных скептиков. Книга написана простым, ясным и понятным языком, а многие разделы, в особенности «Метафизика» или «Справочник скептика» полезно почитать каждому человеку, чтобы лучше разобраться в проблемах идеологического фундамента, лежащего в основе любого научного направления. Оставлен без перевода очень обширный список цитируемой литературы. Это сделано для того, чтобы заинтересованный читатель мог обратиться к первоисточнику. 

 

 

                                                                                                         Авченко О.В.

 

Предисловие

 

«Чушь!», пролаял человек в костюме в тонкую полоску. «Нет никаких доказательств психических феноменов!» Ритмичный перестук рельсов поддакнул ему. Его подруга, молодая женщина с светящимися глазами и огромной копной густых волос, казалась обиженной. «Гарри», сказала она тихо, - «доказательство смотрит на тебя».

Когда пять минут назад я влез в пригородный поезд я надеялся на спокойную поездку. Но перед самым отходом электрички примчались эти двое и хлопнулись на сидение рядом со мной. Было ясно, что они спорят уже давно. Гарри бы одет с иголочки, с кейсом в одной руке и журналом – в другой. На ней был простенький сарафан и потрепанный рюкзачок за спиной.

 «Я вчера медитировала», она продолжала, с обидой в голосе, - «и получила сообщение от Зерона». Гарри выкатил глаза и с сарказмом сказал: «От какого Зерона? Того, который бездельничает на планете Плутон или другого, который пьет на затопленной Атлантиде?»

«О, да, конечно, от Зерона – атланта. Я тебе уже говорила, что плутонианцы ни в какую не хотят общаться со мной. А вот Зерон – атлант подключил своих друзей-дельфинов и они передают мне его мысли. Он мне сказал, чтобы я немного почистила себе чакру и улучшила ауру. Тогда мои телепатические способности значительно улучшатся»

 Ухмылка Гарри давно уже показывала его отношение к словам подруги, но от последнего сообщения на его лбу вздулась вена . Раздосадованный, он наклонился ко мне и прошипел: «Эх, послать бы эту Ширли к черту, а всю ее глупость еще дальше!» Я дипломатично промолчал, не желая ввязываться в слишком горячую дискуссию. Но Ширли услышала его пожелание и продолжала: «Если бы ты хоть раз послушал Зерона, ты бы поверил ему. Его слова – чистейшая правда!»  

«Я скорее поверю, что коровы умеют летать», - был ответ, - «нет никаких доказательств телепатии, ясновидения, телекинеза и всей остальной ерунды. Нет ни малейшего доказательства. Ни малейшего». Она кротко возразила: « Если ты чувствуешь что-то, это уже доказательство. У тебя просто нету никаких чувств, Гарри». Гарри уже не говорил, а кричал: «То, что ты веришь в эту чепуху, это ничего не доказывает! Наука не доказала телепатию! Не доказала и все! Поэтому всякая телепатия – суеверие, миф, мумбо-юмбо, фольклор, мистика и дерьмо!» Я уже не мог поддерживать нейтралитет и сказал: «Извините меня, но я слышал ваш разговор. Действительно, на самом деле есть научные свидетельства психических феноменов. Они существуют.» Ширли блаженно улыбнулась, сложила на индусский манер две ладони и сказала: « Благодарю вас!» В это время один глаз у Гарри задергался, а второй глаз стал вылезать из орбиты, как у рака, поэтому я быстро добавил: «Но наука показала, что личная ваша вера, даже если она бывает очень сильным убеждением, может быть полностью ошибочной». После моего небольшого вступления, оба моих новых приятеля нахмурились. Лицо Ширли выразило замешательство, а Гарри прищурил свой вылезающий глаз и сказал с подозрением: «А что ты знаешь об этом деле?»

Я вздохнул, зная, что сделал крупную ошибку. Ведь я совершенно точно знал, что мне нужно не менее шести часов непрерывной дискуссии с ними по проблемам науки, истории, психологии, физики, чтобы только подготовить их к дальнейшему разговору о психических феноменах. Я хотел объяснить Гарри и Ширли, что если много людей думают, что они знают что-то о психических явлениях, то на самом деле это еще далеко не знание. Я хотел рассказать им, как ученые доказали существование психических феноменов, применяя хорошо известные экспериментальные методы, разработанные в других науках. Я хотел объяснить им, почему все-таки никто не знает об этих работах. И я пожалел тогда, что не мог этой парочке вручить книгу, в которой было бы написано про все это.

И тогда я сел и написал эту книгу.

Введение

 

 

Ограничение психической деятельности пространственно - временными границами мозга уже не столь самоочевидно и неопровержимо, как мы до сих пор считали. … Не только возможно сомневаться относительно отмеченных границ восприятия; напротив, ввиду существующих фактов, необходимо допустить сомнение

 Карл Джунг, Психология и Оккультизм.

 

Принятие новых идей в науке происходит в предсказуемой последовательности четырех стадий. В 1 стадии, скептики уверенно объявляют, что идея невозможна, потому что она нарушает Законы Науки. Эта стадия может длиться от нескольких лет до столетий, в зависимости от силы вызова идеей существующей мудрости. Во 2 стадии, скептики неохотно признают, что идея возможна, но она не очень интересна, так как провозглашаемые идеей эффекты чрезвычайно слабы. Стадия 3 начинается, когда большинство ученых понимает, что идея не только важна, но ее эффекты намного сильнее и шире распространены, чем предварительно предполагалось. Стадия 4 достигнута, когда те же самые критики, кто вначале имел обыкновение отрицать любой, даже небольшой смысл в идее, начинают объявлять, что они принимали эту идею с самого начала. В конечном счете, никто не помнит, что идея однажды рассматривалась опасной ересью. Идея, обсуждаемая в этой книге, находится внутри наиболее важного и наиболее трудного перехода - от Стадии 1 к Стадии 2. В то время как сама идея древняя, потребовалось больше столетия, чтобы вывести ее на уровень строгих, научных стандартов. Этот уровень ускоряет наступление Стадии 2 , а Стадия 3 уже мелькает на горизонте.


                                                          Идея

Идея состоит в том, что захватывающие, удивительные и иногда трудные для понимания человеческие опыты известные как «психические феномены» существуют в реальности. Этот вывод не является неожиданным для большинства населения, потому что большинство уже верит в психические феномены. Но за прошлые несколько лет, целый ряд новых данных продвинул нас за пределы простой личной веры. Реальность психических феноменов теперь основана не только на вере, размышлениях, случаях или результатах нескольких научных экспериментов. Вместо этого, вследствие новых оценок большого количества данных, собранных множеством исследователей более, чем за столетие , мы знаем, что эти феномены существуют в природе. Психические, или «psi» феномены делятся на две большие категории. Первая категория - восприятие объектов или событий вне диапазона обычных чувств. Вторая - мысленное действие на расстоянии. В обеих категориях оказывается, что намерение, воля, может делать вещи, которые - согласно существующим научным теориям - невозможны или невероятны. Мы желаем, например, знать, что происходит с нашими дорогими людьми, и иногда необходимая информация доступна нам даже на больших расстояниях. Мы желаем ускорить выздоровление своих близких и иногда они выздоравливают быстрее. Оказывается, что воля может сделать возможными многие невероятные вещи.

Понимание таких опытов требует более широкого взгляда на человеческое сознание. Действительно ли мозг просто механическая связка нейронов для обработки информации? Действительно ли мозг - «компьютер, сделанный из мяса», как полагают некоторые ученые и специалисты? Или - это нечто большее? Имеются данные, которые свидетельствуют, что имеется еще что-то, что-то нечто загадочное, помимо многих других аспектов деятельности мозга, несомненно связанных только с его структурой и его электрохимической активностью .

Psi существует?

При обсуждении действительности psi - феноменов, особенно в научной среде, подразумевается всегда один вопрос: неужели Вы всерьез думаете, что psi существует? Неужто psi - реальность в этом нагромождении бессмыслицы и исключительной глупости, которые проповедуют толпы чародеев и колдунов от имени психических феноменов с применением термина парапсихология?

Короткий ответ, да.

Более определенный ответ - psi существует в тысячах экспериментов. Имеются разногласия по вопросу интерпретации доказательств, но фактически все ученые, кто знаком с доказательствами реальности psi, включая твердолобых скептиков, теперь понимают, что в этих экспериментах имеется что-то интересное, что заслуживает серьезного научного внимания. Позже мы обсудим причины, почему только немногие ученые и журналисты науки знакомы с этим удивительным изменением мнения в среде информированных людей.

Смещение оценок

Наиболее важный признак перехода от Стадии 1 к Стадии 2, это постепенно изменяющееся мнение известных скептиков. Покойный Карл Саган из Корнуэллского Университета, в книге от 1995 г., насыщенной пронизывающим скептицизмом в свете его пожизненной миссии воспитания публики в научном духе, разоблачал хилеров, «лицо» на Марсе, инопланетные похищения и фактически все остальные чудеса Нового века. Однако, в одном параграфе среди 450 страниц, мы находим важное признание:

       «Три направления в области ESP (экстрасенсорного восприятия), по моему мнению, заслуживают серьезного изучения: (1) - что мыслью некоторые люди могут влиять на генераторы случайных чисел в компьютерах; (2) - что люди с некоторыми искажениями могут получать мысли или изображения «посылаемые» для них; и (3) - что маленькие дети иногда сообщают о деталях предыдущей жизни, которые после проверки, оказываются точными и которые дети не могли знать иначе, чем посредством реинкарнации.» [1, 2] .

Другие признаки смещения оценок появляются с увеличивающейся частотой в научной литературе. Начиная с 1980-ых годов, хорошо известные научные журналы, подобно  Foundations of Physics, American Psychologist и Statistical Science публикуют статьи, положительно оценивающие научные доказательства реальности психических феноменов [3-6]. Флагманский журнал института инженеров - электриков и электроников (Proceedings of the IEEE), опубликовал главные работы по исследованию psi [7-8]. Заказные статьи появились в престижном журнале Мозга и Поведения ( Brain and Behavioral Sciences) [9]. Интересная статья по исследованию телепатии опубликована в 1994 в Психологическом Бюллетене (Psychological Bulletin) [10] - журнале, который имеет наиболее высокий рейтинг  в академической психологии. И, наконец, в 1994 в Physical Review,  видном физическом журнале, появилась статья, представляющая теоретическую модель предвидения [11]. Семинары по исследованию psi с 1990 г. стали частью регулярных программ ежегодных конференций Американской Ассоциации по развитию науки, Американской психологической Ассоциации, Американской статистической ассоциации. Заказные лекции по состоянию исследований psi были прочитаны в Организации Объединенных Наций, для академиков Гарвардского университета и для ученых Белловских лабораторий.

Замечание, отсутствующее в книге: первый американский патент для эффекта psi выполнен по гранту Принстонского университета 3 ноября, 1998. Патент 5830064 имеет титул: «Прибор и метод для установления события, превышающего уровень случайного ожидания». Этот патент имеет отношение к мысленному управлению генератором случайных чисел на расстоянии.

Смещение оценок было замечено Пентагоном. С 1981 по 1995 американское правительство давало задачу пересмотреть доказательства существования эффектов psi пяти различным научным комитетам. Задача была поставлена в связи с беспокойством того рода, что, если psi действительно имеет место, то это могло бы быть важным для вопросов национальной безопасности. Необходимо было предположить возможность использования psi иностранными правительствами. Сообщения были подготовлены Исследовательской Службой Конгресса, Военным Научно-Исследовательским Институтом, Национальным Исследовательским Советом, Службой Технологических Оценок и Американским Исследовательским Институтом (последний был уполномочен Центральной Спецслужбой). Итоги пяти обзоров показывают, что экспериментальные доказательства для некоторых форм психических феноменов заслуживают серьезного научного изучения, хотя в интерпретации некоторых фактов имеются мелкие расхождения. Так, в 1981 Исследовательская Служба Конгресса заключила, что «недавние эксперименты в дальновидении  и других разделах парапсихологии показывают, что существует «внутренняя связь» одного человеческого ума с другими умами и с материей. Эта «внутренняя связь», как кажется, действует в природе и усиливается намерениями и эмоциями.» Сообщение завершается предложениями возможных прикладных программ для здравоохранения, исследовательской работы и в области принятия решений исполнительной властью. В 1985 сообщение, подготовленное Военным Научно-Исследовательским институтом заключило, что « … данные, рассмотренные в этом рапорте, доказывают подлинность научных аномалий, которым никто не может дать адекватного объяснения… Однако, если они являются тем, чем они кажутся, то их теоретическое (и, в конечном счете, практическое) значение огромно» [12]. В 1987 Национальный Исследовательский Совет рассмотрел парапсихологию (научную дисциплину, изучающую psi - феномены) по просьбе Военных США. Комитет признал, что парапсихологические исследования проводились в военных целях в бывшем Советском Союзе и в США. Комитет рекомендовал, чтобы Армия обратила внимание на некоторые эксперименты, и наиболее знаменательно, комитет признал, что он не может предложить вероятные альтернативы , кроме как « psi гипотезы» в некоторых классах psi экспериментов. Доктор Рой Хьюман, профессор психологии университета в штате Орегон и добропорядочный скептик по psi-феноменам, был председателем комитета Национального Исследовательского Совета . Он заявил в своем интервью от 1988 г. Хронике Высшего Образования, - «Парапсихологи должны радоваться. Это первая правительственная комиссия, которая утверждает, что работу парапсихологов нужно принять всерьез » [13].

В начале 1989, Служба Технологических Оценок выпустила сообщение о состоянии парапсихологии. В конце сообщения заявляется: « Совершенно ясно, что парапсихология продолжает стоять перед сильным сопротивлением научного общества. Поэтому существует вопрос - каким образом эти наблюдения могут добиться более широкого внимания научного общества, чтобы получить объективную оценку экспериментальных результатов? Независимо от того, будет ли заключительный результат оценки положительным, отрицательным, или чем-то средним, эта область деятельности, как кажется, заслуживает внимания». В 1995 Американский Исследовательский Институт по просьбе Американского Конгресса рассмотрел исследования psi, которые проводились для ЦРУ. Статистик Джессика Утц из Университета Калифорнии, одна из двух основных рецензентов, заключила, что, - «Статистические результаты проведенных исследований превышают уровень вероятности случайных событий. Кроме того, эти результаты не могли возникнуть из-за методологических упущений в экспериментах. Подобные эффекты были воспроизведены в лабораториях других стран. Такое совпадение в результатах нельзя объяснять методологическими упущениями или мошенничеством…. Можно рекомендовать, чтобы будущие эксперименты были сфокусированы на понимании того, как эти феномены работают, и на том, как сделать их настолько полезными, насколько возможно. Продолжать эксперименты просто ради доказательства существования этих эффектов уже невыгодно …» [14]. Удивительно, что другой основной рецензент, скептик Рой Хьюман, согласен с Джессикой: «Статистические отклонения от случайного уровня кажутся слишком большими, чтобы приписать их статистическим флюктуациям какого-либо сорта…. Я согласен с профессором Утц, что в экспериментах наблюдались реальные эффекты. В этих экспериментах существует нечто  другое, а не просто случайные отклонения от нулевой гипотезы» [15]. Эти мнения даже отражаются в тихом царстве университетских учебников. Одна из наиболее популярных книг - Введение в Психологию, опубликована Ричардом Л. Аткинсоном и тремя соавторами. В предисловии к этому учебнику, изданном в 1990 читаем: « - Читатели должны принять во внимание новый раздел в Главе 6 «Феномен Psi.» Мы обсудили парапсихологию в предыдущих изданиях, но были очень критически настроены к этим исследованиям и занимали скептическую позицию относительно утверждений, сделанных при наблюдениях. И хотя мы все еще имеем сильное предубеждение относительно большинства парапсихологических исследований, мы находим, что недавняя работа по телепатии достойна некоторого внимания» [16].

Популярные «серьезные» средства информации не пропустили это изменение оценок . В мае 1993, New Scientist , популярный Британский научный журнал, опубликовал пятистраничную статью по исследованию телепатии. Статья открывается с признания: « С психическими феноменами долго не считались, как с материалом чудаков и мошенников. Но сейчас существует один эксперимент в области телепатии, который заставляет даже скептиков почесать голову» [17]

 А в последние годы журналы Newsweek,  New York Times Magazine, Psychology Toda y, а такжеТелевизионная корпорация Эй-Би-Си, национальные программы новостей, телевидение и средства печати всего мира начали уменьшать число передач, поддерживающих выводы Стадии 1. Все эти средства массовой информации теперь публикуют статьи Стадии 2, которые к исследованию psi-феноменов относятся достаточно серьезно [18-20].

Если все вышесказанное правда, то возникает немедленно масса других вопросов. Почему широко не обсуждается эта тема? Почему она так спорна? Кто имеет psi? Как это вообще работает? Каковы значения и прикладные возможности? Это хорошие вопросы, и наша книга будет отвечать на них, рассматривая четыре общих раздела: Мотивы, Свидетельство, Понимание и Значение.

Раздел 1: мотивы

Почему надо относиться серьезно к психическим феноменам? Ответ зависит от силы научного доказательства, которое обладает определенной достоверностью. Но чтобы полностью оценить, почему  научное доказательство убедительно, и почему ранее научный подход давал противоречивые выводы, мы должны вначале отступить немного в сторону.

Нам надо будет вначале показать, как много путаницы вносил язык,  на котором имели обыкновение обсуждать psi-феномены (Глава 2). Это будет сопровождаться примерами из обычных человеческих опытов, которые намекали на существование и характер psi (Глава 3). Затем мы рассмотрим проблему воспроизведения опытов, и покажем, что понимается под правильным научным доказательством (Глава 4). Тема будет завершаться мета-анализом, где будет показано, почему настолько важно воспроизведение опытов и как это оценить количественно. (Глава 5).

 Мотивы, лежащие в основе этого научного исследования, могут быть найдены в мифологии, сказках, религиозных доктринах, и неисчислимых личных случаях. Всех этих историй и личных опытов вполне достаточно, чтобы привлечь внимание многих, но они не могут обеспечить жестких, заслуживающих доверия доказательств, которые заставляет ученых признать, что провозглашаемые эффекты - то, чем они кажутся. Истории, в конце концов, отражают только субъективную веру, которая может или не может быть истинной.

С 1880-ых годов появилась и развивается новая форма научного доказательства - эмпирические данные, воспроизводимые в контролируемых, экспериментальных условиях. Эти данные не являются столь захватывающими, как фольклор и личные случаи, но в плане научной перспективы они более весомы, так как они были получены на основе принятых научных процедур. Множество ученых во всем мире содействовало этим исследованиям.

За более, чем сто лет исследований до настоящего дня накоплено огромное количество научных доказательств. Вопреки утверждениям некоторых скептиков, уже нет вопроса о самом существовании необходимых научных доказательств, а есть вопросы другого рода: « Что данное доказательство показывает?», или « Воспроизводилось ли данное доказательство psi? »

Как мы увидим, проблема воспроизводимости опытов, а именно, могут ли независимые, компетентные исследователи получить приблизительно те же самые результаты в повторных экспериментах - является фундаментальной для создания науки о psi -феноменах.

Раздел 2: доказательство

В разделе 2 обсуждаются главные категории экспериментов psi и доказательства воспроизводимости эффектов, отмеченных в этих экспериментах. Доказательства основаны на анализе свыше тысячи экспериментов, исследующих различные формы телепатии, ясновидения, предвидения, психолечения, и психокинеза (представленных в главах от 6 до 10). Доказательства этих основных феноменов настолько хорошо известны, что большинство исследователей psi сегодня больше не проводит «ориентируемые на доказательства» эксперименты. Вместо этого, они сосредотачиваются в значительной степени на решении вопросов, «ориентируемых на процесс», например,: «Что влияет на эффективность проявления psi - эффекта ? Как это работает?»Представляются также эксперименты о проявлении psi в необычных физических эффектах, связанным с  массовым мнением групп людей (Глава 11), описываются psi-эффекты при азартных играх в казино или в лотереях (Глава 12) и проводится анализ прикладных аспектов psi (Глава 13).

Раздел 3: понимание

Большой объем научных доказательств, обсужденный в разделе 2 покажет, что некоторые psi-феномены существуют, и что они, вероятно, проявляются более многообразно, чем считали ранее.. Можно будет ожидать, что появление научных доказательств для psi -эффектов привлечет внимание к этой теме. Увеличение финансирования приведет к расширению подобных исследований. В конце концов, значение подлинных psi - эффектов играет большую роль по причинам теоретического и практического плана. Но до полного понимания этого еще очень далеко. Немногие ученых понимают, что истинные с научной точки зрения доказательства существуют для любого psi - эффекта, и еще меньшее количество ученых понимают то, что вся масса доказательств очень убедительна.

В разделе 3 мы рассматриваем, почему это - так. Одна причина - та, что информация, обсуждаемая в этой книге, искажалась и высмеивалась относительно небольшой группой философов и ученых скептического направления (Глава 14). Действительно ли скептики правы, а все ученые, сообщающие об успешных экспериментах, находятся в плену иллюзий или просто некомпетентны? А может имеется другое объяснение скептицизма?

Мы увидим, что, процесс оценки научных выводов не так уж рационален и логичен, как представляет себе широкая публика, поскольку ученые тоже люди (Глава 15). Тенденция принимать установленный набор аксиом и защищать их до конца несовместим с наукой, которая является по существу свободной конфедерацией развивающихся теорий во многих областях знания. К сожалению, эта тенденция приводит некоторых ученых к защите устаревших, неточных взглядов. Эта тенденция замечается также в поведении яростных скептиков, которые громко объявляют, что широко распространенная вера в psi распространена из-за низкого критического уровня публики. Хорошо бы было, если бы такие скептики иногда применили бы свой скептический подход к собственной позиции, но история свидетельствует, что наука прогрессирует, главным образом, за счет забывания старых идей, а не только посредством логики.

Понимание обстоятельства, вследствие каких причин публика признает существование psi, а наука отклоняет его, требует обсуждения происхождения науки (Глава 16). В исследовании этого столкновения разных оценок, мы обнаружим, что в научных дискуссиях мало обращалось внимания на доказательство непосредственно, тогда как психология, социология и история науки обсуждались достаточно широко.

Обсуждения основных предположений, на которых базируется наука, почти не проводятся в скептических дебатах по psi, потому что эта тема включает в себя глубокие недоказуемые аксиомы относительно природы мира. Ведь намного проще вообразить потенциальную слабость одного эксперимента, и на основании этого подвергнуть сомнению весь класс подобных экспериментов, чем рассматривать полные результаты тысяч подобных опытов. Сопутствующая проблема - то, как наука обращается с аномалиями, с необычными « проклятыми фактами», бросающими вызов господствующим научным теориям. Наряду с пониманием природы и значения аномалий, и с оценкой того, как ученые реагируют на них, мы исследуем роль предубеждения, в буквальном смысле «предрешения», и как оно влияет на появление правильных с научной точки зрения фактов. Отутствие взаимодействия между научными дисциплинами и историческая пропасть между наукой и религией, делают совершенно понятным то обстоятельство, что если бы психические опыты были любой другой формой любопытных естественных явлений, они давно были бы приняты наукой на основе существующих свидетельств. Помимо обсуждаемых тем мотивации, доказательства, понимания, остается все-таки вопрос: «Ну и что? Почему для нас важен вопрос о реальности psi ?»

                                     Раздел 4: значение

Науnка неизбежно примет существование психических феноменов. Это постепенно происходит на основе убедительных лабораторных доказательств. Многие научные дисциплины уже предлагают отдельные моменты или представления того, как работает psi (Глава 17). Проводятся исследования эффектов psi большими индустриальными лабораториями, Офисом Нетрадиционной медицины Национальных Институтов Здоровья, а в «серьезных» СМИ публикуются статьи об исследованиях psi. Поскольку постепенно доверие к psi - эффектам повышается, их значение станет более очевидным. Но мы уже знаем, что эти феномены представляют решительный вызов многим аспектам науки, философии и религии (Глава 18). Этот вызов будет стимулировать ученых пересмотреть основные постулаты относительно пространства, времени, ума и материи. Философы поднимут дискуссии о роли сознания в физическом мире. Богословы пересмотрят концепцию божественного вмешательства, так что некоторые явления, сейчас рассматриваемые как чудеса, станут, вероятно, предметом научного анализа.

Эти переосмысление принятых постулатов давно запоздало. Исключительное сосредоточение усилий на том, что называется «внешним миром» привел к печальному разрыву между субъективным миром человеческого опыта и объективным миром, описываемым наукой. В частности, наука не обращала внимание на глубокие и важные   человеческие концепции, как на, например, надежду и смысл. Ранее принималось, что проблема разрыва между объектом и субъектом принадлежит религии, а не науке. Но этот разрыв уже привел к большим технологическим ошибкам и враждебному отношению общественности к науке. Об этом можно только сожалеть, потому что научные методы - исключительно мощные инструментальные средства для преодоления личных заблуждений и построения работающих правдоподобных моделей. Имеются веские причины думать, что те же самые методы, которые дали нам лучшее понимание галактик и генов, будут также проливать свет на мистические опыты, описанные в истории. Теперь давайте обратимся ближе к предмету исследования. Итак, что такое psi?

 

 

Т Е М А 1

 

МОТИВЫ

 

Итак, что такое psi ? Как получить научные свидетельства для psi ? Что

понимать под научным доказательством? Как мы оцениваем доказательство?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы вначале рассмотрим, что понимается под psi и как отличить этот феномен от запутанного мира паранормальных явлений. Мы покажем, как некоторое недоверие к psi-феномену возникало от применения слов, подобно “сверхъестественное”, и мы обратим внимание на то, что может сделать наука в изучении явлений psi .

Затем мы ознакомимся с некоторыми примерами psi, которые, как кажется действительно происходили, что обеспечит нам мотивы для изучения этих явлений. Можно ли в контролируемых условиях повторить те случаи psi, которые были в реальной жизни?

Затем мы охватим две очень важных темы — воспроизведение и мета-анализ. Они позволят уяснить смысл научного доказательства.

 

 

 


Ч а с т ь 1

 

Что такое Psi?

 

Много ошибок возникает из-за неправильного применения

                                 терминов.

 

 

Барух Спиноза.

 

                                                                      

 

Начиная с древних времен, люди знали о некоторых странных , иногда имеющих большое значение, личных опытах. Такие опыты были известны повсеместно во всех мировых культурах. В наше время, эти опыты известны среди большинства населения, включая профессоров колледжей. Эти опыты, называемые «паранормальными», или явлениями psi, предполагают существование глубоких, невидимых взаимосвязей между людьми, и между людьми и какими-нибудь объектами. Наиболее любопытный аспект опытов psi это то, что они, как кажется, протекают за пределами обычных границ времени и пространства.

Десятки лет реальность этих опытов систематически отвергалась или высмеивалась, как вымысел, небольшой группой влиятельных академиков и журналистов, которые полагали, что существующие научные теории обладают цельностью и законченностью. Это привело к парадоксу, существо которого состояло в том, что защитники статус-кво упорно утверждали, что вера в реальность psi не имеет обоснования, тогда как многие люди несомненно имели личный опыт этих явлений. Такие парадоксы чрезвычайно важны, потому что они указывают на логические противоречия в основных предположениях. Первые признаки парадоксов - это аномалии - те необъяснимые странности, которые неожиданно возникают время от времени в науке. Подобно парадоксам, аномалии полезны для заполнения существующих разрывов в принятых теориях. Иногда разрывы и противоречия разрешаются мирным путем и в старых теориях, в конце концов, находится место для отмеченных несоответствий. Но это происходит не всегда, и поэтому ученые, построившие свою научную карьеру на обычных теориях, с подозрением относятся к возникающим парадоксам. Однако, аномалии представляют вызов установленному мышлению, так как принятые теории имеют тенденцию жить как бы собственной жизнью, не уступая без напряженной борьбы место новому знанию. Хотя аномалии вначале выглядят бессмыслицей, история науки показывает, что каждая аномалия несет семя потенциальной революции. Если семя уцелеет в повторных исследованиях и выстоит против предвзятых убеждений и скепсиса, оно может прорасти. Это может затем привести к крупным достижениям, изменяющим научный ландшафт, что позволит расцвести новым технологическим и социологическим концепциям, и расширить, тем самым, горизонты «здравого смысла»

Давно существует положение здравого смысла о том, что субъективный и объективный миры не пересекаются. Субъективное - это «здесь, в моей голове», а объективное - «там, во внешнем мире». Феномены psi свидетельствуют о том, что строгое субъективно - объективное разделение ( дихотомия ) может на самом деле быть частью непрерывного, единого спектра, а обычные представления о пространстве и времени могут быть, вероятно, слишком упрощенными.

Psi - феномены делятся на три класса: ESP (extrasensory perception - экстрасенсорное восприятие), PK ( психокинез или взаимодействие мысли и материи), и, наконец, явления, возникающие после смерти тела (см. рис. 1.1). Сегодня большинство ученых, изучающих psi, ожидают, что для этих явлений, в конце концов, можно будет дать научную концепцию. Но не ясно, однако, возможно ли понять эти явления без революционного изменения существующего знания (парадигмы).

 

                                  

 

 

 

 

                                Рис 1.1. Поток информации в телепатии, ясновидении и

                                                                         психокинезе

 

                     

                 

Терминология

В популярном изложении психические феномены (или просто psi) определяются следующим образом:

Телепатия - обмен информацией между людьми без применения обычных чувств.

Ясновидение -  возможность получения информации на расстоянии вне досягаемости обычных чувств. Cюда же относится «видение на расстоянии, дальновидение или удаленное видение».


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!