Руна Фрейра (Инга, Ингви), плодородия, завершения и начала



 

   "Воздержание! В чем воздержание, дураки? Воздерживайтесь всю жизнь от того, что является злом. Разве бог сотворил благо, чтобы мы от него отказывались? Воздерживайтесь радоваться прекрасному и смотреть на цветущую сирень!... (Записная книжка Ж.С., 25 апреля 1864 г – А. Моруа "Жорж Санд")

 

Поляна

 

 В подземной пещере, освещенной неровным пламенем печного огня, старуха творила квашню. Опара дышала как живая, вздымаясь вверх и лопаясь пузырями, распространяя вкусный кисловатый запах. Опара ходила ходуном и старуха, обминая ее, бурчала себе под нос:

 – Пора... Пора там наверху проснуться, проклюнуться.

 И она кинула в опару пригоршню семян, которые тут же стали набухать и дружно прорастать вверх, чуя Солнце сквозь пласт земли.

 Наверху была поляна в горах Жигулевских, чудесных, старых, давно скругленных ледниками и ветрами горах, поросших лесом и кустарниками, травами и цветами. Поляна была словно в каменной чаше, образованной склонами окружающих гор и обрамлена ровными фестонами березняка и сосен. Душа радовалась на этой поляне красоте природы почти невозможной.

 И видно потому с утра прибежали сюда с утра пораньше три девицы-красавицы. Вбежали с лесной тропинки и замерли на краю поляны. Поляна за одну ночь словно проснулась, опушилась роскошными сочными травами, распустилась пышными кустарниками, ощетинилась кое-где прекрасным чертополохом, словно предупреждая: "будьте осторожны!".

 Девушки тихо вошли на поляну, и тут клубника дикая алыми свечками в глаза кинулась, в рот запросилась. Нигде больше нет ягоды крупнее и слаще, чем на этой поляне. Девушки обо всем на свете забыли, собирая ягоду и наполняя рот душистой вкуснятиной.

 Одна из девушек, Настя, зашла на поляну выше других и ахнула: земля под ногами вся пузырями, как хорошая опара, дышит и прут из нее травы целыми купами: и зверобой, и душица, и Иван-чай и клубника щедрыми россыпями. Показалось Насте в страхе от такого великолепия, что земля под ногами дышит, как живая и волнами ходит. Ей бы убежать, а она ничком упала, руки-ноги крестом раскинула и прильнула лицом к пузырю земли. Ей бы вскочить, убежать, когда земля мягко проседать, осыпаться под ней стала. А она все лежит и слушает дыхание земли.

 

 Старуха в подземной пещере прислушалась. Была она крива на один глаз, но оставшийся видел все и под землей и на земле. Она увидела лежащую сверху в земле девицу-красавицу. Прислушалась, принюхалась.

 – Придется вернуть людям, – пробурчала она, – понесла от моих ягод.

 Пузырь земли мягко вынес Настю на поверхность, к небу, солнцу, травам, деревьям, людям. Вставая, она уже знала, что даст жизнь Солнечному мальчику.

 

Настя попала в самое сердце плодородных сил, которые зарождаются всегда под землей, в тишине и влаге почвы, и практически невозможно избежать этого праздника природы, праздника зарождения нового растения, нового зверя и птицы, нового человека, новой идеи, картины, книги. Нужно быть воистину слепым, глухим и утратившим осязание и обоняние – быть мертвым, чтобы пройти мимо и не заметить, не впустить в себя прорастающую спору жизни.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПЛОДОРОДИЕ, ЗАВЕРШЕНИЕ.

 

 Это продолжение периода Яви, мира явленного. Все происходящее сейчас и далее, становится сугубо земным и реальным. Мифологические персонификации – это все боги плодородия: славянский Даждьбог, скандинавский Фрейр, аналогичный ему также германский бог Инг, супруг богини плодородия и взращивания Нертус, боги греческие Деметра, Персефона и Дионис. Интересна история богов плодородия в северной Традиции. Когда-то воевали асы с ванами (славянскими богами). Долго длилась эта война, и решили боги жить в мире. А залогом миру должен был стать обмен пленниками. Так асам достались ванские боги: Ньёрд, бог моря, и его дети – Фрейр и Фрейя. На холодном севере туговато с собственным плодородием, поэтому более южные и более земные, символизирующие производительную силу земли, боги, оказались нелишними. Дети Ньёрда ближе к земле, земному и человеческому, чем асы: Фрейр женился на красавице-великанше Герд (родина ее Утгард, внешний мир стихийных сил), которую с трудом укротил его слуга Скирнир. Получилось, что бог плодородия обуздал саму стихию. Фрейя замужем за человеком по имени Од, хотя ей без конца предлагают блестящие партии.

 Название руны связано с прозвищем Фрейра, Ингви. Строго говоря, Фрейр это не имя, оно значит господин, так же как Фрейя – госпожа. Существенно то, что мы узнаем из младшей Эдды о Фрейре. Чтобы просватать строптивую Герд, он послал с этой миссией Скирнира, но тот согласился сделать это, только получив меч-самосек Фрейра. Этим поступком Фрейр окончательно расстался с героическим своим путем, оставшись богом плодородия в чистом виде. В сумерки богов это и подведет его, он погибнет, не имея оружия. Впрочем, погибнут и другие, вполне вооруженные боги. Таков Вирд, судьба.

 Смысл руны в завершении предыдущего периода, духовного становления антропоморфного бога, и начале нового, животворного, земного и простого по своей сути периода. Его мощь сопоставима с подвигом травинок, пробивающихся через асфальт, с неприхотливым упорством мхов и сосенок, растущих на камнях. Это неукротимая гелиотропная, сугубо мужская сила, существующая, пока существует солнце. Возникает ее новый, мощный импульс. Пора сажать картошку и выводить "тараканов" из головы. Уметь радоваться просто свету и теплу, подобно свежей травинке, пробивающейся из земли, ящерице, замирающей на солнце. Содержание Ингуз мне очень напоминает первую гексаграмму И-Цзын "Творчество". Вот как о ней сказано в "Книге сказочных перемен" Д. Соколова. "Первая ситуация – "чистый ян" – трубит о начале мироздания и перемен. С энергетической точки зрения это мгновенный мужской порыв, лишенный как сомнений, так и мудрости, зато обладающий очень сильным (как кажется) потенциалом действия. Впрочем, в реальном действии этот потенциал почти мгновенно будет уничтожен, если не видоизменится. Из Дао Дэ Цзин мы помним, что мощный дуб ломается ветром, но травинка только гнется. Вся эта сплошная напряженная "палочная" (шесть палок на рисунке) система бывает очень ярка и привлекательна для простолюдина, но не слишком жизнеспособна. ... В И Цзин этой позиции соответствует гексаграмма "Творчество", а образы комментариев наполнены драконами: вначале нырнувшим, потом вышедшем на поле, затем летящим. Ах, прекрасные китайские драконы! Изящество и величие! В наших краях им чаще рубили головы. Но, серьезно, дракон – очень сильное существо, требующее подчинения, подобный творческому импульсу, требующему реализации. Как часто бывает, что первый блин нового дела и оказывается самым лучшим! Первая любовь, первая вырезанная дудочка, первая медитация, первое духовное прозрение – для многих людей надолго и даже на всю жизнь они остаются лучшими, несравнимыми по своей мощи и красоте ни с чем из того, что последовало. Последовало, конечно, очень много интересного, и такого, и эдакого, и опыт накопился, но то, первое, бывает отмечено печатью несравненной удачи, которую дарит только небо. Шесть янских черт – это и есть небо, сплошное небо, сплошная нечеловеческая логика и мощь свыше, являющаяся в виде дождя, драконов, ярких вспышек удачи. Такие ситуации не управляются людьми".

 Это одна из самых мощных рун в Футарке. Ее приход однозначно благодатен и плодотворен. Графический символ руны – ромб с крючьями – образ, который присутствует практически во всех культурах как знак плодородия. А. Платов приводит в своей книге "Магические искусства древней Европы" изображение женщины из африканского племени с татуировкой на животе в виде большого ромба. Древние были наблюдательны, а природа украсила человеческое тело прекрасными знаками плодородия. Врачи и анатомы хорошо знают ромб Михаэлиса, который можно увидеть на спине над крестцом. По его форме легко судить о емкости женского лона. Однажды в период написания этой книге мне приснился ромб Михаэлиса – ромб Фрейра. Так услышала это во сне. Хотя о ромбе не вспоминала много лет после окончания мединститута. Ромб Ингуз открыт и вверх и вниз, плодородие зависит в равной степени от Урана, его влаги и Геи, ее почвы.

 С психологической точки зрения руна символизирует творчество, но не итоговое (как у Кано), а стартовое. Это генофонд, полученный от родителей. Это щедрое рассевание семян по влажной пашне. Неизвестно, что взойдет, но есть радость от самого процесса. Много в этом состоянии от попрыгуньи-стрекозы в ее лучшие времена до встречи с мудрым муравьем, который прекрасно знает, что не все коту масленица. И все же нам веснами доставляют детскую радость и бабочки-однодневки, и прозрачно-сверкающие стрекозы, вселяя уверенность, что жизнь продолжается и можно открывать ее новый чистый лист. Это действительно может быть эйфория, которая осложняет жизнь, если надолго задерживается, но без нее жизнь не в радость.

 С точки зрения возрастной периодизации это юность, которая от возвышенных и бесплодных мечтаний перешла к вполне земным радостям любви и созидания. Первый поцелуй, первый рабочий день, первая зарплата. В календаре года это период примерно с 7 по 22 мая, посадка огородов, цветение садов, той самой сирени, о которой писала Жорж Санд. В зодиаке – по-прежнему Телец. Кстати, одним из эпитетов Диониса как бога плодородия был "благодетельный телец".

 

Мантика и магия

Получая руну, мы можем быть уверены, что завершается некий важный период, нечто уходит в прошлое, как прошлогодний лист в землю при весенней пахоте. Важно без сожаления и с благодарностью отпустить это нечто. И у вас есть карт-бланш для начала нового периода. Вы можете начать жизнь с чистого листа, расчистив место от всего старого. Так весной хозяйка, приезжая на свою дачу, распахивает окна, моет стекла и полы, смахивает пыль, стирает занавески, и дом начинает сиять как новенький. Ингуз в магии хорошо применять для пробуждения дремлющих способностей, энергии человека, направляя ее вовне. С этой точки зрения она является целящей руной, ведь энергия, таящаяся внутри и не имеющая допуска вырваться на улицу, часто направляется нами на саморазрушение (а куда ей еще деться?).  


23. Одаль (Отила).

Руна наследства и разделения

 

   "Людям нужна сила трения, которая их останавливает, чтобы они хотели двигаться вперед, и сила тяжести, которая придавливает их к земле, чтобы они мечтали взлететь" (Н. Дарьялова "Великая и загадочная")

 

Бегущая

 

 Было это давным-давно, когда на нашей Жигулевской земле деревья разговаривали и даже камни шептали. Когда Волга веснами широко и привольно разливалась, подмывая корни деревьев и размывая берега.

 Жили в одном селе приволжском парень и девушка. Друг друга любили, только родители по-другому решили. Прочили девушку за другого, богатого и немолодого годами. И вот решили влюбленные уйти из этих мест куда глаза глядят. Пошли они на берег Волги попрощаться с рекой и родными местами. А пока стояли, взявшись за руки, налетел вдруг откуда ни возьмись вихрь, взметнул темный смерч воды из Волги и швырнул его на берег. Видит девушка: смерть близка, и взмолилась своим древним богам о спасении, чтобы не унесла их вода в тридевятое царство. А вихрь уже успел отбросить их друг от друга, уронить парня на землю. Вцепился он пальцами в сырую землю, песок речной. И в тот же миг обратился в дерево, лежащее на берегу и вывернутыми корнями цепляющееся за берег.

 Девушка, как стояла, взмолившись и вытянув реки к небесам, так и застыла стройным деревом. Руки-ветви в небо воздеты, ноги-корни змеями сплетенными в землю впились, вцепились, вгрызлись.

 – Ах, земля родная, матушка суровая, не дай погибнуть! – взмолилась девушка.

 И земля удержала их, не дала вихрю унести деревья. Парень-дерево мощно выпустил ветви-стволы прямо вверх, в небо. У девушки-дерева корни умножились, как паучьи лапы, крепко вцепились в землю. Только верхушка высохла, и три ворона на нее сели.

 Увидела девушка лежащего на земле парня своего и рванулась к нему на помощь. Но корни, только что спасшие ее, не пускали. Поднялась она только над землей на корнях своих сплетенных, вознесясь над их шатром. Заплакала она, закапала росой с листочков.

 Шел по берегу Один с братьями, увидел на берегу два дерева с крепкими корнями, вдохнул в них жизнь, снова превратил в людей – мужчину по имени Аск, что значит "ясень" и женщину по имени Эмбла, что значит "ива".

 Кинулась Эмбла к Аску, растормошила его, пробудила ото сна. Поднялись они оба рука об руку и стали жить тут же, на этом берегу. Домик построили, детей нарожали. Дети их выросли, да в новые места ушли, там корни пустили.

 Может, и вам пришлось видеть на берегу Волги Эмблу, бегущую к Аску на своих корнях?

***

 Корни спасают от гибели высыхания, отчуждения, от них зависит, будут ли поступать в организм питательные соки и происходить развитие, но наступает момент, когда они же мешают движению, освоению новых пространств. Возможность дальнейшего существования зависит от того, как верно человек понимает отношения со своими корнями, которые только недавно вынесли его на поверхность и показали благодатному солнцу. Это произошло в период Ингуз, а теперь задача Отилы помочь растению и человеку оценить свои возможности и дальнейшие задачи.

 

 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: НАСЛЕДСТВО, РАЗДЕЛЕНИЕ, ЗЕМЛЯ ПРЕДКОВ, ВЛАДЕНИЕ.

 

 Должно быть, воплощениями Одаль-Отилы являются юные боги, только что оперившиеся, только постигающие свои связи с предками и их наследием, еще только строящие свое гнездо во многом по образу и подобию, но уже с неясной сначала потребностью сделать по-своему, так, как никто еще не делал. Это юный Магни, сын Тора, в возрасте трех дней от роду явившийся выручать своего отца, которого асы не могли вытащить из-под ноги им же поверженного великана. Магни смог это сделать, потому что унаследовал от своих родителей – бога Тора и великанши Ярнсаксы, исполинскую силу. Руну напоминают также Аполлон и Афродита, юные и прекрасные, за спинами которых угадывается их мать Латона (Лето) и уж непременно, отец-громовержец и тучегонитель.

 В фазе этой руны еще очень существенно, что ты сын Зевса или любимый племянник и ученик господина имярек, в твоих достижениях немалый вес занимает доставшаяся тебе по наследству хорошая генетика. "Спасибо Вашей маме", – так сказал мудрый мужчина молодой привлекательной женщине, целуя ее руку.

 Т.о. психологический смысл знака – в осознании характера своей связи с предками, выделения своего и унаследованного, умении быть благодарным и вместе с тем независимым, имеющим корни и вместе с тем умеющим летать. Задача исключительно сложная и связана с принятием личной ответственности за происходящее, ведь так и тянет свалить свои неприятности на проблемных предков и плохую генетику. "В обычных условиях он бы свалил на что-нибудь вину за эту пустую, нечистую жизнь и успокоился. Но сейчас ему не припомнилась ни система, ни комплекс неполноценности, в котором виноваты родители, ни нынешнее время. Он никогда не жил своими взглядами, они были связаны лишь с тем внешним обличьем, которое сейчас с него сползало. Теперь он знал, о том не думая, что он и только он выбрал мусор и битые бутылки, пустые жестянки, мерзкий пустырь" (К.С. Льюис "Мерзейшая мощь")..

 Это период, когда орлята учатся летать, им еще нужно родительское гнездо, откуда они совершают вылеты, но недалеко то время, когда гнездо будет собственное, а родители станут товарищами по осеннему перелету в теплые страны.

 В плане возрастной периодизации это юность, период постижения тайн и сокровищ своего рода, связи с предками. Собственные достижения еще пока не совсем твоя заслуга, а результат получения наследства. Если сопоставить этот рунический этап со средневековой рыцарской периодикой, то сейчас оруженосец (вчерашний паж прекрасной дамы) изучает геральдику, чтобы пройти рыцарское посвящение в следующей руне. Хорошо в такой период построить семейную генограмму – графическое изображение связей с родственниками по вертикальной и горизонтальной линии, подумать, что с ними есть общего, а в чем ты совсем не такой. Что хочешь принять из наследия в неизменном виде, что приумножить, а что использовать как сырье. Обособление, выделения своей территории – вот важная задача этого периода. Одаль принадлежит к области мира явленного, но в ее период совершается путешествие к корням и обратно. Она все-таки мостик с Навью, напоминание подземного мира мертвых о себе. К этому периоду относится английская пословица о том, что в каждом шкафу есть свой скелет, т.е. своя семейная тайна. Разгадка ее – задача Отилы.

 В годичном календаре это период примерно с 23 мая по 6 июня, в гороскопе Близнецы, первая фаза.

Мантика и магия

В прямом положении Одаль говорит о балансе между зависимостью и свободой, необходимостью постижения этой мистической связи, обращения взгляда к своим корням, своему происхождению, памяти рода. Она сообщает нам о возможности свободы в пределах известных границ. В обратном положении Одаль предупреждает о возможности разрыва связей со своими корнями, связанной с выходом за пределы личной Ойкумены, известного, изученного мира. Пересадка юного существа на другую почву, прививание ветки на другое дерево имеет некоторый риск, но, в сущности, не опасна при бережном исполнении, а иногда это единственная возможность спасти растение или человека. Садоводы хорошо знакомы с такими процессами. Воспитатели детских домов и приемные родители – тоже. В магии Одаль традиционно используют при проблемах здоровья старших в семье, для сохранения имущества. В духовном плане медитация над руной может способствовать решению проблемы взаимоотношений со своими корнями, предками, границами, определении своего личного пространства. Графическое изображение руны очень напоминает предыдущую, Ингуз, намекая на близость с ней и определенное сходство. Только открыта руна своим перекрестом вниз, туда, где корни. Небо сделало свое дело, теперь важна способность существа питаться соками земли, пользоваться корневой системой.

 

 


24. Дагаз.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!