Руна защиты и воинского посвящения



 

   "Будь такие все, как вы, ротозеи,  Что б осталось от Москвы, от Расеи? (рус. нар. песня "Как родная меня мать провожала")

 

Поле, Сторож и Тучка

 

 В одной не очень далекой от нас стране раскинулось поле. На нем росло... Я не знаю, как это называли жители той страны, но что-то очень полезное и охотно покупаемое всякими важными иностранцами. Кажется, оно походило на наш подсолнух и предпочитало хорошую солнечную погоду. Вы же знаете, как великолепно выглядит подсолнух в лучах солнца.

 А еще в этой стране, прямо над полем, жила-была Тучка. Она и родилась-то из влажных испарений этого поля. Сначала она была совсем маленькая, и почти не мешала полю наслаждаться отличной погодой. Но мало-помалу Тучка собирала в себя все больше влаги с окрестных мест. И уж такой у нее был переменчивый характер, что никак она не могла угодить полю. В самую жару, когда надо было бы пролиться дождем, она вдруг испарялась, и полю не доставалось ну ни капли. То ей вздумалось просыпаться крупным градом над созревшими корзинками плодов, и отличный урожай оказывался на земле. То она решала дождить каждый божий день – и поле начинало гнить на корню. Короче, Сторож, которому была вверена забота о поле, страшно злился, и, в конце концов, приобрел где-то у заморских купцов специальную пушку, из которой можно было расстреливать Тучку специальными противотучкиными снарядами. Иной раз Тучка даже не успевала приблизиться к своему полю, как ее встречал земной град Сторожа. Но Тучка не зря жила в этой стране, где все обитатели, в том числе и тучки, умели не только разговаривать, но даже думать. И Тучка придумала. Она стала подстерегать, когда Сторож засыпал, и тогда с удовольствием портила его посевы. Сторож просыпался, а уж Тучки и след простыл. Правда, иногда она не успевала убраться подальше, а, может, ей просто хотелось увидеть разъяренное лицо Сторожа. Даже ценой того, что он разряжал ей вдогонку свою пушку. Один раз она дождалась его пробуждения совсем близко, и он всадил в нее весь заряд! Ой-ой-ой, как больно было нашей Тучке! И она помчалась с плачем в небесную канцелярию. Заведующая небесной канцелярией госпожа Погода давно была недовольна Сторожем поля, который то и дело портил ее планы. И она сказала Тучке, что та может оставаться над своим полем, и жить так, как считает нужным. А Сторож... Он не имеет права так направо-налево пользоваться своей пушкой. И Тучка была сначала очень довольна.

 Однако через некоторое время они снова столкнулись со Сторожем. И Тучка опять вспомнила, почем фунт лиха. И снова помчалась в небесную канцелярию. Там ее и оставили на поправку. А в канцелярии у госпожи Погоды кого только не было. Были и четыре ветра – Северный, Южный, Западный и Восточный, и Гром и Молния, и Ураган, и Смерч, и Тайфун, и страшная Цунами. И Тучка смотрела на них во все глаза. Вот это да! Вот это силища! И не сразу заметила среди них Сквознячок. Да и появлялся он, собственно говоря, только когда в небесной канцелярии кто-нибудь открывал форточку. И когда он появлялся, Тучка и оглянуться не успевала, как оказывалась уже на улице. Сквознячок ее так незаметно вытягивал, что она только диву давалась. И это было совсем не больно, и как-то очень интересно, потому что Сквознячок так быстро и легко носился по воздуху, что одно удовольствие было играть с ним в догонялки.

 А Сторож вышел рано утром на край поле. Пушка была уже наготове. Тучки нигде не было. Он огляделся вокруг – но Тучки как ни бывало. "Куда бы выстрелить" – подумал Сторож. И с досады сшиб пару подвернувшихся спелых корзинок. "Но где же все-таки Тучка?" – спросил он себя. Тут откуда-то сверху прогремел гром и сверкнула молния. Сторож посмотрел наверх и увидел высоко-высоко в небе свою Тучку. Но она была не одна, а вокруг было полно серых и черных тучищ, готовых вот-вот пролиться дождем, а то и прорваться градом. Они будто предупреждали его: "Спрячь пушку, а не то хуже будет!". Сторож подчинился и спрятал пушку. Тогда ворота небесной канцелярии закрылись, страшные тучи исчезли внутри, а Тучка спустилась немного ниже. И она как-то необычно двигалась, будто танцевала на какой-то воздушной подушке. Это ее носил почти незаметный со стороны Сквознячок. Ведь в небесной канцелярии осталась открытой форточка. Целый день Тучка носилась вокруг поля вместе со Сквознячком, а вечером усталая улеглась спать. И усталый Сторож тоже улегся спать. Утром он проснулся, вскочил и побежал смотреть свое поле. С ним было все в порядке. А Тучка мирно спала на краю поля, уставшая после вчерашней беготни. На третий день поле стало высыхать без воды. И Сторож позвал Сквознячок.

 – Будь любезен, попроси Тучку пролиться над полем сегодня, – застенчиво попросил Сторож.

 – Хорошо, – ответил Сквознячок и помчался к Тучке. Он вообще любил двигаться, особенно, когда его просили так вежливо и уважительно.

 И вскоре над полем пролился отличный мелкий дождик, после которого поле стало просто замечательно себя чувствовать. Тогда Сторож сказал "большое спасибо" Сквознячку и Тучке. И они ответили ему "большое пожалуйста". И улетели по своим делам.

***

 Мы видим, таким образом, что обладатель грубой силы какое-то время может быть эффективным, и он во многом прав, применяя силу, чтобы защитить свои владения, однако на каждого доку найдется Локи. Т.е. предполагалось написать "дока", но сама собой получилась опечатка: вместо "д" напечатала "л", и решила, что опечатка не зря, раз получился вездесущий Локи. В общем, на каждую силу находится сила еще большая.

 

 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА – "ТУРС" (ВЕЛИКАН), "ВОРОТА", "ШИП" ИЛИ "КОЛЮЧКА".

 

 Это тоже Мощь, но уже более антропоморфная, очеловеченная, вооруженная. Ее символом является молот бога Тора (Перуна) – Мьёлльнир, руна даже по форме напоминает стилизованное изображение молота. Наиболее реальное мифологическое соответствие – сам Тор или Перун, а также – ётуны – древние великаны, воплощающие стихийные силы природы. Тор – предшественник Одина как главы всех асов (хотя чаще рассматривается как сын Одина, впрочем, "сын", так же, как и "дочь" может отражать социальный статус по отношению к Всеотцу). Это хозяин своих владений, стоящий на страже своего имущества. Охрана имущества подразумевает как использование оружия, так и ограды и некоторых других, более хитрых средств (например, отравленный шип). Тор считался весьма недалеким богом по сравнению с Одином и Локи, наиболее близким к природным, стихийным силам (недаром именно он отправился в путешествие к Утгарду-Локи, чтобы помериться силами с самой Старостью и попытаться выпить океан), но у него хватило смекалки избавиться от нежеланного жениха его дочери – карлика Альвиса. Альвис посватался к Труд в отсутствие Тора, и ему удалось уговорить Сив, его жену и мать девушки, отдать ее замуж за него. Вернувшийся Тор решил не применять грубую силу, а стал беседовать с ним, задавая различные вопросы до самой зари, т.к. знал, что лучи солнца превратят в камень этого жителя тьмы. Так и произошло, и Тор избавился от нежелательного жениха. А с самим Всеотцом Одином однажды случилось следующее: валькирия Сигрдрива (в саге о Вольсунгах – Брюнхильд) забрала в Вальгаллу душу не того парня, ослушавшись Одина, и тот наказал непокорную деву уколом отравленного шипа, от которого она уснула, и должна была спать до тех пор, пока смельчак не разрубит на ней доспехи. Т.е. Сигрдрива и Брюнхильд оказались прототипами Спящей Красавицы. Разбуженная потом Сигрдрива перестанет быть валькирией, девой битвы, и выйдет замуж. Проснувшись, она дает разбудившему ее Сигурду советы по использованию рун. Видно, охранять свои владения можно и таким образом, заставив пребывать в символическом сне принадлежащую тебе женщину. Правда, это характеризует властелина как некрофила. Еще один из символов этой руны – фаллос как оплодотворяющий шип. И оплодотворение здесь связано со стагнацией всех остальных функций женщины, кроме фертильной и оберегающей домашний очаг и верность семье. В саге о Вольсунгах дочь первого из рода, Сигни, была отдана замуж за нелюбимого, мало того, оказавшегося врагом ее отцу, властелина. Дочь умоляет отца забрать ее, когда она сообщает ему о враждебных намерениях своего супруга. Отец ей отвечает отказом, т.к. выйдя замуж, она обязана разделить судьбу своего супруга. В конце концов, Сигни, имея возможность спастись, остается в горящей крепости со своим мужем и двумя старшими сыновьями. Однако заклятие имеет срок действия, и следующие руны, возможно, помогут снять его. Ведь и наш герой растет и проявляется своими до сих пор неизведанными сторонами.

 Есть, возможно, еще один аспект "шипа". Синдром "Спящей Красавицы" наиболее вероятно связан с уколом ее отца, проявлением психологического инцеста. Да еще с попустительства матери. Ведь мы помним, что родители принцессы забыли пригласить на крестины не какую-нибудь, а злую ведьму. Ни один из них не вспомнил о такой "мелочи". В чем может быть смысл такого отцовского (родительского) заклятия? По сюжету сказки принцесса должна дождаться достойнейшего претендента, не менее могущественного, чем отец, которому подчинятся неблагоприятные обстоятельства, который возьмет их под свой контроль. Если обратиться к славянскому фольклору, то его метафоры еще более прямолинейны: Кощей Бессмертный контролирует свою дочь или невесту, и Ивану-царевичу нужно сломать иглу, в которой сокрыта жизнь и сила темного властелина. Игла – то же самое отравленное веретено, тот же фаллический символ власти и контроля. Побеждает Кощея (целует принцессу) тот, кто оказался могущественнее, возможно, он той же породы, и даже представляет собой молодую и более сильную ипостась той же сущности. Сторож из сказки функционально является громовержцем, но его сильнее оказалась госпожа Погода со своим посланцем Сквознячком.

 Пользуясь терминологией Юнга, мы видим перед собой анимус женщины. Отец, осуществляя психологический инцест и становясь интроектом дочери, как бы заклинает ее "не продешевить", избрать более достойного, более сильного, чем он сам. В сказках царь обещает свою дочь в жены тому, кто сможет совершить подвиг, который уже не под силу самому царю. Природа человека проводит свои эксперименты по евгенике, зачем-то стремясь ко все большему совершенству... А иначе "вино переходит в уксус, а Мюнхаузен – в Феофила". С тем же упорством дочки алкоголиков выходят замуж за еще более горьких пьяниц, словно выполняя программу природы по обрезанию сухих ветвей с древа жизни. Горько это звучит и жестко, но если ты знаешь о такой возможности, то, глядишь, развернешь свои взоры и стопы в другие регионы и реализуешь другие аспекты наследственности.

 Психологический аспект руны – принятие ответственности связано с процессом интериоризации, принятием происходящего как результата собственной активности и свободной воли. Принятие внутрь, отождествление себя и того, что я делаю. Не только бытие определяет сознание, но и сознание имеет необходимость и возможность влиять на бытие. Это вопрос собственного выбора из спектра представленных возможностей, так Сигни выбрала умереть, чтобы исполнить свой долг. Это вопрос не какой-то конечной правильности и целесообразности, а представления о явленном мире, за которое человек отвечает как за свое.

 В Турисаз отражена пятая ступень героического посвящения (с первыми четырьмя мы еще столкнемся – Соулу, Тейваз, Эваз, Дагаз). Сейчас герой реализует свои возможности для защиты своего дома, своей семьи, своей родины. Ему сейчас от 20 до 30 лет.

***

 "Никто не знает, что произойдет, если что-то совершишь, ясно?

 ... Иногда люди погибают, потому что кто-то совершает что-то... но если кто-то не делает это что-то, может погибнуть гораздо большее количество людей. Ты меня понимаешь, сынок?" (С. Кинг).

***

 В годичном календаре это период примерно с 23 июля по 6 августа. С точки зрения возрастной периодизации это зрелость, воплощающая реализованную и ответственную власть мужа и отца, хозяина своих владений. 20 июля у наших предков – Перунов (или Торов) день. В этот период мне как-то во сне явилась руна Перуна – так это звучало во сне. Соответствует первой половине периода знака Льва – воплощению мощи властелина. Не хватает еще одного аспекта власти – мудрости правления, но это задача следующей руны – Ансуз.

Мантика и магия

Это руна воинского посвящения, и я бы ее назвала руной сильного Властелина. Правда – властелина – предшественника Одина, так же как Турс, руна Тора, предшествует Ансуз, руне Одина. Действие руны способствует организации Хаоса, стихийных сил, в том числе женской природы, социализируя ее направленность. Турисаз символизирует созидательную функцию мужского начала, мощный производительный принцип. Ключевое слово "врата" отражает ответственность за принятие власти, что является жертвой при получении ее плодов. Поэтому прямое положение Турс нередко трактуется как размышления при открытых вратах ситуации. Это похоже на обычай сидеть на чемоданах перед дальней дорогой – вспомнить, все ли взято, не забыто ли что-то важное. Т.е. решение уже по сути дела принято, важно его осуществить качественно и ответственно, потому что ты выходишь из-под прикрытия привычных защит и гарантий, ты теперь тот, кто впереди, тот, кто решает и отвечает. Тяжела шапка Мономаха. В каком-то смысле это значит стать самым старшим, потерять родителей и остаться без тыла, который хранил тебя всю жизнь. Право избирать и быть избранным. Перевернутая позиция руны отражает неготовность к принятию ответственности, вред поспешности в принятии решения, необходимость дальнейших раздумий над грядущим поступком. Медитация над руной способствует принятию ответственной позиции, защите своих ценностей, психологическому взрослению, готовности, как к лаврам, так и терниям.

 


 4. Ансуз.

Руна богов. Руна Посланника.

 

 Человек шептал:

 – Господь – поговори со мной !

 И луговые травы пели...

 Но человек не слышал!

(автор неизвестен, перевод с англ. В. Севостьянова)

 

Сказка о старом капитане

 

 "Жил на свете капитан,

 Он объехал много стран..."

 Так пела капитану бусинка из маминого ожерелья. Еще бусинка пела ему:

 "Капитан, капитан, улыбнитесь,

 Ведь улыбка это флаг корабля,

 Капитан, капитан, подтянитесь –

 Только смелым покоряются моря!".

 И у капитана каждый раз становилось легче на сердце от этой песенки, которую пела бусинка маминым голосом. Еще мама в детстве подарила своему сыну капитанский китель, в кармане которого он и хранил бусинку.

 Капитан плавал по морям, путешествовал по разным странам, и всегда в самые тяжелые времена ему помогала мамина бусинка, которая пела ему песенку. Поэтому все путешествия капитана имели успех, и его белый китель гордо сиял на капитанском мостике.

 Но однажды капитан обнаружил, что он уже стар и не стоит больше на капитанском мостике, а погружен в недра темной комнаты, и вместо бравой команды с ним соседствуют кот с двумя котятами и курица, изредка несущая светящиеся яйца.

 Капитан не заметил, что его белый китель истрепался, изветшал и куда-то делся. Мамина бусинка стала часто теряться, т.к. капитану по-прежнему казалось, что она в кармане кителя, которого уже не стало. Капитан тогда думал, что бусинку забрали котята или даже кот. Он набрасывался на них с кулаками и топал ногами. Поэтому через некоторое время в доме остались только капитан и курица. Иногда ее светящиеся яйца помогали капитану отыскать свою бусинку, и капитан успокаивался. Но пришло время, когда и курица ушла из дома, оставив последнее светящееся яйцо.

 И при свете этого яйца капитан увидел, что он совершенно одинок и никому не нужен, и гол. Тогда он нашел свою бусинку, продел сквозь нее веревочку и повесил себе на шею.

 И бусина тихо спела ему маминым голосом:

 "Капитан, капитан, улыбнитесь..."

 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: "АС" (БОГ), "ПОСЛАНИЕ" (ОТСЮДА РУНА ПОСЛАННИКА, КАК ЭТО СФОРМУЛИРОВАЛ РАЛЬФ БЛЮМ), "ЗНАК".

 

 Молодой домохозяин постепенно взрослеет, созревает, матереет. Воинское посвящение он уже прошел. Впереди – посвящение шаманское, духовное, отправляющее в Путь. Но сначала надо очень внимательно прислушаться к знакам, посланиям богов. Если Лагуз призывала прислушаться к себе, к своему нутру, то теперь наш герой имеет большой жизненный опыт, который обеспечил его знанием об огромности и закономерности мира. Теперь важно постичь не только внутренний закон, которым он был обеспечен богами с пеленок, как инстинктом жизни. Настало время постичь причины и взаимосвязи происходящего, закон всеобщей взаимосвязи, законной обусловленности всего происходящего, даже если оно нам совсем не нравится. И мы увидим, что этот путь будет весьма долог. Считается, что этой руне соответствует Один, известный своими шаманскими (духовными) путешествиями, и Локи, который сам вечный путник, и олицетворяет собой множество знаков и посланий богам и людям. Они не всегда приятны и желательны на первый взгляд, но всегда бывают проявлением действия закона всеобщей детерминации. Локи дает нам труд понять сообщение и принять его наиболее полезным и правильным образом (вот в этом и вся штука, а что есть правильно и хорошо?). Проснувшаяся Сигрдрива сообщает Сигурду о рунах и полезных правилах поведения. Оставшийся в одиночестве старый капитан увидел, наконец, истинное положение дел, прозрел. Это не хэппи-энд, впереди Путь (который символизирует следующая руна – Райдо), даже у такого старого капитана. Но Ансуз дарует озарением – инсайтом, в свете которого яснее обозначается почва под ногами и направление движения.

 Еще один аспект руны. Один желает испить из источника мудрости Мимира, и ему приходится ради этой возможности оставить в залог свой глаз, который отныне лежит на дне под водой источника и видит то, что не дано видеть остальным. Мы опять наблюдаем здесь момент принесения жертвы. Для того, чтобы обрести новое, еще невиданное, приходится пожертвовать чем-то старым. А Одина этого периода традиционно изображают одноглазым стариком в широкополой шляпе и синем плаще.

 Эта руна снова дает импульс развития, открывая потоки внешней и внутренней информации. Герою становится мало просто удержать приятный "status quo", он слышит голос мира и жаждет его понять. В этот период возможно проявление психологической защиты, называемой вытеснение. Сообщение есть, но оно не доходит до сознания. У психологов есть также термин "алекситимия", который означает отсутствие понимания своих внутренних переживаний, защита себя от себя же. Символ состояния алекситимии – страус с головой, погруженной в песок.

 Еще один смысл руны – она служит разрыву четвертого круга идентификаций (с предыдущими тремя мы встретимся, знакомясь с рунами Эваз, Дагаз и Уруз) – со своими собственными атрибутами и достижениями. Кем я буду без своего дома, без диссертации, ученой степени, учеников и клиентов, без своей красоты или крутой машины? Кто я перед всевидящими богами? Кем я отражусь в источнике Урд и зеркале тролля? Этой же цели будут служить и следующие за Ансуз Райдо и Кано.

***

 "Человек шептал:

 -" Господь – поговори со мной!,

 И луговые травы пели...

 Но человек не слышал!

 Человек вскричал тогда:

 – Господь – поговори со мной!"

 И гром с молнией прокатились по небу,

 Но человек не слушал!

 Человек оглянулся кругом и сказал:

 – Господь, позволь мне увидеть тебя!

 И звезды ярко сияли...

 Но человек не видел.

 Человек вскричал снова:

 – Бог – покажи мне видение !

 И новая жизнь была рождена весной...

 Но человек этого не заметил!

 Человек плакал в отчаяние:

 " Дотронься до меня, Господь,

 И дай мне знать, что ты здесь!"

 После этого Господь спустился и дотронулся до человека!

 Но человек смахнул с плеча бабочку и ушел прочь..."

(автор неизвестен, перевод с английского Владимира Севостьянова)

***

 Послания есть всегда, ими наполнен воздух, они падают на нас вместе с яблоком, и нужно быть Исааком Ньютоном своей жизни, чтобы понять тайный смысл этого послания.

 В годичном календаре это время примерно с 7 по 22 августа. Период руны соответствует второй половине знака Льва – властелина. В данном случае отражен аспект не только личной силы, но и мудрости, связи с божественной сутью. Властелин становится проводником божественной воли. У древних египтян было принято считать фараона богом. Китайский император до сих пор считается сыном Неба. В плане возрастной периодизации это разгар зрелости, когда человеку нет нужды задавать лишние вопросы, он начинает видеть внутренний план ситуации, чувствовать отношение людей к себе и свое к людям. Здесь человек начинает избавляться от ярких перьев свадебного наряда, Тор узнаваем без своего молота, а Один – в простой широкополой шляпе – просто по тому ощущению, которое остается от общения с ними. На этой фазе развития не нужны документы, свидетельства, справки, если вам нужно разобраться в намерениях кого-либо.

Мантика и магия

 Руна внутреннего круга магии – того, что ведет. Руна мудрого Властелина. Властелин в данном контексте в первую очередь над самим собой, а затем уже над обстоятельствами. Тот, кто чутко прислушивается к сигналам как внешнего, так и внутреннего мира. Эта руна, так же, как и Манназ, является повивальной руной, т.е. способствует рождению человеческой личности в ее духовном плане. Однако, как и Лагуз, эта руна связана с возможностью самообмана, пониманием информации так, как нам бы хотелось. Недаром форма руны напоминает гарпун с двумя зазубринами (у Лагуз только одна зазубрина) – на такой крючок попасть легко, а соскочить с него проблематично. Это отражает сущность руны, как принадлежащей не только Одину, но и Локи – трикстеру, трюкачу, плуту. Каждое сообщение несет поэтому двойной смысл, отражая как светлое лицо Одина, так и его Тень – коварного аса Локи. Осознание двойственности бога единого, каждого сообщения, каждого деяния и есть начало магического посвящения героя. В прямом положении руна обозначает получение знаков, информации или иного дара. Но условием получения должна быть чуткость, внимательность, открытые глаза и уши. Обратное положение руны сообщает о том, что ваш анализ ситуации может быть ошибочным, что канал связи с духовным уровнем сообщений не работает, что, возможно, вы вытесняете и не понимаете очень важную информацию. Однако сложившаяся ситуация имеет свой смысл при отсутствии реальной готовности смотреть правде в глаза. Иногда правда бывает слишком тяжела, может способствовать разрушению жизненно важных иллюзий, того, что сейчас является концепцией мира, костяком существования. Или его панцирем. Пока у нас нет хорошей страховки, надежной замены этой иллюзии, осознавание может стать гибельным процессом. От него личность и защищается обратным положением руны. Однако она приближает нас к разгадке тайны.

 


5. Райдо (Райд).


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!