Хвалебная песнь правому полушарию



Прудиус Елена Константиновна

Рунный круг в сказках и мифах/

У источника Урд

 Аннотация:

Рунный круг – это не только система древних символов. Это мифологема жизни и детства человека. Наше образное мышление продолжает оперировать древними архетипами, поэтому перед современным психологом встает задача постижения истории, культуры и древних традиций.

Книга известного сказкотерапевта посвящена нетрадиционному, психологическому, сказочному толкованию рун. Она будет интересна психологам, и культурологам, и тем, кто активно интересуется магической символикой.


Содержание

 

 Предисловие

 Хвалебная песнь правому полушарию

 Руны старшего Футарка

 Знакомство с главным героем книги. Дитя Солнца

 Языческие руны и монотеизм

 Руны, их имена и символы

 Фактор трикстера

 Космогония и рунические календари

 

 – Феу (сказка "Дом с Красным цветком")

 – Уруз (сказка "Тур одичалый")

 – Турисаз (сказка "Поле, Сторож и Тучка")

 – Ансуз ("Сказка о старом капитане")

 – Райдо (сказка "Из жизни пылинок")

 – Кано (сказка "Золотое проклятие)

 – Гебо (сказка "Деревянная девочка и Черная Змея")

 – Вуньо (сказка "Коза и лесовик")

 – Хагалаз (сказка "Бальная туфелька")

 – Наутиз (сказка "Альбина и Даркина")

 – Иса (сказка "Красавица и сиринга")

 – Йер (сказка "Девочка и сад")

 – Эйваз (М.Энде"Бесконечная книга" – отрывок)

 – Перт (сказки Д.Соколова "Принцесса-коза" и Е.Прудиус "Косы принцессы")

 – Альгиз ("Первобытная сказка")

 – Соулу ("Сказка про облизанный Колобок")

 – Тейваз (отрывок из "сказания о принце Эйнаре")

 – Беркана (сказка "История Пера и Соль")

 – Эваз (сказка "Лушка-босоножка")

 – Манназ (сказка "Зеркало кикиморы")

 – Лагуз (сказка "Ведьма и кузнец")

 – Ингуз (сказка "Поляна")

 – Отила (сказка "Бегущая")

 – Дагаз (сказка "Карамельная горбунья")

 

 Изнанка магии (сказка "Человек по имени Орви")

 О материнской (и прочей женской) магии

 Веер Великой Богини

 От хлебного Духа через тельца к человеку

 Руна рождения

 Ступени героического посвящения в рунах

 Идентификация и разотождествление, кое-что о шаманском посвящении

 Приложение. Рунный календарь

 


Предисловие

 

 Эта книга о рунах, о рунном круге, который, в сущности, представляет собой мифологему жизни человека, в том числе мифологему его детства. Попытка постижения связи рун как древнего проявления культуры и насущных проблем психологии развития и самоопределения – вот цель этой работы.

 До того, как увлечься рунами, я довольно много лет занималась практическими вопросами психологии и психотерапии ребенка и семьи, личной жизни человека. Этот метод познания правомерно назвать научным, понятным с точки зрения рассудка. Чего не скажешь о рунах. Руны сначала показались просто забавными, но слишком много оказывалась соответствий между их сообщениями и собственным ощущением происходящего, они давали обильную пищу для размышлений над жизнью, и делали это ненавязчиво, как бы равнодушно. Стало ясно, что занятие на самом деле серьезное и заслуживающее самого пристального внимания. К.Г. Юнг в свое время отдал дань мантическим системам, написав свои работы "Синхронистичность", "О синхронистичности" и комментарии к издаваемой тогда книге И-Цзын. Он предположил, что человек обладает неким внутренним знанием из области коллективного бессознательного, которое позволяет привести в значимое соответствие явление материального порядка и состояние нашего внутреннего мира. "Как может отдаленное во времени и пространстве событие создать соответствующий психический образ, когда передача необходимой для этого энергии вообще не укладывается в нашей голове? Тем не менее, каким бы непостижимым это не казалось мы, в конце концов, вынуждены предположить, что в бессознательном существует что-то вроде априорного знания или "непосредственности" событий, у которых отсутствует какая бы то ни было причинная основа. В любом случае, наша концепция причинности не годится для объяснения этих фактов". "Наш обзор столь широкого поля ощущений был бы неполным, если бы мы упустили из виду так называемый метод "ворожбы". Ворожба претендует если не на создание "сихронистических" событий, то, по крайней мере, на умение поставить их себе на службу. Примером тому является "метод оракула" из "Книги перемен", подробно описанный доктором Гельмутом Вильгельмом. В "Книге перемен" высказывается предположение, что существует "синхронистическое" соответствие между психическим состоянием задающего вопросы и отвечающей на них гексаграммой. Синхронистические феномены доказывают возможность одновременной смысловой эквивалентности разнородных, причинно не связанных друг с другом процессов; иными словами, они доказывают, что воспринятое наблюдателем содержимое может быть, в то же самое время, представлено каким-то внешним событием, причем без всякой причинной связи. Из этого следует или что психе расположена вне пространства, или что пространство родственно (связано) с психе". По-прежнему, как и во времена Юнга, у нас нет доказательств о природе психе и описанного феномена синхронистичности, и все же интерес к мантическим системам усиливается в широких кругах и профессиональной среде психологов. Возможно, ясное понимание этих явлений – дело не столь далекого будущего, и отмахиваться от какой-то области познания мира и себя только потому, что мы еще не располагаем инструментом для точного измерения явления вряд ли стоит.

 Мы достаем руническую дощечку и догадываемся, какое именно отношение она имеет к нашей жизни. Мы бросаем три монетки шесть раз подряд, рисуем гексаграмму, и вчитываемся в слова Книги Перемен, постигая, как это может быть связано с нашим внутренним миром. Мы получаем сон и думаем над его истинным содержанием. Особенно важно не пренебречь предсказанием при, казалось бы, явном несоответствии своего состояния и смысла полученного знака. Особенно когда знак говорит о том, что наше желание не может быть осуществлено сейчас. В конечном счете и руны и И-Цзын оказываются правы – как всегда.

 

Хвалебная песнь правому полушарию

   "С ума сошел, да на разум набрел" (рус. посл.).

 

 У человека всегда были способы привести в соответствие реальность и свои представления о ней. Одни из этих способов имеют отношение к более молодому, левому нашему полушарию, и отражают логические попытки анализа и объяснения нашего поведения, другие – более древние и имеющие отношение к правому полушарию, создают системы образов, метафор по принципу подобия и повторения. Этот тип правополушарного, образного мышления был присущ нашим предкам, особенно, первобытным, а в наше время – детям, женщинам и поэтам (считая поэтами также художников и прочих творческих представителей богемы). Взрослые мужчины по своей сути значительно более технократичны, инструментальны. А дитя – оно только что из природного лона, женщина совсем недавно (каких-нибудь двадцать лет тому назад) его оттуда выпустила, а поэт просто призван воспевать и возвращать технократов обратно в благословенное лоно, про которое они то и дело забывают, изобретая динамит и атомные бомбы.

 Вот и получается, что одна из социальных функций правого полушария – напоминание "заучке" левому о том, откуда оно родом, чтобы не рубить своих же корней. Вторая же функция – исправление тех бед, которое успевает наделать левое полушарие в собственном доме – психической жизни своего хозяина. "Актеры, музыканты и поэты – целители уставших наших душ" (так Игорь Тальков написал и лучше не сказать). Музыка, стихи, театр, солнечная улыбка малыша, смех юной женщины – что лучше этого исцеляет душевные раны? Собственно, и физические. Когда-то давно я прочитала статью о Нормане Казинсе, известном публицисте, истории его заболевания и излечения. Его свалил ревматоидный полиартрит в варианте болезни Бехтерева. Эта болезнь поражает позвоночный столб, резко ограничивая его подвижность и нередко приводя к инвалидности своего обладателя. Казинс об этом знал. Знал он также, что лечение этой болезни, проводимое в то время с помощью аспирина и витамина "С", редко давало положительный эффект. Эра нестероидных противовоспалительных препаратов еще не наступила. Казинс хотел стать снова здоровым и знал, что это зависит от него. Его опыт подсказал ему, что человек в хорошем настроении гораздо быстрее справляется со своими хворями, чем угрюмый и отягощенный печалями. Он попросил своих друзей привезти в его палату кинопроектор и комедийные кинофильмы. Казинс с утра до вечера смотрел комедии, смотрел и смеялся. Правда, терпения руководства и персонала больницы по отношению к ненормативному методу лечения хватило ненадолго, и Казинс переселился со своим скарбом в гостиничный номер. Не помню, сколько длился этот необычный курс лечения, но точно известно, что он увенчался успехом.

 Третья функция правого полушария – его участие в поисках человеком своего места в системе мироздания и определения своей роли в системе Бытия. Через ряд образов человек всегда старался отождествить себя с теми или иными явлениями природы. Это помогало ему чувствовать свою причастность к стихиям, природным силам, осмысливать свое существование. Так рождались тотемы, и посвященный воин в нужный момент умел исполниться духом своего предка, сильного, ловкого или хитрого животного. У древних славян традиционно было принято отождествление с волком (отсюда представление о вервольфах, волкодлаках), а у древних скандинавов – с медведем. Воины-медведи назывались берсерками. В битве они были ужасны для врага. Их мужество и отвага были безграничны, они шли в бой голыми, кусая край своего щита от избытка ярости, и одерживали победы, которые были не под силу простым людям. Образ медведя помогал мобилизовать собственные внутренние ресурсы, использовать их максимально.

 К этой же функции имеют прямое отношения и другие проявления магического (символического) мышления – использование графической символики – знаков, которые с одной стороны становились алфавитами, а с другой стороны – системой символов, отражающих сокровенное знание людей о своей природе и природных силах вообще. Есть символы, значение которых носит всеобщий и международный характер, во всяком случае, в индоевропейском бассейне. К ним относятся спирали (символ гармонии с миром магии), лабиринты, на которых сосредоточивались и отправлялись в шаманские путешествия между мирами, свастика – символ солнца и света, пятиконечная звезда – символ вечности и совершенства, ромб с крючьями – знак плодородия, бога Фрейра (другое его имя Инг, Ингви – отсюда название одной из рун – Ингуз).

 Руны – система таких символов, использовавшаяся еще до Рождества Христова на территории индоевропейского культурного бассейна. Есть две версии появления рунических символов. По одной из них они сформировались у нордов (скандинавы, древние германцы, кельты, славяне) из северо-италийского алфавита в результате военно-культурного обмена между югом и севером. По другой версии шесть тысяч лет назад на территории Евразии существовала этническая общность индоевропейцев – ариев, которые имели общую письменность и алфавит, а позднее разными ветвями мигрировали в Индию и на северо-запад Европы, образовав этнос нордов. Т.о. их письменность и алфавиты развились из единого индоевропейского корня, потому имеют много общего. Сходство рунического алфавита с древнеиталийским письмом по свидетельству культурологов является наиболее очевидным.

 Цель этой книги не столько мантика (гадание) и магия (волшба), хотя и не без этого, сколько попытка понять сюжеты нашей жизни с их помощью, имея в виду значение рун, как концентрата, квинтэссенции духовного опыта человечества, мощного носителя символической, закодированной информации. НАЗВАТЬ сюжет, НАЗВАТЬ героя – значит, дать возможность обрести реальное бытие. "Вначале было слово". Осознавание – вот ключевое слово этого труда, и без него дальнейшие речи и деяния бессмысленны. Понять, хотя бы до возможных пределов, где я и кто я – однажды становится необходимым по мраке невежества, в котором люди живут, механически повторяя сценарии предков. Последняя форма невежества, которая привела нас к сумеркам богов – это забвение своих корней, животворного начала рода человеческого. Чрезмерно увлекаясь высшими сферами Прави, мира высокой духовности, мы забываем о подземной и прародящей Нави, и даже не видим у себя под носом мир явленный. А, осознав сюжет, в котором мы находимся в настоящее время, может быть, сможем ответственнее и грамотнее и радостнее принимать участие в строительстве собственной дальнейшей истории.

 Современные мифологи считают, что базовых сюжетов в нашей жизни не так много. К ним можно отнести путь героя, домохозяина, шамана, мудреца (отправляю вас к книге Д. Соколова "Книга сказочных перемен"), плута-трикстера (он же Солнечный ребенок), Великой Матери. Все они описаны в фольклоре и эпосе народов мира, заложены в магических ритуалах и религиозных культах. И на страницах книги у нас будет возможность вспомнить их. Именно вспомнить, а не узнать впервые, потому что предшествующий опыт бесчисленных наших предков включает его весь, а опыт нашей личной жизни также воплотил львиную его долю.

 

 


Руны старшего Футарка

   "Обрати глаза зрачками в душу... (В. Шекспир "Гамлет")

 

 Футарк – система рунических символов, использовавшихся для мантики (гадания) и магии, это часть древней индоевропейской Традициии, носитель сакрального знания. Само слово "футарк" является аббревиатурой имен первых шести рун: Фе, Уруз, Турисаз, Ансуз, Райдо, Кано. Считается, что наиболее древний и традиционный рунический алфавит состоит из 24 рун. Его и назвали старшим футарком в отличие от младших, более поздних формаций, состоящих из 18, 33 и т.д. рун. До нашего времени дошло достаточно мало сведений о таинствах наших предков – очень разрозненные сведения о рунах. Не зря значение слова "руна" это тайна. Так же мало известно об элевсинских мистериях древних греков. Эти знания, по-видимому, были небезопасны, ими обладали и их хранили только мисты, посвященные. Сейчас представители как научного, так и интуитивного пути познания делают попытки реконструкции древней Традиции, т.к. становится ясно, что современный цивилизованный человек, потеряв почти все из наследия своих предков, не смог найти ему достойной замены в воспитании детей, своем мировоззрении, постижении смысла жизни. Я не думаю, что Традицию можно и нужно возрождать в ее первозданном виде, с сохранением в точности всех ритуалов и отвергая плоды последующих эпох. Но понять, что является сутью человека, закономерностью его развития, необходимо. Есть смысл взять все лучшее и необходимое из нашего прошлого, понять и развить Традицию. Все возвращается на круги своя, только на другом качественном уровне.

 Двадцать четыре руны старшего Футарка отражают различные важнейшие грани нашего бытия, как и более пространные формы хранения информации – мифы о богах и героический эпос, а также – другие мантические системы, такие, как арканы Таро и Книга перемен И-цзын. Не могу удержаться от сравнения рунного круга с прекрасной диадемой из драгоценных камней – рун.

 Рассказывая о рунах, я стремилась сохранить их традиционное значение, которое никак не может быть случайным. Т.о. отчасти эта работа носит исследовательский характер в рамках единства историко-культурного (в частности, мифологического), религиоведческого, и психологического подходов. Основой теоретического представления о рунах стали "Младшая Эдда" Снорри Стурлуссона, "Старшая Эдда", скандинавские саги, работы современных авторов – Эдреда Торссона, Фрейи Асвинн, Ральфа Блюма, Констанина Сельченка, Антона Платова, Галины Бедненко. С другой стороны здесь представлен и собственный опыт общения с рунами, постижения внутреннего круга магии. Опыт этот оформлен в частности в годичный рунический календарь, который, безусловно, может быть оспорен специалистами, но для меня он прояснил те аспекты рун, которые были непонятны раньше, при разорванном восприятии каждой из них. Когда я представила связную картину непрерывной череды периодов действия рун, в голове "сошлись файлы" по известному выражению моего любимого сатирика Михаила Задорнова. Рунный круг стал кругом судьбы, мифологемой жизни человека. Кроме того, позднее я нашла почти точные соответствия этого календаря с таблицей Найджела Пенника, в которой он сопоставляет значения рун и знаков Зодиака. Если выбрать за точку отсчета зимний солнцеворот, и расположить в этой точке мировое древо шаманских путешествий Иггдрасиль (руну Эйваз), а остальные руны – через каждые 2 недели в их классическом порядке, то возникает картина, которую я неторопливо опишу дальше. В результате работы с руническим календарем возникло представление о руне рождения, что весьма напоминает астрологические аспекты рождения. Возник также образ рунного веера Великой Богини, представление об архетипе Начальной Бездны, как живородящей пустоты и растворяющей человека лавки "Нужных вещей". Обо всем этом пойдет дальше речь.

 Еще раз вернусь к самой теме. Почему мне кажется важной эта работа? Потому что древняя духовная Традиция вовсе не умерла, а существует в виде различных форм правополушарного, образного мышления людей, их потребности в связи с породившей их природой, персонифицированной в различных богах. Я думаю, что Традиция, во всяком случае, истинная, необходимая людям, похожа на супругу Зевса, Геру, которая время от времени заходила в чудесный источник и вновь обретала девственность. Поэтому в современной нам жизни я вижу много параллелей с древними традициями духовной жизни людей, их внутреннее сходство при внешней непохожести. Даже христианство, нещадно сражающееся с древними богами, не смогло уйти от проявлений магического мышления (причащение – вкушение тела и крови господа нашего есть обряд приобщения к таинствам и духовной силе). Это процесс, который определен не нами, а наше дело – найти свое место в происходящем.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!