ГЛАВА II . РАЗВИТИЕ МЕЛОДИКО – ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 4
Глава I. Общая характеристика мелодико – интонационной стороны речи 5
Глава II. Развитие мелодико – интонационной стороны речи у младших школьников 11
    2.1. Возрастные речевые особенности младших школьников 11
   2.2. Особенности исследования интонационной стороны речи у младших школьников 14
   2.3. Формирование интонационного навыка у младших школьников 18
Заключение 21
Список использованной литературы 22

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность работы. Одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является произносительная сторона речи, или звуковая ее культура. Мелодико — интонационная сторона речи - это составная характеристика просодической стороны речи, которая включает в себя интонацию, темп, тембр, логическое и фразовое ударение, смысловые паузы в речи.

Просодические характеристики, обеспечивающие интонационную выразительность, играют немаловажную роль в осуществлении речевой коммуникации. Поскольку именно с их помощью говорящий передаёт не только информацию, но и своё эмоциональное состояние, что способствует лучшему пониманию информации, большей контактности, живости, непосредственности общения.

В младшем школьном  возрасте роль мелодико-интонационной стороны речи в развитии коммуникации ребёнка со взрослыми, сверстниками  чрезвычайно  велика. Этим объясняется актуальность данной работы.

Цель: дать характеристику особенностей становления мелодико-интонационной стороны речи у младших школьников.

Задачи:

- изучить общую характеристику мелодико – интонационной стороны речи;

- дать характеристику возрастным речевым особенностям младшего школьника;

- изучить особенности исследования интонационной стороны речи младших школьников;

- рассмотреть процесс формирования интонационного навыка у младших школьников.

 

ГЛАВА I . ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТКА  МЕЛОДИКО – ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

 

Одно из условий успешности вербальной коммуникации это её мелодико – интонационное  оформление, которое поможет каждому человеку эмоционально, красиво и понятно донести до собеседника свои мысли.

Интонация всегда признавалась важнейшим элементом устной вербальной коммуникации, средством формирования любого слова и сочетания слов в высказывании, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков.

Слово «интонация» происходит от латинского слова «intonation», что означает «громко произносить». В современной логопедии интонация описывается, как сложнейший комплекс просодических элементов, включающих в себя ритм, мелодику, тембр, темп, паузы в речи, логическое и фразовое ударение, которые человек использует в своей речи на уровне предложения с целью выражения различных синтаксических значений и категорий, а так же эмоций и экспрессий.

Данные компоненты интонации, взаимодействуя между собой, выполняют в речи различные функции. Важнейшие функции: коммуникативная, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная [2, С.16].

Интонационные средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс коммуникации более информативным. Интонация помогает передавать смысловую и эмоциональную нагрузку высказывания, об этом говорили многие авторы: Е. С. Алмазов, В. А. Артёмов [1], Е. А. Брызгунов, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия, О. С. Орлова и др.

По мнению Н. В. Черемисиной, в устной речи люди без интонации не смогут правильно оформить слова и словосочетания слов в предложении, придать звучащей речи эмоционально — экспрессивные оттенки, а так же правильно уточнить коммуникативный смысл своего высказывания.

Интонация - это чередование повышения и понижения голоса. Интонация помогает говорящему выражать внутренние чувства, личное отношение к предмету речи [3, с.32].

Е. А. Брызгунова – исследователь русской интонации, характеризует интонацию как «звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части» [4, С.38]. Автор противопоставляет высказывания по их цели: повествование; волеизъявление; вопрос.

Данные противопоставления «передают и воспринимают субъективное отношение к высказанному».

С помощью использования интонации говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Правильное использование интонации со стороны говорящего залог того, что смыл передаваемой информации будет понятен. Интонация будет воздействовать на слушателя эмоционально – эстетически.

Мелодика является одним из основных компонентов интонации. Мелодика – это чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, восклицание, утверждение). Свой мелодический рисунок имеет каждое слово или фраза.

Ф. А Сохин считает что, мелодика – это повышение или понижение голоса при произнесении фразы, что придаёт речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т.п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляет её гласные звуки, изменяясь по высоте и силе» [11, С. 126].

Мелодика служит для связи речевого потока, а так же для разделения его частей. Более чем другие компоненты интонации мелодика определяет коммуникативный тип предложения (вопросительное, повествовательное, незавершённое повествование восклицательное), по мнению И. Г. Торсуевой.

Мелодика так же характеризуется «изменением частоты основного тона, развёртывающегося во времени». Предложение, которое мелодически окрашено, очень хорошо воспринимается слушающим. Мелодическая структура лежит в основе о классификации фразовой интонации JL В. Бондарко [2, С. 17].

Автор выделяет следующие типы:

Интонация законченности (завершённости) – сильное понижение голоса на ударном слоге слова. В начале синтагмы мелодический уровень находится на высоком уровне. К концу синтагмы (понижение голоса) уменьшается интенсивность и увеличивается длительность гласного.

Интонация выделенности. Мелодический рисунок такой синтагмы реализуется повышением голоса, увеличения длительности или интенсивности на выделенном слоге. Интонация выделенности очень близка к интонации завершённости.

Вопросительная интонация – повышение голоса на ударном гласном последнего слова. На заударных слогах основной тон понижается, но это понижение голоса менее значительно чем то, которое характерно для интонации законченности.

Интонация завершённости по рисунку мелодики близка к вопросительной интонации. Однако, та синтагма, которая не завершена, начинается с более низкого тона, чем вопросительная, а мелодический пик у неё расположен на меньшей частоте.

Не менее важный компонент логическое ударение – это выделение главного по смыслу слова. Выделяется – это значит, произносится с большей длительностью и силой, в отличие от других слов в предложении. Логическим центром, может быть любое слово из текста, но важно учитывать то, что говорящий хочет подчеркнуть в своём высказывании. Логическое ударение стоит делать на самые важные по смыслу слова или группу слов, которые выражают главную суть предложения. С помощью усиления или ослабления ударения можно выделить слово или группу слов.

Логическое ударение – это выделение слова наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Формирование правильного логического ударения является необходимым для эффективного воспитания звуковой культуры речи, для развития интонационной стороны речи.

Для литературных норм, закреплённых в русском языке характерно, что логическое ударении падает на слово (иди слова) в конце предложения. А для разговорной речи характерно другое, здесь интонационно новое выносится, как можно ближе к началу предложения, это отмечают языковеды. В задачи школьного обучения входит формирование первоначальных представлений о логическом ударении и о его роли в построении смысла высказывания, но это должно быть также затронуто в период, когда дети ещё находятся в дошкольном учреждении.

Фразовое ударение — это членение текста на интонационно – смысловые отрезки (фразы) помогает осмыслению предложения, уточнению его содержания. В любом отрезке одно из слов фразы слегка выдвигается вперёд: голос на ударном слоге усиливается. Обычно при произнесении последнего слова фразы.

А. Ф. Сохин объединил два понятия и сформулировал общий термин. Фразовое и логическое ударение – выделение паузами, повышения голоса, большей напряжённостью и долготой произнесения групп слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания [11, С. 18].

Логическая пауза – это деление фразы, предложения, текста на смысловые отрезки, Каждый речевой такт (синтагма) отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах и упражнениях обозначаются символами, которые совпадают, как правило, со стоящими знаками препинания.

Разновидности знаков препинания:

Пауза короткая по длительности для добора воздуха – знак «запятая» <,>;

Пауза между речевыми тактами – знак «косая черта» < / >;

Пауза между предложениями более длительная – знак «две косые черты» < // >;

Пауза для обозначения смысловых и сюжетных кусков – знак «три косые черты» <///>.

Важно не только запоминать и применять значения пауз, но, самое главное, приучить себя делать фактические доборы воздуха в речевом потоке.

Темп — ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учётом пауз между речевыми отрезками, это скорость протекания речи во времени. Тембр речи – звуковая окраска, отражающая экспрессивно – эмоциональные оттенки (грустный, весёлый, «мрачный» тембр и т. д)  [5, С. 24].

Ритм – это равномерное чередование ударных и безударных слогов (т.е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса) [22,32]. Ритм прямым образом зависит от дыхательной системы человека. Дыхательные движения носят ритмический, равномерный характер, с правильной сменой фаз дыхательного цикла по глубине, продолжительности. Выдох, как правило, длиннее вдоха. Этот факт очень важен для речеобразования и голосообразования. Если изменится ритм дыхания, это повлечёт за собой изменения ритма и в разговорной речи. Удлинение выдоха зависит от физиологического строения дыхательных путей, а конкретно от жизненной ёмкости лёгких.

При помощи мелодики, тембра, темпа, ритма, логического и фразового ударения в процессе коммуникации осуществляется уточнение мыслей и выражений, а так же эмоционально – волевых отношений.

Таким образом, роль  мелодико – интонационной стороны речи  огромна. Она организует смысловую сторону речи при помощи логического ударения, повествования, перечисления, побуждения, вопроса, восклицания, пауз, изменения темпа речи и др. компонентов. Она усиливает лексическое значение слов и  является одним из важнейших выразительных средств речи, выявляет ее эмоциональное содержание и слушателя.

 

 

ГЛАВА II . РАЗВИТИЕ МЕЛОДИКО – ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 2359; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!