Иванов и Петров вчера приехали в город. Они пробудут здесь 10 дней и уедут, когда закончат дела.
Упражнение «Ролевая импровизация»
Ролевая импровизация (этюд-экспромт):
1. Скучный, нудный лектор / сухой бюрократ.
2. Продавец с востока / цыганка.
3. Пенсионер (ворчащий, жалующийся на жизнь)
4. Разозленный начальник, устраивающий разнос
5. Зажигающий шоумен / ди-джей / харизматичный лидер /тамада…
* Импровизируем роль на 30-40 секунд.
Партнеры оценивают по 10-балльной шкале, насколько хорошо у вас получалась каждая из ролей. Если бы это был кастинг, взяли бы они вас на эту роль?
Перемещения оратора
С какой целью применяются перемещения.
- Управление энергетикой выступления. Перемещения могут легко изменить энергетику оратора, встряхнуть или убаюкать зал.
- Работа с «трудными слушателями». Часто бывает достаточно просто приблизиться к отвлекшемуся зрителю, чтобы он перестал отвлекаться или шептаться.
- Акцентирование разных частей выступления. С помощью перемещения с одного места на другое можно подчеркнуть окончание одной части речи и переход к следующей. А чтобы подчеркнуть важную мысль – сделать пару шагов ближе к зрителям.
- Установка «эмоциональных якорей». Полезный прием – говорить о неприятных и приятных для зрителей вещах в разных частях сцены. И во время речи больше находиться в «хорошем месте» - это будет ассоциировать у зрителей хорошее с оратором, а плохое – с обстоятельствами.
- Управление волнением. Перемещаясь по сцене, можно снизить уровень адреналина в крови и усмирить излишнее волнение.
|
|
Основные принципы перемещений:
В большинстве случаев следуем правилу: «когда говорю – стою, когда передвигаюсь – молчу». Не универсально, но работает.
Перемещаемся мало. И осмысленно, понимая, зачем это делаем. Бессмысленные перемещения оставляют впечатление суеты и неуверенности. Ходим и стоим примерно в пропорции 20%-80%.
Говорим лицом к зрителям. Это позволяет сохранить контакт глазами со зрителями и не выглядеть высокомерно или неуверенно. Не говорить, глядя на доску или делая записи на флипчарте!
Перемещаемся лицом к зрителям. Не поворачиваться к залу спиной и не говорить, расхаживая боком к залу. Максимум – в три четверти.
Передвигаемся естественно. Не пятимся, не перекрещиваем ноги, не переступаем приставными шагами. Это приводит к потере энергетики и создает впечатление неуверенности, суетливости оратора.
Фиксируем перемещения. Каждое перемещение нужно завершать небольшой паузой в статичном положении. Это удерживает от суеты и монотонности в перемещениях, акцентирует перемещение, усиливает его эффект.
Уважаем личное пространство зрителей. Не увлекаемся «разрывом дистанции» - нарушение границ личного пространства вызывает у зрителей болезненную реакцию. Чувство меры – признак мастерства оратора.
|
|
Жесты оратора. Принципы жестикуляции
Широта.
Правильный жест – свободный и широкий, когда локти могут свободно двигаться.
Открытость.
Открытые жесты помогают установить хороший контакт с залом гораздо быстрее. Открытые жесты – те, которые направлены к зрителю и при которых видны раскрытые ладони оратора. Желательно, чтобы открытыми были не менее 50% жестов оратора.
Симметричность.
Важно следить за симметричностью жестов, когда количество жестов правой рукой, левой рукой и обеими руками примерно одинаково.
Фиксация-завершенность.
Каждый жест, как и каждое слово, важно отделять от других паузой-«пробелом». Иначе они будут сливаться в непонятное мельтешение и мешать друг другу. Хорошо смотрится, когда жест начинается из базового положения рук и возвращается в него как самолет на аэродром.
5. Без жестов-паразитов. Когда какой-то жест часто повторяется без всякого смысла, он действует так же, как и слово-паразит: портит имидж оратора, отвлекает зрителей, мешает воспринимать содержание речи.
|
|
Соответствие жестов и слов.
Важно следить за соответствием жестов содержанию речи. Несовпадение приводит к печальным результатам. Зритель воспринимает наши слова сознанием, а жесты считывает на подсознательном уровне – и больше верит, конечно, подсознанию. Поэтому даже маленькое несовпадение приводит к большому недоверию зрителей.
Контакт глазами с аудиторией
Длительность.
Смотрим столько, сколько нужно для установления контакта. В среднем 1,5 – 3 сек. Сигналы контакта – проявление ответной реакции: небольшой кивок, пауза в микродвижениях, улыбка и т д.
Охват.
Нам нужен полный охват зала, не оставляющий мертвых зон: помним про последние ряды и края первых рядов.
Направление.
Чтобы зрители не могли предсказать траекторию взгляда оратора, перемещаем взгляд хаотически.
Размер аудитории.
Большие залы делим на сектора, с каждым сектором работаем как с отдельным зрителем в малой аудитории
От сердца.
Поворачиваем во время выступления к зрителям не только глаза или голову, направляем взгляд «от сердца к сердцу».
Равномерность.
Неравномерное распределение взгляда по залу нарушит контакт и может испортить выступление. Важно распределять внимание между всеми зрителями равномерно.
|
|
7. Усилители.
Мы можем усилить эффект от взгляда с помощью других инструментов:
- Направленные жесты. Глядим и жестикулируем в сторону взгляда – это делает контакт сильнее в 2-3 раза. Если после этого взгляд перевести в другую сторону, а жесты продолжать адресовать туда же – эффект контакта глазами останется.
- Направленное движение. Соединение взгляда с приближением также усиливает контакт.
Ответ на вопрос.
Если зритель задает вопрос, смотрим на спрашивающего. Затем отвечаем всему залу. После ответа снова глядим на спрашивающего и благодарим за вопрос. Примерное соотношение внимания 30% – автору вопроса, 70% – залу.
Начальник в зале.
Если в зале есть начальник, другие статусные лица,– ориентируемся на реакцию зала. Если все зрители ждут, как будет реагировать шеф, а потом делают то же, что и он – это признак диктатуры, и шефу надо уделить больше внимания. В обратном случае – больше внимания залу. Решаем на месте.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!