III. Астрология в Византии 1204 - 1453 гг.



Третий, последний период истории Византии был временем окончательной утраты былого могущества. Часть территории Византии захватили крестоносцы, основавшие здесь Латинскую империю. Наряду с этим на территории Византии возникли независимые греческие государства: Никейская империя, Трапезундская империя, Эпирское государство. В 1261 г. никейский император Михаил VIII восстановил Византийскую империю; на престоле утвердилась династия Палеологов (1261 - 1453). Однако Византия не возродила своего былого величия. В последние годы существования она представляла собой небольшое феодальное княжество. К 1460-м гг. Византийская империя прекратила своё существование, а её территория вошла в состав Османской империи.

В обсуждаемый период астрология в Византии не занимала такого места, как на Западе. Если для Западной Европы эпоха позднего Средневековья стала временем невиданного доселе интереса к "науке о звёздах", то в Византии астрология (наряду с прочими науками) пришла в упадок.

В эпоху Великих Комнинов (1204 - 1461) центром изучения естественных наук и соотносившейся с ним астрологии становится Трапезунд. Во многом это заслуга Григория Хиониада (сер. XIII в. - ок. 1330).

Константинопольский врач Григорий Хиониад прибыл в Трапезунд ранее 1295 г. и добился от императора Иоанна II (1280-1297) большой денежной субсидии для поездки в Персию, где успешно развивалась астрология. Пробыв в Иране несколько лет между 1295 и 1301 гг., Хиониад привёз в Трапезунд большое число книг по астрономии и астрологии, которые затем перевёл на греческий и снабдил комментариями, как письменными, так и устными, наставляя учеников. Хиониад создал школы в Константинополе и Трапезунде, существенно обогатил византийскую астрономию и астрологию в целом. Созданная им школа в Трапезунде продолжала существовать и позднее. В 1320-30-х гг. клирик Мануил вёл занятия по персидским книгам и руководствам, привезённым Хиониадом. Продолжалось и составление астрономических таблиц. Примечательно, что астрономия в основном служила целям медицинской астрологии: ею занимались люди, практиковавшие врачевание и ради врачевания; такими были Хиониад, Андрей Ливадин, Георгий Хрисококк. И в Византии, и в Трапезундской империи в 1330-40-е гг. интерес к гороскопии возрос.

"Наука о звёздах" приобретает большую популярность с конца XIII в. (об этом говорит значительный рост астрономических рукописей). Своим расцветом в палеологовское время она обязана Феодору Метохиту, находившемуся в центре политической и духовной жизни в период правления Андроника II (1263 - 1267). Метохит возродил эту некогда процветавшую, но теперь почти забытую науку. В научной среде начали разгораться споры о том, какая из наук более значима - математика (бывшая до того времени наиболее популярным предметом квадривиума) или астрономия/астрология.

Занятия Метохита были продолжены его учеником Никифором Григорой (1295 - 1360). Благодаря его работам гармония и астрономия были подняты на новую ступень. В диалоге Григоры "Флорентий" хорошо отражена духовная атмосфера того времени. Автор описывает литературные обычаи своего времени, показывает направление научных интересов. В споре двух философов решаются научные проблемы, столкнувшие византийских и западных учёных. Примечательно, что состязание сторон начинается следующим образом: указав на гороскоп, Никагор (под которым автор подразумевает себя) предлагает своему идейному противнику Ксенофану определить час дня и положение планет по отношению к Зодиаку. Неуклюжий ответ Ксенофана вызывает единодушный хохот всего собрания. Григоре принадлежат также два сочинения об астролябии и проект календарной реформы, предвосхищавшей знаменитую григорианскую реформу, проведённую более двух столетий спустя.

В Византии палеологовского периода был очень велик интерес к герметической традиции (см. Герметизм). Подавляющее большинство сохранившихся кодексов, содержащих герметические тексты, датируются XIII - XV вв. Этот интерес связан и с тем обстоятельством, что греческие рукописи, попавшие в Италию, дали импульс распространению там неоплатонизма и герметической традиции, вызвавших живой интерес у итальянских мыслителей.

Продолжала развиваться медицинская астрология. Здесь необходимо назвать имя Иоанна Актуария, одного из замечательных медиков палеологовского времени, который систематизировал медицинские знания своего времени, изложив материал точно и содержательно, его труды оказались нагляднее, нужнее и полезнее для практикующего врача, чем труды Галена, на опыт которого он опирался. Актуарий был большим знатоком астрологии. В сочинении "О диагностике" Актуарий устанавливает критические дни болезни, связывая их с положением Луны и Солнца в Зодиаке, с зависимостью органов человека от Зодиака (эта традиция восходит к соч. Гиппократа; см. Мелотезия). Актуарий исправил перевод на греческий сочинения Ибн Сины, которое использовал в одном из своих трактатов.

Астрология играла важную роль в ботанике: в Византии разрабатывались системы астроботаники, в которых считалось, что каждая планета, каждый знак Зодиака оказывают влияние на определённую, свою группу растений, с которой их соединяют отношения подобия.

Не угасли и традиции использования мунданной астрологии. До нас дошли некоторые любопытные примеры из В.а. К примеру, затмение Луны или Солнца рассматривалось как признак грядущей беды, и если по наблюдениям Луна была закрыта тенью с южной части на десять пальцев, то ждали угрожающей империи беды с южной стороны. Затмение Луны в ночь на 1 сентября 1328 г. было понято теми, кто его изучал, как указание на тайные угрозы дворцу. Затмение Солнца, затмение Луны и землетрясения 1328 г. связывались современниками со смертью императора Андроника III.

Последними десятилетиями XIV в. - началом XV в. датируется плодотворная деятельность Иоанна Абрамия и основанной им астрологической школы. Абрамий и его ученики (Элевтерий Элей, Дионисий и др.) работали в Константинополе и на Лесбосе. Они занимались мунданной астрологией и теорией затмений, консультировали знатных людей, копировали и переводили работы предшествующих поколений астрологов.

Визирь -

в арабской астрологии: стационарная планета, которая находится в точке восточной элонгации. В. считался особенно сильной планетой.

 

Виртуальная астрология

(от ср.-лат. virtualis - "возможный") -

в широком смысле: область астрологии, изучающая характеристики, которые могут или должны проявиться при определённых условиях. Т.о., В.а. является альтернативным и необходимым дополнением к натальной астрологии, изучая моменты и ситуации, в которых возможна корректировка направления развития.

Под В.а. в узком смысле понимается предложенная Р.Захаряном методика изучения циклов планет, основанная на сочетании сидерических и синодических циклов планет, изучаемых в приложении к конкретной астрологической карте.

Високосный год -

календарный год, в котором число суток увеличено по сравнению с простым годом. Служит для согласования календарей с тропическим или лунным годом (т.е. с видимым движением Солнца или Луны). В юлианском и григорианском календарях В.г. содержит 366 суток. В настоящее время добавочным днём является 29 февраля (раз в 4 года - в годы, номера которых кратны 4; в юлианском календаре В.г. являются все такие годы, в григорианском - кроме годов, оканчивающихся на два нуля, первые две цифры номера которых образуют число, не кратное четырём, - так, не были В.г. 1700, 1800, 1900 года). В лунно-солнечном календаре государства Израиль год имеет продолжительность в 353 - 355 суток, и для согласования с видимым движением Солнца вводятся В.г. в 383 - 385 суток (эмболисмические годы) с 13 месяцами. Первое упоминание о В.г. (не носившем такого названия) содержится в неосуществлённом Канопском декрете египетского царя Птолемея III Эвергета, датированном 7 марта 238 г. до н.э., т.е. за два века до принятия юлианского календаря. В декрете предписывалось каждый 4-й год добавлять к году 366-е сутки.

 

Витальные знаки

(от лат. vitalis - "жизненный") -

зодиакальные знаки, относящиеся к стихии Огня: Овен, Лев и Стрелец.

Подобное название связано, видимо, с тем, что элемент Огонь, по представлениям древних, являлся основой жизненной силы. К этим же взглядам, вероятно, восходит мнение Парацельса о том, что астральное тело человека есть пламя.

Вифлеемская звезда,

Звезда Волхвов, Звезда Рождества -

в Евангелии от Матфея: звезда, возвещавшая о рождении Мессии (Иисуса Христа). Волхвы "видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему" (Матф. 2:2). Когда волхвы пришли в Вифлеем, "звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец" (Матф. 2:9).

Природу В.з. пытались определить уже отцы церкви. Ориген (III в.), а вслед за ним Иоанн Дамаскин (ок. 700 г.) пришли к выводу, что слово "звезда" обозначает здесь комету. Ориген пишет: "Мы такого мнения, что видимая на востоке звезда была новой и не была похожа ни на одну другую, она скорее всего относится к той группе звёзд, которые появляются время от времени и называются хвостатыми звёздами или кометами... мы прочитали о кометах, что они появлялись несколько раз перед счастливыми событиями. Если при возникновении новых империй и других важных событий на Земле появлялись кометы или другие подобные звёзды, то чему же удивляться, что появление звезды сопровождало рождение младенца, который должен был осуществить преобразование в человеческом роде?". Согласно расчётам, близ рубежа н.э. было появление знаменитой кометы Галлея: она приближалась к Земле во 2-й половине 12 г. до н.э. Изображение кометы Галлея в качестве В.з. мы видим на гобелене "Поклонение трёх святых царей" флорентийского художника Джотто (1266/67 -1337).

Дж.Кардано считал, что В.з. являлась новой звездой, вспыхнувшей в созвездии Кассиопеи. Вспышку этой звезды наблюдал Т.Браге в 1572 г., и, согласно расчётам Кардано, она периодически вспыхивала раз в триста с небольшим лет, так что одна из вспышек приходится на момент времени около начала нашей эры. Ряд исследователей отождествляет В.з. с новой звездой, вспыхнувшей весной 5 г. до н.э. близ беты Козерога. Однако многие учёные считают сведения о вспышке этой новой недостоверными.

В 200 г. н.э. родилась ещё одна гипотеза: отец церкви Тертуллиан предположил, что так называемой В.з. было необычное и астрологически важное расположение планет. Так же считали поклонник наук византийский император Мануил Комнин (1143-1180), кардинал Пьер д'Айли, судья магистра Яна Гуса и иудейские звездочёты.

Наиболее авторитетным обычно признаётся мнение И.Кеплера. Наблюдая в октябре 1604 г. соединение Марса, Юпитера и Сатурна в знаке Стрельца, сопровождавшееся вспышкой новой звезды в той же области неба, он пришёл к мысли, что событие, подобное этому, могло быть истолковано волхвами как знамение о рождении великого царя. Действительно, в 7 г. до н.э. произошло соединение Юпитера и Сатурна в знаке Рыб, а в следующем году к ним приблизился Марс. Важно отметить, что соединение Юпитера с Сатурном повторялось в данном случае три раза подряд. Это было редчайшее астрономическое явление: за расчётный период от 1800 г. до н.э. до 400 г. н.э. подобное событие случилось лишь дважды - в 860 г. до н.э. и в уже упомянутом 7 г. до н.э.. Принимая во внимание, что царь Ирод, по приказу которого было проведено избиение младенцев, умер весной 4 г. до н.э., данная конъюнкция вполне вписывается в возможные хронологические рамки Рождества. Большинство астрологов, изучающих проблему В.з., относят Рождество именно к 7-6 гг. до н.э. Одним из серьёзных исследований на данную тему, вышедших в последние годы, является книга Н.Ф.Микельсена и М.К.Симмс "Search for the Christmas Star", где содержатся полные эфемериды на 7 и 6 гг. до н.э. и 15 вариантов карты Рождества Христова, предложенных разными астрологами и астрономами.

Уже в наше время было высказано мнение, что В.з. было соединение Юпитера с Регулом и Венеры с Юпитером в 3 - 2 гг. до н.э.

Гипотеза о планетном соединении предпочтительнее гипотез, связывающих В.з. с новой звездой или кометой, т.к. из контекста Евангелия явствует, что это небесное знамение не было замечено самими жителями Иудеи. В случае, если бы это была новая звезда или, тем более, комета, маловероятно, что потребовалось бы вмешательство мудрецов Востока для того, чтобы обратить внимание на это явление. Соединение же - явление, для непосвящённых не особо примечательное, но имеющее большое значение с точки зрения астрологии. Такая интерпретация вполне объясняет слова Евангелия: "Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды" (Матф. 2:7). Кроме того, согласно имеющимся на настоящий момент историческим сведениям, считающихся достоверными, именно на рубеже эр ни одной вспышки новой (с 2241 г. до н.э. по 185 г. н.э.) или появления кометы (с 11 г. до н.э. до 65 г. н.э.) не наблюдалось.

В любом случае, следует признать, что однозначного объяснения природы В.з. пока не найдено.

Включённость домов -

в Авестийской Школе Астрологии: уровень "активности", проявленности проблем, связанных с конкретными домами гороскопа, в жизни рождённого.

Если знак Зодиака становится "включённым" при наличии в нём не менее двух минорных (быстрых) планет, то дома гороскопа не включаются от наличия в них планет. Наличие планет в доме говорит лишь о кармической значимости данного дома для рождённого, этот дом натив кармически должен прорабатывать.

Для оценки В.д. в натальной карте используется следующая система баллов:

  1. за каждый дуговой аспект между альмутеном, сигнификатором и элеватором данного дома даётся 4 балла (т.о., максимальное количество баллов в данном пункте - 12);
  2. за каждый дуговой аспект альмутена, сигнификатора и элеватора дома к планетам в данном доме даётся по 3 балла (ни жребии, ни угловые точки гороскопа не учитываются);
  3. альмутен, сигнификатор или элеватор данного дома гороскопа находятся в своём доме - по 2 балла (максимум - 6);
  4. посторонняя планета (считая также фиктивные планеты Раху, Кету, Лилит, Селену) расположена в данном доме - по 1 баллу за каждую.

Для людей, у которых какой-то дом не включён (т.е. имеет мало баллов - 0, 1, 2, 3), события, связанные с этим домом, в общей жизненной картине являются прорехой, и по вопросам этого дома человек испытывает чувство декомпенсированности, неполноценности; по проблемам данного дома люди активной жизнью не живут. Самый включённый дом гороскопа - тот, у которого наибольшее количество баллов. При равном количестве баллов у нескольких домов более включённым считается тот, в котором находится больше планет.

Литература:

1. Авестийская астрология: Лекции. III курс./ Глоба П., Коровяк Н. и др.

Включённый дом -

I. В гороскопах, построенных не в равнодомной системе: дом гороскопа, который полностью расположен в пределах одного зодиакального знака (т.е. куспиды этого дома и следующего за ним находятся в одном знаке). Такой знак называется распространённым знаком.

Считается, что В.д. более ярко проявляет свои характеристики. Рождённый будет активно действовать в сферах, управляемых В.д.

Если в гороскопе имеется В.д., то противоположный дом также будет В.д., а какие-либо ещё два дома будут распространёнными домами (в осевых системах домов).

II. См. Включённость домов.

Включённый знак,

заключённый знак, перекрытый знак -

 

знак Зодиака, который целиком находится внутри одного дома гороскопа (т.е. в этом знаке нет куспидов домов). Дом, в переделах которого расположен В.з., называется распространённым домом. Понятие В.з. не используется при работе с системами равных домов.

Обычно считается, что планеты во В.з. действуют менее явным образом; характеристики В.з. часто скрыты для стороннего наблюдателя. Бруно и Луиза Хуберы отмечают, что энергии В.з. не могут действовать напрямую, и планеты, расположенные в таких домах, не полностью используются для реализации внутренней энергии. С В.з. "всегда трудно справиться. Они нас беспрестанно, не всегда осознанно занимают. Нелегко найти решение проблемы, на которую указывает соответствующая ось домов". Таким образом, В.з. являются как бы блокированными.

Однако некоторые астрологи придерживаются другого мнения. Так, А.Лео указывает, что планеты в В.з. более важны, чем обычные, в своём действии на дела дома, в котором находятся.

Влажность -

в западной астрологии: элементарное качество (см. Качества), противоположное сухости. В. означает чувствительность к внешним воздействиям, восприимчивость, изменчивость. В. - качество, присущее планетам и знакам Зодиака, связанным с элементами Воды и Воздуха.

Влажные знаки - в западной астрологии: знаки тригонов (II) Воды и Воздуха. См. Влажность, Качества. В индийской астрологии В.з. называются знаки Рака, Водолея, Козерога, Рыб, Скорпиона и Весов (см. также Водные знаки). Противоположность - сухие знаки.

Внешние дома -

II, III, V, VI, VIII, IX, XI и XII дома гороскопа. Название дано по их положению на прямоугольном рисунке гороскопа, который был популярен с эпохи Средневековья вплоть до начала XX в.

Внешние планеты,

верхние планеты -

планеты, орбиты которых расположены вне орбиты Земли. Иногда к В.п. относят Луну, когда в геоцентрическом гороскопе она отстоит от Солнца более чем на 90°.

В некоторых источниках термин "В.п." некорректно употребляется для обозначения высших планет.

Внутренние дома -

I, IV, VII и X дома гороскопа. Название дано в соответствии с их положении на прямоугольном рисунке гороскопа, популярном со времён Средневековья вплоть до начала XX в. Ср. Внешние дома.

 

Внутренние планеты,

нижние планеты -

планеты, орбиты которых лежат внутри орбиты Земли (т.е. Меркурий и Венера). Иногда к В.п. относят Солнце и Луну, если в геоцентрическом гороскопе она отстоит от Солнца не более чем на 90°.

В некоторых источниках термин "В.п." некорректно употребляется для обозначения планет септенера.

Вода -

одна из фундаментальных стихий мироздания (см. Элементы). В самых различных мифологиях В. - первоначало, исходное состояние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса; ср. встречающийся в большинстве мифологий мотив подъятия мира (земли) со дна первичного океана. В. - это среда, агент и принцип всеобщего зачатия и порождения. Но зачатие требует как женского, так и мужского начала; отсюда два аспекта мифологемы В. В роли женского начала В. выступает как аналог материнского лона и чрева, а также оплодотворяемого яйца мирового. В. может отождествляться с землёй как другим воплощением женского начала. Так возникает возможность олицетворения земного и водного начал в одном персонаже (иранская богиня Ардвисура Анахита, Спента-Армаити, скиф. Апи и др.). Брачный союз неба как мужского начала с землёй или В. является широко распространённым у индоевропейцев мифологическим мотивом. Китайская категория инь объединяет в себе значения В. как оппозиции огню и как женского начала. Богини любви (Иштар, Афродита и т.п.) непременно связаны с В., что объясняет широкое распространение эротической метафорики В.). Но одновременно В. - плодотворящее мужское семя, заставляющее землю "рожать". Этот мотив характерен, напр., для ханаанейско-финикийского образа Балу. Мотивы женского и мужского производящего начал органически совмещаются в таких образах как Ардвисура Анахита: "Она для меня делает благом и воду, и семя мужей, и утробу жён, и молоко женской груди" ("Ясна"). С этим совмещением связан "андрогинизм" В., явно или скрыто присутствующий в образах божеств плодородия. С другой стороны, двоякость функций В. нередко воплощалась в супружеской чете водных (морских) божеств: такова роль отца Океана и матери Тефии у Гомера. В. как "влага вообще", как простейший род жидкости, выступала эквивалентом всех жизненных "соков" человека - не только тех, которые имеют отношение к сфере пола и материнства, но прежде всего крови - мотив, характерный для мифологических представлений южноамериканских индейцев. С мотивом В. как первоначала соотносится значение В. для акта омовения, возвращающего человека к исходной чистоте. Ритуальное омовение - как бы второе рождение (этот аспект мифологемы В. удержан в христианской символике крещения). В то же время водная бездна или олицетворяющее эту бездну чудище - олицетворение опасности или метафора смерти (Апоп, водяной, русалки и т.п.); чрево водного чудища - преисподняя, выход из чрева - воскресение (мотив Ионы). Соединение в мифологии В. мотивов рождения и плодородия с мотивами смерти находит отражение во встречающемся во многих мифологиях различениях живой и мёртвой В., животворящей небесной В. и нижней, земной, солёной В., непригодной ни для питья, ни для орошения. Как бездна хаоса В. - зона сопротивления власти бога-демиурга. Наконец, являя собой начало всех вещей, В. знаменует их финал, ибо с ней связан (в эсхатологических мифах) мотив потопа.

В традиционной западной астрологии В. - элемент, обладающий качествами влажности и холода и связанный с зодиакальными знаками Рака, Скорпиона и Рыб. Ключевые слова: отсутствие формы при сохранении самости, пассивность, пластичность, изменчивость, глубинность, скрытность, неопределённость, эмоциональность, сонливость, томность, мечтательность, сентиментальность, образность, отрешённость, сохранение, гомеостаз, море, болото, река, интроверсия, растворение. Доминанта в зодиакальных знаках стихии В. - Юпитер.

В китайской астрологии В. - одна из пяти стихий (у син), она связывается с планетой Меркурий, севером, зимой (12 ноября - 22 января по григорианскому календарю), чёрным цветом, солёным вкусом и тухлым запахом, числом 6, земными "ветвями" крысы (цзы) и свиньи (хай), 9-м и 10-м небесными "стволами" (жэнь, гуй; в т.ч. соотносится с годами, оканчивающимися на 2 и 3), с ци (энергией) холода, в организме человека - с почками и мочевым пузырём. В цикле пяти стихий В. символизирует минимальную активность. В. связана со страхом, областью уха возле виска, с костным мозгом.

Старинные китайские источники гласят: когда правит стихия В., а император разрешит пробить плотину и накатятся волны, тогда умрёт императрица и другие высокопоставленные дамы. И можно будет найти много птичьих яиц, молодняк полевых зверей останется неоплодотворённым, а беременным грозит выкидыш.

В. связана с северной ци (энергией) холода, "двигающей" сезон зимы. Действие этой ци ощущается с 22 декабря по 2 марта. Родившиеся под влиянием В. созданы, чтобы утешать людей в их бедах. Как правило, это любящие матери, привязанные к своим детям. Их жизненная задача - подавить в себе страх и пребывать в мире спокойствия.

Подробнее см. У син.

"Водоворот"

(англ. Whirlpool), Копула(лат. Copula - "связка"), М51 -

яркая спиральная галактика (тип Sc) в созвездии Гончих Псов, точнее, - две галактики, соединённые общей ветвью; главная из двух галактик имеет поперечник в пять раз меньше, чем наша Галактика. Номер "В." по каталогу Дрейера - NGC 5194. Видимые размеры - 11' х 7.8'. Расстояние от "В." до Солнца - 22.8 млн. световых лет. Лучевая скорость 565 км/с. Интегральная звёздная величина в системе UBV 8.98m. Астрономическое положение на эпоху 2000.0: AR=13ч29.9м; D=+47°12'; Long=175°07'32"; Lat=+50°56'13".

Девор отмечает, что влияние "В." подобно совместному воздействию Луны и Венерыи вызывает слепоту или дефекты зрения, множество препятствий и разочарований в жизни.

Ригор считает, что "В." оказывает влияние только в соединениях с Солнцем и Луной. При соединении этой галактики с Солнцем (орбис 1°) развитые личности могут преуспеть в общественных делах, занять высокий пост. В случае негативного гороскопа натива ожидают осложнения с законом, результатом которых может быть судебный приговор. Болезни глаз, многочисленные препятствия. Люди с конъюнкцией "В." и Луны в радиксе испытывают в жизни какое-то разочарование. Если речь идёт о негативном гороскопе, то будут многочисленные разочарования, болезни глаз. Натив может стать жертвой ложного обвинения. Возможны проявления буйства.

Согласно П.Глобе, "В." связан с Ураном, Плутоном, Нептуном, Луной. Находясь в соединении с элементом натальной карты (орбис 20'), "В." символизирует вечные блуждания, отсутствие стержня в характере, факторы гонимости, заброшенности, затравленности в жизни. Могут проявляться мнительность, подозрительность. "В." встречается в гороскопах у многих больных шизофренией. В медицинском плане может давать слуховые галлюцинации, глухоту (особенно находясь на Асценденте), негативно воздействовать на зрение, поражая зрительный нерв.

Водолей

(лат. Aquarius) -

I. Одно из зодиакальных созвездий, являющееся также экваториальным созвездием. Принятое обозначение Aqr. Площадь созвездия 980 квадратный градус. Созвездие содержит 90 звёзд ярче 6-й видимой звёздной величины.

В Древнем Двуречье это созвездие называлось "Великан" (шумер. GU.LA.). Древнейшее изображение божества, льющего воду, встречающееся в Дендерском Зодиаке, восходит к Старовавилонскому периоду (см. Вавилонская астрология). У древних шумеров это было одно из священных созвездий, поскольку оно олицетворяло бога неба Ана, дающего земле живительную воду. Название "Водолей" появилось в Древней Греции: греки представляли это созвездие как юношу, льющего воду из кувшина в рот Южной Рыбе. У некоторых античных авторов созвездие В. ассоциировалось с Ганимедом. Согласно другим авторам - это Девкалион, сын Прометея; со своей женой Пиррой они были единственной парой людей, пережившей потоп, который произвёл на земле разгневанный Зевс.

Птолемей ("Тетрабиблос", I, 9) указывает, что звёзды, расположенные на плечах, левой руке и плаще В. (альфа, омикрон, бета, кси, ню, мю, эпсилон В.) действуют подобно Сатурну и, в меньшей степени, Меркурию; звёзды на бёдрах (тета, ро, сигма, ипсилон, 53 f, дельта В.) - подобно Меркурию и, в меньшей степени, Сатурну; звёзды на струе воды (каппа, лямбда, фи, хи, пси, омега В.) - подобно Сатурну и, в некоторой степени, Юпитеру.

В.Робсон отмечает, что созвездие В. простирается с 9° Водолея по 26° Рыб, и далее пишет: "Каббалисты связывают Водолея с еврейской буквой Нун и четырнадцатой картой Таро, "Умеренность" - похоже, он имеет некоторое отношение к указанной добродетели. Красоту Ганимеда можно соотнести с таким качеством, как личное обаяние, а тот факт, что он совершил перелет по воздуху, очевидно, говорит о связи Водолея с авиацией".

Согласно П.Глобе, созвездие В. даёт приземлённость, чёткость, материализм, упорство, доходящее до фанатизма, строгость, непоколебимость и страшную силу.

В системе интерпретации звёзд Д.Куталёва созвездие В. соотносится с обителью Солнца во Льве, древесным знаком Грецкого ореха и Старшим Арканом Таро "Солнце". Созвездие В. означает обещание быстрого прогресса, приобщения к высоким тайнам в сочетании с опасностью попадания под власть жёсткого эгрегора и распада личности. Значение созвездия перекликается с созвездиями Льва, Тельца и Скорпиона. В данной системе астрологически важными считаются следующие звёзды В.:

Координаты на 2000 г.

Звездная величина

Спектральный класс

Наименование звезды

Прямое восхождение Склонение
22ч05.8м -00°19' 2.96 G2 Ib 34 альфа В. (Садалмелек)
21 31.6 -05 34 2.91 G0 Ib 22 бета В. (Садалсууд)
22 21.7 -01 23 3.84 A0 V 48 гамма В. (Садахбия)
22 54.6 -15 49 3.27 A2 III 76 дельта В. (Скат)
20 47.7 -09 30 3.77 A1 V 2 эпсилон В. (Альбали)
22 28.8 -00 01 4.53 F2 III 55 дзета 1 В.
22 28.8 -00 01 4.31 F2 IV 55 дзета 2 В.
22 35.4 -00 07 4.02 B8 V 62 эта В.
22 16.8 -07 47 4.16 G8 III-IV 43 тета В. (Анха)
22 06.4 -13 52 4.27 B8 V 33 йота В.
22 37.8 -04 14 5.03 K2 III 63 каппа В. (Ситула)
22 52.6 -07 35 3.74 M2 III 73 лямбда В.
20 52.6 -08 59 4.73 A m 6 мю В.
21 09.6 -11 22 4.51 G8 III 13 ню В.
21 37.7 -06 51 4.69 A7 V 23 кси В.
22 03.3 -02 09 4.69 B8 V 31 омикрон В.
22 25.3 +01 23 4.66 B0 V 52 пи В.
22 20.2 -07 49 5.37 B8 V 46 ро В.
22 30.6 -10 41 4.82 A0 IV 57 сигма В.
22 47.7 -14 03 5.80 B9 69 тау 1 В.
22 49.6 -13 36 4.01 M0 III 71 тау 2 В.
22 34.7 -20 42 5.20 F3 V 59 ипсилон В.
23 14.3 -06 03 4.22 M2 III 90 фи В.
23 16.8 -07 44 5.06 gM5 92 хи В.
23 15.9 -09 05 4.21 K0 III 91 пси 1 В.
23 17.9 -09 11 4.39 B5 V 93 пси 2 В.
23 19.0 -09 37 4.98 A0 V 95 пси 3 В.
23 39.8 -14 13 5.00 A5 102 омега 1 В.
23 42.7 -14 33 4.49 B9.5 V 105 омега 2 В.
20 39.4 +00 29 5.16 K1 III 1 В.

Литература:

1. Атлас звёздного неба.
2. Вайсберг В. Астрономия для астрологов.
3. Глоба П. Неподвижные звёзды.
4. Птолемей К. Тетрабиблос.
5. Птолемей К. Альмагест.
6. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии.
7. Мифологический словарь.
8. Robson V.E. The Fixed Stars and Constellations in Astrology.
9. Саплин А. Астрологический энциклопедический словарь.
10. Астрономия: Энциклопедия для детей./ Гл. ред. М.Аксёнова.
11. Куталёв Д. Общая теория интерпретации звёзд.


II. Одиннадцатый знак Зодиака, занимающий с 301-го по 330-й градус эклиптики (в тропической астрологии). В. - знак стихии Воздуха, третьей зоны, фиксированного креста и четвёртого квадранта. В. - влажный, тёплый (мужской) знак, ночная обитель Урана и Сатурна, знак экзальтации Нептуна, падения Плутона и заточения Солнца. Некоторые астрологи считают, что, наоборот, Нептун в знаке В. в падении, а Плутон - в экзальтации.

Аллегорическое изображение В. - фигура человека, льющего воду из амфоры. В Дендерском Зодиаке В. держит две амфоры.

Х.Э.Керлот указывает, что этот вариант представляет явные доказательства двойственной силы символа В. (его активный и пассивный аспекты, эволюция и инволюция), т.е. той двойственности, которая составляет суть символа Близнецов. Как в восточных, так и в западных традициях этот архетип связывается с символическим потопом, который означает не только конец существующего мира, но и завершение каждого цикла, разрушение сил, удерживающих его части вместе. Когда эти силы перестают действовать, части возвращаются в Акашу - вселенский растворитель, который символизируют Рыбы. В этих двух знаках Зодиака в дальнейшем совершается космическая пралайя. Её функцией, в соответствии с индийской традиции, является возвращение в Единое всех тех элементов, которые первоначально вышли из него, чтобы вести самостоятельное существование. Таким образом, каждый конец несёт в себе семя нового начала. Египтяне отождествляли В. со своим богом Хапи, олицетворением Нила, чьи разливы были источником земледелия, экономической и духовной жизни страны. Следовательно, В. символизирует растворение и разрушение форм, существующих в любом процессе, цикле или периоде; освобождение от оков, угрозу разрушения мира явлений ради освобождения.

В средневековой астрологии духом знака В. считался Габриэль.

Когда Солнце находится в знаке В., это время ожидания весны, поста. Абстрактное значение знака В.: способность выражения идей, творчество в социальном поведении, отношениях и браке.

Основные характеристики В. (психологическое соответствие): идеализм, человечность, самопроявление в коллективах, нестандартность, хорошая способность к наблюдению, способность к адаптации, обилие планов, внезапное действие в нужный момент, преодоление устойчивых форм, жажда перемен, общительность, готовность помочь другим. В человеческом организме под управлением В. находятся голени, лодыжки, кровеносная система. Графический знак В.: водяные или электрические волны. Девиз: "Я планирую". Ключевые слова: мечта, лояльность.

Воздух -

одна из фундаментальных стихий мироздания (см. Элементы). Как и Огонь, В. соотносится с мужским, лёгким, духовным началом, в противоположность Земле и Воде, относящимся чаще всего к началу женскому, тяжёлому, материальному.

Становящийся доступным органам чувств благодаря своему движению, В. описывается в виде дыхания, дуновения, ветра, обладающих множеством символических значений. Дуновение же, дыхание связаны с принципом жизни, животворящим духом, эманацией. Этот мотив представлен во многих космогонических мифах (андаманский Пулуга, олицетворение муссонного ветра, создатель мира; дух божий, носящийся над водами, Быт. 1:2; варианты мифов о яйце мировом, снесённом крылатым, т.е. воздушным божеством). В древнеегипетской мифологии бог воздуха Шу порождает небо и землю. В индуистской мифологии выдох Брахмы означает творение мира, а вдох - его уничтожение. В китайской мифологии этот же образ животворящего дыхания преставлен в виде открывающихся и закрывающихся небесных ворот, соответствующих принципам инь и ян. В индуистской мифологии обитающие в В. рудры мечут стрелы-ветры, которые одновременно служат координатами сотворённого физического пространства. Представления о четырёх ветрах как координатах пространства характерны для античной мифологии. Сходные представления имеются у индейцев Америки. В Древней Греции особенной популярностью пользовались Борей и Зефир, у римлян - Аквилон и Фавоний, которые связывались с четырьмя сторонами света, временами года, с природными циклами (многообразны в различных мифологиях связи ветра с Солнцем, нередко изображаемым дующим в рог, и т.п.). В древнеиндийской мифологии бог ветра Ваю - жизненное дыхание, и сам возник из дыхания Пуруши. В иудаизме дыхание Яхве обозначает непрерывное творение мира. Сотворяя человека, бог вдохнул ему душу.

Во многих мифологиях, в частности, в кельтской, дуновение наделяется магической функцией: дуновение друида разрушает вражеские укрепления, обращает врагов в камни и т.п.

Ветер, как взвихрение В. большой мощи, сам по себе ассоциируется в мифологиях с грубыми хаотическими силами, сферой деятельности титанов и циклопов. Однако как дуновение - дыхание - ветер связан и с представлениями противоположного характера. Так, сильный ветер (ураган, буря) является вестником божественного откровения, - бог отвечает Иову из бури, в грозе и буре получает откровения Иоанн Богослов. Символика дуновения, ветра как "духовной стихии" вообще смешивается с подобной же символикой огня и света: так, в индуистской традиции ветер, рождённый духом, в свою очередь порождает свет. В., кроме того, является светоносным океаном (китайская стихия ци); по В. как лёгкой, духовной субстанции прилетают крылатые божественные вестники - ангелы, однако тот же В. служит в иудео-христианстве местопребыванием и демонизированных крылатых существ (ср. представления о Люцифере как "князе воздушном"). В. рисуется как обиталище множества духов; среди них помещают и души умерших людей.

В традиционной западной астрологии В. - элемент, обладающий качествами влажности и холода и связанный с зодиакальными знаками Близнецов, Весов и Водолея. Ключевые слова: лёгкость, подвижность, ветренность, ветер, полёт, птицы, изменчивость, всепроникаемость, безграничность, броуновское движение, общительность, коммуникация, обмен, торговля, любопытство, познавательная активность, информация, эфир, журналистика, публицистика, мысли, идеи, прозрачность, ясность, легкомысленность, бесформенность, соединяющий, свободный, независимый. Доминанты зодиакальных знаков стихии В. - Сатурн и пояс астероидов, возглавляемый Церерой.

Возничий -

I. (Лат. Auriga). Созвездие северного полушария неба. Принятое обозначение Aur. Площадь созвездия 657 квадратных градусов. Созвездие содержит 90 звёзд ярче 6-й видимой звёздной величины. Ярчайшая звезда В. носит название Капелла.

На небе В. представляет собой звёздный пятиугольник, лежащий к северу от Близнецов. В вавилонской астрологии это созвездие носило название "Кривая сабля" (шумер. GAM, аккад. gamlu) и ассоциировалось с превращённой в созвездие саблей бога Мардука.

Согласно греческому мифу, Миртил, возничий царя Эномая, поддался уговорам Пелопса, жениха дочери Эномая, и подстроил смерть своего повелителя: заменил металлическую чеку на его колеснице на восковую. После этого Пелопс, не захотев отдать Миртилу обещанную награду, сбросил его в море со скалы, и тот превратился в созвездие В. Согласно другим вариантам, созвездие В. связывалось с Фаэтоном или Посейдоном, мчащимся по морю в колеснице. В.Робсон указывает, что В. - это Эрихтоний, сын Вулкана и афинский царь. Он придумал упряжку с четырьмя конями для того, чтобы прикрыть змеиный хвост, который заменял ему ноги. Коза и козлята, также включенные в созвездие, служат напоминанием о козе, чьим молоком был выкормлен младенец-Зевс.

М.Манилий (I в. н.э.) в своей поэме "Астрономика" писал, что созвездие В. оделяет рождённых при его восходе своим искусством: эти люди будут великолепными возничими, прекрасными цирковыми наездниками и т.п.

Птолемей ("Тетрабиблос", I, 9) указывает, что яркие звёзды В. астрологически воздействуют как Марс и Меркурий.

Робсон отмечает, что созвездие В., простирающееся с 10° Близнецов по 3° Рака, сулит самоуверенность, интерес к образованию и общественным проблемам; счастье и одновременно - опасность в ходе великих катаклизмов. Рождённые под его влиянием - горячие приверженцы сельской жизни и, в согласии со своими наклонностями, скорее всего, будут работать учителями или трудиться на каком-нибудь ином поприще, связанном с заботой о подрастающем поколении. С точки зрения каббалистов, Возничему соответствует еврейская буква Самех и пятнадцатая карта Таро, "Дьявол".

В системе интерпретации звёзд Д.Куталёва созвездие В. соотносится с обителью соуправителя Венеры (Хирона, "кентавров") в Весах, древесным знаком Яблони и Старшим Арканом Таро "Повешенный". Созвездие В. означает недвусмысленные искушения, кончающиеся падением и несением бед окружающим; необходимо осмыслить, кто или что стоит за этим искушением. Значение созвездия перекликается с созвездиями Северной Короны, Дельфина и Пегаса. В данной системе астрологически важными считаются следующие звёзды В.:

Координаты на 2000 г.

Звездная величина

Спектр. класс

Наименование звезды

Прямое восхождение Склонение
05ч16.7м +46°00' 0.08 G8 III 13 альфа В. (Капелла)
05 59.5 +44 57 1.90 A2 IV 34 бета В. (Менкалинан)
05 59.5 +54 17 3.72 K0 III 33 дельта В.
05 02.0 +43 49 2.99 F0 Ia 7 эпсилон В.
05 02.5 +41 05 3.75 K4 II 8 дзета В. (Хедус I)
05 06.5 +41 14 3.17 B3 V 10 эта В. (Хедус II)
05 59.7 +37 13 2.62 A0 p 37 тета В.
04 57.0 +33 10 2.69 K3 II 3 йота В. (Хассалех)
06 15.4 +29 30 4.35 G8 III 44 каппа В.
05 19.1 +40 06 4.71 G0 V 15 лямбда В.
05 13.4 +38 29 4.86 A m 11 мю В.
05 51.5 +39 09 3.97 K0 III 32 ню В.
05 54.8 +55 42 4.99 A2 p 30 кси В.
05 45.9 +49 50 5.47 A0 p 27 омикрон В.
05 59.9 +45 56 4.26 M3 II 35 пи В.
05 21.8 +41 48 5.23 B5 V 20 ро В.
05 24.6 +37 23 4.99 K4 III 21 сигма В.
05 49.2 +39 11 4.52 G8 III 29 тау В.
05 51.0 +37 18 4.74 gM1 31 ипсилон В.
05 27.6 +34 29 5.07 K3 p 24 фи В.
05 32.7 +32 12 4.76 B5 Iab 25 хи В.
06 24.9 +49 17 4.91 M0 Iab 46 пси1 В.
06 39.3 +42 29 4.79 K3 III 50 пси2 В.
06 38.8 +39 54 5.20 B8 III 52 пси3 В.
06 43.1 +44 31 5.02 K5 III 55 пси4 В.
06 46.7 +43 35 5.22 G0 V 56 пси5 В.
06 47.7 +48 47 5.22 K1 III 57 пси6 В.
06 50.8 +41 47 5.02 K3 III 58 пси7 В.
06 53.9 +38 30 6.2 B9 pe 61 пси8 В.
06 56.5 +46 16 5.80 B8 IV пси9 В.
04 59 3 +37 53 4.94 A0 V 4 омега В.
04 49.9 +37 29 4.88 K4 II 1 В.

Литература:

1. Атлас звёздного неба.
2. Вайсберг В. Астрономия для астрологов.
3. Словарь античности.
4. Манилий М. Астрономика (Наука о гороскопах).
5. Птолемей К. Тетрабиблос.
6. Астрономия: Энциклопедия для детей./ Гл. ред. М.Аксёнова.
7. Robson V.E. The Fixed Stars and Constellations in Astrology.
8. Куталёв Д. Общая теория интерпретации звёзд.


II. Вечерняя звезда. Планета, расположенная в астрологической карте непосредственно после Солнца в последовательности знаков Зодиака (имеющая большую, чем Солнце, долготу), т.е. заходящая непосредственно после захода Солнца. В. указывает, на что необходимо опираться для развития личности. В., однако, может проявляться и как тормозящий фактор, разрушающий в человеке установки, препятствующий развитию духа, распыляющий творческую энергию. Необходимо оценивать качество планеты-В.: у планеты в изгнании, падении могут проявляться деструктивные показатели в духовном развитии, в жизни вообще. Чаще всего В. являются Меркурий-Эпиметей или Венера-Геспер.

Смысловая противоположность В. - дорифорий.

В. и дорифорий Луны также включают в рассмотрение. Планета, расположенная непосредственно за Луной в натальной карте, будет играть очень положительную роль, давая внутреннюю опору чувствам натива. Эта планета будет способствовать устойчивости, равновесию и концентрации душевных сил. В. Луны также значим при рассмотрении карты лунара.

Возрастание света -

наблюдаемое с Земли увеличение освещённости диска Луны, происходящее на растущей Луне. Термин В.с. применяется и по отношению к другим планетам, выходящим из соединения с Солнцем и движущимся по направлению к оппозиции с ним. См. также Уменьшение света.

 

Возраста точка

(нем. Alterspunkt), возрастная точка, возрастная прогрессия -

метод в психологической астрологии, разработанный Бруно и Луизой Хуберами. Этот метод применяют для определения психологического состояния в данный момент, будущих возможностей развития и для уточнения времени рождения (ректификации).

При возрастной прогрессии дома гороскопа рассматриваются по порядку: I, II, III и т.д., причём каждый дом приравнивается к отрезку жизни в 6 лет. Иначе говоря, возрастную прогрессию можно понимать как продвижение во времени некоего указателя, "точки фокуса сознания", которое начинается от Асцендента и проходит по мере взросления все 12 домов. Поэтому эта точка называется В.т.

Т.о., В.т. проходит каждый дом за 6 лет, двигаясь внутри дома с постоянной скоростью. Авторы метода подчёркивают, что использование данного метода имеет смысл только в Коха системе домов. Следует помнить, что нахождение В.т. в определённом знаке и доме и её аспекты указывают прежде всего на темы психологической жизни, на переживания и совсем не обязательно на конкретные события.

Отдельные астрологи распространяют принцип В.т. на другие системы домов или на знаки Зодиака и используют другую скорость движения по домам. К примеру, рассматривается движение прогрессивной точки (начинающееся в момент рождения от Асцендента) со скоростью 1 дом за 7 лет, 3 дома за 7 лет или (отсчитывая от 0° Овна) 1 знак Зодиака за 6 лет, 1 знак за 7 лет и т.п. См. Жизни точка.

Волгин Александр

(Volguine)

(3.03.1903, 5:30, Александрия, ныне Кировоградской обл.; по др. данным 3:51 GT, Херсон - июнь 1976) -

выдающийся русский и французский астролог первой половины XX в. Астрологией начал заниматься с 1917 г., и вскоре в печати появились его первые статьи по астрологии. В 1920-е гг. эмигрировал во Францию, где и написал свои основные труды (на французском языке). С 1938 г. издавал астрологический журнал "Les Cahiers astrologiques" (с 1969 г. - также на англ. яз.). В. отличался методичностью исследований и интересом к нетрадиционным астрологическим методикам. Так, он поддерживал гипотезу о существовании инфрамеркурианского Вулкана и рассчитал эфемериды этой планеты. В 1936 г. вышла книга В. "Лунная астрология", которую он сам охарактеризовал как попытку восстановления древней астрологической системы лунного Зодиака (28 стоянок Луны) и системы из 28 фаз Луны (домов Луны). Эта книга получила признание и неоднократно переиздавалась, а в 1992 г. была переведена на русский язык. В нашей стране также была издана другая популярная работа В. - фундаментальный труд, посвящённый прогнозной методике солнечных революций (1-е фр. изд. - 1937).

Волнорез,

разъединяющая планета, режущая планета -

планета гороскопа, которая "открывает" заполненный планетами сектор карты, будучи первой планетой после самого большого пространства, не содержащего планет. К примеру, в гороскопе с паттерном Джонса "чаша" (см. Джонса фигуры) все планеты находятся в домах с IV по IX; тогда В. является первая планета в IV доме.

Согласно М.Э.Джонсу, В. является одним из главных показателей важных характерных черт личности. В. указывает, как человек вступает в новые приключения. Иначе говоря, В. указывает на планетный принцип, который активизируется первым в начале каждого нового цикла деятельности натива, задаёт тон этому циклу. В. имеет значение, сходное с планетой низшего градуса (см. Первого градуса планета).

Если Солнце является В., то первоначальный контакт личности с новыми жизненными впечатлениями проходит через творческое самовыражение. Человек склонен приступать к новой деятельности, показывая личную силу, инициативу и творческую активность. Дела, которыми управляют знак и дом, где расположено Солнце, могут играть значительную роль в отношении к новым обстоятельствам.

Если В. - Луна, то разные повседневные явления, семейные и домашние дела, обыденная деловая активность и привычные контакты с публикой дают средство, через которое человек начинает новый жизненный опыт. В новых переживаниях могут играть важную роль также и женщины. Человек склонен играть в повседневных делах руководящую роль матери. Эмоциональные реакции личности на эти повседневные явления могут подготовить почву для последующих событий.

Если Меркурий является В., первое соприкосновение личности с новыми условиями осуществляется через общение и умственную оценку. Натив разумно оценивает ситуации прежде, чем вступать в них. Учёба, чтение и другие интеллектуальные занятия ознаменуют новые условия в жизни человека. Братья и сёстры, соседи, друзья, трудовая среда и непосредственное окружение также имеют склонность вводить человека в новые условия. Рождённый часто вовлекается в новые дела из-за своего любопытства.

Когда Венера является В., рождённый попадет в новые условия через деловую, социальную, романтическую и артистическую активность. Очаровательные манеры позволят ему пребывать в таких ситуациях, которые непригодны для тех, у кого меньше такта. Если Венера поражена, человек должен не позволять своим эмоциям вопреки здравому смыслу втравливать его в нежелательные истории.

Если В. - Марс, натив склонен оказываться в новых условиях по собственному желанию, решимости и инициативе. Жажда новых впечатлений или какое-то личное удовольствие толкает его в эти ситуации. У человека есть инициатива и храбрость для того, чтобы энергично браться за новые авантюры, открывающие путь к самовыражению. Если Марс поражён, импульсивность может вовлечь человека в обстоятельства, которые могут стать опасными и нежелательными.

Когда В. является Юпитер, рождённый начинает новый жизненный опыт через образовательную, религиозную, философскую и культурную деятельность. Уверенная и оптимистическая позиция делает его способным заниматься делами с энтузиазмом. Если Юпитер поражён, нереалистический оптимизм может вовлечь натива в беду; он склонен заниматься большим, чем может осилить.

Если В. является Сатурн, человек обладает систематичным, организованным, дисциплинированным подходом к новым усилиям. Он осторожен при принятии на себя обязательств до тех пор, пока не поймёт ситуацию полностью. Если Сатурн поражён, какой-то страх может стоять на пути возможностей для нового выражения и жизненного опыта, или человек может принять на себя слишком большую ответственность и оказаться перегруженным работой.

Когда В. оказывается Уран, это говорит о человеке, который начинает новый жизненный путь через неожиданные события и внезапные случаи, которые часто приходят от друзей, групп, организаций, акционерных дел или от преследования личных целей и задач. Эти новые впечатления могут относиться к научной, оккультной или гуманитарной деятельности и усилиям. Если Уран поражён, жажда свободы любой ценой может втянуть их в такие обстоятельства: которые могут быть опасными или вредными для их благосостояния.

Если В. - Нептун, натив начинает новый жизненный опыт через интуитивные чувства и предчувствия. Часто его первоначальные действия осуществляются тайно, за кулисами. Новая деятельность и жизненный опыт могут включать образовательные, религиозные или философские учреждения. Если Нептун поражён, натива могут запутать или обмануть в работе в этих новых условия. В новый жизненный опыт рождённого могут втянуть кармические обстоятельства.

Если Плутон выступает как В., человек склонен начинать новый жизненный опыт через попытки улучшить или возродить общественное положение. В делах с новым жизненным опытом у него будет много храбрости и изобретательности. Этот опыт может включать акционерные деньги, тайные дела, научные или оккультные усилия. Если Плутон поражён, рождённый может проявлять беспокойность, автократическое отношение, пытаясь повлиять на других или переделать их. Эти новые впечатления могут также быть получены через усилия переделать или реконструировать старые, бракованные вещи или устаревшие условия.

Планета, "закрывающая" заполненный сектор гороскопа, также имеет большое значение (её иногда тоже называют "В."). Она стимулирует и синтезирует циклы опыта, показывает завершение дел, подобно планете высшего градуса (см. Последнего градуса планета).

Литература:

Сакоян Ф., Акер Л. Предсказательная астрология. Т.1.

 

Волопас

(лат. Bootes) -

созвездие северного полушария неба. Принятое обозначение Boo. Площадь созвездия 905 квадратных градусов. Созвездие содержит 90 звёзд ярче 6-й видимой звёздной величины. Его главная звезда - Арктур, ярчайшая звезда северного полушария.

Древние считали В. одним из важнейших созвездий; шумеры называли его созвездием Преданного Небесного Пастуха, а греки - Погонщиком Волов и Стражем Медведя.

В греческой мифологии считалось, что афинянин Икарий, гостеприимно принявший Диониса, за это получил от него в дар лозу и наставления по уходу за ней. Аттические земледельцы, попробовавшие вина и опьяневшие, решили, что они отравлены, и убили Икария. Проникшись состраданием к его дочери Эригоне, наложившей на себя руки от горя, и их собаке Мере, Зевс отправил Икария на небо в образе В., а Эригону - в образе Девы. Собака же стала созвездием Малого Пса. Другой миф связывал созвездие В. с образом культурного героя Триптолема, которому Деметра подарила золотую колесницу с крылатыми драконами и дала зёрна пшеницы. Разъезжая по всему свету, Т. засеял всю землю и обучил этому людей. Наконец, ещё в одном мифе рассказывается, что это был Аркад, чью мать, Каллисто, Гера превратила в медведицу. Во время охоты сын увидел ее и, не подозревая о превращении, загнал медведицу в храм Зевса. Если бы он убил ее, то его тут же самого убили бы служители храма. Но Зевс пожалел мать и сына. Он вознес обоих на небо, где и по сей день Волопас преследует Медведицу.

Птолемей ("Тетрабиблос", I, 9) указывает, что звёзды созвездия В. обладают астрологическими качествами Меркурия и Сатурна.

В.Робсон отмечает, что созвездие В., простирающееся с 27° Девы по 7° Скорпиона, приносит удачу в битвах, горячие желания, неумеренность и склонность к полевым работам, наряду с некоторым интересом к оккультизму. Каббалисты связывают его с еврейской буквой Тет и девятой картой Таро, "Отшельником".

В системе интерпретации звёзд Д.Куталёва созвездие В. соотносится с обителью Марса в Овне, древесным знаком Дуба и Старшим Арканом Таро "Маг". Созвездие В. говорит о необходимости сочетать мужество со знанием, активным несением новых истин миру, иначе есть опасность стать жертвой собственных необдуманных поступков. Значение созвездия перекликается с созвездиями Геркулеса, Киля и Живописца. В данной системе астрологически важными считаются следующие звёзды В.:

Координаты на 2000 г.

Звездная величина

Спектр. класс

Наименование звезды

Прямое восхождение Склонение
14ч15.7м +19°11' 0.04 K2 III p 16 альфа В. (Арктур)
15 01.9 +40 23 3.50 G8 III 42 бета В. (Неккар)
14 32.1 +38 18 3.03 A7 III 27 гамма В. (Сегин)
15 15.5 +33 19 3.47 G8 III 49 дельта В. (Принцепс)
14 45.0 +27 04 2.37 K0 II-III 36 эпсилон В. (Мирак)
14 41.1 +13 44 3.78 A2 III 30 дзета В.
13 54.7 +18 24 2.68 G0 IV 8 эта В. (Муфрид)
14 25.2 +51 51 4.05 F7 V 23 тета В.
14 16.2 +51 22 4.75 A7 V 21 йота В.
14 13.5 +51 47 4.40 A7 IV 17 каппа В.
14 16.4 +46 05 4.18 A0 p 19 лямбда В.
15 24.5 +37 22 4.31 F0 V 51 мю1 В. (Алькалюропс1)
15 24.5 +37 21 6.50 dK0 51 мю2 В. (Алькалюропс2)
15 30.9 +40 50 5.02 K5 III 52 ню1 В.
15 31.8 +40 54 5.02 A2 n 53 ню2 В.
14 51.4 +19 06 4.55 G8 V 37 кси В.
14 45.2 +16 58 4.60 K0 III 35 омикрон В.
14 40.7 +16 25 4.93 B9 p 29 пи1 В.
14 40.7 +16 25 5.85 A m 29 пи2 В.
14 31.8 +30 22 3.58 K3 III 25 ро В.
14 34.7 +29 45 4.46 F2 V 28 сигма В.
13 47.3 +17 27 4.50 F7 V 4 тау В.
13 49.5 +15 48 4.06 K5 III 5 ипсилон В.
15 37.8 +40 21 5.24 G8 IV 54 фи В.
15 14.5 +29 10 5.26 A2 V 48 хи В.
15 04.4 +26 57 4.54 K2 III 43 пси В.
15 02.1 +25 00 4.81 K4 III 41 омега В.
13 40.7 +19 57 5.75 A1 V 1 В.

 

 

Волосы Вероники

(лат. Coma Berenices) -

созвездие северного полушария неба. Принятое обозначение Com. Площадь созвездия 386 квадратных градусов. Созвездие содержит 50 звёзд ярче 6-й видимой звёздной величины. Введено древнегреческим математиком и астрономом Кононом Самосским (III в. до н.э.). В этом созвездии находится северный полюс галактической системы координат.

Согласно легенде, когда египетский правитель Птолемей Эвергет (правил в 246 - 221 до н.э.) сразу после свадьбы ушёл в поход против сирийского царя Селевка, его жена Береника (Вероника) дала клятву перед алтарём богини Арсинои принести в жертву свои косы, если Птолемей вернётся живым и невредимым. Узнав о победном возвращении своего мужа в Александрию, счастливая Береника тотчас исполнила свою клятву. Муж, узнав о поступке жены и его причинах, был растроган, и молодые супруги пришли к алтарю Арсинои. Однако волос там не оказалось, их украл кто-то из жрецов храма. Птолемей страшно разгневался и пообещал обезглавить всех жрецов, если к утру косы не будут найдены. Едва Птолемей и Береника успели вернуться в свои покои, как там появился знаменитый астроном Конон Самосский. Он сообщил, что произошло чудо - на небе образовалось новое созвездие. Учёный клялся, что накануне на этом месте была пустота, и молодые супруги поверили ему. Тогда Конон нанёс созвездие В.В. на Александрийский небесный глобус, и таким образом впервые было увековечено имя живущего на Земле человека. В 1602 г. созвездие В.В. было официально включено в каталог Тихо Браге.

Х.Э.Керлот указывает, что вообще волосы воплощают энергию и связаны с общей символикой уровней; волосы на голове символизируют духовные силы, поскольку они покрывают верхнюю часть человеческого тела. Волосы означают также плодородие, разрастание первичных сил. Тот, кто отказывается от земной жизни и принципов ее воспроизводства, чтобы встать на путь аскетизма, обязан остричь свои волосы.

Клавдий Птолемей ("Тетрабиблос", I, 9) указывает, что звёзды, входящие в созвездие В.В., обладают астрологическими качествами Луны и Венеры.

В.Робсон отмечает, что созвездие В.В., простирающееся с 17° Девы по 12° Весов, даёт обаяние, воспитанность, очарование. При этом возможен безалаберный, расточительный образ жизни. Возможно, человек полюбит театр или станет актером. Лилли уверял, что начальная зона созвездия порождает слепоту или ухудшение зрения, а та его часть, что приходится на знак Девы, способствует облысению.

В системе интерпретации звёзд Д.Куталёва созвездие В.В. соотносится с обителью Сатурна в Водолее, древесным знаком Жасмина и Старшим Арканом Таро "Звезда". Созвездие В.В. означает готовность к жертве ради счастья и благоденствия; самостоятельное решение; умение быть благодарным. Значение созвездия перекликается с созвездиями Орла, Персея и Дракона. В данной системе астрологически важными считаются следующие звёзды В.В.:

Координаты на 2000 г.

Звездная величина

Спектр. класс

Наименование звезды

Прямое восхождение Склонение
13ч10.0м +17°32' 4.32 F5 V 42 альфа В.В. (Диадема)
13 11.9 +27 53 4.26 G0 V 43 бета В.В.
12 26.9 +28 16 4.35 K1 III-IV 15 гамма В.В.
12 04.3 +21 28 5.87 F0 IV-V йота В.В.

 

Воль Людвиг фон

(Wohl)

(Луи де Воль; 24.01.1903, 14:30 GT, Берлин - июнь 1961, Люцерн, Швейцария) -

один из крупнейших астрологов первой половины XX в. Немец венгерского происхождения. В автобиографии "I Follow My Stars" он приводит время своего рождения 7:45 p.m. Однако после второй мировой войны В. признался одному известному американскому астрологу, что истинное время его рождения - около 3:30 p.m.

В молодые годы В. служил в банке, затем работал художником по костюмам в кинокомпании "Universum Film-Aktiengesellschaft". С 1924 он посвятил себя писательской деятельности. Путешествовал на Ближний Восток, в Северную Африку и Индию. В 1935 г. из Германии эмигрировал через Вену в Великобританию. Во время второй мировой войны В. был капитаном британской армии, главой психологического исследовательского бюро. Он участвовал в "астрологической войне", разгадывая немецкие военные планы по гороскопам военачальников и составляя листовки с "предсказаниями" Нострадамуса, якобы свидетельствующими о победе союзников. Эти листовки, а также подложные номера немецкого астрологического журнала "Зенит" распространялись и на оккупированных немцами территориях и в самой Германии, сея тревогу и упадок духа среди населения и в войсках. В 1949 г. В. эмигрировал в США. Он является автором нескольких астрологических книг, романов, основанных на биографиях католических святых, исторических и криминальных романов ("Аттила", "Юлиан Философ", "Знакомство с доктором Зодиаком" и др.; некоторые из них были экранизированы). Похоронен с военными почестями.

Воспрепятствованная планета -

планета, имеющая неблагоприятные дуговые аспекты, особенно со злотворными планетами. В частности, Луна считается В.п., если она находится в соединении, квадратуре или оппозиции к Солнцу, Марсу или (и) Сатурну.

А.Лео отмечает, что термин "В.п." употребляется прежде всего по отношению к планетам, поражённым злыми звёздами. В древности считалось, что воспрепятствованная Солнцем Луна образует пятно в области глаз или сказывается на зрении. См. Слабости планет, Аффликтированный.

Восточная планета -

I. Вечерняя планета. Планета, находящаяся в восточной элонгации, т.е. восходящая перед Солнцем. Если элонгация планеты не превышает 90°, то планета видна как вечерняя звезда. Девор отмечает, что В.п. считается сильнее западной планеты.

II. Планета, находящаяся в восточной полусфере домов (с X по III дом). А.Лео указывает, что все В.п. склонны создавать свежую карму и представляют судьбу, которая является естественным результатом характера и которой можно избежать, если контролировать характер.

III. Применительно к Солнцу термин "В.п." употребляется, если оно расположено в IV, V, VI, X, XI или XII доме гороскопа.

Восточная полусфера -

полусфера, образованная шестью последовательно расположенными знаками Зодиака, начиная с Козерога и кончая Близнецами (В.п. Зодиака), или шестью последовательно расположенными домами гороскопа, начиная с X и кончая III домом (В.п. домов). Об астрологическом значении В.п. - см. Полусферы.

"Восточная точка",

точка "Восток" -

точка небесной сферы, представляющая собой проекцию точки востока на эклиптику по кругу долготы. "В.т." является куспидом первого дома гороскопа в арктуровской системе домов и Моринуса системе домов. К сожалению, данная точка не имеет другого названия, что вызывает путаницу у астрологов.

 

Восточные дома -

I. (Англ. Eastern Houses). Дома гороскопа, расположенные к востоку от небесного меридиана: X, XI, XII, I, II, III. См. Полусферы.

II. (Англ. Oriental Houses). Дома гороскопа, которые входят в квадранты гороскопа, начинающиеся от оси небесного меридиана, т.е. X, XI, XII и IV, V, VI дома.

Восточный аспект -

дуговой аспект, рассматриваемый в направлении, совпадающем с последовательностью знаков Зодиака. См. Левосторонний аспект.

 

Восточный гороскоп -

название, использующееся в популярных гороскопах для обозначения системы циклического календаря, распространённого, прежде всего, в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Подробнее см. Китайская астрология.

 

Восход

(греч. Anatole, лат. Ortus) -

I. Появление небесного тела над горизонтом вследствие суточного вращения небесной сферы.

II. Одно из старинных названий первого дома гороскопа.

 

Восхода Солнца
карта,

солярная карта -

гороскоп, в котором куспид I дома установлен на Солнце, а куспиды остальных домов рассчитаны по любой из систем домов гороскопа. В.С.к. используется в тех случаях, когда время рождения натива неизвестно. По-видимому, этот метод появился в начале XX в. среди астрологов, писавших статьи о выдающихся личностях, время рождения которых было неизвестно. В системе тематических карт принцип В.С.к. распространён и на другие планеты.

Разновидностью В.С.к. является Солярного равновесия карта.

Восходящая планета -

планета, расположенная близ Асцендента. Разные астрологи дают разные определения В.п. Некоторые школы называют В.п. те планеты, которые находятся не более чем в 5° перед ASC и не более чем в 10° после ASC. В других школах

В.п. принято называть любую планету, расположенную в I доме (в системе домов гороскопа, в которой куспид I дома совпадает с ASC), а если их несколько, то планету, стоящую ближе к ASC.

Н.Маркина отмечает, что В.п. определяет среду вокруг человека, то, как он преодолевает препятствия. Знак на ASC даёт структуру всему I дому, а В.п. определяет характер личности. Влияние её планетарных свойств особенно заметно, если планета сильна в этом знаке либо если Солнце занимает тот знак, которым управляет В.п. Иногда В.п. называют планету, находящуюся в восточной полусфере домов.

Восходящие дома,

восточные дома, анафора -

 

дома гороскопа, расположенные в восточной полусфере домов, т.е. X, XI, XII, I, II и III дома. Противоположность В.д. - заходящие дома. См. Полусферы.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 398; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!