I. Астрология в Византии IV - середины VII вв.



Это был период наивысшего могущества империи. По уровню развития ремесла и торговли, по степени интенсивности городской жизни Византия в данный период значительно опережала страны Западной Европы.

Астрология получила широкое распространение в византийском обществе. Увлечение наукой о звёздах было повсеместным. Авторы хроник приводят многочисленные примеры значительного влияния астрологов на население империи, и это влияние не всегда было положительным. Так, напр., Агафий Миринейский описывает истерию, которая охватила жителей столицы в 550-х гг. из-за серии землетрясений и пророчеств астрологов, предсказывавших чуть ли не общую гибель всего существующего.

Римские императоры старались бороться с увлечением астрологией. Диоклетиан (284 - 305), Константин II (337 - 361) и др. издавали декреты, изгонявшие астрологов из государства. Особенно сурово преследовал астрологов Юстиниан I (527 - 565).

Отец церкви Василий Великий называл астрологию тщетой и суетой, требующей усиленных занятий. Но даже критикуя астрологов, отдельные деятели церкви (Ориген, Иоанн Дамаскин) верили во влияние звёзд на судьбу человека.

Многие гос. деятели перед принятием важных решений нередко обращались за советом к астрологам. О широком распространении веры в астрологию свидетельствует огромное количество астрологических текстов, сохранившихся до нашего времени. Многие из них изданы в"Catalogus codicum astrologorum Graecorum". Особенно большое число астрологических текстов дошло до нас от ранневизантийского периода. В эти годы жили и трудились Гефестион Фиванский, Юлиан Лаодикейский, Павел Александрийский, Реторий, Иоанн Лид и др., оставившие после себя многочисленные астрологические произведения. При составлении своих работ они черпали материал из египетской астрологической литературы, а также из сочинений I - III вв.: гекзаметров Доротея Сидонского, учебной поэмы в семи книгах Антиоха Афинского, "Тетрабиблоса" Клавдия Птолемея, труда Гермеса Трисмегиста о болезнях, возникающих под воздействием небесных светил, трактата Псевдо-Демокрита "Физика и мистика". Три последних автора оказали особенно сильное влияние на византийских астрологов, которые в своих работах останавливались главным образом на характеристике основных положений астрологии, на методах составления гороскопов и т.п.

Сохранившиеся анонимные сочинения по астрологии по существу представляют собой варианты одних и тех же текстов. Их составители, чтобы не вступать в конфликт с церковью, заменяли имена античных богов, "подозрительные" выражения, применяли криптографию, избегали говорить о судьбе.

Таким образом, несмотря на вековую борьбу церкви и государства против астрологов, вера в прямое и косвенное влияние небесных светил на земные дела и судьбы людей и стран оставалась неискоренимой (см. также ст. Христианство и астрология).

Астрологией интересовались многие философы, в частности, представители активно развивавшегося неоплатонизма (Ямвлих, Прокл, Синесий Киренский). Синесию (рубеж IV - V вв.) принадлежит наиболее замечательное достижение в области практического использования астрономических знаний - усовершенствование астролябии. Небесная сфера была им построена в виде конуса по данным К.Птолемея и описана в "Слове о подаренной астролябии".

Иоанн Филопон (VI в.) создал прибор, по которому (в отличие от астролябии Синесия) могли определять время даже ночью.

Астрология была включена в программу преподавания в византийских школах наряду с астрономией. В Александрии её считали равноправной частью квадривиума, а следовательно, учебного курса по философии. Профессор Александрийской школы Олимпиодор в 564 г. вёл занятия по астрологии. Главным учебным пособием в Византии служил вначале "Тетрабиблос" Птолемея, а затем, к первой половине VII в., он был вытеснен "Введением в астрологию" Павла Александрийского.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!