Ролан Быков в фильме «Подранки». Режиссёр Николай Губенко, 1977 г.



Кадр из фильма «Кто, если не мы». Режиссёр В. Приёмыхов. 1999 г.

В этой картине, так же как и во многих других кинолентах, герой Валерия Михайловича

Приёмыхова (1943—2000) является символом надёжности и благородства. Он помогает

Юным героям избавиться от комплекса безотцовщины.

кризис в обществе. Хотя поначалу вряд ли кто из зрителей и критиков заподозрил трагическую мелодраму В. Шукшина «Калина красная» (1974 г.) и лирико-производственную ленту Г. Панфилова «Прошу слова» (1976 г.) в крамоле и подрыве устоев. Между тем оба фильма говорят о том, что неброская, утомительная повседневность «застоя» чревата глубокими внутренними потрясениями.

Идея народной власти обнаруживает в ленте Панфилова свою уязвимость. Главная героиня Елизавета Уварова (И. Чурикова) — председатель горисполкома, член Верховного Совета, государственный человек Она хорошо ориентируется в частных производственных проблемах:

уверенно проводит собрания, по делу распекает нерадивых подчинённых. Однако, по сути, Елизавета Уварова — повзрослевшая на несколько

Кадр из фильма «Прошу слова».

593

 

 

КИНО И ШКОЛА

Режиссёр, работающий с детьми, должен быть не только художником, но также педагогом и психологом. Известно, что дети на площадке не играют персонажей, а живут их жизнью. Поэтому они должны искренне верить в ту задачу, которую ставит перед ними режиссёр. Если ребёнок чувствует фальшь, он не сможет сыграть роль, и фильм получится неудачным.

Серьёзную, но в то же время лирическую картину о школьниках «Звонят, откройте дверь» (1966 г.) создал режиссёр Александр Митта. Фильм рассказывает историю двенадцатилетней школьницы, роль которой исполнила юная Елена Проклова. Вместе с девочкой-подростком зритель сталкивается с миром многообразных человеческих взаимоотношений и нравственных проблем. В картине также замечательно играют Сергей Никоненко и Ролан Быков.

 

Елена Проклова в фильме «Звонят, откройте дверь».

Кадр из фильма «Чучело».

Фильм «Чучело» (1983 г.) Ролана Быкова, поставленный по одноимённой повести В. П. Железникова, в начале 80-х гг. стал сенсацией. Это драматическая история взаимоотношений подростков. В школе маленького городка появляется новенькая. Наивность и доброта девочки, её искренность и сердечность чужды сплочённому коллективу класса. Новенькую награждают злой и насмешливой кличкой — Чучело.

В фильме дебютировала тогда никому ещё не известная школьница Кристина Орбакайте. Она и сыграла роль Лены Бессольцевой, которой пришлось столкнуться с жестокостью одноклассников и предательством лучшего друга. Её партнёром стал выдающийся актёр Юрий Никулин (1921—1997). Он исполнил роль дедушки героини — пожилого интеллигента. Учительница — классная руководительница (Елена Санаева) в первую очередь озабочена устройством собственной личной жизни и не придаёт значения тому, насколько серьёзны поступки её воспитанников.

Детский коллектив Быков подбирал очень тщательно. Для нескольких претендентов были написаны дополнительные роли. Сам режиссёр говорил, что он не работал с детьми, а скорее играл в увлекательную и очень серьёзную игру.

Картина преодолела сложный путь, прежде чем вышла на экраны. Но, попав в прокат и на международные показы, везде собирала полные залы.

лет Паша Строганова из «Начала». Ощущение жизненной сверхзадачи потеряно, осталась только никуда не ведущая повседневность: «пятиминутки», «пятилетки», стройки. В общечеловеческом и духовном измерениях героине реализоваться практически невозможно. Её сын-подросток погибает в результате нелепого несчастного случая. Эта смерть — главное событие картины. Им начинается и заканчивается фильм. Страшная человеческая трагедия обрамляет историю успеха героини и тем самым ставит его под сомнение. Режиссёрский стиль Панфилова — это стиль повседневного наблюдения.

«Прошу слова» — фильм о кризисе власти. «Калина красная» — фильм о губительной катастрофе жизни народа. Крестьянин Егор Прокудин (В. Шукшин) выходит из тюрьмы в начале 70-х и оказывается «лишним человеком». В XIX в. образ «лишнего человека» связывали с пресыщенным дворянством. Спустя полтора столетия «лишним» оказывается про-

594

стой «человек от сохи». То есть ненужным в своей собственной стране становится большинство населения. В финале картины Егор Прокудин погибает от рук уголовников. «Калина красная» обрела поистине народную славу и любовь. Однако её подлинное значение — прозрение Шукшина — стало понятно два десятка лет спустя, когда криминальная стихия и терроризм захлестнули страну, поставив под сомнение достоинство и безопасность целого народа.

После того как вышла картина «Долгие проводы» (см. статью «Советское киноискусство в послевоенный период»), Кира Муратова долго ничего не снимала. Наконец в 1978 г. на студии «Ленфильм» она выпустила картину «Познавая белый свет», которая снова не дошла до широкого зрителя и мировых фестивалей. Между тем эта изысканная камерная лента может быть причислена к числу важнейших художественных удач отечественного кинематографа 70— 80-х гг.

В безукоризненной манере Муратова говорит о том, что повседневная жизнь, на которую в фильме «Начало» всё-таки хотел надеяться Глеб Панфилов, к концу 70-х оказывается исчерпанной и невозможной. Те самые простые советские люди, рабочие, ради которых будто бы существовало советское государство, в картине впервые оказываются изгоями в собственной стране. Любовь шофёра грузовика Михаила и Любы, возникшая на «стройке пятилетки», трагична, хотя никаких видимых препятствий для неё не существует. Муратова демонстрирует полную исчерпанность «поэзии трудовых будней»: ведь по всем канонам «производственного жанра» главные герои (люди трудолюбивые, честные и сугубо положительные) должны быть счастливы.

Избежать грусти и уныния в фильмах 70-х гг. удавалось режиссёрам, работавшим в узких жанровых рамках. На телевидении раскрылся талант комедиографов Алексея Коренева и Марка Захарова. Телевизионная четырёхсерийная лента Коренева «Большая перемена» (1974 г.) по праву обрела всенародную популярность. «Большая перемена» — это гимн повседневности, лирическая комедия, героями которой становятся взрослые ученики вечерней школы. Коренев воскрешает традиции семейной саги эпохи «оттепели» наподобие фильма И. Хейфица «Большая семья» (см. статью «Советское киноискусство в послевоенный период»). Ученики класса Нестора Петровича — эта та же самая большая семья. Конечно, совместная жизнь, учёба и сердечность отношений этих простых, замечательных людей не имеют никакого отношения к действительности. Видимо, поэтому в картине так поразительно сочетаются радость бытия и боль от утраченного «чувства локтя».

«Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977 г.) Н. Михалкова — на первый взгляд просто экранизация Чехова. Однако под видом чеховских интеллигентов скрываются, конечно же, современники режиссёра и его соавтора — сценариста Александра Адабашьяна. Интеллигенты в этом фильме замкнуты в круге своих частных проблем и страдают от этого. В конце концов, главный герой восклицает в отчаянии: «Мне тридцать пять лет, жизнь прожита зря, ничего не начато и не завершено!». Трагическая неспособность


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!