Кадр из фильма «Неуловимые мстители»



591

Кадр из фильма «Белорусский вокзал».

Кадр из киноэпопеи «Освобождение» .

была общая война, общая трагедия и победа. Однако, как выясняется в фильме, братство героев — в прошлом и впереди нет никаких целей.

В это же время о войне были сняты кинофильмы, выражавшие официальную позицию партии и правительства, — историко-документальные масштабные эпопеи Юрия Озерова «Освобождение» (1970—1972 гг.) и «Битва за Москву» (1985 г.), а также телевизионный сериал Михаила Ершова «Блокада» (1974—1978 гг.).

Наряду с этими картинами создавались ленты, в которых основное внимание обращалось не на исторический ход событий, а на человека в этих событиях: «Они сражались за Родину» (1975 г., режиссёр С. Бондарчук; по повести М. Шолохова), «А зори здесь тихие...» (1972 г., режиссёр С. Ростоцкий; по повести Б. Васильева).

Оригинальный взгляд предложил Алексей Герман в фильме «Проверка на дорогах» (1971 г.). Предателю даётся возможность искупить свою вину. Колоссальное человеколюбие картины показалось советским чиновникам слишком неактуальным и несовременным. Картину положили «на полку», и она вышла на экраны только в 1986 г. Однако в 1977 г. писатель Константин Симонов настоял, чтобы сценарий фильма «Двадцать дней без войны», основанный на его книге, ставил именно опальный режиссёр А. Герман. В итоге появилась картина о любви немолодого солдата (Ю. Никулин), получившего двадцатидневный отпуск, и «женщины из эвакуации» (Л. Гурченко). А в 1985 г. Элем Климов поставил фильм «Иди и смотри» — рассказ о трагедии Хатыни, снятый по принципу «эмоциональных ударов», жёстко и очень натуралистично.

В начале 70-х гг. вышли две важнейшие для этого десятилетия картины, которые обозначили жестокий

Василий Шукшин 8 фильме «Калина красная» .

Кадр из фильма «Иди и смотри» .

*Хатынь — деревня в Белоруссии. Во время Второй мировой войны всех её жителей фашисты сожгли заживо.

592

ДЕТСКОЕ КИНО

Что такое детское кино? Кино, в котором играют дети? Картины про жизнь детей? Или просто фильмы, которые им нравятся?

Мир детского кино огромен и включает в себя столько же форм и жанров, как и взрослый кинематограф.

Для того чтобы понять, что такое жанр и форма, представьте сосуд с какой-нибудь жидкостью. Очевидно, кто-то вспомнил бутылку кока-колы, кто-то — древнегреческую амфору со старым вином, а кому-то более оригинальным показался аквариум с рыбками. У этих предметов есть свои форма и содержание. Так и в кино. Определённое содержание имеет любой фильм — комедия, сказка, история о любви. И это содержание автору необходимо облечь в определённую форму (например, музыкальный фильм, постановка с множеством трюков или костюмированная история времён Людовика XIV).

Интересным сочетанием формы и содержания можно считать работу режиссёра Бэза Лурмана «Ромео и Джульетта» (1996 г.). Автор фильма погружает героев трагедии Шекспира в современную американскую действительность. Получается печальная, но увлекательная и зрелищная история о любви детей из двух враждующих мафиозных кланов.

К детскому кино относятся и сказки, и комедии, и музыкальные фильмы, и лирические драмы. Ролан Антонович Быков (1929—1999) считал, что детское и взрослое кино — это ветви одного дерева. Так что детское кино — это не только сказки, мультики и киноленты о приключениях в далёких странах, но и научно-популярные, познавательные фильмы, документальное кино. Быковым сыграно много ролей в детских картинах, однако больше он известен как режиссёр («Айболит-66», 1966 г.; «Внимание, черепаха!», 1970 г.; «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», 1975 г., и др.).

Работать в детском кинематографе значительно сложнее, чем во взрослом кино. Даже киноплёнки на сцены с участием актёров-детей отводится в десять раз больше, чем на сцены, где заняты только взрослые актёры.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!