Драма Островского «Гроза». Образ Екатерины и его истолкование Добролюбовым и Писаревым. Идейно-эстетическое значение пьесы. «Гроза» в исследованиях отечественных учёных.



Пьеса «Гроза» явилась свидетельством того, что Островский пошёл по пути отказа от идеализации купечества и патриархального быта; в ней автор сосредоточил внимание на драматизме жизни купеческого сословия как следствии перемен, подтачивающих изнутри казавшиеся вечными и незыблемыми сами основы, на которых даржался этот мир. Добролюбов в статье «Луч в тёмном царстве» утверждал, что «Гроза есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского. В Грозе есть даже что-то освежающее и ободряющее». Островский максимально заострил конфликт и впервые в своём творчестве привел его к трагичсекой развязке. Островский называл «Грозу» драмой, однако, современники считали её трагедией, ведь действие пьесы развивается в трагедийном ключе, трагедийный характер имеет и её конфликт. Русская драматургия ещё не имела такой пьесы, в которой бы так полно и глубоко была отражена внутренняя жизнь современной женщины из патриархальной среды и в которой бы противостояли друг другу сильные и яркие женские характеры. Заурядная обстановка и банальная ситуация подняты драматургом на уровень общественно значимой нравственно-психологической проблемы, а особенности русского национального характера и народной жизни показаны в их крайних проявлениях. Полноправным элементом вошёл в пьесу городской пейзаж, красивая природа, с высоким волжским берегом, заречными просторами, с дивной ночью, пением птиц и ароматом цветов. Эстетическое начало проявилось и в речи персонажей, в словах Кулигина, умеющего выразить своё восхощение красотой, в песнях, в сцене ночного свидания, в рассказах и снах Екатерины.

Другая грань калиновской жизни-бездуховность, невежество, самодурство и дикость нравов. Купцы друг у друга подрывают торговлю, дома издеваются над близкими людьми. И хотя Калинов - город выдуманный автором, показан он объёмно достоверно и убедительно.

Хотя семейная тема – одна из ведущих в драме, события в основном происходят на улице, на миру – жизнь купеческого сословия, несмотря на высокие заборы, в рамках своей замкнутости имеет открытый характер.

   Создавая драму трагедийного типа, Островский в качетсве исходного момента использует ситуацию классицистической трагедии, основанной на конфликте между долгом и чувством. Неизбежность трагического конца определена всё услажняющимся конфликтом, который в итоге выливается в столкновение личности, осознающей своё человеческое достоинство, с омертвевшими догмами и антигуманными порядками. Островский создал трагедию нового типа, где финал предрешён не только особенностями характера двух женских натур, не только мучительной борьбой между чувством и долгом, но и, прежде всего, обострённой совестью, которой наделена Катерина.

Силы природы мощно воплотились в особой символике «Грозы», в описаниях, репликах, в песнях, придав пьесе национальный колорит и эпическую масштабность. Волга – это не только место действия и фон, но и ведущая тема. С Волгой связана вся жизнь Катерины. Добролюбов пишет о Катерине: «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведённый до конца, провозглашённый и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». Григорьев назвал Островского народным поэтом, утверждая, что «истинное искусство было и будет всегда народное, демократическое, в философском смысле этого слова». Восторгаяся III актом «Грозы», критик писал: «Это ведь создано так, как будто не худлжник, а целый народ создавал тут». Гончаров отметил типичность характеров, поэтическую образность произведения. Завершая свой отзыв, Гончаров подчеркнул, что «…В ней исчерпан и разработан богатый источник русского современного народного быта».

 

19) Проблематика и художественное своеобразие пьес Островского II половины 60-70-хх гг. («Горячее сердце»,«На всякого мудреца довольно простоты», «Волки и овцы», «Бесприданница».)

1870-е годы стали периодом бурного и стремительного развития экономики и накопления капитала в России. В жизни россиян появляется много нового, в русский лексикон входят непривычные для русского уха слова. Сложный, пёстрый, неугомонный мир вошёл и в произведения Островского, ставшего своеобразным летописцем пореформенной России, бурлящей, вступившей на неведомый ей путь капитализации.

В этот период Островский создаёт пьесы, проблематика которых прямо связана с основными тенденциями эпохи. Иные черты приобретают и его персонажи – в пьесах выведены дельцы новой формации, чья жизнь строится на строгом расчёте, ни к чему не приспособленные дворяне, творческая интеллигенция, с трудом пробивающая себе дорогу в условиях интенсивной коммерциализации. Для творчества Островского этого периода характерны устойчивые темы, удачно найдённые штрихи к психологической физиономии русского характера, отдельные положения, типы конфликта. Но при этом его драматургия постоянно обретает новые черты, свидетельствующие о непрекращающемся творческом поиске художника. Всякий раз Островский находит неожиданный ракурс, новую интонацию, новую форму. Пьесы последнего периода отмечены особым свойством в развитии сюжета. До минимума сводит драматург количество персонажей, не имеющих прямого отношения к развитию действия. Творческий опыт, авторская свобода, артистическая дерзость в полной мере проявились в таких шедеврах Островского, как «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Волки и овцы» и другие.

Комедия «На всякого мудреца довольно простоты» лишена лирической проникновенности. Она открыта, прежде всего, для сатирического осмысления примет эпохи и построена на сочетании откровенно комедийных, пародийно-патетичсеких, иронически-сатиричсеких сцен. Причудливым образом соединились в пьесе приметы сатиры и авантюрного жанра. Пьеса насыщена событиями и собтийными диалогами. Одна из основных примечательностей произведения состоит в мелькании сцен, событий, лиц, а явно выраженная комедийность проникнута и тревогой за судьбу намечающихся в стране перемен, накладывающих отпечаток на моральное состояние. Вдохновение автора выразилось в остроте сюжета, в разрешении конфликата, в стремительном развитии действия, в многочисленных остротах и каламбурах.

В «Горячем сердце» черты провинциального быта и политической системы предельно заострены, переданы в форме буффонады. Многие стороны жизни приобрели в пореформенной провинции уродливые очертания. Семейные связи разрушились, семья утратила присущие ей ранее стабильность и надёжность, перестала быть прочным гнездом, хранилищем традиций и векового уклада. Драматичность и неизбежность такой тенденции передал Островский, нашедший для неё особую форму комедийно-драматического синтеза. В пьесах Островского всегда происходит расширение показа частной, политической, общенациональной. Сюжет, который мог бы развиваться как драматический, получает комедийную развязку.

 

20) Мастерство Островского-драматурга в пьесах об искусстве («Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»).

«Лес» - первая пьеса Островского, в которой так серьёзно зазвучали размышления автора об искусстве и людях искусства. Лирико-бытовой план здесь естественным образом переплетён с философско-эстетическим, что и обусловило жанровую новизну произведения. «Лес» можно вопринимать как социально-бытовую и нравственно-психологическую комедию с лироко-элегическим звучанием. В пьесе стихия игры сливается со стихией быта, театр – с прозой жизни, любовь – с пародией. «Лес» стал явлением в русской драматургии, он открыл дорогу символическуму театру. Трактовать пьесу как социально-бытовую комедию нельзя, поскольку в ней достаточно чётко отражена историческая и культурная проблематика. В «Лесе» высокое уживается с низким, трагическое со смешным.

В пьесе события предельно сконцентрированы в пространтсве и времени: происходят не просто перемены в жизни героев, а превращения, что свойственно авантюрно-приключенченскому жанру.

«Лес» - это пьеса об искусстве, актёрах, оказавшихся в барском доме, где их не ждали. Новаторство пьесы – в её эмоциональности, в разнообразии настроений, в элементах и юмора, и горечи, и печальной иронии, которые определяются тем, что перемены, происходящие в дворянских гнездах, отражают общее состояние хаоса и неразберихи, характерное для переходного времени.

Драма талантливой женщины, вынужденной пойти на нравственный компромисс, показана в пьесе «Таланты и поклонники». Островский хорошо знал, сколь нелёгким был труд актёра, как сложна театральная среда, где утвердить себя могда только незаурядная личность. Тематически к «Талантам и поклонникам» примыкает комедия «Без вины виноватые». В обеих пьесах Островский мастерски развивает сюжет, воспроизводит атмосферу актёрской среды, строя действие на неожиданных крутых переменах, противопоставляя тружеников сцены, этих вечных детей, людям деловым и уверенным в себе.

С большой любовью и трогательным чувством изобразил художник милый его сердцу театральный мир, показал актёров такими, какими их знал, - неугомонными, неприкаянными, склонными и к высоким, благородным душевным порывам, и к мелким интригам, чуткими, ранимыми, добрыми и – завистливыми и бессердечными. Все они, как могут, противостоят житейским трудностям.

Драматург избрал особый принцип передачи пространственно-временных отношений, он строит действие на несовпадении сюжетного времени. 17 лет отделяют события I акта от последующих трёх. Бег сюжетного времени то ускоряется, то замедляется. В монологах, диалогах, репликах-воспоминаниях восстанавливается прошлое, к нему постоянно тянется нить от сиюминутного, оно не отпускает героев, напоминая о себе. Островский понимал, что излишняя сентиментальность, мелодраматизм в чистом виде могут навредить художественному замыслу, и поэтому в процессе работы освобождал текст от излишней чувствительности.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!