Новаторство Некрасова в жанре поэмы. «Кому на Руси жить хорошо». Споры о композиции поэмы.



Поэмы Некрасова о жизни народа, начиная с «Коробейников» и кончая «Кому на Руси жить хорошо», - новое явление в литературе. В отличие от романтической поэмы 20-30 годов 19 века они основываются не на раскрытии облика героического одиночки, а на изображение масс или героев, являющихся типическими представителями этих масс. Дело не только в том, что герои поэм Некрасова простые люди, крестьяне, которые показаны в их повседневной трудовой жизни как представители крестьянской массы. Они мыслят и чувствуют вместе с ней, они неотрывны от окружающей среды. Своеобразие и художественное новаторство поэмы Некрасова не только в его обращении к крестьянской тематике, но и в особенностях созданного им жанра народной поэмы. В ней сочетаются широкий социальный фон, конкретные картины эпохи с новеллистическим сюжетом, позволяющим показать характеры героев. Некрасов не стремится к романтическим эффектам,- сюжет его поэмы весьма прост, во многом обыденный, позволяет показать героев не в романтическом ореоле, а в их будничной обстановке. Для некрасовских поэм характерна та же сюжетная новеллистичность, что и для лирики. Смелым новаторством явилось не только самое обращение к сюжетам, взятым из жизни народа, но и сочетание суровой реалистической простоты в изображении действительности с поэтичностью фольклора. Поэмы Некрасова никак не могут быть приурочены к какому-либо традиционному жанру, а являются новым словом в поэзии и открывают ей новые пути и возможности.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо», вобрав весь предшествующий творческий опыт поэта, явилась в то же время новаторским произведением, подобных которому русская литература не знала. «Кому на Руси жить хорошо» не поэма о героях или герое, это эпос народной жизни, раскрывающий основные ее стороны, все ее многообразие. В своей поэме Некрасов противопоставил два мира, две сферы жизни – мир господ, помещиков и мир крестьянства. Многие персонажи показаны крупным планом, их характеры тщательно разобраны. Споры о композиции. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» сложно по своей архитектонике. При жизни поэта она не была напечатана целиком из-за цензурных запретов. А сразу после публикации в советское время(1920 под ред. Чуковского) вспыхнули споры, не затихающие до настоящего времени, о расположении частей в поэме, о месте «Пролога», о фрагментах, выброшенных поэтом и др. Наметились 2 точки зрения на расположение частей: «Пролог» и 1-я часть вместе, затем «Последыш», далее «Крестьянка» и в конце «Пир - на весь мир». В.Гиппиус предложил следующий вариант: «Пролог», 1-я часть, «Последыш», «Пир на весь мир», «Крестьянка». Н.Гайденков и И.Шамориков предложили печатать поэму так: «пролог» отдельно, т.к. он относится ко всему произведению, 1-я часть, «последыш», «Крестьянка», «Пир – на весь мир». Предпочтительнее оканчивать поэму «Пором – на весь мир», т.к. революционное звучание здесь наиболее отчетливо, а в «Крестьянке» есть либеральные ноты. Текстологи продолжают исследовать этот вопрос.

 

Основные направления в развитии русской поэзии 60-ых годов. Эстетическая программа и художественна практика школы «чистого искусства». Творчество А.А. Фета.

Во всей литературе, как и во всей общественной жизни, отчетливо обозначилась основная линия размежевания — между лагерем крестьянской демократии и правительственным лагерем, к которому примыкали и либералы. Это сказалось как на общем идейно-политическом смысле основных поэтических направлений и творчества отдельных поэтов, так и на их эстетических принципах и художественных особенностях.

Обычное представление о двух основных направлениях русской поэзии 50—60-х годов — так называемой «чистой поэзии» и «гражданской», борьба между которыми определяла поэтическое движение этого времени, — сложилось очень давно. Социальный смысл борьбы между ними, равно как и социальная природа обоих направлений выяснены в литературной науке и не вызывают сомнений. При всем разнообразии оттенков внутри «чистой поэзии» это была в своей основе дворянская поэзия, а противостояла ей поэзия демократического лагеря. К первому направлению принадлежали Фет, А. К. Толстой, Тютчев, ко второму — Некрасов, Добролюбов, Михайлов. В области поэзии с наибольшей резкостью и отчетливостью сказалась борьба «гоголевского» и «пушкинского» направлений. Борьба велась между сторонниками критического реализма и приверженцами теорий «искусства для искусства». Поэты школы «чистого искусства», считали «гражданскую поэзию» не настоящим искусством или вовсе не искусством, а явления, связанные с «злобой дня», т. е., иначе говоря, явления социально-исторические, поскольку основным стимулом их творчества было активное, в высшей степени заинтересованное отношение к самым острым вопросам и противоречиям окружающей социальной действительности. Критикам, поэтам, да и просто читателям демократического лагеря были совершенно чужды взгляды на литературу представителей школы «чистого искусства». Им был во многом далек и поэтический мир этих поэтов. Они считали его узким, ограниченным замкнутым в пределах личных переживаний. Будучи одним из самых утончённых лириков, Фет поражал современников тем, что это не мешало ему одновременно быть чрезвычайно деловитым, предприимчивым и успешным помещиком. Творчество Фета характеризуется стремлением уйти от повседневной действительности в «светлое царство мечты». Основное содержание его поэзии — любовь и природа. Стихотворения его отличаются тонкостью поэтического настроения и большим художественным мастерством.Фет — представитель так называемой чистой поэзии. В связи с этим на протяжении всей жизни он спорил с Н. А. Некрасовым — представителем социальной поэзии.Особенность поэтики Фета — разговор о самом важном ограничивается прозрачным намёком. Стихи А. Фета - это чистая поэзия, в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей загубленной любви он пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и свежо, как в первые минуты. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи. Обычно А. Фет в своих стихах останавливается на одной фигуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию никак нельзя назвать однообразной, наоборот, - она поражает разнообразием и множеством тем. Особая прелесть его стихов помимо содержания именно в характере настроений поэзии.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 1115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!