Архитектура Рима периода империи 30г до н.э. – 476 г. н.э.



Последний век сущ. Республики -наивысшего расцвета архитектуры, стал истоком для дал.развития зодчества в Р. империи. В отличие от греческой арх-ры поражает своим величием, идейным богатством. Влияние греции не было заметным, т.к. идея, не подходила Риму. Греческие традиции отразились в колоннадах форумов, в портиках храмов и в дворах богатых жилищ, ограниченных по сторонам колоннами. К греческой ордерной системе римляне добавляли тосканский(упрощенный дорический) и композитный(сочетание ионического и коринфского), который применялся чаще, чем остальные. -Разработка театров, ипподромов, арен, амфитеатров.-Расширение императорских форумов-Создание триумфальных сооружений (арки, колонны)-Формирование полного Римского ордера.Провозглашается первый римский император Август Октавиан. Основной строительный материал - кирпич.

Строятся новые и восстанавливаются старые храмы, возводятся крупные общественные сооружения, триумфальные арки, крупные мавзолеи, театры. Ведётся разработка арен, ипподромов, расширяются императорские форумы. Формирование полного римского ордера. Характерной чертой наивысшего развития арх-ры стала ордерная аркада – система поэтажного расположения ордеров. В период расцвета империи строятся монументальные сооружения. 1.Театр Марцелла в Риме: театр сооружается не на естественном уклоне местности, а на искусственных сводчатых конструкциях – СУБСТРАКЦИЯХ. Массивные столбы, на которые опираются арки сводов. Вид зданиях облегчается за счет ордерных решений (низ - дорический, верх ионический), наружных фасадов. Стены – глухая стена, украшенная плоскими архитектурными поясами, фасад, обращенный в зрительный зал был, украшен более точно. Театр затягивался тентом от дождя. Театр двухэтажный. Орхестра - полукруг. Хора в римских пьесах не было. Игровая площадка – скена с колоннадой.2.Строительство форумов:Форум Трояна – перистильный двор со статуей императора в центре замыкается базиликой. Греческая и латинская библиотеки. Колонна ТРОЯНА. Колонна возведена в 80 г. н. э. в честь победы над Даками. 30-ти метровая колонна по периметру украшалась по спирали лентой рельефа длинной 200м. Наверху колонны - смотровая площадка со скульптурой Трояна. Арка Константина - 3-х пролётная.Форум Цезаря – торговые ряды. ТАБЕРНЫ – биржи для деловых сделок.Форум Августа - Его площадь огорожена высокой стеной, толщиной 2 метра, к которой примыкали коллонады и экседры. В экседрах делались специальные ниши для статуй властителей Рима. На форуме Августа доминантой являлся храм Марса. Он имел широкую лестницу с алтарями и специальную площадку для оратора - трибуну.Форум Мира - Находился рядом с Колизеем3.Строительство Триумфальных СооруженийРазработка нескольких типов арок: -одно, двух, трех – пролетная, крестовая, двухъярусная .Арка Тита.(первая) По сторонам проема по две коринфские колонны. Украшает надстройка сверху – аттик. Наверху статуя императора на колеснице. В аттике – прах Тита. Арка – постамент для статуи и мемориальный памятник.Колонна Трояна- колонна стоит на пьедестале , была украшена замечательными по выразит рельефами ,повествующими о военных победах императора. В цоколе захоронение трояна.Арка Константина– трехпролетная. Украшают восемь коринфских колон, по четыре на каждую сторону и многочисленные барельефы Колизей (амфитеатр Флавиев):50тыс зрителей, размеры по главное оси 189х156м, высота 48м, арена 45х78м. Это — 3эт. сооружение (позднее был добавлен и четвертый этаж) с арочно-сводчатыми перекрытиями. Стена Колизея состояла из трех ярусов арок — входов, а четвертый ярус имел глухую стену с кедро­выми мачтами, укрепленными на крон­штейнах. В нижнем ярусе Колизей находились полуколонны дориче­ского      ордера, во 2 — ионического, а в 3 — коринфского. В нишах 2 и 3ярусов стояли статуи. Основу сооружения составляет каркас из каменных столбов. Использованы три ордера. Арену посыпали песком, отсюда и названиеПантеон – гл. назнач. – храм всех богов. Арх – Апполодор Дамасский.

Храм с круглой целлой – ротонда. Купол d=43,2м с отверстием в центре. Кессоны – углубления в куполе. Стены выполнены из сырцового кирпича, толщина стен 6,2м. Сферический свод выполнен горизонтальными слоями бетона и рядами кирпича. 8 ниш со статуями богов. Внутренне пространство украшено коринфскими колоннами. Можно выделить три знаковых фигуры: круг (символ вечности), квадрат или прямоугольник (наш устойчивый мир), треугольник (символ человека, которые с одной стороны привязаны к миру, но стремятся к божественности). К зданию храма был пристроен портик с восемью колоннами из египетского красного гранита с беломра­морными коринфскими капителями.Термы Каракаллы (206-217 гг.).

Начал строить Септимий Север в 206 г , а в 217 они были открыты его сыномКаракаллой. Однако полностью строительство было закончено при Александре Севере 225-235гг. Вместимость - 1600 чел. Размер комплекса - прямоугольный участок 335на 353 м.Главное здание бани имело длину 216 м., ширину 112 м. С трех сторон его окружало 40 метровая полоса двора-сада - ксиста, с четвертой стороны - ксист с большой стадией (стадион 320на 120 м). Залы горячей воды - кальдарий, теплой - тепидарий и холодной - фригидарий располагались по одной оси в центре квадратного здания. По обе стороны этих залов находились площадки для игр, гимнастические залы и др. помещения, облицованные редкими видами мрамора, гигантские колонны и изящные скульптуры. Купальни были сделаны из базальта, гранита и др. дорогого материала. В Риме было 800 небольших и крупных императорских бань. Для снабжения их водой были устроены акведуки или водопровод на аркадах - мост с лотками, по котому вода переводилась через препятствие к месту назначения. Город пересекало несколько громадных аркад, к-ые подводились к термам, где воду подогревали котельными установками в подвалах.

Императорские виллы и дворцы : Вилла Адриана, Дворец Флавиев

8,Архитектура Византии

Новая столица Конст-ль(325г) в Византии. Ранее Византийский этап 5 – нач. 8 вв. Средне Византийский 8 – 13 вв. Позднее Византийский 13 – 15(1453г). Иск-во подчинено идеям православия, культовое. Кладка: местный мелкий камень и обожженный кирпич (плинфа 4-5см.) на растворе (цемянка – известковый раствор с добавлением толченого кирпича); чередование 4 рядов плинфы и 1 мелкого камня. По сравнению с Римскими, Византийские арх-ры создавали более экономичные системы сводчатых конструкций (крестовые своды из кирпича, купола на парусах формы сферического треугольника). Характерно применение вариантов аркад на колоннах. Внешние линии аркад (архивольты) поддерживались лентой из кирпича.

Типы храмов: 1.Базилика вытянутой компози-и (ц-вьСан-Аполинаре в Равене –интерьер ориентирует на движение от входа к алтарю, рассчитана на процессии, торжеств шествие. Этот тип берет свое начало в античности – базилика с двускатной ступенчатой кроблей, 3-5 нефов раздел.колоннами, апсида, ср.неф выше. Вытянут-е простр-во, 3нефа, 1 апсида, двор/атриум с водоемом, нартекс/предвход, кресщальнясвязана с храмом, базилика Санта Мария Маджоре в Риме – у них при входе портик, у нас паперть, буптестерий связан с храмом/отдельно, атрий/ничего, т.е. мы перерабатываем) 2.Центричный тип (баптистерий, мавзолей, восход к антич.мавзолеям, служили крещальнями, в плане круг, 8гран, равноконечн.крест. Мавзолей Константина в Риме,Сан Витале в Равене – 8гранник с граненым выступом алтаря. 8высоких опор, несущих купол. Опоры соединены между собой полукруг-ми 2эт. На стены установлены своды. Арочн. конст-ции под сводамиподдерж-ют галерею, обходящую центр-ое подкуп-ое ядро храма, для привелегир.лиц, нет алтаря, собирает всех в центре.)3.Купольные базилики (София Конст-кая – соединение прямоуг.базилики и центрич.Арх-ры Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Главное подкупольное простр-ва квадрат 75х72, высота до купола 57м, купол 15м при помощипарусной конструкции опирается на 4 пилона 23м 5,3х7,5м(соединены между собой подпружными арками). 40 окон в куполе-основное освещ-е. Толщ. Стен до 15,м. Атриум.двор с фонтаном – нартекс – храм. Диаметр купола 31,4, ширина центр нефа 31м. 4.Крестово- купольная сист-ма. Собор Сан Марка в Венеции 11в – в 1 здании соединены 5 крестовокупольных систем – на перекрестии нефа и трансепта ставят купол. в плане кресс – в простр-ве купол.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 589; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!