Вольфрам фон Эшенбах. Роман в стихах «Парцифаль». 1195–1210 гг.



Шедевр немецкого поэта Вольфрама фон Эшенбаха (Wolfram von Eschenbach) – рыцарский роман в стихах «Парцифаль» («Parzival»). Роман повествует о юноше, отец которого был убит на турнире. Мать, Херцелоида, воспитала его вдали от сверстников и в неведении о рыцарстве, чтобы он не последовал примеру отца и не стал рыцарем. Однако расчет матери не оправдывается. К ее великому огорчению, Парцифаль уезжает ко двору короля Артура. Чистый душой, но совершающий по неразумию оплошности, он, наконец, обретает наставника в правилах истинного рыцарства – старого рыцаря Гурнеманца, спасает попавшую в беду прекрасную принцессу Кондвирамур и женится на ней. Вскоре после свадьбы Парцифаль оставляет молодую жену ради дальнейших приключений, но хранит верность до самого дня их окончательного воссоединения.

Странствуя, он попадает в замок Мунсальвеше, где находятся Святой Грааль и король Анфортас. Несмотря на многочисленные намеки, юный Парцифаль не задает вопросов о значении Грааля (который здесь описан как камень) и не выказывает жалости к недужному королю, который доводится ему родным дядей (Парцифаль его не узнал). Далее следуют многолетние странствия, во время которых он разуверивается в Божьем милосердии, пока встреченный им отшельник Треврицент, брат Анфортаса, не укрепляет его в вере и не открывает ему значение Грааля. Среди прочих дальнейших приключений описан бой Парцифаля с Гаваном, вторым героем романа, представителем более светского рыцарства. Наконец Парцифаль снова выезжает к замку Грааля, исцеляет своим состраданием недужного короля, сам становится королем Грааля и воссоединяется с женой, которая за это время родила ему двух сыновей.

Возможно, поиски Грааля отражают устремления Тевтонского рыцарского ордена, основанного в Святой Земле в 1190 г., и поэма содержит сплав западных и ближневосточных идеалов, вывезенных в Европу крестоносцами, и глухо различимую тему английского короля Ричарда I Львиное Сердце. «Парцифаль» безусловно относится к рыцарским романам Артуровского цикла – важные сцены в нем происходят при дворе короля Артура. Однако артуровская тематика имеет в сюжете романа второстепенное значение сравнительно с темой королевства Грааль, которое Парцифаль обретает после многолетних испытаний. Поэма написана традиционными рифмованными двустишиями (обычно ямбическими), характерными для немецкого куртуазного романа зрелого периода.

Персонология

Византия

Правители: Константин Великий (272–337), Юстиниан I (527–565), Константин V (741–775), Василий I (867–886), Василий II (976–1025), Константин Мономах (1042–1050).

Художественная культура: Иоанн Златоуст (ок. 354 – 407), Аврелий Августин (354–430), Псевдо Дионисий Ареопагит (V – нач. VI в.), Максим Исповедник (ок. 580 – 662), Иоанн Дамаскин (ок. 650 – до 754).

Средневековая Русь

Правители: Святослав Игоревич (?–972/973), Владимир Святославович (?–1015), Ярослав Мудрый (978–1054), Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125), Юрий Долгорукий (1090–1157), Иван III – государь всея Руси (1462–1505),. Иван IV Грозный (1530–1584), Алексей Михайлович (1645–1676).

Христианские миссионеры: Кирилл (826–869) и Мефодий (810–885).

Деятели художественной культуры: Нестор, монах Киево-Печерского монастыря (кон. XI – нач. XII в.), Феофан Грек (30-е гг. XIV в. – после 1405 г.), Андрей Рублев (ок. 1370 – 1430), протопоп Аввакум (1620–1682).

Арабо-мусульманский мир

Литература: Рудаки (IX–X вв.), Фердоуси (940–1025), Омар Хайям (1040–1123),Низами (1141–1211), Джами (1414–1492).

Западная Европа

Правители: Карл Великий (768–814), Оттон I (936–973), Ричард I Львиное Сердце (1189–1199).

Деятели художественной культуры: Григорий 1 Великий (590–604), Адам де Ла-Аль (1238–1287), Вольфрам Фон Эшенбах (1170–1220 гг.), св. Фома Аквинский (1225–1274), Джеффри Чосер (1340–1400 гг.).

Биография творческой личности

Иоанн Златоуст. Около 354 – 407 гг.

Иоанн Златоуста, чье творчество ознаменовало собой расцвет риторической прозы, родился в Антиохии (Сирия). Готовясь к юридической карьере, изучал риторику у Ливания, затем ушел к сирийским отшельникам, обратился к изучению богословия и предался суровой аскезе, подорвавшей его здоровье.

Вернувшись в Антиохию, он заслужил величайшую популярность своими проповедями и независимой позицией в столкновении власти с городскими массами. В 387 г. был рукоположен в пресвитеры и благодаря своему исключительному красноречию в скором времени заслужил почетное прозвище «Златоуст» (греч. Chrysostomos). Иоанн Златоуст был великим проповедником и неутомимым писателем. До нас дошло более 250 писем, сотни гомилий на Священное Писание и несколько моральных и догматических трактатов (в том числе трактаты «О непостижимости природы Бога» и «О священстве»). Богословие Иоанна Златоуста, продолжавшего антиохийскую традицию, отличалось практической направленностью и подкреплялось аскетической жизнью святителя. В своем учении он следовал, прежде всего, за апостолом Павлом, проповедуя благоговейный страх перед тайной Божества и необходимость отвратиться от греха и приобщиться к свету Христова искупления.

В 398 г. Иоанн был избран архиепископом Константинопольским, однако его бескомпромиссность навлекла на него немилость со стороны императрицы Евдоксии, которая в 404 г., при поддержке честолюбивого архиепископа Александрийского Феофила, низложила его и отправила в ссылку в Кукуз (Армения). Здесь преждевременно состарившийся и терзаемый болезнями святитель героически трудился на ниве обращения язычников и написал свои знаменитые «Послания к Олимпии», ставшие памятником его мужества. Он скончался в 407 г. на пути в новое место ссылки, Питиунт (современная Пицунда). День памяти святого в Православной церкви 27 января (по старому стилю), в Римско-католической церкви – 13 сентября.

 

Основные понятия и термины

 

Византия

Агиография, акафист, аккламация, апокрифы, базилика, баптистерий, Библия, гимн, гласис, «громовики», дуализм, Евангелие, икона, иконоборчество, иконография, иконопись, ипподром, канон, космогоническая символика, крестово-купольный храм, мим, мозаика, народная культура, неф, оранта, орган, осмогласие, Пантократор, полиэтничность, придворные церемонии, псалмодия, ремесленно-городская культура, русалии, светская культура, символико-догматизм, теологическая модель мира, теоцентризм, трансепт, феодально-светская культура, фреска, христианство, церковная культура, церковь, эпистолография, языческие календы.

Средневековая Русь

Агнец, алтарь, амвон, братина, былина, венец, горнее место, Гардарика, гравирование, гусли, диакон, дискос, дружинно-княжеская культура, елей, епископ, епитрахиль, жезл, жертвенник, закомар, запрестольная икона, звездица, зернь, знаменные распевы, икона, иконостас, иконы (двунадесятых праздников, апостолов, пророков, ветхозаветных патриархов и праотцев), кадило, копие, крест (греческий, латинский, пятиконечный, восьмиконечный), крестное знамение, летописание, литургическое дей­ство, литургия, миро, митра, омофор, Оранта, орарь, панагия, плач, поручи, потир, престол, притвор, причитание, просфора, священник, семь таинств, скань, скоморохи, солея, стихарь, торгово-ремесленный посад, фелонь-риза, финифть, церковнославянский язык, чернь, эмаль.

Арабо-мусульманский мир

Агиография, адабы, азан (призыв к молитве), арабески, арабский халифат, ашугская поэзия, базар, восточный символизм, газели, глиптика, ислам, каллиграфия, караван-сарай, касыды, коранический идеал, мавзолей, медресе, мечеть, минарет, миниатюра, мусульманский теократизм, номадическая культура, орнамент, панегирик, рабады, рубаи, условно-декоративный стиль, центрально-купольная мечеть, цитадель.

Западная Европа

Агиография, апология, бестиарий, буффоны, ваганты, готический стиль, григорианский хорал, жонглеры, карнавал, клуатр, литургическая драма, мистерия, миракль, моралите, романский стиль, символ, теология, трубадуры, труверы, турнир, универсализм, фарс, храм, эпистола.

Библиография

Византия

Аверинцев С.С. Византийская литература // История всемир­ной литературы: В 5 т. Т. 2 / Отв.ред.А.Д.Михайлов. М., 1984.

Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988.

Всеобщая история архитектуры: В 12 т. Т. 3 / Гл.ред.Н.В.Баранов. Л.–М., 1962.

Данилова И.Е. Искусство средних веков и Византии. М., 1984.

Лихачева В. Искусство Византии IV–XV вв. Л., 1986.

Византийская литература IV–X вв., 1985.

Средневековая Русь

Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987.

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. М., 1994.

Искусство Древней Руси. Памятники 11–17 вв.: Альбом / Вступ.ст.М.В.Алпатова. М., 1966.

Культура Древней Руси / Сост. Э.С.Смирнова; под ред. Д.С.Лихачева. Л., 1967.

Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X–XVII вв. Эпоха и стили. Л., 1973.

Муравьев А. В., Сахаров A.M. Очерки истории русской культу­ры IX–XVII вв.: Книга для учителя. М., 1984.

Трубеикой Е.Н. Три очерка о русской иконе. М., 1991.

Учанева Л.С. Рукотворное чудо древнерусского храма. СПб., 1992.

Харлап М.Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки // Ранние формы искусства: Сб.ст. / Отв. ред. Е.М.Мелетинский. М., 1972. С. 221–274.

Арабсо-мусульманский мир

Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана. М., 1981.

Грюнебаум Г. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981.

Литература Востока в средние века: Тексты / Под ред.Н.М.Сазоновой. М., 1996.

Васильев Л.С. История Востока: В 2 т.: Учебник по специальности «История». М., 1998.

Масс Э. Ислам. М., 1961.

Ремель Л.И. Искусство Среднего Востока. М., 1978.

Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981.

Шукуров Ш. Искусство средневекового Ирана. М., 1989.

Западная Европа

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1984.

Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

Косидовский 3. Библейские сказания. Сказания евангелистов. М., 1990.

Красовская В. Танец в зрелищах средних веков // Красовская В.Западноевропейский театр: Очерки истории. От истоков до середины 18 века. Л., 1979. С.16–26.

Культура и искусство западноевропейского средневековья: Материалы научной конференции, 1980 г. / Отв.ред.И.Е.Данилова. М., 1981.

Культура и искусство средневекового города: Сб.ст. / Отв.ред. И.П.Русанова. М., 1984.

Поэзия трубадуров. – Поэзия миннезингеров. – Поэзия вагантов / Вст.ст.Б.Пуришева // Библиотека всемирной литературы. Т.23. Сер.1. М., 1974.

Самарин P.M., Михайлов А.Л. Куртуазная лирика // История всемирной литературы: В 9 т. Т.2 / Отв.ред.А.Д.Михайлов. М., 1984. С.530–547.

Самарин P.M., Михайлов А.Л. Рыцарский роман: История всемирной литературы: В 9 т. Т.2. М., 1984. С.548–570.

Хейзинга И. Осень средневековья: исследования форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV вв. во Франции и Нидерландах. М., 1988.

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!