Примеры характеристики памятников



СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

 

Общая характеристика

 

Изучение истории художественной культуры западноевропейского Средневековья начинается с момента падения Западной Римской империи. Становление и развитие культуры Средневековья в различных регионах происходило не одномоментно с культурой западноевропейского Средневековья: в исламском мире ее становление происходит с VII в., на Руси – с IX в. В наиболее общем виде история культуры Средневековья охватывает периоды:

раннее Средневековье – V–X вв.;

классическое (высокое) Средневековье – XI–XIV вв.;

позднее Средневековье – XIV–XV вв.

Традиционно изучение культуры Средневековья начинают с Западной Европы как «эталонного» исторического типа культуры. Вместе с тем, логика развития культуры Средневековья служит основанием для иного подхода. В культуре раннего Средневековья лидирующую роль играют народы Ближнего Востока. Именно благодаря их посреднической функции происходило освоение европейской культурой ценностей Античности и Востока. На Ближнем Востоке и в Западной Европе в V–VIII вв. на смену полису приходит реальность аграрного общества с поселениями сельского типа. Античные культурные основания жизни были разрушены, а конституирование новых устойчивых оснований культуры занимало длительное время.

Дифференциация художественной культуры Средневековья детерминирована социальной структурой общества, включающего культуру церковную, феодально-светскую (рыцарскую), народную (крестьянскую) и ремесленно-городскую. В духовной жизни господствует религиозное мировоззрение. Становление и развитие культуры Средневековья в различных регионах связанно с распространением одной из форм мировых религий: буддизма, ислама или христианства.

Христианство прошло долгий путь, прежде чем стать мировой религией и основой европейской культуры. Христианский Бог един и является надмирным Духом, носителем абсолютной благости, абсолютного знания, абсолютного могущества, свободно творящим не только природу, но и человека. При этом человек, прежде всего, выступает как личность, т.е. сверхприродное «Я» с его свободой, уникальностью, способностью к творчеству. Но личность проявляется в первую очередь как образ Божий. Христианство выступает в отношении личности как система догматов и моральных принципов, сознательно противопоставленных чувственной стороне жизни и житейским ценностям.

В культуре Древнего мира время циклично, события повторяются. С точки зрения христианства, историческое время необратимо. События христианской священной истории мыслятся всегда сущими именно в связи с тем, что они единожды были, что дает времени смысл и онтологические основания.

Основные христианские догматы определяют теоцентричность, а как следствие – традиционализми ритуальностьстиля жизни. Художественная картина мира, отражающая своеобразие средневековой художественной культуры, носит символико-догматический характер.

Существование находящихся во взаимодействии церковных и светских начал культуры носит дуалистический характер и проявляется в различных регионах особым образом. Общими для них являются принципы художественного творчества. Художественный канон выступает регулятивным механизмом творчества через сохранение и повторение «образца», варьирование и рекомбинацию набора постоянных элементов. В соответствии с этими принципами строилось и воспитание художника на основе тщательного копирования традиционных стереотипов (образцов). Исторически художественное творчество развивалось во взаимодействии самодеятельной и профессиональной форм художественного творчества от неполной профессионализации к артельно-цеховому способу художественного производства.

Социальный адрес художественного творчества универсален и охватывает различные формы: от храмового действа до выступления странствующих актеров (скоморохов). Художественное творчество Средневековья анонимно. Это явление отражает представление о «божественном промысле» как основе художественного замысла. Первопричиной всего сущего был Бог, а человек только исполнял замысел, явленный всевышним творцом. В Средневековье широкое распространение получили коллективные формы художественной культуры: фольклорно-обрядовые, культовые ритуальные действия, «замковые» пиры и рыцарские турниры, массовые празднества и карнавалы.

Региональные культуры (Западной Европы и Востока) развиваются не изолированно друг от друга. Происходит миграция художественных идей. Примером этому может служить освоение византийского канона в процессе христианизации Руси.

В культуре Средневековья главенствует Слово. Слово как божественное откровение, явленное человеку через текст Священного Писания (Библия, Коран), литургическое храмовое (православное и католическое) действо, арабески в украшении мечети и т.п. Синтезирующим различные виды искусства выступает храм как социальный институт и как произведение архитектурное. Монументальная фресковая, витражная, станковая (иконографическая) живопись и живописные миниатюры подчинены целостности литургического действа.

Общие типологические черты культуры Средневековья не лишают региональные культуры индивидуальности. Более того, различие путей становления и развития культуры Средневековья в Западной Европе, на Востоке, на Руси определяют их уникальность и неповторимость.

Формирование представлений учащихся об общих типологических чертах культуры Средневековья формируется по мере изучения и обобщения историко-культурных знаний. Осмысление этих общих черт происходит на завершающем этапе изучения Средневековья – художественной культуры западноевропейского Средневековья как классического исторического типа. Этим обстоятельством и предопределены принципы отбора учебного материала:

· Связь персонологии и фактологии с изученным ранее учебным материалом;

· Единство социокультурного контекста изучения искусства на уроках истории, изобразительного искусства, музыки и мировой художественной культуры.

 

4.2. Хронологическая таблица (см. Приложение 1) //////Или вставить///////

Основные памятники

Византия

Архитектура:

1. Золотые ворота в Константинополе. IV в.

2. Константинопольский ипподром.

3. Церковь Сергия и Вакха в Константинополе. 525–536 гг.

4. Церковь Сан-Витале в Равенне. 547 г.

5. Общий вид и интерьер (апсида) церкви Сант Аполлинаре ин Кляссе близ Ревенны. 532–549 гг.

6. Храм Св. Софии. Константинополь. 532–537 гг.

7. Храм Св. Софии. Константинополь. Интерьер. 532–537 гг.

8. Церковь Св. Апостолов в Фессалониках. 1312–1315 гг.

Изобразительное искусство:

1. «Император Юстиниан со свитой». Мозаика церкви Сан Витале в Равенне. Середина VI в.

2. «Богоматерь Одигитрия». Мозаика собора в Торчелло. XII в.

3. Собор в Чефалу. Мозаика апсиды. XII в.

4. «Богоматерь Владимирская». Икона. Начало XII в.

5. «Христос». Деталь мозаики «Деисус» храма Св. Софии. Константинополь. Вторая половина XIII в.

Средневековая Русь

Литература:

1. «Повести временных лет». 1113 г.

2. «Поучения Владимира Мономаха». 1117 г.

3. «Слово о полку Игореве». 1185–1187 гг.

4. «Слово о погибели Русской земли». XIII в.

Архитектура:

1. Софийский собор в Новгороде и Киеве. 1045–1052 гг.

2. «Золотые ворота» во Владимире. 1164 г.

3. Успенский собор. Владимир. 1158–1161 гг.

4. Дмитриевский собор. Владимир. 1194–1197 гг.

5. Церковь Покрова на р. Нерли (близ Боголюбова). 1165 г.

6. Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода. 1198 г.

7. Московский Кремль. Стены и башни. 1485–1495 гг.

8. Успенский собор Московского Кремля. 1475–1479 гг.

9. Грановитая палата Московского Кремля. 1487–1491 гг.

10. Иван-городский Кремль. 1492 г.

11. Постник и Барма. Собор Покрова, «что на рву» (Собор Василия Блаженного). Москва. 1555–1560 гг.

12. Церковь Вознесения в Коломенском. 1532 г.

13. Кирилло-Белозерский монастырь. ХV–XVII вв.

Изобразительное искусство:

1. «Богоматерь Оранта». Мозаика Софийского собора в Киеве. Середина XI в.

2. «Дмитрий Солунский». Мозаика Михайловского монастыря в Киеве. Вторая половина XI в.

3. Феофан Грек (ок. 1340 – ок. 1410). «Троица». Фреска из Спасо-Преображенского собора в Новгороде. 1378 г.

4. Андрей Рублев (ок. 1370 – 1430). «Апостол Петр». Фреска из Успенского собора во Владимире. 1408 г.Троица». Начало XV в.

5. Дионисий (ок. 1440 – после 1502/1503) «Митрополит Алексий с житием». Икона из Успенского собора Московского Кремля. Конец XV в.

Арабо-мусульманский мир

Архитектура:

1. «Большая» мечеть в Кордове. «Колонный зал». VIII–X вв.

2. Мечеть Омейядов в Дамаске. 708 г.

3. Минарет «Калян» в Бухаре. 1127 г.

4. Караван-сарай в Рабат-и-Малик. XI в.

5. Мавзолей Саманидов в Бухаре. IХ–Х вв.

6. Мечеть «Биби-Ханым» в Самарканде. XV–XVII вв.

7. Ансамбль «Регистан» в Самарканде. XV–XVII вв.

8. Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде. Начало XV в.

9. Ансамбль Дворца Ширваншахов в Баку. XV в.

10. Тадж-Махал в Агре. 1632–1650 гг.

Литература:

Рудаки (IX–X вв.). «Ода вину», «Ода старости».

Фердоуси (940–1025) «Речь в похвалу разума».

Омар Хайям (1040–1123). Рубаи.

Низами (1141–1211). Поэма «Семь красавиц».

Джами (1414–1492). Газели.

Декоративно-прикладное искусство:

«Двойной лист Корана». Иран. XIV в.

Шлем. Анатолия. XV в.

«Ушакский ковер». Турция. XVII в.

Кинжал и ножны. Индия. Первая четверть XVII в.

Миниатюра «Бахрам Гур получает присягу от туранцев». Иран. XVI в.

Западная Европа

Архитектура:

1. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари). 1163–1257 гг.

2. Собор в Шартре. 1194–1225 гг.

3. Витражи собора в Шартре. 1194–1225 гг.

4. Собор в Вормсе. 1181–1234 гг.

5. Собор в Кельне. 1248 г. – XIX в.

6. Собор в Солсбери. 1220–1270 гг.

7. Кентерберийский собор. ХII–XV вв.

8. Собор в Милане. 1378 г. – XIX в.

Литература:

1. «Песнь о Роланде» (оксфордская редакция). Около 1170 г.

2. Готфрид Страсбургский. «Тристан и Изольда». Около 1210 г.

3. Вольфрам Фон Эшенбах (1170–1220). «Парцифаль».

4. Джаффри Джосер (1340–1400). «Кентерберийские рассказы».

Примеры характеристики памятников


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!