Кузина перепелки, не двоюродная сестра



Английский биолог и профессор этологии сэр Патрик Батесон проверил теорию об ассортативном скрещивании на японской перепелке. Птенцов перепелов оставляли с их биологическими братьями и сестрами всего лишь на месяц, а потом изолировали, пока они не достигали половой зрелости. Затем их снова подсаживали к своим родственникам. Перепелки не оказывались в одиночестве: они заигрывали со своими двоюродными братьями, а также с совершенно чужими самцами.

Как самки, так и самцы проводили большую часть времени, взаимодействуя с двоюродными собратьями. Родным братьям и сестрам, так же как и чужакам, доставалось либо очень мало внимания, либо его не доставалось вовсе. Если бы перепелке позволили совокупиться с двоюродным братом, она снесла бы яйца на несколько дней раньше, чем не двоюродные родственники. Другие пары произвели птенцов, но внутренняя «химия» была не особо «бурной».

Невозможно отрицать параллель между исследованием перепелок и тенденцией людей выбирать похожих на себя спутников жизни. Так же как и люди, перепелка тянется к тем самцам, которые достаточно знакомы, чтобы с ними она чувствовала себя в безопасности (и была уверена, что ее потомство получит хорошие гены), и достаточно непохожи, чтобы избежать проблем, возникающих при межродственном скрещивании. Так сохраняется репродуктивное равновесие, которое объясняет, почему вам нравятся лица, похожие на ваше (при условии, что это не ваши близкие родственники).

 

И здесь возникает вопрос об инцесте. Если сходство способствует привлечению противоположного пола и распространению черт, почему тогда кровные браться и сестры съеживаются при одной только мысли об инцесте? Чтобы ответить на этот вопрос, следует поговорить об импринтинге, сексуальном запрете, инцесте и двух мужчинах, предлагающих противоположные, но удивительно гармоничные теории.

В 1891 году финский философ и социолог Эдвард Вестермарк предложил гипотезу, что взрослые редко желают вступать в сексуальные отношения с теми, с кем они выросли. Его теория мало касалась генетики, речь шла лишь о дружеских отношениях. Пример негенетического сексуального импринтинга – китайский обычай, когда девочку брали в семью будущего мужа и она росла вместе с ним до свадьбы. Такой брак зачастую приводил к низкому уровню рождаемости. Пара просто испытывала ненависть к идее об интимной близости. Другой пример – израильские кибуци, где мальчики и девочки росли вместе. Повзрослев, такие дети предпочитали не вступать в сексуальные отношения с теми, кто рос рядом с ними. Это объясняет, почему у разделенных с детства биологических брата и сестры имеется высокий процент вероятности образовать пару. Они выглядят похоже, но не росли вместе (вы бы не хотели оказаться подопытной мышью в этом добрачном исследовании крови?).

Если же дети растут вместе, то примерно в возрасте восьми – четырнадцати лет они приобретают стойкое отвращение к сексу с тем, кто долгое время находился рядом с ними. Вестермарк утверждал, что такой импринтинг может существовать только какое‑то время, но не в течение всей жизни. Если такое чувство ненависти сохранялось бы на протяжении всей жизни, мужья и жены охладевали бы друг к другу уже после нескольких месяцев совместной жизни. Так стойкую неприязнь к инцесту объясняет Вестермарк, но у Зигмунда Фрейда другая идея.

Фрейд заявлял, что инцест – естественный тип поведения. Он говорил о потребности наложить на него табу. Его мысль сводилась к следующему: если инцест изначально омерзителен, то почему тогда необходимо наложить на него табу ?

Это же касается и эдипова комплекса. Фрейд выдвинул теорию, что дети в возрасте от трех до пяти лет испытывают желание убить родителя одного с ним пола, чтобы полностью отдаться отношениям с родителем противоположного пола (понаблюдайте за поведением детей в этом возрасте).

Фрейд полагал, что в пятилетнем возрасте ребенок уже начинает осознавать свой пол и растет дальше, перенимая манеру поведения родителя одинакового с ним, а не противоположного пола (желание убить постепенно исчезает). Эта теория разделяет идею о склонности выбора себе подобного, когда дети вырастают. Теперь их чаще привлекают те, кто напоминает родителя противоположного пола. Как все переменчиво, да?

Старая новость: люди предпочитают выбирать тех, кто похож на их родителей. Этому есть разумное объяснение. Все мы так или иначе похожи на наших биологических родителей, поэтому, выбирая партнеров, напоминающих нам отца, по сути мы выбираем того, кто в какой‑то степени похож на нас самих.

В этом случае сходство во внешности не приводит к презрению. Наоборот, оно приводит к любви. Когда вы в клубе, или в церкви, или в круизе, обратите внимание на особенно бросающиеся вам в глаза черты у противоположного пола. Если вы выбираете лица, которые вполне могли бы принадлежать вашему брату, это значит, что либо у вас хорошие отношения с вашим отцом, либо вы высоко цените свои собственные черты лица. Если вы понимаете, что вас привлекают люди другой расы, или мужчины, которые кардинально отличаются от вас, что ж, вы окажетесь в меньшинстве. Но это тоже вполне объяснимо. Вы неосознанно хотите обогатить свой генофонд свеженькой ДНК, смягчить знакомые черты, которые для вас нежелательны. Или же вы целенаправленно ищите того, кто совсем не похож на вашего отца.

Большинство из нас ищут тех, кто похож на нас самих. Наши черты привели нас к этому, а значит, на то есть причина и нам следует довериться интуиции. К тому же кому‑то нужно знакомое лицо, а кому‑то – нет.

Если Леонардо да Винчи испытывал к Моне Лизе то же трепетное чувство, какое к своей работе испытывает каждый художник, он, возможно, непроизвольно изобразил на полотне некоторые собственные черты (или он сделал это намеренно, чтобы потом посмеяться из могилы). Такая гипотеза настолько очевидна, что Национальный итальянский комитет по охране культурного наследия даже побудил историков и ученых эксгумировать тело Леонардо, умершего в 1519 году. Они хотят восстановить его лицо и определить, действительно ли мастер похож на портрет, ставший самым известным его шедевром.

Для нас более важен вопрос: «Был ли Леонардо влюблен в облик Моны Лизы?» Если ее лицо – это женская версия его собственного, то ответ – да.

Внимательное изучение лиц, приближающихся к вам, поможет понять намерения их хозяев. Если парень, приударивший за вами, похож на вашего кузена, его гены, возможно, стоит изучить получше.

И возможно, в следующий раз при очередном знакомстве на избитую фразу «Я вас не видел где‑нибудь прежде?» вы вместо крика: «Охрана!» просто ответите: «Да, в зеркале в вашей ванной».

 

Глава 8

Лица, лица, лица

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!