Дифференцирование на улице Аврон



 

Осколки дней твоих на стол кладу я с краю:

Полпачки носовых платков, горсть мелочей:

Чуть‑чуть отчаянья и дубликат ключей…

Как соблазнительна была ты, вспоминаю.

 

Дымок чуть липкий плыл над всем воскресным днем:

Где негры ‑ там бистро, где чад ‑ ларьки с фритюром.

Почти что бодрым шли мы пять минут аллюром,

Но, резко повернув, заторопились в дом:

 

Не видеть никого, смотреть лишь друг на друга.

Ты в ванной догола разделась, как всегда,‑

Лицом осунулась, но телом молода.

«Смотри,‑ сказала ты,‑ я все еще упруга,

 

Я сильная ещё, не сладит смерть со мной,

Как с братом сладила, и жизнь моя продлится.

С тобой я поняла, о чём и как молиться.

Смотри же на меня. Не дай мне быть одной».

 

 

Прозрачность атмосферы

Кое‑кто утверждает: стоит лишь заглянуть за кулисы этого мира, и вы поймете, как он прекрасен, вместе со всей своей безупречной механикой, со всеми своими ограничениями и фантазмами. Со всеми своими страстями, каждая из которых имеет свою историю. Со всей технологией взаимного влечения. Как он прекрасен! Увы, я, несмотря ни на что, пылко влюблен именно в те моменты бытия мира, когда все в нем идет вкривь и вкось, в состояние разлада в устройстве вселенной, потому что оно заставляет больше думать об общей участи, чем о частном, и заглянуть в вечность, иначе не доказуемую. Но такие озарения быстротечны.

 

Я отчетливо осознаю невозможность построения этической системы на столь шатком и ненадежном основании. Но мы здесь именно для того, чтобы ставить перед собой неразрешимые задачи. В настоящее время мы живем словно на вершинах калифорнийских столовых гор, на утесах‑останцах, разделенных пропастями каньонов; до ближайшего соседа несколько сотен метров, но все же ‑ благодаря прозрачности атмосферы ‑ его видно как на ладони (невозможность вновь стать единым целым читается на лице каждого). Мы в настоящее время, словно обезьяны в оперном театре, верещим и гримасничаем в такт музыке. А где‑то высоко над нами звучит быстротечная мелодия.

 

 

Истории

Истории, ясное дело… Все люди друг на друга похожи. Зачем же мы нудно рассказываем всё новые и новые истории? Полная бесполезность романа. Поучительных смертей более не существует: солнце померкло. Нам требуются небывалые метафоры, нечто вроде религии, принимающей во внимание существование подземных автостоянок. Разумеется, это невозможно. Впрочем, многое на свете невозможно. Индивидуальность, в сущности, это синоним поражения. Сознание собственного «я» ‑ машина для производства чувства поражения. Комплекс вины может оказаться выходом из этого тупика‑при хорошем раскладе. Но развить его в себе почти невозможно. В любом случае, здесь требуется что‑то изощренное и небывалое. Сверхобъективность.

 

* * *

 

Стон муки или наслажденья ‑

Один и тот же стон.

Все что угодно ‑ боль или сношенье,

Но только бы не сон.

 

По правде говоря, я всегда знал, что ты меня выносливее: последние события ‑ яркое тому подтверждение. В конце концов, самая вульгарная твоя черта ‑ это твой смех. Именно этой последней детали мне недоставало, чтобы осознать всю твою низость, жалкая дрянь.

 

«Просто мы разучились любить»,‑

написала твоя сестра, сделав третий по счету аборт.

Очевидно, порвалась какая‑то нить.

Между тем точно так же, как и вчера,

Утром снова солнце взойдет.

 

По прошествии нескольких недель мне стало очевидно, что опыт не делает человека сильнее: напротив, он его умаляет, а точней ‑ разрушает. Люди размышляют, ищут золотую середину: нетрудно догадаться, что результат этого поиска сводится к нулю, причем происходит это довольно скоро. В конце концов, наибольшим достижением моего земного существования является вывод о том, что жизнь никогда и ничему не может научить.

 

* * *

 

В любом сплетении ветвей с ужасающей ясностью видится человеческое лицо (человекам повсюду мерещатся человеки; любой хаос очеловечивается под нашим взглядом).

 

Если чудится нам человеческий лик

Даже там, где он, в сущности, невозможен,

Если в хаосе он возникает на миг,

Только хаос рукой мы слегка потревожим,

 

Откуда оставленность? Откуда надлом?

И откуда в груди ледяная змея?

По ночам в темноте, сражаясь со сном,

Чую я, как микробы сжирают меня.

 

Схожие друг с другом и такие разные, наши тела наводнены микроскопическими организмами. Схожие друг с другом и такие разные, эти организмы ‑ причина нашего гниения, источник нашего отчаянья. На самом деле они, а не мы ‑ реальность в последней инстанции.

 

* * *

 

Долгое единение с природой не в моей натуре ‑ Слишком много беспорядка и всяческих зарослей, шмыгают какие‑то существа. Я люблю цитадели, построенные в лазури, Мне нужна вечность ‑ или уверенность в ней сперва.

 

Внимательный осмотр земляного покрова в сосновом бору позволяет выявить глубокую дисгармонию среди образующих его веточек, иголок и сучьев. Эта дисгармония, как показывает наблюдение, порождает целый особый мир, она же определяет судьбу насекомых. Насекомые спариваются, озабоченные выживанием, полностью зависящим от случайностей. Их общественная жизнь представляется ограниченной.

 

Я так и не смог принять до конца кантаты

Иоганна Себастьяна Баха ‑

Слишком правильное в них соотношение

звучанья и тишины,

А мне нужен вопль, поток разъедающей магмы,

ощущение натиска и размаха,

Чтобы пробить безмолвие тьмы.

 

Мое поколение, похоже, открыло заново секрет музыки идеально ритмичной и, следовательно, идеально скучной. От музыки до жизни ‑ один шаг. Не по заказу и не корысти ради, просто служа человечеству, я одну за другой зажигаю упрямо спички поэзии. К счастью, вирус СПИДа не дремлет.

 

* * *

 

Поворошим‑ка сено тут:

Коровы стали слишком нервны.

В автобус, как в загон, войдут ‑

Тоска и боль в глазах безмерны.

 

Я уважаю всех коров,

Но от кобылок юных в трансе.

Я стать апачем был готов,

Да жаль, работаю в Дефансе. [6]

Кто видел башню ГАН [7] хоть раз,

 

Тот знает дней моих теченье,

По форме черепа тотчас

Поймет он все мои мученья.

 

Я в прерии хотел бы жить

Бескрайней, с легкой дымкой серой,

И эту родину любить

Уж точно мог бы полной мерой.

 

Кобылки скачут взад‑вперед,

С оглядкою, боясь ошибки.

Торгующие ‑ сущий сброд,

Но до ушей у них улыбки.

 

* * *

 

Вся напряглась она, меня заметив рядом,

С иронией сказав: «Как мило, что вы здесь…»

Округлости ее ощупав беглым взглядом,

Я вышел. Стол мой пуст был непривычно. Весь.

 

Бумаги я на нем бросал в конце недели,

Чтоб в понедельник вновь найти их на местах.

Мне нравилась она. За трепетность и страх,

За порчу тайную, скрывавшуюся в теле.

 

Она жила вдали от центра, в Шептенвиле.

Ребенок рыженький, видак… И что еще там?

Без шума лишнего и без столичной пыли…

Да, порнофильмы плюс. Но дома, по субботам.

 

Как секретарь она возилась с почтой срочной,

Старалась исполнять приказы непреложно.

Ей было тридцать пять, и пятьдесят возможно…

Для смерти, думаю, не важен возраст точный.

 

 

Полдень

 

Улица Сюркуф блестит, как склянка,

В сетке ливня магазин колбас,

А влюбленная американка

Пишет другу сердца в Арканзас.

 

Жизнь струится за глотком глоток;

Под зонтами прячась близоруко,

Ищут выход ‑ непростая штука ‑

Смертные меж паникой и скукой

(Выброшен окурок в водосток).

 

Жизнь на малой высоте. Безлюдье.

Вялый темп бульдозера в траве.

Кончилась одна из интерлюдий ‑

Час сидения в пустом кафе.

 

 

Убийственное возвращение мини‑юбок

 

Девушки в метро, легко ступая,

Порождают стресс и волны хмеля,

Адски соблазнительные в мае.

Я ушел на службу без портфеля.

 

Поискать любви в толпе вокзальной?

Или сексуальных приключений?

Нет, на вещи я смотрю реально,

Только временами столбенею.

 

Пломбы на вагонах, знаки «стоп»

Вдоль путей (маршрут «Балар‑Кретей»).

Тут я попросту упал как сноп.

Был один из лучших майских дней.

 

Так весны открытье состоялось ‑

Юбок сногсшибательный балет.

Времени почти не оставалось

(Но я знал: покоя плоти нет).

 

* * *

 

Жизнь как вечность с полным пансионом

Диско‑вечеринка, да, точь‑в‑точь.

С распродажей тел по всем шаблонам

На одну, без рекламаций, ночь.

 

Чувствую себя заблудшим волком

Я в плену у либеральных благ:

И боюсь дать повод кривотолкам,

И не адаптируюсь никак.

 

Все ж мечту лелею я подспудно:

Где‑то есть и у меня друзья,

Хоть поверить в крепость уз мне трудно,

Да и поздновато, знаю я.

 

Но, как тот актер без режиссера,

Я скучаю в отпуске давно.

А другие пляшут до упора

И снимают видеокино.

 

* * *

 

Установление дистанций ‑

Лишь повод их преодолеть.

А значит, дискотеки, танцы ‑

Потеть, сближаться, сожалеть.

 

Как пригвожден, сижу на стуле ‑

Личинка жирная жука.

Но женский дух кругом ‑ пачули,

Клубника, резеда слегка.

 

Я ерзаю, но вижу зорко:

Пощечины судьбы подряд…

Пес, за своей спешащий коркой,‑

Я чую женский аромат…

 

Однако вечер на исходе.

К снотворному прибегнем мы:

Сны будут при любой погоде.

Ночь. Вырываюсь из тюрьмы.

 

 

Клубный отель

 

Поэт не может ждать бессмертья поздних масок,

Он маслом бронзовым намажет сам себя.

Вчерашний день был тих, податлив, полон красок,

Дул легкий бриз морской, чуть пальмы теребя.

 

И, стоя на земле, парил я выше тучи,

Все направленья знал ‑ юг и другие три.

Я самолета след разглядывал летучий

И всех отпускников, сидящих там, внутри.

 

Чем отличаюсь я от них? Все так похоже:

Шерсть на ногах, мораль и сари у подруг…

Поэт ‑ такой, как все, кто рядом и вокруг,

В компании собак хвостом виляет тоже.

 

Но у бассейна я годами бы сидел,

Купающихся в нем почти не узнавая,

Как будто мимо глаз пошло движенье тел,

Желания во мне уже не вызывая.

 

* * *

 

Почти в объемные свет вылился детали;

Я на полу всегда стелил себе, как страж;

Я мог бы умереть или рвануть на пляж;

Семь на часах, все спят. А может, рано встали.

 

Я знал, что там они, где были в прошлый раз,

Я знал, что в светлые они одеты шорты…

На схему сердца глянь ‑ там клапаны, аорта.

Полкруга кровь прошла. И лучший день ‑ для нас.

 

Млекопитающих под зонтиками тени;

Одно ‑ на поводке, стоит, хвостом вертя…

На снимке видно: я ‑ счастливый как дитя.

О, если бы заснуть средь зонтичных растений!

 

* * *

 

Молчание теней. И небо безответно.

И даун‑девочка в футболке «Предатор»

С кошмарным бульканьем слова выводит тщетно,

Ей вторят мать с отцом сквозь звуковой затор.

 

Почтовый служащий в трусах для велогонки

В гимнастике себе не даст сегодня спуску:

Он «держит свой живот». А девушка по кромке

Вдоль берега бредет печально в юбке узкой.

 

Бесшумен горизонт; нет птиц средь облаков.

День строит сам себя, привычно, без огласки.

Ракушки ищет здесь кой‑кто из стариков;

Все дышит белизной и близостью развязки.

 

Алжирец пол метет в гостинице «Даллас»,

Блестит стекло дверей, но он глядит тоскливо.

На пляже найдено два‑три презерватива;

Еще одну зарю встречает Палавас.

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 123; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!