Как Ангел объясняет апостолу Иоанну виденную тайну



 

Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иису совых, и видя ее, дивился удивлением великим. И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов.

Что соответственно деяниям даются имена городам, сие можно знать из многих мест Писания, почему назван так и древний Вавилон и слышим, что знаменитая блудница называлась Фармакон. И о древнем Иерусалиме сказано: лице жены блудницы бысть тебе (Иер. 3, 3), и Древний Рим назван Вавилоном в Послании Петра (см. 1 Пет. 5, 13). Точнее же, называется и Вавилоном, и блудницею город, имевший власть при персах, и всякий иной город, увеселяющийся убийствами и кровью. Итак, Евангелист, видя один из них осквернившимся кровью святых, ужаснулся и от Ангела узнал о нем, что должен потерпеть за беззакония город, при конце времен имеющий власть всемирного царства, будет ли то державный город персов или древний Рим, опять получивший прежнюю власть, и новый [Рим] или, если захочет кто понимать, вообще царство, представляемое как бы в одном теле, как сказано выше. Ибо знаем, что в каждом из них были различные грехи и пролитие крови святых, хотя в одном больше, в другом меньше. И в самом деле, кто исчислит кровь мучеников со времен Диоклетиана61 или мучения их в Персии?62 А о совершенном тайно при Юлиане63 и о дерзостях против православных во времена ариан в новом Риме64 научает желающих история. [Col. 380]

 

17, 8. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель…

Зверь, которого ты видел это есть сатана, который, быв умерщвлен Крестом Христовым, снова, говорится, при кончине оживет и ложными знамениями и чудесами будет чрез антихриста действовать для отвержения Креста. Посему он был и действовал до Креста, и нет его, поелику спасительным страданием [Христа на Кресте] обессилен и лишен той власти, которую чрез идолослужение имел над народами. При кончине же придет указанным нами образом, выйдя из бездны или оттуда, куда осужден и куда изгнанные Христом бесы просили Его не посылать их, но обратить в свиней (Мф. 8, 31); или же выйдет из настоящей жизни, которая называется бездною иносказательно, по причине греховной житейской глубины, обуреваемой и волнуемой ветрами страстей. Отсюда для погубления людей выйдет и имеющий в себе сатану антихрист, чтобы вскоре получить погибель в будущем веке. [Col. 380]

 

17, 8.И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.

По причине ложных чудес удивятся, говорит, пришествию зверя те, которые не написаны в Книге вечно живущих и которые не изучили его по Христовым предсказаниям; удивятся, размышляя и о том, каким образом получил он снова прежнюю власть.

 

Здесь ум, имеющий мудрость.

Так как, говорит, духовно есть сказанное, то для разумения его нужна и мудрость духовная.

 

17, 9–10. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, семь царей…

Семь голов и семь гор, думаем, означают особенно превзошедшие своим мирским могуществом и силой семь мест, в которых, как мы знаем, в разные времена было утверждаемо мирское царство. Первое из них – царство Ассирийское, второе – в Экбатанах владычество мидийцев, царь которых Арбак, как повествуется, убил Сарданапала царя Ассирийского; затем в Вавилоне утвердил Навуходоносор власть халдеев, по поражении которых в Сузах было восстановлено Киром царство Персидское, а по разрушении его Александром – царство Македонское. За ними – в Древнем Риме, после первых его царей и консулов, при Кесаре Августе достигла всевластия Римская монархия, поддерживавшаяся нечестивыми царями до Константина Великого. [Col. 381] С таким, думаем, значением представляются и семь царей, потому что разность родов нисколько не мешает тождественности мысли, хотя семь голов – [слова] женского рода, семь гор – среднего рода, а семь царей – мужского рода. В Писании очень часто имена приводятся совершенно безразлично, – имена мужские вместо женских, и наоборот, как, например: Ефрем – обученная телица (Ос. 10, 11), а в другом месте: Ефрем, как [глупый] голубь, без сердца (Ос. 7, 11), и по Богослову: И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном (1 Ин. 5, 8), и по Соломону: козел, петух и царь, говорящий народу (Притч. 30, 31–32). Итак, семью головами означены города, семью горами – семь состояний, по временам превосходивших остальное тело земли не положением местности и населенностью, но достоинством славы; в этом же смысле, как мы сказали, и царями назвал или прославленных царским председательством места или же первых в каждом из указанных прежде мест царей, обозначая именем их соответствующее царство, как то: именем Нина – царство Ассирийское, Арбака – Мидийское, Навуходоносора – Вавилонское, Александра – Македонское, Ромула – Древне‑Римское, и Константина – Ново‑Римское.

 

17, 10.Из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть.

Под именем пяти царей, павших из числа семи, блаженный Ипполит разумеет века, из которых пять уже прошли, шестой, в который и видел это Апостол, еще продолжается, седьмой, имеющий наступить после шести тысяч лет, еще не пришел; наступивши же, не долго должен продолжаться65. Если же, по слову блаженного Иринея, как созданы семь дней, так и семь небес и семь Ангелов, начальствующих над прочими66, то весьма удобоприемлемыми могут показаться слушающим и наши слова, что семь царств суть те, кои были от начала и доныне, из которых пять уже пало, шестое, при котором дано было Откровение, существовало в Древнем Риме, седьмое еще не наступило, это – в Новом [Риме]. Хорошо же слово о всемирном Вавилоне отнести к городу, который должен царствовать прежде антихриста, и который будет владычествовать менее, чем прежние [города], из коих иные владычествовали более пятисот лет, иные – более тысячи. Впрочем, всякое временное число мало по сравнению с будущим бесконечным царством святых. [Col. 384]

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!