О излиянии седьмой чаши на воздух
16, 17–18. Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось! И произошли молнии, громы и голоса, [Col. 372] и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!
Был, говорит, с Неба Ангельский голос, то есть совершилось Божественное повеление. Молнии, громы и голоса подобные бывшим в явление Божие на горе Синайской (Исх. 19, 16), указывают на ужасающую силу происходящего во время будущего Пришествия Христова. Землетрясение означает перемену существующего, как сказал и Апостол: еще раз поколеблю не только землю, но и небо (Евр. 12, 26).
16, 19. И город великий распался на три части, и города языческие пали…
Город же, думаем, великий не по количеству и величине зданий, но древнейший и величайший по благочестию и благоверию Иеру салим, поистине страданиями Христовыми возвеличенный пред городами языческими. Разделение его на три части указывает, полагаем, на живущих в нем христиан, иуде ев и самарян или означает твердо верующих, осквернивших греховными делами крещение, и иудеев, вовсе не принявших проповеди, – их несдерживаемое, дерзкое исполнение своих желаний и обречение или низвержение в соответствующие каждому из них места. Ибо ныне иудеи и самаряне, боясь благочестивых царей, скрывают свои нечестивые желания и, не осмеливаясь перейти к своей секте, кажутся принадлежащими к нам, как будто и они истинные христиане, ибо носят общее с нами имя58. Когда же разжжение искушений их обличит, тогда произойдет разделение их на три части – благочестивых, нечестивых и грешников, и все пойдут к единомысленным с ними и согласующимся с их сектою. Падение языческих городов означает или их разрушение, или уменьшение и прекращение языческой жизни с Пришествием Божественного Царства, которое, по Даниилу, восприимут святые (Дан. 7, 27).
|
|
16, 19. …И Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его.
Вавилон же великий, рассеянный собственными житейскими заботами и напастями и возвеличившееся неправедным богатством многолюдное число его, как бы из забвения, по причине долготерпения, придет на память и за попрание праведного и за нечестивые слова и дела испиет чашу гнева Божия. [Col. 373]
16, 20. И всякий остров убежал, и гор не стало…
Что под островами нужно разуметь Святые Церкви59, а под горами – начальствующих в них, сему мы научены из Божественного Писания. А что они побегут во время нахождения, сказанного прежде, о сем слышим от Господа, говорящего: тогда сущие от востока убегут на запад и сущие от запада на восток. Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет (Мф. 24, 21), когда одни в наказание за грехи, другие для испытания добродетели будут терпеть несчастия не только в мучении от антихриста за Христа, но и в бегстве, и в злостраданиях в горах и пещерах, что предпочтут они пребыванию в горах ради сохранения благочестия.
|
|
16, 21. …И град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая.
Под градом, падающим с Неба, разумеем мы Богом посылаемый и свыше сходящий гнев Его. А что сей град величиною с талант, сие означает полноту гнева по причине тяжести греха и крайнего преуспеяния в нем, обозначением чего служит талант, как видел то и Захария (Зах. 5, 7). А что поражаемые им не к покаянию приходят, но к хулению, сие показывает ожесточение сердца их. В этом будут они подобны фараону, но ожесточеннее его (Исх. 8, 15). Он, по крайней мере, сколько‑нибудь смягчался от посылаемых на него от Бога язв и признавал свое нечестие, а эти будут хулить в то самое время, когда будут подвергаться ударам.
Глава 53
Откр. 17, 1–5
Об одном из семи Ангелов, показывающем апостолу Иоанну суд над великой блудницей
|
|
И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.
Некоторые принимали эту блудницу за Древний Рим, как расположенный на семи холмах; [Col. 376] семью же главами носящего ее зверя считали семь нечестивейших из всех царей, которые от Домициана до Диоклетиана преследовали Церковь60. Мы же, руководствуясь и сообразуясь с последовательностью происходящего, думаем, что блудницей называется вообще земное царство, как бы в одном теле представляемое, или же город, имеющий царствовать даже до пришествия антихристова. Ибо прежний Рим лишился царской державы еще с давнего времени, разве только предположить, что прежнее достоинство снова к нему возвратится. Но если это допустим, то уничтожится город, владычествующий ныне, ибо Апокалипсис говорит:
Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями (Откр. 17, 18).
|
|
Но об этом, если поможет Бог, поговорим впоследствии. Теперь же следует изъяснить, что должно разуметь под пустыней, в которую видевший это был приведен духом. Пустыней в духовном смысле считаем всякий вообще город или многочисленное или многолюдное общество, порицаемое Богом за душевное опьянение, прелюбодеяние и другие подобные преступления. Можно истолковать это и иначе: что апостол Иоанн в духовном созерцании видел запустение предуказанной блудницы, представленной под образом женщины по причине женственности, наклонности и слабости к греху. Она сидела на звере багряном, потому что по лукавым делам почивает на диаволе, увеселяющемся убийствами и кровью, и тем становится в хулениях на Бога помощницею отступника. Ибо самый зверь и багряный вид его служат указанием суровости, жестокости и предрасположенности к убийствам.
О значении семи голов и десяти рогов узнаем, с помощью Божией, из последующего от божественного Ангела.
17, 4. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом…
Облечена жена в багряницу и порфиру – эти принадлежности и символы самодержавия над всеми; по той же причине украшена драгоценными камнями и жемчугом.
17, 4…И держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее…
Чашею показывается сладость лукавых деяний пред вкушением их, а золотом их драгоценность. Как некто сказал об Иове, что он пил поругание, якоже воду (Иов. 34, 7), так и здесь показывается, что она следует злу не для насыщения, но по жажде своей погибели. Посему она и умножила свои мерзости, то есть мерзостные для Бога дела, которыми напояется грехолюбивое общество, вкушая, как сладкое питье, [Col. 377] мерзостное опьянение греха и блудного осквернения.
17, 5. …И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.
Начертание на челе показывает бесстыдство неправды, полноту грехов и сердечное смущение; она мать, ибо в подначальных городах руководит душевным блудодеянием, порождая тем мерзкие пред Богом беззакония.
Глава 54
Откр. 17, 6–18
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!