И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.



Одни говорят, что этот зверь есть антихрист, другим казалось, что это сатана, и два рога его означают антихриста и лжепророка. Поелику же соглашаются, что и лжепророк придет в собственном лице, то мы не считаем неуместным принять змия за сатану; зверя, выходящего из моря, – за антихриста, а настоящего, согласно с мнением блаженного Иринея, – за лжепророка45. Выходит же он из земли, то есть из жизни земной и перстной, имеет же рога, подобные агнчим, потому что под кожей овцы скрывается убийственность сокровенного волка (Мф. 7, 15) [Col. 337] и потому что вначале будет иметь вид благочестия. О чем Ириней говорит буквально так: «об оруженосце, которого называет и лжепророком, говорим, что он говорил, как змий. Ему, сказано, дана власть знамений и чудес, чтобы, предшествуя антихристу, устроить ему путь погибели. Исцеление же язвы зверя, говорим, есть, по‑видимому, скоро происшедшее соединение разделенного царства, или восстановление антихристом на малое время разрушенного господства сатаны, или мнимое воскрешение кого‑нибудь умершего из близких к нему. Как змий же, сказано, говорит он, ибо и делать, и говорить будет то, что свойственно виновнику зла диаволу»46.

 

Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.

Предтеча отступника – лжехриста волшебством и обманом будет совершать все к обольщению людей, чтобы антихриста считали за Бога, как прославленного совершителя таковых чудес и удостоившегося несомненной славы, наподобие Крестителя, приводившего верующих к Спасителю, ибо и ложь для прельщения людей пытается подражать истине. Посему нисколько не удивительно, что для обольщенных очей видим будет огонь, сходящей с неба, так как еще из истории Иова знаем, что, по Божию попущению, действием сатаны снизошел огонь с неба и сжег его стада (Иов. 1, 16).

 

13, 14. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле…

Он обольщает живущих на земле. Обольщает, говорит, тех, которые имеют постоянное пребывание сердца на земле; приобретших же жительство на Небе не обольстит чувство, они совершенно утверждены предсказанием о его пришествии.

 

13, 14–17.Говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, [Col. 340] и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.

Чтобы образ зверя говорил. Повествуют, что демоны часто говорили по волшебству, посредством изображений, и статуй, и деревьев, и вод, чрез Аполлонову статую и других, может быть, и чрез мертвые тела, как Симон волхв в присутствии великого Петра показал римлянам мертвого движущимся, хотя Апостол и обличил обман, показав, как восстают мертвые, чрез тех, коих воскресил сам47. Потому нет ничего несообразного, что и оруженосец антихриста, действуя чрез демонов, сделает изображение зверя и обманом покажет его говорящим и расположит к тому, чтобы убиваемы были все, не поклоняющиеся ему. Постарается он, чтобы на всех наложено было начертание пагубного имени отступника и прелестника, частью на правой руке, чтобы отсечь делание правых и благих дел, частью же на челе, чтобы научить обольщенных быть дерзновенными в обольщении и тьме. Но не примут сего запечатлевшие лица свои Божественным светом. И будет стараться печать зверя распространить повсюду, в купле и продаже, чтобы непринимающих ее преследовала насильственная смерть от недостатка необходимого.

 

Глава 38

Откр. 13, 18

О скверном имени антихриста

 

Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

Точное познание числа, как и остального, написанного о нем, откроет трезвящимся время и испытание. Если бы должно было ясно знать это имя, то, как сказали некоторые учители, объявил бы его видевший48. Но благодати Божией не благоугодно было, чтобы имя губителя написано было в Божественной книге49. Упражняясь в отыскании слова, можно, по блаженному Ипполиту и другим, найти много имен, имеющих это число, и собственных, и нарицательных. Собственные, каковы Лампетис, Титан, Латинос50, также Венедикт, что значит «благословенный», может быть, по подражанию истинно благословенному Христу Богу нашему. Нарицательные же – «дурной путеводитель», «древний завистник», «истинно вредный», «неправедный агнец». Так противостоящие обольщению называют того, который в стыде поставляет славу свою (Флп. 3, 19). [Col. 341]

 

Глава 39

Откр. 14, 1–5


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!