Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.



Утверждаем, что Церковь мучается о каждом из возрождаемых водою и духом (Ин. 3, 5), доколе, как сказал божественный Апостол, не изобразится в них Христос (Гал. 4, 19). Ибо отверженные суть те, которые отпадают от истинного Света (Ин. 1, 9) и за неверие претерпевают сопутствующую их жизни смерть.

 

И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.

И другое знамение явилось на небе. Думаем, что под небом здесь разумеется воздух, красный дракон, создан на то, чтобы быть поруганным от Ангелов Божиих, как написано у Иова (Иов. 40, 14). Красный же он по причине любви к убийству и радованию о крови или по причине огневидности ангельского существа. Семь же глав суть семь лукавейших сил его, противоположных действиям духовным, или семь духов, о которых сказал в Евангелиях Христос, что они вселяются в человека, имеющего сердце, пометенное и незанятое добрыми помышлениями и деяниями (Лк. 11, 25–26), или семь лукавств, о которых Соломон говорит, что они в сердце врага, который по лицемерию громким голосом умоляет убеждаемых им (см. Притч. 26, 25). Десять же рогов показывают или грехи, противоположные десяти заповедям Закона (Исх. 20, 1–17), или разделения царства, которые для него, как утешающегося неустройствами, доставляют украшение. Семь же венцов на главах его, потому что побеждающие диавольские действования оттуда украшаются венцами победы, откуда трудами и усилиями приобретают победу. О сем и блаженный Мефодий говорит буквально так: «Дракон великий красный, седмиглавый, увлекший третью часть звезд, который стоял, строя козни, чтобы пожрать чада болевшей муками рождения, есть диавол». И потом: «…но не получает желаемого и обманывается в добыче, когда возрожденные восхищаются горе, на высоту». И немного после: «…третьего частью звезд названы погрешившие в числе Святой Троицы касательно одного [Лица]. Пустыня же, в которой питается, – Церковь, свободная от зла и удаленная от повреждения. Тысячи же, умноженный во сто раз, содержат число полное и совершенное». И далее говорит о венцах его: «…она, подвизавшись против диавола прежде и умертвивши семь глав, получает семь венцов добродетелей»33.

 

Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю.

Сим, думаем, означается два события: или прежде его падение с неба последним движением зависти [Col. 324] (первое же было превозношение), увлекшее на землю отступивших с ним Ангелов, или по сокрушении главы его движение хвоста, отвлекающее от небесного мудрования неутвержденных, которые названы звездами по просвещению от прельщения. Так и Даниил пророчествовал об Антиохе, имеющем быть образом пришествия антихристова.

 

Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.

Дракон сей стал перед женою. Ибо всегда отступник вооружается против Церкви, желая возрождаемых по временам ею сделать своею пищею; а тем более чрез Церковь воздвигает гонение на Самого Христа, Главу ее, усвояющего Себе, что принадлежит верным. Почему и говорит: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? (Деян. 9, 4).

 

И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.

И родила она младенца мужеского пола. В лице крещаемых Церковь непрестанно рождает Христа, как, по Апостолу, в них изображаемаго до полного возраста Христова (Еф. 4, 13; Гал. 4, 19). Младенец мужеского пола – это чада Церкви, не ослабленные похотями; чрез них крепкими, подобно железу, руками сильных римлян пасет народы Христос Бог. Будет пасти и по Воскресении из мертвых, поставляя крепких в вере судиями над слабыми и немощными сосудами – язычниками, которые по неверию не вместили таинственного и нового вина (Мф. 9, 17).

Восхищаются святые и ныне во время искушений, чтоб не были побеждены угнетениями свыше сил; восхищены будут и тогда на облаках, на воздух и пребудут с Богом и Его Престолом, то есть Высшими Ангельскими Силами (1 Фес. 4, 17).

 

А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.

А жена убежала в пустыню. Когда, говорит, действующий в антихристе диавол во оружится чрез него на Церковь, тогда избранные и достойнейшие, презрев гражданские доблести, суеты и мирские удовольствия, побегут, по словам великого Мефодия34, в пустыню, чуждую всякой злобы и плодоносную для всех добродетелей, и там избегут приражений воюющих демонов и злых людей. Не лишено вероятности и то, что и чувственная пустыня, как прежде мучеников, спасет убегающих от наветов отступника и лже христа в горах, пещерах и пропастях земных (Евр. 11, 38). [Col. 325] Три с половиною года, означаемые тысяча двумястами шестьюдесятью днями, есть время, в продолжение которого будет владычествовать отступление. От него да избавит нас великий Подвигоположник, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил (1 Кор. 10, 13), и да дарует нам крепкий помысел, неослабевающий и непреодолимый противными приражениями, чтобы, законно подвизавшись против начальств и властей тьмы, украсились мы венцом правды и удостоились почестей и наград победы. Ибо Ему, чрез немощных обращающему в бегство сильных воздушных князей, подобает победа и держава со Отцом и Животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Слово 12

 

Глава 34

Откр. 12, 7–12


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!