О семи Ангелах и о том, что, когда вострубил первый из них, на землю пали град, огонь и кровь



 

Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.

Здесь, предполагают некоторые, указывается на мучения грешников в геенне, часто представляемые под образом чувственных страданий. Мы же думаем, что мучимых в будущем веке будет не третья только часть из всего множества человеческого, но более (ибо сказано: пространен путь, ведущий в погибель (Мф. 7, 13), потому что обозначаются этим язвы, имеющие быть при кончине. Град указывает на то, что наказания сии придут с Неба по праведному суду; огонь с кровью – на разорения городов, во все времена от рук воевавших происходящие, их пожары и междоусобицы, во время которых, как видим, избиваемо бывает и будет не менее третьей части всех живущих на земле тварей: [Col. 292] войны истребляют не только людей, но и все земные произведения! Наше об изложенном предположение и мнение подтверждает и блаженный Иоиль, ибо говорит, что прежде наступления великого дня будут на землю посланы кровь и огонь и курение дыма (Иоил. 2, 30–31).

 

Глава 23

Откр. 8, 8–9

О втором Ангеле и о гибели живущих в море

 

Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.

Можно бы, согласно мнению некоторых, думать, что сим означается, что по воскресении и море с находящимся в нем будет сожжено очистительным огнем, разве только покажется несообразным упоминание о третьей части, ибо, как сказано, больше будет наказуемых, чем спасаемых. Впрочем, ничего не будет несообразного, что именем моря в переносном смысле означается настоящая жизнь и третья часть живущих подвергается сим язвам, и, по бездне судов Божиих, одни наказаны будут немедленно, а другим оказано будет долготерпение, ведущее к обращению и покаянию. А под великою горою, думаем, разумеется диавол (как казалось и некоторым из учителей), так как он сожигается огнем ярости против нас и соблюдается для геенны, а во время попущения будет вредить третьей части находящихся в море островов, кораблей и животных, как некогда сделал с Иовом. Ибо враг он и мститель по праведному Суду Божию. Ибо кем кто побеждается, тому и порабощается. Если принять и то, что на тех, кои в море жизни делами и словами хулят Троицу, насылается душевная смерть, и сие не представляет ничего странного и несообразного с целью [толкования].

 

Глава 24

Откр. 8, 10–11

О третьем Ангеле и о гибели многих от горечи речных вод

 

Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.

Некоторые говорят, что обозначаемая полынью горечь знаменует поражающую скорбь мучимых в геенне грешников; [Col. 293] по обширности своей они правдоподобно и справедливо названы водами. Мы же думаем, что сами обозначаются и скорби указанного времени. Звезда или указывает на то, что все сие приходит на людей с Неба, или знаменует диавола, о котором говорит Исаия: како спаде с небесе денница, восходящая заутра (Ис. 14, 12). Ибо он, чрез удовольствия упоевая людей бурным и горьким развращением, попущается Богом наводить мучительные скорби, хотя и не всем, но, по долготерпению Божию, на третью часть для того, чтобы неверие в воздаяние в загробной жизни не причинило душевной смерти нетерпеливым. С оставшимися же в живых пред кончиной сбудется все горькое, видимое преднаступление и предначертание чего для вразумления нашего точно раскрыл Господь. И если не желаем быть судимы, следует нам осудить самих себя, ибо, по божественному Апостолу, ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы (1 Кор. 11, 13). Будучи же судимы, должны быть наказаны от Господа и с благодарностью принять наведения скорбей, подобно тому как видим, рассудительные больные терпеливо переносят, надеясь на выздоровление, врачебные прижигания и сечения. А посему и мы, будучи душевно здоровыми и не давая ни малой пищи геенне огненной, чтобы не быть осужденными с миром (1 Кор. 11, 32), но навеки воцаримся со Христом, Которому, вместе со Безначальным Отцом и Всесвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение и величие ныне и присно и в нескончаемые веки веков. Аминь.

 

 

Слово 9

 

Глава 25

Откр. 8, 12–13


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!