Татуировки религиозного содержания



 

Татуировки с изображением соборов, распятий, ангелов, ликов святых и библейских персонажей чаще всего наносят на грудь и спину. Реже — на плечи и ноги.

Мотивация наколок разная. Выбор религиозного сюжета еще не свидетельствует о набожности зэка. Он может нести тайный смысл, упование на Суд Божий или информацию о владельце рисунка (скажем, костел свидетельствует о католической вере, количество куполов на соборе — число ходок  или полученный срок лишения свободы, цифры на крестах могут означать статьи Уголовного кодекса и т. п.).

Религиозным наколкам часто сопутствуют антикоммунистические изречения или нецензурные выражения. Рисунок может дополняться аббревиатурой «БОГ» (был осужден государством).

1. Импровизация на тему картины Рафаэля «Сикстинская мадонна». «Всевышняя заступница перед господом». Упование на прощение грехов. Другое толкование татуировки — «Дитя тюрьмы». Наносят на грудь.

2. Распятие — символ мученика. «Бог терпел и нам велел». Символизирует покорность и всепрощение. Место наколки — грудь, плечо.

3. Голубь — нежность, смиренность, любовь, надежда (среди всех библейских персонажей на татуировках чаще всего встречаются голуби).

 

 

Религиозные татуировки часто сопровождаются библейскими афоризмами или крылатыми изречениями:

Бог всем судья.

Бог любит того, кто не грешит, а не грешит тот, кто не живет.

Бог не фраер — все простит.

Боже, меня не забывай и помести в рай.

Боже, покарай моих палачей и забери меня к себе.

Боже, спаси и сохрани раба своего…

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа, аминь.

Дева Мария, спаси и сохрани…

О, Боже, за что же?!

Пути Господни неисповедимы — они во тьме, а мир велик.

Спаси меня, грешного, от порядка здешнего.

Что не подвластно Богу и церкви Римской — должно быть умерщвлено.

4. Летящий лев с Библией в лапах. Власть и сила. Наносится на грудь, реже — на спину.

5. Христианская душа (голубь) и причастие (гроздь винограда). Встречается на груди.

6. Парящий орел, сжимающий когтями Библию. Место татуировки — грудь. Символизирует гордость, свободу, справедливость.

Популярны также иностранные изречения религиозного характера. Они могут наноситься без рисунка и существовать самостоятельно:

CUM DEO  (лат.) — с Богом.

DER MENSCH, VERSUCHE DIE GOTTER NICHT  (нем.) — человек, не искушай Богов.

 

 

DIEU ET LIBERTE  (фр.) — Бог и свобода.

DIEU ЕТ МОЕ DROIT  (фр.) — Бог и мое право

IN GOD WE TRUST  (англ.) — в Бога мы верим.

MEMENTO MORI  (лат.) — помни о смерти!

MEMENTO QUOD ES HOMO  (лат.) — помни, что ты человек.

ME QUOQUE FATA REGUNT  (лат.) — я тоже подчиняюсь року.

MORTEM EFFUGERE НЕМО POTEST  (лат.) — смерти никто не избежит.

QUI SINE PECCATO EST  (лат.) — кто без греха.

SICITUR ASTRA  (лат.) — так идут к звездам.

SILENTUM  (лат.) — молчание.

VIA SACRA  (лат.) — Святой путь.

7. Павлин с распущенным хвостом. Вера в загробный мир. «Мы не умрем!». «За свободу нашу!». «Мы победим!». Наносят на плечо или грудь.

8. Мать гностиков, посылающая благодать. Встречается на плече.

9. Змеи-искуситель. Библейский сюжет об изгнании Адама и Евы из рая. Композиция может дополняться ангелом. Место татуировки — грудь.

10. Пальма первенства. «Конец венчает дело». «Пришел, увидел, победил». Наносят на грудь или плечо. Символизирует удачу и победу.

11. Всевидящее око. «Бог видит все!». «Бог всем судья». «Да взойдет на грешного Божья благодать». Под треугольником имеется в виду тройственность Бога — Отца, сына и святого духа. Наносится на грудь, плечо, реже — па кисть руки.

 

 

Любопытный факт: верующие зэки не стремятся к татуировкам религиозного содержания. Вячеслав Иваньков, выросший в религиозной семье, десятилетиями носивший на шее крестик и создававший храм в иркутской тюрьме (что, однако, не мешало ему обирать ближнего своего), «богоугодное» художество не любил. Сам Япончик имел лишь две воровские звезды под ключицами и едва заметный узор на руке.

Религиозные наколки предпочитают не столько верующие уголовники, сколько суеверные.

12. Рука Творца. «Пути Господни неисповедимы — они во тьме, а мир велик». Место татуировки — грудь.

13. Ангел, читающий книгу. «Слуга Божий». Символизирует покорность перед всевышним и наносится на грудь или плечо.

14. Ветка пальмы — символ победы. Встречается на груди, плече, предплечье.

15. Собор. Символ православной веры. «Святая Русь». Владелец татуировки иногда вкладывает в нее автобиографический смысл: число куполов — количество ходок  в зону. Наносится на грудь или спину.

16. Лавровый венок. Символ победы. «Награда победителю». Наносят на грудь или плечо.

17. Богородица с Иисусом. Татуировка может дополняться текстом: «Пресвятая Богородица Дева Мария, спаси и сохрани раба грешного…» (далее указывается имя владельца наколки). Наносится на грудь или спину.

18. Библейский сюжет о голубе, прилетевшем во времена всемирного потопа к Ною с «масличным листом». Татуировка наносится на грудь или плечо. Символ надежды и спасения.

 

 

19. Церковь на ладони. На руке могут быть кандалы, что указывает на длительный срок лишения свободы. Число куполов означает количество ходок или полученный по приговору срок. Татуировку наносят на плечо, бедро, реже — на грудь.

 

Политические татуировки

 

В основном — это наколки антисоветского и антисемитского характера, демонстрирующие ненависть к существующему режиму, конституции, правящей партии, политическому лидеру и т. п. Татуировки могут изображать портреты генсеков, лидеров партии, диктаторов, основоположников марксизма-ленинизма, а также карикатуры на них.

Часто татуировки сопровождаются текстами самой различной экспрессии: от нейтральных фраз типа «Начальник социалистического лагеря» (под портретом Сталина) до отборной матерщины, например, «Я в рот е… всех коммунистов!».

Изображения зарубежных политических лидеров встречаются редко. Обычно это карикатуры на Маргарет Тетчер («Железная леди»), Бенито Муссолини («Железный римлянин»), Рональда Рейгана («Друг советского зэка»), Фиделя Кастро («Дядя Федор») и Адольфа Гитлера.

Последний персонаж мировой истории у наших зэков пользовался наибольшей популярностью. Портрет вождя нацистов поддерживался текстами: «Адольф Гитлер — мой друг», «Главный санитар Европы», «Товарищ Гитлер — вождь партии санитаров», «Ударник коммунистического труда» и т. п. Встречаются на груди татуировки, где лидер нацистов изображен в полный рост в нацистском обмундировании. «Портретная галерея» в большинстве случаев наносится на грудь.

1. Карта Советского Союза, покрытая колючей проволокой, череп со скрещенными костями в виде кирки и лопаты. «Все дороги ведут в ГУЛАГ». «Мой адрес — ГУЛАГ». Место тутаировки — грудь, спина, живот.

2. Силуэт В. И. Ленина. «ВОР — вождь Октябрьской революции». «Спасибо, дедушка Ленин, за счастливое детство мое».

3. «Мои права под замком». «Тень конституции». «Без права на права». Наносится на плечо или бедро.

 

Приведем наиболее популярные тексты политических татуировок (встречаются как с рисунками, так и самостоятельно).

Бей коммунистов, режь активистов  (первая часть выкалывается на одном плече, вторая — на другом).

За наше счастливое детство спасибо, родная страна.

За веру и отечество  (сопровождается символами самодержавия).

Заморили, суки, заморили, загубили молодость мою  (сочетается с эмблемой ГУЛАГа и портретами политиков).

За старый мир, за батюшку царя, но не за этот мир, свирепствующий ныне  (наносят на бедро или голень).

КПСС — злейший враг народа  (в орнаменте колючей проволоки).

Нам не нужны чувырла — только их земля.

Нас татары 300 лет гнули — не согнули, а коммунисты так согнули — за 300 лет не разогнешь  (возможен вариант: «Нас татары гнули — хрен согнули, а коммунисты так согнули — хрен разогнешь».  Татуировку наносят на плечи или ноги).

 

 

СССР — тюрьма народов!

Раб КПСС, Раб СССР, Раб коммунизма  (наносится на предплечье, кистях или на лбу).

Режь жидов и коммунистов/

За что нас так, дедушка?  (дополняется силуэтом В. И. Ленина).

Кончай жидо-большевистскую власть!

 

4. «Свобода и вера сгорели в партийном огне».

5. Силуэт Карла Маркса. «ЖИРСПК — жиды из русских сделали подопытных кроликов». Место татуировки — плечо.

6. Голова Карла Маркса, «Капитал», окровавленный топор, кандалы. «Звериное лицо капитализма». Наносится в основном на грудь.

 

Портреты Генсеков КПСС сопровождаются текстами: «Хозяин большой зоны» (И. Сталин), «Пахан Политбюро ЦК КПСС» (Л. Брежнев), «Сиротинушка Совка» (М. Горбачев). Наносят на спину и ягодицы.

Согласно инструкциям ГПУ, НКВД и МВД, татуировки антисоветского характера подлежали уничтожению. В советских лагерях пластической хирургии не было и быть не могло. С осужденного попросту сдирали кожу вместе с нательной компрой. Снять кожу мог хирург или зубной врач с помощью обычной бормашины. Иногда клеймо (даже на лбу) выжигали раскаленной пластиной, реже «замазывали» наколку тем же способом, каким она наносилась.

К политическим татуировкам относили и свастику в любом виде и ракурсе. Ее часто выкалывали на лбу или щеках, но это не смущало строгую администрацию исправительно-трудовых учреждений.

 

Перстневые татуировки

 

1. Белый крест на черном фоне. Означает, что владелец отбывал наказание за грабеж. Перстень гопника.

2. Татуировка парашника — зэка из когорты обиженных.  Перстень наносится в принудительном порядке. Им часто метят карточных должников. При выходе из зоны владелец перстня обычно закрашивает белый треугольник, имитируя татуировку «Вышел по звонку» (см. № 46).

3. «Прошел через „Кресты“» (следственный изолятор г. Санкт-Петербурга). Над перстнем может размещаться корона. Татуировка встречается также у женщин.

4. Белые диагональ и полумесяц на черном фоне. «Отбывал наказание в ИТУ строгого режима». Перстень мусульманина.

 

 

5. «Грехи юности». Лагерный стаж начал в воспитательно-трудовой колонии.

6. «ЗЛО» («заветы любимого отца»). Символ родственных уз или уголовной династии.

7. «Ступил на воровской путь». Осужден за воровство.

£. Женская татуировка. «Одна в кругу воров». Отбывала срок за хулиганство.

9. «Не подам руки менту».

10. «Прошел сучью зону». Владелец перстня отбывал наказание в ИТУ, где власть держали активисты.

11. «Польский вор». Владелец татуировки — бывший вор в законе,  отказавшийся от традиций воровского братства. Верхняя цифра означает срок, нижняя — число судимостей.

12. Перстень мужика — осужденного, держащего в зоне нейтралитет.

13. Солнце и чайки, разделенные диагональю. «Утраченная юность». Женская татуировка. «Отбывала первый срок в воспитательно-трудовой колонии».

14. Перстень с изображением паука в паутине. На спине паука белый крест. «Был судим за гоп-стоп» (грабеж). Символизирует насилие.

15. Кинжал, обвитый змеей. Символ агрессии и тайной угрозы. Владелец перстня отбывал наказание за умышленное убийство.

16. Заяц. Перстень несовершеннолетнего. Указывает на симпатию к проституткам или на склонность к развратным действиям. Может наноситься в принудительном порядке.

17. Змея в виде латинской буквы «S» с двумя вертикальными полосами. «Вторая ходка». Иногда наносится третья полоса (третий срок лишения свободы). Татуировка встречается и у женщин.

18. «КОТ» («коренной обитатель тюрьмы»). Воровской знак, символизирующий гордость, длительное пребывание в местах лишения свободы, удачу. Иногда встречается у гопников.

19. Солнце, якорь, сердце. «Любовь и свобода». Позаимствован у моряков.

20. Голубиная лапка. Знак пацифистов. В блатных понятиях — знак агрессии. Татуировка наносится злостными нарушителями лагерного режима.

21. Кинжал, пробивающий офицерский погон. «Смерть ментам!». Владелец татуировки был судим за преступление против сотрудников милиции. Татуировка часто встречается и на других частях тела.

 

 

22. Перевернутая звезда. Символ сатанистов.  «Совершил преступление по религиозным мотивам». «Судим за осквернение могил». Встречается редко.

23. Сионская Звезда Давида. «Еврейское классовое единство». «Прошел зону, но веру не предал».

24. Шестерка. Перстень воровской пристяжи —  зэков, исполняющих приказы лагерных авторитетов.

25. Черный крест на белом фоне. «Прошел зону». Место татуировки — указательный палец. Встречается у женщин.

26. Черный крест с точкой посередине и диагональными лучами. «Один в кругу друзей». Владелец перстня начал преступную деятельность несовершеннолетним.

27. Черный могильный крест. Встречается у отрицал.  Перстень также может быть посвящен родителям, умершим в период, когда владелец наколки находился в местах лишения свободы.

28. Черный крест на белом фоне. «Прошел через зону». Могут указываться цифры, соответствующие назначенному сроку наказания.

29. Черный крест с отходящими лучами. Символизирует судимость. Количество лучей означает число ходок.

30. Фигурный крест. «Прости меня, мама». Перстень символизирует память об умерших родителях.

31. Собор. «Вечный узник тюрьмы». Татуировку наносят зэки, имеющие, как минимум, три судимости. Число куполов собора указывает на количество ходок.

32. Свастика в белом круге. «ПАПА» («п… активистам, привет анархистам»). Символизирует жестокость, агрессию. Знак отрицал.

33. Серп и молот со звездой. Владелец перстня считает, что приговор ему назначен незаслуженно. Под перстнем встречается аббревиатура БОГ («был осужден государством»).

34. Белая корона с отходящими лучами. «Пусть победит сильнейший». Перстень лагерного авторитета — пахана, вора в законе.  Число лучей — количество судимостей.

35. Тюльпан. Владелец перстня отбывал наказание в воспитательно-трудовой колонии. От цветка могут отходить лучи, указывающие на срок наказания или количество судимостей.

 

 

36. Череп на белом фоне. «Горе побежденным». «Жить — значит бороться». Символизирует власть, силу, агрессивность. Татуировка означает, что ее владелец не остановится перед насилием. Встречается у отрицал.

37. Перевернутая пиковая масть на белом фоне. Перстень баклана.  Ее владелец был осужден за хулиганство. Символ встречается также на ушах.

38. Трефовая масть. «День для ученых, ночь — для воров». «Был осужден за кражу личного имущества». Татуировку наносят и женщины.

39. Бубновая масть. «Бубновый туз». Символ карточного шулера высокой квалификации.

40. Черно-белый перстень, разделенный по диагонали. В правом нижнем углу — трефовая масть. «Прошел через „Кресты“».

41. Червовая масть на белом фоне. «Целкарик», «Амурик», «Лохматуха». Владелец татуировки получил срок за изнасилование малолетней. Часто перстень наносится в принудительном порядке.

42. Червовая масть в правом нижнем углу. Осужден за развратные действия в отношении малолетней.

43. Трефовая и пиковая масти, разделенные диагональной линией. Грусть по утраченной молодости.

44. Трефовая и пиковая масти, размещенные в шахматном порядке. Перстень лагерного авторитета. Татуировка может сочетаться с куполами собора, число которых означает количество судимостей.

45. Черно-белая пиковая масть, разбитая линией по диагонали. «Совершеннолетие встретил в ВТК». Обычно наносится во время перевода в ИТК.

46. Черный квадрат. «От звонка до звонка». «Вышел без досрочного освобождения».

47. Черный квадрат с белой диагональной полосой. «Прошел зону».

 

 

48. Черный квадрат. На белой диагональной полосе — три точки. Перстень вафлера  («петуха») — зэка, входящего в лагерную когорту опущенных  и обиженных.  Татуировку наносят в принудительном порядке после совершения акта мужеложства. После выхода из мест лишения свободы клеймо, как правило, переделывают под перстень № 46 — «От звонка до звонка».

 

Тайная метка триады

 

Китайские преступные группировки-триады прочно осели в России. Согласно данным МВД России, в Москве действуют три тайные организации — харбинская, шанхайская и пекинская. Эти группы независимы друг от друга, имеют своих лидеров, боевиков, агентурные каналы и кассы. Время от времени между ними происходят жесткие стычки, но китайцы, веками отличавшиеся скрытностью, пытаются улаживать конфликты мирным путем.

В странах СНГ триады начали разворачивать свою деятельность в середине 80-х годов. Особое предпочтение они отдавали столицам. Сегодня, по оперативным сведениям, в Москве на нелегальном положении проживают около 30 тысяч китайцев (их называют хуацяо).

Китайцы проникали и проникают через вес имеющиеся границы (обычно, через Дальний Восток), используя все возможные способы: фиктивные браки, гостевые приглашения, липовые контракты. Наряду с зарубежными «китайскими кварталами», такие же поселения появились и в столице России. Китайские общины арендуют гостиницы и туркомплексы в Измайлово, Медведково, Бибирево, Коньково. Члены триады не фигурируют в милицейских сводках, придерживаются жесткой дисциплины и свои бизнес стараются не афишировать.

 

 

Триады специализируются на торговле оружием и наркотиками, игорном деле, проституции. Они содержат подпольные клубы (катраны),  публичные заведения и склады контрабандного товара, которым снабжают российских перекупщиков. Занимаются триады и рэкетом, но в основном данью облагают своих соотечественников-торговцев. Наиболее могущественной триадой на мировой арене считают «Ангбинхоай», которая имеет своих эмиссаров и боевые отряды почти во всех странах мира.

Китайские уголовные общины хорошо законспирированы. Тайному образу жизни они учились веками. Триады возникли три столетия назад для войны с маньчжурскими владыками и по сей день соблюдают воинскую дисциплину. С изменниками поступают не только жестко, но и жестоко. Предателю могут переломать все кости так, что он будет жить, но не сможет шевелить конечностями и даже разговаривать. Или впрыснуть хитромудрое снадобье, которое вызовет страшные муки.

Ритуал вступления в тайный китайский союз «Неба, Земли и Человека» не менее педантичен, чем в воровской. Кандидат обязан предоставить рекомендации уважаемых членов, пройти испытания огнем и мечом. После этого он пьет кровь петуха и клянется в верности общему преступному делу. Новоиспеченному члену общины торжественно наносят татуировку, которая характерна для данной группировки. Символику наколки способна разгадать лишь сама триада. Летопись нательных рисунков покрыта тайной. Шанхайская группировка «Шенсыбан» наносит своим воинам ритуальные знаки — капли дождя, сигареты, солнце, деревья. Пекинская триада предпочитает змей и цветы. Но есть персонажи татуировок, которые используют все триады (в мире их свыше 300) — драконы. Они выкалываются на груди и спине.

 

 

Места для наколок китайцы не жалеют и порой разрисовывают себя с ног до плеч (на лице накалывают в исключительных случаях). При этом используется китайская тушь специального состава. Часто татуировки выполняются в цвете.

Расшифровать их смысл проблематично. Интерпол, МВД, ФБР и т. п. лишь довольствуются наблюдениями, регистрируют нательные узоры и, в лучшем случае, могут делить их принадлежность к какой-нибудь китайской группировке. Судить по элементам рисунка бесполезно. Обладатели «мечей», «кобр» и «черепов» оказывались торговцами наркотиков или сутунерами, а гангстеры, исполняющие приговоры триады, носили на груди летучих мышей или древние иероглифы.

 

Татуировки сексменьшинств

 

К татуировкам, которые наиболее распространены среди пассивных гомосексуалистов и могут наноситься в добровольном порядке, относятся изображения дьявола, раздевающего женщину, и музыкальные инструменты. У женщин-лесбиянок чаще всего встречаются кабан и роза с шипами. Почти все нательные знаки вафлеров, петухов, педрил  безобидны, сохраняют рамки приличия и несут в себе тайный смысл. В этом их опасность для неискушенного романтика, желающего нанести татуировку, не имея о ней ни малейшего представления.

Бывший морской офицер из Хабаровска во время службы выколол себе на бедре черта, раздевающего девушку. Такой сюжет предложил ему товарищ. Спустя несколько лет эту наколку случайно увидели на пляже «дятлы» (активные гомосексуалисты) и предложили ее владельцу «взять на клык». Когда офицер отказался, его убили.

1. Роза с шипами. Татуировка лесбиянки. Роза, опутанная колючей проводкой, — лагерная кобла,  то есть женщина, удовлетворяющая сексуальные потребности зэчек в женских колониях. Наносится на бедро. Роза без колючек — «18 лет исполнилось в ВТК».

2. Обнаженная женщина в накидке, обвитая змеей. Пассивный гомосексуалист, предпочитающий анальный контакт. Выкалывают насильно на спину. Если женщина держит яблоко, татуировка имеет другой смысл — «искушен женщиной».

 

 

3. Рукопожатие с цветком между ладонями Пассивный гомосексуалист. Наносят на спину.

4. Скрипка со смычком. «Маэстро минета». Накалывают пассивные гомосексуалисты, предпочитающие оральный контакт. Встречается татуировка и у женщин. Ее наносят минетчицам в принудительном порядке, чаще всего проституткам. Несколько музыкальных инструментов означают «игру в ансамбле» (групповой секс). Духовые инструменты указывают на группового минетчика — «автопоилку».

 

 

5. Кабан также символизирует коблу.  В отличие от петухов, коблы  пренадлежат к лагерным авторитетам. Наносится на спину.

6. Корона с изображением четырех карточных мастей. «Король всех мастей» — гомосексуалист, склонный ко всем формам разврата. Наносится насильно. Место татуировки — спина, бедро.

 

Татуировку могут нанести после насильственного полового акта — «опускания». Притом лицо, подвергшееся опусканию,  обычно не имеет сексуальных отклонений. Прибегают к упрошенным нательным рисункам, которые и рисунками-го назвать сложно: выкалывают синяк под глазом, точки на лице, пчел или чертей-кочегаров на ягодицах. Часто ограничиваются нецензурной надписью красноречивого содержания.

После освобождения обладатель насильственной татуировки чаше всего пытается от нее избавиться: удаляет часть кожи или дополняет рисунок новыми деталями.

 

Татуировки на ногах

 

Татуировки на ногах присущи отрицалам.  Они располагаются на коленях, голени, внешней стороне стопы, щиколотках. Каталог татуировок на ногах беднее и ограничивается изображением кандалов, наколенных орнаментальных звезд и несложных символов (звездочек, свастики, черепов, серпа и молота).

Чаще всего наколки встречаются в виде текстов. Ниже приведены наиболее популярные из них (место татуировки — голень, внешняя сторона стопы, щиколотка).

 

Без капитального ремонта 100 000 км.

Затопчу, замучаю всю породу злую…  (адресуется родителям или родне).

Жена помой, теща вытри.

Иду туда, где нет закона.

Кто выжил, тот счастливым будет, кто умер, тот счастливым стал.

На убийство.

Ноги устали ходить под конвоем.

Они устали.

Остановись, подумай, а затем иди.

Пейте, суки, кровь мою, она для вас отрава.

Топчи коммунистов!

Шаг за шагом — ближе к смерти.

Шагая весело по жизни, ты живи, но клопа дави.

Шли к любимой, попали в ад.

Я выжил там, где мамонты замерзли

Я выжил там, где мамонт вымер.

Иногда текст подается оригинальнее: цельная фраза размещается на двух ногах. Например:

 

Правая нога Левая нога

Бегают только на длинные дистанции

Москва-Воронеж: хер догонишь

Как мало пройдено дорог Как много сделано ошибок

Кресты, Котлаг Ухтижлаг, Ухтасанлаг

Все дороги ведут в ГУЛАГ

Мой адрес Советский Союз

Они придут в XXI век!

Правильной дорогой идете, товарищи!

Зэк в СССР раб КПСС

Мой адрес — город Москва вторая дверь налево

Живу в стране рабов и дураков

Остановите Землю я сойду

 

 

На пальцы ног наносится текст, который состоит из десяти букв: «Севлаг НКВД», «МВД мои гроб», «Я раб Колымы». «Зэк Воркуты», «Я иду на дело»', '«Прости, мама», «Сын лагерей», «Я дочь греха», «Смерть суке» (возможны варианты).

 

 

Раздел III

Уголовная империя

 

 

Блатари на свободе

 

Вне зоны жесткой уголовной иерархии практически не существует. Преступников принято делить лишь по видам их квалификации: домушники, громилы, гопники, карманники, каталы, угонщики, аферисты, медвежатники, шнифера, фармазонщики, блинопеки  и т. д. К узкой специализации воровской мир начал стремиться в конце прошлого века. Постепенно преступность становилась профессией. Время вносило свои коррективы, многие криминальные профессии исчезали, такие как голубятники  (воры сушившегося белья), скамеечники  (конокрады), витринщики  (крадущие с витрин), поездушники  (воры на экипажах). Возникали новые — наперсточники, рэкетиры, ликвидаторы,  мошенники с финансовыми ресурсами, компьютерные «взломщики». Сегодняшний криминальный мир полностью преобразился.

Серьезной угрозой для общества были и остаются профессиональные уголовники узкого профиля, которые оттачивают свое мастерство годами, как на свободе, так и в колониях. Это рецидивисты, судимые по своим профилирующим  статьям. Наблюдения показали, что многие из них более развиты и эрудированны, чем служебный персонал тюрьмы или колонии. Объясняется такой феномен просто: положение обязывает. Высококлассный домушник, помимо уголовного права, искушен слесарным делом, чтобы изготовить отмычку или фомку,  радиотехникой, чтобы обезвредить сигнализацию, архитектурой гражданских сооружений, вопросами расценок на бытовую технику и драгметаллы, психологией. Зэки с большим исправительно-трудовым опытом неплохо знают историю КПСС, географию, советскую поэзию и литературу: в зоне время убивается или картами, или книгой.

В конце прошлого века преступники начали организовываться в небольшие группы по «интересам» {малины),  во главе которых стояли паханы. Малины  имели свои хазы, лежбища, притоны,  служащие для ночлега, развлечений и хранения краденых вещей. Обычно в малину  входило от трех до десяти человек. Преступная группа имела узкую специализацию {масть)  и свою территорию (город, район). Для серьезных операций малины  объединялись. Пахан  засылал к соседнему пахану  своего курьера с письмом, написанным феней  (уголовным жаргоном), или назначал стрелку,  где обсуждался будущий скок  или налет.

В условиях свободы воровскую иерархию составляли лишь урки  и оребурки,  то есть крупные и мелкие воры, которые друг от друга не зависели. Позже возникли жиганы,  примкнувшие к уголовной элите. До прихода организованной преступности (в дореволюционной России к таковой относилось разве что конокрадство. Российские конокрады, благодаря своему трехвековому опыту и традициям, напоминали «государство в государстве») борьба за власть в уголовном мире наблюдалась лишь в тюрьмах и лагерях. Блатари  (профессиональные уголовники) старались придерживаться принципа: украл сам — дай украсть другому. С развитием теневой экономики и частного капитала началась война за контроль над ними. Деловой и блатной  мир стати братьями-близнецами: говорим «бизнес'» — подразумеваем криминал, говорим «криминал» — подразумеваем бизнес.

По данным уголовного розыска, сегодняшний блатной  мир насчитывает более тридцати «родов деятельности». Остановимся на основных, которые развивались десятилетиями и которые не утратили своей «актуальности» и сегодня. Стоит упомянуть и о фраерских,  не воровских профессиях, некогда презираемых блатным миром, но сегодня тесно соседствующих с ним (бандиты, лидвидаторы).

Преступный мир становится все совершенней, благодаря деньгам, опыту и научно-техническому прогрессу.

 

Карманники

 

В начале века карманники («щипачи») считались высшей аристократией преступного мира. Многие исследователи криминальной среды считают, что воры в законе  вышли из карманников и карточных шулеров. Карманники и шулера  всегда боялись каторги, тюрем и лагерей, где физический труд сводил на нет годы упорных тренировок. Попадая в зону, они отказывались трудиться и всячески оберегали свои руки. Чтобы выжить в неволе, карманным ворам и карточным мошенникам оставалось лишь захватить власть в свои руки.

В 20-х годах молодая, но энергичная советская милиция даже изобрела оригинальный метод борьбы с карманниками и шулерами — попросту ломала им пальцы. Сегодня эта воровская квалификация растеряла былое уважение и лидирующее значение в блатном мире. Исключение составляют лишь марвихеры.  Карманные воры имеют свою татуировку: паук без паутины между большим и указательным пальцами руки.

Карманником экстракласса, марвихером,  нужно родиться. Одних пальцев мало. Нужно получить от природы определенного склада нервную систему, мгновенную, точную реакцию, соответствующее устройство пальцев, ладоней, локтей и плеч, а также необходимую артистичность. И это — только задатки. Требуются годы упражнений, чтобы воровской талант развился. В начале века в Англии и Франции существовали специальные школы, готовящие марвихеров.  Начинающий вор тренировался на манекенах, одетых соответственно сезону. На втором этапе ученик должен был незаметно вытащить кошелек у своего товарища, и лишь затем учитель приступал к индивидуальным занятиям. Режим и дисциплина были очень жесткими, ослушника могли даже подвергнуть телесным наказаниям — избить палкой. Иногда карали за простую небрежность в «работе».

Кузницей воровских кадров в России считался Санкт-Петербург, вырастивший Сашу Макарова («Пузан»), Полонского («Инженер»), Шейндлю Соломониак («Сонька Золотая Ручка»). О марвихере  Полонском ходили легенды, которые вскоре подтверждались в полицейских (а затем и милицейских) протоколах. Полонский родился в Варшаве и криминальную биографию начал с карточного шулерства. Инженер имел удивительные пальцы и не менее удивительную пластичность. Поселившись в Петербурге, шулер сменил квалификацию и стал изымать финансовые излишки у знатных господ. Он мог выташить часы из чужого кармана лишь затем, чтобы узнать время. В первые годы советской власти французские воры прислали к марвихеру  своего эмиссара с весьма щекотливой просьбой. Ему предложили прибыть в Париж всего на несколько часов, дабы снять колье с английской титулованной особы. Все расходы, подводку  и сбыт украшения брала на себя французская сторона. В качестве аванса карманнику передали крупную сумму. Остальное причиталось после кражи.

По приезде во Францию Инженер получил на руки документы посла, которого задержали и обчистили до этого в дороге. Под видом полпреда иностранного государства Инженер попал на торжество в американское посольство. О подробностях приема ничего не известно. Вскоре он покинул торжественный прием, а затем и Францию. Судя по скандалу, возникшему в посольстве после скромного отбытия Инженера, операция прошла успешно. По загадочным причинам карманник бросил свое призвание и стал налетчиком. Возможно, живость характера, присущая полякам, мешала ему заниматься одними лишь карманами. Полонский принадлежал к самым авторитетным уркам  Петербурга. Говорят, что он знался с Ленькой Пантелеевым и решил повторить судьбу великого налетчика. На животе у Инженера имелась татуировка «Боже, я помню, что у меня есть мать». Не исключено, что под «матерью» подразумеваюсь блатное братство.  Наколка «Не забуду мать родную» возникла лишь в 30-х годах и действительно посвящалась воровской братве. Уточнить смысл наколки не довелось. В начале 20-х годов банда Полонского совершила вооруженный налет на Сбербанк и унесла 350 тысяч рублей. Во время облавы в центре Петрограда Инженер был убит двумя выстрелами в голову якобы при оказании сопротивления.

Карманников делят по способу и месту кражи.

Ширмачи  накрывают карман (ширму),  портфель или сумку жертвы плащом, перекинутым через руку. Пока рука под плащом чистит клиента, свободная рука отвлекает внимание — жестикулирует, машет кошельком или газетой. Вместо плаща иногда используется большой букет цветов. Трясуны  работают в давке, чаще всего в общественном транспорте. Они прижимаются к «объекту» и начинают резкими но точными ударами выбивать из внутренних карманов бумажник (владельцы «паркеров» в автобусах и троллейбусах не ездят). Вся процедура занимает не больше минуты.

Писари  режут карманы и сумки острыми предметами — бритвой или заточенной монетой, иногда — кольцом с заостренным краем. В этом случае кошелек выпадает сам. Среди писарей есть так называемые хирурги,  которые используют для кражи скальпель. Если жертва учует писаря  и поднимем скандал, карманник может в отместку разрезать ей одежду. Отличительный знак писаря — татуировка в виде монаха, пишущего книгу гусиным пером.

Рыболовы  используют в своей работе рыболовные крючки Им поддевают кошелек из кармана или покупку из сумки. Часто рыболов  действует в поездах, забравшись на верхнюю полку и запуская крючок в имущество нижнего соседа. Щипачи,  в отличие от предыдущих категорий карманников выходят на дело целой группой и предпочитают массовые мероприятия — демонстрации, гуляния, рыночную торговлю. Пока одни щипачи  отвлекают жертву, другие обирают ее карманы и сумки. Затем «команды» меняются ролями. При шухере  карманные воры могут оттеснить возмущенную жертву, отвлечь внимание и даже организовать комедию с криками: «Держи вора!».

Самый презираемый среди карманников вор — дубило  (или дупло ). Он похищает из хозяйственных сумок и авосек колбасу, хлеб, молоко и прочие продукты питания.

По месту кражи карманники делятся на колесников, магазинщиков, кротов, рыночников, улочных  и театралов.

Колесники (резинщики)  чистят карманы в общественном транспорте, кроты — в метро (по данным ГУВД Москвы, кроты  предпочитают работать во второй половине дня, притом в вестибюлях, а не в переполненных вагонах. Их не пугает «закрытость» метрополитена, которая не дает вору шансов скрыться в случае провала), улочные — на остановках, возле киосков и просто в уличной толпе.

Марвихеры,  интересующиеся лопатниками  (бумажниками) знатных господ, особенно иностранцев, предпочитают киноконцертные комплексы, театры, дорогие рестораны, презентации, светские рауты и даже похороны. К ним же относятся театралы. Театралы  регулярно следят за афишами, газетными объявлениями и светской хроникой, чтобы не пропустить очередное представление или презентацию. В последние годы из-за участившихся карманных краж доступ на презентации начали ограничивать пригласительными билетами, но воры умудряются достать и эти приглашения.

Слухи о благородстве профессиональных карманных воров, в том числе и марвихеров,  сильно преувеличены. История не знает случаев «справедливого» отъема частной собственности. Воры вытаскивали хлебные карточки во времена голода, похищали талоны на молоко у матерей-одиночек, сегодня они могут при удобном случае лишить старушку последних грошей.

Больше всего вор-карманник боится плотских искушений и старости. Обильные застолья и бессонные ночи, проведенные в дамском обществе или за партией в преферанс, притупляют реакцию и бдительность. Курение и переедание сказываются на чуткости пальцев. Старость ко всем перечисленным неудобствам прибавляет еще и закостенелость движений. Теряющий сноровку рецидивист должен либо уйти на «преподавательскую работу», обучая «достойную смену», либо использовать прополь  (сообщников). Когда вор идет тырить по карманам  с помощниками, то ему достаточно лишь выдернуть бумажник и незаметно сбросить его прополи.

Поймать карманника очень сложно. Уголовный сыск часами сопровождает его по людным местам, ожидая тех нескольких секунд, когда вор запустит руку в карман или дамскую сумочку. Взять его можно только на кармане.  Опер должен находиться рядом, чтобы вовремя схватить руку и призвать на помощь понятых.

Карманник прекрасно знает букву закона и держится подальше от лиц характерной наружности. Поэтому оперативно-поисковые отряды укомплектовываются сотрудниками, чья внешность не соответствует стереотипу блюстителя законности. Опытный карманник не клюнет на простака в дорогом прикиде,  у которого соблазнительно оттопыриваются карманы с буквально вываливающимся бумажником и который слишком уж отрешенно смотрит в окно автобуса. Это может быть провокацией: где-то рядом стоят розыскники с заблаговременно приглашенными понятыми. В подобном случае вор может даже отыскать взглядом оперов и поздороваться с ними.

 

Каталы

 

К элите блатного мира относятся мошенники, получающие доход от игорного бизнеса. Их называют каталами.

Ныне этот бизнес частично легализовался, а до недавнего времени все азартные игры проводились в подпольных помещениях — катранах.

Каталы  произошли от профессиональных карточных шулеров, начавших объединяться еще в царской России. Большинство карточных мошенников были выходцами из высшего света, многие занимали солидные должности, имели чины и звания. Но на каторгу они попадали крайне редко. Шулера, которых постигла-таки участь узника, заставили с собой считаться даже в неволе и выделились в обособленную касту — «игроков». Они оказались наиболее образованными среди лагерного окружения и к концу 20-х годов установили в зоне власть шулеров и карманников, породившую воров в законе.  Вероятно, им помогла объединиться родственная близость профессий. Случалось, что марвихеры  преподавали уроки в карточных притонах, обучая ловкости пальцев. Они же научили шулеров срезать кожу с кончиков пальцев, чтобы повысить чувствительность «инструмента». Карточного мошенника можно отличить по перстневой наколке с изображением червовой масти. В нижней части перстня — косая штриховка.

До 70-х годов большинство законников  были шулерами. Когда в 1955 году началось массовое наступление силовых структур на воров в законе, многие из них стали маскироваться под дешевых карточных мошенников или охранников катал.

Шулеров принято делить на пять категорий.

Самая уважаемая и респектабельная — катранщики.  Они содержат игорные притоны, которые посещают дельцы теневого бизнеса. В 70-х годах при катранах  служила целая бригада подводчиков, заманивающая в катран цеховиков  и подпольных миллионеров.

Гусары  играют в общественных местах — парках, кафе, ресторанах, на вокзалах и пляжах. Среди них выделяются майданщики  и гонщики.  Первые промышляют в поездах, вторые — в такси.

Паковщики  появляются и в катранах, и в общественных местах. Главная их особенность состоит в самой игре. В начале паковщик  обыгрывает партнера подчистую, затем позволяет ему отыграть треть или половину всей суммы и под каким-то безобидным предлогом останавливает игру. Ставка делается на психологию партнера, который не подозревает шулерства и обязательно захочет отыграться. Такой прием называется «катать вполовину».

Шулера-финансисты  имеют дело не с карточной колодой, а с денежными суммами. Они кредитуют игроков, погашают и перекупают долги, работая под высокий процент. Для возвращения долгов существует группа так называемых жуков —  шулерских боевиков. Они же следят за поступлением «налога» в воровской общак  и карают обманщиков.

При игре у шулера-игрока в подмастерьях состоят заряжающий  (или ковщик колоды),  подтасовывающий карты в определенном порядке и сообщник, оказывающий психологическое давление на противника, отвлекая его внимание и мешая сосредоточиться. У шулеров также имеется своя разведка и охрана, обеспечивающие безопасность игры.

Часто шулера садятся играть между собой, чтобы повысить свой профессиональный уровень. Игра ведется под интерес и разрешает применение всех шулерских приемов («игра на шанс»). Если один из партнеров замечает подвох, он может остановить игру. При этом он должен объяснить или повторить примененный шулерский прием. Тогда он сразу выигрывает. Когда мошенники договариваются играть без обмана, такая игра называется в лоб  или лобовой.

Шулерских приемов много, часть из них безвозвратно устарела. Но есть классические, не утратившие известности и по сей день. Для современных катранов  они уже непригодны, но широко применяются гусарами и майданщиками,  а также популярны в местах лишения свободы.

Немецкий криминалист Альберт Вайнгард в конце прошлого века начал исследовать шулерский мир Германии, Франции и России. Иногда он под видом азартного игрока посещал клубы и сам становился жертвой обмана, заводил приятелей среди шулерской братии. Все наблюдения Вайнгарда вошли в его книгу «Уголовная тактика. Руководство к расследованию преступлений», изданную в дореволюционной России. Шулерским приемам посвящена часть параграфа «Мошенничество при карточной игре» (стиль оригинала сохранен):

 

«1. Помеченные карты. Их метят или во время игры, или еще заранее. Чтобы сделать распознаваемыми отдельные карты, подрезывают их края, скашивают их с той или другой стороны или слегка закругляют наружу или вовнутрь; или делают их шероховатыми посредством быстрого проведения острием ножа в том или другом месте. Поверхности карт, большей частью их рубашка, метятся нанесением маленькой точки или штриха краской, чернилами или карандашом; или делают иголочный прокол, а это место затем заполняется воском; наконец, слегка загибают один угол.

2. Мошеннические приемы:

Расположение карт одной колоды в известной последовательности, чтобы при игре по предыдущей карте угадывать последующую.

Подмена лежащей на виду немеченой колоды карт на меченую или же подкладывание или удаление нескольких карт. Шулер для скрытия карточных колод часто употребляет особые карманы, которые приделаны спереди на внутренней стороне сюртука.

Фальшивое тасование („делать салат“). Шулер делает вид, будто он тасует, в действительности же он оставляет карты на прежнем месте. Карты распределяются в нужном порядке, и колода делится пополам — на четные и нечетные карты. Четные подтачивают с концов. При фальшивом тасовании шулер захватывает ровно половину и укладывает так, что каждая карта попадает на свое место. Затем опять берется половина и опять всовывается через одну. При следующей тасовке карты оказываются в нужном порядке.

Фальшивое снимание. Шулер устраивает искусственно так, что другой снимает на совершенно определенном месте. Для этой цели он кладет одну карту таким образом, что она высовывается из-за других; или он сгибает верхнюю часть колоды так, что она лежит на нижнем ровном слое карт в виде моста; или же он сгибает верхнюю часть колоды вовнутрь; во всех этих случаях партнер почти всегда невольно снимает на определенном, желательном для шулера месте.

Или же шулер дает партнеру снять произвольно, только кладет снятую часть снова на другую так, что карты ложатся совершенно так же, как и прежде.

Вытягивание неверхней карты. Шулер отодвигает большим пальцем левой руки немного назад верхнюю или несколько других карт, а затем вытягивает вместо верхней нижнюю карту.

3. Зеркало для распознавания чужих карт. Шулер употребляет для этого стенное зеркало или блестящие металлические предметы, находящиеся на карточном столе, например: блестящий портсигар; никелевую оправу трубки; металлический самовар; с помощью этих отражающих предметов он узнает при сдаче карт, что получил партнер.

4. Незаконное содействие других лиц. Пособники шулера таковы:

Человек, который подсовывает ему фальшивые (заготовленные) карты и после игры ловко убирает их; в клубе это проделывается зачастую каким-нибудь служащим или лакеем, в частных кружках — подчас членом семейства, а иногда и самим хозяином дома.

„Иуда“, который заглядывает жертве в карты и посредством условленных знаков показывает шулеру, как он должен играть. Например: кладет один или несколько пальцев на стол, причем один палец означает „бубны“, два — „крести“ и т. д., а также взглядами в сторону, вниз, вверх, передиранием пуговиц, кашлем и откашливанием, ударением на известных слогах при разговоре, различными способами держать сигару: в правом или левом углу рта, в правой или левой руке, выпусканием дыма и т. п.».

В высокопробных катранах  подобные махинации не применяются. Завсегдатаи игорных домов даже снимают очки перед игрой, чтобы партнер не увидел отражения его карт (Америка помнит шулера, который обладал воистину орлиным зрением и видел карты в глазах соперника). Нынешние каталы  шагнули гораздо дальше. Ловкость рук утратила лидирующее значение в игорном бизнесе, уступив место техническим средствам.

В 1990 году в Кишиневе был раскрыт респектабельный игорный дом, который посещали не только блатари,  но и госдеятели. При тщательном осмотре милиция обнаружила электронные «навороты»: в игральный стол был вмонтирован сканер, позволяющий «читать» карты партнера. В Санкт-Петербурге существовал катран,  в стенах которого имелись оптические системы, дающие возможность определять карточную сдачу. В рулетке могут использовать магнитный шарик или слегка деформировать ячейку. В большинстве цивилизованных стран полицейские структуры имеют специальные отделы по борьбе с преступлениями в игорном бизнесе. Задача этих отделов состоит не в охоте за подпольными катранами,  а ловле мошенников в легальных игорных домах.

В конце 80-х годов среди катал  появились наперсточники,  использующие вместо карт и костей каучуковый шарик и три наперстка. Многие наперсточники  в прошлом были шулерами, по каким-то причинам отошедшие от карточного бизнеса. Бригада наперсточников  состояла из нижнего  (гоняющего шарик), верхних  («крыши») и боковых  (имитирующих случайных прохожих-счастливчиков). Игра проходила весело, с различными шутками и прибаутками нижнего наперсточника. По тем временам игровые ставки были высокие: за первый поднятый наперсток — 25 рублей, за второй — 50 рублей. Вместо наперстков иногда использовались три карты («шариком» служила четвертая).

За наперсточниками стали появляться «платочники», «веревочники» и прочие «остапы бендеры» уличного бизнеса. Некоторые их коллеги стали применять электронные игры: «слоники», «ипподром», «лототрон». К профессиональным каталам  они не относились и получили название «золоторотцы».

По данным МВД, в 1992 году в странах СНГ насчитывалось до 30 тысяч профессиональных катал.  С 1993 года уличный игорный бизнес начал затихать, и сегодня его можно встретить в виде лотерей. Нынешние каталы  экстракласса перекочевали в казино (некоторые даже открыли их), а разрядом поменьше все также промышляют в подпольных карточных притонах.

 

Домушники и шнифера

 

В дореволюционной России квартирные кражи считались низкопробным ремеслом. Лишь начиная с 50—60-х годов домушники вышли в почетный ранг блатного мира. Милицейская статистика свидетельствует, что каждая вторая кража индивидуального имущества совершается из квартиры. Опытный домушник  совершает скок  не чаще одного-двух раз в месяц. Это объясняется серьезной подготовкой к краже. По мнению опытных воров, главное в их деле — выдержка. «Хату за хатой берут или наркоманы, или сопливая молодежь, наблатыканная  в ВТК или в козлиных зонах. Такие долго не гуляют», —  заметил домушник с сорокалетним стажем Виктор Цысь.

Сначала вор выбирает «объект». Многим домушникам  помогает наводчик  (его также называют подводчиком),  который вычисляет «мишень». Вызвать интерес может владелец автомобиля, женщина в дорогой шубе, челночник. Вору порой достаточно взглянуть на входную дверь или окна, чтобы выбрать подходящую квартиру. Замызганная незатейливая дверь, окна с грязными мятыми шторами (или вообще без таковых) говорят сами за себя. Мощная металлическая дверь заставляет задуматься. Такую квартиру взять труднее, но шкурка выделки стоит.

Часто наводчики  используют так называемый хоровод.  Вначале они расклеивают в подъездах объявления следующего содержания: «Уважаемые жильцы! 16 ноября будет проводиться дезинфекция мусоропровода от грызунов и насекомых». Далее жильцам предлагается обработать входные двери и отдушины имеющимися средствами от тараканов. 16 ноября наводчик  (обычно — молодая симпатичная девушка) ходит по квартирам и повторяет объявление. Такая процедура никого не удивляет: жильцы предупреждены заранее. Минутного разговора и мимолетного взгляда на дверное устройство достаточно, чтобы определить финансовое благополучие семьи, тип входных замков, наличие сигнализации и т. п. «Санитары» могут и не развешивать объявления, но вероятность, что им откроют дверь, уменьшается.

Часто наводчик  «работает» под представителя власти. Скажем, милиционера, который предлагает жильцам установку сигнализации. С человеком в форме принято беседовать не на лестничной клетке, а, как минимум, в коридоре. «Засветить» такой хоровод  не просто: наводчики знают телефоны службы охраны и действующие расценки на установку сигнального устройства. Тем более, что сами органы вневедомственной охраны действуют подобным же образом, поручая сотрудникам агитацию своих услуг.

Выбрав «объект», домушник  устанавливает наблюдение. По адресным данным выясняется номер телефона; слежка и опрос дают сведения о составе семьи, наличии домашних животных, режиме рабочего дня.

Есть три способа проникновения в помещение. Первый из них — подбор ключей или отмычек, называемых в блатной среде мальчиками.  В последние годы, однако, появились замки, открыть которые с помощью отмычки и «чужих» ключей почти невозможно. Второй путь — взлом. Воровской арсенал фомок (их ласково именуют «абакумыч») очень богат. Но он меркнет перед хитроумными приспособлениями, позволяющими распечатать  любое помещение. Известны случаи, когда толстую металлическую дверь взламывают домкратом, способным поднять до пяти тонн. Им же можно разрушить и стену. Наконец, существует возможность проникновения через форточки, окна и балконную дверь. Этим промышляют очкисты  или ветрянщики.

Часто добычей домушников становится квартира, оставленная без присмотра на несколько дней или недель. Обнаружить такой «объект» труда не представляет. Достаточно проследить за окнами в вечернее время, почтовым ящиком или показаниями электросчетчика.

Преступных асов присутствие хозяев не смущает. Они чистят обитель под их храп. Кражу, которая зовется «С добрым утром!», совершают на рассвете, когда человеческий сон наиболее крепок.

Похищенные вещи вор сдавал барыгам —  скупщикам краденого, которые сотрудничали не только с домушниками,  но и с другими похитителями частной собственности. Старые воровские барыги  предпочитали держаться воров  и опасались гопников  и бандитов.  Нынешние скупщики менее переборчивы и скупают все подряд и у всех подряд.

В последнее время к домушникам  стали причислять блатарей,  бесцеремонно врывающихся в дом и присваивающих имущество на глазах у хозяина. Это уже не кража, а грабеж. Квартирные воры старой закваски избегают осложнений и к насилию стараются не прибегать. Они предпочитают работать в одиночку, в отличие от громил — квартирных воров, объединяющихся в группу налетчиков. Громилы  могут ночью связать хозяина или разыграть хоровод,  чтобы выманить его из квартиры. В последнем случае используются телефонные звонки из «райсобеса», «совета ветеранов», «опорного пункта милиции» и т. п.

Кражами из государственных учреждений — магазинов, сберкасс, бухгалтерий и т. п. — занимались шнифера  и медвежатники.  Обычно их интересовали сейфы, которые медвежатники  открывали отмычками, а шнифера —  путем взлома.

Охотники за сейфами работали как в одиночку, так и в группах. Знаменитая питерская банда Гриши Краузе, бомбившая в 20-х годах сейфы и несгораемые шкафы по всему Петрограду, состояла из восьми-десяти человек. В группе шниферов  имелись специалисты по отжиму наружных дверей, сбыту похищенного, взлому денежного хранилища. Отмычками и булавками Григорий Краузе своих орлов не баловал и предпочитал фомку, напоминающую огромный консервный нож.

Параллельно с Краузе в Петрограде орудовала команда Морозова по кличке «Кобель» и Дубровского по кличке «Альфонс Доде». Среди шниферов  мелькали даже столичные уголовные знаменитости, прибывшие в город на Неве с гастролями.  Месячный улов каждой группы достигал трех-пяти сейфов и измерялся сотнями тысяч рублей. К 1925 году эти банды были обезврежены.

Среди медвежатников  в 20—30-х годах прославились москвич Дорофеев по кличке «Тулуп» и ростовчанин Борис Петерсон. Последний в прошлом был учителем музыкальной школы.

Сегодня профессии шнифера  и медвежатника  уже не считаются такими хлебными, какими они были в недалеком прошлом. Технические средства опережают их мастерство. Многие фирмы стремятся хранить наличную выручку вне офиса, подальше от налоговых структур, нанимают охрану или же приобретают такие сейфы, которые фомкой или отмычкой не вскроешь. Но шнифера  не опускают рук, обзаводятся автогеном и караулят учреждения попроще.

 

Угонщики и гопники

 

Начиная с 60-х годов, в СССР стали появляться стойкие преступные группы, похищающие автотранспорт с целью его дальнейшей перепродажи. Группа состояла из уголовников, каждый из которых имел свою специализацию. Данный воровской принцип не изменился и сегодня.

Кроме непосредственных похитителей автомобилей, в преступных группах имеются автослесари, изготовители фиктивных техпаспортов, сбытчики транспорта, перегонщики. Группы имеют постоянных клиентов, которые заказывают марку, цвет, а иногда и год выпуска автомобиля. Самым популярным объектом для угонщиков сегодня считаются «Жигули». Затем идут «Волги» и престижные иномарки. Наименьший процент угона среди «Запорожцев», «ЛУАЗов» и «Таврии». Раскрываемость угонов низкая, что говорит о высокой организации воровского процесса.

Угонщики высокого класса ведут базу данных, куда заносятся сведения об автомобиле и его владельце. Часто они пытаются заполучить уже готовую электронную базу, имеющуюся в облГАИ, и подсоединиться к каналам оперативного обмена информацией. Если эти задачи ими решаются, борьба с преступниками еще больше усложняется.

Но еще большую опасность для владельцев транспорта представляют гопники —  любители грабежа и разбоя. Такого разгула автомобильного гоп-стопа,  как в 90-х годах, не припоминают даже ветераны-сыскари. Автогопники  ведут настоящую охоту за частными автомобилями. Они высаживают, а то и убивают водителей, затем перегоняют машины в мастерские, которые нередко принадлежат угонщикам. Там автотранспорт проходит традиционную обработку: перекрашивается, переваривается, а иногда просто разбирается на запчасти. Параллельно фабрикуется под авто и новый техпаспорт.

Такой почерк работы не вписывается в обычные стереотипы воровского автобизнеса. Тем не менее, блатной мир не брезгует транспортным разбоем. Существует несколько приемов автомобильного гоп-стопа.

Чаще всего преступники садятся в авто в роли пассажиров, выезжают за город и, угрожая оружием, высаживают водителя. Это самый безболезненный и безобидный для шофера разбой. Иногда они просят остановить машину в безлюдном месте («пиво давит, братуха»), оглушают ее владельца и кладут тело в придорожных кустах. Известны случаи, когда частника привязывали к дереву или усыпляли хлороформом. Убивают владельца машины в крайнем случае, например, при яростном сопротивлении. Встречаются и разбойники-психопаты. Труп жителя Донецкой области Николая Супруненко нашли в моспинской лесопосадке, привязанным к дереву. За несколько дней до этого он выехал на «Волге» и не вернулся. По словам медэкспертов, смерть наступила от рвотной асфиксии: жертва захлебнулась собственной рвотной массой. Ни алкоголя, ни токсичных веществ в желудке не обнаружили. Когда через три дня нашли убийцу (к тому времени «Волга» уже была в Луганске), тот заявил: «Убивать не хотел, хотел лишь усыпить его эфиром. Смочил марлю и прижал к лицу, а он захлебнулся».

Иногда гопников  интересует сам груз, стоимость которого может в несколько раз превышать стоимость автомобиля. Под особым прицелом были и остаются челночники.

Дорожный гоп-стоп  не увядает. Автомобили, имеющие высокую цену и стойкий спрос, давно превратились в лакомый кусок для гопников:  водитель сам возит с собой тысячи долларов. Стал расти спрос и на большегрузы. Водителю предлагают калым — перевезти десяток холодильников в здешний поселок. А в дороге его постигает та же участь, что и его коллег на легковых авто.

Бывают в разбойной практике и курьезы. В 1994 году в «Жигули» Сергея Родионова из Запорожья подсели двое. Пассажиры мешкать не стали и накинули удавку сразу же после старта. «Без шума, приятель. Вези, куда скажем». Водитель, у которого с самого утра было прескверное настроение, сплюнул и с криком: «А, черт, все там будем» до предела нажал на газ. «Жигули» выскочили на встречную полосу. Налетчики опешили и крепче затянули удавку: «Не дури, парень! Убьем!». В ответ Родионов еще больше увеличил скорость и понесся в лоб трансформаторной будке. Налетчики, отчаянно матерясь, открыли двери и выпрыгнули на ходу. В последнюю секунду «Жигули» вильнули в сторону, избежав страшного столкновения. Гопники  тем временем лежали на трассе и корчились от боли: один сломал тазобедренный сустав, другой — руку и ключицу. Удавка отлетела метров на двадцать. Вскоре раненых подобрала милиция и повезла в травмопункт. Они оказались особо опасными рецидивистами с солидным опытом дорожных разбоев.

Еще один случай мне рассказал прапорщик воздушно-десантной части, стоящей под Калугой (фамилии не помню). По милицейским сводкам он не проходил. В одну из ночей 1995 года прапорщик на «Жигулях» добирался к своей сестре в Ростов. Когда до города оставался десяток километров, в свете фар вдруг возникла такая картина. На дороге лежал человек, а возле него суетились девушка и мужчина. Увидев автомобиль, девушка отчаянно замахала рукой. Водитель, разумеется, остановился. Но, когда он вышел из машины, то увидел пистолет, направленный ему в лоб. «Сбитый пешеход» тем временем с ехидной ухмылкой поднимался. В руках он держал предмет, похожий на обрез. Десантник преподавал в своей части рукопашный бой и в мгновенье ока сломал руку, целящуюся в него из пистолета. Спустя секунду рядом валялся и владелец обреза. Представитель Вооруженных Сил России хотя и был благороден, но наподдал и молодой налетчице. Затем спокойно продолжил свой путь. Он выбросил отобранное у налетчиков оружие в ближайший ставок. Заявлять в милицию прапорщик не стал.

Дорожные гопники —  народ нетерпеливый. Они не любят неделями пасти автомобиль, заказанный покупателем, и повышать квалификацию угонщика: угон, как и квартирная кража, требует большего пофессионализма, чем грабеж и разбой.

Мастера гоп-стопа,  в том числе и автомобильного, наносят на плечо или предплечье комбинацию из латинской буквы «D», тигра, держащего в лапе череп, короны и карточной масти «пик». Среди перстневых татуировок гопника отличает «паук в паутине» (на спине паука — крест).

Особо злостные гопники  метят перстень человеческим черепом.

Харьковский гопник  Белявский, расстрелянный в 1993 году за три убийства на донбасских трассах, во время судебного заседания сказал: «Я не люблю красть, я люблю отбирать. Это по-мужски. Вор и бандит рискуют не на равных. Может быть, я так говорю потому, что вора из меня просто не получилось. Я слишком велик и неуклюж для форточки, темперамент не позволяет днями караулить хату или машину. Бывает, сам процесс мне нравился не меньше, чем результат. Это, наверное, звучит дико, но это правда». При судебно-психиатрической экспертизе Белявского мнения врачей разошлись, но, в конце концов, его признали вменяемым.

Следует отметить, что блатные  избегали насилия и предпочитали работать пальцами, а не кулаками. Гопники  и бандиты  в воровской среде презирались, а большинство опытных уголовников, особенно карманники и шулера, старались не иметь с ними общих дел. В зоне воровская власть считала своим долгом подчинить гопников  и бандитов,  но это удавалось далеко не всегда.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!