Древнегреческая натурфилософия: ее достижения и проблемы



 

НАТУРФИЛОСОФИЯ

(от лат. natura – природа и философия) – философия природы, умозрит. истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, опирающееся на понятия, выработанные естествознанием. Границы между естествознанием и Н., ее место в философии исторически менялись. Наиболее значит. роль Н. играла в древности. Она обычно именовалась физикой или физиологией, т.е. учением о природе. Фактически Н. явилась первой историч. формой философии. Стихийно-материалистич. тенденции древнейшей филос. мысли, стремившейся к вытеснению мифологии и к замене ее понятиями общечеловеч. опыта и естествознания, приобрели форму Н. Др.-греч. натурфилософы выдвинули ряд гипотез, сыгравших значит. роль в истории науки. Так, в истории философии и науки важное место занимает атомистич. гипотеза. В эллинистическо-римский период из Н. выделяется ряд науч. дисциплин, однако, поскольку уровень опытно-математич. исследования природы был крайне ограничен, Н. продолжала оставаться осн. формой теоретич. осмысления природы.

В ср. века, когда философия должна была обосновывать теоцентрич. представления, Н. почти исчезает с филос. горизонта, лишь отд. элементы антич. Н. были приспособлены к креационистским представлениям христианской, мусульманской и иудейской теологии. Напр., восходящая к неоплатонизму метафизика света у христ. теологов 13–14 вв., элементы перипатетич. Н. и космологии у Фомы Аквинского, элементы теологически извращенной атомистики у мутакаллимов.

Бурный рост интереса к природе – одно из следствий развивающегося капиталистич. способа произ-ва – в философии эпохи Возрождения нашел свое выражение в новом расцвете Н., связанной с именами Бруно, Телезио, Кампанеллы, Кардано, Парацельса, Патрици. Н. эпохи Возрождения развивалась на основе натуралистич. пантеизма, динамизма и гилозоизма. Особенно широко был использован принцип тождества микро- и макрокосмоса. С одной стороны, это привело к злоупотреблению примитивной аналогией между природой и человеч. организмом и к появлению многих фантастич. утверждений. С другой же, оно усиливало принцип целостного рассмотрения природы и порождало ряд глубоких диалектич. положений (напр., учение о борьбе противоположных начал как источнике изменения). Однако сравнительно неразвитый уровень естествознания обусловил то, что понимание этих связей носило во многом фантастич. характер. Оно включало, напр., астрологич. суеверия. Страстное стремление к овладению силами природы породило увлечение магией, алхимией, каббалистич. и пифагорейской мистикой чисел и т.п.

В 17–18 вв., в эпоху бурного прогресса экспериментально-математич. и механистич. естествознания, когда возобладали аналитич. методы и метафизич. способ рассмотрения природы, Н. отступает на второй план. В нем. классич. философии Н. снова выдвигается в качестве одной из осн. филос. дисциплин, особенно у Шеллинга, пытавшегося объективно-идеалистически обобщить достижения современного ему естествознания (в частности, электрич. открытий Гальвани и Вольты, электрохимич. исследований Дэви, открытия кислорода Лавуазье, биологич. теории Броуна и Кильмейера). На идеалистич. и телеологич. основе Шеллинг выдвигает диалектич. идеи о полярности как принципе дифференциации первонач. единства природы и о том, что высшие формы представляют собой как бы возведение в степень более низших. Шеллингова Н. имела талантливых сторонников (Окена, Велланского). К ней примкнули также нек-рые естествоиспытатели (напр., физик Эрстед, геолог Стеффенс, биологи Тревиранус и Карус, психолог Шуберт).

Маркс и Энгельс высоко оценивали историч. значение "старой натурфилософии", однако показали ее историч. ограниченность. Характеризуя Н., Энгельс писал, что она "...заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные проблемы лишь в воображении. При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но не мало также было наговорено и вздора. Иначе тогда и быть не могло. Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, то есть с точки зрения их собственной связи..., натурфилософии пришел конец. Всякая попытка воскресить ее не только была бы излишней, а была бы шагом н а з а д" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 304–05.) В дальнейшем такой шаг назад был сделан Оствальдом, Дришем, Липпсом и др., пытавшимися преодолеть с помощью Н. кризис новейшего естествознания. Элементы идеалистич. Н. существуют в теории эмерджентной эволюции и в философии Уайтхеда.

Становление древнегреческой философии и основные этапы ее развития.

Философия в чистом виде появилась у древних гре­ков. Философия — означает любовь к мудрости.

Греческую философию часто называют античной. В античной философии выделяются следующие 2 периода:.

Первый период — Эллинский включает

1.Древнегреческий (7 в. — начало 5 в. до н.э.). Ос­новными школами этого периода являются милетцы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Пифагор и пифагорейцы; элеаты (Парменид, Зенон). Основной темой раннего этапа греческого философствования является проблема первоначала или первоначала0, мира.

2.Классический (4 в. до н.э.). Основными школами этого пе­риода являются софисты (Горгий, Гиппий, Продик, Протагор и др.); поначалу примыкавший к софистам, а затем критико­вавший их Сократ; Платон и его школа Академия; Аристотель и его школа Лицей. Главные темы классического периода — сущность человека, особенности его познания, синтез фи­лософского знания, построение универсальной философии. Именно в это время была сформулирована идея чистой теоре­тической философии и ее первичности по отношению к другим формам знания. Построенный на принципах теоретической философии образ жизни стал рассматриваться как наиболее отвечающий природе человека. Главная проблематика класси­ческого периода — онтологическая, антропологическая и гно­сеологическая.

Второй период - Эллинистический-Римский включает

1.Ранниий эллинизма(3-5 в. до н..э.)

2.Поздний эллинизма(1-5 в. н.э.)

Основными шко­лами этого периода являются Эпикур и эпикурейцы (Лукре­ций Кар); стоики (Зенон, Хрисипп, Панэций, Посидоний и др.); неостоики (Сенека, Эпиктет и др.); скептики (Пиррон, Секст Эмприк и др.); киники (Антисфен, Диоген и др.); неоплатони­ки (Плотин, Прокл, Ямвлих и др.). Основными темами этого периода античной философии являются проблемы воли и сво­боды, морали и удовольствия, счастья и смысла жизни, струк­туры космоса, мистического взаимодействия человека и мира. Главная проблематика эллинизма — аксиологическая и праксеологическая.

Основной характеристикой античной философии, незави­симо от этапа ее развития, является космо- и логоцентризм. Логос — центральное понятие древней философии. Греки мыс­лят космос упорядоченным и гармоничным, таким же упорядо­ченным и гармоничным предстает античный человек Можно сказать, что древние мыслители «заговорили» мир, убрав из него хаос и небытие, а универсаль­ным средством для этого выступила философия.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 676; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!