Глава 7. Загадочная авантюристка



 

Однажды одна моя приятельница‑журналистка поведала мне историю, которая произошла с ней на заре ее трудовой деятельности и которой она стыдится до сих пор. Приближался День кино, и главный редактор газеты дал молодой журналистке задание написать статью об артистке кино Ольге Чеховой. Моя приятельница, особа весьма образованная и начитанная, воскликнула:

– При чем тут кино? Ольга Леонардовна Книппер‑Чехова – артистка театра.

И уже собралась добавить, что главному редактору уважаемой городской газеты не мешало бы об этом знать, как осеклась, наткнувшись на сердитый взгляд шефа.

Ольга Чехова 

– А кто вам говорит об Ольге Леонардовне? Я имел в виду Ольгу Константиновну Чехову и, между прочим, тоже Книппер. Известнейшая актриса кино. Правда, не нашего, а германского. Ярче даже, чем Марлен Дитрих, – назидательно, словно школьнице, сказал главный редактор.

Приятельница горько вздохнула, вновь пережив давнюю неприятную сцену, а потом сказала:

– С тех пор я усвоила для себя два хороших правила: никогда не спешить высказывать свое мнение и никогда не считать собеседника глупее себя. Знаешь, очень в жизни помогает. Я понимающе кивнула. А про себя тогда отметила, что тоже ничего не знаю об актрисе кино Ольге Чеховой.

Сейчас я понимаю, почему так произошло. За свою творческую жизнь Ольга Чехова снялась более чем в 140 фильмах, но ни один из них в СССР показан не был. Откуда же нам было знать о ней?

Вместе с развалом СССР открылись и новые сведения о людях, о которых в советской стране говорить было как бы не принято. Если человека не вспоминаешь, то словно его и нет или не было. Удобная позиция. Так обстояло дело и с Ольгой Чеховой. Но она была, жила, причем довольно‑таки долго, снималась в кино, любила и позволяла себя любить. Так кто же она, Ольга Чехова?

Начнем с того, что перепутать актрису кино Ольгу Чехову с известной артисткой МХАТа не сложно. Мало того, что у них одинаковые имена и фамилии, так они еще и близкие родственницы. Мхатовская Ольга приходится родной тетей нашей Ольге, сестрой ее отца Константина Леонардовича Книппера, немца по национальности, но большую часть жизни прожившего в России. Как и большинство обрусевших немцев, он считал Россию своей родиной, верой и правдой служил ей. Работал Константин Леонардович инженером‑путейцем. У него и у его жены Луизы Юльевны было трое детей – две дочери и сын. Ольга, средняя дочь, родилась 13 апреля 1897 года в Тифлисе.

Константин Леонардович в это время руководил строительством Закавказской железной дороги. Поэтому семья Книппер попеременно жила то в Тифлисе, то в Царском селе, и маленькая Ольга считала эти два места одинаково родными для себя. Также одинаково родными считала и два языка – русский и немецкий. Кроме того, она довольно бегло говорила на французском и итальянском.

С детства Оленька отличалась красотой, живостью, обаянием и огромной любовью к театру. Она мечтала стать артисткой, благо было с кого брать с пример – с тети Ольги, в честь которой и назвали девочку. Прославленная артистка Ольга Леонардовна Книппер‑Чехова, жена Антона Павловича Чехова, часто бывала в доме брата. Своими рассказами о театральной жизни, бенефисах и премьерах она смущала пылкое воображение младшей Оленьки.

Увлечение Ольги было столь сильным, что ее родителям ничего другого не оставалось, как отпустить дочь в Москву к тете – учиться театральному мастерству. Шел 1914 год. Ольге Книппер исполнилось семнадцать лет.

Москва встретила Ольгу приветливо. Благодарить за это ей, конечно, нужно свою тетю Ольгу Леонардовну. Не будь ее, разве бы попала пусть очень очаровательная, но, как говорили, не слишком талантливая Ольга Книппер на сцену Художественного театра? А так, представленная самому Станиславскому, Ольга получила роли в спектаклях «Вишневый сад» и «Три сестры» по пьесам Антона Чехова.

Воспитанная в доме высокопоставленного чиновника, да к тому же являясь внучкой фрейлины императрицы, Ольга пользовалась большим успехом у молодых артистов Художественного театра. Многие с удовольствием хотели бы завести с ней роман. Но наиболее настойчивыми в этом отношении оказались два племянника мужа ее тети – Владимир и Михаил Чеховы. Соперничество в любви разрушает даже крепкие родственные связи. Двоюродные братья стали непримиримыми врагами из‑за споров по поводу Оленьки.

Ольга предпочла Михаила, начинающего актера Художественного театра. Выбор ее был не случаен. Позже она вспоминала, что молодой актер запал в ее сердце еще тогда, когда она жила в Петербурге. Она видела его на сцене в роли царя Федора Иоанновича, а потом, после спектакля, была представлена ему.

«Я была для него просто маленькой девочкой. Я же сходила по нему с ума и рисовала себе в еженощных грезах, какое это было бы счастье всегда‑всегда быть с ним вместе», – напишет она в будущем.

Да и сам Михаил Чехов был натурой весьма влюбчивой. В своих воспоминаниях он, не стыдясь, признается: «При первой же встрече с какой‑нибудь девочкой я непременно влюблялся в нее. Внутренние ее качества мне были не важны. Впрочем, я всегда отыскивал в ней какую‑нибудь черту, которая приводила меня в восторг. То мне нравились ее брови, то улыбка, то какое‑нибудь движение, то полнота, то худоба. Но я мог влюбиться и потому, что мне нравилось ее платьице».

К тому же он был прекрасным артистом, недаром про него сам Станиславский говорил: «Гений!», и роль пылкого влюбленного мог сыграть отлично. Его брат Владимир был более серьезным, он просто любил Ольгу. Да так сильно, что не смог пережить ее отказ. Говорят, что немаловажную роль в его решении покончить счеты с жизнью сыграла несчастная любовь к Ольге Книппер. Считала ли она себя виновной в его смерти? Кто знает… Известно, что она предпочитала никогда не говорить о Владимире.

А вот с Михаилом они решили пожениться, причем тайно, не спросив благословения родителей. Эх, молодость, молодость! Ей – неполных восемнадцать, ему едва исполнилось двадцать четыре.

Вот как Михаил Чехов в воспоминаниях описывает свое решение: «Если ты действительно ставишь жизнь ни во что, – сказал я себе, – соверши сознательно неразумный поступок, который отразился бы на всей твоей жизни». Я стал думать. Неплохо было бы жениться: и неразумно, и обременительно. Мысль эта понравилась мне. Но на ком жениться? У О. Л. Книппер‑Чеховой гостили две ее племянницы, и я решил жениться на одной из них. Не надеясь получить согласие ее родителей на брак, я задумал похищение и однажды ранним утром в далекой загородной церкви, подкупив священника, обвенчался без документов и формальностей».

Как и многие мужчины, Михаил в своих воспоминаниях, конечно, бравировал. Не просто так он решился на этот брак. Ольгу он любил по‑настоящему. Прочитайте только отрывок из письма Михаила: «Да‑с! Я действительно женат. Жена моя красавица! Ведь везет же таким субъектам, как я! Дуракам счастье».

Их тайное венчание, которое состоялось 3 сентября 1914 года, достойно страниц хорошего приключенческого романа. Михаил Чехов прекрасно понимал, что он всего лишь «актеришка», и высокопоставленный отец Ольги ни за что не даст согласие на их брак, партия совсем не подходящая. Он подкупил священника одной из церквей пригорода Москвы, и тот тайно обвенчал их.

Конечно, молодые люди понимали, что за этот поступок их никто по головке не погладит. Но все оказалось значительно серьезнее. Вечером того же дня, узнав о совершенном действии, к молодым ворвалась разъяренная Ольга Леонардовна. Она была просто в бешенстве и… в страхе. Еще бы, ей брат доверил малолетнюю племянницу, а она не уследила. Ольга Леонардовна плакала, умоляла Олю вернуться к ней, кричала на Михаила, чуть ли не падала в обморок. Страсти бушевали, как на сцене театра. Но молодые супруги не собирались отступать, и Ольга Леонардовна уехала ни с чем.

Зато в их доме вскоре появляется режиссер МХАТа Леопольд Антонович Сулержицкий, близкий друг Ольги Леонардовны. Он уговаривает Оленьку съездить к Ольге Леонардовне, чтобы обо всем спокойно поговорить. Михаил отпускает молодую жену к тете, взяв с Сулержицкого слово, что тот вернет ее законному мужу не позднее, чем через час.

Спокойного разговора между тетей и племянницей не получилось. В полной мере проявился упрямый характер молоденькой Ольги, отказываться от своего замужества она не собиралась. Ольга Леонардовна, махнув рукой, предоставила родителям разбираться со своевольной дочерью. А молодую жену вернула в объятия мужа.

Надо сказать, что Константину Леонардовичу и Луизе Юльевне в конце концов пришлось смириться с выбором дочери. Через некоторое время они приняли Михаила Чехова в семью и даже вполне были довольны зятем. Через полгода после этих бурных событий Оля пишет из Петербурга тете в Москву: «Живем мы у моих родителей. Папа к Мише очень и очень хорошо относится. Мир полный».

А что оставалось делать? Исправлять случившееся уже поздно. Раньше нужно было думать, когда выпускали дочь‑красавицу из‑под своего крыла в веселую Москву.

Более определенно о поступке Оли Книппер скажет ее старшая сестра Ада: «Я от Оли всегда ожидала такой поступок, не с Мишей, так с другим… Ну что ж, дай Бог счастья. Миша мне не кажется плохим человеком, и, по‑видимому, он ее любит. Потом, мне кажется, что любит она не его, а в нем человека талантливого, любящего и понимающего искусство, музыку. Ведь ей 17 лет только, и беда ему, если она прозреет, в чем я и не сомневаюсь».

Вот того, что «она прозреет», боялась и мать Михаила Чехова, Наталья Александровна. Недавно потеряв мужа, Александра Павловича, старшего брата великого писателя (он умер в 1913 году от рака горла), она всю свою любовь обрушила на сына Мишеньку. А тут появляется жена. Да не просто жена, а красавица. «Уж больно красива!» – жаловалась она.

Что можно рассказать о первом браке Ольги Чеховой (так она стала зваться после замужества)? С трудностями она столкнулась сразу. Поселившись в квартире Михаила, тесной, маленькой, затхлой, не идущей в никакое сравнение с огромным домом родителей в Царском селе и роскошными апартаментами тети Ольги Леонардовны в Москве, Оля отмечала: «Я тосковала по свежему воздуху моей девичьей комнаты в Царском селе».

Нельзя не отметить и то, что Михаил Чехов, человек творческий, был тяжелым партнером для жизни. Богемный, экспрессивный, избалованный мамочкой, он требовал к себе постоянного внимания. К тому же Михаил пил. К спиртному его сильно пристрастил отец, Александр Павлович – по всем сведениям, законченный алкоголик. А поклонницы? У Михаила как артиста определенно талантливого их было полно. Причем окружали они его не только в театре, но и дома, чему в большой степени способствовала его же матушка.

А потом Ольга забеременела. Беременность протекала тяжело, обстановка в доме Чеховых не способствовала успешному протеканию беременности. Бывали нервные срывы, во время которых Ольга подумывала о прерывании ее – принимала горячие ванны, прыгала с большой высоты.

Но все завершилось успешно. В августе 1916 года в семье Чеховых родилась девочка, которую по традиции назвали Ольгой. Вот как об этом событии в своих воспоминаниях писала Ольга Леонардовна Книппер, чувствовавшая себя крестной матерью этой семьи: «Наконец‑то наши дети разродились. Ах, как мучительно было ждать и так близко ощущать, как Оля страдала. Часов 15 она кричала, выбилась из сил, сердце ослабело – тогда наложили щипцы и вытянули 10‑фунтовую здоровую девочку. Мы уже решили, что губы Олины, нос Мишин, а раскрывающийся левый глазок в меня. Миша с любопытством рассматривает незнакомку и говорит, что пока никакого чувства не рождается – конечно, пока».

Рождение дочери, которую все стали называть Адой, не принесло покоя в семью Чеховых. Михаил, избалованный и капризный, стал ревновать свою жену к дочери. Ему хотелось, чтобы все внимание было обращено только на него. Плач маленькой девочки его раздражал, он нервничал, кричал на жену и ребенка.

Ольга, чтобы наладить и нормализовать отношения с мужем, которого, несмотря ни на что, продолжала любить, отдает ребенка няне, некой мадам Лулу. Но и это не спасает их отношений.

Свой первый брак Ольга Чехова всегда называла «сумасбродством, за которое впоследствии пришлось дорого расплачиваться».

Через четыре года после того, как она обвенчалась в маленькой церкви с любимым Мишенькой, Ольга решает от него уйти.

Свою версию распада семьи Чеховых приводит близкий друг Михаила, Валентин Смышляев, работавший вместе с Чеховым во МХАТе: «Миша Чехов разошелся со своей женой. Это не так неожиданно, как может показаться на первый взгляд, но, тем не менее, удивительно. Дело в том, что Миша очень любил Ольгу Константиновну, и она его. Вероятно, тут сыграла некрасивую роль Мишкина мать – эгоистическая, присосавшаяся со своей деспотической любовью к сыну, Наталья Александровна. Бедный Миша, вся жизнь его последних лет протекала в каком‑то кошмаре. Накуренные, непроветренные комнаты, сидение до двух‑трех часов (а то и до 9 утра) за картами. Какая‑то сумасшедшая нежность старухи и молодого человека, ставшего стариком и пессимистом».

Сама Ольга не выдержала тягот брака или свекровь поспособствовала в этом деле, все это не столь важно. В декабре 1917 года Ольга, собрав вещи, покидает дом Михаила. На прощание, видя, как муж сильно переживает разлуку, она погладила его по щеке и сказала:

– Какой ты некрасивый! Ну прощай. Скоро забудешь.

Не все так просто было в их разрыве. Не надо представлять Ольгу Константиновну жертвой, которая долго и безропотно терпела выходки пьяницы‑мужа и издевательства деспотичной свекрови. Скажем так: сама Ольга тоже времени зря не теряла. Ведь ушла она от Михаила не в одиночество, не к маме и папе, а к другому мужчине, к некоему Фридриху Яроши, бывшему австро‑венгерскому пленному, неизвестно почему до сих пор обитавшему в Москве.

Михаил Чехов знал, куда уходит его жена с дочерью. Вот как он пишет в своих воспоминаниях: «После четырехлетнего замужества жена моя Ольга ушла от меня с человеком, о котором я хочу сказать несколько слов. Это был авантюрист того типа, о котором мне так много и занимательно рассказывал мой отец. Изящный, красивый, обаятельный и талантливый, человек этот обладал большой внутренней силой, неотразимо влиявшей на людей. Он безошибочно достигал всех своих целей, но цели эти всегда были темны и аморальны. Он выдавал себя за писателя и часто увлекательно излагал нам темы своих будущих рассказов.

Когда на улицах Москвы еще шли бои, когда через несколько домов от нас артиллерия расстреливала здание, в котором засели юнкера, когда свист пуль слышался не переставая днем и ночью и стекла в окнах были выбиты и заложены изнутри подушками, авантюрист, о котором я говорю, свободно ходил по улицам, ежедневно посещая нас, был весел и очарователен, как всегда. Смеясь, он говорил, что его не могут убить.

– Если ты умеешь презирать жизнь до конца, – говорил он, – она вне опасности.

Под его влиянием Ольга ушла от меня».

После развода Ольга оставила себе фамилию первого мужа – Чехова. «Она предпочла разделить со мной мою славу», – пошутит по этому поводу Михаил Чехов.

В 1921 году Ольга Константиновна Чехова обращается к Луначарскому, народному комиссару просвещения, с просьбой разрешить ей поездку в Берлин «для поправки здоровья и продолжения театрального образования». Разрешение было получено, и Ольга вместе с Фридрихом Яроши, который к тому времени уже стал ее мужем, и дочерью выезжает в Германию. Возвращаться в Россию она больше не собирается.

Перед отъездом, прежде чем выдать разрешение, Ольгу Константиновну пригласили в Управление военной разведки, с ней беседовал начальник Управления Ян Берзин. Что хотели от женщины в столь серьезном учреждении? Об этом чуть позже.

Германия приняла Ольгу Чехову. Хотя и носила она настоящую русскую фамилию, но корни‑то у нее были чисто немецкие. Да и внешностью, как говорится, обладала чисто арийской. Высокая, стройная, со светлыми волосами, надменным лицом и голубыми глазами.

Вначале, правда, ей приходилось довольствоваться ролями в маленьких театрах. Ведь в Берлине никто и не слышал, что существует некая артистка Ольга Чехова. Свое имя пришлось делать самой. Да и с языком были проблемы. Хотя немецкий язык в семье Книппер считался вторым родным языком, но берлинский акцент – он особенный. Ольге в первые годы жизни в Германии пришлось много работать над своим произношением. Зато потом никто не мог сказать, что она не настоящая немка.

Попасть на киноэкран ей помог второй муж, Фридрих Яроши, который по приезду в Берлин устроился работать в киноиндустрию. Через него Ольга познакомилась с немецкими работниками кино.

О, начало двадцатых годов прошлого столетия – знаменательные годы для Германии! Новый вид искусства – кинематограф – набирает свою популярность. В Германии сосредоточены лучшие киностудии Европы, лучшие режиссеры, лучшие актеры.

Вот в этот мир и попадает двадцатичетырехлетняя Ольга Чехова. Дебютировала она в фильме Фридриха Вильгельма Мурнау «Замок Фогелед». Фильм имел успех, молодую актрису заметили и другие режиссеры. Снималась она много, в шести‑восьми фильмах в год. И хотя роли, которые ей предлагали, в основном были неинтересные и однотипные, Ольга не отказывалась.

В 1923 году она благополучно и без скандалов разошлась со вторым мужем Фридрихом Яроши. Страсть, которую он ей внушил в Москве, давно прошла, а ничем другим Яроши удержать Ольгу не мог. Вокруг нее появилось столько интересных мужчин, что обращать внимание на Фридриха уже не стоило.

Зарабатывать деньги Ольга научилась, ведь с каждым фильмом ее гонорары возрастали. Но и сама она не ленилась. В эти годы она пишет в Москву своей любимой тете Ольге Леонардовне: «Я работаю с энергией ста лошадей. Ведь, кроме занятий с Мишей, никакой школы у меня нет».

Она умела покорять и очаровывать людей. Да, она была красива и смотрелась на экране великолепно. Кинокритики отмечали, что на нее просто смотреть было удовольствием. Ничего особенного, вроде бы, не делала, да и роли исполняла однообразные, в основном авантюристок и аристократок (очень подходили к ее типу внешности), но зрители ее выделяли из череды остальных.

После выхода на экраны фильма «Мулен Руж», снятого английским режиссером Эвалдом Дюпонтом в 1928 году, Ольга Чехова получила всемирную известность.

Немецкой актрисой заинтересовался и сам всемогущий Голливуд, ее пригласили в Америку. Ольга даже поработала там, снялась в нескольких фильмах. Например, у знаменитого Альфреда Хичкока в фильме «Мэри». Подружилась с великим Чарли Чаплином и другими звездами Голливуда. Но Америка Ольге не понравилась своей примитивностью и бессердечностью. Она вернулась в Германию.

А почему бы не вернуться? К этому времени у нее уже был большой уютный дом в самом центре Берлина, огромные гонорары. Теперь она сама может ставить условия режиссерам. Репертуар ее разнообразен, она блещет и во фривольно‑эротических фильмах, и во вполне добропорядочных. Кого бы она ни играла, проститутку или аристократку, ее героини всегда полны шарма и женского обаяния. Недаром она считалась лучшей актрисой Германии.

И как она была горда, когда во всем блеске славы ее увидел бывший муж, Михаил Александрович Чехов, мнением которого Ольга очень дорожила, по‑прежнему считая его великим актером.

Михаил Чехов решился покинуть Россию в 1928 году. Он приехал в Берлин: очень уж ему хотелось увидеть дочь, которую любил безумно. Ольга Константиновна встретила мужа хорошо, сняла ему квартиру, познакомила со своим окружением. Хотя слава Михаила Чехова распространилась по всему миру, в Германии он был не нужен. Языка не знал, больших денежных сбережений не имел.

Только бывшая жена приняла участие в его судьбе. Ольга Константиновна, забыв все прошлые раздоры, даже рекомендовала его на роль в фильме «Паяц собственной любви». После этого ему поступило еще несколько предложений. Но все равно Михаил Чехов в Германии не прижился. Он уехал в Америку, где открыл театральную студию и занялся преподавательской деятельностью.

А между тем в Германии наступали новые времена. В 1933 году к власти пришел Адольф Гитлер. Бежать бы Ольге от «черной чумы» фашизма, как многие и сделали. Германию покинули некоторые режиссеры, с которыми работала Ольга Чехова, ее коллеги‑артисты. А она осталась. Почему? Вот тут и следует вспомнить, что вызывали в 1921 году перед отъездом в Германию Ольгу Чехову в серьезное учреждение, в Управление военной разведки. Легко понять, не для того вызывали, чтобы просто «за жизнь» поговорить, а с определенной целью. Тогда и дала согласие Ольга Константиновна приложить все силы, чтобы помочь своей Родине. С большим ли удовольствием она это сделала? По своим ли убеждениям и желанию?

Скорее всего, она готова была подписать любые бумаги, только бы вырваться из разрухи, голода, сумасшествия, что творились в России начала двадцатых. Не будем говорить о высоких идейных и патриотических порывах. Откуда им взяться у избалованной девушки, всю жизнь прожившей в богатстве и роскоши? Хотелось только уехать и увезти свою дочь из окружающего ада.

Может, надеялась, что о ней забудут, оставят в покое. Но «око Кремля не дремлет», – было такое популярное выражение. От своих завербованных агентов так просто не отказываются. Тем более от таких успешных, как Ольга Константиновна Чехова. Еще бы! Любимейшая актриса Германии, близко знакомая с вождями фашизма. А вожди ее любили.

Укрепил позиции Чеховой и довел до звания «Государственной актрисы Германии» один случай. В начале тридцатых годов на экранах появилась великолепная Марлен Дитрих, актриса, несомненно, великая и талантливая. В хорошие времена Ольге Чеховой с ней бы не поспорить. Что скрывать, не тот уровень. Но Дитрих прельстилась обещаниями Голливуда и уехала в Америку. А Чехова осталась. Вот так. Разве могла не оценить Германия такого патриотического поступка?

Ольгу Чехову представляют Гитлеру, Гиммлеру, Геббельсу. Со всеми ними она на «дружеской ноге».

Гитлер особенно полюбил Ольгу Чехову после фильма «Пылающая граница». После премьеры даже пригласил на прием, мило разговаривал, высоко оценивал ее актерские качества. Да и потом никогда не забывал поздравить Чехову с праздниками, посылал ей подарки и открытки. В своих воспоминаниях Ольга Чехова пишет о нем так: «Гитлер робкий и неловкий, хотя с дамами держится с австрийской любезностью».

Однако… Милое определение. Ни для кого уже не секрет, каким деспотом и извергом в отношении женщин был этот «робкий и неловкий» человек, скольких женщин он сгубил из‑за своей сексуальной несостоятельности. Но я не об этом.

Гиммлер Ольгу Чехову тоже обожал, не пропускал ни одной ее премьеры, постоянно домогался ее любви, делая пошлые намеки и предложения. Она же к нему относилась с долей презрения. «Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер производит впечатление чего‑то незначительного. Похожий на землемера на пенсии, с круглым обывательским лицом, он топчется и чувствует себя явно не в своей тарелке, когда же видит меня в глубоком декольте, каменеет от изумления».

Ольга Константиновна – умная женщина. Прекрасно понимает, что с такими людьми шутки заканчиваются плохо. Не поэтому ли в 1936 году она бросается в скоропалительный брак и на время покидает Германию, уезжает к мужу в Бельгию?

Ее избранником стал бельгийский красавец, миллионер Марсель Робинс, человек порядочный, но очень изнеженный и избалованный. Так характеризует его Чехова. Робинс поселяет свою жену в шикарном доме в центре Брюсселя, окружает вниманием и роскошью. Но он очень ревнив. Публичная жизнь жены раздражает и злит его. К тому же вдруг оказывается, что Марсель Робинс скуп.

Супруги быстро расстаются, и Ольга Чехова возвращается в Берлин, надеясь, что ухаживания Гиммлера будут не столь настойчивы.

К тому же приближались страшные времена, подготовка к войне с Советским Союзом шла полным ходом. Если принять во внимание тот факт, что Ольга Константиновна была, а об этом говорят многие факты, агентом русской разведки, то ей просто необходимо было быть в Берлине.

В чем заключалась разведывательная работа Ольги Чеховой, сказать трудно. Известен только один факт – она должна была принять участие в покушении на Гитлера.

План разрабатывался долго и детально. Он заключался в следующем: Ольга Чехова и русский разведчик, польский князь Януш Радзивилл, во время одного из приемов должны были обеспечить доступ к Гитлеру боевику, бывшему чемпиону по боксу, Игорю Миклашевскому. Но покушение было отменено по приказу Сталина. Он испугался, что смерть Гитлера приведет к объединению Германии с союзными войсками. Тогда гибель Советского Союза была бы неминуемой.

Во время войны Ольга Константиновна продолжала сниматься в фильмах, выступала перед солдатами, которые ее просто боготворили. А еще у нее случилась любовь, настоящая и страстная. Он – летчик, капитан Фердинанд Йеп. Познакомились они во время одного из концертов, на котором Ольга Чехова выступала перед офицерами люфтваффе.

Их представили друг другу, и он сразу же покорил ее сердце. Высокий, сильный, молодой, значительно ее моложе, Фердинанд Йеп показался ей идеалом мужчины. Это была любовь с первого взгляда. К тому же ее избранник был образован, начитан, прекрасно музицировал.

Из‑за ее постоянных съемок и гастролей и того, что он был офицером действующей армии, встречи их были коротки и редки. Зато влюбленные писали письма, полные нежности и признаний. Чуть больше года длилась их любовь. А потом, в конце 1941 года, самолет Фердинанда Йепа был сбит англичанами над Ла‑Маншем.

За годы войны Ольга Константиновна снялась более чем в двадцати фильмах. И, что самое интересное, ее никто не тронул. А она, как‑никак, отчасти была русской. Да и фамилия, скажем, была совсем не немецкая. Чехова… Неоднократно ей предлагали сменить ее на девичью – Книппер, но она отказывалась.

Правда, в начале 1945 года произошел неприятный инцидент, который, впрочем, инцидентом и остался. Отвергнутый со своей любовью Гиммлер подписал приказ об аресте Ольги Чеховой. Что значит попасть в гестапо, она прекрасно знала. Но этого, к счастью, не произошло. Приказ Гиммлера был аннулирован самим Гитлером.

Сейчас трудно сказать, был ли предполагаемый арест связан непосредственно с тем, что подозрения возникли в отношении самой Чеховой, или причина в ее очередном замужестве.

В годы войны, во время одной из киносъемок, Ольга Чехова познакомилась с тридцатилетним кинорежиссером Карлом Вольфом, в прошлом спортсменом, ярким, интересным человеком. Они поженились. К несчастью, биография мужа Чеховой оказалась не слишком чиста, по меркам фашистов. Его бабушка по отцу оказалась наполовину еврейкой. Его убили неподалеку от киностудии. «Убийц» так и не нашли.

Зато чуть позже, в конце апреля 1945 года, Ольгу Константиновну Чехову арестовали русские. Арестовали прямо в ее шикарном особняке в Гросс‑Глинике, где она проживала со своей дочерью и внучкой. Спецрейсом, на военном самолете, Ольгу Константиновну Чехову доставляют в Москву.

И вот тут начинается самое интересное. Ее не сажают в тюрьму и не отправляют куда подальше, хотя она пособница фашизма, любимая актриса самого Гитлера. И за значительно меньшие прегрешения расстреливали по закону военного времени. А Ольгу Константиновну селят в квартире жены офицера, пропавшего без вести, создают сносные условия жизни. Одно ограничение – она не имеет права встречаться со своими родственниками и свободно перемещаться по городу.

Беседы с Ольгой Константиновной проводили только высшие офицерские чины, вплоть до самого Берии. К ней не применялось никаких особых мер. Через два месяца Ольгу Чехову вернули обратно в Берлин. И не только вернули, но и помогли ей восстановить пострадавший во время бомбежки дом. Странно все это. За что же ей такие послабления? Не является ли это прямым подтверждением того, что Ольга Чехова действительно работала на русскую разведку? Она сама в последующие годы яростно опровергала этот факт.

А за что, спрашивается, ее наградили орденом Ленина, о чем сообщила 14 ноября 1945 года газета «Курьер», издаваемая в Берлине под контролем французских военных властей?

Ольге Константиновне Чеховой уже под пятьдесят, дочь выросла, тоже стала актрисой, во многом повторив судьбу матери. Рано вышла замуж за известного немецкого гинеколога Вильгельма Руста, родила дочь Веру, развелась.

Несмотря на возраст, Ольга Чехова по‑прежнему красива, элегантна, молода. Выглядит на тридцать пять, не больше. По этому поводу ее старшая сестра Ада сказала: «Кровь у нас всех книпперовская, так что годы как‑то мало касаются нас». Продолжает сниматься в кино и играть в театре.

Официально сниматься в кино она прекратила в середине пятидесятых годов прошлого столетия. Не хотела, чтобы поклонники видели ее старой и немощной. А с театром расстаться не могла, ведь она все‑таки была актрисой.

А потом последовали несчастья. В 1955 году умер ее первый муж Михаил Александрович Чехов. За последние годы им не пришлось видеться, но она постоянно следила за его жизнью. Их дочь Ольга постоянно поддерживала с отцом отношения, ездила к нему в гости в Америку. Несмотря на то, что у него была новая семья, первую дочь он очень любил и завещал ей виллу недалеко от Сан‑Франциско.

В 1958 году Чехова получила известие о смерти любимой тети Ольги Леонардовны Книппер, которую безумно любила. С ее смертью все связи с Россией оборвались. Ольга Чехова больше никогда не была на родине, хотя до конца жизни мечтала побывать на могиле тети Оли и дяди Антоши.

А в 1966 году погибла в авиакатастрофе единственная дочь, Ольга Михайловна Чехова‑Руст. Что может быть страшнее для матери? Смерть Ады, как называли ее в семье, подкосила Ольгу Константиновну. Утешало ее только одно – у нее остались любимые внуки Вера и Миша. Ради них стоило жить.

И Ольга Чехова принимает решение – уйти из театра и заняться бизнесом. Она открывает фирму по производству косметики «Ольга Чехова Косметик Гезельшафт». За что бы ни бралась эта сильная женщина, у нее все получалось. Дела фирмы шли хорошо, ее косметика пользовалась огромной популярностью в Европе. Росли внуки. Вера пошла по стопам бабушки и матери, стала артисткой, а Миша – художником‑графиком.

Свою жизнь Ольга Константиновна Чехова, урожденная Книппер, прожила достойно, ей было чем гордиться. Умерла она в возрасте восьмидесяти трех лет в 1980 году от рака головного мозга. Умирая, завещала себя похоронить с отпеванием. Родственники выполнили ее пожелание. Похоронена Ольга Чехова в Мюнхене на кладбище Оберменцинг.

Вскоре после ее смерти по страницам мировых газет прошла скандальная информация, что знаменитая Янтарная комната, похищенная немцами из России, спрятана в одном из бункеров Гитлера под кодовым названием «Ольга».

 

Уроки жизни от Ольги Чеховой

 

Вопрос «Кем стать?» перед Оленькой, урожденной Книппер, не стоял как таковой. Конечно, артисткой. Такой же известной, как ее тетя Ольга Леонардовна Книппер‑Чехова, актриса Московского Художественного Академического театра. Трудно судить, как отнеслись к решению Ольги в ее семье. Вряд ли отец, имевший высокопоставленный чин, и бабушка, фрейлина императрицы, были безумно рады такому решению.

Но Ольга сумела настоять на своем. Ей повезло, ее мечта исполнилась. В семнадцать лет Ольгу отпустили в Москву, к тете, учиться театральному искусству.

Урок 1.  Будь целеустремленной! Определи, в какой области ты хочешь достичь успеха и не сворачивай с выбранного пути. Распыление на посторонние увлечения отдаляет успех, отнимает силы от главной цели.

Упрямства в Ольге даже в молодости было сверх меры. Решив выйти замуж за начинающего актера Михаила Чехова, который, по мнению родственников, был для нее не парой, Ольга так и сделала. Брак, пусть тайно, но состоялся.

Урок 2.  Будь тверда в своих решениях! Как бы тебя ни пытались отговорить окружающие, всегда стой на своем, если ты уверена в том, что делаешь. Каждый человек имеет право сам выбирать, на какие грабли наступать.

К сожалению, этому браку не суждено было продлиться долго. Совместная жизнь двух творческих людей редко бывает удачной. Ревность к успеху другого – одна из причин распада таких браков. Даже рождение дочери не смогло спасти его.

Ольга в своем решении порвать с прошлым идет еще дальше. Она покидает не только мужа, но и родину, уезжает в чужую, незнакомую страну. И становится победительницей!

Урок 3.  Будь решительна в своих поступках! Только тот, кто способен на смелые повороты в своей судьбе, имеет право считать себя успешным. Знай, один такой шаг способен развернуть жизнь на сто восемьдесят градусов.

С чего начала жизнь Ольга Чехова в Германии? С работы. Работала много и без послабления, зарабатывала имя. Ведь никто не знал молоденькую эмигрантку из России. Вот она и старалась, чтобы ее узнали. Бралась за любые, даже совсем маленькие роли. Выбирать‑то не приходилось. Зато потом, приобретя известность, Ольга смогла выбирать то, что ей нравится.

Урок 4.  Трудись, не ленись! Успех просто так не приходит к человеку. Его нужно заслужить. А для этого на время придется забыть об отдыхе, развлечениях и лени.

Для продвижения по карьерной лестнице Ольга Чехова выбрала удачный путь. Она стала сниматься в кино. Красивая, фотогеничная внешность, умение преподносить себя с выгодной позиции помогли ей стать одной из популярнейших актрис кино не только в Германии, но и в мире.

Именно на экране Ольга смогла проявить заложенные в ней таланты.

Урок 5.  Прислушивайся к внутреннему голосу! Он самый лучший твой советник. Именно он подскажет, где ты сможешь проявить себя лучше всего.

«Государственная актриса Германии» – наивысшая степень оценки труда Ольги Чеховой на благо этой страны. Но была у Ольги другая жизнь, никому не известная и тайная. О ней не знали даже ближайшие родственники, не говоря уже о высших фашистских чинах, с которыми Чехова была в дружеских отношениях. Поэтому и выжила она и в годы войны, и после нее.

Урок 6.  Умей хранить свои тайны! Раскрывая их посторонним, ты становишься уязвимой. Любая твоя тайна, оказавшаяся в распоряжении непорядочных людей, может быть использована против тебя. Успешные люди должны быть неуязвимы.

Хотя… Некоторые утверждали, и Ольга не опровергала слухов, что не было у нее никакой страшной тайны, что разговоры о том, что Чехова была шпионкой Советского Союза в самом логове фашистской Германии, всего лишь разговоры. Вот и мучаются обыватели на протяжении стольких лет, пытаясь найти ответ. И этой недосказанностью только повышается интерес к личности Ольги Чеховой, она заставляет обращаться к истории ее жизни все новых и новых исследователей.

Урок 7.  Стань женщиной‑загадкой! Разговоры о тебе только повысят популярность. Но при таком поведении строго следи, чтобы в руки недоброжелателей не попал какой‑нибудь компрометирующий материал. Твоя репутация должна быть безупречной!

 

Глава 8. Звезда экрана

 

На вопрос: «Сколько вам лет?» она отвечала: «Мне всегда будет тридцать девять – и ни минутой больше!»

Любовь Орлова до последних дней жизни была обеспокоена своим внешним видом. Она очень боялась старости. Говорят, что и сниматься в кино перестала из‑за этого – не могла допустить, чтобы поклонники увидели ее постаревшей и подурневшей.

Она мечтала сохраниться в памяти зрителей молодой и красивой. На какие только ухищрения не шла, чтобы скрыть свой возраст.

Множество пластических операций, подтяжек лица, занятия у балетного станка, диеты. У нее был специальный поясок длиной в 43 сантиметра, которым Орлова измеряла талию и не допускала превышения этой отметки.

Любовь Орлова 

А ведь в кино она пришла довольно‑таки поздно. Ей было уже за тридцать, когда началась ее карьера киноактрисы. Но разве по ее внешности скажешь? Да и ролей, по сравнению с некоторыми актрисами, сыграно немного. Любовь Орлова снялась меньше чем в двадцати фильмах. Но они принесли ей такую популярность!

В советской психиатрии существовал даже специальный термин – «синдром Орловой». Тысячи женщин были одержимы страстью быть похожей на нее. Воистину всероссийская слава.

Родилась Любовь Орлова 11 февраля 1902 года в подмосковной усадьбе недалеко от города Звенигорода.

Ее отец – Петр Федорович Орлов – служил в военном ведомстве акцизным чиновником и, говорят, вел свое происхождение от знаменитых Орловых, тех самых, что в начале восемнадцатого века способствовали восшествию на престол императрицы Екатерины Великой. Вполне возможно, хотя точных данных по генеалогии актрисы не имеется.

Зато известно, что Петр Федорович был человеком добрым и покладистым. Хотя и не безгрешным. Была у него одна слабость – имел тягу к азартным играм, особенно к картам, в которые проиграл значительную часть состояния.

Зато Петр Федорович неплохо пел, у него был приятный баритон. Любочка была внешне очень похожа на отца, да и способности к пению и музыке ей тоже достались от него. А характером будущая звезда пошла в мать, женщину волевую и сильную. Евгения Николаевна, в девичестве Сухотина, происходила из старинного дворянского рода, находилась в дальнем родстве с Львом Николаевичем Толстым. Правда, не по прямой линии. Дочь Толстого Татьяна была замужем за дядей Евгении Николаевны.

Однажды, еще в детстве, Любовь Орлова встречалась с Львом Толстым. Великий русский писатель подарил маленькой Любочке свою книгу «Кавказский пленник» с дарственной надписью. Книга хранилась у Любови Орловой как большая реликвия.

Любовь была младшей дочерью в семье Орловых. У нее была старшая сестра Нонна. Люба и Нонна не были похожи друг на друга. Нонна пошла внешностью в мать. Да и по характеру были совершенно разные. Нонна – очень общительная, веселая, всеобщая любимица и болтушка. Люба – более сдержанная, молчаливая, замкнутая.

Примечательно, что Любовь Орлова редко вспоминала свои детские годы. Конечно, это можно объяснить тем, что в советские времена не очень‑то поговоришь о своем дворянском происхождении. Но все‑таки… Скорее всего, не слишком радостным было ее детство. Зато она любила вспоминать, что своим «крестным отцом» как артистки считает великого русского певца Федора Шаляпина. Именно он первым по достоинству оценил артистический талант Орловой.

А произошло это так. Сестра Любови, Нонна, дружила с дочерью Шаляпина Ириной. Они учились в одной гимназии, и Нонна часто бывала у них дома.

Трижды в год Федор Иванович Шаляпин имел обыкновение устраивать у себя в доме на Новинском бульваре детские праздники, на которых ставились театральные постановки. Участие в них принимали дети Шаляпина и их друзья.

В одном из таких спектаклей «Грибной переполох» участвовала и шестилетняя Любочка. Ей выпала честь играть роль Репки. После спектакля Шаляпин взял малышку на руки и произнес фразу: «Эта девочка будет знаменитой актрисой!» Его слова оказались пророческими.

А пока в семье Орловых о подобной профессии для дочери даже не думали. И отец, и мать мечтали, что их дочь станет музыкантом. Поэтому одновременно с учебой в гимназии Люба Орлова посещала и музыкальную школу, где занималась у таких известных преподавателей, как Гедике и Гольденвейзер.

Учителя пророчили девочке блестящее будущее. Любови нравилась музыка. Недаром после окончания гимназии Орлова в 1919 году поступила в Московскую консерваторию по классу фортепиано. Педагогом ее был профессор Карл Августович Кипп. У него был большой преподавательский дар. Все его ученики обладали прекрасной, высоко отточенной техникой. К сожалению, Любови Орловой так и не пришлось закончить консерваторию. Планы нарушила Великая Октябрьская революция.

Имея дворянские корни, не приходилось рассчитывать на помощь государства. Жизнь семьи Орловых превратилась в кошмар. Петра Федоровича, несмотря на высокие награды – такие как орден св. Анны, орден св. Владимира, которые вручали за особые заслуги перед Россией, – а может быть, и за них, уволили из военного ведомства. Имение конфисковали. Жить стало не на что. Происходящие в стране события так подействовали на Петра Федоровича, что он впал в депрессию, и о том, чтобы найти новую работу, даже думать не мог.

Неизвестно, как бы они выжили, если бы не сестра матери Любочки, которая жила в Воскресенске и держала корову. Она пригласила семью Орловых к себе. Но не просто так, а для того, чтобы помогали ей по хозяйству. И вот им, потомкам дворян, пришлось сполна испытать тяготы деревенской жизни.

В обязанности младших Орловых, Нонны и Любочки, входило возить молоко на продажу в Москву. Бидоны были неподъемные. Пятнадцатилетняя Любочка испортила свои нежные, не привыкшие к труду ручки, таская бидоны с молоком.

Любовь Орлова всю жизнь стеснялась своих рук, никогда не выставляла их напоказ, носила перчатки. При съемках фильмов, когда требовалось показать руки крупным планом, приглашали дублерш. Зато семья выжила, и в этом немалая заслуга Любови Орловой.

Разве могла устроить молодую девушку жизнь в деревне? Хотя ей и не удалось закончить консерваторию, но на рояле Любовь играла отлично. В 1920 году она поступает тапером в кинотеатр. Грязный, прокуренный зал, грубые люди, каждое свое слово сопровождающие матом, запах немытых тел и… она, девушка, выводящая музыкальные трели на разбитом инструменте.

Жизнь казалась беспросветной, без намека на светлое будущее. Но работа тапера приносила деньги. Благодаря им Любочка смогла продолжить учебу.

Она поступает в частную студию Франчески Беаты, где постигает азы хореографии. Студия Франчески Беаты пользовалась популярностью в Москве. Она, ученица великого теоретика танца Э.‑Ж. Далькроза, обучала своих учениц танцу, основанному на ритмической пластике. Советское правительство высоко ценило работу педагога. Недаром частная студия в 1924 году слилась с Театральным техникумом им. Луначарского.

Любовь Орлова получила диплом об окончании этого техникума. Одновременно с обучением танцу Орлова посещает уроки актерского мастерства у педагога Е.С. Телешевой, режиссера Художественного театра, занимается вокалом. После окончания Театрального техникума Любовь Орлова поступает работать в Музыкальный театр под руководством В.И. Немировича‑Данченко. Что там ждало молоденькую артистку без опыта и связей? Только место артистки хора и кордебалета. Эпизодические роли в малозначительных спектаклях, не приносящие ни удовлетворения, ни денег, ни славы. Опять полная безысходность…

Из‑за нее, скорее всего, и бросилась Любовь Орлова в замужество. Знакомство с будущим мужем, сотрудником Наркомзема, руководителем отдела производственного страхования Андреем Берзиным произошло до глупости банально. Берзин пришел в театр, и кто‑то из друзей провел его за кулисы и познакомил с молодой актрисой. Любови Орловой в то время было двадцать четыре года, Андрею – двадцать девять. Они стали встречаться, и вскоре Любочка представила Андрея своим родителям. Им понравился молодой ухажер дочери, к тому же занимающий важный пост. Да и Любовь понимала, что замужество поможет ей вырваться из беспросветной нужды. Поэтому и ответила согласием на его предложение пожениться.

После свадьбы, в 1926 году, Любовь Орлова поселилась в отдельной двухкомнатной квартире мужа в Колпачном переулке. О, что это была за квартира! Как известно, в те годы наличие отдельной жилплощади считалось большой роскошью. В основном семьи ютились в переполненных коммуналках. А Любочке повезло. Одна комната была размером под пятьдесят метров, настоящий зал. Любовь стала приглашать коллег по работе в свой дом. Ведь в большой комнате так удобно было проводить репетиции!

Конечно, мужа шумная обстановка, которую создавали артисты, раздражала, он злился, высказывал претензии молодой жене. Она старалась наладить отношения. Любовь старалась быть хорошей женой. Несмотря на занятость работой, дом содержала в порядке, мужа с работы встречала достойно. А любовь? Кто знает, любила ли она своего мужа. Об этом Любовь Орлова никогда не говорила. В любом случае, надеялась прожить с Андреем Берзиным долгую и счастливую жизнь. Увы, долгой и счастливой жизни не получилось. В 1930 году Андрея Берзина арестовали «по делу Чаянова». Любочка вернулась в квартиру родителей.

Много лет спустя Любовь Орлова, уже будучи известной актрисой кино, обратилась к Сталину с просьбой узнать о судьбе своего первого мужа. Этот опрометчивый поступок чуть не стоил ей не только карьеры, но и жизни. Не поощрялись в те времена такие связи. Правда, для Орловой все закончилось благополучно. Ее лишь вызвали на Лубянку и сообщили, что Андрей Берзин жив.

Чтобы закончить рассказ о первом муже великой киноактрисы, следует сообщить, что отпустили Берзина на свободу в конце сороковых годов. Но вернуться в Москву не разрешили. Он уехал в Литву, где проживала его мать, и вскоре умер от рака. Со своей женой он так больше и не встретился.

Удивительно, но арест мужа никак не отразился на судьбе Любови Орловой. Она все так же играла в театре свои второстепенные роли. Неизвестно, как бы сложилась жизнь неприметной артисточки, если бы на нее не обратил внимание сын руководителя Музыкального театра Михаил Немирович‑Данченко. Любовь между ними была страстной, окружающие даже поговаривали о свадьбе, но она не состоялась. Влюбленные разошлись так же быстро, как и сошлись.

Эта связь Любови Орловой очень помогла в жизни. Ей дали роль Периколы в одноименной оперетте Жака Оффенбаха. Это был настоящий прорыв. Об Орловой заговорили, ей стали поручать значимые роли. Выступление в кордебалете осталось в прошлом.

В 1932 году произошли и изменения в личной жизни Любочки. Она познакомилась с крупным австрийским инженером, приглашенным в Россию в качестве специалиста. Он встречал ее после спектаклей, на своем шикарном «Мерседесе» возил по ресторанам, провожал домой и задаривал подарками. Родители Любочки ворчали, считая, что дочери не стоит путаться с иностранцами. Но ничего сделать не могли. Любовь продолжала встречаться с австрийцем, и вскоре они стали жить вместе. Хотя он и не стал ее официальным мужем, «молодожены» жили в гражданском браке, но отношения были теплыми и дружескими.

Франц (к сожалению, история не сохранила его фамилии) высоко ценил актерские способности Любочки. Обещал увезти в Германию, где по достоинству оценят ее таланты, где она станет звездой. К счастью, этого не произошло. Орлова осталась в России. А все потому, что на ее пути повстречался Мужчина Ее Жизни, начинающий кинорежиссер Григорий Александров.

Они могли и не встретиться, потому что когда‑то Любовь Орлова дала себе слово не связываться с миром кино. Был у нее негативный опыт.

После получения главных ролей в театре Любочка поняла, что она способна на большее. Не только петь в оперетте. Она возжелала стать артисткой кинематографа. Для этого Любочка отправилась на киностудию, где проводились кинопробы. Собралась огромная толпа у дверей зала, где заседал режиссер фильма, оценивающий молоденьких актрис.

Наконец наступила очередь Любови Орловой. Режиссер строго оглядел претендентку со всех сторон и остановил свой взгляд на ее носу. Вернее, не на носу, а на расположенной на нем родинке.

Орлова пробу не прошла. Режиссер вынес категоричное заключение – с родинками на лице на киноэкран соваться не следует. Обиженная Любочка дала себе слово никогда и близко не подходить к кинорежиссерам. Конечно, со временем про свое обещание она благополучно позабыла. Еще до встречи с Александровым у нее было несколько эпизодических ролей в кино. Но в них ее никто не оценил и не заметил.

В 1933 году молодой режиссер Григорий Александров, только что вернувшийся со стажировки в Голливуде, задумал снять музыкальную комедию. Актера на главную роль он нашел сразу. Леонид Утесов дал согласие на участие в фильме. А вот с главной героиней, Анютой, возникли проблемы. Ни одна из актрис, пробовавшихся на эту роль, не удовлетворяла Александрова. Ведь к своей героине он предъявлял высокие требования: она должна быть красивой, уметь петь и танцевать.

Кто‑то посоветовал Александрову сходить в Музыкальный театр Немировича‑Данченко и посмотреть на тридцатидвухлетнюю Любовь Орлову. Это предложение Александр воспринял без большого энтузиазма. Все‑таки, в главной роли он видел девушку несколько моложе. Но пошел, посмотрел и пригласил на киностудию. Судьба будущей звезды была решена.

Сама Любовь Орлова вспоминает, что влюбилась в Александрова с первого взгляда. «Я увидела голубоглазого золотоволосого бога, и все было кончено», – так она рассказывала об их первой встрече.

Александрову Орлова тоже понравилась. В первый же вечер знакомства он пригласил Любовь на свидание. Так совпало, что на следующий день намечался концерт, посвященный юбилею великого певца Леонида Витальевича Собинова, и Александров попросил Любовь Орлову составить ему компанию. Она, конечно, согласилась.

После концерта они ушли вместе и долго гуляли по Москве. К дому, где жили Орловы, они подошли только на рассвете, так и не перейдя «на ты». Любовь Петровна и Григорий Васильевич всю жизнь обращались друг к другу на «вы», чем вызывали удивление у всех знавших об этом. Но так уж у них повелось.

Любовь Орлову на роль Анюты утвердили. Съемки фильма «Веселые ребята» планировалось проводить в Гаграх.

Перед отъездом Любочка привела Александрова к своим родителям. Но родителям было не до молодого человека. Они долго не могли оправиться от потрясения, когда вместо дочери – шатенки – на пороге возникла ослепительная блондинка. Кардинальным изменением цвета волос Любовь Орлова отметила начало нового этапа своей жизни.

Хочется рассказать и о второй версии знакомства Орловой и Александрова. Они звезды, вот почему в их биографиях так много разночтений. Конечно, если разобраться, то какая разница, как они встретились. Главное, что встреча произошла.

Итак, дубль второй.

По этой версии, инициатива знакомства с молодым режиссером принадлежит Любови Орловой. О начале кинопроб на роль Анюты в фильме «Веселые ребята» она узнала случайно. А так как мечты прорваться на экран ее не оставляли, она появилась на киностудии. Для проб ее вырядили в нелепую широченную юбку, полосатые чулки, заплели две смешные косички.

На кинопробах Орлова кинорежиссеру не понравилась, она его ничем не заинтересовала, и Александров ее отпустил, как и других претенденток. Но Любочка сдаваться не собиралась. Ей понравился красавец режиссер, да и роль казалась перспективной. Поэтому, собрав все свои силы, Орлова пошла «ва‑банк».

Она уговорила свою подругу, режиссера‑документалиста Лидию Степанову, помочь ей в покорении Александрова. Смирнова была близко знакома с Григорием Васильевичем. Поэтому он не почувствовал никакого подвоха в приглашении прийти к ней на чашку чая.

Не успел режиссер допить чай, как в квартире Смирновой появилась Любочка. Хозяйка неожиданно вспомнила о неотложном деле и оставила молодых людей наедине.

Каким образом Орловой удалось склонить Александрова на свою сторону, покрыто тайной. Но на роль Анюты она была утверждена.

Нельзя забывать, что в это время Любовь Орлова еще жила с австрийцем Францем. На съемки в Гагры он отправился с ней. Кстати, и Александров был не свободен. У него была жена Ольга Иванова, выступавшая в ансамбле «Синяя блуза». На одном из выступлений ею и заинтересовался тогда еще совсем молодой Григорий Александров. В 1925 году у них родился сын, названный в честь американской звезды немого кино Фербенкса Дугласом. При регистрации категорически отказались записывать в метрику иностранное имя. Пришлось вписать имя Василий. Но все равно, дома его все называли Дугласом.

Кстати, несмотря на развод родителей Дуглас всю жизнь очень уважительно относился к своему отцу. Даже окончил сценарное отделение ВГИКа.

Но все это случится позже. А в 1933 году съемки фильма «Веселые ребята» идут полным ходом. И также полным ходом развивается роман Орловой и Александрова. Австриец Франц был, конечно, не слепым. Он видел, что его любимая женщина всерьез увлечена другим. Оставив мечты увезти ее в Германию, отвергнутый Франц уезжает из Гагр. Вскоре после него покидает съемочную группу и жена Александрова Ольга.

Интересно, что Александров не забыл свою первую жену окончательно. В фильме «Цирк», в котором тоже блистала Любовь Орлова, задействована и Ольга. Это ее ноги лихо отбивают чечетку на пушке.

А в Гаграх роман режиссера и актрисы набирает силу. Они уже не скрывают своих отношений, живут вместе. Александров делает все, чтобы Любовь чувствовала себя на съемочной площадке настоящей актрисой. Ради нее даже вносит изменения в сценарий фильма. Первоначально в нем сцен с участием Леонида Утесова было больше, но Александров их безжалостно подрезал в пользу Орловой.

Утесов съемками у Александрова остался недоволен. Мало того, что ему урезали экранное время, так еще и по достоинству не оценили его работу. Наперед скажу, что за работу над фильмом Александров и Орлова получили по ордену, а Леониду Утесову достался только фотоаппарат.

Но справедливости ради нужно сказать, что Любовь Петровна на съемках этого фильма работала, не жалея сил. Свидетели рассказывают один примечательный случай. В фильме есть эпизод по усмирению разъяренного быка. Утесов, когда увидел этого «героя» фильма, категорически отказался сниматься вместе с ним. Эпизод переписали для Орловой, и она, хотя ужасно боялась, прыгнула перед камерой на спину животного. Бык разъярился и сбросил актрису на землю. Орловой после падения пришлось пролежать несколько дней в больнице. А эпизод стал одним из украшений фильма.

Съемки фильма «Веселые ребята» были завершены осенью 1934 года. К этому времени Любовь Петровна Орлова и Григорий Васильевич Александров вступили в законный брак. Триумф они уже праздновали вместе.

Хотя в самом начале триумфа не получилось. Нарком просвещения В.Бубнов и начальник Отдела пропаганды ЦК ВКП(б) Стецкий запретили показ фильма, считая его «хулиганским и контрреволюционным». Но нашлись добрые люди, которые поддержали фильм Александрова. Одним из них был писатель Максим Горький, который от фильма пришел в полный восторг. Он ли, или кто другой, но фильм порекомендовали посмотреть Сталину. После просмотра тот изрек:

– Посмотрел, точно в отпуске побывал…

Других мнений не требовалось, и фильм «Веселые ребята» вышел на экраны. После его премьеры мало кому известная актриса Любовь Орлова проснулась звездой. Такого успеха, как у нее, еще не было ни у одной актрисы кино.

Фильм по решению партии даже рекомендовали для участия на фестивале в Венеции. Запад узнал, что и Россия способна снимать искрометные комедии.

Именно за этот фильм Любови Петровне Орловой по распоряжению Сталина было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, очень значимая награда в те времена.

Но еще больший успех ей принес последовавший за «Веселыми ребятами» фильм «Цирк», в котором Любовь Орлова сыграла американку Марион Диксон. О, это была такая правильная американка! Блондинка Орлова, обладающая голливудской внешностью, просто рождена была для этой роли. Любовь, зажигательное веселье, прекрасное музыкальное оформление, красивые актеры и… политическая подоплека, – идеальные составляющие для того, чтобы страна восторженно приняла фильм.

Орлова вошла в каждый дом, стала такой близкой и родной. Ее узнавали на улице, воодушевленно пели те же песни, что пела она. Чуть ли не каждая семья мечтала усыновить маленького негритенка, чтобы спасти малыша от жестоких лап капитализма. Всеобщий интернациональный порыв!

Потом на экраны вышел фильм «Волга‑Волга» с очаровательной письменосицей Стрелкой. Сталин его обожал. Казалось, он знает наизусть все смешные реплики из этого фильма.

Ходит легенда, что Орлова для того, чтобы вжиться в образ Стрелки, несколько дней ходила по городу с сумкой почтальона на плече, разнося письма по домам. Имена кумиров быстро обрастают легендами. А звездная пара Александров– Орлова были настоящими кумирами миллионов советских граждан, почти полубогами, спустившимися на землю.

И ведь что странно, этот образ идеальной пары сохранился на многие годы. Они, наверное, единственные, про кого не ходило грязных сплетен. Казалось, что в их отношениях все идеально и гармонично, а сами они безгрешны. На самом деле, все было далеко не так.

Взять хотя бы самого Григория Васильевича Александрова. На самом деле, никакой он не Александров, а Мормоненко (такова его настоящая фамилия), сын горнорабочего из Екатеринбурга. Родился он в 1903 году. Он был на год младше Любови Орловой, а Москву приехал покорять в возрасте шестнадцати лет, в 1919 году. И ведь покорил! И не только Москву, но и все остальные части великого и могучего Советского Союза.

Свою работу в киноиндустрии он начал с не совсем порядочного дела – с работы ножницами. Перерезал, переклеивал, перемонтировал дореволюционные фильмы, идеи которых не соответствовали новому государству. Причем под переделку шел не только ширпотреб, но и общепризнанная мировая классика.

А в режиссеры молодому Григорию помог выйти не кто иной, как великий Сергей Эйзенштейн. По слухам, была у них любовная связь. О пристрастиях Эйзенштейна к молодым мужчинам известно. Так что нет ничего удивительного, что ему понравился красивый юноша. А Александров действительно был красивым.

Об этом пикантном эпизоде Григорий Васильевич никогда не распространялся, а на вопросы въедливых журналистов отвечал: «Может быть, он был мною увлечен. Я им никогда не увлекался».

Эйзенштейн так и не смог простить Александрову женитьбу на Орловой, считал, что тот его предал. Орлову он терпеть не мог.

А вот то, что во время поездки Александрова по Америке в него была влюблена несравненная Грета Гарбо, известно доподлинно. Ее портрет с дарственной надписью, а вернее, признанием в любви, хранился в доме Александрова и Орловой. Любовь Петровна его терпела. Кто ж в юности не увлекается, а реклама от такого знакомства большая.

Но то дела, как говорится, давно минувших дней. Гораздо больший вклад в разрушение имиджа «идеальной пары» вносила Любовь Петровна.

После воистину грандиозного успеха первых фильмов Орлову стали приглашать на разные встречи и приемы. Как известно, ни один прием не обходился без праздничного стола, который ломился от закусок и выпивки. Незаметно для себя, Любовь Петровна пристрастилась к алкоголю. Даже стала пить в одиночку.

Хвала ее мужу, который остановил стремительное падение жены в пропасть. Каким образом ему это удалось сделать, неизвестно. Можно предположить, что Александров пригрозил Орловой отлучением от кино. Для Любови Петровны не существовало более страшного наказания.

Как бы там ни было, но пить Орлова перестала. Зато «прославилась» по другому поводу.

В газете «Советское искусство» от 10 июня 1938 года появилась статья «Недостойное поведение», в которой были такие слова: «Орлова пользуется широкой популярностью у аудитории, ценящей ее как отличную исполнительницу советских массовых песен. Казалось бы, и звание заслуженной артистки, и эта популярность обязывают Орлову к особой щепетильности в денежных вопросах. Однако артистка, видимо, считает возможным по‑иному использовать выгоды своего положения».

Что же произошло в том далеком 1938 году, что на любимицу Сталина обрушилось такое серьезное обвинение? А дело было так. Чета Александров – Орлова решили построить себе дачу во Внуково. Строительство дачи – дело серьезное, требующее больших денежных затрат. Вот и решила Любовь Петровна подработать на своих выступлениях.

В те годы максимальный размер гонорара за концертное выступление был строго определен и составлял 750 рублей. Орлова же, отправляясь на гастроли в Киев, запросила у тамошней администрации гонорар в 3300 рублей. Как ни странно, ей пошли навстречу. Астрономический гонорар выплатили.

Орловой это понравилось, и она стала просить такие гонорары и у администраций других городов, куда направлялась на концерты. Все бы ничего, но кто‑то накатал жалобу в ЦК партии. В результате появилась статья в газете.

Нарушение финансовой дисциплины тогда считалось серьезным преступлением и квалифицировалось как жульничество, за которое грозил немалый тюремный срок. Но Орловой все сошло с рук. Только в газетной статье было туманно написано, что ее поведение недостойно звания советской артистки.

Как бы там ни было, но дача во Внуково была достроена и стала любимым детищем «звездной пары».

Участок земли в один гектар на постройку дачи был им выделен по распоряжению Сталина. Александров, у которого из памяти еще не выветрилась поездка в Америку, решил построить ее по подобию домов в Калифорнии. Проектировал дом шведский архитектор.

Дача представляла собой двухэтажный дом. На первом этаже располагался смотровой зал, где смотрели кино, с роялем и камином. Здесь же находилась кухня и комната для прислуги. Второй этаж, предназначенный для хозяев, разделялся на две половины – мужская и женская. Удивительно, но Александров и Орлова всегда спали в отдельных спальнях, что всегда порождало много слухов. Но такова была их прихоть.

Дом был спланирован для проживания только их двоих. Они не любили принимать у себя гостей. А если и приходилось устраивать приемы, гости никогда не оставались на ночь.

Свой дом хозяева очень любили, и при каждом удобном случае старались уехать во Внуково из Москвы, где у них также была шикарная квартира на Бронной.

Особенно любили Александров и Орлова встречать во Внуково Новый год. У них была настоящая семейная традиция. Каждый год за пять минут до наступления Нового года они выходили из дома и шли вперед по расчищенной тропинке, пока не раздастся бой курантов. Потом садились на скамейку, выпивали по бокалу шампанского и возвращались в дом.

Великая Отечественная война застала Орлову и Александрова в Риге, где они находились на гастролях. Трое суток под бомбежками они добирались обратно в Москву.

Александров, чтобы быть полезным родине, записался в отряд противовоздушной обороны, дежурил на крышах, гася «зажигалки». Однажды в августе чуть не погиб: взрывной волной его перебросило на крышу соседнего здания. Его контузило, и он получил травму позвоночника.

Несмотря на это, Александров не забывал и об основном своем предназначении. Под его руководством был снят «Боевой киносборник № 4». Орлова выступила в нем ведущей.

Но враг приближался к Москве. Осенью 1941 года Александрову и Орловой пришлось покинуть город. Они отправились в Баку, где Григорий Васильевич стал директором и художественным руководителем местной киностудии.

В Баку сняли фильм «Одна семья». К сожалению, фильм так и не был допущен к массовому показу, так как, по заключению высших чинов, слабо отражал борьбу советского народа с фашистскими оккупантами. Стране требовались патриотические фильмы, а не развлекательные мюзиклы. Кстати, это единственный случай «работы в стол» в режиссерской карьере Александрова.

После войны работа «звездной» пары успешно продолжилась. Они, можно сказать, единственные, кто имел свободный выезд за рубеж. Какие только страны они не посетили!

Первый послевоенный выезд пришелся на Иран. Гастроли в Тегеране имели оглушительный успех. Любовь Орлова стала первой советской актрисой, которую признали на Востоке. Ее выступления вызвали настоящий бум. Черноволосые женщины Востока поголовно стали перекрашиваться в блондинок.

Канны, Рим, Венеция, Берлин, Женева, Париж рукоплескали советской диве, поражаясь, что в «дикой» стране существуют такие красавицы.

Орлова старалась соответствовать мировому уровню. Каждая поездка за границу сопровождалась непременным походом по магазинам. Еще с молодых лет Любовь Петровна следила за своим гардеробом. Сначала шила сама, потом заказывала наряды у лучших портних Москвы. Они любили шить для Орловой. На ее идеальной фигуре любая одежда сидела исключительно хорошо.

Когда же стала ездить за границу, одежду стала привозить оттуда. Ее подруга Фаина Раневская не единожды шутила, что моли в гардеробе Орловой не бывает, потому что ей там негде поместиться – все забито барахлом.

Привозила она из‑за границы парфюмерию, крема, аксессуары – сумочки, перчатки, шляпки. Всегда выглядела элегантно и нарядно. Хотя вещами не разбрасывалась – один наряд могла носить несколько лет.

Вообще, в отношении к моде у Любови Петровны было много странностей. Современники вспоминают, что она любила хорошее нижнее белье, заказывала из Парижа по специальным каталогам. Оно у нее было исключительно шелковое, и исключительно фисташкового цвета. И вот, когда ей присвоили звание народной артистки СССР, Орлова в московском магазине купила себе штапельные панталоны и на награждение отправилась в них, посчитав, что советская актриса должна ходить в советском белье. У каждого свои странности…

А между тем «звездная» пара продолжала купаться в лучах славы. Александров и Орлова были «лицом» Советского Союза, его гордостью. Такими привилегиями, как они, не пользовался ни один режиссер, ни одна актриса. Им даже разрешили свой новый фильм снимать за границей. В Чехословакии, в дружественной стране, конечно.

Съемки фильма «Весна» начались в 1946 году. Любовь Орлова, для которой, как обычно, и был написан сценарий фильма, сыграла в нем сразу две роли: ученой Никитиной и актрисы Шатровой. Фильм должен был показать, что Орлова – артистка многогранная, что ей подвластны любые роли.

Не знаю, как вам, но мне в этом фильме, который я смотрела уже давно, больше запомнилась Фаина Раневская, игравшая совсем не главную роль. Мировая кинокритика игру Орловой оценила высоко. За этот фильм она получила специальный приз на Венецианском кинофестивале за лучшее исполнение женской роли.

Работа над фильмом «Весна» чуть не закончилась трагедией. Как‑то вечером Александров, Орлова и актер Черкасов возвращались со съемок на машине. Шел дождь, дорога была мокрая, и на одном из поворотов машина перевернулась. В результате, у Александрова – перелом ключицы, Черкасов получил травмы лица, а Орлова отделалась легким ушибом. Судьба берегла ее, наверное.

Орловой сорок пять лет. В глубине души она чувствует, что ее время проходит. Для любого другого человека сорок пять – самый расцвет карьеры. Но не для нее. Орлова привыкла, что на экране она красавица, и очень боялась, что зрители ее увидят постаревшей. Ведь кинокамера безжалостна, крупный план высвечивает все изъяны.

Орлова решает вернуться на театральную сцену. Зрители от сцены далеко, может, и не разглядят подступающую старость.

После некоторых раздумий выбор пал на Театр имени Моссовета. Первой ролью, сыгранной Орловой в этом театре, стала роль Джесси Смит в спектакле «Русский вопрос» по пьесе Константина Симонова. «Голливудская» внешность Любови Петровны полностью соответствовала образу иностранки.

Орлова за годы своей кинокарьеры отвыкла от специфики работы театра. Главный режиссер Театра им. Моссовета Завадский рассказывал, что вначале с Орловой было очень сложно репетировать. В кино она привыкла репетировать кусками, ведь там снимают сцены не обязательно в той последовательности, что потом мы видим на экране. Специфика театра, в отличие от кино, требует схватывания роли в целом, всем спектаклем.

Однако Любовь Петровна оказалась хорошей ученицей, и в последующие годы стала приличной театральной актрисой. Но это будет потом. А пока работа Александрова в кино продолжается, а, значит, Любовь Орлова продолжает сниматься.

Наконец‑то, по требованию партии и правительства, Григорий Васильевич снял патриотический фильм «Встреча на Эльбе». Хотя и здесь не обошлось без курьезов. При первом просмотре Сталину показалось, что Александров в своем фильме несколько идеализирует американский образ жизни. Он сделал по этому поводу замечания и потребовал убрать некоторые куски.

Александров, естественно, прислушался к мнению руководителя страны. Он навел порядок в фильме «Встреча на Эльбе» в соответствии с высшими указаниями. За это его вместе с супругой, исполняющей роль американки Джанет Шервуд, наградили Сталинской премией.

А потом умер Сталин. С его смертью закончилась целая эпоха нашей страны. Закончилась и эпоха Александрова и Орловой. Были еще попытки работы в кино. В 1959 году Александров снял фильм «Русский сувенир» с Орловой (а как же иначе?) в главной роли. Фильм с треском провалился. Не спасло ни имя, ни высокие награды.

Защитника уже не было, и на Александрова навалилась волна критики. Про него даже в «Крокодиле» статью напечатали. А «Крокодил» в те годы был трибуной обличения всех самых больших пороков.

Сенсационную новость подхватили и другие печатные издания, началась травля некогда неприкасаемого режиссера. Дело приняло такой широкий размах, что друзьям Александрова пришлось выступить на страницах газеты «Известия» с защитой. Но удар Александров, а вместе с ним и Орлова, получили сильный. Они ушли из кино.

Александров занялся преподавательской деятельностью во ВГИКе, Орлова играла в театре.

Странная она была актриса. Практически ни с кем не дружила, не принимала участия в общественной жизни. Коллеги ее недолюбливали. Даже Фаина Раневская, которая якобы считалась ее подругой, время от времени пускала в адрес Любови Петровны злые насмешки. «Орлова, конечно, великолепная актриса. И дисциплинированность ее поражает. Но вот голос… Когда она поет, кажется, будто кто‑то писает в пустое ведро», – одно из ее высказываний.

Другие, например, Рина Зеленая, были еще более категоричны: «Лицо у нее было противное, пока за него не взялся Григорий Васильевич». Простим ее за эти слова, ведь в ней говорила отвергнутая женщина. Говорят, что в свое время Рина Зеленая имела большие виды на Григория Васильевича Александрова, но он отверг ее, выбрав Любовь Орлову.

Да, они любили друг друга. Прожив вместе более сорока лет, сохранили теплые отношения. Знавшие их, всегда отмечали, что они просто боготворили друг друга. На всех совместных фотографиях они смотрят друг на друга до неприличия нежно.

Хотя многие и осмеливались утверждать, что весь их брак сплошная показуха, а сексу в их отношениях места нет. Главными аргументами приводились известные факты. Мол, и спали они в разных спальнях, и друг друга «на вы» называли, и детей у них не было.

Да, детей у них не было. И не мне выискивать причину этого. Естественно, этот вопрос интересовал многих. Бесцеремонные журналисты поднимали этот вопрос в интервью. Александров, уже после смерти жены, однажды ответил так: «Сначала она не хотела, потом не могла».

Хотя внук Александрова утверждает, что Орлова беременела не один раз, делала аборты. Потому что не могла представить себя в положении, испортить красоту, которой гордилась и которую лелеяла.

Что тут обсуждать? Это был ее сознательный выбор.

Зато женой она была просто замечательной, всегда дом содержала в образцовом порядке. Много занималась рукоделием. В их московской квартире и на даче во Внуково многие вещи были изготовлены ее руками: скатерти, наволочки, занавески. Орлова прекрасно шила. В их доме, конечно, были и прислуга и кухарка – положение обязывало. Но Любовь Петровна строго следила за их работой, спуску не давала. А еще она, как хорошая жена, не смела появиться перед мужем в растрепанном виде. Всегда идеально причесанная, элегантно одетая. Вот истинный образец для подражания!

В начале семидесятых годов Александров и Орлова предприняли попытку вернуться в мир кино. Они задумали снять фильм о судьбе двух советских разведчиков. Фильм назывался «Скворец и Лира», в главных ролях сам Александров и его несравненная Любовь Орлова.

Судьба этого фильма столь печальна, что и говорить больно. Художественный совет признал его настолько слабым, что не допустил до проката. На киностудии его за глаза называли «Склероз и климакс». Да и что можно было ожидать от фильма, в котором семидесятилетняя Орлова играет двадцатипятилетнюю разведчицу. Всему, конечно, есть предел. Хоть и выглядит она для своих лет прекрасно, но… Появление старушки в подвенечном платье переходит все границы.

А Любовь Орлова на съемках просто сияла. Она снова была перед камерой, в своей стихии, она жила. Однажды ворвалась на съемочную площадку просто распираемая радостью. Оказывается, когда она по дороге на работу переходила улицу в неположенном месте, постовой крикнул ей: «Девушка! Девушка! Вернитесь!». То, что ее приняли за девушку, сильно взбудоражило актрису. Орлова без конца всем рассказывала про этот случай, добавляя со смехом в конце: «Я сзади пионерка, а спереди пенсионерка».

Правда, говорят, что Орлова, просмотрев рабочую версию фильма на большом экране, сама запретила выпускать ее в прокат. Как бы там ни было, но фильм «Скворец и Лира» видели только специалисты и небольшая группа зрителей.

Во время съемок фильма ухудшилось здоровье Любови Петровны. Однажды у нее началась рвота и сильные боли. Орлову доставили в больницу, где ей поставили диагноз – камни в желчном пузыре. Ей даже сделали операцию, после которой преподнесли коробку с якобы удаленными камнями. Вот только шов после этой операции был слишком маленьким.

Не сказали врачи знаменитой актрисе, что дело обстоит намного серьезнее. Не было у нее никаких камней в желчном пузыре. Рак поджелудочной железы – ужасный, смертельный диагноз!

А Орлова ничего не подозревала. После операции она даже стала лучше себя чувствовать, вновь встала к балетному станку и, превозмогая боль, занималась по нескольку часов в день. Форму терять нельзя!

Бегала в театр, чтобы ей не забыли выделить новую роль. Она хотела жить. Только все усиливающиеся боли раскрыли ей истинное положение вещей. Как‑то она сказала знакомой: «Абсолютно не боюсь умирать. Я устала жить».

23 января 1975 года, в день рождения Александрова, Любовь Петровна потеряла сознание. Ее тут же увезли в больницу.

Перед смертью она позвонила своему любимому мужу с просьбой быстрее приехать к ней в больницу. Он застал ее живой. Последними словами ее были: «Как вы долго…»

Умерла Любовь Петровна 26 января 1975 года, не дожив две недели до своего семидесятитрехлетия. Похоронили Любовь Петровну Орлову на Новодевичьем кладбище.

На церемонии прощания в Театре имени Моссовета Григорий Васильевич не разрешил открыть гроб. Он знал, что Орлова не желала, чтобы ее видели мертвой.

Александров пережил жену на восемь с половиной лет. Он так и не смог принять смерть любимой женщины. Замкнулся еще больше, стал писать книгу, пить, впадать в старческий маразм. Его женили на вдове его сына, погибшего в возрасте пятидесяти лет, чтобы добро, накопленное «золотой парой», не ушло в чужие руки.

Их не стало, но остались их фильмы, которые любимы до сих пор. Удивительное у них качество – они не стареют. Как не стареет и она, любимая актриса миллионов, Любовь Петровна Орлова.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!