Уроки жизни от Матильды Кшесинской 11 страница



Устав от постоянных обвинений, Кшесинская решает уйти из театра. Прощальный бенефис состоялся в феврале 1904 года. Последним номером была сцена из «Лебединого озера», где Одетта удаляется на пальцах спиною к зрителям – как бы прощаясь с публикой. После спектакля восторженные поклонники выпрягли лошадей из кареты Кшесинской и сами довезли ее до дому. Воистину небывалое выражение любви!

А жизнь, между тем, продолжается. Много времени Матильда со своим возлюбленным проводит за границей, во Франции. Несколько лет подряд они снимали в Кап‑д'Ай, на Лазурном берегу, виллу графини де Морла. Срок аренды закончился, и Андрей Владимирович приобрел на имя Матильды Кшесинской собственную виллу. С одной стороны море, с другой – горы, очаровательное место!

Вилле дали имя – «Алам». Прочитав его задом наперед, получается «Мала». Именно таким именем называл Кшесинскую влюбленный князь Андрей. Этой вилле суждено будет сыграть в будущем значительную роль в жизни Матильды Феликсовны.

Здесь Матильда провела счастливейшие дни своей жизни, здесь находила успокоение во время несчастий. А они, несомненно, присутствовали в ее жизни. Круговерть интриг конкурентов в театре, ставивших своей целью сместить «российского балета первую балерину», как ее назвал однажды балетмейстер Петипа; смерть в 1905 году отца, Феликса Кшесинского, с которым Маля за несколько месяцев до смерти танцевала его любимую мазурку. А ведь ему уже было восемьдесят три! Похоронили Феликса Кшесинского в его родном городе – Варшаве. На похоронах присутствовали тысячи людей.

Вскоре умер отец Андрея Владимировича Великий князь Владимир Александрович. Кшесинская по‑настоящему горевала из‑за утраты этого доброго, так много сделавшего для нее человека. Но вдова, княгиня Мария Павловна, так и не поверила ее непритворному горю. Она по‑прежнему оставалась ярой противницей связи своего сына с бесстыжей актриской.

Отношения с князем Сергеем Михайловичем оставались интересными. Отлученный от близости с Малей, он продолжал на что‑то надеяться, фактически воспитывал ее сына, помогал Матильде материально. Однажды Сергей Михайлович решился разорвать сей порочный круг, даже посватался к одной девице. Но Матильда Феликсовна быстро остановила его попытки, вежливо, но настойчиво попросив его прекратить безобразие – во‑первых, он ее компрометирует, во‑вторых, ей неприятно на это смотреть. В этом вся сущность Мали – расставаться с тем, что принадлежит ей, она не любила.

Зато любила завоевывать новое. Таким завоеванием стал ее партнер по Мариинскому театру Петр Владимиров, красивый, элегантный, прекрасно танцующий. Вначале он относился к Кшесинской, как к богине. Еще бы! Прима‑балерина театра, к тому же старше его на двадцать один год.

А Матильда с появлением нового партнера словно обрела вторую молодость. Это была настоящая страсть! Об этом можно судить хотя бы по тому факту, что с Владимировым Матильда впервые и единожды отступила от своих правил – танцор был далеко не царских кровей. А ведь до этого случая и после него Кшесинская любила только мужчин исключительно из рода Романовых.

В возрасте сорока лет она решилась исполнить партию Жизели в балете на музыку А. Адана в постановке Михаила Фокина. Не учла она, что неподходящая эта партия для женщины в возрасте, пусть даже и великой балерины. Случился настоящий провал. Зато после него она сблизилась с Петром Владимировым. Он стал неизменным спутником в ее гастролях за границей.

Разве мог князь Андрей Владимирович стерпеть такое? Он бесился, переживал и, наконец, во время одних гастролей во Франции вызвал молодого соперника на дуэль. Они стрелялись под Парижем, в Булонском лесу. Великий князь прострелил Владимирову нос. Тому пришлось делать пластическую операцию. После этого инцидента Кшесинская успокоилась и вернулась под крылышко отца ее ребенка. В 1934 Владимиров уехал в США и там стал одним из самых популярных русских педагогов. Кшесинская следила за успехами своего любовника всю жизнь.

Первая мировая война ворвалась в жизнь Кшесинской, как и всего русского народа, страшным ураганом. И хотя она не причинила вреда ее мужчинам, сын был еще мал, Сергей Михайлович имел слишком большие чины, чтобы попасть на передовую, а Андрей из‑за слабого здоровья служил в штабе Западного фронта, Матильда Феликсовна проявила себя настоящей патриоткой.

На свои деньги она устроила лазарет на 30 кроватей для раненых солдат, пригласив лучших врачей, за что получила теплое благодарственное письмо и памятный жетон от Великой княжны Ольги Николаевны, старшей дочери императора, чем бесконечно гордилась. Раненые и медперсонал любили ее, потому что хоть она и не ухаживала за больными и не перевязывала ран – поскольку не умела делать этого профессионально, – но заботилась о болящих не меньше сестер и врачей: то везла их партиями по десять человек к себе на дачу, в Стрельну, то устраивала для раненых и врачей поездку в театр, то украшала палаты цветами, то писала под диктовку письма, а то, сбросив туфли, прямо на полу, без пуантов, на пальцах, в одних тонких чулках, танцевала для раненых то венский вальс, то русскую. Она ездила с концертами и по линии фронта, и по госпиталям. Принимала участие во всех благотворительных концертах в пользу раненых и сирот.

Затем она устроила свой бенефис, а средства от него передала в русское театральное общество, семьям призванных в армию актеров. Она танцевала главную и самую потрясающую свою партию в балете «Эсмеральда», увлекая зрителей великолепной техникой танца и блистательной игрой драматической актрисы, особенно в момент танца перед невестой Феба и в сцене прощания перед казнью.

Наступивший 1917 год разрушил не только все планы, но и всю налаженную жизнь. 28 февраля 1917‑го в особняк ворвалась толпа и учинила погром, начав, естественно, с винных подвалов. Кшесинская вынуждена была бежать. Оделась она скромно – в черное пальто, на голове – платок. В саквояж положила какую‑то часть драгоценностей. Прихватила любимого фоксика Джиби и бросилась в омут страшной улицы. Часть драгоценностей, которую удалось спасти, она положила в банк, зашив квитанцию в подол любимого платья. Это не помогло – после Октябрьской революции большевики национализировали все банковские вклады. Несколько пудов столового серебра, драгоценные вещицы от Фаберже, даренные поклонниками бриллиантовые безделушки – все разошлось по рукам обосновавшихся в покинутом доме матросов.

Поначалу она пыталась бороться – заручившись словом Керенского, подала в суд на Петроградский комитет большевиков и в мае эту тяжбу выиграла. Но однажды, посетив свой дом, увидела гуляющую по саду г‑жу Коллонтай в своем горностаевом пальто, а вторично придя с ордером на выселение оккупантов – нашла там уже полный разгром. Позже дворец Кшесинской превратили в штаб революции, именно с балкона этого дома произнес свою знаменитую речь Ленин после возвращения из эмиграции.

Некоторое время Кшесинская жила то у своей давней подруги Лилии Лихачевой, то в квартире П. Владимирова на Офицерской улице, а в июле она вместе с сыном, горничной Людмилой Румянцевой и преданным слугой Иваном Курносовым выехала из Петербурга. Путь ее лежал на юг, в Кисловодск, куда раньше уехал князь Андрей Владимирович с матерью.

На вокзале Матильду провожал Великий князь Сергей Михайлович. Перед отъездом он в очередной раз сделал ей предложение, но она вновь его отклонила. Матильда звала его уехать из страшного Петрограда. Князь мог уехать, но предпочел остаться – надо было уладить дело с ее вкладом и присмотреть за особняком.

Поезд тронулся, Маля высунулась в окно купе и помахала рукой – Сергей, не похожий на себя в длинном мешковатом штатском плаще, поспешно снял шляпу. Таким она его и запомнила – больше они не увиделись. В ночь с 16 на 17 июля Великого князя расстреляли в Алапаевске. Когда его труп достали из шахты, на груди нашли медальон с фотографией Матильды Кшесинской. Она была рядом с ним до последнего мгновения жизни. Но об этом Матильда Феликсовна узнает значительно позже.

В 1921 году, приехав в Париж, следователь Николай Соколов, проводивший по поручению адмирала Колчака расследование убийства императора и его семьи, а также убийство членов семьи Романовых в Алапаевске, попросил встречи с Великим князем Андреем Владимировичем, чтобы показать ему материалы расследований. На эту встречу Андрей Владимирович пришел с женою – Матильдой Феликсовной Кшесинской. Именно здесь она получила из рук Соколова свой медальон, который когда‑то подарила Великому князю Сергею Михайловичу на память.

А тогда, летом 1917 года, Кшесинская вместе с сыном Володей ехала в Кисловодск, чтобы соединиться с любимым Андреем. На поездку по России и беспрепятственное проживание в любом месте она получила разрешение от Министерства юстиции Временного правительства. Впрочем, от дальнейших бедствий Кшесинскую это никак не спасло.

Начался период, который Матильде Феликсовне запомнился, как затянувшийся кошмар, из которого невозможно было вырваться. Поначалу в Кисловодске было спокойно, власти большевиков не ощущалось. Матильда встретила много знакомых по Петербургу, которые скрывались здесь от революции. Одна беда, Великая княгиня Мария Павловна по‑прежнему не признавала Кшесинскую, не допускала до своего дома. И князь Андрей, отец пятнадцатилетнего сына, вынужден был, как и прежде, навещать Малю тайно.

А потом в Кисловодск для укрепления позиций советской власти прибыл из Москвы отряд красногвардейцев. Начались аресты и репрессии. Забрали князя Андрея и его братьев. Кшесинская пошла к местному главному большевику и вымолила, чтобы их отпустили. По поддельным документам те ушли из города и вынуждены были скрываться в горах.

Там, в Кисловодске, Маля ходила в одной потертой юбке из черного бархата, недосыпая и недоедая, пряча остатки драгоценностей (которые потом меняла на муку и сахар) в ножки кровати и банку помады. Она переживала за участь сына, узнав о происхождении которого, шальные комиссары не пожалели бы девяти граммов свинца. Матильда Феликсовна еще надеялась на чудо.

Но чуда не произошло. Когда в Кисловодск вошли войска Деникина, знатные беженцы, высший свет Петербурга, на пароходе «Тайфун» через Туапсе перебрались в Анапу. В Анапе было спокойнее. Кшесинская с сыном поселилась в небольшой, на 12 мест, гостинице «Метрополь».

Вот как пишет о жизни в Анапе Кшесинская в своих воспоминаниях: «Наш день начинался с утреннего кофе, который мы все ходили пить в маленькую греческую кофейню. По дороге мы лопали свежие чебуреки, еще горячие… После кофе мы обыкновенно ходили гулять. Сперва отправлялись на мол посмотреть, не пришел ли какой‑нибудь пароход, и узнать последние новости. Затем шли на базар, где можно было дешево купить красивые серебряные вещи. Первые дни мы ходили завтракать и обедать в чудный ресторан «Симон», где был великолепный повар. Но так как денег у нас было мало, мы стали питаться в маленьком пансионе, который содержала одна дама, и ежедневно ели одно и то же блюдо – битки, которые были самыми дешевыми и сытными».

Представляете? Ведь это слова одной из знаменитейших и богатых женщин России. Правда, следует добавить – в прошлом. Потому что вся красивая жизнь великой балерины осталась в прошлом. В Анапе влачила жалкое существование женщина, которая даже не имела своего угла. Князь Андрей Владимирович обосновался с матерью в доме зажиточного казака. И хотя он предпринимал постоянные попытки примирить мать с любимой женщиной, ему это сделать не удалось. Великая княгиня была непреклонна.

В феврале 1920 года Матильда Кшесинская навсегда покинула Россию. Больше она никогда не ступала на русскую землю. Уплыла из Новороссийска она на итальянском пароходе «Семирамида», куда начальник английской базы в Новороссийске пристроил знаменитую балерину. Вместе с нею Россию покидали князь Андрей с матерью и братьями.

У Кшесинской и ее спутников почти не было багажа. У самой Матильды – лишь одно запасное платье. У Андрея – золотой портсигар да пара запонок от Фаберже. Ну и немного денег – как раз столько, чтобы из Венеции, куда их доставила «Семирамида», добраться на поезде до французского местечка Кап д'Ай, на виллу «Алам», которую князь Андрей когда‑то купил за 180 000 франков и подарил Матильде.

Вскоре умерла мать Андрея, Великая княгиня Мария Павловна. По окончании траура Матильда и Андрей, получив позволение старших родственников, обвенчались в Каннах 30 января 1921 года в русской православной церкви. Так, спустя много лет, исполнилась мечта Кшесинской. Матильде Феликсовне был присвоен титул Светлейшей княгини Романовской‑Красинской, а ее сын Владимир наконец‑то был официально признан сыном Андрея Владимировича и Светлейшим князем.

После венчания сразу же поехали к великому князю Кириллу Владимировичу и великой княгине Виктории Федоровне, которые теперь приняли Матильду Феликсовну как законную жену князя Андрея, а Володю как их законнорожденного сына.

Бывшая императрица Франции Евгения Монтихо приглашала Великого князя Андрея и его супругу «княгиню Малечку» к себе на парадное чаепитие, и была очарована маленькой светской дамой, похожей на саксонскую изящную статуэтку, с неотразимой улыбкой!

Но все это, так сказать, внешняя мишура. На самом деле, все было не так красиво. Денег на жизнь не хватало. Пришлось заложить любимую виллу «Алам», а самим перебираться в Париж. Матильда Кшесинская поселилась с мужем на скромной вилле «Монитор», расположенной в Шестнадцатом округе Парижа.

Первое время они жили на средства, вырученные от продажи виллы «Алам». Но они катастрофически быстро таяли, и деятельная Малечка взвалила на себя заботу по обеспечению семьи.

Нет, она не вышла снова на сцену. Хотя Сергей Дягилев, с которым Кшесинская сотрудничала в бытность прима‑балерины Мариинского театра, настойчиво приглашал ее в свою труппу. Но с тех пор, «как императорские театры перестали существовать, – писала Кшесинская, – я не испытывала желания выступать и танцевать!» А ведь сумела бы, она находилась в прекрасной форме. Разве мог ей помешать возраст? Всего лишь сорок девять!

Но тогда, в 1929 году, Матильда Кшесинская решила пойти по другому пути – она организовала свою собственную балетную школу. Финансовую помощь оказали эмигранты – чета певицы Н. Ермоленко‑Южиной и певца и скрипача И. Махонина. Кроме того, в организации школы большую помощь оказали Тамара Карсавина, Анна Павлова, Серж Лифарь, Михаил Фокин и многие другие.

26 марта 1929 года митрополит православной церкви в Париже Евлогий освятил балетную студию Кшесинской. Первой ученицей стала Т. Липковская, сестра известной русской певицы Л. Липковской. Кшесинская считала, что первая ученица принесла ей счастье на новом, педагогическом, поприще.

Дела у Матильды пошли хорошо. Школа пользовалась заслуженной славой и недостатка в учениках не испытывала. Еще бы! Ведь из ее стен вышли такие звезды, как Т. Рябушинская, Б. Князев, Л. Ростова, Памелла Мей, Ширли Бридж, Диана Гульд, Андре Эглевский, Марго Фонтейн и Иветт Шовире.

Да и сама Матильда Феликсовна работала как вол и не оставила балетный станок даже после того, как парижские врачи нашли у нее воспаление суставов ног. Она продолжала заниматься, превозмогая жуткую боль, и болезнь отступила.

А что же муж, Великий князь Андрей Владимирович? После занятий он, облаченный в поношенный, протертый на локтях пиджак, обходил репетиционный зал и поливал стоявшие по углам цветы – это была его домашняя обязанность, больше ему не доверяли ничего. Все заботы об обеспечении семьи легли на плечи миниатюрной Мали.

Но она не жаловалась на жизнь, не горевала об ушедшем прошлом, не подсчитывала потерянные богатства, она просто тащила на себе воз забот о муже и сыне, двух самых близких и любимых людях. Каждое утро Кшесинская встречала учениц в своей студии с изящной палочкой в руке, и все начиналось заново: батман, плие, атиттюд, жете‑а турнан, па‑де‑бра, и неизменный каскад фуэте.

Благодаря ее балетной студии и неплохому доходу, приносимому ею, семья Кшесинской вполне сносно пережила немецкую оккупацию Парижа. Только однажды Кшесинской пришлось поволноваться. Ее сына Володеньку как участника кружка русских масонов арестовало гестапо. Все закончилось благополучно. Пробыв в тюрьме страшные для Матильды 119 дней, он вышел на свободу.

Во время фашистской оккупации ее охватила пагубная страсть. Кшесинская стала постоянным посетителем казино. Игра в рулетку захватила ее полностью. Но рулетка – дама опасная. «Мадам Семнадцать», как называли Кшесинскую за ее пристрастие постоянно ставить на это, как она считала, ее счастливое число, проигрывала в казино почти все свои доходы и сбережения.

А в 1956 году умер Великий князь Андрей Владимирович. «Словами не выразишь, что я пережила в тот момент. Убитая и потрясенная, я отказывалась верить, что не стало верного спутника моей жизни. Вместе с Верой мы горько заплакали и, опустившись на колени, начали молиться. С кончиной Андрея кончилась сказка, какой была моя жизнь».

Сказка кончилась, но жизнь продолжалась. Матильда Феликсовна намного пережила своего супруга.

Матильда Феликсовна не дожила лишь девять месяцев до своего столетнего юбилея. Она умерла 6 декабря 1971 года. Похоронена Кшесинская на русском кладбище Сен‑Женевьев‑де‑Буа в одной могиле с мужем и сыном. На ней написано: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская‑Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».

Это звание она ценила превыше всего.

 

Уроки жизни от Матильды Кшесинской

 

Матильде Кшесинской в жизни повезло. Просто она оказалась в нужном месте в нужное время. Скажете «Ерунда!», и будете не правы. Иногда один шаг, один поворот определяет всю дальнейшую жизнь и делает знаменитым или, наоборот, застилает тленом забвения.

Чего могла ожидать от жизни дочь обыкновенного артиста‑эмигранта, пусть и возомнившего себя потомком графа, но все же артиста? Как известно, в те времена артист был человеком второго сорта, призванный развлекать и угождать. Самое большее, на что она могла рассчитывать, – это несколько лет успешной карьеры на сцене, имя крупными буквами на афишах и несколько строчек в каком‑нибудь справочнике. Да и то, если повезет. Век балерины, а именно такую профессию выбрала Матильда, недолговечен. Сойдешь со сцены, и забудут тебя даже самые преданные поклонники. Матильду Кшесинскую не забыли до сих пор.

А все потому, что на выпускном вечере она оказалась за одним столом с нужным человеком, с Императором всея Руси Александром III. Ей повезло еще и в том, что сыну императора, наследнику престола, в срочном порядке понадобилась женщина для обучения искусству любви. Выбор пал на Матильду.

Конечно, можно сказать, что связь их возникла по взаимной безумной любви, но никто не будет отрицать, что если бы венценосные родители не пожелали для своего сына такой связи, то ее бы и не было. Не знакомятся наследники на улицах. А если они там и ходят, то по определенной стороне. Матильда, хоть и была молоденькой, но знала, по каким улицам ходить. Вот и встретилась со своим Наследником, только из‑за одного этого имя ее вписано в историю России.

Урок 1.  Жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать ее понапрасну. Прежде чем отправиться на какое‑нибудь мероприятие, хорошенько обдумай, какую выгоду ты от него можешь получить.

Хотя Матильда и не знала песенку со словами «Но что ни говори, жениться по любви не может ни один, ни один король!», она прекрасно понимала, что никакого будущего у них с ее возлюбленным Ники быть не может. Знала, что привалившее ей счастье временно и закончится, как только для Ники подберут подходящую невесту. Поэтому пользовалась им сполна. Принимала и любовь молодого наследника, и его подарки, которые, если учесть, кто выступал дарителем, были весьма недурными.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!