Уроки жизни от Матильды Кшесинской 8 страница



А что другое она могла сообщить? Не раскрывать же перед империалистами свои личные проблемы.

И вот 8 декабря 1926 года Александра Коллонтай как полномочный представитель Советского Союза прибывает в порт Веракрус.

В Мексике сообщение о том, что к ним едет женщина, произвело настоящий фурор. Да не просто женщина, а видный деятель большевистской партии и Октябрьской революции. Какой ее представляли встречающие? Скорее всего, некой бабой в кожанке и с маузером на боку.

О, как все, наверное, были раздосадованы, когда увидели настоящую Коллонтай. Вот как описывает ее приезд газета «Универсаль»: «Некоторые думали, что госпожа Коллонтай будет похожа на суфражистку или на престарелую преподавательницу‑протестантку. Но, когда появилась элегантная дама в красивой шляпке, мы увидели, что госпожа Коллонтай, к счастью, на них не похожа. Перед встречавшими предстала прекрасная женщина в полном расцвете своей жизни».

За этой газетой и другие писали восторженные отклики о русской женщине‑после. Больше всего их поразило, что Коллонтай прекрасно говорила на нескольких языках и отлично разбиралась в истории и культуре Мексики.

«Мы, – писала одна из газет, – нисколько не боясь преувеличить, можем охарактеризовать как блестящие ее высокую культуру и благородство».

24 декабря 1926 года Коллонтай в Национальном дворце вручала свои верительные грамоты президенту страны Плутарко Кальесу. Вот как она сама вспоминала об этом: «Прием в Национальном дворце. Черное шелковое платье, строгое. Шляпа и туфли куплены здесь. Белые перчатки – в руке. Встречает музыка. Анфилада зал, масса народа вдоль стен. Здесь вручение грамот происходит публично. В последнем зале – все правительство, дипломаты, журналисты, фотографы. Пока идем через зал, надо сделать три поклона. Волнуюсь. Но я умею владеть собой в такие минуты. Вручаю грамоту. Дальше обычный церемониал: надо сесть в кресло рядом с Кальесом и беседовать через переводчика».

Недолго Коллонтай пробыла в Мексике, чуть больше полугода, но сумела достигнуть определенных успехов. В 1927 году началась торговля между Мексикой и Россией. Мексика закупила советские кожсырье, текстиль, кондитерскую продукцию и несколько кинофильмов, а СССР в Мексике – цветные металлы, кофе, хлопок. И пусть сумма товарооборота составляла всего около 3 млн руб., но начало было положено.

Климат Мексики подорвал здоровье Александры. В письме подруге Зое она пишет: «Климат здесь очень тяжелый. Разреженный воздух, которым трудно дышать, сердце устает, мучает удушье и сердцебиение».

Коллонтай шлет в Москву письма с просьбой перевести ее по состоянию здоровья в любую европейскую страну. Правда не только в здоровье причина желания вернуться в Европу. Ее там ждет любимый Марсель.

Советское правительство удовлетворило просьбу Коллонтай, и в мае 1927 года она покидает Мексику. Александра пишет в дневнике: «Конец моей работе в Мексике. Надо бы радоваться, а я почти огорчена».

Мексиканцы не забыли эту ослепительную женщину и ее вклад в русско‑мексиканские отношения. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в 1944 году, спустя 17 лет после ее отъезда из Мексики, правительство этой страны наградило Коллонтай одной из самых почетных наград страны – орденом Ацтекского орла. Орден ей вручил в Москве в 1947 году посол Мексики Нарсисо Бассольс, большой друг Советского Союза, лично знавший Коллонтай еще по работе в Мексике.

Первое, что сделала Александра Коллонтай, вернувшись в Европу, это встретилась на нейтральной территории, в Баден‑Бадене, с Марселем Боди. Да, они еще любили друга. Но теперь их встречи носили мимолетный характер.

В одном из последних писем Александра пишет любимому: «Мы проиграли, идеи рухнули, друзья превратились во врагов, жизнь стала не лучше, а хуже. Мировой революции нет и не будет. А если бы и была, то принесла бы неисчислимые беды всему человечеству». Но плачет она, конечно, не о революции, а о своих угасающих чувствах.

Знаменитая фраза «Коллонтай я или не Коллонтай?» еще раз дает о себе знать. Александра находит нового любовника, еще более молодого и пылкого. Это секретарь посольства Швеции. Именно туда направили Коллонтай по возвращению из Мексики. Принято считать, что Семен Мирный – последнее увлечение неутомимой Коллонтай.

Разница в возрасте еще более шокирующая (не останавливаться же на достигнутом!) – двадцать шесть лет. Ей – пятьдесят восемь, ему – тридцать два.

Зачем ей это? Забыть Марселя? Доказать, что она еще женщина? Найти успокоение?

Да, Семен ее радовал в постели. Но душа оставалась холодной. Она пишет в дневнике: «Я вечно на людях. И ни одного близкого, никого, для кого я, лично, а не начальство, руководство, а я – была бы дорога».

Печальный конец той, которая всю жизнь пыталась поймать «крылатого эроса любви». Хотя конец вполне закономерный. Где все, кого она любила и кто боготворил ее? Исчезли, сгинули. Милый мальчик Ванечка Драгомиров, пустивший пулю в висок в далеком 1888 году. Молчаливо влюбленный учитель словесности Виктор Петрович Острогорский, принявший яд накануне свадьбы своей любимой ученицы и оставшийся на всю жизнь инвалидом. Муж – Владимир Коллонтай, отец ее ребенка, прийти на похороны которого в ревущем 1917 году Александра не нашла времени. Революционер‑пролетарий Санька Шляпников, расстрелянный в 1937 году как враг народа. А. А. Саткевич, семидесятилетний профессор, казненный в 1938 году по указанию Ершова. В том же году расстреляли «участника военно‑фашистского заговора» Павла Дыбенко, ее бравого матросика. Петр Маслов, умерший своей смертью в 1946 году. А сколько было других, фанатично помешанных на Коллонтай, таких как морской офицер Михаил Буковский, застрелившийся из‑за того, что Коллонтай, генеральская дочь так низко пала, связавшись с матросами. Уверена, Александра обо всех своих жертвах и не знала.

Вот только не хочется заканчивать рассказ об этой «горячей» женщине на такой печальной ноте. Была в жизни Александры Михайловны Коллонтай еще одна любовь. Другая, не похожая на все ранее описанные романы, но, может, оттого еще более прекрасная.

В силу тяжелой болезни, приковавшей ее к инвалидному креслу, в 1945 Коллонтай оставила должность посла и возвратилась в Москву. Больная, парализованная после инсульта, постаревшая, она мало чем напоминала женщину, когда‑то сводившую с ума мужчин. В аэропорту ее встречал внук Владимир и карета «Скорой помощи». «Где больная?» – спросил приехавший врач. «Больных здесь нет!» – гордо ответила Коллонтай.

Внук Владимир стал ее последним утешением и отрадой. Она, не давшая тепла и ласки собственному сыну, погибшему в Великой Отечественной войне, все свои нерастраченные материнские чувства подарила внуку.

Умерла Александра Михайловна во сне, от сердечного приступа, в 1952 году, не дожив до своего восьмидесятилетия пять дней. Перестало биться сердце величайшее женщины эпохи, девизом жизни которой можно назвать слова, произнесенные ею за несколько лет до смерти: «Не печалиться, не спешить, не работать, не радоваться, не добиваться, а просто жить… Жить как эта пчелка, что кружится над сиренью…» Так она и жила.

 

Уроки жизни от Александры Коллонтай  

 

Эту женщину обожали многие мужчины. Причем независимо от социального положения. И рабочие, и интеллигенция, и офицеры, и матросы. Да она и сама не брезговала никем. Если любила Александра Коллонтай, то любила по‑настоящему. Любила человека, а не его социальный статус. Умела разглядеть за внешней оболочкой, одеждой, даже словами, истинную суть человека. Да и сама с каждым умела найти общий язык. Потому и было у нее так много поклонников и почитателей.

Урок 1.  Учись привлекать и заручаться поддержкой людей разных слоев населения! В жизни могут пригодиться любые связи. Да и популярность еще никому не помешала.

То, что человек – существо хрупкое и ранимое, Александра поняла на заре глубокой юности: в тот день, когда из‑за нее застрелился милый мальчик, над любовью которого она так жестоко посмеялась. С тех пор Александра Коллонтай усвоила одно правило: осторожно обращаться со словами. Одно неосторожное слово привело к трагедии, воспоминания о которой преследовали ее всю жизнь.

Урок 2.  При общении с людьми следи за своими словами! Старайся речью не оскорблять окружающих, не наносить им боль. Ты ведь хочешь стать успешной женщиной, а не хамкой!

Родители Александры, напуганные таким поворотом событий, мечтали поскорее пристроить дочь замуж. Даже жениха подходящего подыскали. Не кого‑нибудь, а настоящего генерала. Отличная партия для молоденькой девочки! Но она отвергла претендента на роль мужа решительно и бесповоротно. В те молодые годы Шурочка мечтала о большой и чистой любви.

Урок 3.  Учись отказываться даже от самых заманчивых предложений, если они идут вразрез с твоими планами и идеями! Все равно потом пожалеешь, что приняла его. Единожды поставив себе цель, иди до конца.

Даже брак по большой и чистой любви Шурочке вскоре наскучил. Появление ребенка не только не улучшило положение, а усугубило его. Не от скуки ли Александра Коллонтай пустилась в авантюру, организовав у себя на дому коммуну? Кардинальное решение для уничтожения скуки. Ну тут, как говорится, у кого на что фантазии хватает. У Александры хватило на то, чтобы жить вчетвером.

Урок 4.  Вноси в свою жизнь разнообразие! Серые будни – болото, затягивающая трясина. Не дай себе погрязнуть в нем, потом не выберешься.

Революционная борьба оказалась еще увлекательней, чем «дружная шведская семья». Александра Коллонтай ушла в нее с головой. Чтобы избежать ареста в России, даже уехала за границу, где и развился ее талант. Во многом ее успеху способствовало то, что она владела несколькими языками. Она оказалась просто незаменима в налаживании связей с иностранными товарищами по партии.

Урок 5.  Учи иностранные языки! Хотя бы один ты должна знать в совершенстве. В настоящее время без знания языков не обойтись. Это, во‑первых, расширит твой кругозор. Во‑вторых, поможет налаживанию новых связей. А в‑третьих, добавит плюсиков в имидж. Не забывай, успешная женщина – образованная женщина.

В годы эмиграции ко всем достоинствам Александры Коллонтай добавилась еще одна – у нее открылся недюжинный ораторский талант. Когда на трибуну выходила Коллонтай – зал замирал. Когда Коллонтай заканчивала свое выступление – многочисленная толпа расходилась в исступлении. Своим голосом она могла творить чудеса: вести народ за собой, убеждать, заставлять.

Урок 6.  Тренируйся выступать перед аудиторией! Сила убеждения – великая сила. Произноси слова правильно, грамотно строй предложения. Одной своей речью сможешь доказать, что ты самая лучшая и успешная. Люди верят тому, что слышат. Особенно, если это произнесено убедительно.

Александра не только выступала перед аудиторией, но и писала книги. Ее опусы шокируют до сих пор. А придуманная ею «теория стакана воды» стала чем‑то вроде неприличного анекдота. Пропаганда свободной любви, которую отражала Александра Коллонтай в своих книгах, не всем приходилась по вкусу. Зато сделала ее знаменитой.

Урок 7.  Не бойся шокировать людей! «Шок – это по‑нашему!» – говорилось в одной популярной рекламе. Иногда окружающим нужна встряска, чтобы тебя заметили. Здесь, главное, не переборщить. Шок не должен выходить за рамки приличия.

За всю жизнь у Александры Коллонтай любовников было предостаточно. И все они были личностями с большой буквы. Даже если один из них был рабочим, то потом стал членом высшего органа власти в стране. Матрос – так самый главный. По мелочам Александра не разменивалась. Неудачники ей были неинтересны. Близкие отношения с известными людьми лишь прибавляли ей популярности.

Урок 8.  Не допускай в свою жизнь неудачников! Тебе с ними не по пути. Подобное притягивается к подобному.

Обычно Александра Коллонтай сама решала: быть или не быть связи с любовниками. Надоедали – бросала, были нужны – звала обратно. И что удивительно, они всегда возвращались, стоило ей только поманить пальцем. Вот только с бравым матросом Дыбенко вышел прокол. Нашел, стервец, любовницу помоложе, но и Александру оставлять не хотел.

Коллонтай ушла сама. Да еще письмо самому Сталину написала с просьбой отправить ее на службу за границу. Сталин удовлетворил просьбу и не прогадал. Первая женщина‑посол Советского Союза внесла неоценимый вклад в дело налаживания российско‑шведских и российско‑мексиканских отношений. Честь и хвала ей за это!

Урок 9.  Занимайся самовыдвижением! Если ты уверена, что в определенном деле ты лучшая, не стесняйся об этом сказать. Иначе опоздаешь. Кто‑то другой может занять твое место.

 

Глава 3. Матильда Кшесинская

 

В 1958 году труппа Большого театра впервые за годы советской власти выехала на гастроли в Париж. Величайшее событие как для театра, так и русской диаспоры в Париже.

Зал ломился от публики, гром оваций заглушал музыку оркестра, под тяжестью букетов цветов прогибалась сцена. А в боковой ложе плакала женщина. Из глаз ее текли слезы, но не слезы горя, а слезы радости.

«Я плакала от счастья… Это был тот самый балет, который я не видела более 40 лет. Душа осталась, традиция жива и продолжается. Конечно, техника достигла большого совершенства…» – напишет она потом в своих воспоминаниях. А после спектакля к этой маленькой, сухонькой женщине подошли артисты труппы Екатерина Максимова и Владимир Васильев.

Матильда Кшесинская 

Прощаясь, Васильев, целуя руку, сказал, что ее до сих пор помнят в России, как балерину и артистку.

– И не забудут никогда! – со сдержанным достоинством, тихо проговорила она.

Этой женщиной была Матильда Кшесинская, имя которой старательно вычеркивалось из всех учебников истории. Еще бы! Оно ведь неизменно стояло рядом с именами Романовых, царей и угнетателей простого народа, с теми, с кем судьба ее переплела неразрывными крепкими нитями.

А все начиналось очень просто. 1 сентября 1872 года в семье Кшесинских родилась девочка, названная Марией. Это потом ее все стали называть Малей, Матильдой.

Если быть до конца честными, то никакая она и не Кшесинская. Настоящая ее фамилия Кржезинская. Но труднопроизносимая фамилия была успешно заменена еще ее дедом на более благозвучную – Кшесинский.

В семье существовала легенда, что даже фамилия Кржезинские, и та не настоящая. А исходит их род от графа Войцеха Красинского, одного из богатейших людей Польши. Но, как обычно и бывает в легендах, нашлись плохие люди, возжелавшие заполучить богатство в свои руки. Таковым оказался дядя молодого графа. Вынужденный бежать во Францию со своим преданным гувернером от нанятых дядей убийц, молодой граф был объявлен погибшим и по возвращении не смог восстановить свои права, поскольку не имел всех необходимых документов. Единственное, что осталось в семье в доказательство столь высокого происхождения, был перстень с гербом графов Красинских.

Правда ли это, или этот перстень попал в семью каким‑то другим путем, сейчас уже не выяснить. Но легенда очень тешила самолюбие отца Матильды Феликса Кшесинского, приехавшего в Петербург из Варшавы в 1851 году. Его пригласил в Россию сам Николай I, очарованный его умением танцевать мазурку, неизвестную тогда в России. Феликс Кшесинский был так моден в те годы, что без его участия не обходился ни один придворный бал.

Уже в России «король мазурки», как называли Кшесинского, познакомился с многодетной вдовой балетного танцовщика Леде, артисткой кордебалета Юлией Доминской, имеющей от первого брака пять детей. От Кшесинского у нее родились еще четверо. Последней, самой младшенькой, и была Матильда.

Нет ничего удивительного, что маленькой Мале с детских лет пророчили карьеру танцовщицы. Да и отец мечтал, что дочь продолжит дело семьи.

Значительно позже, в своих воспоминаниях Кшесинская напишет: «Я была любимицей отца. Он угадывал во мне влечение к театру, природное дарование и надеялся, что я поддержу славу его семьи на сцене. С 3‑хлетнего возраста я любила танцевать, и отец, чтобы доставить мне удовольствие, возил меня в Большой театр, где давали оперу и балет. Я это просто обожала…».

Она могла часами наблюдать за тем, как устанавливают и меняют декорации, зажигают люстры, репетируют спектакли. В их семье часто вспоминали случай, когда однажды Маля забралась под театральное кресло. Ей непременно нужно было дождаться появления Царь‑девицы из «Конька‑горбунка». Отец, уставший после спектакля, уехал из театра, не вспомнив о дочери. А когда вернулся за «пропажей», то нашел доченьку раскрасневшуюся, грязную от пыли, но бесконечно счастливую: она увидела, как рабочие устанавливают декорации. Она с таким восторгом рассказывала отцу о том, что увидела, что не нашел сил отругать проказницу.

В восемь лет Маля поступила в Императорское театральное училище, хотя первые уроки танца она начала получать с трех лет, дома. Танцевала под звуки рояля, когда играли отец и мать, играла в шутливые костюмированные переодевания с сестрой, которую очень любила. Отец, Феликс Иванович, был мастером на все руки и однажды смастерил детям деревянную модель настоящего театра. Там можно было разыгрывать спектакли с деревянными куклами, менять занавес и декорации. Малечка и ее сестра Юлия очень любили заниматься своими домашними представлениями.

Педагоги училища сразу обратили внимание на талантливую девочку. Она была шустрой, глазастой и не особенно хорошенькой: маленького роста, с острым носиком и беличьим подбородком. Но когда начинала звучать музыка, маленькая танцовщица преображалась. Это уже был не просто ребенок, это была артистка.

Матильда сразу же стала одной из лучших учениц. Партнеры ее любили: она была легкой, маленькой, изящной – такое кокетливое «перышко» можно было ловить, не опасаясь досадного промаха.

Через год после поступления в училище она уже танцует на большой сцене балета Минкуса «Дон Кихот». Но к моменту окончания училища она вдруг внезапно охладела к учению, разочаровалась в себе. Вот что она скажет позднее об этом: «Я не имела веры в значение того, что здесь делалось, и не получала настоящего внутреннего удовлетворения от своего танца. У меня было даже сомнение в правильности выбранной мной карьеры».

Неизвестно, чем бы закончилась карьера молодой Кшесинской, может, она так бы и не стала балериной и вся дальнейшая ее жизнь сложилась иначе, если бы на ее пути не повстречалась Вирджиния Цукки. Кшесинская вспоминает на склоне лет: «Она, ее танец, произвели на меня потрясающее впечатление! Мне казалось, что я впервые начала понимать, как надо танцевать, чтобы иметь право называться артисткой».

Цукки обладала изумительной мимикой. Всем движениям классического танца она придавала необычайное очарование, удивительную прелесть движений и захватывала зал. Я сразу ожила и поняла, к чему надо стремиться, какою артисткой надо быть…. жадно следя за нею полудетскими восхищенными глазами!».

Вирджиния Цукки стала ее гением танца, вдохновившим и направившим Матильду на верный путь. Цукки, видя восхищение юной Кшесинской, ободрила ее теплыми словами и подарила ей на память цветок. Кшесинская трепетно хранила его в баночке со спиртом, считая своеобразным «талисманом».

Благодаря своему кумиру Матильда продолжила учебу в Императорском театральном училище и стала той, про которую звезда современного балета Гедиминас Таранда скажет: «Матильда Кшесинская – тот образец балерины и женщины, к которому стремятся нынешние балерины. Она обладала замечательной техникой. Она одна из первых исполнила фуэте. Элемент, без которого нельзя себе представить современный балет. Ее называли бриллиантом сцены. Кшесинская для меня – это образец балерины высокого класса».


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!