Сикхизм, как самая молодая национальная религия Индии.
Сикхизм[13] возник в XV веке н.э. в эпоху империи Великих Моголов с центром в Дели. Правящая верхушка этой империи состояла из последователей исламского суфизма. А народ на северо-западе Индии в Пенджабе, где протекают пять мощных притоков реки Инд, исповедовал сикхизм. Число последователей сикхизма составляет 2% населения Индии, куда входят в основном жители сельской местности, а также мелкие и средние предприниматели, торговцы, ремесленники, шофёры и прочее.
Основателем сикхизма был выросший в зажиточной индусской семье гуру (учитель) Нанак (1469-1538). Одна из легенд о нём гласит, что во время трёх дневного исчезновения в водах реки, он удостоился видения всемогущего бога, объявившего Нанака божественным гуру. Целые сутки после возвращения гуру хранил молчание, а потом возвестил: «Нет ни индуса, ни мусульманина»[14]. Далее гуру начал широкую проповедническую деятельность. Своих учеников, последовавших за ним, он называл сикхами.
Новое учение Нанака было основано уже не на политеизме, а на монотеизме. При этом единый бог не имеет фиксированного имени, пребывает везде и во всём, во множестве живых форм. Целью жизни в сикхизме после цепи перерождений является слияние с богом. Путь достижения этого слияния должна быть любовь к богу, проявляемая в обычной жизни, а именно дома, в семье, трудовой деятельности через добродетели. Так, сикхизм предложил людям новую систему ценностей – активную жизнь, упорный труд, взаимную помощь на фоне признания равенства всех людей. Нанак утверждал, что поскольку бог не изображаем, то не нужны храмы. Поскольку любовь к богу является сугубо личным отношением человека к нему, то не нужны жрецы, сложные ритуалы, священные книги и прочее.
|
|
Постепенно наметился отход от учения Нанака в сфере культовой практики. В 1577 году четвёртый гуру основал священный город Амритсар, где был воздвигнут знаменитый Золотой храм. Он и сегодня является местом паломничества сикхов. Вскоре была составлена книга «Ади Грантх» («Изначальная книга»). Она состоит из сочинений всех десяти гуру, стихов средневековых мистиков и прочее. «Изначальная книга» признана священной и возложена на престол в Золотом Храме.
Изменения стали происходить и в самой сикхской общине. Гуру стал почитаться не только как духовный учитель, но и как светский и военный начальник общины. У него появляются армия и двор, не уступающий по богатству дворов правителей империи. В общине сикхов был введён обязательный налог на содержание гуру, его двора и армии. Появилось социальное расслоение в общине. Последним десятым гуру был Гобинда Сингх. Он изменил форму власти в общине, передав её собранию вооружённых общинников «хальсе – буквально «чистые»». Во главе хальсы стоял совет пяти избранных. Был разработан ритуал вступления в хальсу, который, кроме определённых церемоний, предполагал обязательное отречение вступающих от касты. Так, произошло разделение на членов хальсы и на тех, кто к ней не принадлежал. Атрибутами отличия, принадлежавших к хальсе, являются, так называемые «пять К», то есть пять требований, которые выполняются и сегодня. Первое требование – это не стричь волосы, усы и бороду (кеш); второе – волосы под тюрбаном закреплять гребнем (кангха); третье – всегда иметь при себе кинжал или меч (кирпан); четвёртое – на правом запястье обязательно носить стальной или железный браслет (кара); пятое – обязательно носить короткие кожаные шаровары (качха). Кроме того, члены хальсы не должны курить, употреблять спиртные напитки и наркотики. К имени сикха стал добавляться воинский титул «сингх», то есть «лев». К имени женщин хальсы добавился титул «каур», то есть «львица». Так, был узаконен военизированный характер общины, который отразился и на представлении о Боге. К его многочисленным именам обращениям, а именно «Сахиб», то есть «Господин», «Эк» - «Единственный», «Сат» - «Истина», прибавилось обращение «Сара блох», то есть «весь из стали».
|
|
После Гобинда Сингха воплощением божественного гуру стала почитаться книга «Ади Грантх», для которой был разработан специальный ритуал. Во время праздников книгу торжественно выносили и выносят сегодня из Золотого Храма, избранные читают из неё тексты, в течение дня её обмахивают опахалом[15].
|
|
В XVIII веке, когда перестала существовать империя моголов, с которой боролись сикхи за независимость Пенджаба, были нейтрализованы притязания Афганистана на Пенджаб, сикхи заняли господствующее положение в Пенджабе после провозглашения его независимости в 1765 году. В этот период в сикхизме продолжают появляться изменения. Перестала осуждаться кастовая организация общества, было забыто осуждение неприкасаемости, восстановлено самосожжение вдов и прочее. В храмах появились изображения индуистских богов как воплощения единого Бога, возрождалась индуистская обрядность. Но воинственность сикхизма сохранялась. В 1849 году Пенджаб был аннексирован[16] англичанами, и сикхи приняли самое активное участие в общеиндийской национально-освободительной борьбе. После обретения Индией независимости, в части Пенджаба, которая отошла Индии, сикхи развернули борьбу за создание их независимого государства. В своей борьбе они использовали методы террора. Так, в 1984 году от рук сикхских террористов погибла Индира Ганди. Поэтому часто понятия «сикхизм» и «терроризм» в политике отождествляются. В настоящее время проблема создания сикхского государства ушла на задний план, уступив место проблеме взаимоотношений индусов и мусульман.
|
|
Вопросы и задания для повторения:
1. Расскажите об истории формирования и сущности ведической литературы, об обрядности в честь ведических богов.
2. Каковы особенности развития и формирования брахманизма? Учение о человеке и его земной жизни.
3. Изложите историю формирования джайнизма, особого поведения джайнистов, их праздники и современная деятельность.
4. Каковы истоки появления индуизма, сущность индусского стандарта поведения, обрядов, специфика восприятия человека индусами.
5. С помощью, каких видов искусств и эпических произведений развиваются религиозно-философские принципы и идеалы индуизма?
6. Расскажите историю возникновения сикхизма и легенду о его основателе.
7. Каковы особенности жизни и религиозной культуры сикхов.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!