Пейзаж и его функции в романе «Отцы и дети»
План сочинения
1. Вступление. Тургенев как художник‑пейзажист
Пейзаж Тургенева и пейзаж Пушкина. Сравнительная характеристика
Пейзаж Тургенева и пейзаж Толстого. Сравнительная характеристика
Воздушность, легкость картин природы в произведениях писателя. Тургенев и Лермонтов
Динамизм и подвижность как свойство тургеневских пейзажей. Тургенев и Гоголь
2. Основная часть. Пейзаж и его функции в романе «Отцы и дети»
Первое описание природы в романе и его значение
Радостный весенний пейзаж и его мотивы
Пейзаж как средство характеристики Аркадия Кирсанова
Пейзаж как средство характеристики Николая Петровича Кирсанова. Передача душевного состояния героя
Пейзаж как средство характеристики Павла Петровича Кирсанова
Утверждение авторской позиции в картинах природы
Природа в восприятии Базарова. Изменения в мироощущении героя
Летний деревенский пейзаж (деревня Базарова) и его значение в романе
Философские взгляды Тургенева на природу. Значение и смысл базаровского нигилизма в жизненно‑природном плане
Пейзаж как художественное предварение
Картина природы как фон, на котором происходит действие
Финальный пейзаж романа и его философский смысл
3. Заключение. Функции пейзажа в романе «Отцы и дети»
В своих произведениях И.С. Тургенев предстает перед нами как превосходный художник‑пейзажист. Д. Мережковский писал, что «природа – область, где он никогда не изменяет себе. Как поэт верит в сверхъестественную жизнь природы!.. Он владеет тайнами языка, которые неожиданно и неотразимо… вызывают в нас очарование природы с ясностью галлюцинации: и негу весны, и меланхолию осени, и бледно‑зеленое небо над снегами Финстераангорн, и тишину заросшего пруда в захолустье старосветских помещиков»[128].
|
|
В изображении природы И.С. Тургенев во многом близок А.С. Пушкину. Общая черта поэтики этих художников – это особое созерцательное отношение к природе, признание и утверждение в творчестве эстетического значения ее, ее красоты и тайны. Однако «в изображении природы Тургенев пошел дальше Пушкина. Он воспринимает его точность и верность в описаниях явлений природы…Но по сравнению с пушкинским тургеневский пейзаж более психологичен. Природа у Тургенева сама живет, дышит, изменяется в каждом своем мгновении или гармонируя с чувствами и переживаниями человека, или оттеняя их, становясь участником данной нравственно‑психологической коллизии или ситуации», – писал С.М. Петров[129]. Другая общая черта этих художников в изображении природы – философская направленность пейзажа. И у Пушкина, и у Тургенева картины природы зачастую символичны, связаны с «вечными» темами и мотивами, с мыслями о жизни и смерти. И здесь уже мы замечаем расхождение во взглядах художников. Если у Пушкина существование человека в природе гармонично, законы ее необходимо‑разумны, то отношение к природе у Тургенева двойственно и противоречиво. Поклоняясь природе и боготворя ее, Тургенев вместе с тем считал, что в природе заключено стихийное, иррациональное начало, которое враждебно по отношению к человеку. Человек в произведениях Тургенева ничтожен перед лицом вечности, изначально обречен.
|
|
Поэтому пейзаж у Тургенева никогда не сливается с анализом переживаний героев, да и сам этот анализ практически отсутствует – психологизм писателя «тайный», завуалированный. В этом плане природа в произведениях Тургенева не связана с внутренней жизнью персонажей. Вместе с тем исследователи неоднократно отмечали, что картины природы у Тургенева зачастую даны в восприятии героев, окрашены их эмоциональностью, субъективным мировосприятием. И в этом писатель сближается с Толстым и Гончаровым.
Другая особенность тургеневского пейзажа – его живописность, «акварельность», легкость. Исследователи творчества писателя неоднократно отмечали, что Тургенев – художник полутонов, тончайших оттенков, переливов цвета, разнообразных световых эффектов. Он не использует резких, определенных красок, четких, грубых линий ни в пейзажах, ни в портретах. Однако, несмотря на особую воздушность, легкость тургеневских картин природы, все они очень живы и реалистичны, ощутимо конкретны. Это создается благодаря звуковой, осязательной и обонятельной насыщенности этих картин. Пейзажи Тургенева полны природных звуков, запахов, он мастерски передает ощущения летнего утреннего зноя и ночной свежести, весеннего ветра и зимнего морозного воздуха. И этими чертами тургеневские пейзажи напоминают нам пейзажи Лермонтова и Фета.
|
|
С гоголевским пейзажем, по замечанию Г.Б. Курляндской, пейзаж Тургенева сближается своим динамизмом, подвижностью[130]. Так, Тургенев часто изображает картины природы, увиденной путником, героем, который находится в дороге.
Такого рода пейзажи мы встречаем у Тургенева в романе «Отцы и дети». Так, первый пейзаж романа поначалу кажется обыкновенным фоном, на котором происходит действие. «Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое‑где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги…Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низенькими избенками…как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранной корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам». Однако пейзаж этот имеет и характеристическую функцию, и связан с идейным содержанием романа. Безрадостный вид этот, рождающий у Аркадия мысли о «безотрадной, бесконечной зиме, с ее метелями, морозами и снегами…», свидетельствует о плачевном состоянии хозяйства Кирсановых, о полном отсутствии у них практической жилки. Однако значение этого пейзажа более глубоко: он символизирует современную героям Россию, ее состояние дел, бедность крестьянства. Здесь как будто дается мотивировка социального конфликта романа. Тургенев подводит читателей к мысли о том, что преобразования необходимы, но в каком направлении должны быть они? Каковы пути развития России?
|
|
Следующий пейзаж в романе выполняет сразу несколько функций. Во‑первых, он гармонирует с чувствами, эмоциями героев. Кирсанов не видел сына целый год, за это время Аркадий получил звание кандидата, и отец несказанно рад его приезду, растроган, взволнован и даже чуть‑чуть встревожен. Этому свиданию, возвращению в родимый дом рад и Аркадий. Сама природа как будто расцветает, разделяя чувства отца и сына: «Всё кругом золотисто зеленело и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка, всё – деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых ее волнах…». Радостный весенний пейзаж этот по своему настроению совершенно противоположен первому, а также мыслям Аркадия о долгой, бесконечной зиме, с ее метелями и морозами. Мотив юности, обновления жизни входит в повествование вместе с этой картиной природы. Аркадий, закончив обучение в университете, возвратился в родной дом, в отцовское имение. Вместе с ним приехал его приятель, Базаров. Здесь возникает надежда на то, что новые, молодые силы способны на радикальные преобразования, именно им принадлежит будущее России.
Кроме того, уже здесь мы видим, что Аркадий весь поглощен этой чудесной картиной, а следовательно, он впечатлителен и восприимчив, любит природу, хотя и не смеет признаться в этом. «Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления… Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял». Характерно, что Тургенев подчеркивает здесь то, что картина природы дана в восприятии Аркадия. Здесь героя характеризует не сам пейзаж непосредственно, а впечатление, полученное от него. В нем раскрывается натура Аркадия, его мягкость, впечатлительность, поверхностность его «нигилистических воззрений». Нигилистические взгляды подразумевают признание утилитарного значения природы и исключают ее эстетическую ценность. Аркадия же красота и поэзия природы буквально завораживают, он не просто эстет, он любит природу, хотя и не смеет признаться в этом. И Тургенев сразу же подмечает в герое эту «противоречивость». Так, картины природы наполняются тонким психологизмом, становятся средством характеристики героя. И далее с помощью пейзажей писатель изображает борьбу «нигилистических» взглядов Аркадия, принятого им имиджа с самой сущностью его натуры. Выйдя на мгновение из своей роли, он начинает восхищаться воздухом, чудным небом, но вдруг бросает косвенный взгляд на Базарова и умолкает. В другом месте Аркадий невольно любуется пестрыми полями, «красиво и мягко освещенными заходящим солнцем». Так пейзаж становится средством «тайной психологии» писателя, открывая читателю «истинное положение дел».
Отношение к природе ярко характеризует практически всех персонажей романа. Так, Тургенев описывает один из летних вечеров Николая Петровича Кирсанова. После споров с молодым поколением герою становится тоскливо. С грустью осознавая свое разъединение с сыном, Николай Петрович смутно чувствует какое‑то «преимущество» молодых людей. Пытаясь понять молодое поколение, он размышляет, как можно «не сочувствовать художеству, природе?..». Кирсанов смотрит вокруг, и взору его предстает великолепный летний пейзаж: «Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля…Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над нею поднималось бледно‑голубое небо, чуть обрумяненное зарей. Ласточки летали высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени…». Николай Петрович любуется садом, рощей, неподвижными полями, тихим закатом. Он настоящий эстет, любящий все прекрасное. Кроме того, герой мечтателен и сентиментален. Природа рождает в нем множество чувств, эмоций, воспоминаний. Николай Петрович вспоминает свою молодость, умершую жену, и «размягченное сердце» его долго не может успокоиться, в груди возникает «какая‑то ищущая, неопределенная, печальная тревога».
Тот же самый пейзаж ярко характеризует и Павла Петровича Кирсанова. Выйдя в сад, он встречает брата, замечает его волнение, пытается понять его чувства. «Николай Петрович объяснил ему в коротких словах свое душевное состояние и удалился. Павел Петрович дошел до конца сада, и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски‑сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа…». Тургенев здесь подчеркивает сухость и «английскую сдержанность» героя, отсутствие в нем глубоких чувств. «В глубине души Павел Петрович такой же скептик и эмпирик, как и сам Базаров…», – замечает Писарев[131]. Фактически Павел Кирсанов оказывается единственным «эмпириком» в романе, это единственный персонаж, кто демонстрирует свое равнодушие к природе.
Однако пейзаж здесь не только ярко характеризует персонажей и передает оттенки душевного состояния. Кроме того, этим прекрасным пейзажем Тургенев скрыто полемизирует с Базаровым, утверждающим, что «природа не храм, а мастерская». Грубому, материалистическому взгляду автор противопоставляет чудную картину летнего вечера. Так писатель одновременно раскрывает и свои собственные взгляды.
Отношения Базарова же с природой гораздо более сложны. Вначале природа для него – «пустяки», любование ее красотами, по его мнению, – это не что иное, как романтическая чепуха. Тургенев практически не изображает картин природы в восприятии Базарова, герой как будто «не замечает» ее. Однако оказывается, Базаров вовсе не так сух и рационален, как это кажется на первый взгляд. Он способен глубоко чувствовать природу. Способность эту он открывает в себе вместе со способностью глубоко и самозабвенно любить. Любовь к Одинцовой делает Базарова поэтом, и природа открывается ему своей неизведанной стороной. «Темная, мягкая ночь глянула в комнату с своим почти черным небом, слабо шумевшими деревьями и свежим запахом вольного, чистого воздуха», «…сквозь изредка колыхавшуюся штору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание». Этот пейзаж сопутствует в романе чувствам героя, его объяснению с Анной Сергеевной.
С образом Базарова связан и другой пейзаж романа. Это описание жаркого летнего полдня в деревне, где живут родители Евгения. «Настал полдень. Солнце жгло из‑за тонкой завесы сплошных беловатых облаков. Все молчало, одни петухи задорно перекликались на деревне…да где‑то высоко в верхушке деревьев звенел плаксивым призывом немолчный писк молодого ястребка. Аркадий и Базаров лежали в тени небольшого стога сена, подостлавши под себя охапки две шумливо‑сухой, но еще зеленой и душистой травы». Сам по себе данный пейзаж – фон, на котором происходит действие. Здесь для нас очень интересен разговор героев, сама тематика его. Базаров и Аркадий разговаривают о природе. Оказывается, Базаров в детстве по‑своему любил природу: осина, выросшая на краю ямы, была для него талисманом, рядом с которым он никогда не скучал. Знаменательно, что талисманом героя была осина – дерево, на котором повесился Иуда, предавший Христа. Так в повествование вводится мотив Иуды. Этот мотив намечается в отношениях к Базарову Аркадия, который разрывает с ним в финале романа. Однако здесь данный мотив лишь намечен. Полностью реализуется же он, думается, в личности самого Базарова, в его всеобъемлющем отрицании.
Отрицая вечные законы природы (стремление человека к счастью, потребность в любви), герой отрицает саму Вселенную. Как замечает С. Орловский, «в мышлении Тургенева понятие природы расширяется в понятие стихии, которая, в свою очередь, тесно сплетается с образом древней судьбы»[132]. Природа тесно сливается в сознании писателя с божественным началом. Природа для Тургенева – это мать, человек – ее сын. И вместе с тем, в природе заключено враждебное начало. Всеобъемлющее отрицание Базарова, помимо реалистичности повествования, во многом было обусловлено философскими взглядами Тургенева. Писатель как будто хотел показать нам обреченность человеческой гордыни, бесплодность попыток человека возвыситься над природой, пренебречь ею. По отношению к природе Базаров в романе сразу же начинает отрицать свою «сыновность», природа для него «не храм, а мастерская». Точно так же герой пытается отрицать и святость семейных уз, святость материнского чувства, святость чувства любви. Однако, по Тургеневу, все чувства эти, сливаясь, и являются самой сутью природы. Именно потому смерть Базарова в финале напоминает нам самоубийство, создается ощущение, что герой искал ее. Иуда в библейской притче перед смертью раскаялся в содеянном. Раскаялся ли Базаров в своей гордыне? Поняв неизбежность смерти, он становится простым и человечным, утешает родителей, трогательно прощается с любимой женщиной. Утешая Василия Ивановича, Базаров соглашается исполнить свой долг христианина – соглашается на причащение. Однако соглашается сделать это позже: «ведь и беспамятных причащают». Пока же он находится в сознании, он отказывается видеть священника. Родителям Базаров иронически советует «опробовать» силу религии, когда он умрет, Василию Ивановичу шутливо советует быть «философом», «стоиком». Священник совершает над ним обряды, когда Базаров уже впадает в беспамятство. И здесь в романе есть характерный эпизод. «Когда его соборовали, когда святое миро коснулось его груди, один глаз его раскрылся, и, казалось, при виде священника в облачении, дымящегося кадила, свеч перед образом, что‑то похожее на содрогание ужаса отразилось на помертвелом лице». Что за чувство владело Базаровым перед смертью? А.И. Незеленов замечает, что ужас на лице героя – это «ужас от признания собственной ошибки»[133]. Получается, что перед смертью Базаров все‑таки осознает ошибочность своего мировоззрения, раскаивается в своем заблуждении. Так, в пейзажах романа воплощаются библейские мотивы.
Пейзаж в романе нередко и предваряет или оттеняет какие‑либо события. Так, дуэль Базарова и Павла Петровича происходит в раннее летнее утро. «Утро было славное, свежее, маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно‑ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная, темная земля, казалось, еще хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков». Спокойствие природы здесь как бы намекает нам, что нет никакой серьезной драмы, что исход дуэли будет благополучен.
Венчание Аркадия и Кати Одинцовой, Николая Петровича с Фенечкой происходит в один из зимних морозных дней. «Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно‑изумрудным небом, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок». Пейзаж здесь выступает, скорее, фоном, на котором происходит действие.
Тоскливый мотив возникает в заключительном пейзаже романа – описании сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. Тон писателя становится возвышенным, мысль обретает философские глубины. Тургенев размышляет о судьбе своего героя и величии бесконечной, равнодушной к человеку природы: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной природы»; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…». В пейзаже этом выразились философские воззрения писателя, его мысль о вечном противостоянии бесконечной жизни природы и бренного человеческого бытия. Как замечает Георг Брандес, «скорбь его – …скорбь мыслителя. Тургенев, глубоко проникнув в сущность бытия, понял, что природа равнодушна ко всем идеалам людским – справедливости, разуму, добру, общему благу, что они никогда не проявятся в ней с присущей им божественной силой»[134].
Таким образом, функции пейзажа в романе различны. Это передача психологического состояния героев, особенностей их характеров. Пейзаж создает настроение, оттеняет комическое или трагическое в положениях и ситуациях. Картины природы, созданные Тургеневым, насыщены философскими мотивами и связаны с идейным смыслом произведения.
Сюжетно‑композиционные особенности романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева
План сочинения
1. Вступление. Замедленная кольцевая композиция в романе Тургненева.
2. Основная часть. Сюжетно‑композиционная структура романа.
Передвижение героев в романе.
Две экспозиции.
Завязка внешнего конфликта и развитие действия.
Значение 12‑й и 13‑й глав для зарождения внутреннего конфликта в романе.
Внутренний конфликт героя и развитие любовной коллизии.
Развитие действия, кульминация и развязка внешнего конфликта в романе.
Второй круг странствий героя. Разрывы дружеских связей.
Развязка внутреннего конфликта.
Эпилог.
Своеобразие композиции романа.
3. Заключение. Тургенев и Пушкин. Мастерство в построении сюжета.
Композицию романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» условно можно назвать замедленной кольцевой. Движение героев в романе сосредоточено между пятью пунктами: Хохловские выселки – Марьино – город *** – Никольское – деревня родителей Базарова. Второстепенным пунктом являются Хохловские выселки (это место в романе упоминается, но здесь не происходит никаких сюжетно значимых событий, кроме первой встречи героев). В Хохловских выселках на постоялом дворе Николай Петрович Кирсанов встречает сына в начале романа, здесь же Базаров и Аркадий запрягают лошадей при переезде из Никольского в деревню родителей Базарова. Более важным пунктом является город ***. Здесь происходит знакомство Базарова с Одинцовой, появляются образы Ситникова и Кукшиной. Поэтому город*** является важным пунктом передвижения героев в романе, наравне с Марьином, Никольским и деревней родителей Базарова.
Непосредственная завязка действия происходит в Марьине, в поместье Кирсановых. И вначале действие как будто движется по одному и тому же полукругу – сначала вперед, потом до конца в обратном направлении, потом снова до конца вперед: Марьино (поместье Кирсановых) – город *** – Никольское (поместье Одинцовой) – дом родителей Базарова – Никольское – город *** – Марьино – город *** – Никольское – дом родителей Базарова. Первые два полукруга (движение «вперед и назад») Базаров проделывает вместе с Аркадием. Последний полукруг Аркадий проделывает частично (из Марьина через город в Никольское), Базаров же проделывает его полностью (из Марьина через Никольское в родительский дом), и причем отдельно от Аркадия (последняя встреча приятелей происходит в Никольском). Характерно, что при описании «обратного» движения приятелей (из родительского дома Базарова) Тургенев не акцентирует внимание читателей на том, что герои заезжают в город, а лишь мельком упоминает об этом. Заметив дурное настроение Анны Сергеевны, Аркадий и Базаров сообщают Одинцовой о том, что «заехали только по дороге и часа через четыре отправятся дальше в город». Но упоминание это важно: благодаря этому сохраняется единство романного движения.
Первая глава романа является экспозицией Кирсановых – здесь дана жизненная история Николая Петровича. Вторую и третью главы можно назвать экспозицией Базарова (здесь дан портрет героя и первые характеристики его: Аркадий говорит отцу, что приятель его – «чудесный малый, такой простой»).
В Марьине происходит завязка внешнего конфликта – знакомство Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым. Развитие действия – споры героев, их взаимная антипатия, презрение Базарова, ненависть Павла Петровича. Все это Тургенев изображает в главах с четвертой по одиннадцатую.
Двенадцатая и тринадцатая главы подготавливают развитие внутреннего конфликта в романе – борьба чувств и миропонимания в душе Базарова. Главы эти, изображающие «провинциальных нигилистов» подчеркнуто пародийны. Как замечает Ю.В. Лебедев, «комическое снижение – постоянный спутник трагического жанра, начиная с Шекспира. Пародийные персонажи, оттеняя своей низменностью значительность характеров двух антагонистов, гротескно заостряют, доводят до предела и те противоречия, которые в скрытом виде присущи и главным героям. С комедийного «дна» читателю становится виднее как трагедийная высота, так и внутренняя противоречивость пародируемого явления»[135].
Четырнадцатая глава (описание бала у губернатора) – это завязка внутреннего конфликта в романе. Происходит знакомство Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой. Одновременно мы можем считать эту сцену завязкой любовной истории. Пятнадцатая, шестнадцатая, семнадцатая главы – развитие действия в любовной интриге и во внутреннем конфликте: поездка приятелей в Никольское, неожиданные чувства Базарова. Кульминация внутреннего конфликта и взаимоотношений героев – объяснение Евгения с Одинцовой (восемнадцатая глава). Развязка любовной истории – отъезд Базарова.
Затем приятели едут в родительский дом Базарова, где проводят три дня (двадцатая и двадцать первая главы) и вновь возвращаются в Никольское, где проводят не более четырех часов, а затем они отправляются в Марьино. И здесь продолжается развитие внешнего конфликта (главы двадцать вторая и двадцать третья). Базаров и Павел Петрович уже как будто избегают острых столкновений. И тот и другой ведут себя сдержанно до тех пор, пока не задеты их чувства. Но Тургенев вновь сталкивает героев в их интересе к Фенечке. Павлу Петровичу она напоминает Нелли, Базаров же начинает «активно» ухаживать за ней, чувствуя большую обиду на Анну Сергеевну и желая самоутвердиться. Кульминацией споров и взаимной неприязни Базарова и Павла Петровича становится их дуэль (глава двадцать четвертая). Затем следует развязка внешнего личностного конфликта героев – Кирсанов получает легкое ранение, Евгений Васильевич уезжает из Марьина. Острота взаимной неприязни притупляется: и Базаров, и Кирсанов чувствуют нелепость всего происходящего, испытывают чувство стыда и неловкости. Характерно, что здесь притупляется и идейное противостояние героев: в Павле Петровиче теперь доминирует личная неприязнь, ревность, Базаров же больше не «щеголяет» своей жизненной философией, так как она оказалась несостоятельной. Да и само идейное противостояние героев здесь уже комически снижено. Так, в качестве причины дуэли (для объяснения с братом) Павел Петрович придумывает остроумную версию – «Базаров непочтительно отозвался о сэре Роберте Пиле».
Затем Базаров через город *** вновь едет в Никольское (главы двадцать пятая и двадцать шестая). Он говорит Анне Сергеевне, что давно опомнился, потому что не хочет, чтобы она вспоминала о нем с отвращением, однако чувствует себя он «препакостно». Как замечает Ю.В. Лебедев, «второй круг жизненных странствий героя сопровождают последние разрывы»[136]. Это разрыв с семейством Кирсановых, со своим единственным другом, Аркадием; разрыв со своей любовью, расставание с Одинцовой – Базаров понимает, что испытывать судьбу бесполезно; наконец, чудовищный разрыв с самим собой – герой старается сохранить цельность своей личности и мировоззрения, однако ему это не удается.
Внутренний конфликт Базарова усугубляется в стенах родительского дома. В отчем доме жива память о детстве, здесь человек чувствует себя наиболее свободно и естественно, здесь «выходит наружу» естественность и непосредственность чувств, – то, что герой пытался подавлять в себе, вооружившись «новейшими теориями». Не потому ли Базаров так не любил бывать в родном доме? И сейчас он испытывает здесь «тоскливую скуку и глухое беспокойство». Он пытается занять себя медицинской практикой, помогая Василию Ивановичу, но его более ничего не радует в жизни. Внутренний конфликт здесь разрешается смертью героя. Во время одной из операций (вскрытие умершего от тифа мужика) Базаров заражается и вскоре умирает. Это становится развязкой внутреннего, неразрешимого конфликта героя (глава двадцать седьмая).
В последней главе действие переносится в Никольское, в поместье Кирсановых, мы узнаем о счастливых изменениях, произошедших в их семействе, о судьбе Павла Петровича. И в этой же главе мы переносимся в деревню, где живут родители Базарова. Тургенев заканчивает роман описанием сельского кладбища, где похоронен Базаров. Глава эта является эпилогом одновременно образа Базарова, и образа Павла Петровича, и всего семейства Кирсановых.
Итак, условный круг замыкается: из родительского дома Базарова действие в последней главе вновь переносится в Марьино. Но здесь мы уже не наблюдаем передвижения героев. Действие далее переносится по воле автора. Из Марьина Тургенев вновь ведет нас в деревню родителей Базарова, на сельское кладбище. «Описанный полукруг» здесь повторяется дважды, сначала движение вперед, а затем на исходную точку его: родительский дом Базарова – Марьино – деревня родителей Базарова. Попробуем совместить оба полукруга (непосредственное движение героев и перенесение читателей в ту или иную точку по воле автора): Марьино (поместье Кирсановых) – город *** – Никольское (поместье Одинцовой) – деревня родителей Базарова – Никольское – город *** – Марьино – город *** – Никольское – деревня родителей Базарова – Марьино (здесь два полукруга смыкаются в единый круг) – деревня родителей Базарова. Так мы получаем единый условный круг, в котором движется все действие романа. Формально мы не можем назвать композицию кольцевой (впервые мы встречаемся с героями на Хохловских выселках, а расстаемся на сельском кладбище, где похоронен Базаров), однако движение героев и авторский переход в ту или иную точку действия образуют единый, цельный круг.
Таким образом, по своей простоте, четкости, стройности и соразмерности композиция романа Тургенева близка к композициям пушкинских произведений.
Николай Алексеевич Некрасов
Лирика
Анализ стихотворения
1. История создания произведения.
2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).
3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).
4. Особенности композиции произведения.
5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).
6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 373; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!