Авторская символика в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»



 

План сочинения

1. Вступление. Самое загадочное произведение Гоголя.

2. Основная часть. Авторская символика в поэме.

 Суть сделки Чичикова. «История похода за мертвецами».

 Развитие мотива бесовства в главе о Коробочке.

 Мотив дома и семьи.

 Мотив птиц.

 Мотив тьмы.

 Образ Ноздрева. Символическое сравнение Гоголя.

 Развитие мотива бесовства в главе о Ноздреве.

 Образ Собакевича. Тема медведя.

 Развитие мотива бесовства в главе о Собакевиче.

 Образ Плюшкина. Мотив паука и паутины.

 Развитие мотива бесовства в главе о Плюшкине.

 Развитие мотива бесовства во второй части поэмы (сплетни о герое).

 Мотив дороги в поэме.

3. Заключение. Глубина подтекста поэмы.

 

Поэма «Мертвые души», пожалуй, самое необычное произведение Гоголя. Авантюрный сюжет и реалистические персонажи соседствуют в нем с постоянным ощущением призрачного, мифического. О чем же говорит нам подтекст поэмы, какие темы и мотивы звучат в ней?

Попробуем проанализировать текст произведения. В основе заглавия поэмы лежит оксюморон. В основе сюжета – афера Чичикова, скупка этим персонажем душ умерших крестьян с целью заложить их в банке в качестве живых и получить за них большую сумму денег. С точки зрения православной религии сделка эта – безнравственна. Душа умершего человека возвращается назад к богу, где она будет держать ответ за все свои земные дела. Соответственно, она не может являться предметом торга. Безнравственна афера и жизненно‑бытовом плане. Исходной точкой в планах Чичикова является смерть. Мечты героя о благополучной и комфортной жизни основаны на смерти. Причем здесь речь идет не только о естественной смерти – от болезни или старости, но и насильственной или случайной – от пожаров, войн, несчастных случаев и т. п. Получается, что герою Гоголя выгодны чужие несчастья. Именно они являются фундаментом его будущей счастливой жизни. Остановившись в гостинице, Чичиков первым делом начинает выяснять, не было ли в губернии каких болезней – «повальных горячек, убийственных каких‑либо лихорадок, оспы и тому подобного…». И в этих вопросах – не прагматический интерес предпринимателя, не простое любопытство. Здесь включаются эмоции и даже чувства. Услышав о том, что у Плюшкина «люди, как мухи, мрут», Чичиков испытывает радостное волнение. Получается, что радость героя пропорциональна количеству человеческих несчастий – болезней, войн, пожаров, разбоя.

В связи с этим в поэме возникает мотив бесовства. Как замечает Д. Мережковский, «картины русского провинциального города 20‑х годов имеют кроме явного некоторый тайный смысл…: среди «безделья», пустоты и пошлости мира человеческого не человек, а сам черт, «отец лжи» в образе… Чичикова плетет свою вечную, всемирную «сплетню»[123]. Этот мотив бесовства сопровождает героя на протяжении всего повествования. Придя в хорошее расположение духа после разговора с Маниловым, первой удачной сделки, Чичиков «как он ни был степенен и рассудителен, но тут чуть не произвел даже скачок по образцу козла». Козел в русской литературной традиции ассоциируется с чертом, с нечистым духом. Думается, подобной символикой Гоголь во многом выражает свое отношение к герою. Пытаясь отыскать дорогу к Собакевичу темной, дождливой ночью, Чичиков неожиданно падает в грязь (пьяный Селифан опрокинул бричку). Падение это символизирует будущее разоблачение Чичикова в губернском городе, падение его авторитета среди чиновников, развенчание его имиджа «благонамеренного человека». Характерно, что именно после этого падения начались неудачи героя. Вместо Собакевича Чичиков в эту ночь попадает к помещице Коробочке. И здесь вновь возникает мотив бесовства. Коробочка богобоязненна, она сетует на непогоду: «Какое‑то время послал бог: гром такой – у меня всю ночь горела свеча перед образом». И далее она поражается виду своего гостя: «Эх, отец мой, да у тебя‑то, как у борова, вся спина и бок в грязи! где так изволил засалиться?». Теперь гоголевский герой сближается с боровом. Всем известна библейская притча об исцелении бесноватых Христом, когда бесы вселились в стадо свиней. Подтекст этот особенно очевиден в сопоставлении с христианской тематикой: «свеча перед образом». Далее вспомним диалог героев. Когда Павел Иванович, будучи не в силах выносить далее тупость, подозрительность и несговорчивость старухи, в сердцах посулил ей черта, то Коробочка вспомнила, что «третьего дня всю ночь…снился окаянный». Сон помещицы, таким образом, предваряет появление в ее доме Чичикова, и опять возникает параллель гоголевского героя с чертом. В этой же главе возникает мотив тайны и мотив суда – именно в доме Коробочки обнаруживается второе дно шкатулки Чичикова.

Здесь же в поэме возникает тема дома, семьи, своего гнезда. Комната Коробочки обвешана «картинами с какими‑то птицами»; утром после пробуждения Чичикова «приветствует» индейский петух; весь узенький дворик помещицы наполнен птицами; индейкам и курам у Коробочки нет числа; фруктовые деревья в саду накрыты сетями для защиты от сорок и воробьев, которые «целыми косвенными тучами переносились с одного места на другое». Мотив птиц здесь исследователи обычно связывают с образом Коробочки, однако попробуем рассмотреть его в более широкой перспективе. Птице, покинувшей гнездо, уподобляется человек, покинувший свой дом, свою семью. Таким человеком в поэме является Чичиков. Здесь исподволь возникает мотив странствий, бесприютности, жизненной неустроенности. Переезжая с одного места на другое, колесит гоголевский герой по России, гонимый мечтой о богатстве и комфорте. Низменность и суетность человеческих стремлений в поэме противопоставлены естественной жизни природы.

«Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец наш небесный питает их. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь?…Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники…Ищите же прежде Царства Божия и правды Его…», – читаем в Библии.[124] Таким образом, мотив птиц оборачивается здесь темой мелочности и суетности человеческой жизни, темой язычества, отхода от христианских заповедей и идеалов. Тема эта в поэме связана в первую очередь с образом Чичикова, главной заботой которого является достижение материального благополучия и комфорта.

Однако в главе о Коробочке есть и другие символические детали. Коробочка необыкновенно тупа, невежественна. «Дубинноголовая», – думает о ней Чичиков. Эти качества помещицы символически раскрываются в пейзаже, предваряющим встречу с ней Чичикова: «темнота была такая, хоть глаз выколи». Однако тьма здесь символизирует и неизвестность, перед которой стоит герой, неопределенность исполнения его замыслов.

После Коробочки Чичиков встречается с Ноздревым. Этот помещик кутила, лихач, игрок, забияка и дебошир. Кроме того, у Ноздрева имеется одна странная страсть – «нагадить ближнему», распустить о нем сплетни, небылицы, оболгать знакомого. Так, ему ничего не стоит расстроить свадьбу, торговую сделку и т. д. Характерно, что Гоголь сравнивает героя с псом (среди собак Ноздрев «совершенно как отец среди семейства»), и это сравнение символично. В Священном Писании слово «пес» «иногда означает такого человека, который пустословием своим или злоречием досаждает другим»[125]. Именно таково в поэме поведение Ноздрева. Характерно, что основная роль в разоблачении аферы Чичикова принадлежит именно Ноздреву.

Мотив бесовства здесь также продолжает развиваться. Так, Ноздрев, с его неуемной энергией, новыми, мгновенно возникающими идеями, кажется Чичикову «неугомонным бесом». Поняв, что поездка к этому помещику была глупостью, непростительной ошибкой, и, испытывая во время ночного сна дискомфорт, причиняемый «маленькими пребойкими насекомыми», Павел Иванович в сердцах посулил Ноздреву черта.

Далее Чичиков попадает к Собакевичу. Обрисовывая внутренний облик помещика, Гоголь подчеркивает его приземленность, грубые, материальные интересы, животное начало. Собакевич напоминает Чичикову «средней величины медведя», он по‑медвежьи неуклюж и неловок. Да и зовут его Михаилом Ивановичем.

Здесь в поэме вновь развивается мотив бесовства. Торгуясь с несговорчивым Собакевичем, Чичиков вновь вспоминает черта. Михаил Иванович же начинает расхваливать продаваемых им умерших крестьян. Причем о мертвых он говорит, как о живых, а о живых, как о мертвых. Собакевич же, думается, произносит и самую главную в поэме фразу, не вкладывая, однако, в нее излишнего морализирования: «Право, у вас душа человеческая, все равно, что пареная репа». Но за словами Собакевича мы угадываем мысли самого автора. Мораль, добро, любовь – все, по Гоголю, обесценилось в этом мире. Бессмертная душа человеческая может продаваться и покупаться. Здесь возникает мотив Мефистофеля, соблазняющего Фауста продать собственную душу. У Гоголя таким Мефистофелем является Чичиков, который уговаривает помещиков продать мертвые души крестьян.

Последний помещик, к которому приезжает Чичиков, – Плюшкин. Основные черты этого помещика – скупость, подозрительность, патологическая жадность. Имение его полностью запущено, крестьяне «мрут как мухи». Плюшкин практически потерял человеческий облик: при встрече Чичиков не может понять, кто перед ним – «баба или мужик». Помещика не интересует судьба его детей, он порвал все дружеские связи. «Прореха на человечестве» – такое определение дает ему писатель. В данном случае символичны многие детали быта и интерьера помещика. Так, атмосферу мертвенности, неподвижности, запустения в имении Плюшкина подчеркивают часы с остановившимся маятником, к которым паук уже приладил свою паутину. Упоминание о пауке здесь знаменательно. Если вспомнить замечание Собакевича о том, что у Плюшкина люди «как мухи мрут», то авторский намек здесь становится очевиден. Подобно пауку‑кровопийце, помещик губит жизни своих крепостных крестьян. Подобно пауку, Плюшкин опутан «тиной мелочей» жизни, не видя за ними главного. Упоминание о пауке, плетущем свою паутину, ассоциируется у нас и с самим Чичиковым, который с большим искусством ведет свои дела, «оплетая» помещиков паутиной лжи, любезности и лести. Паук с большим искусством плетет свою паутину, но она тонка и непрочна. Точно так же непрочны, мифичны все старания Павла Ивановича, тщетны его надежды. Само «предприятие» Чичикова – безнравственно и греховно. В этом смысле герой может быть назван «нечестивым».

Мотив бесовства и далее развивается в поэме. После разоблачения Чичикова вокруг имени его начинают ходить различные слухи. Павла Ивановича считают то капитаном Копейкиным, то Наполеоном, то Антихристом. Так проводится смысловая параллель: Чичиков – Антихрист.

Описывая жизнь и быт различных типов помещиков, Гоголь передает атмосферу неподвижности, духовной косности, российской тяжеловесности и неповоротливости мышления и образа жизни. Чичиков, в отличие от других персонажей, изображен в дороге, в движении, «в поиске». Но на верной ли дороге гоголевский герой? Вспомним содержание поэмы. Вот, Чичиков не может отыскать дороги к Манилову. По пути к Собакевичу Павел Иванович почувствовал, что «они своротили с дороги». Прощаясь с Коробочкой, он спрашивает ее, «как добраться до большой дороги». Уехав от Собакевича, Чичиков спрашивает мужика, как найти дорогу к Плюшкину. Создается впечатление, что герой плутает, не может найти верной дороги в жизни. Путь Чичикова – это путь его заблуждений, ошибок. Стало быть, Гоголь оставляет для героя возможность нравственного просветления. Вообще, образ дороги в поэме символичен. Н.Л. Степанов отмечает, что «в нем передана вера автора в будущее, пафос движения – в противовес застою, неподвижной косности «мертвых душ»…»[126]. Однако Гоголь здесь имел в виду прежде всего человеческое самосовершенствование, нравственные, душевные движения, нежели какие‑то внешние изменения в стране. Именно об этом он писал в «Авторской исповеди». «Все, более чем когда‑либо прежде, ныне чувствуют, что мир в дороге, а не у пристани, не на ночлеге, не на временной станции или отдыхе. Всё чего‑то ищет, ищет уже не вне, а внутри себя. Вопросы нравственные взяли перевес и над политическими, и над учеными…И меч и гром пушек не в силах занимать мир…Мысль о строении как себя, так и других делается общею. Со всеми замечательными, стоящими впереди других людьми случились какие‑нибудь душевные внутренние перевороты… Всяк более или менее чувствует, что он не находится в том именно состоянии своем, в каком должен быть…Но это желанное состояние ищется всеми…»[127]. Движение в «Мертвых душах» – это нравственное самосовершенствование, поиск правильного жизненного пути. И именно этим обусловлена бесконечность этого движения: человек неустанно должен стремиться к добродетели.

Таким образом, истинное содержание поэмы Гоголя – это раздумья писателя о нравственной природе человека, размышления его о русской душе, о суетном и вечном.

 

Иван Сергеевич Тургенев

 

Роман «Отцы и дети»

 

Тургенев‑пейзажист


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!