Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)
Поэма "Мёртвые души".
Сюжет основан на авторитете Чичикова, которая заключалась в покупке мёртвых душ. Чичиков, путешествуя по Руси, посещает помещиков.
События происходят во временной последовательности. Основным средством изображения русской жизни становится деталь. "Такого величие в изображении мелочей, как у Гоголя, мировая литература не знала".
21..
Александр Сергеевич Пушкин
Поэма "Медный всадник"(1833)
Пушкин рассказывает историю бедного чиновника Евгения, нежно влюблённого в Парашу. Мечты Евгения о семейном счастье разрушены. И Евгений обвиняет в трагедии своей жизни Петра 1, воздвигшего этот город.
22..
Александр Николаевич Островский (1823-1886)
Пьеса, драма "Гроза".
Рассказывается о трагичной жизни девушки Кати, покончившей самоубийством.
В детстве Катерина беззаботно жила с маменькой:"...жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька в ней души не чаяла, наряжала, как куклу". Катерину дома никогда не принуждали работать: «что хочу, бывало, то и делаю". Изо дня в день она ходила в церковь, слушала рассказы странниц и рукодельничала.
Но, попав во владения Кабановой, жизнь Катерины резко изменяется в противоположную сторону. Свекровь, подчинив всех, также собирается, и привить Катерине страх перед ней, матерью её мужа, который с детства привык жить под постоянным страхом перед своей матерью. Но Катерина была очень решительной и горячей девушкой. Ещё в детстве она доказала это, уплыв на лодке на 10 вёрст, когда она обиделась на родителей. Поэтому Катя непреклонна, но с каждым днём она поднимет, что не может дальше находиться в этом ужасном месте. Как только Тихон уезжает, Катерина отдаётся чувствам и встречается с Борисом. Ещё в самом начале Катя понимала, какой грех она совершает против данной его клятвой у алтаря. Катерина набожная и поэтому не смогла удержать в себе всю ложь и обман. Поэтому она всё рассказывает Тихону и Кабановой, после чего жизнь Кате кажется кошмаром. Её бросили все: Кабаниха, Варвара, уехавшая из дома, весь народ деревни и даже Борис, который казался ей самым надежным и выходом из положения. Показав, что жизнь её бессмысленна, Катерина кончает жизнь самоубийством. Они видит, что она никому не нужна, и что жизнь с таким грехом дальше не возможна. Смерть представляется Кате лучшим выходом из положения, лучше жизни: «Что домой, что в могилу-все рвано... В могиле лучше".
|
|
23..
Александр Иванович Куприн
Повесть "Гранатовый браслет".
Главная героиня-Вера Николаевна Шеина.
Гранатовый браслет-семейная реликвия Желткова, которая передавалась по женской линии. В центре браслета-зелёный гранат, который сообщает дар предвидения носящим его женщинам, а мужчин охраняет от насильственной смерти. Это было самое дорогое, что было в жизни Желткова.
|
|
-"Любовь должна быть величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться", - Апосов.
По Куприну, любовь-это мгновение (по Бунину-это в прошлом).
Новое возвращение к теме большой, всепоглощающей любви состоялось в повести “Гранатовый браслет”. Бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других интересов героя. Желтков убивает себя, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него “единственной радостью в жизни, единственным утешением, одной мыслью”. Эта повесть не столько о любви, сколько молитва ей. В предсмертном письме герой благословляет свою возлюбленную: “Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое!"”
Особо Куприн выделил фигуру старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она “...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире”, не знающей компромиссов. Княгиня Вера, женщина, при всей своей аристократической сдержанности, весьма впечатлительная, способная понять и оценить прекрасное, почувствовала, что жизнь ее соприкоснулась с этой великой любовью, воспетой лучшими поэтами мира. Любовь чиновника Желткова чужда той глубокой затаенности, в которой благородная скромность переплетается с благородной гордостью. “Молчать и гибнуть”... Этот талант не был дан Желткову. Но и для него “волшебные оковы” оказались милее жизни.
|
|
Например, в рассказе "Гранатовый браслет" любовь, по мнению А.И.Куприна, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении и честности. Такой является любовь Желткова к Вере Николаевне. Мелкий чиновник-мечтатель влюбился в светскую даму. Влюбился тайно, и, как следствие, безответно. Его письма не воспринимает всерьез Вера, подаренный браслет вызвал бурю негодования. А между тем напоминания об этих письмах и подарке поддерживают в душе Желткова надежду, уменьшают страдания любви. Он испытывал к Вере такую страстную, испепеляющую любовь, которую готов был унести с собой в могилу. Чиновник благодарен той, которая вызвала сие прекрасное чувство, возвысила его над этим суетным миром. Желтков боготворит свою возлюбленную, о чем свидетельствуют строка из его последнего письма: "Да святится имя Твоё".
|
|
О величайшей потребности любить рассказывает нам и Куприн. Его герой Желтков («Гранатовый браслет») – то счастливчик, которому было подарено умение любить. Этот человек испытывает великое чувство к замужней женщине, стоящей выше его по социальному положению. Никогда Желтков не сможет соединиться с ней, однако это для него не главное. Этот человек счастлив тем, что видит Веру Николаевну, дышит с ней одним воздухом, иногда может слышать ее голос. Ради своей любви, из-за нее Желтков уходит из жизни, в последний миг обожествляя свою любимую: «Да святится имя твое».
24..
Алексей Максимович Горький
Пьеса "На дне". (1903)
1)Рассказ "Челкаш".
Для Гаврилы деньги-всё. В город он приехал на заработки и хотел купить на зарплату землю, дом. Но ради денег он готов убить. Челкаш же не понимает, как человек может быть рабом денег : унижаться, просить, умолять других Челкаш презирает Гаврилу за его зависимость. Челкаш-внутренне свободный человек.
25..
Андрей Платонов
Рассказ "Юшка".
Проблемы:
1.взаимоотношения людей.
Так, например, Юшка, герой одноименного рассказа Андрея Платоного, был очень болезненным, слабосильным, болел чахоткой, плохо видел, выглядел старше своих лет, но добросовестно работал. Никому не желал зла и не делал ничего плохо. Жил очень бедно, даже пил вод, имея возможность купить чай (не позволял себе тратить деньги на чай и сахар). Он был беден и не имел своего угла, мало зарабатывал, но радовался и этому. Почему же люди его обожали? Он был не такой как все. Он не отвечал на обиду обидой и это злило людей. Дети бросали в него камни, а он наивно думал, что они так проявляют свою любовь к нему. Наверное, в этом и было его счастье: Юшка не понимал, на сколько люди жестоки.
2."Отцов и детей" или взаимоотношения в семье.
...Юшка мог жить лучше. Но..не мог. Потому что всё до копейки он отдавал сироте, которая училась на врача. Он считал это своим долгом. А сирота любила, уважала и ценила доброту Юшки. В знак уважения к этому человеку она сама хотела его вылечить, потому и училась на врача. А когда он умер, стала работать в городе, где раньше жил Юшка.
4.Умение радоваться жизни.
...Юшка радуется жизни, хотя больной... Почему? Потому что он жил, имея возможность помогать сироте. А как радовался природе, когда шёл в город!
4.Умение прощать.
...Юшка прощает людей за то, что они его обижают.
5.Влияние природы на жизнь человека (любви к природе, к прекрасному).
...Юшка любил природу. Когда шёл в город, то заходил в лес, любовался умирающими и рождающимися облаками, слушал голос рек, бормочущих на перекатах, гладил рукой кору деревьев, слушал пение птиц, жалел умерших жучков и бабочек. И, когда выходил из леса чувствовал себя совершенно здоровым человеком. Природа оздоравливала его.
6.ответственность человека за других людей.
7.Воспитание детей (сирота Юшки, дети жителей города)
8.Выбора.
26..
Иван Бунин
Рассказ "Чистый понедельник".
Героиня рассказа очень любит Москву, но особенно её привлекает архитектура древней Москвы. Вовсе не случайно она сняла квартиру на пятом этаже дома, из окон которого виден храм Христа Спасителя и старая Москва. Она очень богата, красива, любима, ведёт светский образ жизни. Но счастлива ли она? Нет. Почему? Её душа наполнена любовью. По утрам она посещала старинные монастыри, храмы, церкви, где могла часами наслаждаться песнопением храмов, старинкой росписью стен и потолков. Её привлекала красота древности. Она ходила на полузабытые кладбища, где на подгробиях читала надписи на языке, не понятном современникам. Она знала наизусть русские летописи и оказания, которые привлекали её своими сюжетами и звучностью языка. И любовь ко всему исконно русскому взяла вверх в душе героини. Она отказалась от радостей (мирской беззаботной жизни и ушла в монастырь, чтобы быть всегда рядом с тем, что было ей так дорого.
В рассказе "Чистый понедельник" главный герой живет любовью к своей невесте. Он полностью поглощен ею; он любит ее больше, чем она его. Она лишь позволяет себя любить. Они - безумно красивая пара, и все ими восхищены. Героиня ведет светскую жизнь: капустники в театрах, поэтические вечера, рестораны... Но ее поведение оказалось обманчиво. По-видимому, она давно тяготилась всей этой яркой жизнью, возможно,
понимала , что в будущем принесет страдания и нелюбимому человеку. В душе ее образовался "вакуум". Без объяснений она уходит в монастырь, потому что не хочет никого больше обманывать. А что он? Он так и не разлюбил ее и через много лет. Герои
этого рассказа живут любовью и честностью.
27..
Фёдор Михайлович Достоевский
Роман "Преступление и наказание" (1866).
Раскольников был равнодушен к жизни, но видел, как заключённых её любят.
На каторге Раскольников не отказался от своей идеи о праве сильной личности на убийство. Но ему приснится сон: Землю населили микроскопические существа-трихины. Болезнь была заразная и передавалась от одного к другому. Заразившись ею, человек чувствовал себе "Наполеоном", имеющим право убивать других. Реки крови полились на Земле, государство пошло на государство, люди перестали сеять хлеб, заниматься ремёслами. Наступил апокалипсис. В ужасе Раскольников проснулся и понял всю бесчеловечность теории, которой он следовал. Только после этого началось его духовное возрождение, возращение к людям.
1.Проблема социальной несправедливости.
Раскольников-студент, беден и задавлен нищетой. Живет на чердаке пятиэтажного дома, в каморке, похожей на шкаф. Он должен хозяйке и живёт на деньги, которые ему присылает мать. Но Никита не волнует сейчас. Почему? Он занят предстоящей работой (убийством).
Он идёт на "пробу", но представил весь ужас убийства и отказался от него, следовательно, узнал, что Лизаветы не будет-приговор: он должен убить, следовательно, сон.
Сон про лошадь-олицетворение страданий и безобразия убийства, следовательно, подслушанный разговор студента и офицера.
Дуня пошла работать гувернанткой к Свидригайлову, терпя там унижения. Затем ради брата, Раскольникова, соглашается выйти замуж за Лужина.
Теория Раскольникова.
Возникла на социальной почве. Молодой, умный, гордый человек возмущался тем, что одни имеют право на преступление и за это не рассчитываются, а другие живут в бедности, исполняя все законы, честно работая, при этом ничего не имея. Это, с точки зрения Раскольникова, несправедливо, и он создал свою теорию: обыкновенные люди-это те, которые служат для продолжения рода, послушные. Они творят настоящее. Необыкновенные же вносят новое слово, меняют ход истории, открывают новые законы и имеют право на преступление, разрешить себе кровь. Раскольников считал себя необыкновенным человеком. Если он не будет мучится после преступления совесть его будет чиста, то он-Наполеон. А если совесть замучает, то-тварь дрожащая. Он не смог перешагнуть через кровь.
Проблема понимания дружбы.
...Так, например, между Раскольниковым и Разумцевым была настоящая, мужская дружба. Несмотря на то, что они редко встречались, всегда помнили друг о друге и помогали друг другу:(Разумихина подыскивал другу работу, а тот к нему приходил, когда ему было трудно. Узнав о том, что Родион сильно заболел, Разумихина приходит к нему и остаётся на несколько дней, до тех пор, пока тот не выздоровел. Погруженный в свои болезненные размышления, мучаемый совестью, Раскольников не хотел видеть и дивна и гнал его прочь от себя. Но Дмитрий, понимая, что другу никто, кроме него, не поможет, насильно заставлял того есть, кормил из ложечки, купил ему одежду. А когда Разумихина узнал, что Раскольников-убийца, он не отказался от друга, не отрёкся, а решил с Дуней, сестрой Родиона, поехать в тот город, где Раскольников отбывал каторгу. Почему? Чтобы облегчить судьбу того.
28..
Лев Николаевич Толстой
Рассказ "Сила детства".
Толпа хотела убить городового, который, выступая на стороне власти, стрелял по людям. Народ ненавидел за это его и готов был убить. Но не сделали этого. Почему? Пожалели сына своего врага, когда узнали, что тот останется сиротой в случае смерти отца. Люди сумели простить: жалость к ребёнку победила.
29..
Виктор Астафьев
Повесть "Пастух и пастушка".
Проблемы:
1.добра, милосердия
2.взаимопонимания людей разных национальностей
3.выполнение своего профессионального долга.
Борис закрыл собой немца, которого хотел расстрелять солдат, потерявший рассудок: эти немцы сожгли всю его семью. Но расстреливать безоружных, раненых-это значит самому превратиться в убийцу.
Врач, дававший когда-то клятву Гиппократа, должен всегда приходить на помощь людям. Автор с чувством уважения рассказывает о враче, который на фронте спасал не только раненных русских солдат, но и немцев. Так случилось, что немцы были взяты в плен, но раненные были не только среди них, но и среди красноармейцев. И военный врач перевязывал всех, не спрашивая и не глядя, кто из них Русский, а кто немец. А врачу помогал один из немцев, который был легко ранен. И раненые, хоть наши, хоть чужие, понимали его, слушались, сносили боль, закусывая губы. Он до конца выполнял свой профессиональный долг и воспринимал наших, и немцев, прежде всего как людей, жизни которых зависели от него.
Война сделала всех несчастными, и они эти понимали: они являются заложниками этой страшной войны.
30..
Михаил Александрович Шолохов
Рассказ "Жеребёнок".
Так, например, Трофим, герой рассказа Михаила Шолохова "Жеребёнок», воевавший 5 лет, оказался в трудной ситуации. Дело в том, что он служил в эскадроне и у его кобылы родился жеребёнок, которого надо было убить. Почему? Он дезорганизовывал лошадей, отставал. Он вызывал жалость у красноармейцев, потому что вид у него был домашний, он напоминал детей. Но Трофим не смог выполнить приказ. Почему? Океане поднялась. Но жеребёнка закрутило в водовороте и он тонул. Трофим с риском для собственной жизни вытащил его на берег. А офицер, находящийся на другом берегу и наблюдавший за Трофимов, дач тому возможность спасти жеребёнка и только потом выстрелит в Трофима.
Шолохов утверждает, что даже на войне среди крови и смертей не были убиты человечность, доброта, любовь по отношению к животным (живому).
31..
Михаил Александрович Шолохов
Рассказ “Судьба человека”.
Вспомним судьбу Андрея Соколова, героя рассказа Михаила Александровича Шолохова “Судьба человека”. Во время войны русский солдат испытал все ужасы фашистского плена, потерял семью: в его дом попала авиационная бомба, жена Ирина и обе дочки погибли (от дома осталась
страшная воронка), в последний день войны в Берлине снайпером убит сын Анатолий. Судьба
разрушена. Душа Соколова стала каменной, мёртвой. Его глаза наполнены неизбывной
тоской, словно присыпаны пеплом. Слава богу, он возрождается, его душа отогревается, и в
этом ему помогает мальчик Ванечка, который тоже потерял близких. Два осиротевших
человека с судьбой, искалеченной войной, встретились и полюбили друг друга.
32..
Василь Быков
Повесть ”Сотников”.
В другом произведении о войне – в повести В.Быкова «Сотников» - говорится о том, как
меняется человек под влиянием сложных обстоятельств: одни становятся героями, другие –
предателями. Писатель показывает, как морально ломается физически сильный Рыбак и как
крепнет духом ослабленный болезнью и пытками Сотников. Иначе ведёт себя Рыбак: увидев
изувеченного Сотникова, он «ужаснулся при мысли, что то же самое могли сделать с ним».
Бася, 13-летняя девочка, оказавшаяся в «камере смертников» по вине партизан, оказалась
сильнее, мужественнее Рыбака, не выдала под пытками тех людей, которые прятали её.
Противопоставляя своих героев, автор подводит нас к мысли: Рыбак умирает раньше
Сотникова, умирает морально, теряя свою душу, превращаясь в зверя, предающего и
убивающего своего товарища ради того, чтобы выжить, а Сотников и маленькая Бася
черпают силы в любви к Родине…
33..
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!