Учение Г.Спенсера о государстве и праве



 

Военный тип.

Общество - своеобразный организм, сложный агрегат, развивающийся по общему закону эволюции - переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности. Общество взаимодействует с окружающей средой и испытывает на себе влияние этой среды, в результате складывается государство.

Основные обязанности Го - защита от внешних врагов и охрана общества от внутренних врагов. На этой основе сложился воинственный тип социальной организации. Ее характерные черты:

1. народ и армия имеют одинаковое строение, организованы на основе принудительного объединения,

2. место индивида в социальной иерархии определяется его статусом;

3. жизнь, свобода, собственность индивида принадлежат обществу;

4. государство устанавливает не только запреты, но и предписания; запрещены и подавляются все объединения и союзы.

Военный тип обществ, постепенно сменяется промышленным, основанным на взаимодействии общества с природой (индустриальная деятельность).

Государство - общество промышленного типа основано на равенстве, на свободных договорах и частной инициативе, на принципе эквивалента, поощряющем инициативу и предприимчивость, на “естественном распределении” благ по справедливости. Единственной обязанностью правительства является поддержание справедливости.

Главное различие военного и промышленного обществ в том, что индивиды служили для цели общества, а теперь общество должно служить для целей индивидов.

Спенсер одобряет организацию и деятельность рабочих профсоюзов.

Спенсер дал традиционный для либерализма перечень индивидуальных прав (безопасность личности, свободное передвижение, свободы совести, речи, печати и др.), обращая особенное внимание на право собственности и свободу частной предпринимательской деятельности.

Правительственное вмешательство в промышленность, торговлю и духовную жизнь Спенсер расценивал как пережиток военного режима.

Он одобрял избирательное право.

Спенсер обосновывал программу буржуазного пацифизма: “Основным условием возможности достижения высшего общественного состояния, как политического, так и всякого другого, является прекращение войны.

 

Политико-правовая концепция Ф. Ниц ш е

 

Государство, право, законодательство, политика представляют собой служебные орудия, средства, инструментарий культуры - проявление, обнаружение и образование космической по своим масштабам борьбы сил и воль.

Воля - специфическое свойство всех явлений (социальных и политико-правовых). Нововведения:

1. моральные ценности –натуралистические ценности.

2. Социология – учение о формах и образцах господства.

3. Общество – культурный комплекс.

4. Теория познания – перспективное учение об аффектах.

Ценность – это наивысшее количество власти, которое человек в состоянии себе усвоить.

Социально-политическая история - борьба двух воль к власти – воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада).

Высокая культура и развитие высших видов людей нуждаются в рабстве.

Возникновение Го - является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой. Ницше дает предпочтение культуре и гению перед Го и политикой

Кастовое деление: 1) гениальные люди – немногие; 2) исполнители идей гениев – стражи права, порядка и безопасности (царь, воины, судьи и другие блюстители закона); 3) прочая масса посредственных людей

Два основных типа государственности – аристократический и демократический.

Ницше развивает аристократическую концепцию права.

Право - вторичное, производное от воли к власти. Право есть преимущество. Право - результат войны и победы.

Естественное право - Право войны.

Без договора, – писал Ницше, – нет права. Право - признанная и засвидетельствованная власть.

Ницше восхвалял войну и отвергал мир.

Ницше – убежденный антисоциалист.

Он отвергал революции и восстания угнетенных, расценивая их как угрозу культуре.

Остро критиковал социалистические идеи. Он писал - мне бы хотелось, чтобы на примерах было показано, что в социалистическом обществе жизнь сама себя отрицает. Ницше говорил об уничтожении личности при социализме.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!